Эдвард мунк. жизнь и работа

Поздние годы

Мунка привлекали живописные природные просторы, но не только для рисования, ещё для сельского хозяйства. В 1916-м он обзавёлся обширным землевладением, где с удовольствием занимался выращиванием фруктов, зелени, овощей, разведением домашней птицы.

В 1918 году пережил «испанку», что было удивительно, учитывая слабость здоровья художника. Может, благотворно повлияла жизнь на свежем воздухе, в трудах не только профессиональных, но и крестьянских.

В 1930-м начались проблемы с глазами. Писать мастер стал гораздо меньше, но картины теперь отражают степень нарушения его зрения.

Последние годы прошли в тревоге: оккупация Норвегии нацистской Германией в 1940 году заставила художника вспомнить, что такое страх – настроения нацистов по отношению к представителям искусства и их произведениям менялись непредсказуемо. Так он и пережил войну.

Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года. Все хранившиеся у него работы 80-летний мастер завещал городу.

Эдвард Мунк. Эдвард Мунк (1863-1944) — норвежский живописец, театральный художник, график, один из основоположников экспрессионизма. — презентация

1 Эдвард Мунк

2 Эдвард Мунк ( ) — норвежский живописец, театральный художник, график, один из основоположников экспрессионизма.

3 Биография Его отец, военный врач, был глубоко верующим человеком. Когда будущий художник был еще ребенком, его мать и старшая сестра умерли от чахотки. Болезнь, страдание, смерть – темы, к которым Мунк постоянно возвращался на протяжении своего творческого пути, – были знакомы ему с раннего детства.

В возрасте 17 лет Мунк поступил в Королевскую школу рисования; за два года учебы он втянулся в художественные и литературные круги Кристиании, которые шокировали общество откровенными изображениями жизни богемы. Сюжеты, почерпнутые художником в этой среде, позже появились в его серии Фриз жизни.

4 В 1908, достигнув широкой известности и популярности в Норвегии, Мунк пережил сильное эмоциональное потрясение, вызванное алкоголизмом и горькими ссорами с друзьями.

Проведя восемь месяцев в санатории близ Копенгагена, он вернулся в Норвегию и поселился в пригороде Осло. Продажа гравюр и крупные заказы на монументальную декорацию общественных зданий обеспечили Мунку стабильный доход.

Он продолжал писать картины на темы, разработанные еще в молодости, и более спокойные пейзажи вплоть до смерти 23 января 1944 в Энеми, близ Осло.

5 В 1889 Мунк уехал в Париж, где познакомился с новыми направлениями в живописи – постимпрессионизмом и зарождающимся модерном. В 1892 художник участвовал в большой выставке в Берлине, но его картины были встречены враждебно.

В Германии Мунк овладел техникой офорта, в Париже экспериментировал с литографией и гравюрой на дереве, в которой широко использовал характерный для Гогена прием подчеркивания фактуры дерева.

В гравюре и литографии Мунк воплощал те же сюжеты, что и в живописи, но с гораздо большей энергией, силой и оригинальностью. Его гравюры – пожалуй, высшее достижение мастера.

6 «Крик» работа 29-летнего Эдварда Мунка «Я шел по дороге с двумя приятелями, вдруг солнце зашло и все небо стало кровавым, при этом я как будто почувствовал дыхание тоски. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый.

Вначале это был рисунок, позднее гравюра и, наконец, картина, написанная пастелью. Этот заход солнца над фьордом вызвал у художника длительное, болезненное беспокойство и отчаяние из-за того, что он был не в состоянии изобразить это явление, таким, каким оно перед ним предстало.

В результате все-таки появился рисунок на котором мы видим человека без лица на мосту. Этот человек — сам художник.

7 Самая известная работа Мунка картина «Крик», точнее, это была серия схожих картин. Изначально картина называлась «Отчаяние». Образ ужаса с этой картины, который Мунк оттачивал до конца своей жизни. «Крик» работа 29-летнего Эдварда Мунка

8 Тема, ставшая центральной в творчестве Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. Женщина в его работах предстает в различных ипостасях: как идеализированный образ девушки, как персонификация эротического женского начала или как ясновидящая, властная мать- смерть.

  • 9 «Вампир» Национальная галерея, Осло
  • 10 «Пепел» Национальная галерея, Осло
  • 11 «Женщина в синем» (Фрау Барт)
  • 12 «Звездная ночь» Музей Поля Гетти
  • 13 «Девушки на мосту»
  • 14 «Танец жизни»
  • 15 «Расставание» 1896
  • 16 «Убийца в переулке»

задний план

Осенью 1889 года Эдвард Мунк отправился в Париж, чтобы изучать местное искусство. Позже он переехал в Сен-Клу на Сене , всего в нескольких километрах от Парижа. Всемирная выставка дала ему возможность получить обзор современного искусства. В Париже Мунк познакомился с работами Гогена , Ван Гога , Тулуз-Лотрека , Кайботта , Каррьера , Энсорса , Уистлера и неоимпрессионистов . Первоначально его работы этого периода отражали его исследование импрессионизма , например, различные версии Die Seine около Сен-Клу или Весна на воротах Карла Юхана с 1890 года. Он создал во время своего пребывания во Франции, которое длилось до 1892 года с перерывами, но также его первые символистско-выразительные картины, которые стали определяющими для его творчества. Ночь в Сен-Клу — первый ключевой образ этого нового стиля, имеющий особое значение.

Первые несколько месяцев во Франции не были счастливым временем для Мунка наедине. Мунк чувствовал себя одиноким во французском мегаполисе. В начале декабря 1889 года он узнал о смерти своего отца, который внезапно скончался от сердечного приступа. В те дни его ближайшим другом стал датский поэт Эмануэль Гольдштейн. Он приблизил Мунк к идеям символизма и стал для норвежского художника таким альтернативным эго, что Мунк использовал его в качестве модели для ночи в Сен-Клу , картине, на которой он изобразил свою комнату и передал его настроение в то время. . В своих дневниковых записях он отмечал: «Как ярко было на улице. Казалось бы, был дневной свет. Это луна светит над Сеной. Он просвечивает через окно в мою комнату и отбрасывает на пол голубоватый прямоугольник. Пока я лежал и смотрел в окно, другие образы пролетали перед моими глазами , смутно и нечетко, как проекции волшебного фонаря «.

Помимо картин, зимой 1889/90 года были созданы важные автобиографические и теоретические сочинения Мунка, такие как его так называемый Манифест Святого Облака , в котором он окончательно отверг импрессионизм и натурализм и обратился к мистицизму и символизму с почти религиозным рвением. : «Люди должны были бы увидеть здесь святых, сильных и снять шляпы, как в церкви. — Я хочу создать целую серию таких образов. Больше не следует красить интерьеры, не следует людей, которые читают, и женщин, которые вяжут. Это должны быть живые люди, которые дышат и чувствуют, страдают и любят ». В смысле этого теоретического манифеста Рейнхольд Хеллер видит картину« Ночь в Сен-Клу » как манифест отстранения от чисто внешнего изображения реальности и реальности. Обратимся к искусству, которое предпочитало символы, чтобы выразить субъективное настроение художника. Это символизирует девиз Мунка: «Я рисую не то, что вижу, а то, что видел».

Происхождение, прием и варианты

Эдвард Мунк: лунный свет. Ночь в Сен-Клу . Офорт, 1895 г., 31,0 × 25,2 см, Тильская галерея , Стокгольм

Мунк представил « Ночь в Сен-Клу» , тогда еще под простым названием « Ночь» , впервые публично в качестве одной из десяти картин на ежегодной осенней выставке в Тиволи в Кристиании, нынешний Осло , с 6 октября по 9 ноября 1890 года. Купил здесь норвежский врач, геолог и коллекционер произведений искусства Фредрик Арентц за 100 крон, что составляло лишь треть от установленной цены в 300 крон. В 1917 году Норвежская национальная галерея приобрела картину из имения Аренца.

«Эксперименты в чужой среде» Мунка были восприняты негативно, иногда прямо враждебно, местной критикой, связанной с натурализмом

Только искусствовед Андреас Обер признал важность художественного развития Мунка. Он увидел в художнике «воплощение« четвертого поколения », эпохи, которая, очевидно, вот-вот начнется»

Мунк принадлежит к «поколению тонких, патологически чувствительных людей, которых мы все чаще встречаем в новейшем искусстве» и которые называют себя «декадентами». как дети излишне изысканной, сверхцивилизованной эпохи. В сидящей фигуре на картине « Ночь» он узнал «декадента» в прямом смысле этого слова »:« Он живет своей жизнью в мыслях, бесцельно глядя в темные воды Сены, которые мягко растрачиваются на многие из них. Закрытая жизнь ».

Выставка картины в Берлине в 1892 году стала для Мунка первым успехом. Он получил заказ на дальнейшие копии картины, четыре из которых он сделал к 1893 году, которые находятся в частных руках. В одном из этих вариантов символизм смерти подчеркнут еще больше, поскольку крест с двойным окном уменьшен до простого креста, а на столе стоит ваза с мандрагорой

В 1895 году Мунк снова вернулся к этому мотиву как часть сухой точки , что для Рапетти показывает, что художник осознавал важность ранней картины для своего дальнейшего развития. Ночь в Сен-Клу также оказала определяющее влияние на так называемую «синюю живопись» неоромантической школы в Норвегии

Очередной роман

В 1898 году Эдвард стал предметом страстной любви. Тулла Ларсен, которой художник сначала отвечал взаимностью, со временем стала излишне навязчивой, что пугало Мунка. Он не знал, как высвободиться из этих становящихся нездоровыми отношений

Тулла, чувствуя охлаждение со стороны своего мужчины, прибегла к демонстративной попытке самоубийства, чем на время вернула внимание испуганного Мунка. Но, видно, чаша была переполнена: в 1902 году в результате ссоры художник оказался с простреленной рукой

Возможно, он отбирал револьвер у женщины при очередных её угрозах самоубийства. На этом они расстались, но эмоционально художник был выжат.

Снова Париж: поиски продолжаются и новый удар

Приехав в 1889 году во Францию, Мунк идёт учиться в мастерскую Бонна, известного портретиста. Тот нередко делал замечания по поводу применяемых учеником цветов, но в целом хвалил его. Кроме занятий, молодой ищущий художник посещал выставки, музеи, а после увиденного пробовал себя в разных направлениях, к примеру, как импрессионист и пуантилист.

В конце года получает из дома печальную новость – умер его отец. Хотя теплоты в отношениях давно не стало (отец ворчал по поводу влияния богемной жизни на сына и его дружбы со странными личностями), смерть родителя стала для Эдварда потрясением. К тому же он не смог с отцом попрощаться – письмо запоздало. В результате на него обрушивается депрессия: он обрывает все связи, бросает учёбу, замыкается, допуская к себе лишь одного человека (датчанина Эмануэля Голдштейна, поэта, ставшего другом).

В этот тяжёлый период происходит переосмысление всей жизни, и художник, отринув всё напускное, с его точки зрения, выводит на первый план истинные чувства реальных людей, которые «дышат и чувствуют, любят и страдают…» Результатом тягостных дум становится картина под названием «Ночь в Сен-Клу», произведение искусства замешивания красок на слезах.

Критика

На Осенней художественной выставке 1886 года Мунк представил картину «Больная девочка». В этой работе художник воплотил болезненный образ умирающей сестры Софи. Юная девушка с осунувшимся бледным лицом опирается на высоко поднятую подушку. Рядом с ней сидит женщина с опущенной головой, тетя художника Карен. Она сливается с темным фоном картины, символизирующим скорбь всего дома. Фигура девушки выделяется в этом полумраке, словно она — источник света.

Больная девочка, 1885—1886

Художнику позировала 11-летняя Бетти Нильсен. Она обратилась к отцу Эдварда за помощью, когда ее брат сломал ногу. Красивое взволнованное лицо и красные от слез глаза так восхитили Эдварда, что он попросил девочку стать натурщицей. Мунк написал полотно, проникнувшись философией Йегера и его призывом «писать свою жизнь». Для художника этот холст был личным. На нем юноша отразил воспоминания о болезни и смерти любимой сестры: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление — прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки».

Критики были возмущены работой 23-летнего молодого человека.  Картину назвали «выкидышем», «намалеванным» этюдом, а Мунка обвинили в отсутствии техники и нежелании развиваться:

«Ради самого Мунка мне хочется, чтобы его картина ««Больная девочка»» была снята с выставки. Не потому, что она менее свидетельствует о его даровании, чем его предыдущие работы, но потому, что показывает его лень в области саморазвития. ««Больная девочка»» в ее теперешнем виде — это испорченный, наполовину уже стертый набросок. Это неудача»;

После шквала критики художник закрылся и последовал более консервативным направлениям. Он пишет портреты и пейзажи в стиле импрессионизма. Например, серию работ «комнат умирающего» и картину «Весна» 1889 года, в сюжете которой прослеживаются не только детские воспоминания о последних днях сестры, но и собственные ощущения живописца. В тот год художник тяжело болел.

Весна, 1889

В полотне сочетаются два направления. Большое количество деталей интерьера приближают его к реализму, а небрежность мазков — к импрессионизму. Как и в «Больной девочке», произведение с помощью цвета разделено на две части. Темные тона, олицетворяющие болезнь и смерть, постепенно перетекают в светлые. Градация цвета показывает переход от страданиям к белому небытию.

Поздние годы и смерть

В 1916 году художник переехал на виллу Экелю, близ Осло, где провел остаток своей жизни за написанием картин и ведением хозяйства. Через 2 года Мунк заболел испанкой и выздоровел, несмотря на хрупкость здоровья.

В 1930-м году художник практически ослеп на правый глаз после кровоизлияния в стекловидное тело. Это не заставило экспрессиониста бросить живопись. От крупных работ пришлось отказаться, но он продолжал делать наброски. Этюды с искаженными формами отражали восприятие художника окружающего мира после проблем со зрением.

В первой половине Второй мировой войны немцы оккупировали Норвегию. Последние годы Мунк жил в страхе, что его картины могут конфисковать из собственного дома. Но захватчики не трогали художника.

Смерть забрала Эдварда Мунка 23 января 1944 года. Он умер спокойно и тихо в своей постели от паралича сердца. Прах художника находится в почетной роще церкви Спасителя в Осло.

Автопортрет в полосатом свитере — последняя написанная работа Мунком

По завещанию живописца все картины, находившиеся у него дома, были переданы городу. Они составляют основную коллекцию Музея Мунка, основанного в 1963 году, также большое собрание работ художника принадлежит Национальной галерее в Осло.

Интерпретация

По словам искусствоведа Дитера Бухарта, Nuit à Saint-Cloud выражает меланхолию «между унынием, грустью и подавленным настроением» , что отражает чувства Мунка после смерти своего отца, которые он узнал вскоре после своего прибытия в Париж в 1889 году. Пустота комнаты, темнота, силуэт человека в тени, отражение двойного креста в окне — все это символы «смерти, печали и одиночества» . Внутреннее пространство служит зеркалом человеческой души, отделенным от внешнего окна окном. Мы находим это разделение в других картинах Мунка, таких как «Поцелуй» или «Больной ребенок» .

На выбор цветов повлиял физиолог Чарльз Генри , который в своем хроматическом круге приписывает доминирующим цветам синий и зелено-фиолетовый депрессивное и меланхолическое действие. Бишофф видит стилистическую близость к Ноктюрнам» Джеймса Макнила Уистлера , в которых мотив картины сливается с небом. Однако Родольф Рапетти считает, что Мунк не смог увидеть Ноктюрны Уистлера, и вместо этого ссылается на влияние внутренних картин Эдгара Дега .

Лечение и последние годы жизни

На рубеже веков Мунк много работал, но при этом все чаще употреблял алкоголь, и его здоровье ухудшалось. У него были галлюцинации и бред, он страдал манией преследования. Художник оказался в клинике, где пробыл восемь месяцев лечил психическое расстройство. После выздоровления он успокоился, и в его работах перестали преобладать катастрофизм и пессимизм.

Он творил в духе фовизма, драма сменилась лирическим настроением в его картинах, со временем он отошел от демонизации образа женщины. Мунк также любил графику, гравюру на дереве и литографию. Это позволило ему создавать новые варианты своих работ и использовать мотивы, к которым он любил возвращаться. Мунк создал около восьмисот рисунков, которые были хорошо приняты и оценены за их технику. Великий норвежец получал заказы на портреты, а также оформлял афиши и декорации к пьесам Ибсена.

На четвертом десятке жизни известный художник навсегда поселился в родной Норвегии. Критики и художественная общественность стали относиться к нему серьезно и с уважением. После Первой мировой войны Мунка включили в число классиков современного искусства. Хотя он избегал классификаций — потому что он поглощал мир всеми своими чувствами и давал свои впечатления миру в форме субъективного искусства — его талант, индивидуализм и чувствительность были оценены.

В 1918 году художник переболел испанским гриппом, но сумел оправиться от болезни, и даже написал автопортрет после испанки. В 1930 году у Мунка произошло кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза. Это событие привело к тому, что художник почти перестал заниматься живописью, рисуя лишь эскизы.

Мунк дожил до глубокой старости. Поздние полотна, изображающие художника, гуляющего по дому, читаются как попытка укротить одиночество, старость и подготовиться к неминуемой смерти.

Мунк умер через месяц и один день после своего восьмидесятилетия 23 января 1944 года в Экели, где он скрывался после вторжения Германии в Норвегию. В конце жизни за ним ухаживала хозяйка, иногда его навещали друзья. Художник тихо скончался — после ужина он заснул, и больше не проснулся. Он был похоронен с почестями, а музей его творчества (музей Мунка) был открыт в Осло к 100-летию со дня его рождения.

Фон

Поцелуй у окна (1892), более ранняя реализация мотива «поцелуй».

Норвежскому художнику- символисту Эдварду Мунку (1863–1944) пришлось справиться с болезнью, психическим заболеванием и смертью в своей семье, а также со строгим и сильно религиозным отцом. При жизни он испытывал разочарование в любви и слабое здоровье, вызывая у него приступы меланхолии ; Мунк тоже стал алкоголиком. Артист никогда не был женат. Это повлияло на его художественное творчество и эмоциональное состояние его картин. «Большинство фигур Мунка, — пишет Роберта Смит, — не сумасшедшие, а парализованы океаническими чувствами горя, ревности, желания или отчаяния, которые многие люди находили шокирующими из-за их эротизма, грубого стиля или намеков на психическую нестабильность». Хотя его картины шокируют, они отличаются эмоциональной честностью и цельностью, что делает их захватывающими.

Мунк экспериментировал с мотивом поцелуев пары как в живописи, так и в гравюрах на дереве еще в 1888–1889 годах. В многочисленных воплощениях этого мотива есть контраст между миром внутри и снаружи комнаты, в которой находится пара. Внешний мир кажется ярким и живым, в то время как интерьер комнаты вневременной, пара застыла в своих объятиях. В этом мотиве абстрактная форма пары, в которой лица двоих кажутся слитыми как одно, указывает на их чувство принадлежности и единства. Более поздние версии мотива не только объединили их лица, но и их тела. Мотив был частью серии, названной Мунком « Фриз жизни» , над которой он потратил более 30 лет своей карьеры. Цикл изображает этапы взаимоотношений между мужчиной и женщиной и является частью того, что Мунк назвал «битвой между мужчинами и женщинами, которая называется любовью». Он включает в себя изображения влечения, ухаживания, осознания и разочарования.

Погружение в искусство

В 1902 году живопись всё более захватывает Мунка: жизненный опыт растёт, профессиональное мастерство тоже, вот они и соединяются на полотнах в виде символов и аллегорий. Солнечная беззаботность импрессионистов не для него, но чувства, и скрытые, и кричащие одновременно, были его религией. В Берлине впервые выставлен «Фриз жизни», немедленно приведя к мастеру новых поклонников и покровителей. Вслед за ними пресса наполнилась хвалебными отзывами.

Но Мунк не в силах ликовать, он слишком измотан: и слабым от рождения здоровьем, и душевными страданиями с самого детства, и тяжёлыми романами. Казалось, он разучился радоваться и доверять людям, нормальному общению мешали вспыльчивость и подозрительность художника, которые усугублялись с каждым годом. Нервные срывы стали случаться всё чаще, в конце концов приведя Мунка в 1908 году в психиатрическую клинику. Полгода, которые он провёл здесь, художник не оставлял занятий – это была потребность изливать душу посредством рисунков.

Рекомендации

  1. Ульрих Бишофф: Эдвард Мунк . Taschen, Кельн 1988, ( ISBN  3-8228-0240-9 ) , стр.  18 .
  2. Ганс Дитер Хубер: Эдвард Мунк: Танцы жизни. Reclam, Штутгарт, 2013 г., ( ISBN  978-3-15-010937-3 ) , стр.  43–44 .
  3. Тон Скедсмо, Арне Эггум: Ночь в Сен-Клауде, 1890 . В: Эдвард Мунк. Museum Folkwang, Эссен 1988, без ISBN, кат. 24.
  4. Дитер Бухарт: Эдвард Мунк. Zeichen der Moderne . Hatje Cantz, Ostfildern 2007, ( ISBN  978-3-7757-1912-4 ) , страницы 43–44.
  5. Ульрих Бишофф: Эдвард Мунк . Taschen, Кельн 1988, ( ISBN  3-8228-0240-9 ) , страницы 18, 20.
  6. Ганс Дитер Хубер: Эдвард Мунк: Танцы жизни. Reclam, Штутгарт 2013, ( ISBN  978-3-15-010937-3 ) , страницы 41–43.
  7. Альф Бё: Эдвард Мунк . Bongers, Recklinghausen 1989, ( ISBN  3-7647-0407-1 ) , стр. 14.
  8. Рейнхольд Хеллер: Эдвард Мунк. Leben und Werk . Престел, Мюнхен, 1993. ( ISBN  3-7913-1301-0 ) , страницы 44, 46.
  9. Родольф Рапетти: Мунк и Париж: 1889–1891 . В: Сабина Шульце (Hrsg.): Мунк во Франкрайхе . Schirn-Kunsthalle Франкфурт-на-Майне в сотрудничестве с Музеем Орсе и Музеем Мунка в Осло. Hatje, Штутгарт 1992, ( ISBN  3-7757-0381-0 ) , страницы 91, 93.
  10. Рейнхольд Хеллер: Эдвард Мунк. Leben und Werk. Prestel, München 1993. ( ISBN  3-7913-1301-0 ) , стр.  44.
  11. Ганс Дитер Хубер: Эдвард Мунк: Танцы жизни. Reclam, Штутгарт, 2013 г., ( ISBN  978-3-15-010937-3 ) , стр.  45.
  12. Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна.

Анализ

Ночь в Сен-Клу (1890)

По данным Музея современного искусства , мрачная атмосфера «Поцелуя» отражает двойственное отношение Мунка к романтике. На картине 1897 года историк искусства Рейнхольд Хеллер считает «практически невозможным» разделить две фигуры, особенно там, где их лица встречаются и становятся одним целым. Он считает, что изображение влюбленных представляет их единство и в то же время представляет собой угрожающую «утрату индивидуальности, утрату собственного существования и идентичности», которая намекает на смерть.

Автор Станислав Пшибышевский (1868–1927) критически относился к слитым лицам, считая их «похожими на гигантское ухо … глухим в экстазе крови». Писатель Август Стриндберг (1849–1912) высказал аналогичное мнение, написав, что пара становится «сплавом двух существ, из которых меньшее в форме карпа кажется готовым сожрать большее».

Из-за сходства комнаты в «Поцелуе» с комнатой Мунка, представленной в « Ночи в Сен-Клу» , искусствовед Ульрих Бишофф считает, что в картине есть автобиографический элемент.

Творческий путь

В 1879 году Эдвард, по настоянию отца, поступил в технический колледж, где преуспел в точных науках. Через год страсть к живописи все же взяла верх: юноша решает стать художником и поступает в Королевскую школу рисования в Христиании. Старший Мунк считал это занятие неподобающим. На сторону мальчика встала его тетушка Карен, которая всегда поощряла его склонность к изобразительному искусству.

Наставником Эдварда стал художник-натуралист Кристиан Крог. Он был знакомым Фрица Таулова, дальнего родственника Мунков и известного живописца, который поддержал молодого человека во время разногласий с отцом. Крог ввел юношу в круг столичной творческой интеллигенции и познакомил с писателем-анархистом Хансом Йегером. По признанию Эдварда Мунка, этот человек оказал влияние на его творчество. Писатель считал христианство пережитком, приносящим одни беды. Религиозность и ее заповеди делают людей сухими и жестокими. Половое влечение, напротив — тепло и высшее наслаждение, спасающие от одиночества. Добродетель человека заключается в его искренности.

Богемные замашки художника: дружба с молодыми нигилистами, увлечение алкоголем, хождение по ресторанам — раздражали отца Мунка и ухудшили и без того натянутые отношения.

«Этюд головы», 1883 Девушка, разжигающая печь, 1883

Первой работой живописца стал «Этюд головы» в 1883 году в Дворцовом парке в Осло. На Осенней выставке того же года юноша представил «Девушку, разжигающую огонь в печи», написанную в реалистической манере. Картины не привлекли особого внимания, однако именно с них началось становление Мунка как живописца. При содействии Фрица Таулова в конце 1884 года художник получил стипендию и смог посетить Парижский салон.

Описание изображения

Мужчина в цилиндре ночью сидит в своей комнате у окна и смотрит на реку. Контрастная вертикальная и горизонтальная оси картины структурируют пространство. Они придают комнате вид пространства, чему также способствуют выдвинутая к краю фигура и штора, используемая как репуссуар на левом краю картины. Контур таблицы можно увидеть справа. В комнате преобладают темно-синие и фиолетовые тона. Отдельные пятна желтого, оранжевого и красноватого цвета — за исключением тлеющей сигареты — можно увидеть только снаружи. Полная луна освещает диван и пол бледным голубым светом. Он отбрасывает тень двойного поперечного окна в пустую комнату. Подвесной зонтик-светильник выключен.

Мунк и женщины

1 / 4

Эдвард Мунк. Вампир (Любовь и боль). 1893 годMunchmuseet

2 / 4

Эдвард Мунк. Ревность. 1895 годBergen Kunstmuseum

3 / 4

Эдвард Мунк. Пепел. 1894 годNasjonalmuseet for kunst, arkitektur og design

4 / 4

Эдвард Мунк. Саломея, или Автопортрет с Евой Мудоччи. 1903 годChristie’s

Эдвард Мунк пользовался успехом у женщин, но постоянно ввязывался в ужа­саю­щие любовные истории. Одна из его муз, Дагни Юль, была настоящей роко­вой женщиной 1890-х годов: творческая непредсказуемая личность, сводив­шая многих с ума (среди ее поклонников был также драматург Август Стриндберг). Другая — Тулла Ларсен — требовала свадьбы и, как считал Мунк, преследовала художника. Во время одной из ссор, случившейся в 1902 году, он был ранен из пистолета в левую руку — один из пальцев навсегда остался искалеченным.
Этот неудачный роман был одним из факторов, приведших к депрессии, сопровождавшейся параноидальными идеями и алкоголизмом. Во время восьмимесячного лечения в клинике Якобсона Мунк написал очень страшную сказку об Альфе и Омеге. Омега изменяет Альфе с животными, порождая от них детей, и он убивает ее, после чего гибнет от мести диких зверей. Такие женщины-губитель­ницы — частые героини его картин («Вампир» из Музея Мунка в Осло, «Ревность» из коллекции Расмуса Мейера в Бергене, «Пепел» из Национального музея искусства, архитектуры и дизайна в Осло), гравюр («Саломея, или Автопортрет с Евой Мудоччи») и дневниковых записей.

Смерть отца. Депрессия. Переосмысление творчества.

Осенью того же года Мунк отправился в Париж, где посещал уроки французского живописца Леона Бонна. Наставник высоко оценивал талант юноши, но не разделял его вольности в обращении с цветовой палитрой. Эдвард также активно экспериментировал со стилями. В картинах этого периода прослеживается влияние импрессионизма и пуантилизма 一 стилистического направления неоимпрессионизма. В основе обоих стилей лежит манера письма геометрическими раздельными мазками и отказ от смешения красок на полотне для достижения оптического эффекта.

В Париже свободное время художник посвящал не только музеям, экскурсиям и изучению классического искусства, но и выпивке:

В конце 1889 года приходит известие о смерти Кристиана Мунка. Это событие стало для художником тяжелым испытанием. Из-за задержки письма Эдвард не успел на похороны отца. Он впал в депрессию, прекратил посещать уроки Бонна, ушел в себя и отдалился от друзей.

Ночь в Сен-Клу, 1890

Художник посвятил покойному отцу «Ночь в Сен-Клу», одну из самых ярких картин парижского периода. Комната залита лунным светом, но в глубине, у окна, угадывается фигура человека. В этом образе искусствоведы видят как Кристиана Мунка в ожидании смерти, так и самого живописца.

В мае 1890-го года Эдвард вернулся домой, в Христианию, где прошла выставка его работ. Отзывы критиков были неоднозначными, но уже более теплыми. В конце года он опять вернулся во Францию.

В апреле 1892-го года Мунк посетил Салон Отверженных в Париже, где выставлялись Гоген и Ван Гог, которыми художник позже стал восхищаться. В этот период Мунк уже твердо шел собственным творческим путем

«Экспрессионистский» стиль художника обрел законченные черты: простые формы, символические сюжеты, драматические линии и большое внимание к цвету

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: