Одна картина на двоих: 9 историй о том, как друзья, братья и мужья помогали художникам писать шедевры

Сочинение описание

Когда мы смотрим на эту удивительную картину, то у нас возникает чувство свежести, которое придает нас утро нового дня. Очень приятно встать с самого утра и в чистой, прохладной комнате делать утреннюю зарядку, которая придаст сил на весь день. На переднем плане этой уникальной работы, мы видим девочку, которая занимается утренней гимнастикой. В комнате светло и уютно, так как наша героиня очень любит поддерживать чистоту и порядок.

Вся эта работа, наполнена светом и чистотой, так как художник использует очень светлые краски, которые позволяют добиться такого результата. Понятно, что девочка собирается в школу, так как на картине мы видим ее школьную форму, которая аккуратно уложена на стул, что еще раз подтверждает ее честолюбие. Мастер достаточно детально передает все предметы интерьера, так как мы очень отчетливо можем разобрать различные предметы, которые украшают эту светлую комнату.

Особенно прекрасным выглядит вазон, который очень сильно разросся и образует красивую арку, которая выглядит сказочно. Очень удачно и профессионально с ловлен свет, который имеет свои переходы, так как из комнаты мы переходим на улицу. Благодаря работе мастера, у нас появляется возможность перенестись в наше детство, так как каждый из нас, начинал свое утро подобным образом, а эта картина возвращает нас в это прекрасное и беззаботное детство, когда у нас была одна задача: просто учится и любить свою Родину, которая нас вырастила и постоянно о нас заботилась.

Изображенное утро, может служить очень хорошим примером для всех ребят, школьного возраста, так как подобным планом, мы улучшаем свое здоровье и свою производительность в течении всего трудового дня, а эта картина придает нам решимости и определенное настроение, так как от не исходит особенная, таинственная энергетика, которой заряжаешься на весь трудовой день.

История создания

Своим учителем и наставником художник считал Александра Дейнеку. Его поражала четкость и графичность работ Дейнеки. Используя близкие художественные приемы, Попков создал немало картин на тему современной действительности. Известность художнику принесли полотна:

  • «Строители Братской ГЭС»;
  • «Монастырь в Боровске»;
  • «Мезенские вдовы»;
  • «Мой день»

Художник любил русскую классическую поэзию. Картину Осенние дожди» Попков задумал написать во время поездки в Михайловское. Она проникнута лиричностью и любовью живописца к русской культуре. Картина является данью творчеству великого поэта. Молодой талантливый живописец видел в нем родственную душу.

Сочинение 3

Картина Попкова посвящена Пушкину и выражает восприятие художником образа великого поэта.

Как утверждают критики, полотно было создано на основании впечатлений от Михайловского, рядом с которым расположена могила Пушкина. Вероятно, поэтому картина выдержана в темных тонах, которые должны были выражать траурное настроение.

Поэт изображен во время дождя, который может символизировать скорбь о кончине поэта, олицетворяемую ненастной погодой, как символом слез.

Образ Пушкина на картине, сама его фигура не оригинальна. Поэт одет в черный фрак, руки скрещены на груди, и он смотрит вдаль. Колонны и перила также указывают на архитектуру девятнадцатого века. Попков, видимо, не собирался создавать принципиально новый образ великого поэта. Его целью было напомнить всем известного им Пушкина, показав при этом свои оттенки восприятия его и его творчества.

При этом художник изобразил великого поэта стоящим спиной к зрителям на фоне сельского пейзажа, на веранде особняка, хотя лицо поэта и наполовину повернуто, сделано это явно только для того, чтобы было понятно кто именно изображен на картине. Столь необычное изображение героя полотна можно объяснить идеей живописца, что Пушкин видел очень многое, потому что перед его глазами на картине раскинулась широкая панорама.

Кроме того, именно природа указывает, возможно, на то, что поэт часто обращался к ней в своих бессмертных произведениях. Кром того, люди, помещенные на картину должны были бы одеты в костюмы определенной эпохи, ассоциироваться с каким-то родом занятий. В то же время зеленые холмы и река на фоне ненастного неба выглядят нейтрально. Этим художник мог показать свое ощущение, что Пушкин в своем творчестве охватил очень много, желал показать широту его таланта.

Близко от места, где стоит поэт изображены кусты или деревья с желтой листвой. Это явно указывает на тему осени, которая была близка Пушкину. Достаточно вспомнить хотя бы Болдинскую осень – самый плодотворный период в его творчества.

Вместе с тем, яркие листья и белые детали здания несколько оживляют картину, делают ее не такой унылой, как если бы она была бы выдержана только в темных и блеклых тонах расстилающегося перед поэтом пейзажа.

Кроме того, осень может символизировать увядании. Особенно в сочетании с пасмурной погодой она говорит об уходе Пушкина от нас, о том, что время неумолимо отдаляет его.

`

https://www.youtube.com/watch?v=wBHS2j4YnHU

Особенности работы

Картина, которую написал Фёдор Павлович Решетников («Мальчишки»), понятна всем. А замысел её заключён в том, чтобы показать желание и волнения не только ребят, но и всего народа того периода времени.

Художественная композиция

В работе преобладают тёмные тона. Задний план в фиолетовых и синих цветах представлен звёздным небом. Бескрайний звёздный небосвод, рассыпанные в темноте мерцающие фонари, лучи света, пробивающиеся сквозь занавески на окнах домов, навевают воспоминания о свойственных каждому мечтательных любованиях звёздами. Картину Решетникова «Мальчишки» условно можно поделить на три части:

  • Верхняя, которую занимает вечернее небо.
  • Центральная, с мерцающим огнями городом.
  • Передняя, с изображёнными мальчиками.

Главными героями в центре полотна выступают три мальчика, которые взобрались на крышу многоэтажного дома. Их весьма выразительные лица особо детально описаны автором. Ребята различны по внешним признакам, но схожи в своих устремлённых вверх взглядах и свойственных тому времени детских мечтах о неизведанных просторах галактики. И это неслучайно, ведь к моменту написания картины прошло десятилетие после того, как космос уже был покорён советскими космонавтами.

Описание полотна

Возможно несколько вариантов описания картины Решетникова «Мальчишки», ведь каждый видит в ней что-то своё.

Автор полотна запечатлел тот момент, когда ребята увлечены и совершенно не замечают происходящего вокруг. Их взгляды устремлены к прекрасному и манящему загадочностью звёздному небу. Очень тонко передал автор картины глаза мальчиков, которые полны какой-то таинственности и детского восторга.

Вокруг ребят распростёрся ночной город, погружённый в атмосферу тёплого летнего вечера и сладко дремлющий в невесомой дымке. Он как будто полностью воссоединился с ночным звёздным небом, а это необычайно красивое действо притягивает заинтересованные взоры юных мечтателей в манящий множеством загадочных вопросов небосвод. Его таинственность подталкивает ребят на задушевные разговоры.

Автор очень тонко передал дивное таинство ночи, навевающее зрителю мечтательные воспоминания под луной. Такие моменты весьма значимы, ведь они окрыляют человека, воодушевляют на безумные поступки и вдохновляют на пути к заветной мечте. Настроение, передаваемое картиной Решетникова «Мальчишки», вселяет в душу оптимизм и веру в светлое будущее.

ТВОРЧЕСТВО

Остаде написал большое количество жанровых картин малого формата и большей частью юмористического содержания, повествующих о жизни горожан и крестьян.

Для первого периода творчества А. ван Остаде, к которому относятся около 40 полотен, характерны чёткие, живые образы и едкий юмор.

Картины второго периода отличаются мастерским владением полутенями, наивностью сюжетов и мягкостью юмора. Теперь он предпочитает светлые тона, пронизанные ярким светом и подчеркнутые игрой полутонов («В школе», 1641, Париж, Лувр; «Крестьянский дом», Брюссель, собрание Т. Медденса; «Странствующий музыкант», 1648, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Палитра художника отличается холодными желтыми тонами, иногда коричневыми, или какими-то необыкновенными «золотисто-зелеными», а также богатой гаммой прозрачных синих и оранжевых с розовыми, сиреневыми и коричневыми оттенками («Драка крестьян», Мюнхен, Старая пинакотека; «Веселые пьяницы», Гаага, Маурицхёйс; «Сельский концерт», ок. 1650, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Два «Семейных портрета» (1654, Париж, Лувр, и Гаага, музей Бредиуса), написанные в черных и коричневых тонах, лишены всякой фантазии, живости, но и вульгарности, в которую художник иногда впадает.

Картины третьего периода (в большинстве своём интерьеры с изображением людей) выделяются тщательностью исполнения и светлыми, сияющими тонами. Произведения проникнуты настроениями умиротворенности, лиризма, тонкого юмора («В деревенском кабачке», 1660, Дрезден, Картинная галерея). С сердечностью и проникновенностью обрисован живой образ голландского крестьянина в картине «Флейтист».

Остаде еще более удаляется от брауверовской выразительности в картинах «Постоялый двор» (Лондон, Бэкингемский дворец) и «Отдых путешественника» (1671, Амстердам, Гос. музей). Жизнерадостность и веселая атмосфера в знаменитой картине «Деревенский скрипач» (1673, Гаага, Маурицхёйс) будут восприняты его многочисленными учениками и подражателями, такими, как Корнелис Дусарт, который завершил несколько его картин, Корнелис Бега, М. ван Мюсхер и Рихард Бракенбург.

Тему творческого труда раскрывает картина Остаде «Живописец в своей мастерской» (1663, Дрезден, Картинная галерея) — своеобразный автопортрет художника. Мягкий свет, проникая сквозь большое окно с узорчатыми плетениями, освещает и объединяет разбросанные в беспорядке вещи, скромную обстановку мастерской и фигуру углубившегося в работу живописца за мольбертом. Вид мастерской и самозабвенно работающего в ней художника вызывает доброе чувство: просторное помещение, залитое светом из красиво зарешеченного окна, беспорядок, который можно счесть творческим… Все выполнено в теплых гармоничных тонах. Одним словом, картина создает романтическое настроение, вызывает грусть по былым временам и состоянию полной погруженности в творчество.

Работает

Инвентарь и музеи

Когда Адриан ван Остаде умер, запас его непроданных картин составлял более двухсот штук. Его репродукции выставлялись на аукционе одновременно с картинами. Пятьдесят из них, наиболее датируемый 1647-1648, были проданы в 1686 году В конце XIX — го  века, Джон Смит dénombrait 385 картин ван Остаде, в то время как в 1910 году Корнелис Hofstede де Гроот , в его каталог рассуждения основаны на том , что из Смит оценил их число более 900.

Его офорты стали предметом резюмирующего каталога работ Луи Годфруа. Вскоре его заменит том из собрания Холлштейна .

Сегодня искусство ван Остаде можно изучить с помощью большой серии работ, часто датированных, которые украшают каждую европейскую столицу. Европейские музеи с наибольшим количеством — это Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Лувр в Париже и Рейксмузеум в Амстердаме. Несколько примеров также можно найти в собраниях английского двора (Royal Collection) . Художник также представлен в некоторых крупных американских музеях. Однако многие интересные работы находятся в частных коллекциях.

Подпись

Подписи Ван Остаде время от времени меняются, но первые две буквы обычно переплетаются. До 1635 года он писал свое имя Остаден . Позже он использовал длинное s (ſ), а иногда подписывался заглавными буквами.

Цена

Цены, по которым Ван Остаде продавал свои работы, неизвестны; однако благодаря им он, кажется, смог очень хорошо зарабатывать на жизнь. Некоторые картины, которые стоили эквивалент 50  евро в 1750 году, стоили почти в двадцать пять раз больше, чем сто лет спустя, а граф Дадли в 1876 году предложил эквивалент 4130  евро за интерьер деревенского дома.

Сегодня картина « Крестьяне, гуляющие в трактире» , подписанная и выполненная около 1633 года, согласно Б. Шнакенбургу, оценивается примерно в 68–91 тысяч евро, а «  Крестьяне, танцующие в сарае» , подписанные и датированные 1635 годом, в большем формате оценивается в 350 тысяч. и 400 000  . Это две работы из первого периода художника.

Рисунки и акварели

Нам известно более четырехсот рисунков. Большинство из них состоит из набросков мелом или тушью. Это самостоятельные работы или проекты для его многочисленных картин и гравюр.

В последние годы жизни он написал прекрасные акварели на бумаге. Сначала он разработал свою композицию в подготовительном этюде, затем он нарисовал ее контуры острым инструментом на листе того же размера, который затем обработал акварелью.

Популярные сочинения

  • Сочинение «Доброта лучше красоты» Среди многочисленных понятий в нашей жизни, которые напрямую связаны с человеком, есть такие, без которых существование людей на земле немыслимо.
  • Что значит быть хорошим сыном или дочерью сочинение Кто может любить нас так, как мама? Кто не будет спать ночами, чтобы успокоить и укачать и под утро наконец поспать пару часов перед тяжелым рабочим днем?
  • Сочинение-описание по картине Письмо с фронта Лактионова Александр Иванович изобразил на картине ожидание положительных вестей с фронта. Данная тема относится ко времени жестокой и страшной войны между советской державой и нацистами

«Последний день Помпеи» Брюллова (1833 г.)

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г. Государственный Русский музей.

Без преувеличения мы знаем о трагедии Помпей в первую очередь благодаря Карлу Брюллову (1799—1852). Когда-то он произвёл фурор и в Италии, и в России своим шедевром. И все потому, что он нашёл удивительный баланс между правдой и вымыслом.

Брюллов изобразил настоящую улицу. И даже часть героев — это реальные люди. Их останки Брюллов видел при раскопках.

Но художник показал эту катастрофу безумно … красивой. Коей она, конечно, не была в реальности.

Получается, что зритель сочувствует этим людям. Но не ужасается страшным подробностям. Несчастные Брюллова божественно прекрасны даже за мгновение до смерти.

«Последний день Помпеи» никто не смог превзойти по популярности у современников. Художника носили на руках: ведь он разделил историю русской живописи на «до и после». С тех пор, с 1833 года, о русском искусстве заговорил весь мир.

О картине читайте в статье «Последний день Помпеи: почему это шедевр»

Биография художника

Алексей Кондратьевич Саврасов родился в 1830 году в Москве, в небогатой купеческой семье. Его детство прошло в Замоскворечье. С ранних лет Алексея привлекало искусство. В 12 лет мальчик прекрасно владел кистью, писал пейзажи гуашью и акварелью. В 14 лет он поступает в Московское училище живописи и ваяния. В тот же год учеба была прекращена из-за болезни матери. В1848 году Алексей вернулся в училище благодаря художнику, возглавлявшему пейзажный класс, К. И. Рабусу, и генерал-майору И.Д. Лужину.

Московское училище живописи, ваяния и зодчества, как передовое учебное заведение России, было центром художественной жизни Москвы.

Учитель и наставник Карл Иванович Рабус проявлял интерес и к романтическому и к реалистическому направлению в искусстве. Эта двойственность интересов имела большое влияние на юного живописца. Рабуса называли видописцем. Он писал виды Москвы и разных стран. Это было хорошей школой видовой живописи для учеников. Становление художника Саврасова происходило на рубеже двух направлений: романтизма и реализма.

В 1848 году Саврасов написал виды Москвы с Воробьевых гор. За представление этих эскизов он был отмечен лучшим учеником в отчете Московского художественного общества. В 1849 году по совету Рабуса Саврасов совершает поездку на Украину, где пишет работы, принесшие ему первую славу. В молодом живописце увидели надежду русского искусства. В 1850 году за картины «Вид Московского Кремля при лунном освещении» (1850) и «Камень в лесу у Разлива» (1850) Саврасову присваивается звание художника. Спустя три года он приезжает на Украину уже вполне определившимся живописцем.

В 24 года Саврасов получает звание академика за картины «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума» (1854) и «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854).

В 1857 году Саврасов женился на С. К. Герц (сестре его приятеля Константина Герца). В тот же год, после смерти Рабуса, Саврасову предложили руководство пейзажным классом. В России после смерти Николая I началась «эпоха реформ».  В эпохальные 60-е годы Саврасов был в центре внимания художественной жизни Москвы. В его доме собирались «на чашку чая» и обсуждали вопросы искусства и общества писатели, художники, искусствоведы… В 1862 году Саврасов посетил Всемирную выставку в Лондоне, побывал во Франции, Дании и Швейцарии. Эти  поездки стали мотивом создания прекрасных европейских пейзажей: «Вид в Швейцарских Альпах» (1862); «Озеро в горах Швейцарии» (1866).

В 70-е годы художник посещает Ярославль, Нижний Новгород, Кострому…

На полотнах художника («Разлив Волги под Ярославлем»(1871), «Печерский монастырь на Волге под Нижним Новгородом» (1871)) великая река Волга олицетворяет «убогую и обильную, забитую и всесильную» Русь.

В живописном приволжском городе Ярославле художник жил с семьей несколько месяцев, сняв большую квартиру. Его счастливая жизнь внезапно была омрачена трагическими событиями: умерла новорожденная дочка и тяжело заболела жена.

Весной 1871 года, испытывая тяжелейшие утраты, художник начинает работу над картиной «Грачи прилетели».

70-е годы — период творческого расцвета живописца. Любимыми сюжетами становятся приветливые радуги, заливные луга, омытые дождем, склонившиеся над прудом плакучие ивы, утренние и вечерние зори, зимние леса, деревенские околицы, косяки перелетных птиц над убранными полями…

В 1870-е годы воспитанники Саврасова писали природу с чувством единения с ней. Игорь Грабарь писал о вдохновении художника и его преданности ученикам:

В восьмидесятые годы живописец оказался в стороне от художественной жизни Москвы. Ему не хватило силы духа, чтобы выдержать нападения критиков и сохранить веру в будущее. Уходя от наболевших вопросов, он начал топить свою горькую думу в вине. В 1882 году его уволили из училища. Его картины перепродавались, а мастер получал за них жалкие копейки. Однако до конца своих дней художник успешно работал в графике и писал мастерски свои замечательные пейзажи. Так сложилась судьба одного из талантливейших живописцев.

Вариант 2

Солнечное тихое начало дня изображено на картине Татьяны Николаевны Яблонской « Утро». Нашему взору открывается часть комнаты с главным персонажем картины высокой, стройной девочки лет тринадцати. Она очень красивая и высокая, особенно отличается ее стройная фигура.  Присмотревшись можно сразу угадать сюжет картины, девочка после сна делает зарядку, солнце уже достаточно высоко, окна распахнуты, она тянется руками вверх,  в стороны, что в сочетание с ее превосходной фигурой придает ей сходство с балериной. В произведение присутствует летнее настроение, об этом говорят такие детали как открытый балкон, и теплый белый свет, льющийся из окон.

На переднем плане картины, мы различием стол на котором стоит уже готовый завтрак, и в нашем воображение сразу рисуется образ одного из заботливых родителей, которые своей любимой дочке, заранее поставили покушать. С левой стороны находиться не заправленная, наверное еще, теплая постель. Сама девочка одета в очень короткие шорты и белую обтягивающую майку, волосы сплетены в одну косичку, вид у девочки очень привлекательный и трогательный  она очень похожа на спортсменку художественной гимнастики и очень гармонично сочетается со всей обстановкой комнаты в своей позе она также похожа на маленькую птичку, точнее на ласточку.

На заднем плане изображена стена без обоев, с открытым нараспашку балконом, что говорит об очень теплой и ясной погоде. На стене висит тарелка с рисунком двух птичек и горшок, с висячим растением, который распространился в проеме балкона и придал ему особый вид как будто это окна старой усадьбы или имения. Возле окна стоит стул со школьной формой и пионерским галстуком. На основе всего можно предугадать дальнейший сюжет как наша героиня делает зарядку, чистит зубы и с аппетитом принимается за еду, потом одевается, целует родителей и весело отправляется в школу по майским цветущим улицам.

Картина буквально излучает уют, спокойствие и особую юношескую радость смотря на полотно, охота самому оказаться в детстве в то беззаботное самое лучшее время нашей жизни, и конечно-же познакомиться с этой милой, очаровательной девочкой.

Обобщая все вышенаписанное, хотелось бы отметить, что произведение Татьяны Николаевны « Утро », действительно удивительное произведение искусства, с одного взгляда на которое подымается настроение, и на душе становиться немного легче. Лично для меня эта картина стала одной из самых любимых.

Вариант 3

На этой картине, нашему вниманию простирается печальный вид осеннего пейзажа. Пышная желтая листва, несмотря на непогоду, радуют нас своей позолотой. Словно в ней, скопились за все лето столько тепла, что теперь листья щедро раздают его, но это не как не может помешать, проливному дождью. Вид на картине, расположен возвышенно, это подтверждают ступени, уходящие вниз, которые словно уводят наш взгляд к извилистой, грустной речке. А прямо за ней необъятный простор, в который мы пытаемся устремить свой взгляд все дальше и дальше, но мы упираемся в темную линию горизонта. За ней, будто грязная вата, плывут серые облака, тяжелые, словно груженые чем то, и сквозь них просвечивается бледно-желтый круг осеннего солнца.

Все вместе создает очень грустное впечатление, которое художник смог так умело создать. Но в этой картине есть еще один персонаж, в черном сюртуке, и это никто иной как сам, Александр Сергеевич Пушкин. Он стоит неподвижно только, ветер развивает полы его одежды. Взгляд его направлен, куда-то в сторону

Что привлекло его внимание? Скорее всего, необычное облако, которое напомнило поэту знакомую вещь. Образ Пушкина, наполнен неподвижностью, словно он так долго ждет чего-то на этом крыльце и не может дождаться

В целом, картина Попова, очень завораживающая и полна вдохновляющей силы, за что его произведение можно считать одним из лучших. В нем буквально сочетается два вида искусства, которые художник смог воссоединить в своем полотне.

Для 8 класса

Город Адриана ван Остаде. Кто в нем работает?

«Башмачник».

Теплый осенний день. На крыше будки башмачника лежит угревшаяся на солнышке дворняга.

Два мужчины: один пришивает подошву к чувяку, другой расположился напротив на трехногой табуретке, сидушка которой сделана из комля, и курит трубку.

Оба одеты тепло: рубашки с длинным рукавом, накидка тоже с рукавами. На башмачнике поверх рубашки — телогрейка.

У клиента брюки короткие, из-под них видны ноги в чулках. Обувь — мягкая, с задником и со шнуровкой впереди. Шляпа на нем — с полями, на башмачнике — колпак.

Рядом с башмачником около ступенек, ведущих в дом, метла. Справа — водяная колонка, пристроенная к стенке дома (видимо, этот отсек — хозяйственный, хлев или амбар). Еще правее — две связки, не то хворост, не то камыш.

Воду качают из скважины поршневым насосом. К рычагу, ось которого закреплена в кронштейне на стене, прикреплена штанга (шатун), соединенная с поршнем. Надо полагать, что в поршне есть перепускной клапан. Он закрывается, когда шатун тянет поршень вверх, вода поднимается и выходит через гнутую трубку, выливаясь в ведро или кадушку (кадушка стоит рядом с колодцем). Клапан открывается при движении поршня вниз, при этом вода поступает в надпоршневое пространство. Потом все повторяется.

«Помещение», в котором сидит сапожник, не слишком велико, пространство в нем — минимальное, как собачья будка. Места хватает только, чтобы сесть. Люк, которым закрывается эта конура, двухчастный: нижняя половина поворачивается на петлях и опускается, верхняя поднимается. Справа — дверца, которая и ведет в «кабинет».

В руках у сапожника шило, видимо, он пришивает подошву. Рядом с готовыми чувяками лежит еще инструмент, похожий на клещи. Образцы обуви — перед посетителем: чувяки без задника и с задником.

Крыша будки покрыта досками, которые закреплены чем-то вроде шурупов — видно шлиц на всем крепеже. Похоже, что доски обработаны так, чтобы их кромки как бы нависали над стыком, не давая дождю просочиться внутрь.

Этот сапожник принимает клиента. А у другого — перерыв, к нему приехал точильщик.

«Точильщик».

Будка этого сапожника очень похожа на предыдущую. Время действия — начало сентября, на дереве за домом висят яблоки.

Точильщик ездит со своей машиной. На шасси типа тачки — два лонжерона (длинные доски), между которыми на оси стоит колесо. Колесо целиком деревянное: ступица, 6 спиц, обод. Из рисунка не очень ясно, но на ободе должен быть металлический обруч — бандаж. Между лонжеронами — площадка для принадлежностей, в лонжероны вставлены две лапы, на которые весь агрегат опирается во время работы.

Свободные концы лонжеронов разведены настолько, чтобы было место встать между ними и работать. На лонжеронах есть стойки, между стойками — вал, на валу — наждачный круг. Вал приводится в движение кривошипно-шатунным механизмом и педалью (как на ножных швейных машинах). На педали стоит нога точильщика.

Конец педали вставлен в стойку тележки, педаль во время движения вынимается из своего гнезда и укладывается на площадку.

Материал круга — песчаник, из которого делаются мельничные жернова, диаметр — около полуметра, ширина — от 5 до 7 сантиметров (исходя из пропорций рисунка).

Сапожник протягивает точильщику кривой нож, а точильщик сосредоточен (что у него в руках — непонятно).

Над кругом на постаменте стоит кадушка, видимо, с водой для смачивания и очистки круга. На точильщике — надвинутый на глаза колпак (один глаз закрыт совсем) и фартук, потому что работа грязная: вода с камня разбрызгивается, на него летят брызги и песок, отрывающийся от круга при заточке.

«Продавец очков».

Продавец очков ходит от дома к дому, предлагая свой товар. На шее — ящик с очками. Непохоже, что он как-то определяет остроту зрения, какой-то там астигматизм и прочие «измы». Очки подбираются по принципу «лучше — хуже», по существу — так же, как и сегодня, спустя почти 500 лет.

«Пекарь». Где-то рядом живет усатый пекарь. У него только что вышли из печки свежие булочки. И вот он, еще не остывший от жара, в рубашке нараспашку с открытой волосатой грудью спешит протрубить об этом всей округе.

Сейчас подошьют все подошвы башмачники, наточит все ножи точильщик, подберет очки бабуся — и пойдут они все за булками к пекарю: башмачник, точильщик, бабуся…

Теги: художники, картины, живопись, искусство

Первый лирический пейзаж

Критики сразу разглядели в “Грачах” высокую поэзию. Как выразился Александр Бенуа, “в картине есть не просто вода, снег и воздух. В ней есть душа”.

Что это значит? Куда смотреть, чтобы эту душу разглядеть? И почему картину Саврасова называют самым первым лирическим пейзажем?

В 19 веке в России было два вида пейзажа. Эпический и романтический.

Самые известные эпические пейзажи – это “На пашне” Клодта и “Рожь” Шишкина. Это повествовательные пейзажи. О сельских жителях

Об их тяжелом и важном труде. О вечном течении времени

На них вы видите низкий горизонт. Бесконечное пространство. Спокойное величие природы. Это скорее философский пейзаж.

Слева: Михаил Клодт. На пашне. 1878 г. Государственная Третьяковская галерея. Справа: Иван Шишкин. Рожь. 1872 г. Третьяковская галерея

Ещё были пейзажи романтические. Самые известные из них – “Девятый вал” Айвазовского и “Дуб, раздроблённый молнией” Воробьева.

Природа у художника-романтика эмоциональна. Часто с преувеличенными или даже выдуманными эффектами. Как, например, неправильные волны у Айвазовского. А ещё это противоборство стихий. Или борьба человека с природой. Это драматический пейзаж.

Слева: Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850 г. Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург. Справа: Максим Воробьев. Дуб, раздроблённый молнией. 1842 г. Государственная Третьяковская галерея, г, Москва

Саврасов пошёл другим путём. В его “Грачах” можно разглядеть немного философии. Едва ли драму. Но в них много лирики. Потому что художник добавил своё собственное отношение к природе.

Чувствуется его безграничная любовь к родине. К русской глубинке. Он вплетает в картину душевное тепло. Выходит трогательно. Поэтично.

Сберегла берёза от зимы седой Гнёзда птичьей стаи, что спешит домой…

(Э. Терешкин)

Ученик Саврасова, Исаак Левитан подхватил это знамя. С тех пор поэзия и душа присутствуют почти в каждом русском пейзаже.

Стали это называть пейзажем настроения. Когда через берёзки и лужи мы чувствуем приподнятое настроение художника. Или его душевные терзания.

Картины Исаака Левитана. Слева: Март. 1872 г. Государственная Третьяковская галерея. Справа: Буря. 1887 г. Радищевский государственный музей, г. Саратов

Были ли у Саврасова другие шедевры?

Шедевров у Саврасова не так много. “Грачи” были созданы в сложный период его жизни. Академия художеств лишила его казённой квартиры. Умерла новорожденная дочь.

Лишь “Проселок” можно назвать ещё одним  шедевром. Который по значимости уступает лишь картине “Грачи прилетели”.

Алексей Саврасов. Просёлок. 1873 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва

***

Спустя 10 лет после написания картины “Грачи прилетели” жизнь Саврасова пошла под откос. Он серьёзно страдал алкоголизмом. Искусствоведы так и называют его работы с 80-х годов 19 века – “пьяный Саврасов”.

Грачи иногда “возрождались” в рисунках. Которые он наспех набрасывал, чтобы продать на ближайшем рынке за 2 рубля.

Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1894 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. Wikipedia.org

Саврасову было не суждено оставить обширную галерею шедевров, как его современнику Айвазовскому или ученику Левитану.

Однако “Грачи прилетели” внесли серьёзную лепту в развитие живописи. С этой культовой картины началась история русского пейзажа, который повествует о русской природе. И главное, о любви к ней.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: