Досуг в Музее печати
Всем, кто увлекается историей дореволюционной России, посещение Музея печати будет крайне полезным. В книжном магазине при музее регулярно проходят встречи со знаменитыми деятелями культуры: писателями, актёрами, художниками и музыкантами. И книги здесь продаются тематические, посвящённые типографскому делу, в том числе редкие издания — находка букиниста.
В Музее печати регулярно проходят мастер-классы для детей и взрослых.
«От пера до пишущей машинки»
На интерактивном занятии можно познакомиться с вышедшими из употребления пишущими принадлежностями, узнать их историю. Участники мастер-класса попробуют написать или напечатать тексты с помощью гусиных перьев, перьевых ручек со стальными наконечниками и пишущих машинок.
«Переплётная мастерская»
После тематической экскурсии «Издательство начала ХХ века» посетителям предлагают интерактивное занятие «Переплётная мастерская» в трёх вариантах. Участники смогут попробовать себя в типографской работе — изготовить брошюры ручным способом по старинной технологии. Гости мастер-класса выполнят все переплётные работы: фальцовку листов, изготовление и скрепление книжного блока, оформление обложки брошюры — и создадут буклет, мини-книжку с текстом или записную книжку.
Программа «Старая орфография в новое время»
Занятия будут интересны как школьникам, так и взрослым посетителям. Сколько букв было в русском алфавите при Петре I и почему некоторые буквы исчезли из алфавита? Об этом расскажут ведущие на мастер-классе, а участники смогут написать стихотворение настоящей перьевой ручкой с чернилами или напечатать строки на пишущей машинке.
«Литературные места Санкт–Петербурга»
Участники программы познакомятся с забытыми именами и адресами литературного и издательского Санкт-Петербурга. В ходе самостоятельной работы они создадут плакат с картой исторического центра города, на котором обозначат литературные места центра Санкт-Петербурга.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга»
Экскурсии
Название экскурсии | Тип экскурсии | |
Обзорная экскурсия | Основные выставочные экспозиции музея | Обзорная |
Советская эпоха: между утопией и реальностью | Создание и становление СССР | Обзорная |
Революция в России. 1917-1922 | Февраль и октябрь 1917 года, приведшие к Гражданской войне | Тематическая |
Россия, 1917 год | Путь от империи до социализма | Тематическая |
Память дома | Дома Кшесинской и Бранта в гуще XX века | Обзорная |
Человек и власть в России в XIX-XXI веках | Главная экспозиция музея | Обзорная |
Матильда Кшесинская: фуэте судьбы | Жизненный путь любимой балерины императорского дома | Тематическая |
История одного отречения | Отказ императора Николая II от притязаний на трон | Авторская |
Потерянные звезды русского балета | Судьба звезд русского балета, бежавших от Революции | Авторская |
Жемчужины петербургского модерна | Архитектура особняков Бранта и Кшесинской | Авторская |
Судьба реформатора | Жизнь и смерть Александра II | Тематическая |
Узнать расписание экскурсий и записаться можно по телефонам:
- 8 812 233-70-52
- 8 812 313-61-63
Также в музее можно заказать индивидуальную и групповую экскурсию на русском и иностранном языках. Более подробную информацию можно найти на сайте:
Архитектура
Музей политической истории России находится в 2 зданиях: особняках М. Ф. Кшесинской и В. Э. Бранта. Оба построены в 1900-х годах в модном тогда стиле модерн, но их проектированием занимались разные люди.
Для примы-балерины Кшесинской особняк строил архитектор А. И. фон Гоген, создавший элегантное здание с причудливой асимметрией основных объектов. Внешнее архитектурное решение соответствует внутреннему: различная высота отдельных помещений соответствует различной высоте фасадов, размеры и расположение окон также отражают внутреннюю планировку.
Предприниматель В. Э. Брант заказал проект своего особняка у архитектора Роберта-Фридриха Мельцера, который щедро использовал в декоре здания кованые элементы, горельефы и витражи. К созданию витражей, среди прочих художников, был привлечен К. С. Петров — Водкин.
С передачей этих зданий в ведение музея к ним был пристроен вестибюль. Архитектурные элементы вестибюля перекликаются с архитектурой особняков XX века.
Как появился Музей печати в Петербурге
История дома № 32 на протяжении столетий тесно связана с развитием типографского и издательского дела в России. Это здание — некогда многоквартирный дом, который буквально кипел «печатной» жизнью. Издатель А. А. Суворин, который владел зданием в начале XX века, не только сдавал квартиры под жильё, но и устроил здесь собственное печатное производство. Стены дома помнят многих гостей, так или иначе связанных с типографским делом, здесь напечатаны тысячи страниц — этому месту действительно есть что рассказать.
Ещё в XVIII веке на месте дома № 32 на Мойке находился дом Луки Частихина — шута при дворе императора Петра I. Позднее, в 1874 году, жилище было перестроено, и в разные годы здесь поочерёдно располагались редакции политической и литературной газеты «Русь» и еженедельной народной газеты «Сельский вестник».
С марта по июль 1917 года на Мойке, 32 находилась редакция «Правды» — главной газеты в СССР. За столом, покрытым зелёным сукном, Владимир Ильич Ленин написал около 170 статей.
Неудивительно, что именно в этом историческом здании в 1984 году открыли мемориальный музей «Ленин и газета «Правда»» — филиал Государственного музея истории Ленинграда, а на фасаде по Мойке установили мемориальную доску. И сейчас в современной экспозиции музея есть кабинет Владимира Ильича. Интерьер редакции воссоздан по известной картине с такой дотошностью, что даже обои заказывали специально.
В 1991 году «правдинский» музей был преобразован в Музей печати. Здесь разместилась экспозиция из нескольких частей:
- «Издательство и типография начала XX века»;
- «История печатного дела в Петербурге в XVIII веке»;
- «Музыкальный салон»;
- «За порогом старой квартиры».
Сегодня Музей печати является филиалом Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Попасть сюда можно через книжную лавку на углу набережной Мойки и Волынского переулка.
История создания музея
Для создания книги об истории завода была сформирована авторская группа, в которую вошли сотрудник многотиражной газеты Б. Д. Глебов, рабочий-разметчик М. И. Мительман и писатель А. Г. Ульянский. Их пятилетняя работа над рукописью завершилась выходом в свет в 1939 году первого тома книги «История Путиловского завода». К сожалению, в годы Великой Отечественной войны деятельность по сбору материалов прекратилась: Б. Д. Глебов и М. И. Мительман погибли, а еще раньше, в 1935 году, умер А. Г. Ульянский.
Образованная после войны новая авторская группа в составе С. А. Костюченко, И. Е. Хренова и Ю. Н. Федорова начала работу по созданию второго тома «Истории Кировского завода», посвященного советскому периоду истории предприятия, до 1945 года. Авторы проделали титаническую работу в государственных архивах страны, нашли много подлинных документов. В результате кропотливого труда было собрано огромное количество исторического материала, который и лег в основу экспозиции заводского музея.
Идея создания музея уже витала в воздухе. И в 1957 году на страницах газеты «Кировец» группа ветеранов Кировского завода подняла вопрос о необходимости основания музея.
20 июля 1960 года директор завода Иван Сергеевич Исаев издал приказ о создании Музея истории предприятия на общественных началах. Оргкомитет возглавил Николай Васильевич Скворцов, работавший на заводе с 1929 года. Он стал первым директором музея и руководил им с 1962 по 1977 год. Под его руководством формировалась и оформлялась вся музейная экспозиция, были привлечены профессиональные историки и специалисты музейного дела.
3 ноября 1962 года торжественно открылись первые два зала. Фонды музея активно пополнялись, и ему скоро стало тесно в рамках прежнего статуса – общественного профильного музея. Сегодня по классификации Музей истории и техники Кировского завода является многопрофильным и многофункциональным. Он выполняет образовательную, воспитательную, информационную, справочную, охранную, консультативную и рекламную функции.
В 1984 году музею было присвоено почетное звание «Народный музей». Он имеет множество наград и титулов, но музей – не застывший слепок былых заслуг, а активный участник современных культурных процессов. Начиная с 2017 года Музей истории и техники Кировского завода регулярно участвует в международной акции «Ночь музеев», для посетителей готовятся специальные интерактивные программы.
Музей стал не только выставочной площадкой, но методическим центром по образованию сотрудников Кировского завода.
Экспозиция Музея печати
В музее воссозданы интерьеры, в том числе мебель, служебных издательских помещений начала ХХ века. На первом этаже находится зал, в котором экскурсоводы расскажут:
- как строили Доходный дом;
- какой была набережная Мойки при первоначальном виде здания;
- издательства каких газет здесь располагались.
Через парадную дома отправляйтесь на второй этаж. Здесь открыта экспозиция «Доходный дом. Музыкальный салон» — она воссоздаёт историю здания. В нескольких залах представлены интерьеры людей различного достатка. Здесь же можно увидеть макет Доходного дома и его обстановки начала XX века.
Через чёрный вход, который вёл с Волынского переулка, в прежние времена традиционно заходили люди низшего сословия. Сегодня можно пройти через лестничную клетку у чёрного входа — и очутиться в интересном светлом зале с чугунными колоннами. Это типография. Раньше она занимала несколько этажей, но теперь помещается лишь на одном.
Бойкая атмосфера времён, когда здесь кипела работа над новыми газетными выпусками, чувствуется в этих стенах и сегодня. В экспозиции представлены:
- сохранившиеся наборные кассы;
- столы с наборными кассами с реалами;
- тележка для перевозки типографского набора;
- ручной плоскопечатный станок;
- ручные печатные прессы;
- резальная машина.