Иван никитин: жизнь и творчество художника

[править] Мнение государственного заповедника «Поле Полтавской битвы»

Научные сотрудники государственного заповедника «Поле Полтавской битвы», которые занимались реконструкцией внешности гетмана Мазепы, исследовали портреты Мазепы, которые были написаны при жизни гетмана. По результатам исследования они разделили их на две группы, в которые вошли следующие портреты:

  • Лаврский, из летописи С. Величко, из гравюры Мигуры, работа Галяховского;
  • Из московского исторического музея, из музея Грипсхольма (№ и из журнала «Европеиш Фама».

Ученые заповедника пришли к выводу:

Здесь представляет интерес портрет из Грипсхольма, который, по мнению научного сотрудника института истории Украины НАН Украины Ольги Ковалевской, долгое время считался портретом гетмана Мазепы, однако в последнее время некоторые историки утверждают, что на этом портрете изображен коронный гетман Польши Сапега.

В то же время, научные сотрудники государственного музея — заповедника «Поле Полтавской битвы», отрицают такую точку зрения и утверждают, что на картине изображен гетман Мазепа.

Творчество Никитина

Имеется всего три подписанных работы Никитина, вместе с теми, что ему приписываются, всего около десяти.

Ранние работы ещё содержат следы парсуны, бывшей единственным стилем портрета в России в XVII веке.

Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. Тем самым он является основателем традиции русской живописи, продолжающейся до настоящего времени.

Все произведения, где авторство Никитина несомненно, являются портретами.

Роман Никитич Никитин (1691-1753)

Роман Никитич Никитин – младший брат художника Ивана Никитича Никитина. Его жизнь и творчество менее известны, а его художественные принципы более традиционны и консервативны, чем у брата.Художественное образование Романа Никитина началось под руководством его брата Ивана. Позже наставником Романа стал Иоганн Готфрид Дангауер (Таннауэр) – немецкий живописец, портретист, миниатюрист, придворный художник Петра I. Возвратившись в Россию после учёбы в Италии, Роман Никитин участвовал в украшении живописью триумфальных ворот в Москве, воздвигнутых по случаю заключения Ништадтского мира, занимался церковной живописью. В 1732 г. братья Никитины были арестованы по делу Феофана Прокоповича, о чём сказано в биографии Ивана Никитина. В Тобольске Роман Никитин продолжал заниматься живописью.После вступления на престол императрицы Елизаветы Петровны Роман Никитин был возвращён в придворные живописцы, ему было поручено написать образа для новой церкви в Московском Златоустовском монастыре.Роман Никитич Никитин умер в конце 1753 или в начале 1754 г.

Творчество

С уверенностью Роману Никитину приписывают только два портрета: Григория Дмитриевича Строганова и его супруги, баронессы Марии Яковлевны (Вассы) Строгановой, относящиеся примерно к 1724 г. Возможно, им созданы портреты всей семьи Строгановых, но они не сохранились.

Роман Никитин. Портрет Григория Дмитриевича Строганова (не позднее 1715). Холст, масло. 101 x 77, 5 см. Одесский художественный музейПортрет Строганова выполнен в классическом европейском стиле с элементами рококо, но в нём ещё видны следы парсуны: статичность, тёмный фон, отсутствие психологизма. Делается попытка передачи движения руки персонажа, но эта попытка не совсем удачна – рука изображена в застывшем положении.

Роман Никитин. Портрет Марии Яковлевны Строгановой (1721-1724). Холст, масло. 76 x 60 см. Государственный Русский музей (Петербург)Портрет баронессы Строгановой был написан позже. Видно мастерство художника в передаче фактуры богатой одежды. В этом портрете уже чувствуется характер персонажа: открытый взгляд, женственность. Присутствует и некоторая динамика образа, передано движение рук.

Потреты

В данном разделе мы постарались собрать примеры живописи, касающиеся личности Петра I Великого — существующие портреты, сделанные при жизни императора, а также после его смерти.

Внимание! При клике на миниатюры портретов открываются изображения в большом разрешении, если у Вас низкая скорость подключения к сети Интернет — подождите несколько минут. Наиболее известными портретистами, изображавшими Петра I были:

Наиболее известными портретистами, изображавшими Петра I были:

С. А Кириллов


Сергей Кириллов. Пётр I. 1982—1984


Думы о России (Петр Первый). 1984, Сергей Кириллов


Сергей Кириллов Морским судам быть! (Петр I). 1985 г.

Образ гетмана Мазепы в театральных постановках

Постановка спектаклей с образом Мазепы на театральных сценах мира началась в Америке, а затем продолжилась в странах Европы (особенно в Германии, Франции и Англии) и лишь во второй половине ХІХ столетия достигла России. Во время этих постановок, с легкой руки Г. Пейна, Л. Кюмевьера и Г. М. Мильнера, гетман Мазепа трансформировался в татарского князя, а потом стал ассоциироваться с обнаженным всадником, который мчится на коне дикой степью. Для интриги зрителей, Мазепу даже превращали в женщину. Эта идея принадлежит американскому ипрессарио Джону Смиту, который предложил исполнение такой роли актрисе Аде Исаак Менкен.

Среди основных сценических жанров, которые представляли образ Мазепы, были драмы, трагедии, пантомимы, оперы — буф, а также гиподрамы и конные шутки:

  • «Великая идея» — театрализованное представление в Карнеги-Холле, постановка комитета Лиги украинской молодежи Северной Америки, (Нью-Йорк, 1949);
  • «Гетман Иван Мазепа:три картины из жизни Великого гетмана» — театрализованное представление в Карнеги Холле, постановка комитета Лиги украинской молодежи Северной Америки, (Нью-Йорк, 1959);
  • «Распятый Мазепа» — пьеса Ивана Огиенко (Канада);

Мазепа, поэма Байрона

  • «Иван Мазепа» — драма Л. Старицкой — Черняховской была запрещена на Украине и ни разу не ставилась, до обретения независимости;
  • «Мазепа» — драма О. Шатковского (1898);
  • «Маруся Кочубей и Мазепа» — пьеса О. Десятникова — Васильева (1901);
  • «Мазепа и Палей» — пьеса О. Леднева (1904);
  • «Мазепа — гетман малороссийский» — пьеса Б. Бродозлова (1909);
  • «Мазепа» — пьеса Л. Манька (1911);
  • «Мазепа» — пьеса К. Карпатского (1912);
  • «Мазепа» — пьеса О. Сагайдачного (1918);
  • «Мазепа» — пьеса П. Кононенко (1919);
  • «Мазепа» — театральная постановка по мотивам произведений Б. Лепкого. Была показана в оккупированном немцами Львове во время второй мировой войны;
  • «Мазепа» — театральная постановка театра имени М. Замковецкой (Львов, 1992).

Примечания

  1. Ковалевська О. Іван Мазепа у запитаннях та відповідях. — Київ: «Темпора». — 2008, стор. 157.
  2. И. С. Кон. Мужское тело в истории культуры. М., 2003, с.220
  3. Состоялась украинская премьера фильма «Молитва о гетмане Мазепе». «Подробности.уа» (недоступная ссылка —история ). Проверено 13 июля 2009. Архивировано 24 сентября 2009 года.
  4. «В последние годы на Украине Иван Мазепа из изменника стал символом борьбы за свободу. Украинские школьники с пятого класса узнают, что „Иван Мазепа стремился сделать Украину великим европейским государством, освободить из-под гнета Московского царства“.»
  5. 12 Ковалевська О. Іван Мазепа у запитаннях та відповідях. — Київ: «Темпора». — 2008, стр. 160.
  6. Українці побачать документальний фільм про Івана Мазепу
  7. Шендрик Л. К., Янович О. В. Мазепа. Дослідження портретів гетьмана. — Полтава: «Верстка». — 2004, стор. 57.
  8. Таирова-Яковлева Т. Г. Мазепа. М: Молодая гвардия. — 2006, стр. 164.
  9. Шендрик Л. К., Янович О. В. Мазепа. Дослідження портретів гетьмана. — Полтава: «Верстка». — 2004, стор. 33-35.

Образ гетмана Мазепы в музыкальных произведениях

Известны музыкальные произведения на тему о Мазепе:

«Муки Мазепы» — художник Л. Булянже «Мазепа, привязанный к лошади» (Орас Верне, 1820-е годы) Казачка возле тела Мазепы, привязанного к лошади Гетман Мазепа в окружении добрых дел. Гравюра И. Мигуры Портрет Ивана Мазепы в Успенском соборе Киево — Печерской Лавры

  • «Мазепа» — симфоническая поэма Ференца Листа (по Гюго, 1851) и его же фортепианный этюд из цикла «Этюды высшего мастерства» («Трансцендентные»);
  • «Мазепа» — опера Петра Ильича Чайковского (по Пушкину, 1883);
  • «Мазепа» — увертюра Ж. Матиаса (1876);
  • «Мазепа» — этюд — галоп А. Кидана (1878);
  • «Мазепа» — кантата О. Титова;
  • «Мазепа» — незавершенный вокальный квартет С. Рахманинова (1890);
  • «Мазепа» — опера Мари де Гранваль (1892);

На протяжении 30 — х годов ХІХ — начале XX столетия гетману Мазепе посвятили музыкальные произведения лучшие композиторы Европы и России:

  • Кампана Ф. — Болонья (1850);
  • Пурни Ш. — Париж (1872);
  • Минхеймер А. — Варшава (1875);
  • Педрель Ф. — Мадрид (1881);
  • Мейр — Лац — Лондон (1885);
  • Коген — Линару — Бухарест (1890);
  • Фитингофа — Шель — Санкт — Петербург (1859);

Описание

Одно из лучших достижений мастера — так называемый портрет Напольного гетмана. Ои был написан, судя по его особенностям, в середине 20-х годов.

Характеристика, данная художником изображенному в портрете лицу, настолько глубока и содержательна, настолько многоговоряща, что, кажется, не составляет труда (воссоздать черты жизни и личности этого гетмана, даже не зная его по имени. Тем более хотелось бы, разумеется, знать, кто же послужил художнику моделью. Однако попытки связать с этим прекрасным портретам имена некоторых исторических деятелей до сих пор еще не увенчались успехом. Старая подпись на обороте свидетельствует только, что изображен Напольный гетман, то есть гетман полевых, действующих частей войск, бывавший с ними в походах.

Солнце и знойный ветер обожгли его лицо; лишь остался светлым лоб под укрывавшей его в походах шапкой. Глаза, привыкшие всматриваться в степные дали, воспалены, а взгляд их испытующ. Брови нахмурены, волосы небрежно откинуты надо лбом, седые усы свисают по сторонам большого плотно сжатого рта. Весь облик производит на редкость целостное впечатление человека простого и мужественного, смелого и решительного. Природный ум и заботливость ясно запечатлены в его лице. Он стоит перед современниками и перед нами не в причудливо огромном парике и не в сверкающих драгоценностями одеждах придворного — он покоряет своим внутренним достоинством, своим обаянием сильной и смелой человеческой личности. Никитин позволяет почувствовать долгую и суровую жизнь, сформировавшую этого человека.

С такими военачальниками Петр ходил отвоевывать земли на юге России, воевать Азов, биться за выходы к морям, Никитин показал одного из многих своих мужественных современников, подобно ему самому выдвинувшихся своим трудом и талантливостью, а не спесивой боярской родовитостью.

С портрета Никитина смотрит на потомков простой человек, значительность которого выросла в обстановке исторически величавых дел, совершаемых им и тысячами других русских людей начала XVIII века.

Это замечательное полотно заставляет оценить не только аилу образного выражения в произведении Никитина, но и целеустремленность его живописных приемов. Свет, широко льющийся на лицо и грудь гетмана, не выделяет только одно лицо из мрачного сумрака (как это было сделано с известной долей драматизма в портрете Петра I). Свет как бы соответствует той ясности, которая присуща данному образу. Гетман погружен не в мрак, но в пронизанную светом среду; фон за его фигурой освещен, а темная одежда даже в теневых частях не теряет своей формы и не растворяется в темноте. Звучные красочные пятна чередуются с тончайшими вариациями красочных оттенков и образуют то замечательное живописное богатство, которым усилена жизненная убедительность произведения.

Портрет Напольного гетмана в полной мере свидетельствует о невиданной в русской живописи начала XVIII века глубине и мудрой простоте изображения человека. Он является одним из прекрасных выражений подлинно гуманистического восприятия человеческой личности.

В русской культуре XVIII века наново окрепли благородные традиции гуманизма. Они были присущи древнему русскому искусству, они были украшением искусства эпохи Возрождения в Европе. Теперь они были отражены творчеством Ивана Никитина. Его портрет Напольного гетмана позволяет вспомнить великого изобразителя человека — Рембрандта — не сходством внешних приемов, но проникновенностью ощущения человеческой личности и умением художника почувствовать ее благородное величие.

Прекрасные работы русских портретистов XVIII и начала XIX веков не уступают по своим живописным качествами, но тонкости характеристики человека лучшим портретам Никитина. Они могут даже превосходить их. Но портрет напольного гетмана стоит выше многих прославленных произведений своей мужественной силой, кажущейся безыскусственной непосредственностью и ощущением горячего трепета самой действительности. В этих отношениях Никитин как бы перекликается более чем через столетие с великими мастерами русского реалистического портрета второй половины XIX века.

Образ гетмана Мазепы в художественной литературе

Образ гетмана Мазепы получил большое распространение не только в зарубежной литературе, но и в произведениях русских и украинских писателей:

  • «Мазепа» — поэма Гюго;
  • «Мазепа, вождь украинских казаков» — роман, автор неизвестен;
  • «Воспоминания Азема» — беллетристика А. д’Овриля;
  • «Полтава» — поэма А. С. Пушкина. В своей поэме Александр Пушкин рисует образ гетмана Мазепы как изменника и предателя царя Петра І. В то же время, по мнению некоторых современных украинских историков, Пушкин указал в поэме, что истинной целью гетмана было обретение Украиной независимости:


Мазепа на коне

  • «Мазепа» поэма Байрон: Поэма имеет мало общего с биографией гетмана, центральный эпизод — юного Мазепу, пажа польского короля Яна II Казимира, обнажённым привязывают к спине лошади, которую отпускают в степь, в наказание за связь с женой шляхтича. Изображение обнаженного отрока на спине животного стало популярной темой для французских художников периода романтизма. На тему поэму были созданы картины такими выдающимися мастерами, как Жерико, Делакруа, Верне и Буланже. Этот образ, по мнению И. С. Кона, в живописи «давал простор садомазохистскому воображению, обычно в такой позе представляли только женщин, например, изображая похищение Европы» .
  • «Мазепа» — исторический роман русского писателя Ф.Булгарина (1834);
  • «Мазепа» — поэма немецкого автора Г. Штебина (1844);
  • «Король степи» — немецкого автора А. Мая (1849);
  • «Мазепа» — немецкого автора Т. Лейса (1850);
  • «Мазепа или дикие кони Украины» — поэма неизвестного немецкого автора;
  • «Мазепа или неприятели» — немецкого автора К. Костина (1855);
  • «Битва под Полтавой» — немецкого автора К. Штарка (1855);
  • «Мазепа» — драма немецкого писателя Р.Готтшала (1859);
  • «Мазепа» — немецкого автора А. Мютцельбурга (1860);
  • «Мазепа» — немецкого автора А. Зондермана (1860);

Богомир Корсов в роли Мазепы, Большой театр, Москва, 1884

  • «Мазепа» — польского автора Ю. Словацкого (1834);
  • «Пан гетман Мазепа. Исторический роман» — польского автора Ф. Равиты — Гвронского;
  • «Гетман Мазепа или борьба за корону» — польского автора Б. Курхана;
  • «Мазепа и его посол» — шведского автора В. фон Гайденштама;
  • «Иван Мазепа» — чешского автора И. Фрича;
  • «Мазепа в Молдове» — молдавского автора Г. Асаки;
  • «Молодость Мазепы» — украинского автора М. Старицкого;
  • «Мазепа» — поэма украинского автора В. Сосюры;
  • «Батурин» — повесть украинского автора Б. Лепкого;
  • «Мазепа, гетман украинский» — поэма украинского автора Степана Руданского;
  • «Смутная пора» — историческая хроника, Николай Задонский.

Образ гетмана Мазепы в кинематографии

О гетмане Мазепе сняты 3 художественных фильма:

  • «Мазепа» — немой художественный короткометражный фильм Василия Гончарова по мотивам поэмы А. С. Пушкина «Полтава» (1909);
  • «Мазепа» — фильм Петра Чардынина снят по поэме Юлиуша Словацкого. Актеры: Арсений Бибиков (король Ян Казимир), Иван Мозжухин (Мазепа, дворянин из свиты короля), Эдвард Пухальский (воевода), Надежда Нельская (Амелия), Н. Никольский (Збигнев) (1914);
  • «Молитва о гетмане Мазепе» — украинский полнометражный фильм, снятый на киностудии имени Довженко режиссёром Юрием Ильенко. Фильм, по мнению министра культуры РФ Михаила Швыдкого, является антироссийским. Появление фильма продиктовано политикой Украины по популяризации личности Мазепы[нет в источнике ].

О гетмане Мазепе сняты 3 научно-популярных фильма:

«Гетман Иван Мазепа» — режиссёр О. Скрипник, научные консультанты В. Чуб, Г. Ярова (1992);

МХК 11 класс

«Черты барокко» — Барокко. Андреевская церковь. 1749 -1759 гг. Лоренцо Бернини – «гений барокко». Подчёркнутая театральность. Выдающиеся творения Растрелли. Андреевская церковь. Русское барокко. Для барокко характерна сложность пространственных построений. Главное архитектурное творение – оформление площади Святого Петра в Риме. Санкт – Петербург. Из опыта работы учителя изобразительного искусства Москаль Т.А. МОУ «СОШ №83» г. Барнаула. На смену согласованности и пропорциональности приходит диссонанс и асимметрия.

«Русский портрет XVIII века 1» — Портрет П. А. Демидова. Портрет Александры Струйской. Портрет в русской живописи XVIIIвека. Портрет царевны Натальи Алексеевны. Портрет Нелидовой. Н. Аргунов «Портрет графини Шереметевой». Раскрывая сокровенное в человеческой душе, художник всегда что-то оставляет недосказанным. Портрет В.Новосильцевой. А.Матвеев «Автопортрет с женой». Портрет В. Суровцевой. Федор Рокотов.

«Природа в искусстве» — Цель проекта: Тихая осень. Обогатить знания об образах природы в искусстве. И.Левитан. Мы придерживались таких требований как: Оттепель. А.Васильев. Описание формы защиты проекта. Достоверность Отсутствие неопределенности, неоднозначности Современность источника Доступность Ссылки и обоснования. Образы природы в живописи.

«Барокко и классицизм» — Какому стилю принадлежат характерные черты живописи? Неукротимая энергия. 1.Барокко. 2.Классицизм. В своём творчестве ориентировался на русские архитектурные традиции. 1. В.И. Баженов. 2. М.Ф. Казаков. 3. А.Д. Захаров. 4. А.Н. Воронихин. 5. В.В. Растрелли. 6. О.Р. де Монферан. Жёсткая, математически выверенная система организации пространства. Кто автор оформления площади Святого Петра в Риме? На смену согласованности и пропорциональности приходит диссонанс и асимметрия.

«Русский модерн» — Картина в стиле модерн. Модерн (от фр. moderne — современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), югендстиль (нем. Jugendstil — «молодой стиль») — художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине 19 — начале 20 века. Говорят об обычном для стиля модерн союзе натурности и условной декоративности, забывая, что то же самое относится всецело к эстетике Возрождения. Именно таков панэстетизм греков и художников эпохи Возрождения в странах Европы и в России в XVIII и в первой трети XIX века.

«Модернизм» — Модернизм в изобразительном искусстве. Модернизм в архитектуре. Выход. Вилла Савой в Пуасси, 1930, арх. В. Гропиус. А. Аалто. Содержание. Искусство модернизма. Санаторий в Паймио, 1933, арх. Ле Корбюзье; Классические примеры модернизма в архитектуре. Здание Баухауза в Дессау, арх. А также более поздние течения — абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм. Выполнили: ученицы 11 А класса Зенокина Анна и Зенокина Екатерина.

«МХК 11 класс»

Около 1680-1742

Любимый художник Петра I, «Персонных дел мастер», первый знаменитый портретист во всей Европе Иван Никитич Никитин середина 1680-х (точная дата его рождения не установлена),  город Москва.

«Живописец Иван» был основоположником нового времени в русской живописи.

И.Н. Никитин являл собой пример патриотической гордости императора перед иностранцами. Петр I говорил о нём: «…дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры»

Долгое время И.Н. Никитин связан с именем и творчеством его однофамильца. Лишь недавно из архивных материалов историки узнали отчество Никитина и определили точную принадлежность портретов кисти И.Н. Никитина, круг его работ.

Судьба художника сложилась трагически. Иван Никитич происхождением из семьи священников, близкой ко двору. Детство русского художника прошло в имении Романовых, в Измайлове. Ремесло живописца И.Н. Никитин освоил в Оружейной палате, однако точно это не установлено, так как даже в самых ранних картинах видно влияние европейской живописи. Наставником И.Н. Никитина был голландский гравер А. Шхонебека.

В 1711 г. Оружейная палата переведена из Москвы в новую столицу г. Санкт-Петербург. Так русский портретист уже в Питере работает при типографии. Обучался письму самостоятельно, копируя работы известных иностранных мастеров. Когда была основана рисовальная школа, одним из преподавателей которой стал И.Н. Никитин.

В это время он написал первые работы, принёсшие известность – «Портрет царевны Прасковьи Иоанновны», 1714; «Портрет царевны Натальи Алексеевны», «Портрет царицы Прасковьи Федоровны», 1716. Колорит работ схож с портретами предыдущего века, достаточно тёмный фон, насыщенные цветовые пятна. Плоскостное изображение, отсутствие глубины, условность света и тени. Однако  картины отличаются превосходным композиционным решением. Никитину чужда лесть, обычная для парадных портретов того времени.

И.Н. Никитин обучался живописи в Италии, Венеции и Флоренции. По возвращению на Родину он признан мастером живописи, получил звание гофмалера.

28 января 1725 года Никитин пишет Петра в последний раз («Петр I на смертном ложе»). Редкое по живописной силе и свободе полотно, написанное единомышленником, ошеломленным величиной утраты. С этого времени судьба художника развивается трагически, но в это время были созданы лучшие работы. Тёмный и насыщенный колорит приобретает тёплые оттенки. «Портрет канцлера Г. И. Головкина» (1720-е), «Портрет Петра I» (начало 1720-х). Рококо, как в портрете юного барона С. Г. Строганова (1726). В 1725 г.

Лучшим произведением Никитина является «Портрет напольного гетмана» (1720-е) – образ человека эпохи Петра I.

Портрет решён очень просто. Немолодой, усталый и кажущийся очень одиноким человек. Хотя по костюму видно, что изображенный человек – высокопоставленное лицо, должно быть глава Украины. На самом деле личность его не известна.

В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича. После пяти лет казематов Петропавловской крепости, допросов и пыток Никитина вместе с братом отправляют в ссылку. Иван и Роман оказались в Тобольске. Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Наверное, он умер где-то на пути к Москве.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: