Галерея картин Мунка
Хронология творчества Эдварда Мунка
1892: «Фризы жизни». В 1889 Мунк (большую часть года живший во Франции) открыто высказался насчет натурализма в так называемом «Сен-Клудском манифесте». Законченная в 1897 картина «Меланхолия» характеризуется движением к абстракции: цветовые поля Мунк ограничивал контурными линиями. Формы, цвета и линии упрощены и стилизованы. Работа должна была отразить состояние души друга, страдающего от несчастной любви к замужней женщине. В 1892 он впервые отказался от участия в «Осеннем салоне» в Осло, отвернувшись от сообщества норвежских художников. В том же году он начал работать над так называемыми «Фризами жизни», основанными на записях из личного дневника. Самой известной и наиболее часто интерпретируемой работой цикла стала картина «Крик» (1893), символизирующая одиночество современного человека и его страх перед жизнью. В основе картины лежит чувство, пережитое Мунком во время одной из прогулок: «Солнце ушло прямо вниз — небеса стали красными, будто кровь. Я ощутил, как все вокруг меня исходит криком, пронизывающим природу». Другие знаменитые работы цикла «Фризы жизни» — «Страх» (1894), «Ревность» (1895) и «Отчаяние» (1898).
В конце 90-х появились первые картины без страха и отчаяния, характерного для прежних работ Мунка. Так, на картине «Плодородие» (1898) изображены люди на фоне гармоничной природы. Жизненные установки художника постепенно становились все более позитивными, о чем свидетельствуют, в частности, картины с изображениями полярной ночи.
1902: Мастер портрета. На рубеже веков Мунк завершил «Фризы жизни» и впервые выставил их в 1902. Одновременно художнику приходилось бороться с тягой к алкоголю; эта проблема усугублялась связью с его возлюбленной Туллой Ларсен. В1902 они расстались. Большую часть года Мунк проводил в Берлине, где стал популярным портретистом. Его портреты получали высокие оценки за то, что превосходно отражали характер человека. Верный своему девизу: «Я пишу мозгом», Мунк тратил несколько недель, наблюдая за заказчиком, чтобы затем написать портрет за какие-то несколько часов.
1910: Документальное отражение упадка. В 1905 он закончил одну из двенадцати вариаций картины «Девушка на мосту»; все они отличаются общим жизнерадостным настроем. Через два года Мунк воплотил в отдельных картинах свое потерпевшее фиаско влечение к Тулле Ларсен: в «Амуре и Психее» мы видим мужчину и женщину, которых неумолимо разделяет падающий между ними свет. На картине «Марат» изображено убийство мужчины женщиной. Мунк работал экспрессивными, широкими мазками, такой экспериментальный стиль характерен для серии «Зеленая комната» (1907). В 1908 Мунк перенес нервный срыв и более восьми месяцев провел в психиатрической клинике. После этого он уехал в Норвегию, где посвятил себя в основном написанию ландшафтов. В поздних автопортретах он безжалостно отразил собственный упадок. В 1927 в Берлине и Осло состоялись ретроспективы работ Мунка. В 1940 Мунк, после начала второй мировой войны отказавшийся от каких-либо контактов с оккупантами, написал свой последний автопортрет. Через четыре года он умер в Экели в возрасте 80 лет.
Дж. Лeнc
Tags:
- выставки мунка
- картины мунка
- крик мунка
- норвежский художник
- фриз жизни
- эдвард мунк
- экспрессионизм
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
Интересные факты из жизни художника
Эдвард Мунк прожил жизнь, полную несчастий и нелепостей. Он родился в 1863 году в семье врача в городе Летене (Южная Норвегия). Эдвард был одним из пятерых детей. Юноша не сразу решил стать художником и вначале поступил в Высшую политехническую школу. Тяга к живописи взяла верх и Мунк начал учиться у крупнейших норвежских живописцев того времени – Кристиана Крога и Фрица Таулова. В то время пейзаж был одним из самых распространенных жанров в искусстве Норвегии, но пейзажистом в чистом виде Мунк не стал.
Мунку было всего пять лет, когда умерла от туберкулеза его мать, а затем он потерял и старшую сестру. С тех пор тема смерти не раз возникала в его творчестве и жизненный путь художника с первых же шагов заявлял себя как жизненная драма.
Создав множество картин на тему болезни, смерти и самоубийства, Мунк повторил трагическую судьбу многих своих героев. В его жизни были запои, тяжелейшие нервные срывы, увлечение наркотиками и частичная потеря памяти.
Важным этапом для него стало попадание в психиатрическую больницу, где он познакомился с врачом-психиатром доктором Линде.
Этот талантливый психиатр отнесся к пациенту с огромным вниманием. Находясь в клинике, Мунк мог рисовать, к тому же он увлекся фото-искусством и начал делать пейзажные снимки и автопортреты
Доктор Линде с огромным интересом наблюдал, как пациент фотографирует сам себя, словно смотрит на себя со стороны.
Благодаря лечению в клинике Мунк собрался с силами и за несколько лет до смерти разобрал личный архив и обобщил свое литературное наследие.
Детство и юность
Эдвард родился 12 декабря 1863 года в норвежском городе Лётен в семье Кристиана Мунка и Лауры Катрины Бьёльстад. У мальчика была старшая сестра Юханна София и две младшие — Игнер и Лаура, а также брат Андреас. Детство будущего художника проходило в переездах: отчасти из-за профессии Кристиана — военный врач, отчасти в поисках более дешевого жилья.
Эдвард Мунк и его сестра Ингер
Хотя семья Мунк жила бедно, к их роду примыкали влиятельные творческие личности. Так, дальним родственником был художник Якоб Мунк. Дедушка Эдварда запомнился миру как талантливый проповедник, а брат Кристиана, Петер Андреас – выдающийся историк.
Когда маленькому Эдварду исполнилось 5 лет, мать умерла от туберкулеза, и хозяйство на себя взяла ее сестра Карен. Кристиан, будучи человеком религиозным, после смерти супруги впал в фанатизм. Он рассказывал сыновьям и дочерям холодившие кровь истории про ад, и на почве этого Эдварду часто снились кошмары. Чтобы сбежать от тревожных видений, мальчик рисовал. Уже тогда его эскизы выглядели талантливо.
Эдвард Мунк
В 1877 году от туберкулеза умерла старшая сестра Эдварда, София. Молодой человек был с ней близок, поэтому тяжело воспринял утрату. Печальное событие стало причиной разочарования в вере. В дневнике Мунк вспоминал, что отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки», но это никак не помогало девушке выздороветь. Дни, проведенные с умирающей сестрой, позже отразились в картинах «Больная девочка» и «Весна».
Болезни так или иначе преследовали семью Мунк. Вскоре после кончины Софи еще одна сестра Эдварда, Лаура, начала странно себя вести. Она часто тревожилась, закатывала истерики, в другие дни сидела тихо и ни с кем не разговаривала. Ей диагностировали шизофрению.
Автопортрет Эдварда Мунка
Кристиан видел в сыне инженера, поэтому в 1879 году, в 16 лет, Эдвард поступил в технический колледж. Ему легко давались физика, химия и математика. Несмотря на успехи, спустя год молодой человек отчислился, решив стать художником. Начинания мальчика отец не поддерживал: он считал занятия творчеством пошлыми. Несмотря на протесты, в 1881-м юный живописец поступил в Королевскую школу рисования в Осло.
В 1883 году имя Эдварда Мунка впервые услышали в норвежском обществе. В качестве творческого дебюта экспрессионист представил «Этюд головы». С этого началось становление великого художника.
Крик (1893)
Картина «Крик» — самый знаменитый шедевр норвежского художника экспрессиониста Эдварда Мунка. Многие современники художника полагали, что работа была написана в состоянии его душевного потрясения. Каждый видит в ней своё значение. Некоторые видят предсказание экологической катастрофы или безумной войны. Некоторые — психической болезни автора. Но редакция most-beauty считает, что главное — это впечатление, которое производит картина на зрителя.
На фоне пылающего неба, которое опустилось на дрожащие воды пролива, изображён мост. Мост разделяет картину на две части по диагонали. На переднем плане — нереальная фигура кричащего человека, лицо которого слилось в зеленовато-жёлтую маску ужаса. Изображение безумного кричащего существа, пересекаясь с цветом, формой мазков, передаёт зрителю мощнейшие эмоции. Сочетание двух цветов синего и красного создаёт основу картины, техника написания включает в себя как масло, так и темперу.
Картину несколько раз похищали, но причиной похищения были не огромные деньги, которые она стоит, а её воздействие на человека. Эта картина — предчувствие катастрофы XX века.
4
Эдвард Мунк и женщины
Эдвард Мунк пользовался успехом у женщин, особенно роковых и взбалмошных. Одна из его муз, Тулла Ларсен – требовала свадьбы и, по словам самого художника, преследовала его. Во время одной из ссор, случившейся в 1902 году, он был ранен из пистолета в левую руку — один из пальцев навсегда остался искалеченным.
Этот неудачный роман был одним из факторов, приведших к депрессии, сопровождавшейся параноидальными идеями и алкоголизмом.
Женщины на картинах Мунка – часть безжалостной природы и в то же время ее пленницы. Их можно увидеть на картинах «Мадонна», «Вампир», «Ревность», «Пепел» и «Поцелуй».
Сюжет и образы картины
На изображении легко угадывается вполне конкретное место. Это вид Осло-фьорда, который открывается с холма Экеберг в Норвегии, что являлась родиной художника. Далеко не всем известно, что “Крику” предшествовало несколько подобных работ.
Первую попытку отразить своё состояние на закате, что так запомнился автору, он сделал в картине “Отчаяние”. Следующим стало полотно, известное под названием “Меланхолия”, однако именно в “Крике” потенциал Мунка как художника раскрылся максимально ярко и полно.
Но что же изобразил творец? На картине явно угадывается мост, открывающий вид на фьорд. Под небом стоят люди, в вышине пылает закат. Но более всего взгляд притягивает центральная фигура полотна.
Как ни странно, но этот образ Мунк не стремился продемонстрировать как определённого человека. Ценители творчества художника говорят, что в своей работе норвежец решил отобразить не внешность, не личность, а звук. Вы скажете, что звук нельзя написать на холсте? Тогда посмотрите на “Крик” – и убедитесь в своей неправоте.
Несмотря на весьма размытые линии образа, многие детали прописаны настолько точно, что не возникает сомнений – Мунк акцент сделал именно на этого странного человека, что находится на переднем плане изображения.
Бросаются в глаза идеально закруглённые линии головы, рта. Их словно бы повторяют контуры цветов пейзажа, оттенки закатного сияния. Действительно возникает такое впечатление, будто всё вокруг повторяет кричащий звук вместе с героем картины. Не стоит забывать, что изначально полотно было названо “Крик природы”, но позднее художник сократил название.
Откуда взялся крик и ужас на картине
Так откуда же взялся этот бесконечный стон природы? По мнению некоторых ученых, это могло быть связано с природным явлением. В 1883 произошло извержение вулкана Кракатау, который вызвал оглушительный шум, самый громкий из слышимых на Земле. Говорят, что сейсмические толчки прошли семь раз вокруг земного шара с таким мощным звуком, что его было слышно на расстоянии 4800 км.
Сообщается также, что в результате извержения в атмосферу были выброшены миллионы частиц вулканического пепла, разлетевшиеся до самой Норвегии.
Другая теория больше связана с измученной и эмоциональной личностью художника. Мунк жил по соседству с психиатрической больницей, куда была помещена его сестра. Крик мог быть отражением тревоги и страданий. На картине изображен реальный пейзаж современного Осло.
Фото картины «Крик» на фоне пейзажа в Осло
С раннего возраста рисование было способом изолироваться от печали, которую Эдвард Мунк испытывал в семье. В картине он вспоминает захватывающий закат в Осло, который придавал небу и облакам драматический красный оттенок. На литографии художник добавил надпись на немецком языке: «Я почувствовал великий крик природы» (Ich fühlte das Geschrei der Natur).
Считается, что главный герой руками закрывает уши, чтобы «заглушить» стон природы. Очень легко неверно истолковать изображение как крик персонажа. В 1892, за год до полотна «Крик», автор написал «Отчаяние». Два холста очень похожи: цвета, небо, формат, пропорции… все идентично, кроме главного героя.
В картине «Крик» Мунка мужчину в пальто и шляпе заменяет таинственная фигура на фоне моста с исхудавшим лицом, которое трудно описать: это скелет, эмбрион, мужчина или женщина? Живой или мертвый человек? Какие эмоции он испытывает?
Роберт Розенблюм, историк искусства, предположил, что это лицо может быть вдохновлено мумией перуанского народа чачапойя. Действительно, в 1889 году Мунк учился в Париже после получения стипендии. Возможно, он видел эту мумию на выставке в Этнографическом музее на Трокадеро, и это правда, что сходство поразительно.
Работа была впервые показана публике в 1895 в галерее Бломквист в Осло. В то время было достаточно критики и многие ставили под сомнение вменяемость Мунка, настолько, что один студент-медик даже назвал его сумасшедшим.
Погружение в искусство
В 1902 году живопись всё более захватывает Мунка: жизненный опыт растёт, профессиональное мастерство тоже, вот они и соединяются на полотнах в виде символов и аллегорий. Солнечная беззаботность импрессионистов не для него, но чувства, и скрытые, и кричащие одновременно, были его религией. В Берлине впервые выставлен «Фриз жизни», немедленно приведя к мастеру новых поклонников и покровителей. Вслед за ними пресса наполнилась хвалебными отзывами.
Но Мунк не в силах ликовать, он слишком измотан: и слабым от рождения здоровьем, и душевными страданиями с самого детства, и тяжёлыми романами. Казалось, он разучился радоваться и доверять людям, нормальному общению мешали вспыльчивость и подозрительность художника, которые усугублялись с каждым годом. Нервные срывы стали случаться всё чаще, в конце концов приведя Мунка в 1908 году в психиатрическую клинику. Полгода, которые он провёл здесь, художник не оставлял занятий – это была потребность изливать душу посредством рисунков.
Поздние годы и смерть
В 1916 году художник переехал на виллу Экелю, близ Осло, где провел остаток своей жизни за написанием картин и ведением хозяйства. Через 2 года Мунк заболел испанкой и выздоровел, несмотря на хрупкость здоровья.
В 1930-м году художник практически ослеп на правый глаз после кровоизлияния в стекловидное тело. Это не заставило экспрессиониста бросить живопись. От крупных работ пришлось отказаться, но он продолжал делать наброски. Этюды с искаженными формами отражали восприятие художника окружающего мира после проблем со зрением.
В первой половине Второй мировой войны немцы оккупировали Норвегию. Последние годы Мунк жил в страхе, что его картины могут конфисковать из собственного дома. Но захватчики не трогали художника.
Смерть забрала Эдварда Мунка 23 января 1944 года. Он умер спокойно и тихо в своей постели от паралича сердца. Прах художника находится в почетной роще церкви Спасителя в Осло.
Автопортрет в полосатом свитере — последняя написанная работа Мунком
По завещанию живописца все картины, находившиеся у него дома, были переданы городу. Они составляют основную коллекцию Музея Мунка, основанного в 1963 году, также большое собрание работ художника принадлежит Национальной галерее в Осло.
Снова Париж: поиски продолжаются и новый удар
Приехав в 1889 году во Францию, Мунк идёт учиться в мастерскую Бонна, известного портретиста. Тот нередко делал замечания по поводу применяемых учеником цветов, но в целом хвалил его. Кроме занятий, молодой ищущий художник посещал выставки, музеи, а после увиденного пробовал себя в разных направлениях, к примеру, как импрессионист и пуантилист.
В конце года получает из дома печальную новость – умер его отец. Хотя теплоты в отношениях давно не стало (отец ворчал по поводу влияния богемной жизни на сына и его дружбы со странными личностями), смерть родителя стала для Эдварда потрясением. К тому же он не смог с отцом попрощаться – письмо запоздало. В результате на него обрушивается депрессия: он обрывает все связи, бросает учёбу, замыкается, допуская к себе лишь одного человека (датчанина Эмануэля Голдштейна, поэта, ставшего другом).
В этот тяжёлый период происходит переосмысление всей жизни, и художник, отринув всё напускное, с его точки зрения, выводит на первый план истинные чувства реальных людей, которые «дышат и чувствуют, любят и страдают…» Результатом тягостных дум становится картина под названием «Ночь в Сен-Клу», произведение искусства замешивания красок на слезах.
Биография Эдварда Мунка
Эдвард Мунк родился в многодетной семье военного врача. Детство Эдварда было абсолютно безрадостным. В глубокой старости художник вспоминал: «Болезнь, сумасшествие и смерть были черными ангелами, слетевшимися к моей колыбели, чтобы сопровождать меня на протяжении всей жизни».
После окончания школы Мунк какое-то время учился на инженера, но порвал с этой идеей, движимый стремлением заниматься живописью. В 23 года он выставил на суд зрителей свою первую картину «Больной ребенок», вызвавшую бурю негодования и давшую критикам повод для упреков в пессимизме и натурализме.
На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Это продолжалось около четырёх лет, и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла, и показав её тело. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец.
Позже он ещё несколько раз вступал в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми, в конце концов в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством. Всего он провёл там более полугода. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона.
В 1920-е годы у художника развилось глазное заболевание, из-за которого он почти полностью прекратил писать.
В последние десятилетия жизни к Мунку пришли слава и признание. В крупнейших городах Европы прошли его персональные выставки, в 1933 году он стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа.
Живопись
В последующие годы Мунк неоднократно участвовал в выставках, но его работы терялись среди яркости оттенков и громкости имен художников. В 1886 году Эдвард презентовал дорогую сердцу «Больную девочку» и получил шквал негативных отзывов. В одной из местных газет появилась такая рецензия:
Поводом для критики стала видимая незавершенность работы и бесформенность. Молодого художника обвинили в нежелании совершенствовать технику и развиваться.
А Мунк считал «Больную девочку» своим прорывом. В качестве модели ему позировала 11-летняя Бетси Нильсен. Однажды она обратилась к отцу Эдварда за помощью — ее младший брат сломал ногу. Девочка была так взволнована и красива с раскрасневшимися заплаканными глазами, что юный живописец попросил ее стать натурщицей.
После жесткой критики Эдвард перестал быть искренним, его живопись неинтересна и чопорна. Спустя год, в 1889-м, он попробовал еще раз рассказать о сестре в картине «Весна». Создавая ее, Мунк выступил как импрессионист: можно увидеть, как колышутся занавески, и ощутить солнечный свет, льющийся из окна.
На полотне летнему дню противопоставлена тяжелая атмосфера, которая царит в комнате. Рыжеволосая девушка, откинувшись на подушку, с тоской смотрит на пожилую женщину, в ее руках лекарство. В одежде нет ярких тонов, скорее похоже на траурный саван. Чувствуется, что скоро к ним в двери постучит смерть.
В конце 1889 года, когда Мунк уехал на обучение в Париж, пришло известие о смерти отца. Художник впал в депрессию, оборвал связи с друзьями. Это событие стало одним из ключевых в творчестве экспрессиониста. Он написал тогда в дневнике:
В память об отце Эдвард написал картину «Ночь в Сан-Клу». В квартире, залитой ночным светом, у окна сидит человек. Современные искусствоведы видят в этом образе как самого Мунка, так и его отца, ожидающего смерть.
Картина Эдварда Мунка «Меланхолия»
Вернувшись на родину, художник начал работу над циклом работ, который позже получил название «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти». В нем Мунк хотел отразить стадии становления человека — от рождения до кончины. В цикл вошли ключевые произведения: «Мадонна», «Крик», «Танец жизни», «Пепел». Всего 22 картины, разделенные на четыре группы: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть».
Входит во «Фриз жизни» и картина «Меланхолия» 1881 года. Критики не приняли ее с восторгом, однако отметили, что Мунк обрел собственный стиль — яркие очертания, простые формы и полумрак, царящий во всех работах. Полностью цикл впервые был представлен в 1902 году.
Картина Эдварда Мунка «Крик»
В творчестве Эдварда Мунка насчитывается не одна сотня картин, но самой известной из них стал «Крик». В привычном издании на ней изображено человекоподобное существо, небо окрашено яркими оранжево-красными оттенками. Крик, вырывающийся из безгубого рта гуманоида, словно плавит пейзаж вокруг. Позади видны еще две фигуры. В своем дневнике Мунк писал:
Под впечатлением от увиденного в 1892 году художник написал картину «Отчаяние». На нем вместо распространенного существа изображен мужчина в шляпе. Спустя год Мунк набросал пастелью гуманоида, затем нарисовал его же маслом. Позже к этим версиям добавились еще две. Особо популярной является изображение 1893 года, которое хранится в Национальном музее в Осло.
Картина Эдварда Мунка «Отчаяние»
Искусствоведы нашли место, где Эдвард мог увидеть картину. Интересен факт, что раньше вблизи этого места располагалась крупнейшая в Осло скотобойня и психбольница. Исследовательница творчества Мунка отметила:
Отсюда, вероятно, и взялся «бесконечный крик, пронзающий природу».
Картина Эдварда Мунка «Созревание»
1894 год ознаменовался появлением двух работ — «Созревание» и «Девушка и смерть». Обе картины совмещают в себе контрастные явления. Так, в «Созревании» над юной, хрупкой, испугавшейся своей наготы девочкой нависла черная, пугающая тень.
Картина Эдварда Мунка «Девушка и смерть»
В произведении «Девушка и смерть» пышнотелая красавица целует скелетообразную смерть, принимая ее как лучшего друга. Такое противопоставление характерно для модерна.
Мунк создавал картины в разных жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт. В поздний период его творчество стало грубым, а сюжеты — простыми. Чаще на его полотнах появлялись крестьяне и поля.
Мунк и луна
1 / 2
Эдвард Мунк. Лунный свет. 1895 годNasjonalmuseet for kunst, arkitektur og design
2 / 2
Эдвард Мунк. Танец жизни. 1899 годNasjonalmuseet for kunst, arkitektur og design
Как и многие художники эпохи символизма, Мунк любил изображать ночь. Луна завораживала его, ее образ можно встретить на многих картинах: «Лунный свет» (1895), «Танец жизни» (1899) и так далее. И всегда это изображение только полной луны: художник был убежден, что луна бывает только круглой, и отказывался признавать, что месяц — тоже луна. На его картинах сияние лунной дорожки на воде напоминает колонну, увенчанную золотым шаром. Некоторые исследователи У. Бишофф. Мунк. М., 2007. не без влияния фрейдизма считают, что это сексуальный символ: вертикальная лунная полоса — мужчина, а вода и извилистая береговая линия — женщина. Вполне вероятно, что это так: сцены с любовно-сексуальным подтекстом на картинах Мунка происходят ночью в присутствии странной колонны-луны.
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Нон-фикшн дня
Как The Beatles уничтожили рок-н-роллПушкин дня
Пушкин-русофилМонета дня
Сребреник
Архив
Как появился Эдвард Мунк
Хрупкое здоровье самого Эдварда, преждевременная смерть сначала матери, а позже нежно любимой старшей сестры сформировали тревожного молодого человека, который относился к природе с опаской, ведь все, что она делала – отнимала.
Одна из первых картин Мунка — «Больная девочка» — воспоминание об угасании сестры Софии. Изможденная, больная и отчаявшаяся поза сидящей на стуле женщины передают, вероятно, обреченность, которую чувствовал художник после смерти сестры. Страх и тревога пропитывают холсты и всех последующих работ автора.
Главная заслуга художника в том, что он одним из первых изобразил на картине внутренний мир – не «что я вижу», «как я вижу». Консерваторам это пришлось не по вкусу. Выставку Мунка 1892 в Берлине освистали. Но этим они только добавили художнику славы – среди прогрессивных людей стало принято восхищаться его картинами. «Я не верю в искусство, созданное не по зову сердца. Мои картины – это мой дневник. Я все это пережил сам. Искусство дало смысл моей жизни. Я верю в картины, написанные кровью сердца», — пояснял Эдвард Мунк.
Мунк и женщины
1 / 4
Эдвард Мунк. Вампир (Любовь и боль). 1893 годMunchmuseet
2 / 4
Эдвард Мунк. Ревность. 1895 годBergen Kunstmuseum
3 / 4
Эдвард Мунк. Пепел. 1894 годNasjonalmuseet for kunst, arkitektur og design
4 / 4
Эдвард Мунк. Саломея, или Автопортрет с Евой Мудоччи. 1903 годChristie’s
Эдвард Мунк пользовался успехом у женщин, но постоянно ввязывался в ужасающие любовные истории. Одна из его муз, Дагни Юль, была настоящей роковой женщиной 1890-х годов: творческая непредсказуемая личность, сводившая многих с ума (среди ее поклонников был также драматург Август Стриндберг). Другая — Тулла Ларсен — требовала свадьбы и, как считал Мунк, преследовала художника. Во время одной из ссор, случившейся в 1902 году, он был ранен из пистолета в левую руку — один из пальцев навсегда остался искалеченным.
Этот неудачный роман был одним из факторов, приведших к депрессии, сопровождавшейся параноидальными идеями и алкоголизмом. Во время восьмимесячного лечения в клинике Якобсона Мунк написал очень страшную сказку об Альфе и Омеге. Омега изменяет Альфе с животными, порождая от них детей, и он убивает ее, после чего гибнет от мести диких зверей. Такие женщины-губительницы — частые героини его картин («Вампир» из Музея Мунка в Осло, «Ревность» из коллекции Расмуса Мейера в Бергене, «Пепел» из Национального музея искусства, архитектуры и дизайна в Осло), гравюр («Саломея, или Автопортрет с Евой Мудоччи») и дневниковых записей.
Нехорошая картина
Устроители аукциона не ожидали такого результата — они рассчитывали примерно на 80 миллионов. Однако всего за 15 минут семь покупателей взвинтили цену до головокружительной высоты. Имя счастливчика, переигравшего своих претендентов, так и не было названо. Зато известен прежний хозяин «Крика» — это миллиардер Петер Олсен. Зачем ему понадобилось продавать «Крик»? По словам Петера, на вырученные деньги он хочет открыть новый музей Мунка в Норвегии и принять участие в праздновании 150-летия художника, которое состоится в будущем году. Благородная затея. Вот только все же непонятно — почему именно «Крик» был выставлен на продажу, а не какие-то другие произведения Мунка из коллекции Олсена? Бывший владелец признался, что все его детство прошло рядом с этой картиной, и настало время показать её остальному миру. Но ради такого дела можно просто устроить передвижную выставку. Зачем продавать-то? А может, Олсен, как и другие, тоже попал под власть суеверия? Ведь относительно трёх остальных вариантов «Крика», которые хранятся в музеях, в народе давно ходит молва: картина приносит несчастье! Известна история служащего национального музея в Осло, который однажды, перевешивая картину, уронил её, после чего у него начались невыносимые головные боли. Несчастный не выдержал страданий и покончил с собой. Другой служащий, который тоже уронил картину, попал в автокатастрофу и остался калекой. А один посетитель, рискнувший дотронуться до полотна, сгорел заживо в собственном доме. Что касается самого Олсена, то именно из-за «Крика» он не разговаривает с родным братом: в 2001 году Петер и его старший брат Фредрик, возглавляющий их компанию, оспаривали в суде права на владение этим полотном. Фредрик проиграл, и с тех пор братья стали врагами.