Сочинение-описание по картине «прикованный прометей» питера пауля рубенса

Прометей в музыкальных произведениях

Композиторы, сочинявшие свои шедевры, часто обращали внимание на героев античного эпоса. Образы титанов покоряли своей силой, величием и красотой

Венгерский композитор Ф. Лист создал цикл симфонических поэм на античную тему, среди которых «Прометей», написанная по мотивам драматического произведения Гердера «Раскованный Прометей». А. Скрябин создал свою симфоническую поэму «Прометей» под впечатлением духовной силы и свободы героя античной мифологии. Танцмейстера Вигано образ Прометея побудил на создание балета, состоящего из двух актов и поставленного на музыку Бетховена.

РЕСТАВРАЦИЯ

  • РУБЕНС.
  • ОТЦЕЛЮБИЕ РИМЛЯНКИ
  • Roman Charity
  • 5. ГЭ 470

Холст, масло, переведена с дерева А.Митрохиным в 1846 г. 140,5х180,3. Следы горизонтальных склеек и трещин.

Живопись на рентгенограмме из-за густого слоя нового грунта почти не просматривается.

Сюжет заимствован из книги римского писателя I в. Валерия Максима «Замечательные дела и речи», кн.5, гл.IV – «О любви к родителям, к братьям и к родине».

Рассказ Валерия Максима о молодой женщине Перо, которая спасла своего отца Кимона, приговоренного к голодной смерти, кормя его грудью, восходит к более древним, эллинистическим источникам. Рисский автор описывает виденную им картину на эту тему.

Нам известны соответствующие помпеянские фрески, приблизительно современные Валерию Максиму; в надписи на одной из них дана правильная греческая форма имени отца – Микон.

ОТЦЕЛЮБИЕ РИМЛЯНКИ. Помпеянская фреска. ROMAN CHARITY. Pompeian fresco.

При поступлении картина числилась работой Рубенса. В описи 1773-1783 гг., у Шницлера в 1828 г. и у лабенского в 1838 г. она расценена как один из шедевров художника. Однако в 1842 г. Смит, а затем при поседении Эрмитажа в 1861 г.

Ваген определили ее как копию, и она надолго была убрана в запасы. В 1902 г. Сомов, приняв указание Боде в письме от 16 июня 1893 г., снова включил картину в экспозицию как работу Рубенса. Розес, в 1890 г. считавший картину копией, в 1905 г.

также признал ее подлинность.

 Эрмитажная композиция – самое раннее обращение мастера к данной теме, один из наиболее совершенных образцов так называемого классицистического периода в творчестве Рубенса.

 Композиция картины Рубенса «Юпитер и Каллисто» (Кассель, Картинная галерея), подписанной и датированной 1613 г., представляет собой полную аналогию «Отцелюбию римлянки» в Эрмитаже; только в кассельской картине взаимодействие фигур несколько усложнено и группа включена в пейзаж.

РУБЕНС. Юпитер и Каллисто. Кассель, Картинная галерея.

История картины: в посмертной описи имущества Рубенса под № 141 значится картина «История дочери, дающей грудь своему отцу в темнице». Кем она была приобретена – неизвестно.

В конце XVII в., согласно надписи на гравюре К.ван Каукеркена, картина, послужившая ей оригиналом, находилась во владении епископа города Брюгге Карла Ван ден Босха.

В Амстердаме на аукционе собр.принцев Оранских в замке Лоо была продана в 1713 г. неизвестно кому картина Рубенса на эту тему; описание ее отсутствует, неизвестно также и время ее поступления в коллекцию.

Следует ли считать, что эти упоминания относятся к эрмитажной картине или какому-нибудь варианту ее – не ясно.

Приобретена в 1768 г. на собр.Кобенцля в Брюсселе.

Более полные сведения о картине, исследованиях, повторениях, гравюрах, вариантах, а также старые эрмитажные номера и литературу см. в книге: М. Варшавская. КАРТИНЫ РУБЕНСА В ЭРМИТАЖЕ. Издательство «Аврора». Ленинград. 1975.

Образ Прометея в трагедии Эсхила “прикованный Прометей”

… Премудрость чисел, из наук главнейшую, Я для людей измыслил и сложенье букв, Суть всех искусств, основу всякой памяти. Я первый, кто животных приучил к ярму, И к хомуту, и к вьюку, чтоб избавили Они людей от самой изнурительной Работы. А коней, послушных поводу, Красу и блеск богатства, я в повозки впряг, Не кто иной, как я, льняными крыльями Суда снабдил и смело по морям погнал. Вот сколько ухищрений для людей земных Придумал я, злосчастный… Эсхил “Прикованный Прометей” Древнегреческий трагик Эсхил в своем творчестве отразил целый этап становления афинского государства. В его трагедиях запечатлелись многие события того героического времени, когда греческий народ отстаивал свою свободу и независимость. Поэтому произведения поэта насыщены конфликтами мощных страстей, и действуют в них величественные герои. Именно таким произведением является трагедия “Прикованный Прометей”, в основу которой положен старинный миф о титане Прометее, оказавшем людям неоценимые услуги. С первых строк мы узнаем, что грозный властитель Зевс обрек героя на вечные муки за то, что он осмелился пойти против него, похитив огонь и отдав его людям. И Зевс придумал для Прометея жестокое наказание, чтобы он рассчитался за свою вину перед богами. Чтоб наконец признал главенство Зевса И чтоб зарекся дерзостно людей любить. Слуги Зевса, грубые и бесцеремонные, с удовольствием выполняют свою работу – приковывают героя и опутывают его тело железными цепями. Но мужественный Прометей не издает ни слова, ни ропота. Он не взывает к жалости. И только оставшись в одиночестве, дает волю своим чувствам: Мученью конца я не вижу… … Я в ярме беды томлюсь Из-за того, что людям оказал почет. Однако, несмотря на невыносимые страдания, которые причиняет ему орел, выклевывая печень, Прометей не покоряется. Гермесу, посланному Зевсом, чтобы склонить героя к примирению и подчинению, а заодно выведать тайну, которой он владеет, Прометей гордо отвечает: Знай хорошо, что я б не променял Своих скорбей на рабское служенье. Он не поддается ни на какие уговоры и угрозы и остается непреклонен: “Ни на один вопрос твой не отвечу я”. Свою решимость титан сохраняет до последней минуты. Когда скала с прикованным Прометеем проваливается сквозь землю, он лишь взывает к справедливости высших сил: Без вины страдаю – гляди! Эсхил называет своего героя “филантропом” – словом, которое сам изобрел и которое означает: тот, кто любит людей, друг людей. Однако его образ невероятно шире и многозначнее, чем в древнем мифе: он не только дал людям огонь, но и открыл для них все блага цивилизации. Автор устами титана рассказывает, как, выйдя из первобытного состояния, люди все более пробуждались к сознательной жизни и развивали свою культуру. Мы видим роль, которую играет в этом Прометей, сколько открытий приносит он человечеству. Перед нами словно проходит вся история человечества, история его интеллектуального и духовного роста, развития его материальной культуры. Герой научил людей ремеслам, счету, определению времен года; он вступился за них перед Зевсом, который хотел уничтожить человечество. Он также оказался искусным врачом и передал эти знания, научил людей изготавливать лекарства, растолковывать знамения, добывать золото, железо, медь и другие богатства, скрытые под землей. Эсхил создал в своем произведении образ борца за правду и справедливость.- Он противопоставил его всем другим персонажам. Так, Гефеста он превосходит силой духа, Океана – бескомпромиссностью, Гермеса – чувством собственного достоинства и независимостью. Любя человечество, Прометей непримирим к “тирании Зевса”. Царь богов для него – воплощение жестокости и несправедливости. Таким образом, он выступает и как борец с тиранией, с абсолютной властью Отца, способного на любое преступление. Образ мужественного, бесстрашного, благородного и волевого титана и после Эсхила не раз воссоздавался в мировой культуре. Прометей стал героем бунтарского стихотворения Гете, проникнутых духом свободы поэм Байрона и Шиллера, музыкальных произведений Листа, Скрябина. Воспет он и многими русскими поэтами XIX-XX веков.

Художественный стиль «Прометея прикованного»

Уже одно то, что действующими лицами трагедии являются боги и даже из героев тут имеется только одна Ио и что эти боги поданы в серьезном плане, свидетельствует о монументальности, которая характерна для всех трагедий Эсхила. Что же касается другого основного момента эсхиловского стиля, а именно патетизма, то он здесь значительно ослаблен большими длиннотами идейно-теоретического и философского содержания и длиннейшими разговорами, часто тоже довольно спокойного характера.

Патетика имеется прежде всего в начальной монодии Прометея, где Титан жалуется на несправедливость Зевса, в сцене с обезумевшей Ио и, наконец, в изображении катастрофы в природе при низвержении Прометея в подземный мир. Однако эта патетика слишком перегружена рациональным содержанием, а именно критикой деспотизма Зевса, и лишена тех черт исступления, которые мы находили в других трагедиях Эсхила.

Но монументально-патетический стиль «Прикованного Прометея» все же налицо. Его специфика заключается в общей тональности трагедии, которую можно назвать восхвалительно-риторической. Вся трагедия Эсхила «Прикованный Прометей» и есть не что иное, как восхвалительно-риторическая декламация по адресу единственного его подлинного героя – Прометея. Только такое понимание художественного стиля данной трагедии и поможет осмыслить все ее длинноты и ее недраматическую установку.

Действительно, рассказы и разговоры Прометея о прошлом, в частности о его благодеяниях, нисколько не подвигая действия вперед, придают образу Прометея необыкновенно глубокий смысл, возвышают и насыщают в идейном отношении. Точно так же разговоры с Океаном и Гермесом, опять-таки нисколько не развивая действия, весьма выразительно рисуют нам стойкость и силу воли Прометея. Сцена с Ио увековечивает Прометея как мудреца и провидца, знающего тайны жизни и бытия, хотя и не могущего воспользоваться этими тайнами.

Кроме пророчества о своем освобождении прикованный Прометей в трагедии Эсхила еще очень много говорит о странствованиях Ио с длинным перечислением географических пунктов, через которые она прошла и еще должна пройти. Прометею здесь приписаны обширные географические знания, которые, несомненно, были тогда последним достижением науки. Этот рассказ, совершенно лишенный всякого драматизма и даже прямо противоположный ему, тем не менее стилистически очень важен как нарастающая обрисовка мудрости Прометея.

Хоры Эсхила в «Прометее прикованном» тоже недраматичны. Если подойти к ним с точки зрения декламационно-риторической, то сразу можно увидеть, как они необходимы для углубления общего монументально-патетического стиля трагедии. Парод говорит о сострадании Океанид Прометею. Первый стасим рассказывает нам, как о Прометее плачут и север, и юг, и запад, и восток, и амазонки, и вся Азия, и Колхида, и скифы, и Персия, и моря, и даже , – разве этого мало для обрисовки личности основного героя в отношении к нему всего окружающего? Второй стасим – о необходимости подчинения слабых существ – и третий стасим – о недопустимости неравных браков – опять-таки подчеркивают величие дела Прометея, на которое способен только он, но не способны слабые и забитые существа.

Прометей. Картина Г. Моро, 1868

Наконец, геологическая катастрофа в конце этой трагедии Эсхила демонстрирует нам опять-таки мощную волю прикованного Прометея, способного противостоять решительно всему, включая всю природу и всех повелевающих ею богов.

Таким образом, то, что является у Эсхила в «Прикованном Прометее» развитием действия, есть постепенное и неуклонное нагнетание трагизма личности Прометея и постепенное декламационно-риторическое нарастание общего монументально-патетического стиля данной трагедии.

В чем смысл противопоставления прометея и зевса. «Прометей — борец против тирании»

Сочинение

Знай хорошо, что я б не променял своихскорбей на рабское служенье.ЭсхилЛитература Древней Греции сыграла огромную роль в культурном развитии человечества. Много лет отделяет нас от эпохи расцвета древнегреческого искусства, но мы все еще продолжаем читать лучшие его произведения. К их числу принадлежат трагедии великого драматурга античности Эсхила.Самым знаменитым произведением Эсхила стала трагедия «Прикованный Прометей». В ее основе лежит миф о Прометее, титане, божестве старшего поколения, сыне Урана и Геи (Неба и Земли). Он восстал против Зевса, похитил с горы Олимп, где жил Зевс, небесный огонь и принес людям в тростнике. Прометей сделал жизнь людей счастливее и поколебал власть Зевса и его помощников — олимпийских богов.В трагедии «Прикованный Прометей» Эсхил рассказывает о том, как жестокий тиран Зевс наказывает восставшего против него Прометея. Главное в этой трагедии — конфликт между двумя поколениями богов: старым, побежденным, к которому принадлежит Прометей, и новым, возглавляемым Зевсом. Конфликт между героем, самоотверженно борющимся за человеческое счастье, и деспотическим произволом, мешающим прогрессу. Уже в прологе трагедии Зевс характеризуется как жестокий правитель. Об этом говорят имена его слуг: Власть, Насилие. Власть предстает как грубый, жестокий слуга царя богов. Грубыми окриками, угрозами заставляет она Гефеста выполнить приказ Зевса и приковать Прометея. «Всегда ты безжалостна и полна гнева», — говорит ей Гефест. Зевс жесток, правит, «ни перед кем не отвечая за свои поступки». Зевс — тиран, который захватил власть и обращает ее против человека.Образы Гефеста, Океана, Гермеса — тоже раскрывают тему тирании и того пагубного влияния, которое оказывает она на человека. Гефест труслив у малодушен, хотя и добр. Со слезами сострадания он выполняет свою миссию палача. Это страшный образ «честного труса», который стал соучастником преступления тирана. В решительный момент он предает Прометея, став исполнителем воли Зевса.С иронией Эсхил нарисовал образ Океана. Когда-то Океан вместе с другими титанами принимал участие в борьбе против Зевса, но после победы Зевса ему удалось избежать наказания, которое постигло его друзей. И теперь он хорошо себя чувствует при новом хозяине. Этот эгоист думает только о своем спокойствии и благополучии.Гермес — наглый и грубый слуга Зевса, гордящийся тем, что верой и правдой служит своему хозяину. Для него существует только воля его господина, он не способен понять Прометея, не желающего склонить головы перед Зевсом.Зевсу противостоит Прометей. Он дал людям огонь, научил их строить жилища, считать и читать, укрощать животных, делать паруса, находить лекарства от болезней, добывать металлы. Он спас людей от уничтожения, которое задумал Зевс. Прометей знал, что за нарушение воли верховного бога ему предстоят тяжелые страдания. «Добровольно, добровольно я совершил это», — говорит он. Его побудила поступить так великая любовь к людям. И теперь Прометей должен страдать за свою чрезмерную любовь. Во время разговора Прометея с океанидами прилетает их отец Океан, чтобы уговорить его смириться и прекратить враждовать с Зевсом, но Прометей отказывается это сделать. Прометей не боится Зевса, потому что владеет тайной его судьбы, которую знает от своей матери Геи, богини Земли. Зевс посылает к Прометею бога Гермеса, чтобы тот выведал от него эту тайну. Но никакие уговоры и угрозы не могут сломить Прометея. Он не хочет открывать тайны Зевсу до тех пор, пока тот не освободит его. Прометей говорит Гермесу: «Я никогда не променяю своего несчастья на твое рабское прислужничество». Он сознает свою правоту и верит в свою силу. Это помогает ему переносить все муки, которым подверг его Зевс. В блеске молний, в грохоте грома Прометей низвергается под землю, не устрашенный Зевсом и непокорившийся.Имя Прометея — это символ бесстрашия, беззаветной любви к людям и готовности воевать за их счастье. «Прикованный Прометей» Эсхила убеждает нас в необходимости бороться с тиранией, насилием и угнетением. Эсхил говорит нам, что прогресс достигается ценой страданий, но, в конце концов, он побеждает.

Похищение огня

Когда Зевс заговорил о жертвоприношениях, титан решил схитрить. Он убил быка и разделал его тушу на две части. Прометей собрал все куски мяса вместе и засыпал их шкурой. Кости животного он покрыл блестящим и вкусно пахнущим жиром. Затем титан предложил владыке Олимпа определить, какая часть быка станет регулярным жертвоприношением богам, а какая останется людям. Зевс выбрал кости, покрытые жиром.

Когда Громовержец раскрыл обман, он сильно разозлился на Прометея и отобрал огонь у человечества. Люди потеряли единственную защиту. Они тяжело переносили холода, а по ночам пытались скрыться от хищников. Увидев это, титан бросился за помощью к Афине, которая тоже жалела людей. Она взяла полый посох, спрятала в него угли священного огня, а Прометей спустился с ним к народу. С его помощью человечество снова могло согреться у пламени.

Освобождение титана

Зевс не желал сменить гнев на милость. Он ждал, когда титан сломается и поведает судьбу Громовержцу. Но Прометей стойко терпел наказание, которое длилось много тысячелетий. Спас героя Геракл. Сын Зевса убил орла стрелой из лука и освободил титана. Это произошло незадолго до Троянской войны. За спасение Прометей сказал Гераклу, как пройти к садам Гесперид.

В некоторых источниках говорится, что освобождение было спланировано Зевсом. Греческий бог хотел таким образом помириться с Прометеем. Когда Громовержец освобождал титана, он оковал его палец железом с камнем от скалы. С этих пор люди стали носить кольца из металла с разными минералами.

Освобождённый герой решил, что пора покончить с враждой и рассказал Владыке Вселенной, что Фетида родит от него ребёнка, который убьёт Громовержца. Зевс сразу прекратил отношения с морской нимфой и заставил её выйти замуж за смертного Палея. От простого человека нимфа родила Ахиллеса, который стал одним из героев Троянской войны.

Сам Прометей, оказавшись на свободе, женился на океаниде Гесионе, которая подарила ему двух детей. В будущем между ним и Зевсом не возникало ссор. Кроме того, сам олимпийский бог стал гуманнее к простым смертным. Через какое-то время Прометей решил спуститься к людям и жить среди них. Покинув Олимп, он стал смертным, однако человечество не перестало его чтить и любить за всё, что он сделал для них. Непримиримый и храбрый герой был похоронен в городе Аргос.

Эсхил прикованный прометей анализ. Анализ одной античной драмы. Эсхил, «Прометей Прикованный»

Античная (в особенности греческая) драма само по
себе уникальное явление — более пяти веков она господствовала на театральных
подмостках. Эта драма была языком своего времени: от Эсхила до Сенеки она была
основой для литературы, философии, для передачи мифологических сюжетов и
особенного мировоззрения античных людей.

Античная драма — пристанище умов, души и мыслей целой
исторической эпохи, когда человечество все еще было молодо. Это больше, чем
памятник эпохи — это сердце целого мира, значение которого для нас порядком позабыто,
но никак не исчерпано, уже не говоря о том, что именно античность заложила
основы того мира, который мы знаем сегодня. И, несмотря на то, что я и против
всяческого обожествления и преувеличения античности в истории Европы, стоит
признать, что эта основа реальна, а ее влияние — значимо, хотя бы как
определяющий фактор развития культуры, благодаря которой мы стали теми, кем мы
есть сегодня.

Но античная драма заинтересовала меня
не только потому, что это исторический памятник и «душа времени», а еще и
потому, что корни этого феномена выходят за пределы хрестоматийно-греческой
литературы и культуры. Основы пьес Эсхила, Еврипида, Софокла стоит искать в
гораздо более ранних, архаических временах. Именно из этой архаики,
до-классической эпохи берут начало сложные мифологические, культурные и
психологические основы древней Греции.

Изначально драма была лишь действо — поклонением богу Дионисию. К каждому из богов, греки находи собственную форму
поклонения и обращения. Дионисий был богом виноградарства и символом
животворящей природы, поэтому и поклонение ему часто становилось скорее похожим
на пьянку, чем на богослужение. Однако все равно со временем поклонение
приобретало свои черты, например обязательный хор, или актеров, в сопровождении
костюмированных сатиров, которые должны были сопровождать Дионисия.

Даже сама по себе эта традиция уже
весьма красноречива — она свидетельствует о тех взаимоотношениях, которые
установились между греками и их богами. Подчеркну слово взаимоотношения ,
т.к. в отличие от позднеримской и христианской традиции, это были отношения людей
к богам, и богов к людям , когда божества напрямую принимали участие в жизни
людей, не будучи абстрактно-возвышенной величиной.

В этом особенном «стиле»
древнегреческой религии, кроится и корень особенностей поклонения — желание
уподобится богу, стать равным ему. Например, Олимпийские игры, которые
проводились как религиозные празднества, где стремление к совершенству было
способом уподобления богам, или те же гуляния в честь Дионисия, где человек
пытался стать таким же беззаботно-хмельным, как и сам бог виноградников.
Собственно, человек всегда желает стать богом, хотя бы через одну-две
«божественные» черты: всесильность, непогрешимость, бессмертие и т.д. И если
христианство возвело божественное на недоступный пьедестал, где человек может
надеяться на приближенность к богу только после смерти, а потому часто
испытывает чувство собственной ничтожности, греки, как и другие язычники,
поступили более щадяще:  их боги приближены к людям, они более «доступны» для
людей, с такими же слабостями и особенностями. Древний грек, стремившийся к
совершенству, не испытывал настолько сильного разочарования. Уникальный пантеон
«скомпрометированных» богов, которых по моральным качествам самый простой
человек наверняка превосходил.

Огонь Прометея

Люди тогда еще не знали огня. Они бродили по лесам и долинам, собирая случайную пищу, охотились на ди-ких животных. С наступлением ночи они ложились спать, зарываясь с головой в листву. Убе-жищами им служили пещеры, во мраке которых жили вместе с летучими мышами. Миром же правили боги Олим-па, красивые и всемогущие. У них во всем был достаток. Они считали, что все блага должны принадлежать только им. У богов не было соперников, кроме более древних властителей — тита-нов (в последующем, это соперничество привело к битве богов Олимпа и титанов). Посланцем мира между богами Олимпа и еще не поверженными тогда титанами был юный Прометей.

Не раз по до-роге на Олимп он встречал, дрожащих от холода и стра-дающих от болезней, людей. И хотя они никому не жаловались, Прометей их жалел и однажды не побоялся облегчить им жизнь вопреки воле богов.

В очередной раз Прометей поднимался на Олимп с жез-лом в руке. Боги к этому привыкли и не заметили, как Прометей незаметно взял тлеющий уго-лек из очага богов. Спустившись на землю, он засыпал его золой. Нашли люди огонь Прометея и взяли его к себе. Они кормили его сухими ветками, защищали от порывов ветра. С помощью огня человек смог изгнать из пещер хищников, научился жарить на углях мясо, варить пищу, плавить руду и мно-гое другое.

Взглянул однажды Зевс на землю и удивился. Люди больше не бродили стадами, а жили семьями в домах. Они овладели искусствами, стали определять время по небесным светилам.

Рассердился Зевс на Прометея, стал в ярости громыхать и швырять стрелы молний. Вы-звал к себе слуг Силу и Власть, приказал им отвести Прометея в холод-ную землю скифов и прико-вать его там к скале. Вместе с ними отправил бога-кователя Гефеста с молотом и толстыми желез-ными цепями.

Путь был долгим… Наконец, показались разломы скал. С вершин Кавказа повеяло вечным холодом. — Здесь! — молвила Власть, указывая на утес. — Приступай к делу, Гефест!

Гефест медлил, глядя на свой молот, кото-рый по воле Зевса должен стать орудием казни. — Поторапливайся! — приказала Сила.

Живопись и музыка

Фламандский художник Питер Пауль Рубенс известен своими работами с изображением античных героев. Одна из его потрясающих работ — «Прометей Прикованный». Другой фламандец по имени Якоб Йорданс, который был последователем Рубенса, написал картину «Орёл, терзающий Прометея». Похожий стиль имел Ян Коссирс, который прославился картиной «Прометей, несущий огонь». Тициан Вечеллио увековечил образ древнегреческого персонажа в работе «Наказание титана».

Композиторы тоже находили вдохновение в античном эпосе. Венгерский музыкант Ференц Лист посвятил Прометею симфонию. Образ титана покорил и русского композитора Александра Скрябина, который создал музыкальную поэму в честь героя. А итальянский танцмейстер Сальваторе Вигано под впечатлением от прочитанного мифа придумал балет, состоящий из двух актов и поставленный под музыку Бетховена.

Образ античного божества Прометея вдохновляет людей на подвиги ещё с древних времён. Из истории известно о многочисленных случаях, когда люди обманывали ради собственной выгоды. Но были и такие персоны, которые были готовы идти на верную гибель ради улучшения мира и жизни окружающих. Образ титана, ставший символом самопожертвования, выступает ярким примером борьбы за благо человечества, права жить достойно и мыслить свободно.

Создание людей

Многие отождествляют Прометея с добытым им огнем, однако это далеко не все блага, которые титан сделал для людей. Однако люди, свойственные своему характеру, забыли об этом и не отдавали того предпочтения Прометею, которого он заслуживал.

Прошла Титаномахия, и боги заскучали. Шли годы, столетия, тысячелетия, а ничего нового и интересного не предвиделось. Скука богов стала невыносимой – им надоели и пиры, и празднества. И тогда решил Зевс что-то изменить, создать что-то новое и уникальное.

Тогда Зевс призвал Гефеста и попросил его, как великого мастера-кузнеца, сделать какое-то новое, невиданное дотоле существо. Гефест, также отличавшийся мудростью, созвал всех олимпийских богов воедино и сказал, что только с их помощью он сможет создать нечто новое и уникальное. Так на Земле появились люди и звери. Легенда гласит, что тела людей вылепил из земли (согласно другим источникам – из глины) сам Прометей, а Афина наделила их своим дыханием, создав, тем самым, человеческую душу.

Изначально боги создали исключительно только мужчин. Теперь богам предстояло решить, какими же свойствами будут обладать люди и звери. Собрали боги воедино все достоинства и недостатки и отдали их братьям-титанам Прометею и Эпиметею, чтобы они по совести распределили их между людьми и животными. Братья же решили, что Эпиметей будет отвечать за создание зверей, а Прометей – за людей.

Первым за дело взялся Эпиметей. Сразу выбрал он все лучшие качества и разделил их, между животными. Так, некоторые виды зверей получили огромную силу, другие – скорость, третьи – живучесть и т.д. Когда же за дело взялся Прометей, то он понял, что и добродетелей у него практически не осталось. Он высказал это брату и тот, задумавшись, признал его правоту, но делать было нечего, ибо все уже свершилось, и забрать назад хорошие качества было невозможно. Тогда Прометей обратился к Зевсу с просьбой дать людям огонь, чтобы немного «очеловечить» их, научить защищаться от зверей, чтобы они могли готовить себе пищу и т.д.

Задумался Зевс, но доводом двоюродного брата внял и согласился. Метнул он молнию в ближайшие деревья и огонь мигом разлился по земле. Людям оставалось лишь только собрать его и поддерживать, что они и сделали. Так начались золотые времена.

В те дни не было ни времен года, ни старости, ни страданий. Люди жили мирно и счастливо. Еда доставалась им просто, съедобные растения росли сами по себе – их не нужно было выращивать, времена года не менялись – всегда было лето, не было ни болезней, ни несчастий. Люди то и делали, что постоянно пировали вместе с богами. Да, они не были бессмертными, но жили намного дольше, чем мы сейчас. Но и смерть в те дни была другой. Люди просто засыпали, к ним приходил Гипноз, который и отводил их на Елисейские поля в царстве Аида.

Развитие действия в «Прометее прикованном»

Если под действием понимать переход от одних состояний в другие, им противоположные, в результате взаимоотношений дееспособных героев, то в «Прикованном Прометее» Эсхила нет никакого действия, а следовательно, и развития его.

То, что происходит между сценами приковывания и низвержения Прометея, состоит исключительно из монологов и диалогов, которые ни в какой мере не подвигают действие вперед и уж во всяком случае не меняют его на противоположное. Монологи и диалоги «Прикованного Прометея» высокохудожественны, но они совершенно недраматичны.

Единственным движущим мотивом может считаться только будущее освобождение Прометея Гераклом, которое предсказывается самим Прометеем. Но это только предсказание, и притом об очень отдаленном будущем, и никаких намеков хотя бы на малейшие признаки этого освобождения в настоящем в трагедии Эсхила не имеется.

Прометей, приковываемый Вулканом (Гефестом). Эпизод из трагедии Эсхила. Художник Д. ван Бабурен, 1623

Кто такой Прометей

Прометей — это один из античных титанов, сын Фемиды, отец Девкалиона. Также Прометей был двоюродным братом великого Зевса-громовержца. Имя его переводится как «предвидящий будущее», «знающий наперед». В отличие от своего кровожадного родственника, Прометей был благосклонен к людям, искренне им сочувствовал и всегда старался помочь. Именно он научил людей строительному ремеслу, добыче пищи, обучил грамоте и даже подсказал, как правильно вести себя с богами. Однажды разъяренный Зевс отобрал у людей огонь. Чтобы несчастные не погибли и не замерзли, Прометей украл горящие угли для них у Гефеста, за что был жестоко наказан громовержцем. Титан был прикован к высокой горе тяжелыми цепями и каждый день страдал от невыносимой боли, причиняемой орлом, клевавшим его печень. Люди восхваляли бесстрашного Прометея, образ его ассоциировался с жертвой, принесенной во имя добра.

Прометей похищает огонь

Как не пытался Прометей переубедить Зевса, а последний был неумолим. И тогда титан решился на вторую выходку, которая и принесла ему столько страданий, но которая принесла блага человечеству. Однажды, под покровом ночи, Прометей прокрался на Олимп. Легенды гласят, что ему помогала Афина, которая втайне соболезновала и ему, и людям. При помощи богини мудрости, Прометей пробрался в кузницу Гефеста, откуда он и похитил огонь, а впоследствии отдал его людям.

Вопрос эксперту
Почему Афина помогала Прометею, зная, что это вызовет гнев Зевса?

Прометей был одним из тех, кто помогал Зевсу родить Афину (из головы). Именно по его совету и появилась на свет богиня мудрости. В благодарность за это, Афина обучила Прометея многим ремеслам, а впоследствии помогла похитить огонь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector