История создания музея
Для создания книги об истории завода была сформирована авторская группа, в которую вошли сотрудник многотиражной газеты Б. Д. Глебов, рабочий-разметчик М. И. Мительман и писатель А. Г. Ульянский. Их пятилетняя работа над рукописью завершилась выходом в свет в 1939 году первого тома книги «История Путиловского завода». К сожалению, в годы Великой Отечественной войны деятельность по сбору материалов прекратилась: Б. Д. Глебов и М. И. Мительман погибли, а еще раньше, в 1935 году, умер А. Г. Ульянский.
Образованная после войны новая авторская группа в составе С. А. Костюченко, И. Е. Хренова и Ю. Н. Федорова начала работу по созданию второго тома «Истории Кировского завода», посвященного советскому периоду истории предприятия, до 1945 года. Авторы проделали титаническую работу в государственных архивах страны, нашли много подлинных документов. В результате кропотливого труда было собрано огромное количество исторического материала, который и лег в основу экспозиции заводского музея.
Идея создания музея уже витала в воздухе. И в 1957 году на страницах газеты «Кировец» группа ветеранов Кировского завода подняла вопрос о необходимости основания музея.
20 июля 1960 года директор завода Иван Сергеевич Исаев издал приказ о создании Музея истории предприятия на общественных началах. Оргкомитет возглавил Николай Васильевич Скворцов, работавший на заводе с 1929 года. Он стал первым директором музея и руководил им с 1962 по 1977 год. Под его руководством формировалась и оформлялась вся музейная экспозиция, были привлечены профессиональные историки и специалисты музейного дела.
3 ноября 1962 года торжественно открылись первые два зала. Фонды музея активно пополнялись, и ему скоро стало тесно в рамках прежнего статуса – общественного профильного музея. Сегодня по классификации Музей истории и техники Кировского завода является многопрофильным и многофункциональным. Он выполняет образовательную, воспитательную, информационную, справочную, охранную, консультативную и рекламную функции.
В 1984 году музею было присвоено почетное звание «Народный музей». Он имеет множество наград и титулов, но музей – не застывший слепок былых заслуг, а активный участник современных культурных процессов. Начиная с 2017 года Музей истории и техники Кировского завода регулярно участвует в международной акции «Ночь музеев», для посетителей готовятся специальные интерактивные программы.
Музей стал не только выставочной площадкой, но методическим центром по образованию сотрудников Кировского завода.
Режим работы 2021
- Территория Заячьего острова открыта для посещения ежедневно с 06:00 до 21:00
- Территория Петропавловской крепости (в границах крепостных стен) открыта для посещения ежедневно с 10:00 до 20:00
- Музей работает в понедельник, вторник, четверг, пятницу, субботу и воскресенье
- Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница: 10:00-18:00, вторник 10:00-17:00, суббота 10:00-17:45, воскресенье: 11:00-18:00
- Тюрьма Трубецкого бастиона ежедневно: 10:00-18:00, вторник 10:00-17:00
Важно знать
- Во вторник Петропавловский собор и Тюрьма Трубецкого бастиона закрываются на час раньше указанного времени закрытия
- В воскресенье Петропавловский собор открывается на час позже.
- В дни богослужений часы работы Петропавловского собора могут быть изменены.
Музей завода «Ижмаш»: история оружия через развитие предприятия
Где: Ижевск, ул. Свердлова, 32 («Площадь оружейников»)
3D-тур по музею: https://kalashnikovgroup.ru/contacts/museum
Что посмотреть: слиток кричного железа XVIII века, ружья, винтовки, пулеметы и автопушки XIX-XX веков (включая знаменитые пистолет-пулемет Шпагина и автомат Калашникова), большую коллекцию ижевских мотоциклов
Музей завода «Ижмаш» находится в самом центре Ижевска, рядом с памятником оружейникам. Создан он был в 1847 году по приказу императора Николая I. За более чем полтора века существования в Музее завода «Ижмаш» собралась богатая коллекция оружия. Даже для тех, кто особо не интересуется данной тематикой, будет интересно узнать историю создания легендарных образцов, таких как винтовка Драгунова, автомат Калашникова.
Прогулку по четырем залам музея можно сравнить с путешествием во времени. Первый зал посвящен периоду с 1808 по 1947 годы. Здесь можно встретить винтовки Мосина, охотничьи ружья, а также различное холодное оружие начала XIX века: тесаки, сабли, палаши. Второй зал перемещает нас в годы Отечественной войны – здесь представлены противотанковые ружья, станковый пулемет системы «Максим», скорострельная авиапушка. В музее также много экспонатов, посвященных Михаилу Калашникову – его личные книги, сувениры и документы.
Хотя музей посвящен огнестрельному оружию, впечатляет большая коллекция ижевских мотоциклов всевозможных моделей и годов. Этот четвертый, дополнительный зал, был открыт относительно недавно – в 2007 году во время реконструкции музея.
Выставочный комплекс Уралвагонзавода: не только легендарные танки
Где: Нижний Тагил, ул. Восточное шоссе, 28
Что посмотреть: знаменитые танки и железнодорожные вагоны, коллекцию живописи, награды и личные вещи крупнейших инженеров и конструкторов
Музей Уралвагонзавода создан 5 ноября 1969 года. За полвека существования он вырос в выставочный комплекс. Сегодня в его состав входят Музей истории предприятия, Музей бронетанковой техники площадью 1000 кв. метров и выставка вагонной продукции.
Музей истории покажет документы, награды, личные вещи крупнейших ученых, инженеров, конструкторов. Здесь и коллекция живописи, насчитывающая более 100 полотен, работы известных художников. Есть и своя библиотека, с редкими изданиями.
Музей бронетанковой техники появился в 1986 году, к полувековому юбилею предприятия. В то время его могли посетить лишь специалисты завода, а в 2006 году состоялось новое «рождение» – музей был выведен из состава предприятия и стал доступен всем желающим. В экспозиции восемь разделов, которые рассказывают об истории создания бронетанковой техники с конца 1920-х годов по настоящее время.
Уралвагонзавод известен не только танками – на предприятии создан каждый третий вагон отечественных железных дорог. На выставке вагонной техники, на открытой площадке, представлены образцы отечественного грузового состава конца XIX – начала XXI века.
Выставочный комплекс Уралвагонзавода будет интересен всем, не только взрослым. Здесь проводятся и программы для детей. Например, об истории завода, трудовых буднях рабочих-подростков Уральского танкового завода в военные годы, рассказывает местный «герой» – заводской «Гудок». Интересно будет и студентам – проводятся различные экскурсии, а также встречи с инженерами Уралвагонзавода.
Музеи авиационных КБ: «Туполев», «Ил» и «Сухой»
Где: Москва
ПАО «Туполев»: наб. Академика Туполева, 17
Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина: Ленинградский проспект, 45 «Г»
Компания «Сухой»: ул. Поликарпова, 23А, корп. 5
Что посмотреть: крупномасштабные модели и натурные образцы самолетов, начиная с 1920-х годов по настоящее время, прорывные проекты КБ, например, самолеты с ядерными силовыми установками или на жидком водороде
Некогда закрытые музеи авиационных КБ открыли свои двери. В Москве можно посетить музеи ПАО «Туполев», Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина, Компании «Сухой». Здесь расскажут об истории отечественного самолетостроения, становлении каждой конструкторской школы, о самолетах – легендах и современных моделях.
Музей ПАО «Туполев» был основан в 1970-е годы, Андрей Николаевич Туполев лично принимал участие в его создании. В залах музея представлены сотни различных типов летательных аппаратов, над которыми КБ работало, начиная с 1920-х годов по настоящее время. Показаны, в том числе, и некоторые прорывные проекты КБ, например, самолеты с ядерными силовыми установками или проекты на жидком водороде. Также можно посетить мемориальный зал, увидеть обстановку кабинета Андрея Туполева, рабочий стол за которым трудился авиаконструктор, его личные вещи и документы.
В музее ПАО «Ил» полностью сохранился кабинет другого выдающегося авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина. Именно в этом помещении с 1947 года работал создатель знаменитых «Илов». Напомним, что музей ПАО «Ил» был открыт в 1979 году к 85-летию со дня рождения Сергея Ильюшина. Изначально речь шла о создании только мемориального кабинета, но постепенно выставка пополнялась экспонатами. Сегодня здесь представлены все модели самолетов марки «Ил», портреты и личные вещи работников КБ.
В музее ОКБ Сухого рассказывают о становлении конструкторской школы Павла Осиповича Сухого. Самая зрелищная часть экспозиции – десять натурных образцов самолетов, разработанных ОКБ в разные годы, начиная с самого первого самолета Су-2.
Выставочные залы Калининградского янтарного комбината: прошлое и настоящее солнечного камня
Где: Калининград и Москва
«Янтарная палата»: Калининградская область, пгт. Янтарный, ул. Балебина, 1
«Янтарная галерея»: Москва, ул. Арбат, 21
Что посмотреть: крупные самородки и редкие камни с доисторическими включениями, коллекцию янтарных украшений предприятия
Выставочный зал «Янтарная палата» был открыт в сентябре 2017 года, к 70-летию Калининградского янтарного комбината. Расположился зал в здании бывшего Инструментального цеха комбината. В бывших производственных помещениях разместилось современное выставочное пространство – с новыми мультимедийными комплексами и инсталляциями.
Экспозиция занимает немалую площадь – около 400 кв. метров. Экспонаты расскажут о происхождении янтаря, истории его добычи, начиная от эпохи господства рыцарей Тевтонского ордена до современных дней. И, конечно, в «Янтарной комнате» можно бесконечно любоваться самим солнечном камнем. Здесь представлены уникальные образцы – это и коллекция крупных самородков весом более одного килограмма, и инклюзы – камни с доисторическими включениями, а также собрание работ Калининградского комбината, как серийных изделий, так и авторских. Кстати, можно не только посмотреть, но и выбрать янтарный сувенир на память.
«Янтарная галерея», Москва
Полюбоваться янтарным великолепием можно и в столице. В Международный день музеев в Москве открылось мультимедийное музейное пространство «Янтарная галерея». Экспозиция включает около 700 различных образцов янтаря и янтарной продукции. Здесь собрано все самое интересное – редкие виды камней, украшения из янтаря, созданные художниками предприятия. Посетителям подробно расскажут и о различных методах добычи янтаря. Напомним, что Калининградский янтарный комбинат – единственное в мире предприятие, ведущее промышленную добычу янтаря открытым карьерным способом. В Приморском карьере ежегодно добывается в среднем 450 тонн сырья. В «Янтарной галерее» представлен макет этого самого большого янтарного карьера в мире.
Музей АВТОВАЗа: «Жигули», покорившие дороги и сердца
Где: Самарская область, Тольятти, Южное шоссе, 121
Музей в сети Инстаграм: museum_lada
Что посмотреть: первый ВАЗ-2101, легендарную «Ниву», покорившую Гималаи, гоночные автомобили LADA, футуристические концепты
В этом году музей АВТОВАЗа отметил свое 45-летие. В 1976 году все началось с трех автомобилей и трудовых наград коллектива. Сегодня экспозиция музея насчитывает более 60 автомобилей и несколько тысяч других экспонатов.
Посетителей встречает вишневый ВАЗ-2101 – это первая проданная машина. Владелец автомобиля передал свой любимый «Жигули» музею спустя девятнадцать лет пользования. Стоит отметить, что машина сохранилась в отличной форме. Здесь не забыли и про итальянского родственника «копейки» – рядом с первым ВАЗ-2101 стоит 124-я модель Fiat.
В музее АВТОВАЗа можно встретить все модели марки. Среди экспонатов – «герои», которые особо отличились. Например, ВАЗ-2101, на котором было совершено кругосветное путешествие, или «Нива», покорившая Гималаи. Но, пожалуй, самыми необычными экспонатами можно назвать концепты и прототипы. Эти футуристические проекты точно никогда не встретить на дорогах. Например, двухместный кабриолет LADA Roadster, футуристичный концепт в био-стиле «Питер-Турбо» или электрокар «Рапан». Среди ярких экспонатов можно отметить и гоночные автомобили LADA. Кстати, в этом году исполняется 50 лет с начала участия АВТОВАЗа в международных гонках.
Среди юбилейных и памятных машин особо выделяется уникальный ВАЗ-21099, выпущенный к 25-летию АВТОВАЗа. Его сложно не заметить – кузов автомобиля расписан фамилиями всех сотрудников завода, которые работали на тот момент. Есть машины и с автографом самого президента. Например, LADA Largus, производство которого стартовало с участием Владимира Путина, и желтая LADA Kalina Sport, за рулем которой он инспектировал новую трассу «Амур».