Ян госсарт

Марк — евангелист, который не видел Христа, но писал евангелие со слов очевидцев

Апостол Марк Евангелист

  • Символ — лев или орел;
  • Дата рождения – 1 век;
  • Дата смерти – 68 год н.э.;
  • Книги — Евангелие от Марка;
  • Смерть — был сожжен за свою веру в Александрии.

Марк родился в Иерусалиме. Его с детства окружали преемники Христа. Мать его свято верила в учение Христа. Марк был близок со своим дядей апостолом Варнавой, учителем – апостолом Петром, апостолом Павлом. С ними святой трудился и проповедовал в Селевкии, Риме, Египте, Антиохии, на Кипре.

Он стал основателем многих церквей и христианского училища. Путешествуя по Африке, Ливии, Нектополю, апостол нёс Божье слово людям. Марк принял смерть в Александрии от рук несогласных с учением Христа язычников. Евангелие от Марка было написано им в Риме и предназначалось для новообращённых в христианскую веру язычников.

2. Провенанс и вопрос авторства

Триптих в виде складня был создан в 1520 — 1521 годах по заказу испанского торговца Педро из Саламанки, проживавшего в Брюгге, и предназначался для семейной часовни в церкви августинцев в Брюгге, где хранился следующие 185 лет. В 1796 году был захвачен французскими войсками и отправлен в собор Спасителя в аббатстве Дюн во Франции, с 1810 года находился в собрании Алексиса Делаханта. В 1814 году триптих оказался в собрании Эдварда Солли в Лондоне; в 1837 году приобретён королём Нидерландов Виллемом II.

В 1850 году центральная часть триптиха была куплена в Гааге Ф. А. Бруни по поручению императора Николая I на распродаже картин собрания скончавшегося Виллема II, сам же триптих был разъединён и боковые створки ушли неизвестному покупателю, тогда же была утеряна связь центральной картины со створками, которые долгое время считались самостоятельными произведениями. В конце XIX века створки оказались в США в собрании Эдварда Драммонда Либби, который в 1901 году подарил их только что основанному Музею искусств Толидо.

При распродаже собрания Виллема II центральная картина значилась произведением Луки Лейденского, а створки шли как произведение Мабюза. В 1864 году атрибуция эрмитажной картины была изменена и автором был назван Баренд ван Орлей, эта атрибуция была поддержана рядом других учёных.

В 1916 году в качестве возможного автора был назван Ян Госсарт, а в 1933 году указано на связь эрмитажной картины со створками из музея Толидо. В 1963 году были опубликованы документы о раннем провенансе картины, где твердо было сказано, что центральная часть и боковые створки некогда составляли единое целое. Окончательные сомнения в авторстве Мабюза исчезли после того как разъединённые части картины были временно воссоединены в 1965 году на выставке работ Мабюза в Роттердаме и Брюгге и было проведено комплексное исследование всех частей триптиха.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Возможно, учился у Герарда Давида. В 1502 г. был принят в гильдию Св. Луки в Антверпене. Вероятно, в 1499 году он отправился в Англию, где писал преимущественно портреты.

Около 1507 г. был принят ко двору Филиппа Бургундского (бастарда Филиппа III Доброго). Сопровождал его во время поездки в Рим (1508—1509). В дальнейшие годы продолжал работать на Филиппа в его замках, в Антверпене, а также в Миддельбурге и выполнять заказы представителей семьи Габсбургов — двора Маргариты Австрийской в Мехелене. Письменные источники свидетельствуют, что он выполнил портреты Карла V и его сестры Элеоноры Португальской, воспитывавшихся в Мехелене.

Когда Филипп Бургундский получил сан епископа Утрехтского, Мабюз последовал за ним в замок Duurstede и помог в его декорировании.

В 1516 Госсарт принимает участие в украшении погребального кортежа Фердинанда Католика, а в 1517 он исполняет «Портрет Жана Каронделе» (диптих, Париж, Лувр) и многочисленные портреты дворян. В это время он живет в Дурстеде, на Рейне, где находилась резиденция утрехтского епископа где Госсарт проработал до смерти своего покровителя, в 1523.

По возвращении из Мидделбурга в 1525 году Госсарт поступает на службу к Адольфу Бургундскому, а также сохраняет контакты с Христианом II Датским, пишет «Портрет трех детей Христиана II» (Лондон, дворец Хэмптон Корт) и делает проект надгробного монумента Изабелле Австрийской, супруге монарха (1526-1528).

Умер в Антверпене в 1541.

Творчество Госсара, насчитывающее более 80 картин, представлено во многих публичных и частных собраниях Антверпена, Берлина, Бирмингема, Брюсселя, Кембриджа (Массачусетс), Детройта, Гамбурга, Хьюстона, Гааги, Лиссабона, Лондона, Мадрида, Нью-Йорка, Нюрнберга, Толедо, Вашингтона.

Повреждения триптиха и реставрации

Алтарь висел в часовне на влажной стене, и к 1767 году его деревянная основа покрылась плесенью; тогда же художником Яном Гаменимом была проведена его первая реставрация. В каталоге распродажи собрания Виллема II, хранящемся в библиотеке Берлинской картинной галереи, имеется рукописное примечание о плохой сохранности картины и о том что она была «сильно вычищена и зареставрирована».

Первоначально триптих был исполнен на дереве, створки сохранили свою деревянную основу, а центральная часть в 1892 году в Эрмитаже была переведена на холст. При исследовании центральной картины в реставрационных мастерских Эрмитажа выяснилось, что основные дефекты картины имеются по периметру и в местах бывших стыков досок основы. Лица и фигуры персонажей повреждениями практически не были затронуты, за исключением одежды мужчины, держащего Христа за ноги и расположенного перед основанием креста.

Сюжет

Вся многофигурная композиция центральной части триптиха построена вокруг центра, где находится крест.

Наверху креста на приколотом к нему листке надпись I.N.R.I — аббревиатура от Jesus Nazarenus Rex Iudaeorum (Иисус Назорей, Царь Иудейский). К перекладинам креста с обеих сторон симметрично прислонены лестницы: справа на лестнице мужчина (вероятно, Никодим) держит Христа за руку, по левой лестнице спускается другой мужчина, обхвативший тело Христа; снизу в центре группа из трёх мужчин, двое (один из них Иоанн Богослов) придерживают Христа за ноги, третий готовится поймать руку, которую вот-вот отпустит Никодим. Возле этой группы спиной к зрителю изображена Мария Магдалина. Эта композиция в целом повторяет раннюю гравюру школы Андреа Мантеньи.

На переднем плане слева находится группа из четырёх женщин: упавшая в обморок Богоматерь окружена святыми жёнами, чьи фигуры скопированы Мабюзом с гравюры Маркантонио Раймонди «Снятие с креста». Согнувшийся мужчина справа, поднимающий терновый венец, — Иосиф Аримафейский. Выше Иосифа находится мужская фигура в тюрбане — считается, что это возможный автопортрет Мабюза.

В левой части фонового пейзажа показаны стены и башни Иерусалима; в правой части пещера с пустым Гробом Господним, возле него вновь находятся фигуры трёх Марий.

На внутренних сторонах створок в ренессансных нишах находятся фигуры Иоанна Крестителя, в виде которого изображён заказчик картины дон Педро из Саламанки, и Святого Пётра, в качестве которого Мабюз изобразил самого себя. На внешних сторонах створок гризайлью показаны фигуры архангела Гавриила и Девы Марии, они расположены в готических нишах, где также имеются подпись художника и дата написания.

Советский искусствовед Н. Н. Никулин в своём обзоре нидерландского искусства XV—XVI веков писал:

1. Сюжет

Вся многофигурная композиция центральной части триптиха построена вокруг центра, где находится крест.

Наверху креста на приколотом к нему листке надпись I.N.R.I — аббревиатура от Jesus Nazarenus Rex Iudaeorum Иисус Назорей, Царь Иудейский. К перекладинам креста с обеих сторон симметрично прислонены лестницы: справа на лестнице мужчина вероятно, Никодим держит Христа за руку, по левой лестнице спускается другой мужчина, обхвативший тело Христа; снизу в центре группа из трёх мужчин, двое один из них Иоанн Богослов придерживают Христа за ноги, третий готовится поймать руку, которую вот-вот отпустит Никодим. Возле этой группы спиной к зрителю изображена Мария Магдалина. Эта композиция в целом повторяет раннюю гравюру школы Андреа Мантеньи.

На переднем плане слева находится группа из четырёх женщин: упавшая в обморок Богоматерь окружена святыми жёнами, чьи фигуры скопированы Мабюзом с гравюры Маркантонио Раймонди «Снятие с креста». Согнувшийся мужчина справа, поднимающий терновый венец, — Иосиф Аримафейский. Выше Иосифа находится мужская фигура в тюрбане — считается, что это возможный автопортрет Мабюза.

В левой части фонового пейзажа показаны стены и башни Иерусалима; в правой части пещера с пустым Гробом Господним, возле него вновь находятся фигуры трёх Марий.

На внутренних сторонах створок в ренессансных нишах находятся фигуры Иоанна Крестителя, в виде которого изображён заказчик картины дон Педро из Саламанки, и Святого Пётра, в качестве которого Мабюз изобразил самого себя. На внешних сторонах створок гризайлью показаны фигуры архангела Гавриила и Девы Марии, они расположены в готических нишах, где также имеются подпись художника и дата написания.

Советский искусствовед Н. Н. Никулин в своём обзоре нидерландского искусства XV — XVI веков писал:

Матфей — сборщик налогов, представитель одной из позорных социальных групп того времени

Апостол Матфей и ангел. Гвидо Рени, 1635-1640.

  • Символ — ангел или человек;
  • Дата рождения — 1 век н.э;
  • Дата смерти — 74 год н.э;
  • Книги — Евангелие от Матфея;
  • Смерть — убит мечом в Эфиопии.

О евангелисте Матфее известно немногое. Писание говорит, что Левий Матфей был сборщиком пошлин (такие люди назывались «мытари»). Однажды он услышал голос Иисуса, который сказал ему: «Иди за мной». С тех пор Матфей оставил работу и дом и неотступно следовал за Христом. Перед этим он раздал имущество бедным. Был свидетелем многих чудес Спасителя. Прошел вместе со своим Учителем страдания. Видел, как Он умер, воскрес и вознесся на небо.

Матфей проповедовал в Палестине, Персии, Мидии, Сирии и Парфии. Он продолжил свою христианскую деятельность в Эфиопии, где ее оборвала мученическая смерть, назначенная правителем Фулвианом.

Евангелие от Матфея стоит первым среди всех книг Нового завета. В нем  Матфей часто ссылается на Ветхий Завет, показывая, что написанные в нем пророчества сбылись с появлением  Иисуса Христа.

ТВОРЧЕСТВО

Картины, исполненные им до его итальянского путешествия, например, «Поклонение волхвов» в Говард-Кестле, в Англии, «Портрет детей Генриха VII» в Гамптон-Куртском музее в Лондоне, «Мироносицы» в Антверпенском музее, «Се человек», там же, и алтарный образ в галерее Пражского общества любителей искусства — сильно походят по своему характеру и исполнению на произведения Кв. Массейса. Ощущается и влияние Дюрера.

В Италии Мабюз попал под влияние Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело. Впал в маньеризм римской школы, не утратив, однако, своего прежнего технического мастерства, о чём свидетельствуют, например, его «Даная» и «Богородица на троне», находящиеся в мюнхенской «Старой пинакотеке», а также«Нептун и Амфитрита» — в Берлинском музее.

Он обращается к мифологической тематике и создает работы, принадлежащие чисто ренессансной эстетике («Нептун и Амфитрита», Берлин-Далем, музей; «Метаморфозы Гермафродита», Роттердам, музей Бойманса-ван Бёнингена; «Венера и Амур» (Брюссель, Королевский музей изящных искусств).

Значение Госсарта для нидерландского искусства начала XVI в. очень велико; именно он ввел в нидерландскую живопись новую духовность и новые формы итальянского Возрождения.

Он был переходным мастером, на творчество которого повлияла и северная традиция; хотя в своих рисунках, например, Госсарт стремится использовать ренессансные формы, игра арабесков напоминает еще позднеготическое искусство.

И лишь его ученик, Ламберт Ломбард, окончательно установил первенствующее положение Ренессанса.

ДАНАЯ

По греческой мифологии, Акризия, царя Аргоса, по предсказанию Дельфийского оракула, ждала смерть от руки сына его дочери Данаи. Опасаясь этого, он приказал заключить Данаю в темницу, но Зевс, плененный красотой узницы, проник к ней в виде золотого дождя через отверстие в крыше. Так родила она сына Персея, которого по приказу царя заточили вместе с матерью в ящик и бросили в море.

Художник хорошо знаком с итальянской литературой. С 1515 года он подписывает свои работы, как и в случае с данной картиной, латинской формой своего имени. Хорошо знаком он и с итальянской архитектурой. Это доказывает изображенная на картине ниша из мрамора со сверкающими колоннами украшенными утонченными капителями, которые из-за отражаемого света оказывают на смотрящего необычное воздействие. Пространства между колоннами в стиле южной храмовой архитектуры открыты. Через них видны итальянская постройка с лоджией и балюстрадой, куполообразное строение, справа от него позднеготическая церковь, а на краю слева — средневековый городской дом.

Возможно, из-за присутствия архитектурных сооружений без всякого ландшафта, всякой зелени, художнику удалось блестяще передать состояние полного одиночества Данаи и придать сцене состояние глубокой интимности.

Даная изображена в виде обворожительной молодой девушки, вожделенно поднявшей кверху свои голубые глаза и спешно пытающейся поймать золотой дождь подолом своего одеяния. Её наряд пришёл в беспорядок, обнажив восхитительные груди, которые в сочетании с положением ног придают сцене яркую эротическую окраску. Это воздействие обостряется ощущением узости пространства вокруг Данаи, тем самым ещё больше приближая её к наблюдателю. однако прохладная цветовая основа картины сразу сглаживает это впечатление.

Цвета — самое замечательное в этой картине. Очень обдуманно ограничиваются они серо-голубым, на фоне которого золото божественного Зевса, принявшего форму дождя, сияет первозданным блеском.

Иоанн — рыбак, единственный из апостолов, умерший естественной смертью

Иоанн Богослов пишет Евангелие

  • Символ — орел или лев;
  • Продолжительность жизни — 72 года;
  • Книги – Евангелие от Иоанна, 1, 2, 3 послания Иоанна, Откровение;
  • Смерть — естественная, по возрасту.

Христиане знают его под вторым именем — Богослов. В своем евангелии он называл Иисуса Словом Божьим («Вначале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог» Ин.1:1).

Иисус Христос называл его «Сын грома» — за порывистость и эмоциональность. Иоанн был простым рыбаком. После призвания в ряды учеников Иисуса, апостол больше не покидал Его.

Евангелист видел чудеса Иисуса: воскрешение дочери Иаира, Преображение на Фаворе. Он был рядом с Ним на Тайной Вечере. В день казни Иисус поручил заботиться о Своей матери именно Иоанну.

Иоанн проповедовал христианство, изгонял бесов из храмов, лечил больных, воскрешал умерших. В отличие от других апостолов, Иоанн принял естественную смерть. Когда пришел его час, святой помолился, лег в заранее приготовленную могилу и попросил учеников захоронить его.
Позже другие ученики раскопали могилу, но ничего в ней не обнаружили.

P. S. Что эта картина значит для Рубенса?

Среди многих десятков церковных алтарей, исполненных в разные годы Рубенсом, антверпенский триптих «Снятие с креста» занимает особое место. Счита­ется, что, именно работая над этим произведением, художник оконча­тельно нащупал свой вполне сложившийся стиль, именно с него начинается по-нас­тоя­щему зрелый Рубенс. 

Примерно за два с половиной года до начала работы над «Снятием с креста» Рубенс вернулся домой из Италии, где провел плодотворные восемь лет, изучая живопись итальянского Возрождения и памятники Античности, и где уже добился известности, создав свои первые значительные произведения. При­ехавший в Антверпен по семейным обстоятельствам Рубенс первоначально планировал скоро вернуться в Рим. Но оказалось, что его искусство и талант очень востребованы на родине. Во Фландрии началось экономическое оживле­ние, связанное с перемирием после долгой войны между Северными и Южны­ми Нидерландами. Восстанавливались и заново украшались церкви и мона­стыри; заказчики готовы были выстроиться в очередь к модному, прославив­шемуся в Италии художнику. Рубенс решает остаться в Антверпене и вскоре безоговорочно завоевывает репутацию лучшего и наиболее успешного худож­ника Фландрии. 

Следующие за возвращением домой два года — 1609–1610 — это период «бури и натиска» в творчестве молодого живописца. Рубенс в эти годы работает с неуто­мимой энергией и вдохновением, создает десятки произведений, про­ник­нутых энергией самоутверждения, стремлением доказать свое безус­ловное превосходство над всеми мастерами, составлявшими местную художе­ственную среду. Его карти­ны этих лет отмечены бравурной динамикой, пре­уве­личенной экспрессией и обилием эффектных подробностей. Именно так было решено «», алтарный триптих, написанный во второй половине 1610 года для одной из антверпенских церквей и с конца XVIII века находя­щийся по сосед­ству со «Снятием с креста» в главном городском соборе. Своим экзальтиро­ванным стилем, утрированной анатомией, «бью­щими» по глазам и по нервам натуралисти­ческими деталями «Воздвиже­ние креста» произвело на сограждан ошеломительное впечатление. 

Но всего несколько месяцев спустя, приступив к работе над «Снятием с креста», Рубенс вдруг резко меняет свой стиль. Он создает картину, в которой главным становится стремление к композиционной сбалансированности, гармониче­ской ясности общего впечатления и благородной сдержанности. Не снижая драматического пафоса повествования, нимало не утратив своей способности эмоционально захватывать и потрясать зрителя, Рубенс теперь уделяет гораздо больше внимания индивидуаль­ной характеристике образов, наполняет свои картины множеством тонких психологических нюансов, делает акцент на чело­веческом содержании изображаемых им сюжетов. Вместе с тем реалистическая убедительность рассказа всегда сочетается у него с возвышенным идеализмом общей концепции, умением зримо воплотить глубинный религиозный и фило­софский смысл происходящего.

https://youtube.com/watch?v=boqZ6ceSTAg

Как читать скрытые смыслы и подтексты в живописи. Из цикла «Искусство видеть» Лекция Алексея Ларионова в рамках совместного проекта Европейского университета в Санкт-Петербурге, Государственного Эрмитажа и «Арзамаса».

«Снятие с креста» открывает тот период творчества художника, охватывающий середину и вторую половину 1610-х годов, который исследователи его искус­ства условно называют «классическим». Именно с момента создания этого шедевра можно говорить об эпохе подлинного расцвета гения Рубенса, когда великий мастер обрел счастливую и непоколе­бимую уверенность в себе и дос­тиг абсолютной свободы художественного языка.

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Нон-фикшн дня

Как The Beatles уничтожили рок-н-роллПушкин дня

Пушкин-русофилМонета дня

Сребреник

Архив

Примечания

  1. Никулин Н. Н. Искусство Нидерландов XV—XVI веков. Очерк-путеводитель. — Л.: Искусство, 1987. — С. 48.
  2. Никулин Н. Н. Нидерландская живопись XV—XVI века. Каталог. (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л.: Искусство, 1989. — С. 104.
  3. Waagen G. F. Die Gemäldesammlung in der Kaiserlichen Eremitage zu St.-Petersburg nebst Bemerkungen über andere dortige Kunstsammlungen. — München, 1864. — S. 121; Семёнов П. П. Этюды по истории нидерландской живописи на соновании её образцов, находящихся в публичных и частных собраниях Петербурга. — СПб., 1885. — С. 37; Hoogewerff G. J. Nederlandsche Schilders in Italie in de XVI Feuw. — Utrecht, 1912. — Blz. 58.
  4. Friedländer M. J. Von Eyck bis Bruegel. — Berlin, 1916. — S. 131.
  5. Held J. Overzicht der Litteratur betreffende Nederlandische Kunst. Duitschland // Oud-Holland. — Vol. 33. — Blz. 138—139.
  6. Maréchal J. La chapelle fondée par Pedro de Salamanka, bourgeois be Burgos, chez les Augustins à Bruges, 1513—1805 // Académie Royale de Belgique. Classe Beaux-Arts. Mémoires. — Coll. 8°, t. 13, fas. 2. — P. 11—16.
  7. Pauwels H., Hoeting H. R., Herzog S. Jan Gossaert genaamd Mabuse. Catalogus. — Rotterdam—Brugge, 1965. — N 13. — S. 117—118.
  8. Dülberg F. Niederländische Malerei der Spätgothik und Renaissance. — Wildpark—Potsdam, 1929. — S. 153.
  9. Никулин Н. Н. Нидерландская живопись XV—XVI века. Каталог. (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л.: Искусство, 1989. — С. 102.

Провенанс и вопрос авторства

Триптих в виде складня был создан в 1520—1521 годах по заказу испанского торговца Педро из Саламанки, проживавшего в Брюгге, и предназначался для семейной часовни в церкви августинцев в Брюгге, где хранился следующие 185 лет. В 1796 году был захвачен французскими войсками и отправлен в собор Спасителя в аббатстве Дюн во Франции, с 1810 года находился в собрании Алексиса Делаханта. В 1814 году триптих оказался в собрании Эдварда Солли в Лондоне; в 1837 году приобретён королём Нидерландов Виллемом II.

Центральная часть триптиха в зале 262 Малого Эрмитажа

В 1850 году центральная часть триптиха была куплена в Гааге Ф. А. Бруни по поручению императора Николая I на распродаже картин собрания скончавшегося Виллема II, сам же триптих был разъединён и боковые створки ушли неизвестному покупателю, тогда же была утеряна связь центральной картины со створками, которые долгое время считались самостоятельными произведениями. В конце XIX века створки оказались в США в собрании Эдварда Драммонда Либбиruen, который в 1901 году подарил их только что основанному Музею искусств Толидо.

При распродаже собрания Виллема II центральная картина значилась произведением Луки Лейденского, а створки шли как произведение Мабюза. В 1864 году атрибуция эрмитажной картины была изменена и автором был назван Баренд ван Орлей, эта атрибуция была поддержана рядом других учёных.

В 1916 году в качестве возможного автора был назван Ян Госсарт, а в 1933 году указано на связь эрмитажной картины со створками из музея Толидо. В 1963 году были опубликованы документы о раннем провенансе картины, где твердо было сказано, что центральная часть и боковые створки некогда составляли единое целое. Окончательные сомнения в авторстве Мабюза исчезли после того как разъединённые части картины были временно воссоединены в 1965 году на выставке работ Мабюза в Роттердаме и Брюгге и было проведено комплексное исследование всех частей триптиха.

Рядом исследователей высказывалось предположение, что этот триптих был авторским повторением алтаря из Миддельбурга, однако этот алтарь был уничтожен ещё в 1566 году при начале Иконоборческого восстания и однозначно судить об идентичности этих произведений нет оснований.

§Композиция

Поочередно в триптихе описываются сцены: «Встреча Марии и Елизаветы», «Снятие с креста» и «Представление Иисуса в Иерусалимском храме». Посреди центрального полотна меж восемью фигурами находится Христос в необыкновенно трогательной позе

Тело Христа осторожно и торжественно снимают с креста. Над крестом находятся два человека, какой-то из них ещё поддерживает тело Христа, в то время как Св

Иоанн, стоя понизу, воспринимает Христа и несет основную его тяжесть. Коленопреклоненные святые супруги готовы посодействовать св. Иоанну, а Богоматерь (изображенная слева) с белоснежным, как мел, лицом приближается к Христу, протягивая ладонь, чтоб принять тело отпрыска. Она глядит на него с горестью, проникающей в сердечко всякого, кто пристально вглядится в её лицо. Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает тело под руку. С обратной стороны другой старец спускается по приставной лестнице, выпустив угол савана и передав свою ношу стоящему рядом св. Иоанну. Более поразительна во всей работе фигура мертвого Христа. Известный британский живописец XVIII века сэр Джошуа Рейнолдс (1723—1792) писал:

По сути тут изображена вся «тяжесть смерти», но в самой картине никакой тяжести не ощущается. С перехватывающей дыхание виртуозностью Рубенсу удалось передать то мгновение, когда тело освобождено от креста, до того, как оно под тяжестью собственного веса сползает в прочные руки святого Иоанна, который стоит, раскрыв свои объятия, чтоб принять его. Фигура слева немного поддерживает левую руку Христа, а справа достопочтенный старец Никодим, ухватившись за конец савана, другой рукою держит его тело. Иосиф Аримафейский и Никодим размещены на полпути каждой из лестниц, с тем чтоб лица друг дружку, создавали единое органичное построение совместно с 2-мя плебеями в высшей части картины. Одна из ног Спасателя приходится на стильное плечо Марии Магдалины, немного касаясь её золотистых волос. Хрупкая женщина лаского поддерживает руками его хладные ступни. Саломея (она же Мария Клеопа) припадает на коленях к подножию креста, подбирая длину собственного платьица. Но никто из их покуда не принял на себя его тела; это критичный момент, схваченный художником в толики секунды, перед тем как мертвое тело окажется на протянутых к нему руках.

По неким источникам, изображение Марии Магдалины было написано с Изабеллы Брандт, на которой Рубенс женился за два года до сотворения этой картины и которая служила ему, может быть во время собственной беременности, моделью для Богоматери на одной из створок картины с изображением «Посещения Св. Елизаветы». Справа на фронтальном плане центральной панели изображена одна из страничек Священного писания и медный таз, где лежат терновый венец и гвозди с Распятия в запекшейся крови — знаки Страстей Христовых. Масса, как обычно экзальтированная от вида этой пытки, уже разошлась с Голгофы, также потухает и дневной свет. После жертвы на Голгофе ивр. ‏גולגלתא‏‎‎‎, «лобное место» от арам. gûlgaltâ, букв. «череп»; лат. Calvaria), как это именуется в Писании, через грустное, сумрачное небо пробиваются лучи света, освещающие бугор и тела плебеев, смелые позы которых напоминают композицию Даниэле да Вольтерра.

«Снятие с креста»(ок. 1545), до ее восстановления в 2004 году. Даниэле да Вольтерра. Тринита-деи-Монти, Рим.

Деталь триптиха «Снятие с креста». Питетр Пауль Рубенс, 1612. Собор Антверпенской Богоматери.

«Встреча Марии и Елизаветы» и «Представление Иисуса в Иерусалимском храме» — композиции, владеющие редчайшей благодатью, — они написаны теплыми красками, все ещё напоминающими о воздействии на художника Венеции. Но центральная панель — «Снятие с креста» знаменует собой очевидное освобождение Рубенса от итальянской зависимости, в ней мы смотрим эволюцию вереницы более светлых красок, что является обычным явлением для голландской живописи. На самом мертвом теле, на складках савана и на дамских фигурах, мастером нанесены мерцающие бело-серые блики; светло-янтарный и зелено-голубой цвета контрастируют с более обычным красноватым и карим на мужских фигурах.

Наружняя сторона створок полностью посвящена Святому Кристоферу. Аркебузьеры, заказав это полотно попросили Рубенса непременно изобразить на триптихе покровителя их ордена — святого Кристофера либо Христофора, который, согласно средневековой христианской легенде, когда-то перенес Христа через реку. Рубенс изобразил святого Христофора в виде гиганта Геркулеса, переходящего реку с малышом Христом на плечах. Отшельник, изображенный на правой створке, освещает его путь фонарем. Сюжет картины длится на оборотной стороне боковых панелей, и потому всю картину можно осознать только при закрытых «крыльях» триптиха.

Лука — врач по профессии, помощник апостола Павла

Евангелист Лука. Франс Хальс

  • Символ — бык, теленок;
  • Продолжительность жизни — 84 года;
  • Книги — Евангелие от Луки, Деяния святых апостолов;
  • Смерть — был повешен за свою веру в Фивах.

Лука — ещё один сподвижник апостола Павла. Родился в Антиохии, был врачом, по происхождению — грек. Начал проповедовать еще при жизни Иисуса. Был на протяжении долгих лет спутником Павла. После мученической смерти Павла, Лука продолжил свои проповеди в Ливии, Египте, Фиваиде и Ахаии.

Затем проповедовал в Фивах, где принял жестокую смерть через повешение. Кроме Евангелия Лука написал Деяния святых апостолов. Также ему приписывают написание многих икон, находящихся в русских, римских, западных церквях, а также на Афоне.

Таковыми нам предстают в писании четыре евангелиста. Не меньший интерес представляют символы апостолов евангелистов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: