Афинская школа

Первые шаги в искусстве

Еще в детстве Рафаэлло знал, что будет художником. Его первые опыты в рисовании проходили под чутким руководством отца – Джованни Санти. Наряду с уроками родителя будущий мастер осваивал технику живописи у Тимотео Вити – известного в те времена умбрийского художника. Когда Санти-младшему исполнилось 16 лет, его отдали в ученики к Пьетро Ваннучи. Под влиянием этого человека Рафаэль достиг подлинных высот мастерства и в совершенстве изучил основные приемы искусства.

Самым ранние, юношеские картины Рафаэля, — три полотна: «Архангел Михаил, поражающий Сатану» (сегодня работа находится в Париже), «Сновидение рыцаря» (место экспозиции — Лондон) и «Три грации» (его последнее пристанище – Шантильи). Так начинал творческий путь Рафаэль Санти. «Афинская школа» появилась, когда автору исполнилось 25 лет.

Описание афинской школы

В образовательных школах мальчиков обучали грамоте и счету. Учиться здесь могли подростки любых сословий, как городские, так и сельские.

Чему учили в афинских школах? В грамматистах счету обучали при помощи пальцев, затем камушков, а позже — доски с камушками, напоминающей счеты. Младшие школьники обучались письму. Они писали заостренными металлическими или костяными палочками — стиль или стило (с). На другом конце стило было что-то вроде лопаточки — для выравнивания поверхности и стирания ошибочных записей. Буквы, тексты писали на дощечках, покрытых слоем воска. Старшие ученики писали тростинкой на папирусе.

Кроме обучения письму, в афинской школе кифаристе подростки учились читать, в основном, на историко-художественном материале — поэмах Гомера «Иллиада» и «Одиссея» и мифах, стихах известных греческих поэтов и пьесах драматургов Софокла, Еврипида и Эсхила (в старшем возрасте). Также учителя прививали им навыки рисования и музицирования. Причем музицирование начинали осваивать лишь после знакомства с поэзией. Кроме игры на музыкальных инструментах, юноши осваивали и нотную грамоту. А искусство игры на флейте вошло в программу афинских школ после персидских войн.

В ходе воспитательно-образовательного процесса учитель мог не только применять поощрительные методы, например, раньше дать писать на папирусе, но и наказания. Для этого у него в руках всегда была плетка из бычьих хвостов.

В обычных школах с самого начала обучения вводились занятия гимнастикой, ведь без физической красоты и здоровья невозможно воспитать гармонично развитого человека.

Первые шаги в искусстве

Еще в детстве Рафаэлло знал, что будет художником. Его первые опыты в рисовании проходили под чутким руководством отца – Джованни Санти. Наряду с уроками родителя будущий мастер осваивал технику живописи у Тимотео Вити – известного в те времена умбрийского художника. Когда Санти-младшему исполнилось 16 лет, его отдали в ученики к Пьетро Ваннучи. Под влиянием этого человека Рафаэль достиг подлинных высот мастерства и в совершенстве изучил основные приемы искусства.

Самым ранние, юношеские картины Рафаэля, – три полотна: «Архангел Михаил, поражающий Сатану» (сегодня работа находится в Париже), «Сновидение рыцаря» (место экспозиции – Лондон) и «Три грации» (его последнее пристанище – Шантильи). Так начинал творческий путь Рафаэль Санти. «Афинская школа» появилась, когда автору исполнилось 25 лет.

ВЕЛИКИЙ МАСТЕР СИНТЕЗА

В работах Рафаэля, созданных им в зрелом возрасте, просматривается удивительная способность художника синтезировать в своём творчестве все лучшие достижения как старых, так и современных ему мастеров, и, в первую очередь, Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Рафаэль был одним из трёх величайших художников эпохи Возрождения наряду с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Это было замечательное время, когда – по оценкам современников и исследователей последующих поколений – итальянское искусство достигло в своём развитии вершины величия и гармонии. Леонардо и Микеланджело традиционно считаются великими художниками-новаторами того времени, в то время как Рафаэль воспринимается чаще всего как мастер синтеза, художник, способный с необычайным изяществом соединять и совершенствовать чужие идеи. Джошуа Рейнольдс, один из наиболее выдающихся художников XVIII века, подытожил мнение о Рафаэле, когда написал: «Он использовал в своём творчестве столько образцов, что, в конце концов, сам сделался образцом для процветающих художников: всегда имитирующих и всегда оригинальных».

Сбалансированность манеры Рафаэля отражает основные черты его характера, столь резко отличавшегося от характеров двух его выдающихся современников. Если Леонардо и Микеланджело предпочитали писать в одиночестве, с головой уходя в работу, то Рафаэль никогда не уклонялся от общества, и в одном письме, датированным 1504 годом, его называют «отзывчивым и хорошо воспитанным». Работы Рафаэля не поражают интеллектуальной сложностью, как картины Леонардо, не удивляют мощью, как творения Микеланджело, но зато они полны здоровым, спокойным чувством собственного достоинства.

Джорджо Вазари, великий хроникёр искусства эпохи Ренессанса, отмечал это отсутствие крайностей в творчестве Рафаэля и полагал, что в силу этого его работы окажутся менее долговечными, чем творения Леонардо и Микеланджело. Он писал, что, «хотя многие считают, что он (Рафаэль) превзошёл Леонардо в свежести и лёгкости письма, ему никогда не достичь его возвышенности и величия» и что Рафаэль сам «в невозможности сравняться с Микеланджело в его умении изображать обнажённую натуру». Впрочем, многие критики последующих веков были склонны видеть в отсутствии крайностей сильную сторону творчества Рафаэля: некоторые художники могли превосходить его в определённых областях, — например, Тициан считался лучшим колористом, однако ни он, ни кто-либо другой не смогли выработать такой сбалансированной манеры письма, как у Рафаэля.

Описание афинской школы

В образовательных школах мальчиков обучали грамоте и счету. Учиться здесь могли подростки любых сословий, как городские, так и сельские.

Чему учили в афинских школах? В грамматистах счету обучали при помощи пальцев, затем камушков, а позже — доски с камушками, напоминающей счеты. Младшие школьники обучались письму. Они писали заостренными металлическими или костяными палочками — стиль или стило (с). На другом конце стило было что-то вроде лопаточки — для выравнивания поверхности и стирания ошибочных записей. Буквы, тексты писали на дощечках, покрытых слоем воска. Старшие ученики писали тростинкой на папирусе.

Кроме обучения письму, в афинской школе кифаристе подростки учились читать, в основном, на историко-художественном материале — поэмах Гомера «Иллиада» и «Одиссея» и мифах, стихах известных греческих поэтов и пьесах драматургов Софокла, Еврипида и Эсхила (в старшем возрасте). Также учителя прививали им навыки рисования и музицирования. Причем музицирование начинали осваивать лишь после знакомства с поэзией. Кроме игры на музыкальных инструментах, юноши осваивали и нотную грамоту. А искусство игры на флейте вошло в программу афинских школ после персидских войн.

В ходе воспитательно-образовательного процесса учитель мог не только применять поощрительные методы, например, раньше дать писать на папирусе, но и наказания. Для этого у него в руках всегда была плетка из бычьих хвостов.

В обычных школах с самого начала обучения вводились занятия гимнастикой, ведь без физической красоты и здоровья невозможно воспитать гармонично развитого человека.

История Академии Платона

История афинской школы связана с философским течением соратников и последователей греческого мыслителя Платона, стоявшего у его основания. Представители течения с 4 в. до н. э. собирались в стенах Афинской Академии, основанной также Платоном.

Основной дидактический метод обучения, использовавшийся в Академии — диалог или по-другому — диалектика. Ею овладевали на двух условных ступенях обучения: для младших и для старших. Здесь изучали различные предметы, но особый упор делали на астрономию и математику.

Академия имела четыре возобновления. При Спевсиппе, племяннике Платона, в Академии стали обучать на платной основе и готовили преимущественно ораторов и государственных деятелей. Здесь была распространена платонико-пифагорийская философия. А сама Академия стала духовным центром для аристократов и образованных афинян. К обучению в Академии стремились даже женщины.

Дело Спевсиппа продолжил Ксенократ, который привлекал к себе всех знаменитостей обширной Греции. Далее Академию поочередно возглавляли последователи того же философского учения — Полемон, Кратес и Крантор.

Аркесилай же повернул вектор Академии в другом направлении: он придерживался теории полного воздержания от суждений, выяснял точку зрения своих слушателей и вел с ними активную беседу. Во главу угла ставился разум ученика, а не авторитет учителя. Выступал против догматизма. Преемниками Аркесилая в качестве главы Академии стали Лакид и Карнеад. Последний отрицал чувственное и инстинктивное восприятие мира и попытку его познания через них.

Попытку возрождения Академии в духе Платона совершил Антиох Асколонский.

Смерть великого художника

Прожив всего 37 лет, 6 апреля 1520 года (в день своего рождения) умер великий Рафаэль Санти. «Афинская школа» же осталась жива на века. Земное бытие маэстро было ярким и кратким, как комета. Но и этого отведенного судьбой времени хватило на то, чтобы о Рафаэле вспоминали как о величайшем художнике эпохи Возрождения.

Смерть Санти была внезапной, она прервала соперничество двух величайших гениев своего времени. Оба принимали участие в украшении и создании Ватикана. Речь идет о Рафаэле и Микеланджело. Несмотря на то что последний был старше Санти, он пережил его на много лет.

Рафаэль скончался в Риме, а его прах похоронили с почестями, которые были достойны такого непревзойденного гения и символа эпохи. Не было ни одного художника, который бы не проводил бы в последний путь автора «Афинской школы» и не оплакал маэстро.

Станца делла Сеньятура[ | ]

Наиболее известен комплекс фресок в папском рабочем кабинете, Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura). Кабинет расписан Рафаэлем в 1509—1511 гг. Тема росписи — духовная деятельность человека. Фрески представляют четыре её области: «Афинская школа» — философию, «Диспута» — богословие, «Парнас» — поэзию и музыку, «Мудрость, умеренность и сила» (Virtù e la Legge) — главные гуманистические и христианские добродетели.

«Афинская школа»

Лучшей из всех фресок в станцах считается «Афинская школа» — одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. В центре композиции — фигуры Аристотеля и Платона. Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу — в знак того, что мир идей обретается в горних пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз — в знак того, что мир идей связан с земным опытом. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу — Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой — живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). По замыслу мастера, проникнутому идеями христианского неоплатонизма, подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии. Подпись Рафаэля (RSVM) — у ворота его одеяния.

Фреска «Диспута» — это не столько беседа о таинстве причастия, сколько прославление и триумф церкви. Вверху, на небесах, изображён Бог-отец, под ним — Христос с Богоматерью

и Иоанном Крестителем, ниже — голубь, символ Святого Духа, восседающие на облаках апостолы. Внизу, на земле, представлены отцы церкви, папы, священнослужители, верующие, среди которых можно увидеть Данте, Савонаролу и художника монаха Фра Беато Анджелико.

Фреска «Парнас». В центре — Аполлон, играющий на лире да браччо. Вокруг него девять муз и литераторы — античные, средневековые и ренессансные. Слева изображены слепой Гомер, Вергилий, Данте, Петрарка, Анакреонт, Сапфо и другие, справа — Теренций, Ариосто, Овидий, Гораций, Боккаччо и другие.

Фрески Станца делла Сеньятура

  • «Афинская школа» (философия)
  • «Диспут» (спор о причастии)
  • «Парнас» (великие поэты и музыканты)
  • «Добродетели и закон»

Описание афинской школы

В образовательных школах мальчиков обучали грамоте и счету. Учиться здесь могли подростки любых сословий, как городские, так и сельские.

Чему учили в афинских школах? В грамматистах счету обучали при помощи пальцев, затем камушков, а позже — доски с камушками, напоминающей счеты. Младшие школьники обучались письму. Они писали заостренными металлическими или костяными палочками — стиль или стило (с). На другом конце стило было что-то вроде лопаточки — для выравнивания поверхности и стирания ошибочных записей. Буквы, тексты писали на дощечках, покрытых слоем воска. Старшие ученики писали тростинкой на папирусе.

Кроме обучения письму, в афинской школе кифаристе подростки учились читать, в основном, на историко-художественном материале — поэмах Гомера «Иллиада» и «Одиссея» и мифах, стихах известных греческих поэтов и пьесах драматургов Софокла, Еврипида и Эсхила (в старшем возрасте). Также учителя прививали им навыки рисования и музицирования. Причем музицирование начинали осваивать лишь после знакомства с поэзией. Кроме игры на музыкальных инструментах, юноши осваивали и нотную грамоту. А искусство игры на флейте вошло в программу афинских школ после персидских войн.

В ходе воспитательно-образовательного процесса учитель мог не только применять поощрительные методы, например, раньше дать писать на папирусе, но и наказания. Для этого у него в руках всегда была плетка из бычьих хвостов.

В обычных школах с самого начала обучения вводились занятия гимнастикой, ведь без физической красоты и здоровья невозможно воспитать гармонично развитого человека.

ГРАВЮРЫ

Сам Рафаэль не занимался гравюрами, однако он объединил свои усилия с одним из выдающихся итальянских граверов, Маркантонио Раймонди (ок. 1470 – ок. 1530 гг.). Раймонди вырезал гравюры, воспроизводившие известные картины Рафаэля и специально созданные им для этого оригинальные рисунки. Наиболее известными считаются гравюры, сделанные именно по таким рисункам, в том числе «Избиение младенцев» (ок. 1511 г.) и «Суд Париса» (ок. 1517 г.), гениально повторённой спустя столетия Эдуардом Мане в его легендарном «Завтраке на траве». Гравюры Раймонди способствовали росту популярности Рафаэля; сама техника гравюры была в те времена новинкой, но вскоре её приняли на вооружение и другие художники. Сам Раймонди работал со многими художниками, в том числе и с учеником Рафаэля Джулио Романо. Их союз прославился выпуском серии порнографических гравюр, а разразившийся в Риме по этому поводу скандал оказался таким громким, что в 1524 году Раймонд был на короткое время посажен в тюрьму.

Творчество Рафаэля оказало огромное влияние не только на его современников, но и на художников, творивших спустя столетия. На протяжении как минимум 300 лет после смерти Рафаэль единодушно признавался величайшим художником на Земле и самым высоким образцом для подражания. Не смотря на то, что из общего хора выбивались отдельные критические голоса – так, например , Гёте писал в 1780-х годах, что после «великих образцов Микеландело» он не может смотреть на «остроумные подделки Рафаэля», — всё же преобладающим оставалось мнение, которое высказал Майкл Брайен, написавший о Рафаэле в 1816 году в своей книге «Словарь художников и граверов» следующее: «Этот выдающийся художник, согласно всеобщим оценкам, может быть назван королём живописцев и славится как обладатель счастливого сочетания талантов, редко выпадающих на долю других мастеров».

Попытки опровергнуть это утверждение мы встречаем у Эжена Делакруа, который вспоминал, что пришедшая ему в 1851 году мысль о том, что Рембрандт как художник стоит выше Рафаэля, была «богохульством, от которого у любого академика встали бы дыбом волосы на голове». Спустя полвека о сравнительных достоинствах Рембрандта и Рафаэля могли бы подписаться многие исследователи, и сейчас нет никаких сомнений в том, что на протяжении XX века популярность Рафаэля неуклонно падала. Отчасти это связано с тем, что современный мир хочет видеть художника бунтарём, изгоем и эксцентриком, что никак не вяжется с творческой судьбой Рафаэля – ровной, спокойной, лишённой падений и всегда неуклонно возносившей мастера к вершинам успеха.

Личная жизнь

https://www.youtube.com/watch?v=2efb7qALrFEVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Паола Волкова. Мост над бездной. РАФАЭЛЬ САНТИ (https://www.youtube.com/watch?v=2efb7qALrFE)

Во время правления Льва X он обзавелся роскошным домом в античном стиле, построенном по собственному проекту. Однако, множественные попытки женить молодого человека со стороны его покровителей ни к чему не приводили. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой.

Художник встретил девушку в саду Киджи (Chigi), когда искал образ для «Амура и Психеи». Тридцатилетний Рафаэль Санти расписывал виллу Фарнезина (Villa Farnesina) в районе Трастевере в Риме, принадлежащую его богатому покровителю, а красота семнадцатилетней девушки как нельзя лучше подошла под этот образ.

Советуем посетить экскурсию: погружение в Трастевере

Отец девушки за 50 золотых разрешил дочке позировать художнику, а впоследствии за 3000 золотых он позволил Рафаэлю забрать её с собой. На протяжении шести лет молодые люди жили вместе, Маргарита не переставала вдохновлять своего почитателя на все новые шедевры, среди которых:

  • «Сикстинская мадонна» («Madonna Sistina»), Галерея старых мастеров (Gemäldegalerie Alte Meister), Дрезден (Dresden), Германия, 1514 г;.;
  • «Донна Велата» («La Velata»), Палатинская галерея (Galerie Palatine), Палаццо Питти (Palazzo Pitti), Флоренция, 1515 г.;
  • «Форнарина» («La Fornarina»), палаццо Барберини (Palazzo Barberini), Рим, 1519 г.;

После смерти Рафаэля юная Маргарита получила пожизненное содержание и дом. Но в 1520 г. девушка стала послушницей в монастыре, где впоследствии и умерла.

Работы художника

Галатея

Эту фреску Рафаэль создавал как часть общего убранства римской виллы, принадлежавшей Агостино Киджи, одному из богатейших людей своего времени. Многие работы по проектам Рафаэля выполнялись его учениками, однако «Галатею» он написал собственноручно. Эта фреска была частью серии мифологических сцен, которые Рафаэль предполагал использовать для украшения лоджии и которые так никогда и не были написаны.

Освобождение Святого Петра

Станца д’Элиодоро была второй из комнат в папских покоях Ватиканского дворца, которую оформлял Рафаэль. Он приступил к работе в 1512 году и, по всей видимости, завершил её спустя два года. Основные темы росписи связаны с историческими или легендарными событиями, имевшими отношение к папе Юлию II. Очень подходящим для Юлия был и сюжет об освобождении апостола Петра из темницы.

Обручение Девы Марии

Это самая ранняя из точно датированных и хорошо сохранившихся до наших дней работ Рафаэля. Картина была заказана художнику одним из богатейших семейств в Чита-ди-Кастелло — Альбиццина — для их капеллы в церкви Сан-Франческо. Тема картины взята из средневековой легенды, согласно которой на руку Девы Марии претендовали несколько женихов. Присутствовавший среди них Иосиф был избран благодаря волшебному знамению: его жезл зацвёл прямо у него в руках.

Сикстинская мадонна

Это наиболее известная из картин Рафаэля, посвящённых теме Мадонны с младенцем. Одно время эта работа считалась самой знаменитой картиной в мире. От названия церкви произошло и новое, известное теперь во всём мире, название картины — «Сикстинская мадонна», а прежде она называлась«Мадонна с младенцем, со Святым Сикстом и Святой Варварой». Папа Юлий II подарил эту картину церкви в благодарность за тот вклад, который внесла Пьяченца во время войны с Францией.

АРХИТЕКТУРА

После смерти Донато Браманте Рафаэль становится самым признанным архитектрором эпохи Высокого Возрождения. Правда, большинство его архитектурных сооружений после смерти художника так и не были доведены до конца, а те строения, которые ему удалось завершить, не дожили до наших дней. Таким образом, нам трудно сейчас судить о масштабе достижений Рафаэля-архитектора, однако немногочисленные уцелевшие постройки дают возможность говорить о его таланте. К таким сооружениям относятся итерьер капеллы Киджи (начата в 1512 году) в римской церкви Санта-Мария дель Пополо и те части построек, которые Рафаэль успел завершить на вилле Медичи, расположенной на склонах Монте-Марио, вблизи Ватикана. Работа над виллой Медичи была заказана художнику в 1516 году кардиналом Джулио Медичи. Рафаэль успел закончить только садовую лоджию, однако она, стилизованная под элегантный античный римский интерьер, украшенная алебастровыми барельефами и узорным орнаментом, остается образцом искусства эпохи Ренессанса.

Тема

Подобный объект известен как мозаика Академии Платона и, возможно, возник в виде статуй в Серапеуме в Александрии и Мемфисе Саккара , оба они находятся на территории современного Египта. Жан-Франсуа Мимо (1774–1837), генеральный консул Франции в Александрии, упомянул в XIX веке девять статуй в Серапеуме Александрийском со свитками. В Саккаре было найдено одиннадцать статуй . Обзор «Les Statues Ptolémaïques du Sarapieion de Memphis» отметил, что они, вероятно, были вылеплены в 3 веке из известняка и лепнины, некоторые стояли, а другие сидели. Роу и Рис 1956 предположили, что обе сцены в Серапеуме в Александрии и Саккаре имеют схожий сюжет, например, с мозаикой Академии Платона, с фигурами Саккары, приписываемыми: «(1) Пиндару , (2) Деметриосу де Фалеру , (3) x (?), (4) Орфея (?) Aux oiseaux, (5) Hésiode , (6) Homère , (7) x (?), (8) Протагор , (9) Thalès , (10) Гераклит , (11) Платон , (12) Аристот (?) «. Однако были и другие предложения (см., Например, Mattusch, 2008). Обычным отождествлением, кажется, является Платон как центральная фигура и Фалес. По словам Паоло Замбони, профессора Феррарского университета сосудистой хирургии, который проводил иконодиагностику в Афинской школе, Микеланджело Рафаэля в роли Гераклита поражен варикозным расширением вен ног и колен.

Как говорит история

В афинских школах и гимназиях делался упор на внешнюю форму. Для более серьезных занятий спортом служили палестры. Их мальчики могли посещать с двенадцати лет. В палестре они занимались гимнастикой, в которую тогда были включены бег, борьба, прыжки и метание копья и диска.

Главным идеалом спортивной фигуры служили выставленные в портиках палестры скульптуры знаменитых греческих мастеров: Мирона «Дискобол» и Поликлета «Диадумен» и «Дорифор».

Занятия в хорошую погоду проходили в перестиле — внутреннем открытом дворике, а в пасмурную — в крытых галереях или портиках, окружавших его. Поскольку мальчики занимались обнаженными и смазывали тело оливковым маслом, то после занятий они производили омовение водой из находящегося на территории палестры фонтана, колодца или бани.

Интересно, что в палестрах еще обучали началам красноречия и пению песен, которые позже молодые афиняне пели на пирах. Также ученые мужи с ними вели беседы о политике и нравственности.

Станца «Пожар в Борго»

Последнее помещение, которое с 1514 по 1517 год оформлял Рафаэль. Сюжеты фресок связаны с историческими событиями из жизни Папы Льва III и Папы Льва IV. Хотя аллегорически они прославляют Господа и правящего Понтифика Льва X.

Зал назван в честь лучшей одноименной фрески, сюжет которой повествует о том, как Лев IV крестным знамением остановил пожар, охвативший в 847 году один из районов Рима. Композицию отличает динамизм, колорит и пластика изображенных персонажей.

Противоположную стену занимает «Битва при Остии». Сюжет показывает морское сражение в устье Тибра между римлянами и сарацинами. Сидящий на мраморной глыбе Лев IV (изображен Лев X) с благодарностью за дарованную свыше победу смотрит на небо.

«Коронование Карла Великого» украшает следующую стену. Исторический факт имел место в соборе Святого Петра в 800 году. Персонажам приданы черты современников: Лев III имеет поразительное сходство с Львом X, а Карла не отличить от французского короля Франциска I.

Четвертая фреска это – «Оправдание Льва III». Сюжет рассказывает о событиях 800 года: Понтифик клянется в своей чистоте и безгрешности. Торжествует вера и правда.

Потолочные росписи оформил Перуджино. Рафаэль оставил работу своего учителя без изменений.

Как говорит история

В афинских школах и гимназиях делался упор на внешнюю форму. Для более серьезных занятий спортом служили палестры. Их мальчики могли посещать с двенадцати лет. В палестре они занимались гимнастикой, в которую тогда были включены бег, борьба, прыжки и метание копья и диска.

Главным идеалом спортивной фигуры служили выставленные в портиках палестры скульптуры знаменитых греческих мастеров: Мирона «Дискобол» и Поликлета «Диадумен» и «Дорифор».

Занятия в хорошую погоду проходили в перестиле — внутреннем открытом дворике, а в пасмурную — в крытых галереях или портиках, окружавших его. Поскольку мальчики занимались обнаженными и смазывали тело оливковым маслом, то после занятий они производили омовение водой из находящегося на территории палестры фонтана, колодца или бани.

Интересно, что в палестрах еще обучали началам красноречия и пению песен, которые позже молодые афиняне пели на пирах. Также ученые мужи с ними вели беседы о политике и нравственности.

Рисунки и мультфильмы

Сохранился ряд рисунков, сделанных Рафаэлем в качестве этюдов для Афинской школы . Этюд Диогена находится в Штеделе во Франкфурте, а этюд группы вокруг Пифагора в нижнем левом углу картины хранится в музее Альбертина в Вене . Несколько рисунков, показывающих, как двое мужчин разговаривают, поднимаясь по ступеням справа, и Медуза на щите Афины, статуя Афины (Минервы) и трех других статуй, этюд сцены боя на рельефе под Аполлоном и «Евклидом» обучение его учеников в Ашмола музее искусства и археологии в Оксфордском университете .

для живописи в Пинакотеке Амброзиана в Милане . На нем отсутствует архитектурный фон, фигуры Гераклита, Рафаэля и Протогена. Группа философов на левом переднем плане сильно напоминает фигуры из « Поклонения волхвов» Леонардо . Кроме того, есть несколько гравюр скульптур сцены Маркантонио Раймонди ; возможно, они были основаны на утерянных рисунках Рафаэля, поскольку не совсем соответствуют фреске.

Что такое Возрождение и место Рафаэля в нём

Термин «Возрождение» (альтернативное название – Ренессанс) связан с возникшим после длительной паузы почитанием античных героев, когда возродился, вновь возник культ античности. Возрождение – это небывалый взлёт интереса европейцев к идеалам древних греков и римлян (закрепление термина произошло в XIX веке). Эпоха Возрождения на исторической арене сменила Средние века и стала предшественницей Эпохи Просвещения. Охватывает период с XIV по XVI век, территориально раньше всего началась в Италии. Высокое Возрождение, т.е. наивысшая фаза его развития, традиционно датируется с конца XV века до 1527 года, когда Рим был разграблен армией Карла V. Это событие в истории процветающего папства стало переломным, преображения коснулись и искусства.

Эпоха Возрождения подвигла человечество на освобождение от средневековых представлений, на качественные преобразования самой жизни. Меняется образ мышления и отношение человека к себе и ко всему окружающему, в том числе к Богу и собственным устремлениям. Искусство стало зеркалом этих перемен, а Рафаэль, художник эпохи Возрождения, ярчайшей величиной. В созвездии гениев Высокого Возрождения Леонардо да Винчи – воплощение интеллекта, Микеланджело – монументальности. Кто такой Рафаэль – искусствоведы единодушно называют живописца олицетворением гармонии. Всё его творчество пронизано стремлением к совершенству, светлое начало – его внутренний смысл.

Годы жизни Рафаэля: 1483 – 1520-й. Всего 37 лет. За столь малый срок, отведённый ему, художник сумел создать немало запоминающихся шедевров и прославиться на века вперёд.

Интересные факты про «Афинскую школу» (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Станцы в Ватикане расписывались гением Рафаэлем десять лет – с 1508 по 1518 год. Сам Санти занимался работой лишь четыре года (1508-1512). Все остальное время роспись исполнялась учениками маэстро под его управлением. Существует одно случайное, но весьма интересное совпадение: четыре года работал Рафаэль над Станцами, и столько же лет работал над Сикстинским потолком Микеланджело.

Название известной фрески не принадлежит Рафаэлю. Исторические источники говорят о том, что в самом начале картина носила имя «Философия». «Афинская школа» – название, которое не в полной мере соответствует тому, что изображено на полотне. На картине, кроме философов из Афин, есть много людей, которые никогда в своей жизни не были в этом городе. Кроме того, на фреске собраны представители разных эпох, жившие в разных странах, а потому не имевшие возможности встретиться вместе в одно и то же время.

Роль педагогов в афинском образовании

В афинском обществе в семьях знатных граждан было принято, что мальчики до семи лет только играли в подвижные игры, но потом для них подбирали педагога для сопровождения и воспитания. Само слово «педагог» в переводе с греческого дословно означает «сопровождающий ребенка». Обычно на эту должность брали старого, подчас увечного раба, который иногда даже плохо слышал и почти не говорил на греческом языке.

Педагоги отвечали за ежедневное посещение ребенком школы: сопровождали до нее и обратно, несли школьные принадлежности и музыкальные инструменты, на которых должен был уметь играть любой афинянин. Чаще всего это была флейта.

Дома в обязанности педагога входило обучение мальчика этикету и хорошим манерам. Также педагог должен был наказывать воспитанника розгами за невыполнение требований и провинности.

МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ

Мадонна с младенцем относится к образам, наиболее часто встречающимся в творчестве Рафаэля. Впрочем, это не удивительно, поскольку этот сюжет был наиболее распространённым во всём христианском искусстве. Рафаэль был одним из немногих художников, которые могли вновь и вновь возвращаться к этой теме, не повторяясь и не сбиваясь на стереотипы. Он постоянно находил оригинальные композиционные решения – изящные, гармоничные, воздушные, не гонясь при этом за новшеством ради новшества. Его картины, изображающие Мадонну с младенцем, различаются по размеру и настроению. Среди них можно встретить и маленькие интимные картинки для частных коллекций, и величественные холсты, рассчитанные на всеобщее обозрение. Например «Святое семейство с ягнёнком» (1507 год). Когда помимо Мадонны с младенцем в композиции присутствует Иосиф, объект картины именуется «Святым семейством». Или картина «Мадонна под балдахином», на которой помимо святого семейства изображены другие фигуры, в том числе Иоанн Креститель.

Обучение в Перудже

В 1501 году Санти поступил для дальнейшего обучения живописи в Перудж к художнику Пьетро Перуджино, занимавшему в то время ведущую позицию среди итальянских мастеров. Юный ученик досконально изучил манеру своего учителя, стал настолько решительно и точно подражать ей, что в скором времени копии Рафаэля нельзя было отличить от оригинальных картин знаменитого Перуджино.

С предельным умением Санти выполнил работу для госпожи Магдалины дельи Одди (не красками на полотне, а маслом по дереву). Сейчас это творение находится в церкви Сан Франческо в Перудже, на ней изображена Матерь Божья, Иисус Христос и двенадцать апостолов вокруг гробницы, которые созерцают небесное видение.

К ранним работам Рафаэля того периода относятся также картины:

  • «Три грации»;
  • «Архангел Михаил, поражающий сатану»;
  • «Сон рыцаря»;
  • «Проповедь Святого Иоанна Крестителя».

Обучаясь в Перудже, Рафаэль часто приезжал домой в урбинский городок Читта де Кастелла, где вместе с итальянским художником Пинтуриккьо делал заказные работы.

В 1502 году Санти написал свою самую первую «Мадонну Солли», потом он рисовал их до конца жизни.

К 1504 году у художника уже выработался определённый стиль, появились его первые значительные работы:

  • «Обручение Девы Марии Иосифу»;
  • «Портрет Пьетро Бембо»;
  • «Мадонна Конестабиле»;
  • «Святой Георгий, поражающий дракона»;
  • «Коронование Марии».

Начало карьеры

Как гласит краткая биография Рафаэля Санти, после окончании обучения художник отправился жить и работать во Флоренцию. Здесь он познакомился с такими выдающимися мастерами, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта. Он учился у этих выдающихся мастеров секретам портретной живописи и скульптуры.

В 1508 году художник переехал в Рим и стал официальным живописцем папского двора. Он занимал эту должность и при папе Юлии II, и при папе Льве X. Именно для последнего Рафаэль расписывал Сикстинскую капеллу – величайший шедевр эпохи Возрождения.

В 1514 году Рафаэль стал главным архитектором собора Св. Петра. Также он много занимался раскопками в Риме, работал на заказ для многочисленных церквей, писал портреты (правда, в основном, портреты друзей), выполнял особо значимые частные заказы.

Другие персонажи

Несмотря на то что «Афинская школа» — это фреска с изображением более 50 персонажей, в ней чувствуется легкость и простор, характерные для манеры Санти. Кроме вышеописанных фигур, полотно представляет публике и таких персонажей, как Спеквсипп (философ, изображенный с бородой и в тоге коричневого цвета), Менексен (философ, облаченный в тогу синего оттенка), Ксенократ (философ, в тоге белого цвета). Также есть здесь Пифагор, нарисованный с книгой в руках, Критий (в розовом одеянии), Диагор Мелосский — поэт с обнаженным торсом, другие исторические личности.

Как и все мировые шедевры искусства, «Афинская школа» представляет публике пару неизвестных фигур. Так, никто не знает, кто изображен на фреске на одной ноге, и кому принадлежит спина в розовой одежде. А вот любимую художника легко идентифицировать: она олицетворяет Гипатию.

Станцы в Ватикане расписывались гением Рафаэлем десять лет — с 1508 по 1518 год. Сам Санти занимался работой лишь четыре года (1508-1512). Все остальное время роспись исполнялась учениками маэстро под его управлением. Существует одно случайное, но весьма интересное совпадение: четыре года работал Рафаэль над Станцами, и столько же лет работал над Сикстинским потолком Микеланджело.

Название известной фрески не принадлежит Рафаэлю. Исторические источники говорят о том, что в самом начале картина носила имя «Философия». «Афинская школа» — название, которое не в полной мере соответствует тому, что изображено на полотне. На картине, кроме философов из Афин, есть много людей, которые никогда в своей жизни не были в этом городе. Кроме того, на фреске собраны представители разных эпох, жившие в разных странах, а потому не имевшие возможности встретиться вместе в одно и то же время.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: