Ослепление самсона (картина)

Антонис ван Дейк — Самсон и Далила: Описание произведения

Двадцатилетний Ван Дейк написал свою версию библейского сюжета о Самсоне и Далиле, когда работал в мастерской Рубенса.Противостояние израильского вождя Самсона с племенем филистиямлян описывается в ветхозаветной Книге Судей. Самсон обладал огромной силой и был непобедим до тех пор, пока не влюбился в филистимлянку Далилу.

По поручению правителей своего народа, Далила выведала у Самсона, что его сила заключена в его волосах, которые не обрезались с рождения. После любовных утех женщина позвала к уснувшему на её коленях Самсону цирюльника. Волосы были острижены, Самсон лишился силы, был схвачен филистимлянами, брошен в тюрьму и ослеплён.

Конечно, в том, как Ван Дейк трактует эту библейскую сцену, еще несомненно влияние его учителя – Питера Пауля Рубенса. На десяток лет раньше Рубенс написал своих «Самсона и Далилу» (1609), и Ван Дейк явно находится под впечатлением от этой картины. В частности, он заимствует у Рубенса одного из персонажей – старуху. В библейском тексте она не упомянута.

Скорее всего, именно Рубенс придумал это новое действующее лицо – старуху-сводницу, которая устроила встречу Самсона и филистимлянской продажной красавицы Далилы.

Разрабатывая систему персонажей, Ван Дейк предпринимает и следующий шаг: старуха у него изображена в паре с другой женщиной, гораздо моложе. Вместе они, молодая и старая, глядят с выражением ужаса на то, что вот-вот должно произойти.

Он часто будет работать в жанре парного портрета, противопоставляя его героев, по колориту и по темпераменту (смотри, например, «Автопортрет вместе с сэром Эндимионом Портером» или представленный в Пушкинском музее «Портрет леди д`Обиньи и графини Портленд»).

Помимо рубенсовского, в картине Ван Дейка также наличествует влияние Караваджо.

Оно проявляется и в присущей искусству барокко контрастной светотени, и в энергичной, почти караваджиевской жестикуляции персонажей, а также в том, что принято несколько саркастически называть «эстетика грязных пяток».

Именно эту шокирующая деталь заимствуется Ван Дейком у Караваджо, картины которого он наверняка мог видеть в личной коллекции Рубенса.

«Самсон и Далила» Ван Дейка изображает тот момент, когда коварная полуобнажённая Далила посылает брадобрею предостерегающий жест рукой, чтобы он ненароком не разбудил только-только уснувшего после любовных упражнений героя. На дальнем плане, за колонной стоят стражники, готовые схватить Самсона, как только он лишится своей баснословной силы.

Между 1628 и 1632 годами (т.е. еще десятилетие спустя) Ван Дейк вновь вернётся к этому библейскому сюжету в картине «Взятие Самсона под стражу». Она куда более драматична, чем та, которую мы рассматривали, поскольку изображает следующий момент в этой истории: Самсон проснулся и испытывает ужас и разочарование от осознания того, что только что был предан той, кого любил.

Анна Вчерашняя

Картина «Самсон и Далила»

Анализ и описание работы Рубенса на популярный в живописи барокко сюжет.

Питер Пауль Рубенс — чрезвычайно важная для стиля барокко фигура. Художник создал «Самсона и Далилу» после восьмилетнего отъезда в Италию. Работа была заказана Алдерманом  Николасом Рококсом (1560–1640) для частной резиденции.

Библейская история

Согласно Ветхому Завету Библии, Самсон — сын Манои — был избран Богом, чтобы помочь израильтянам одолеть своих врагов — филистимлян. В обмен на принятие обета не бриться и не стричься (обет назорейства), Самсон получил сверхъестественную физическую силу, которую он охотно использовал в своих приключениях.

К сожалению, герой влюбляется в соблазнительницу Далилу, в долине Сорек. Когда филистимляне прознали об этом, они подкупили женщину за 1100 шейкелей серебра, дабы та разузнала секрет силы Самсона.

В конце концов, она выясняет, что его мощь исчезнет, если отрубить волосы. Однажды ночью, пока Самсон спал, Далила требует сбрить его волосы слугу, после чего филистимляне ворвались и одолели мужчину.

Эта история легла в основу большого числа религиозных картин, созданных в эпоху барокко. Свое виденье истории было у Рембрандт (Картинная галлерея в Берлине). Гуэрчино (Музей искусств де Страсбург).

Анализ картины

Фрагмент полотна

В этом шедевре библейского искусства Рубенс показывает спальню Самсона, который лежит в объятьях возлюбленной Далилы. На заднем плане филистимлянские солдаты ждут момента, чтобы наброситься на ослабленную жертву.

Рубенс использует различную символику, чтобы выделить обман Далилы. Например, руки парикмахера скрещены — это символизирует ложь. Позади, на стене, расположена статуя Венеры, богини любви, со своим сыном (Купидоном).

Это намек на то, что именно любовь стала причиной поражения Самсона.

 Стоящая за спиной Далилы старая женщина, держащая свечу, не упоминается в Библии, добавлена Рубенсом, вероятно, как символ того, что в будущем ждет предательницу.

Персей и Андромеда. Рубенс.

На первый взгляд сцена выглядит довольно спокойной, но на самом деле полна напряжения

Особое внимание стоит уделить положению руки женщина на спине еврейского героя. Это может интерпретироваться как любящий жест, но Далила лишь успокаивает Самсона, дабы тот не пробудился и не убил возлюбленную за измену

Мастерское использование светотени, на что, вероятно, повлияли работы Караваджо, подчеркивает великолепное телосложение героя. Итальянское влияние проявляется также в выборе цвета. Чувственность сцены усиливается благодаря ярким краскам и текстуре. В частности пестрому красному платью Далилы, узорным коврам и драпировки ткани, свисающей с потолка.

Семь деяний Милосердия, фрагмент, Караваджо. Самсон с челюстью осла.

Авторство

Ранее картина приписывалась голландскому художнику Герриту ван Хонтхорсту, работавшему в Риме в начале 17-го века. Недавний дендрохронологический анализ подтвердил авторство Рубенса.

Ослепление Самсона

Он был полностью ослеплен, всюду передвигаясь с мальчиком – поводырем. Однажды язычники – филистимляне в день празднования памяти Дагона привели Самсона в свое собрание, подвергая его особенным издевкам.

П. П. Рубенс. «Смерть Самсона», 1605 г.

Волосы его к тому времени постепенно отрастали, сам Самсон горько оплакивал свой блуд. Он попросил  поводыря подвести себя к двум большим колоннам, на которые опиралась основная часть здания, будто бы желая убедиться в их прочности.

Воззвав к Богу, Самсон разорвал цепи, которыми был окован, и обрушил здание, погубив большое количество филистимлян. Сам он также погиб под обломками. Похоронили Самсона рядом с отцом.

Предательство Далилы

Несмотря на то, что ещё в пору своей юности Самсон получал предупреждение от соотечественников относительно выбора невесты, он не пожалел о том, что Далила стала его женой.

Её он любил искренне и со всей силой души. Конечно, об этом проведали филистимляне, из племени которых и происходила избранница героя. Однажды к Далиле, пока Самсон отсутствовал, пришли незваные гости. Это были её соотечественники, которые попросили выведать секрет мужа. В чём кроется могучая сила Самсона? Филистимляне верно полагали, что, получив эти знания, они смогут расправиться с силачом.

Антонис Ван Дейк «Самсон и Далила», 1618-1620 годыМестонахождение: Далиджская картинная галерея, Далич, Великобритания

Для Далилы не стало трудностью получение ответа на этот вопрос – Самсон доверял ей. Он рассказал жене, что его непобедимая мощь заключена в волосах, но если остричь их, то он станет обыкновенным смертным. Коварная женщина передала эти слова филистимлянам. Тогда, получив от них плату серебром, она пошла на настоящее преступление.

Дождавшись, пока муж уснёт, Далила отрезала его волосы. Пробудившийся утром Самсон не сразу понял, что произошло. Лишь когда на него ринулись филистимляне, и он не почувствовал своей привычной силы, он догадался обо всём. Женщина, которую он безумно любил, предала его ради своего народа. Могучего героя, лишённого своей силы, заковали в цепи и ослепили. Филистимляне планировали принести Самсона в жертву Дагону.

Кадр из фильма «Самсон и Далила», 1949 год

Рембрант «Ослепление Самсона».

Это случилось в голландском городе Лейден, расположенном на берегу Рейна, от которого уважаемое в округе семейство получило прозвище «Ван Рейн». О детских годах великого голландца мы знаем очень мало, известно лишь, что Рембрандт никогда не вспоминал о жизни в Лейдене с неприязнью.

В 1620 году отец послал юного Харменса в университет, рассчитывая увидеть его юристом или теологом, но все интересы новоиспечённого студента были связаны с живописью. Голландия XVII века являлась одной из самых передовых стран того времени, извечного конфликта «отцов и детей» не получилось, и скоро родители Рембрандта забрали сына из университета и отдали его первому учителю живописи Якову Ван Сваненбюрху. Проучившись у Ван Сваненбюрха около трёх лет, Рембрандт ушёл от него в мастерскую Питера Ластмана, где неопытный ещё художник получил более серьёзную школу. Сам Ластман был признанный мастер исторической живописи, и любовь Рембрандта к библейской тематике во многом объясняется влиянием учителя. В восемнадцать лет Рембрандт возвращается в Лейден и открывает здесь собственную мастерскую. Пристрастие художника к изображению историко-религиозных сюжетов выявляется уже в этот, самый ранний период его творчества. «Избиение Святого Стефана» (1625 г.), «Валаам» (1626 г.), «Товий и ангел» (1626 г.), «Давид и Голиаф» (приблизительно 1627 г.), «Самсон и Далила» (1628 г.), «Иеремия» (1630 г.), с их натурализмом, виртуозностью исполнения, гармонией цветов и оттенков буквально потрясли современников. Но вместе с тем, Рембрандт становится подлинным мастером портрета (особенно удачно у него получались изображения умудрённых жизнью стариков) и автопортрета1. В 1631 году Рембрандт решает покорить столицу Голландии Амстердам, крупнейший культурный и торговый город. Слава Рембрандта переехала сюда задолго до него, поэтому дела в Амстердаме сразу же пошли на лад. От богатых заказчиков не было отбоя, мастерская художника стала центром притяжения для всех культурных людей голландской столицы. За границей подпись Рембрандта уже подделывали на картинах менее известных художников. Находясь в зените своей славы, Рембрандт пишет «Жертвоприношение Авраама», «Данаю», целый ряд выразительных портретов своей жены Саскии и автопортретов. Он молод, счастлив в любви, богат, полон энергии. Богатейшая коллекция восточных костюмов, старинного оружия, ковров, экзотической утвари, украшений очень помогает ему в работе для создания исторического антуража героям библейской старины. В 1638 году Рембрандт пишет одно из самых значительных своих произведений, картину «Ослепление Самсона». В основу картины легла история из Ветхого Завета. Самсон – великий герой и непобедимый силач страстно влюблён в Далилу, дочь народа филистимлян, с которым иудеи жестоко враждуют. Далила, которую подкупили телегой серебра, выпытывает у своего возлюбленного тайну его нечеловеческой силы. Тайна заключена в волосах Самсона, которых никогда не касались ножницы. И вот ночью Далила остригает кудри Самсона, чем лишает его силы и призывает притаившихся наготове своих сородичей. Полные жаждой мщения филистимляне ослепляют Самсона и ввергают его в темницу. Проходит довольно много времени, и Самсона приводят в царский дворец, чтобы поиздеваться над беспомощным героем, но его волосы успели отрасти, а вместе с волосами вернулась и сила. Слепой Самсон обрушивает стены здания на собравшихся филистимлян, но и сам гибнет вместе с ними.

Сюжет картины «Ослепление Самсона», переданный современным художником.

На этот сюжет художниками Возрождения и Нового времени была написана не одна картина, но обычно изображались нейтральные эпизоды, например, искушение Самсона, или же тот момент, когда Далила остригает ему волосы. Рембрандт же избрал самую трагичную сцену в этой истории – сцену ослепления. Вид Самсона беспомощно бьющегося в руках беспощадных врагов (размеры картины таковы, что все фигуры изображены в натуральную величину), орудие ослепления – зловещий изогнутый кинжал, торжество Далилы, выбегающей из шатра с ножницами в одной руке и волосами Самсона в другой – всё это производит на зрителя удручающее впечатление. Возможно, именно из-за мрачного натурализма картины, искусствоведы, говоря о творчестве Рембрандта, вспоминают об «Ослеплении Самсона» гораздо реже, чем она того заслуживает. Во всяком случае, великолепная игра света и тени, психологизм и динамика изображённой сцены ставят это произведение в ряд величайших шедевров живописи. В настоящее время картина «Ослепление Самсона» находится в собрании Штеделевского Художественного института во Франкфурте-на-Майне.

Самсон и Далила

Он обладал удивительной силой, секрет которой филистимляне не знали. Самсон наносил им раз за разом столь громкие поражения, что враги прибегли к подлости: Далилу, любимую женщину Самсона, подговорили выдать тайну.

П. П. Рубенс. «Самсон и Далила», 1609 г.

За свое предательство она получила почти шестьдесят три килограмма чистого серебра. Оказалось, сила была  заключена в длинных волосах: Самсон был назореем и давал обет Господу никогда не стричь своих волос.

Во время сна в доме Далилы волосы тайно были обрезаны, а сам Самсон закован в цепи и подвергнулся насмешкам и унижениям, отведен в Газу в дом узников.

Рембрандт: Самсон и Далила

Практически на столетие раньше, в тысяча шестьсот тридцать шестом году, художник из Голландии Рембрандт написал ставшее известным всему миру полотно под названием «Ослепление Самсона филистимлянами».

При этом нужно отметить, что Рембрандт вовсе не является в широком смысле первооткрывателем в данной тематике

Он первым обратил внимание на трагический момент ослепления Самсона: здесь и злобное торжество врагов, и беспомощность главного героя картины, и радостная измена самой Далилы. Эта работа откроет Рембрандту дорогу к высоким заказам

В настоящее время полотно выставлено на одной из университетских художественных экспозиций в городе Франкфурт – на – Майне.

Знаменитый силач Самсон

Повзрослевший Самсон по достижении зрелого возраста решил вступить в брак. Своей избранницей он назначил девушку из филистимлянского рода. По дороге к невесте Самсона и его родителей ожидала неприятность – прямо на их пути появился голодный лев. Однако храбрый юноша не растерялся. Он схватил зверя и задушил его голыми руками. Тогда его невероятная сила проявила себя впервые.

Франческо Айец «Самсон и лев», 1842 годМестонахождение: Палаццо Питти, Флоренция, Италия

На следующий раз по пути к невесте Самсон увидел уже труп зверя, однако в нём пчёлы соорудили гнездо, что позволило путнику поживиться мёдом. Через несколько дней на своей свадьбе Самсон задал гостям вопрос, спросив, что такое может быть, если “из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое”. Как вы догадались, речь шла именно о поверженном льве и мёде.

Хосе Эченагусиа «Самсон и Далила», 1887 годМестонахождение: Музей изящных искусств Бильбао, Испания

Жена Самсона так и не могла найти отгадки на загадку супруга. Лишь на седьмой день она попросила его сказать ответ, после чего поведала истину своему народу. Самсон пришёл в ярость, что и стало первым шагом к противостоянию героя и филистимлян. Во время одной из стычек Самсон с лёгкостью убил 30 противников. Он выступал ярым защитником израильтян, был назначен судьёй Израиля, причём пробыл в этой должности более 20 лет.

Скульптура Самсона

В 1735 году в Петергофе, в память победы русского оружия над Швецией, был установлен фонтан, изображающий библейского Самсона, раздирающего пасть Льву.

Здесь все знаменательно: Полтавская победа была одержана в день памяти преподобного Самсона Странноприимца, герб же шведского государства украшал лев. В его создании принимали участие следующие видные специалисты: Растрелли, Земцов, Суалем, Воронихин, Козловский.

В силу разных причин материал, из которого была изготовлена композиция, менялся. Сначала это был свинец, затем – бронза, после Великой Отечественной войны – снова бронза, вот только восстанавливать утраченную фигуру пришлось по чертежам и фотографиям.

Последняя реставрация знаменитого фонтана состоялась в апреле две тысячи одиннадцатого года.

Главная ошибка Самсона

Однако враги Самсона не учли, что в заточении его волосы начали понемногу отрастать. В подвале дома, где он был прикован к несущим столбам, он подготовил план мести. Набравшись сил, он рванул цепи. Переломленные столбы рухнули, погребая под собою и обитателей дома, и самого Самсона. Одним своим движением Самсон погубил больше филистимлян, чем за всё время своего правления в качестве судьи Израиля.

Рембрандт «Ослепление Самсона», 1636 годМестонахождение: Музей Штаделя, Франкфурт, Германия

Конечно, очевидным мотивом предания о Самсоне и Далиле является воззвание к моральной чистоте и порицание предателей. Но существует и несколько иное мнение. Согласно ему, одной из главных идей этой легенды стала разница между борьбой по велению Бога и собственным противостоянием.

Неслучайно отмечается, что Самсон был ослеплён. Здесь подразумевается не только физическая, но и духовная слепота. Он был посланником Господа, а потому должен был подчинять эмоции разуму. Однако в дни своего пленения Самсон настолько возненавидел филистимлян, что превратил борьбу с ними в личное стремление.

Федор Семенович Завьялов «Самсон разрушает храм филистимлян», 1836 годМестонахождение: Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург, Россия

Предание о Самсоне и Далиле принадлежит к ряду самых известных библейских легенд. И здесь речь идёт не только о предательстве. Ветхозаветное сказание объясняет нам, что порой мы находимся в плену собственных чувств, становясь “ослеплёнными” яростью или обидой

Но в такие моменты важно понимать, что промысел Божий гораздо выше человеческих чувств. Поддавшись порыву, можно оказаться погребённым под обломками жизни – что и произошло с могучим Самсоном

Заключение

Пример судии Самсона назидателен. Выходит, что даже рождение по обетованию ангела автоматически не делает кого–то святым.

Такой талант, как физическая сила, может быть использован не только против врагов своего отечества, но и для совершения дел нечестивых. Благословение родителей, живущих благочестиво, значит очень много.

Любой человек способен на предательство; блудница Далила не является исключением. Странно, что она обрела такое глубокое доверие Самсона. Пример покаяния, кажущегося запоздалым, очень актуален сегодня.

Любой человек имеет свои личные грехи и страсти. Хочет он того или нет, но последствий не избежать, в том числе определенного помутнения рассудка, потери возможности здраво рассуждать и принимать правильные решения.

https://youtube.com/watch?v=YWIV9_nYAaA

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: