Шарманщик, Василий Перов — описание картины

Поездка в Париж

Василий Перов — внебрачный сын тобольского прокурора, представителя древнего прибалтийского дворянского рода барона Г.К.фон Криденера (Крюденера). Хоть и брак был заключен после рождения мальчика, фамилию отца тот так и не получил. Будущий художник долгое время значился в документах как Васильев, по фамилии крестного отца. Фамилия Перов пошла от прозвища, данного мальчику его преподавателем за изящный почерк.

Василий Перов

В 1862 году Академия художеств наградила Василия Перова золотой медалью и правом на оплачиваемую поездку заграницу. В этот период он посещает Западную Европу, несколько немецких городов и Париж. Кроме того, Перов побывал во многих музеях Берлина, Дрездена и Парижа и изучил работы старых мастеров. Да, художник много и усердно работал, но на чужбине вдохновение как будто покинуло его.
Каждый мазок давался с трудом. Перову заграницей было скучно. Сохранилось даже письмо, в котором он обращается к Академии с просьбой о разрешении вернуться досрочно:«Осмеливаюсь просить Совет о позволении мне возвратиться в Россию. Причины, побуждающие просить меня об этом, я постараюсь здесь представить: живя за границей почти два года и, несмотря на все мое желание, я не мог исполнить ни одной картины, которая была бы удовлетворительна, — незнание характера и нравственной жизни народа делает невозможным довести до конца ни одной из моих работ… Посвятить же на изучение страны чужой несколько лет я нахожу менее полезным, чем по возможности изучить и разработать бесчисленное богатство сюжетов как городской, так и сельской жизни нашего отечества. Имею в виду несколько сюжетов из русской жизни, которые я бы исполнил с любовью и сочувствием и, надеюсь, более успешно, чем из жизни народа мне мало знакомого…».

Портрет и картины Перова на марках

Россия была ему необходима для вдохновения, для воплощения идей, для жизни. При всем при этом, оказавшись вдали от Родины, художник пытался изучить местные нравы и обычаи. Он часто бывает на ярмарках и праздниках. Во время своей заграничной практики, художник овладевает живописным тоном, придающим его работам глубокую эмоционально-психологическую выразительность, в них исчезают жесткость контуров, изолированность фигур и предметов, свойственные ранним произведениям. Перов изображает уличных героев и площади, шарманщиков и странствующих жонглеров, акробатов и танцоров, а еще…ему довелось изобразить глубоко эмоциональный образ савояра.

Охотники на привале

В начале 70-х годов XIX века Василий Перов постепенно отходит от тематики трудностей народного быта, которой посвящено большинство его произведений периода 1860-70-х гг. На смену печальным картинам, повествующим о нелегкой доле крестьян и их детей, приходят полотна, живописующие обычные бытовые сценки: «Птицелов», «Ботаник», «Рыболов», «Голубятник». К этому периоду также относится полотно «Охотники на привале» — известная картина Перова, созданная мастером в двух экземплярах. Оригинал сегодня находится в Третьяковской галерее (Москва), еще одно полотно — в Русском музее (Санкт-Петербург). В 1984 году появилась информация о третьем холсте-близнеце за авторством Перова, который хранился в музее г. Николаева как копия. Хмурое осеннее небо с парящими в нем птицами, сухая трава и невысокий кустарник, на чьих ветвях не осталось ни одного листка, да небольшое болотце — таковы «декорации» картины Перова «Охотники на привале». На их фоне уютно расположились три охотника. Судя по расстеленному куску ткани, на котором видна фляга, чарки и краюха хлеба, друзья решили сделать небольшой привал. Пара тетеревов и заяц говорят зрителю о том, что охота была вполне удачной, а расслабленные позы охотников наводят на мысль, что продолжение вряд ли последует.

Один из охотников с жаром о чем-то рассказывает, усиливая впечатление мимикой и жестами. Охотник справа увлечен историей: его рука с папиросой застыла, он весь подался вперед, будто желает поскорее узнать финал. Третий персонаж, расположившийся посредине, настроен явно скептически — об этом говорит его недоверчивая ухмылка и рука, потянувшаяся к голове

Живописец намеренно выделил руки и лица персонажей более светлыми оттенками, чтобы акцентировать на них внимание. Добыча, изображенная на картине Перова «Охотники на привале», вполне могла бы претендовать на существование в виде отдельного натюрморта — настолько тщательно художник выписал все детали

Прототипами охотников стали друзья Перова: роль рассказчика досталась Дмитрию Кувшинникову, заинтересованного слушателя — Николаю Нагорнову, скептика — Василию Бессонову. «Охотники на привале» были восприняты современниками Перова по-разному — так, картина понравилась критику В.Стасову, который ставил ее наравне с тургеневскими охотничьими рассказами, и писателю Ф.Достоевскому, а вот М.Салтыкову-Щедрину она казалась наигранной: он считал, что выражениям лиц персонажей не хватает непосредственности.

Картина Перова «Охотники на привале» гармонично сочетает в себе охотничий натюрморт, пейзаж и бытовую картину. Сегодня репродукции этого известнейшего полотна принято дарить в качестве традиционного подарка заядлым охотникам.

«Чаепитие в Мытищах» (1862)

Путники, следующие на поклонение в Троице-Сергиеву лавру, обычно останавливались в Мытищах, известных источниками чистой питьевой воды. На своем холсте художник изобразил сцену в придорожной «чайной». За столом с самоваром полулежа пьет чай, утомившийся с дороги тучный священнослужитель. Одет он в красивую рясу. Рядом с ним лежит дорогой саквояж.

К этому же столу подошли нищие прохожие. Маленький босой мальчик в лохмотьях робко держит свою шапку для подаяния. Инвалид войны с наградами на рваном сюртуке протягивает свою жилистую руку в надежде на милость со стороны самодовольного церковника.  Сытый голодного не разумеет. Ни один мускул не дрогнул на самодовольном заплывшем жиром лице пастыря. Он демонстративно и брезгливо повернул голову в другую сторону.

А. Бенуа пишет:

Сочиненин по картине Перова “Спящие дети”

Мирная картина отдыхающих детей, навевает спокойствие. Даже тон полотна говорит о крепком, беспробудном сне. Кажется, что малышам удобно на этой простой постели. Соломенные матрас и подушка, плетеная корзина и перегородка из досок – вот и все, что окружает ребят. И это создает представление об их скромном достатке.

Такой видится мне картина Перова.

Работу великого мастера стоит рассматривать не спеша, чтобы понять, кто эти малыши и что их ждет

Солнце больше выделяет девочку, словно акцентирует внимание на чистоте ее. образа и красоте

Такая маленькая, и такая светлая, она сама словно лучится. Простое платьице и эти дешевые бусинки показывают девчушку озорной и проворной. Зато ее брат, он кажется мне чуть старше сестрички, настоящий мужичек. И одежка у него как у взрослого, да и сон более глубокий. Может быть, ему сейчас снится, что нужно помогать справляться родителям по хозяйству, или что другие заботы навалились на всю его семью

образа и красоте. Такая маленькая, и такая светлая, она сама словно лучится. Простое платьице и эти дешевые бусинки показывают девчушку озорной и проворной. Зато ее брат, он кажется мне чуть старше сестрички, настоящий мужичек. И одежка у него как у взрослого, да и сон более глубокий. Может быть, ему сейчас снится, что нужно помогать справляться родителям по хозяйству, или что другие заботы навалились на всю его семью.

Ноги у обоих босые и истоптанные, кажется, что они за свои недолгие годы прошли уже столько дорог, а вернее пробежали и проскакали.

Но, пока он спит, он может расслабиться и во сне побегать с остальными ребятами, поиграть в их незатейливые игры.

Судя по тому, что солнечные лучи так смело освещают помещения, уже прошла ночь, и наступило утро. Кажется, что мама малышей, не дождавшись, что они проснутся и прибегут ей на помощь справляться с домашними делами, пришла их будить. Солнце поднимается, и работа не ждет, но родительница так и застыла, рассматривая своих чад, боясь разбудить малышей.

Словно она своей медлительностью хочет подарить им еще несколько минут безмятежного детства.

(No Ratings Yet) Loading… Сочиненин по картине Перова “Спящие дети”« Художественное совершенство новелл М. КоцюбинскогоБиография Херлуфа Бидструпа »

Кто такой савояр?

В парижский период Перов создает образы обездоленных и угнетённых, стараясь привлечь к ним общественное внимание и вызвать к ним горячее сочувствие. Во время одной из этих уличных работ художнику на глаза попался маленький савояр.Савояры — дети бедняков, которых родители в голодные годы отправляли в богатую Германию бродяжничать и зарабатывать на пропитание, показывая фокусы с дрессированными животными, умеющими гадать, вытаскивая записочки со «счастьем»

Савояры нравились дамам, мечтающим получить «записку счастья» от уличного мальчишки, но в плату за это «счастье» юные бродяги получали лишь мелкие монеты, брошенные из окна. Но жизнь савояров, как и любых беспризорников, была нелегкой: они жили на улице, часто объединялись в шайки или прибивались к цыганскому табору. От лица савояра исполнялась песня Бетховена на стихи Гёте «Сурок».

В 1805 году Людвиг ван Бетховен положил стихи на музыку. И родилась классическая песня «Сурок» (фр. Marmotte), которая нам известна в нескольких вариантах перевода. Вот один из них:

По разным странам я бродил И мой сурок со мною, И весел я, и счастлив был, И мой сурок со мною! Припев: И мой всегда, и мой везде, И мой сурок со мною. И мой всегда, и мой везде, И мой сурок со мною.Савояров любили изображать художники, их можно найти на картинах таких живописцев XVIII—XIX веков, как А.Ватто, А. Ван Дейк, В.М.Х.Лейбль, Дж.Э.Фримен, И.Джонсон, К.Е.Маковский. Одним из самых трогательных картин с савояром является, конечно, работа русского живописца Перова.

Образ савояра на картинах художников (Флэгг, Бонифаци, Маковский)

«Охотники на привале»: секреты самой известной картины Перова

Вокруг этой картины Василия Перова с момента ее появления горели нешуточные страсти: В. Стасов сравнивал полотно с лучшими охотничьими рассказами И. Тургенева, а М. Салтыков-Щедрин обвинял художника в излишней театрализации и неестественности персонажей. Кроме того, в «Охотниках на привале» все без труда узнали реальных прототипов – знакомых Перова. Несмотря на неоднозначные оценки критиков, картина стала невероятно популярной.

В. Перов. Автопортрет, 1870. Фрагмент | Фото: gallerix.ru

Василий Перов сам был страстным охотником, и тема охоты ему была хорошо знакома. В 1870-х гг. он создал так называемую «охотничью серию»: картины «Птицелов», «Рыболов», «Ботаник», «Голубятник», «Рыбная ловля». За «Птицелова» (1870) он получил звание профессора, а также место преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Но самой яркой и узнаваемой в этом цикле безусловно стала картина «Охотники на привале».

В. Перов. Птицелов, 1870 | Фото: gallerix.ru

Полотно впервые экспонировалось на 1-й Передвижной выставке и сразу вызвало разноречивые отклики. Критик В. Стасов восхищался работой. М. Салтыков-Щедрин критиковал картину за отсутствие непосредственности и жизненной правды, за наигранность эмоций: «Как будто при показывании картины присутствует какой-то актер, которому роль предписывает говорить в сторону: вот этот лгун, а этот легковерный, приглашающий зрителя не верить лгуну охотнику и позабавиться над легковерием охотника новичка. Художественная правда должна говорить сама за себя, а не с помощью толкований». А вот Ф. Достоевский не соглашался с критическими отзывами: «Что за прелесть! Конечно, растолковать – так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства».

Слева – Д. Кувшинников. Справа – центральный персонаж *Охотников на привале* | Фото: caoinform.ru и regnum.ru

Прототипами охотников стали реальные люди, знакомые Василия Перова. В роли «враля», увлеченно рассказывающего небылицы, выступил врач Дмитрий Кувшинников, большой любитель ружейной охоты – тот самый, который послужил и прототипом доктора Дымова в «Попрыгунье» Чехова. Жена Кувшинникова Софья Петровна была хозяйкой литературно-художественного салона, в котором часто бывали В. Перов, И. Левитан, И. Репин, А. Чехов и другие знаменитые художники и писатели.

Слева – В. Перов. Портрет В. Бессонова, 1869. Справа – недоверчивый слушатель, один из *Охотников на привале* | Фото: classic-online.ru и ngsdo.ru

В образе иронично усмехающегося охотника Перов изобразил врача и художника-любителя Василия Бессонова, а прототипом для молодого охотника, наивно внимающего охотничьим байкам, послужил 26-летний Николай Нагорнов, будущий член московской городской управы. Это подтверждает в своих воспоминаниях и А. Володичева – дочь Нагорнова. В 1962 г. она написала искусствоведу В. Маштафарову: «Кувшинников Д. П. был одним из ближайших друзей моего отца. Они часто ездили на охоту по птице. У отца была собака, и поэтому собирались у нас: Дмитрий Павлович, Николай Михайлович и доктор Бессонов В. В. Они изображены Перовым («Охотники на привале»). Кувшинников рассказывает, отец и Бессонов слушают. Отец – внимательно, а Бессонов – с недоверием…».

В. Перов. Охотники на привале, 1871. Фрагмент с дичью | Фото: hudojnik-peredvijnik.ru

Большое значение в этой работе имеют жесты персонажей, с помощью которых художник создает психологические портреты своих героев: растопыренные руки рассказчика иллюстрируют его «страшную» историю, ухмыляющийся простолюдин недоверчиво почесывает голову, левая рука молодого слушателя напряженно сжата, правая рука с папиросой замерла, что выдает увлеченность и простодушный ужас, с которым он слушает небылицы

Изображенная в левом нижнем углу добыча охотников вполне могла бы стать самостоятельным натюрмортом с дичью, но все внимание художник намеренно сосредоточил на лицах и руках персонажей, выделив эти акценты ярким светом

И. Крамской. Портрет В. Перова, 1881. Фрагмент | Фото: rusmuseumvrm.ru В наши дни репродукции этой картины стали традиционным подарком для заядлых охотников. Полотно, написанное В. Перовым, в 1871 г., сейчас находится в Третьяковской галерее в Москве, а копия, созданная в 1877 г., – в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

В. Г. Перов: картины, факты биографии

В ряду крупнейших русских художников-реалистов второй половины 19 века, пользующихся большой народной популярностью, красуется имя Василия Григорьевича Перова, посвятившего своё искусство изображению жизни простых русских людей и выступившего в своих произведениях обличителем самодержавно-крепостнического строя.

В. Г. Перов родился 23 декабря (ст. стиля) 1833 года в г. Тобольске в семье прокурора Г. К. Криденера, просвещённого и свободомыслящего человека, который впоследствии за своё свободомыслие должен был оставить казённую службу, что отразилось на материальном положении семьи.

Детство и юность Перова прошли в нужде. Поскольку Перов был внебрачным сыном Криденера, ему была дана фамилия крестного отца — Васильева, а позднее дьячёк, который обучал мальчика первоначальной грамоте, за его каллиграфические способности дал ему прозвище Перов, ставшее официальной фамилией художника.

Видя художественные способности сына, родители после окончания им Арзамасского уездного училища отдали мальчика в художественную школу. В 1853 году Перов поступил в Московское училище живописи и ваяния, где в то время учились такие известные художники, как Прянишников и Шишкин, ставшие друзьями Перова.

Перов умер в 1882 году в возрасте 48 лет. Тяжелая болезнь (туберкулез) свела его преждевременно в могилу.

Годы жизни художника: 21 декабря 1833 (2 января 1834) – 29 мая (10 июня) 1882 (48 лет)

Знаменитые картины Василия Перова

Будучи человеком большого сердца, Перов с любовью создавал трогательные образы детей из народа. Известна его картина «Спящие дети» (1870 г.

), изображающая двух крестьянских ребятишек, спящих после изнурительной работы. Они лежат в сарае на полу, покрытом рогожей.

Луч солнца, пробивающийся сквозь небольшое окно, освещает лица детей, и видно: так глубок и так тяжёл их сон, безрадостный как и сам деревенский быт того времени.

Особенной популярностью пользуется картина «Тройка» (1866 г.) В. Г. Перова, рассказывающая о беспросветной жизни ребят, отданных в город обучаться ремеслу… Холодный зимний пасмурный день. Дует сильный ветер.

По засыпанной снегом ухабистой дороге трое подростков везут обледеневшую бочку с водой. Лица их бледны, измождены. Худенькие, полные крайнего напряжения детские фигурки одеты в лохмотья.

Непосильный физический труд, нищета, голод и холод — вот что было уделом детства и юности огромного множества детей трудящихся.

В. Г. Перовым создана серия портретов передовых деятелей русской культуры — писателей, поэтов, художников, отличающаяся тонкой психологической выразительностью образов.

В этой серии мы встречаем и автопортрет самого Перова.

 На нас смотрят умные, проницательные глаза человека, много в жизни увидевшего и пережившего, человека сильной воли и критического склада ума.

Выдающийся художник-демократ В. Г. Перов любил свой народ, ему он отдал свой большой талант.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: