История создания
Музей декоративно-прикладного и народного искусства расположен в комплексе зданий – памятнике архитектуры конца XVIII — XX вв. По имени прежних владельцев эту старинную усадьбу, построенную в стиле русский классицизм, называют «Усадьбой Остермана».
Со второй четверти XVII в. усадьба принадлежала боярам Стрешневым, а в 1783 г. перешла по наследству графу И. Остерману. В 1796 г. титул графа Остермана перешел к Александру Ивановичу Толстому — герою Отечественной войны 1812 г. В конце XVIII в. главный усадебный дом, перестроенный по проекту неизвестного архитектора, приобрел вид близкий современному.
В 1834 г. комплекс зданий был передан московской духовной Семинарии, в 1918 г. здание было национализировано и передано в ведение ВЦИК. После Великой Отечественной войны в здании были размещены Президиум Верховного совета и Совет Министров РСФСР.
В 1979 году закончилось строительство правительственного комплекса на Краснопресненской набережной, куда переехали Президиум Верховного Совета и Совет министров РСФСР. В освободившихся помещениях в доме графа Остермана было решено создать Музей декоративного-прикладного и народного искусства.
В течение короткого срока внутренние помещения перестроили для размещения в здании запасников и коллекций музея, организовали приём и хранение документов, выработали систему внутренней документации.
Открытие первой экспозиции состоялось в 1981‑м, спустя шесть месяцев после основания. С момента создания при музее функционируют научно-методический центр и реставрационные лаборатории.
С 1996 по 2015 год на первом этаже здания располагался Музей современной истории России. Из-за занимаемой им площади Музей декоративно-прикладного искусства был лишён большей части экспозиционного пространства.
На освободившейся в 2016 году площади открыли расширенную экспозицию «Декоративно-прикладное искусство XVIII—XIX веков», включающую экспонаты из запасников: осветительные приборы из стекла и хрусталя, интерьерные изделия из фарфора и бронзы конца XVIII—XIX веков, образцы русской дворцовой мебели XVIII—XIX веков.
Особый интерес представляют каминные часы «Минин и Пожарский», изготовленные парижским бронзовщиком Пьером-Филиппом Томиром и воспроизводящие в интерьерном формате памятник Ивана Мартоса, стоящий на Красной площади.
Часы каминные «Минин и Пожарский». Пьер-Филипп Томир
В 1999 году в состав музея вошёл Музей народного искусства имени Сергея Морозова, в середине 1990‑х пришедший в упадок из-за потери государственного финансирования.
Начиная с 2000‑х музей неоднократно сталкивался с попыткой выселения, однако благодаря поддержке Министерства культуры музею удалось сохранить здание за собой.
В октябре 2017 года в залах второго этажа открылась выставка «Русский стиль. От историзма к модерну», охватывающая период с конца XIX до начала XX века.
Новая активность
В Кремле останутся также предметы, имеющие отношение к коронациям. Среди них все государственные регалии и ордена. Патриарший дворец сохранит у себя экспозицию, рассказывающую об истории патриаршества.
— Внутренняя отделка исторических стен здания Клейна была утрачена. Теперь там будет вневременное оформление, — говорит Юрий Григорян. — Новая постройка не должна выдавать себя ничем. Ее просто не должно быть видно, поскольку новые здания не могут выбиваться из исторической застройки, тем более Красной площади.
Кроме постоянной экспозиции в музейном комплексе на Красной площади будет насыщенная культурная жизнь. Появятся большие выставочные залы, лекторий, увеличится объем научной работы.
Как сообщила Елена Гагарина, возведение большей части залов уже закончено. На очереди хлопоты, связанные с витринами, дизайном, освещением.
— Только витрины делают уже полтора года, это очень сложный проект, пинцетная работа, — отмечает Юрий Григорян. — Каждому экспонату надо подобрать индивидуальный размер витрины, рассчитать освещение.
kreml
Генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина у экспоната «Шапка Мономаха»
Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев
Из того, что ранее находилось в запасниках, ММК покажут большую коллекцию икон, Византийскую коллекцию, военные трофеи, восточное оружие, знамена. Отдельный зал отведут коллекции Фаберже. Наконец, посетители увидят полное собрание ювелирных произведений, хранящихся в Музеях Московского Кремля. Также появится пространство, в котором выставят русский фарфор и произведения из стекла, современное ювелирное искусство, предметы церковного обихода. Кроме того, откроются залы, посвященные русской придворной культуре XVI–XVIII веков.
Окончание строительства и обустройства запланировано на конец 2021 года. Елена Гагарина надеется, что, несмотря на коронавирус, строители успеют завершить работы и не выйдут из графика.
— Но, кроме того, что надо построить здание, в него еще надо переехать, — уточняет гендиректор. — Сколько времени займет переезд, трудно сказать. Надо же не просто перевезти необходимые для работы сотрудников музея предметы. Это значит перевезти коллекцию, установить ее в витрины, наладить свет. Думаю, за год мы управимся. Конец 2023 — начало 2024 года — как раз то время, когда мы можем планировать открытие.
Как возникла Оружейная палата
Первое упоминание об «оружельничей палате» сегодня относят к 1537 году. В летописных источниках именно за этот год она упоминается как место заточения князя Андрея Старицкого – младшего сына великого князя Василия III и Софьи Палеолог, рискнувшего выступить против Елены Глинской, регентши при малолетнем Иване IV, будущем Грозном. Спустя десять лет уже в другой летописи, повествующей о знаменитом московском пожаре 1547 года, вновь встречается фраза «оружничая палата». А уже в следующем, XVII столетии в структуре московских приказов появляется приказ Государевой Оружейной палаты. Уже в то время он был прообразом нынешней Оружейной палаты, но функции созданного приказа были шире. Помимо того, что это было казнохранилище, здесь работали и мастерские по изготовлению разнообразного оружия (как холодного, так и огнестрельного), мастера приказа создавали и драгоценную утварь для царского двора.
Шапка Мономаха, которой венчали на царство всех царей XVI-XVII веков. Работа мастеров Золотой Орды конца XIII — начала XIV века, опушка и навершие с крестом сделаны московскими мастерами XVII века
Существенная часть всего сделанного в палате оставалась в ней же на хранение: здесь аккумулировались ценности, которые становились составной частью государевой казны, из которой, в частности, выплачивалось натуральное вознаграждение придворным. Эту практику раздачи драгоценного содержимого Оружейной палаты прекратил только Петр I, который в 1720 году на основе Царицыной мастерской палаты, Казенного двора и Конюшенной казны создал единую «Мастерскую и Оружейную палату». В ее коллекцию были включены и сокровища Патриаршей палаты, и всех церквей Московского Кремля. А спустя еще восемь лет у палаты осталась единственная функция: быть хранилищем государственных исторических и художественных ценностей, в том числе коронационных принадлежностей.
Трансформация Оружейной палаты в музей завершилась при императоре Александре I. Царский указ «О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате ценностей» вышел 10 марта 1806 года, и эту дату можно считать официальным днем рождения музея. Правда, открылся он только в 1814 году, и поначалу в Оружейную палату могли войти с экскурсией лишь представители дворянства и купечества, а открытым для всех музей стал лишь после Октябрьской революции. Кстати, в советское время палата в последний раз пережила раздачу хранящихся в ней сокровищ: в начале 1930-х немалая часть коллекции, в том числе и знаменитые пасхальные яйца работы Фаберже, были проданы, чтобы пополнить бюджет СССР.
Вид на старое здание Оружейной палаты, построенное в 1806-1812 годах архитектором Иваном Еготовым. Гравюра неизвестного автора по рисунку художника Павла Свиньина