История создания музея
Для создания книги об истории завода была сформирована авторская группа, в которую вошли сотрудник многотиражной газеты Б. Д. Глебов, рабочий-разметчик М. И. Мительман и писатель А. Г. Ульянский. Их пятилетняя работа над рукописью завершилась выходом в свет в 1939 году первого тома книги «История Путиловского завода». К сожалению, в годы Великой Отечественной войны деятельность по сбору материалов прекратилась: Б. Д. Глебов и М. И. Мительман погибли, а еще раньше, в 1935 году, умер А. Г. Ульянский.
Образованная после войны новая авторская группа в составе С. А. Костюченко, И. Е. Хренова и Ю. Н. Федорова начала работу по созданию второго тома «Истории Кировского завода», посвященного советскому периоду истории предприятия, до 1945 года. Авторы проделали титаническую работу в государственных архивах страны, нашли много подлинных документов. В результате кропотливого труда было собрано огромное количество исторического материала, который и лег в основу экспозиции заводского музея.
Идея создания музея уже витала в воздухе. И в 1957 году на страницах газеты «Кировец» группа ветеранов Кировского завода подняла вопрос о необходимости основания музея.
20 июля 1960 года директор завода Иван Сергеевич Исаев издал приказ о создании Музея истории предприятия на общественных началах. Оргкомитет возглавил Николай Васильевич Скворцов, работавший на заводе с 1929 года. Он стал первым директором музея и руководил им с 1962 по 1977 год. Под его руководством формировалась и оформлялась вся музейная экспозиция, были привлечены профессиональные историки и специалисты музейного дела.
3 ноября 1962 года торжественно открылись первые два зала. Фонды музея активно пополнялись, и ему скоро стало тесно в рамках прежнего статуса – общественного профильного музея. Сегодня по классификации Музей истории и техники Кировского завода является многопрофильным и многофункциональным. Он выполняет образовательную, воспитательную, информационную, справочную, охранную, консультативную и рекламную функции.
В 1984 году музею было присвоено почетное звание «Народный музей». Он имеет множество наград и титулов, но музей – не застывший слепок былых заслуг, а активный участник современных культурных процессов. Начиная с 2017 года Музей истории и техники Кировского завода регулярно участвует в международной акции «Ночь музеев», для посетителей готовятся специальные интерактивные программы.
Музей стал не только выставочной площадкой, но методическим центром по образованию сотрудников Кировского завода.
Режим работы 2021
- Территория Заячьего острова открыта для посещения ежедневно с 06:00 до 21:00
- Территория Петропавловской крепости (в границах крепостных стен) открыта для посещения ежедневно с 10:00 до 20:00
- Музей работает в понедельник, вторник, четверг, пятницу, субботу и воскресенье
- Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница: 10:00-18:00, вторник 10:00-17:00, суббота 10:00-17:45, воскресенье: 11:00-18:00
- Тюрьма Трубецкого бастиона ежедневно: 10:00-18:00, вторник 10:00-17:00
Важно знать
- Во вторник Петропавловский собор и Тюрьма Трубецкого бастиона закрываются на час раньше указанного времени закрытия
- В воскресенье Петропавловский собор открывается на час позже.
- В дни богослужений часы работы Петропавловского собора могут быть изменены.
Музей завода «Ижмаш»: история оружия через развитие предприятия
![]()
Где: Ижевск, ул. Свердлова, 32 («Площадь оружейников»)
3D-тур по музею: https://kalashnikovgroup.ru/contacts/museum
Что посмотреть: слиток кричного железа XVIII века, ружья, винтовки, пулеметы и автопушки XIX-XX веков (включая знаменитые пистолет-пулемет Шпагина и автомат Калашникова), большую коллекцию ижевских мотоциклов
Музей завода «Ижмаш» находится в самом центре Ижевска, рядом с памятником оружейникам. Создан он был в 1847 году по приказу императора Николая I. За более чем полтора века существования в Музее завода «Ижмаш» собралась богатая коллекция оружия. Даже для тех, кто особо не интересуется данной тематикой, будет интересно узнать историю создания легендарных образцов, таких как винтовка Драгунова, автомат Калашникова.
![]()
Прогулку по четырем залам музея можно сравнить с путешествием во времени. Первый зал посвящен периоду с 1808 по 1947 годы. Здесь можно встретить винтовки Мосина, охотничьи ружья, а также различное холодное оружие начала XIX века: тесаки, сабли, палаши. Второй зал перемещает нас в годы Отечественной войны – здесь представлены противотанковые ружья, станковый пулемет системы «Максим», скорострельная авиапушка. В музее также много экспонатов, посвященных Михаилу Калашникову – его личные книги, сувениры и документы.
Хотя музей посвящен огнестрельному оружию, впечатляет большая коллекция ижевских мотоциклов всевозможных моделей и годов. Этот четвертый, дополнительный зал, был открыт относительно недавно – в 2007 году во время реконструкции музея.
Выставочный комплекс Уралвагонзавода: не только легендарные танки
![]()
Где: Нижний Тагил, ул. Восточное шоссе, 28
Что посмотреть: знаменитые танки и железнодорожные вагоны, коллекцию живописи, награды и личные вещи крупнейших инженеров и конструкторов
Музей Уралвагонзавода создан 5 ноября 1969 года. За полвека существования он вырос в выставочный комплекс. Сегодня в его состав входят Музей истории предприятия, Музей бронетанковой техники площадью 1000 кв. метров и выставка вагонной продукции.
Музей истории покажет документы, награды, личные вещи крупнейших ученых, инженеров, конструкторов. Здесь и коллекция живописи, насчитывающая более 100 полотен, работы известных художников. Есть и своя библиотека, с редкими изданиями.
Музей бронетанковой техники появился в 1986 году, к полувековому юбилею предприятия. В то время его могли посетить лишь специалисты завода, а в 2006 году состоялось новое «рождение» – музей был выведен из состава предприятия и стал доступен всем желающим. В экспозиции восемь разделов, которые рассказывают об истории создания бронетанковой техники с конца 1920-х годов по настоящее время.
![]()
Уралвагонзавод известен не только танками – на предприятии создан каждый третий вагон отечественных железных дорог. На выставке вагонной техники, на открытой площадке, представлены образцы отечественного грузового состава конца XIX – начала XXI века.
Выставочный комплекс Уралвагонзавода будет интересен всем, не только взрослым. Здесь проводятся и программы для детей. Например, об истории завода, трудовых буднях рабочих-подростков Уральского танкового завода в военные годы, рассказывает местный «герой» – заводской «Гудок». Интересно будет и студентам – проводятся различные экскурсии, а также встречи с инженерами Уралвагонзавода.
Музеи авиационных КБ: «Туполев», «Ил» и «Сухой»
Где: Москва
ПАО «Туполев»: наб. Академика Туполева, 17
Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина: Ленинградский проспект, 45 «Г»
Компания «Сухой»: ул. Поликарпова, 23А, корп. 5
Что посмотреть: крупномасштабные модели и натурные образцы самолетов, начиная с 1920-х годов по настоящее время, прорывные проекты КБ, например, самолеты с ядерными силовыми установками или на жидком водороде
Некогда закрытые музеи авиационных КБ открыли свои двери. В Москве можно посетить музеи ПАО «Туполев», Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина, Компании «Сухой». Здесь расскажут об истории отечественного самолетостроения, становлении каждой конструкторской школы, о самолетах – легендах и современных моделях.
Музей ПАО «Туполев» был основан в 1970-е годы, Андрей Николаевич Туполев лично принимал участие в его создании. В залах музея представлены сотни различных типов летательных аппаратов, над которыми КБ работало, начиная с 1920-х годов по настоящее время. Показаны, в том числе, и некоторые прорывные проекты КБ, например, самолеты с ядерными силовыми установками или проекты на жидком водороде. Также можно посетить мемориальный зал, увидеть обстановку кабинета Андрея Туполева, рабочий стол за которым трудился авиаконструктор, его личные вещи и документы.
![]()
В музее ПАО «Ил» полностью сохранился кабинет другого выдающегося авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина. Именно в этом помещении с 1947 года работал создатель знаменитых «Илов». Напомним, что музей ПАО «Ил» был открыт в 1979 году к 85-летию со дня рождения Сергея Ильюшина. Изначально речь шла о создании только мемориального кабинета, но постепенно выставка пополнялась экспонатами. Сегодня здесь представлены все модели самолетов марки «Ил», портреты и личные вещи работников КБ.
В музее ОКБ Сухого рассказывают о становлении конструкторской школы Павла Осиповича Сухого. Самая зрелищная часть экспозиции – десять натурных образцов самолетов, разработанных ОКБ в разные годы, начиная с самого первого самолета Су-2.
Выставочные залы Калининградского янтарного комбината: прошлое и настоящее солнечного камня
Где: Калининград и Москва
«Янтарная палата»: Калининградская область, пгт. Янтарный, ул. Балебина, 1
«Янтарная галерея»: Москва, ул. Арбат, 21
Что посмотреть: крупные самородки и редкие камни с доисторическими включениями, коллекцию янтарных украшений предприятия
Выставочный зал «Янтарная палата» был открыт в сентябре 2017 года, к 70-летию Калининградского янтарного комбината. Расположился зал в здании бывшего Инструментального цеха комбината. В бывших производственных помещениях разместилось современное выставочное пространство – с новыми мультимедийными комплексами и инсталляциями.
Экспозиция занимает немалую площадь – около 400 кв. метров. Экспонаты расскажут о происхождении янтаря, истории его добычи, начиная от эпохи господства рыцарей Тевтонского ордена до современных дней. И, конечно, в «Янтарной комнате» можно бесконечно любоваться самим солнечном камнем. Здесь представлены уникальные образцы – это и коллекция крупных самородков весом более одного килограмма, и инклюзы – камни с доисторическими включениями, а также собрание работ Калининградского комбината, как серийных изделий, так и авторских. Кстати, можно не только посмотреть, но и выбрать янтарный сувенир на память.

«Янтарная галерея», Москва
Полюбоваться янтарным великолепием можно и в столице. В Международный день музеев в Москве открылось мультимедийное музейное пространство «Янтарная галерея». Экспозиция включает около 700 различных образцов янтаря и янтарной продукции. Здесь собрано все самое интересное – редкие виды камней, украшения из янтаря, созданные художниками предприятия. Посетителям подробно расскажут и о различных методах добычи янтаря. Напомним, что Калининградский янтарный комбинат – единственное в мире предприятие, ведущее промышленную добычу янтаря открытым карьерным способом. В Приморском карьере ежегодно добывается в среднем 450 тонн сырья. В «Янтарной галерее» представлен макет этого самого большого янтарного карьера в мире.
Музей АВТОВАЗа: «Жигули», покорившие дороги и сердца
![]()
Где: Самарская область, Тольятти, Южное шоссе, 121
Музей в сети Инстаграм: museum_lada
Что посмотреть: первый ВАЗ-2101, легендарную «Ниву», покорившую Гималаи, гоночные автомобили LADA, футуристические концепты
В этом году музей АВТОВАЗа отметил свое 45-летие. В 1976 году все началось с трех автомобилей и трудовых наград коллектива. Сегодня экспозиция музея насчитывает более 60 автомобилей и несколько тысяч других экспонатов.
Посетителей встречает вишневый ВАЗ-2101 – это первая проданная машина. Владелец автомобиля передал свой любимый «Жигули» музею спустя девятнадцать лет пользования. Стоит отметить, что машина сохранилась в отличной форме. Здесь не забыли и про итальянского родственника «копейки» – рядом с первым ВАЗ-2101 стоит 124-я модель Fiat.
В музее АВТОВАЗа можно встретить все модели марки. Среди экспонатов – «герои», которые особо отличились. Например, ВАЗ-2101, на котором было совершено кругосветное путешествие, или «Нива», покорившая Гималаи. Но, пожалуй, самыми необычными экспонатами можно назвать концепты и прототипы. Эти футуристические проекты точно никогда не встретить на дорогах. Например, двухместный кабриолет LADA Roadster, футуристичный концепт в био-стиле «Питер-Турбо» или электрокар «Рапан». Среди ярких экспонатов можно отметить и гоночные автомобили LADA. Кстати, в этом году исполняется 50 лет с начала участия АВТОВАЗа в международных гонках.
Среди юбилейных и памятных машин особо выделяется уникальный ВАЗ-21099, выпущенный к 25-летию АВТОВАЗа. Его сложно не заметить – кузов автомобиля расписан фамилиями всех сотрудников завода, которые работали на тот момент. Есть машины и с автографом самого президента. Например, LADA Largus, производство которого стартовало с участием Владимира Путина, и желтая LADA Kalina Sport, за рулем которой он инспектировал новую трассу «Амур».















































