Как русские сироты пользовались царской милостью и до чего это их доводило

«Зазорные» младенцы

В 1706 году Новгородский митрополит Иов на собственные средства построил при Холмово-Успенском монастыре дом для «незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев». А следом открыл ещё 10 приютов, в которых содержалось до трех тысяч незаконнорожденных детей, оставленных матерями.

Видя положительный пример Иова, Пётр I в 1715 году издал Указ о создании в Москве и других городах «гошпиталей для зазорных младенцев». В эти заведения было разрешено тайно приносить младенцев. Таким образом, сиротские дома не только давали нежеланным малышам кров и еду, но и зачастую спасали жизнь, а матерей ограждали от греха детоубийства.

Конечно, очень сытой жизнь воспитанников сиротских домов назвать было нельзя: в трудные годы, во времена войн и эпидемий, когда количество сирот резко увеличивалось, они часто жили впроголодь.

Дети-нищие, Фирс Журавлев, 1860-е

Как жилось сиротам в царской России

Сироты на Руси: Какие тяготы выпадали на долю беспризорников, и как о них заботились?

Сиротская доля незавидна в любом случае. И пусть в наше время о судьбе беспризорников заботится государство и ребенок, оставшийся без родителей, может рассчитывать на кров над головой, питание и обучение — это право ему гарантирует Конституция. Однако совсем иначе обстояли дела с сиротами в царской России.

Божедом и скудельница

Отношение к детям-сиротам на Руси было двояким. С одной стороны, даже взрослым было трудно выживать в те времена, поэтому чужие дети многих не волновали. С другой, это же маленькие и беззащитные создания. Бросить их на произвол судьбы для людей, верящих в Бога, было тяжким грехом. Как поступить в такой ситуации?

«Дети-сироты на кладбище», худ. Василий Перов, 1864 г.

В большинстве случаев детей-сирот принимали в свою семью родственники. Конечно, когда своих детей полная изба, они часто оказывались в положении прислуги. Но все же им перепадала одежда от других детей, они были накормлены и не мерзли на улице.

Крестьянский быт был суровым, и часто дети от 5 лет и старше добывали себе еду и одежду подаяниями, спали в стогах сена или просто под открытым небом.

Родители, которые не могли прокормить своих детей, имели право давать согласие на их постриг в монашество или записывать в холопы, то есть отдавать в рабство.

«Беспризорник», худ. Николай Фешин, 1890-е годы

Бывало, что ребенок рождался вне брака. Это считалось позором для женщин. Они, еще будучи беременными, старались избавиться от плода, прыгая с высоты, купаясь в горячей воде, или пили настой ядовитой спорыньи, вызывавшей сокращение матки. Если же все меры оказывались бесполезными и ребенок появлялся на свет, его относили на погост, который назывался скудельницей.

Кладбищенский смотритель-божедом подбирал таких младенцев и передавал в монастырь. Там их растили, приучая к труду. Когда дети подрастали, их могли обучать более серьезным ремеслам, например, отдавали в поварята. В монастырские приюты отправляли также боярских детей, осиротевших во время вражеских набегов.

«В церкви», худ. Николай Богданов-Бельский, 1939 г.

Переход заботы о сиротах к государству и первые детские приюты

В 996 году Владимир Святославович своим указом обязал духовенство «призревать» сирот, то есть заботиться о них. Ярослав Мудрый учредил сиротское училище, в котором обучались три сотни юношей. И в то же время была распространена торговля людьми, в том числе и беспризорными детьми. О таких случаях писал в своей книге «Быт и нравы русского народа» историк Николай Иванович Костомаров.

Ладья Данте

«Ладья Данте» это первая работа Делакруа, выставленная на всеобщее обозрение на Парижском салоне (престижнейшая художественная выставка Франции). Мы видим сцену ада из «Божественной комедии», Данте вместе с римским поэтом Вергилием пересекает реку Стикс, где души проклятых корчатся в муках

Важно отметить, что эта картина порвала с неоклассическими традициями, положив начало романтизму, и снискав самому Делакруа славу основоположника этого движения: все в ней было новшеством для своего времени — эмоционально окрашенные лица, говорящие позы мучеников добавляют драмы в полотно

Абрам Ефимович Архипов — Девушка с кувшином: Описание произведения

В 1915 году Архипов начинает писать цикл работ, что станет его визитной карточкой и будет высоко оценен не только современными ему критиками (они называли серию «возрождением» художника), но и в нашем веке – причем в значительном финансовом эквиваленте.

Первой в серии ярких, жизнелюбивых полотен с рязанскими дивами стала картина «В гостях». Именно на ней Архипов впервые испытывает новый стиль, впоследствии сделавшийся безошибочно узнаваемым: уверенный размашистый импрессионистский мазок, мажорная палитра, выразительные цветовые и световые контрасты. И главное – самые теплые, пылающие оттенки алого, коралла, розового и персика – одним словом, все богатство выбора, что предлагает красный цвет.

«Академик Архипов написал замечательную картину: изба, окно, солнце бьет в окно, сидят бабы, в окно виден русский пейзаж. До сих пор я не видел ни в русской, ни в иностранной живописи ничего подобного. Нельзя рассказать, в чем дело.

Замечательно переданы свет и деревня, как будто вы приехали к каким-то родным людям, и когда вы смотрите на картину, вы делаетесь молодой.

Картина выписана с удивительной энергией, с поразительным ритмом», – так описывает работу однокашник Архипова по Московскому художественному училищу художник Константин Коровин.

Само собой, крестьянкам Архипова не удалось избежать сравнений с малявинскими бабами (1, 2, 3, 4, 5), что запламенели пятнадцатью годами ранее. Да он особо и не пытался скрывать свой источник вдохновения и открыто признавал симпатии к работам коллеги. И соперниками они по сути не были, хоть и играли на одном поле. Уж слишком разнилось их видение русских женщин из народа.

Если Малявин направляет все усилия на проработку композиции и филигранное письмо нарядов деревенских муз, часто обделяя вниманием собственно лица и фон, то Архипов максимально сосредоточен на ликах героинь. Не забывая и о заднем плане, на который нередко помещает поток ослепительного света из окна, докручивая яркость картин до максимума (1, 2)

Как и в нашем случае – с картиной «Девушка с кувшином».

Одинаково прелестными выходят у него и совсем юные девушки, и молодухи на пике расцвета, и умудренные жизненным опытом представительницы старшего поколения. В этом отношении показательна реакция натурщицы с последнего примера – картины Архипова «Крестьянка в зеленом фартуке». Когда Прасковья Петровна Егорова из села Солотчи, что близ Рязани, впервые увидела свой портрет, только лишь и смогла вымолвить: «Неужели я такая красивая?»У героини картины «Девушка с кувшином» тоже есть имя. Согласно исследованиям краеведа Коновалова, это землячка и тезка Прасковьи Петровны – Прасковья Степановна Максимова, в девичестве Плаксина. Первый образ, что приходит на ум при взгляде на ее портрет – щедрость. Открытый, но в то же время скромный и застенчивый облик девушки, кажется, воплощает всю широту души русской. В глазах сверкают искры, неистовым огнем рдеют одежды. Прасковьюшка держит наготове огромную чашку и кувшин, словно приглашая тотчас же угоститься свежим парным молоком.Не скупится и живописец, твердой рукой нанося густые, сочные мазки согревающей душу палитры. В 1927 году, когда была написана «Девушка с кувшином», Архипов отмечал 65-летний юбилей. К этому событию писатель Владимир Гиляровский приурочил стихотворное посвящение, каким можно подписать эту, да и любую другую картину с блистательными архиповскими селянками:

Красным солнцем залитые

Бабы силой налитые, Загрубелые, Загорелые, Лица смелые. Ничего-то не боятся, Им работать да смеяться. – Кто нас краше? Кто сильней? Вызов искрится во взорах. В них залог грядущих дней, Луч, сверкающий в просторах, Сила родины твоей.

Наталья Азаренко

Сочиненин по картине Перова “Спящие дети”

Мирная картина отдыхающих детей, навевает спокойствие. Даже тон полотна говорит о крепком, беспробудном сне. Кажется, что малышам удобно на этой простой постели. Соломенные матрас и подушка, плетеная корзина и перегородка из досок – вот и все, что окружает ребят. И это создает представление об их скромном достатке.

Такой видится мне картина Перова.

Работу великого мастера стоит рассматривать не спеша, чтобы понять, кто эти малыши и что их ждет

Солнце больше выделяет девочку, словно акцентирует внимание на чистоте ее. образа и красоте

Такая маленькая, и такая светлая, она сама словно лучится. Простое платьице и эти дешевые бусинки показывают девчушку озорной и проворной. Зато ее брат, он кажется мне чуть старше сестрички, настоящий мужичек. И одежка у него как у взрослого, да и сон более глубокий. Может быть, ему сейчас снится, что нужно помогать справляться родителям по хозяйству, или что другие заботы навалились на всю его семью

образа и красоте. Такая маленькая, и такая светлая, она сама словно лучится. Простое платьице и эти дешевые бусинки показывают девчушку озорной и проворной. Зато ее брат, он кажется мне чуть старше сестрички, настоящий мужичек. И одежка у него как у взрослого, да и сон более глубокий. Может быть, ему сейчас снится, что нужно помогать справляться родителям по хозяйству, или что другие заботы навалились на всю его семью.

Ноги у обоих босые и истоптанные, кажется, что они за свои недолгие годы прошли уже столько дорог, а вернее пробежали и проскакали.

Но, пока он спит, он может расслабиться и во сне побегать с остальными ребятами, поиграть в их незатейливые игры.

Судя по тому, что солнечные лучи так смело освещают помещения, уже прошла ночь, и наступило утро. Кажется, что мама малышей, не дождавшись, что они проснутся и прибегут ей на помощь справляться с домашними делами, пришла их будить. Солнце поднимается, и работа не ждет, но родительница так и застыла, рассматривая своих чад, боясь разбудить малышей.

Словно она своей медлительностью хочет подарить им еще несколько минут безмятежного детства.

(No Ratings Yet) Loading… Сочиненин по картине Перова “Спящие дети”« Художественное совершенство новелл М. КоцюбинскогоБиография Херлуфа Бидструпа »

В. Г. Перов: картины, факты биографии

В ряду крупнейших русских художников-реалистов второй половины 19 века, пользующихся большой народной популярностью, красуется имя Василия Григорьевича Перова, посвятившего своё искусство изображению жизни простых русских людей и выступившего в своих произведениях обличителем самодержавно-крепостнического строя.

В. Г. Перов родился 23 декабря (ст. стиля) 1833 года в г. Тобольске в семье прокурора Г. К. Криденера, просвещённого и свободомыслящего человека, который впоследствии за своё свободомыслие должен был оставить казённую службу, что отразилось на материальном положении семьи.

Детство и юность Перова прошли в нужде. Поскольку Перов был внебрачным сыном Криденера, ему была дана фамилия крестного отца — Васильева, а позднее дьячёк, который обучал мальчика первоначальной грамоте, за его каллиграфические способности дал ему прозвище Перов, ставшее официальной фамилией художника.

Видя художественные способности сына, родители после окончания им Арзамасского уездного училища отдали мальчика в художественную школу. В 1853 году Перов поступил в Московское училище живописи и ваяния, где в то время учились такие известные художники, как Прянишников и Шишкин, ставшие друзьями Перова.

Перов умер в 1882 году в возрасте 48 лет. Тяжелая болезнь (туберкулез) свела его преждевременно в могилу.

Годы жизни художника: 21 декабря 1833 (2 января 1834) – 29 мая (10 июня) 1882 (48 лет)

Знаменитые картины Василия Перова

Будучи человеком большого сердца, Перов с любовью создавал трогательные образы детей из народа. Известна его картина «Спящие дети» (1870 г.

), изображающая двух крестьянских ребятишек, спящих после изнурительной работы. Они лежат в сарае на полу, покрытом рогожей.

Луч солнца, пробивающийся сквозь небольшое окно, освещает лица детей, и видно: так глубок и так тяжёл их сон, безрадостный как и сам деревенский быт того времени.

Особенной популярностью пользуется картина «Тройка» (1866 г.) В. Г. Перова, рассказывающая о беспросветной жизни ребят, отданных в город обучаться ремеслу… Холодный зимний пасмурный день. Дует сильный ветер.

По засыпанной снегом ухабистой дороге трое подростков везут обледеневшую бочку с водой. Лица их бледны, измождены. Худенькие, полные крайнего напряжения детские фигурки одеты в лохмотья.

Непосильный физический труд, нищета, голод и холод — вот что было уделом детства и юности огромного множества детей трудящихся.

В. Г. Перовым создана серия портретов передовых деятелей русской культуры — писателей, поэтов, художников, отличающаяся тонкой психологической выразительностью образов.

В этой серии мы встречаем и автопортрет самого Перова.

 На нас смотрят умные, проницательные глаза человека, много в жизни увидевшего и пережившего, человека сильной воли и критического склада ума.

Выдающийся художник-демократ В. Г. Перов любил свой народ, ему он отдал свой большой талант.

По всей стране

В 1797 году Павел I назначил императрицу Марию Федоровну попечительницей Общества благородных девиц, а позднее и всех воспитательных учреждений. При её содействии было организовано около 500 подобных заведений. После ее смерти всю сеть назвали «Учреждения императрицы Марии Федоровны». К началу ХХ века это было 140 учебных заведений, 376 приютов. При Марии Фёдоровне, как и ранее, устройство сирот не ограничивалось их содержанием в казённых учреждениях.

Детей со слабым здоровьем отдавали в деревенские семьи и сельские общины, в монастыри, где сироты содержались до семи лет. После их отправляли в школы, девочек готовили в прислуги, мальчиков – в рабочие.

При Екатерине II семьи, бравшие детей на воспитание, получали деньги на содержание приемных детей и даже плату, в зависимости от возраста сироты. Кроме того, Воспитательный дом приписывал к такой семье врача и куратора, для оказания необходимой помощи.

Дисциплина в подобных учреждениях была строжайшая, с подъемом в шесть утра и большим перечнем наказаний за провинности. Детей, особенно девочек, приучали обходиться малым – это касалось и еды (многие за все годы учебы так ни разу и не могли наесться хоть раз досыта), и одежды.

К 1864 году надзор за сиротами в крупных городах осуществляло Ведомство императрицы, а в регионах – земство. В земских учреждениях не было единообразной структуры, в некоторых местах приюты не учреждались, а детей отсылали в деревню. Там, где была развита промышленность, создавали заведения для подкидышей и сирот фабричных рабочих. К 1913 году в российской глубинке существовало 921 сиротское учреждение.

РПЦ получила землю для захоронения московских сирот

На собрании духовенства Москвы патриарх Кирилл объявил о выделении на одном из подмосковных кладбищ участка для христианского погребения детей-сирот.

— В настоящее время на открывшемся в октябре 2012 года Алабушевском кладбище города Москвы выделен участок площадью 0,45 га. В данный момент оформляется необходимая документация и разрабатывается проект благоустройства участка, — сказал патриарх.

Решение просить об этом правительство Москвы было принято в декабре прошлого года, и объявление об успехе лишь по иронии судьбы совпало с подписанием «закона Димы Яковлева», запрещающего усыновление российских сирот гражданами США.

Непосредственно занимается как обустройством кладбища, так и посещением сиротских учреждений председатель комиссии по социальному служению при Епархиальном совете города Москвы священник Михаил Потокин.

Отец Михаил рассказал «Известиям», что на участке в Зеленограде хоронить будут детей чаще всего не из церковных, а из государственных учреждений — домов ребенка и больниц с отделениями для «отказников».

— Многие из них не доживают даже для отроческого возраста, так как рождаются очень больными и слабыми, — сказал священник. — Мы крестим таких детей практически во всех больницах и домах ребенка.

Многие дети с тяжелыми патологиями умирают через дни или месяцы после рождения, даже не успев попасть в базы данных по усыновлению. Государственный регламент департамента социальной защиты предписывает кремацию умерших детей. Учреждения соцзащиты объявляют тендеры и заключают договоры с фирмами ритуальных услуг, и неизвестно, существуют ли где-то именные детские захоронения. О регламенте действий структур министерства здравоохранения, если сирота или отказник умер в больнице, отец Михаил рассказать затруднился.

Теперь у сиротских учреждений всех типов появится возможность обратиться к Церкви для бесплатного христианского отпевания и похорон в случае смерти ребенка. Затем служители Церкви и православные волонтеры будут ухаживать за могилами, ведь родственники не приедут к умершим детям, как не приезжали к живым. Кто возьмет на себя формальности и транспортные расходы при погребении, пока обсуждается.

— Кладбище открылось два месяца назад, и одна могила младенца-сироты там уже есть. В том случае мы нашли добровольца с машиной и все было бесплатно, — сказал «Известиям» отец Михаил. — Кладбище новое, оно рассчитано на 25–30 лет. 0,45 га — это территория для примерно 800 детских могил, но там же мы планируем построить часовню.

Священник Михаил Потокин напомнил, что детям с тяжелыми патологиями часто не могут помочь ни наука, ни технологии, и бесчеловечно, если после и смерти никто о них не помолится, не проведет обряды, не позаботится о могиле.

Патриарх Кирилл сообщил о выделении участка для сирот на кладбище в день, когда президент Российской федерации подписал закон «Димы Яковлева», и в тот же день в Католической Церкви и живущих по новому стилю православных церквах отмечается память младенцев-мучеников, убитых царем Иродом в Вифлееме.

— Разумеется, эти события никак не связаны, — сказал «Известиям» священник Михаил Потокин. — Документы оформлены два месяца назад. Мы делаем свое дело и общаемся не с бумагами, а с каждой человеческой жизнью, и заботимся о личности. Для меня здесь нет никакого совпадения, потому что я давно участвую в заботе о брошеных детях и вижу, как развивается процесс.

Ранее представители Церкви по-разному высказывались о «законе Димы Яковлева». Например, протоиерей Всеволод Чаплин поддержал запрет на усыновление российских сирот в США, сказав, что это в большинстве случаев означает «невозможность получить истинно христианское воспитание, а значит, отпадение от Церкви и от дороги в вечную жизнь, в Божье Царство».

Председатель Синодального отдела по благотворительности и социальному служению епископ Пантелеимон (Шатов) высказался сдержанно, подчеркнув, что запрет на усыновление сирот за рубеж налагает на всех россиян ответственность за их воспитание.

Председатель Синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда подчеркивал, что регламентировать усыновление нужно «не в рамках политического противостояния с американской администрацией, но исключительно в интересах российских детей».

Благодетели и облагодетельствованные

Устройство жизни детей-сирот продолжилось и при Екатерине II, которую многие называют благодетельницей сирот. Она поручила профессору Московского университета Антону Барсову и своему секретарю Ивану Бецкову организовать Московский воспитательный дом, который был открыт в 1764 году, а в 1770-м отворил двери Санкт-Петербургский.

Потом Воспитательные дома были открыты в Воронеже, Новгороде, Смоленске, Ярославле и других городах. Кроме того, открывались родовспомогательные отделения, где горе-мамашам разрешалось не сообщать свои личные данные.

При сиротских домах воспитанников готовили и к жизни вне учреждения, их обучали в фельдшерских, земледельческих и прочих школах. После сироты могли поступить в Московский университет. А мастерские московского Воспитательного дома к концу XIX века были преобразованы в Императорское техническое училище с 9-летним курсом обучения. Сейчас это учебное заведение известно, как МВТУ имени Баумана.

В 1837 году на базе Санкт-Петербургского Воспитательного дома был организован Сиротский женский институт. Девочкам давали педагогическое образование, они могли устроиться учительницами музыки, гимнастики или французского языка. Этот опыт позже использовался при открытии Императорского Женского педагогического института в 1903 году.

Сочинение по картине А. Е. Архипова «Девушка с кувшином»

Сочинение по картине А. Е. Архипова «Девушка с кувшином»

Абрам Ефимович Архипов — известный русский художник. Он родился в 1862 году в Рязанской губер­нии в бедной крестьянской семье. С самого раннего детства мальчик интересовался рисованием, и ро­дители поощряли это занятие. Будущий художник учился у приезжих иконописцев.

Один из них был вольнослушателем Московского училища живопи­си, ваяния и зодчества. Именно он помог Архипову подготовиться в училище. Во время учёбы на форми­рование мировоззрения молодого художника оказали значительное влияние выдающиеся мастера того вре­мени — В. Маковский, В. Поленов, А. Саврасов.

Эти художники были приверженцами реалистического на­правления в искусстве. Архипов также стал работать в русле этого направления.

Художник с детства хорошо знал крестьянскую жизнь и быт простого народа. Во время путешествия художник создавал этюды, стремясь запечатлеть про­стых людей. В 1927 году он создал картины «Девушка с кувшином» и «Крестьянка в зелёном фартуке». Эти работы считаются одними из лучших в творчестве художника. Они находятся в Государственной Третья­ковской галерее.

Художник стремился создать типический образ русской крестьянки. На картине «Девушка с кувши­ном» изображена молодая, жизнерадостная крестьян­ка. Её нельзя назвать красавицей, но, несомненна, девушка очень привлекательна, весела, открыта. Она ярко одета — на ней красная юбка, оранжевая кофта, розовый передник. Эти цвета напоминают пылающий огонь, вместе они выглядят очень красиво.

Яркая одежда девушки смотрится ещё выигрыш­нее, потому что резко контрастируют с тёмной стеной и голубой эмалированной чашкой, которая в руке у крестьянки.

Фигура девушки скрыта широкой одеждой — юб­кой и пышными рукавами кофты. Но, несмотря на одежду, можно сделать вывод, что у крестьянки фигу­ра пластичная, гибкая и сильная. Лицо и шея девушки очень выразительны.

Портрет красочный и яркий. И это обилие ярких красок имеет свой смысл. Яркие цвета помогают раскрыть образное содержание.

Архипов с большой симпатией относится к жизне­радостной и цветущей девушке. Художник выражает своё к ней отношение, показывая её живость, сме­лость, уверенность, жизнерадостность. Девушка на полотне олицетворяет силу, искренность простого на­рода, который обладает свободолюбивым характером.

Можно догадаться, каким характером обладает девушка, изображённая на картине. Она трудолюбива, её не пугает даже самая тяжёлая работа. В свободное время она любит отдыхать. Наверное, девушка хоро­шо танцует, поёт.

Простая и естественная поза, открытый взгляд — всё это не может остаться незамеченным.

Кувшин — это типичный предмет крестьянского быта. Он подчёркивает, что девушка является пре­красной хозяйкой. Она легко справляется с делами, ни минуты не сидит на месте, всегда чем-то занята.

Когда Архипов изображал на картине крестьян­скую девушку, то стремился не просто изобразить яркую и интересную натуру, а показать обобщён­ный образ красоты, силы, живости и незаурядности натуры русских крестьянок. Он как бы выражает народный характер, подчёркивает выносливость, силу, самобытность и гармонию русского народа.

На этой странице искали :

  • сочинение по картине девушка с кувшином
  • сочинение по картине архипова девушка с кувшином
  • сочинение по картине девушка с кувшином архипов
  • сочинение по картине А Е Архипова девушка с кувшином
  • сочинение на тему девушка с кувшином
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: