История в картинках: 7 экспонатов музея русского лубка и наивного искусства

История лубка

Самые первые лубки появились в Китае, в тот период они рисовались от руки. После 8 столетия гравюры стали выполнять на дереве. В Европу это искусство пришло в XV столетии, лубок, в основном, выполнялся в технике ксилографии. Лубок, ориентированный на «широкие массы», был лучшим средством агитации во времена войн, реформации и революций. В каждой стране производство лубка имело свои особенности.

Лубок, создаваемый полупрофессиональными мастерами, получил широкое распространение в XVII-ХХ столетии. Первые русские лубки создавались в Киево-Печерской Лавре. Их можно было встретить повсюду: в домах мещан, купцов, бедных дворян, мастеровых. Лубок был заменой дорогих икон, светских картин и книг. Дети по ним учились грамоте чтения и письма. Первым московским гравером был А. Тимофеев Невежа. Крупнейшим (одно из названий лубочных картин) для царского двора в 1680 году был Афанасий Зверев.

Откуда пошло и как появилось название лубка — точно неизвестно. Может быть из-за клише для оттиска, которые изготавливались из луба (совр.» липа»). Или из-за офени — лубяных коробках, в которых коробейники носили картины. Старое московское предание рассказывает о том, что большинство лубочных мастеров проживало на Лубянке, именно по этой причине гравюра получила свое название. Какая из версий правильная — остается только догадываться.

Лубок делали на бумаге. Лубочные мастера брали липовую доску, стругали и шлифовали ее. Затем карандашом наносили какой-либо рисунок и вручную (с помощью ножа) вырезали ее, оставляя рисунок и надписи выпуклыми. В местах, которые должны быть белыми, делали углубления. Черная краска, приготовленная из льняного масла, жженого сена и сажи, наносилась на деревянное клише с помощью специальной кожаной подушки.

Затем на подготовленное клише помещали влажный бумажный лист и отправляли под пресс станка. Ну, а раскрашиванием оттисков занимались, в основном, женщины и дети. Кисти им заменяли заячьи лапки. В деревнях Подмосковья и Владимира существовали целые артели по раскрашиванию лубков. Профессия людей, занимающихся раскрашиванием лубочных картин именовалась цветальщиком. Первоначально картины были только черно-белыми, а чуть позже «окрасились» в другие цвета (красные, желтые, зеленые и даже лиловые).

В основе лубка по большей части лежал потешный сюжет. К XVIII веку лубочный мир пополнился свадебными темами, которые к середине XIX века исчерпали себя. Еще в эпоху зарождения лубка мастера осваивали сказочный сюжет. Тогда главными героями картин были богатыри из былин, цари и рыцари. Во второй половине XVIII столетия к существующим жанрам присоединился батальный, на котором были запечатлены события военной истории. В конце XIX столетия в картинах можно было лицезреть темы священного писания и поучительного характера. Они рассказывали о вреде пьянства, обжорства и других пагубных привычках.

С освоением гравюры на металле (начало XVIII в.) появилась возможность создания более гибких линий и придания картинам объемности и глубины за счет перекрестной штриховки. В качестве поясняющего текста использовались короткие рассказы, пословицы, стихотворения.

Современники отмечали, что народ отдавал предпочтение картинам «позатейливее»: с большим количеством персонажей и эпизодов. Огромный спрос на лубочные картины был обусловлен их дешевизной — примерно 2 копейки за штуку. Партия в 100 картин стоила один рубль. В первопрестольной их можно было купить у Спасских ворот.

Чуть позже производители лубочных картин поняли, что большинство людей приходят только за тем, чтобы посмотреть на картины. Тогда они создали специальный аппарат, через который за определенную плату можно было смотреть картины. В 1822 году ввели цензуру полиции, после которой множество лубочных картин и деревянных клише было уничтожено.

Общее количество лубочных картин (вместе с современной графикой и реконструированными лубками) более двух тысяч, вглядываясь в которые, замечаешь, что многие из них не утратили актуальности и в настоящее время. Лубочное производство пошло на спад, когда появились фабрики и заводы по производству картин.

Народное творчество в стенах музея

Музей, таким образом, представляет собой, как говорят о нем сами сотрудники, своеобразное хранилище истории наименований городских улиц, на которых был сосредоточен центр лубочного искусства.

В домах на Печатниковом переулке обитали печатники и резчики лубочных гравюр.

Храм «Успения Богородицы в Печатниках» был возведен на средства, вырученные от реализации лубочных картин. На ограде другой церкви, «Святой Живоначальной Троицы в Листах», развешивались лубки на продажу.

Музей народной графики занимается собиранием народных лубочных картин с целью сохранения культурного наследия прошлого и возрождения исконных народных промыслов.

В основе главной экспозиции музея находится личная коллекция директора музея В. Пензина, которая была расширена за счет реконструкции исторических гравюр и работ современных мастеров.

Коллекция музея

В коллекции музея сегодня насчитывается более тысячи уникальных экспонатов. Все началось с предметов, пожертвованных его основателем Пензиным и членами мастерской народной графики. Со временем коллекция расширялась.

В 80-х основатели музея вели целенаправленную деятельность по поиску и сбору новых экспонатов. В этой работе принимали участие более ста современных художников из разных уголков Советского Союза.

С их помощью удалось восстановить канонические печатные формы, воссоздать около 120 классических лубочных сюжетов. В том числе «Библию для бедных» Кореня, исторический, сатирический, песенный, бытовой лубок. Все работы были отпечатаны с тщательным соблюдением технологий, которые использовались в XVIII веке.

Несмотря на то что музей преимущественно посвящен народной графике, в его коллекции можно найти не только лубок. Это и оригинальные графические рисунки, и эстампная графика. Есть в культурном учреждении и коллекция лубка XX века, посвященного антиалкогольной тематике. В 1989 году коллектив мастерской представил целую выставку под названием «Всем миром против пьянства». Она стала ответом на соответствующее постановление ЦК КПСС, объявлявшее начало антиалкогольной кампании.

Некоторые экспонаты хранятся в запасниках и выставляются на суд зрителей время от времени. Например, это коллекция лубочных произведений, посвященных семье последнего русского императора Николая II. Целый календарь в лубочном стиле посвящен генеалогии Рюриковичей, он был издан в 1870 году.

Кого высмеивали лубки про Бабу-ягу

Некоторые исследователи лубка высказывают предположение, что картинки про Бабу-ягу имели сатирический характер. Лубочные изображения «Яга-баба едет с коркодилом дратися» и «Баба-яга на свинье», по их мнению, являются пародией на Петра I и его отношения с Екатериной I. Дмитрий Ровинский считал, что Баба-яга одета в «чухонский» костюм, а это намекает на происхождение Екатерины I.


Фото: архивы пресс-служб

Чухонцами на Руси называли прибалтийско-финские народы, а Екатерина I, до принятия православия носившая имя Марта Скавронская, родилась в Ливонии – на территории современной Латвии. Второй намек, по мнению исследователя, кроется в изображенном в углу картинки кораблике – очевидном атрибуте петровского правления.

Другого мнения придерживается филолог и фольклорист Константин Богданов. Он говорит, что простой люд не мог быть настолько осведомлен о личной жизни императора, чтобы увидеть в этом сюжете намеки.


Фото: архивы пресс-служб

Представленные листы – это копии картинок, выполненные художниками и исследователями лубка Дмитрием Афанасьевым и Виктором Пензиным.

Пик научного интереса к лубочной картинке в России приходится на 1970–1980-е годы. В 1972 году был опубликован научный труд Ольги Балдиной «Русская народная картинка», основанный на ее диссертации, иллюстрации к которой выполнил Дмитрий Афанасьев. В 1982 году в Москве возникло товарищество художников «Мастерская народной графики “Советский лубок”». Это был клуб энтузиастов, которые изучали и возрождали древнее полузабытое искусство. Во главе мастерской стоял Виктор Пензин, который занимался реконструкцией лубка в формах, приближенных к каноническим, и параллельно разрабатывал стилистику современной народной картинки.

Музей наивного искусства: открытие

После капитальной реставрации здания-памятника, в исторический день рождения города, 18 ноября 2020 года, экспозиционные залы музея были открыты для екатеринбуржцев и гостей города выставкой «Ангелы и другие жители Земли».


Основная идея, заложенная в основание музея наивного искусства – идея Дара: дара творчества, обретенного непрофессиональным автором по итогам трудов и на склоне лет; дара радости, истины и простоты переданного авторами зрителям; и дара как формы создания и способа существования музея на все времена.

Намереваясь первой выставкой музея наивного искусства продемонстрировать многообразие авторов из собрания музея, сюжетов и выразительных приёмов, мы представляем работы, в которых можно почувствовать не озабоченность, а очарованность жизнью в её разнообразных проявлениях.


В прологе экспозиции представлена фотолетопись собрания, его основные герои и действующие лица, наивные и профессиональные художники, искусствоведы, подвижники и коллекционеры. Появление феномена «уральского наива» связано в первую очередь с именами двух выдающихся выпускников Академического института им. И.Е. Репина в Ленинграде – художника Миши Шаевича Брусиловского и искусствоведа Нины Арсеньевны Хадери, а также живописцев Г.С. Мосина и Н.Г. Чеснокова, авторов-создателей уральских музеев В.Б. Городилиной и И.Д. Самойлова.

Большую роль в пробуждении интереса к наивному искусству на Урале сыграли свердловские профессиональные художники, привлекавшиеся к художественному оформлению общественных зданий в райцентрах области – М. Брусиловский, Г. Мосин, В. Волович, А. Казанцев. Познакомившись в Алапаевске в июне 1971 года с яркой и самобытной художницей Анной Ивановной Трофимовой, Мосин и Брусиловский уже в декабре организовали первую выставку Анны Ивановны в Свердловске, во Дворце культуры им. Дзержинского.


Сейчас становится ощутимым значение свердловской выставки Анны Трофимовой 1972 года: то была первая выставка наивного искусства на Урале – официальная, с большими афишами, просторная и светлая. С неё начинается отсчёт систематического, и главное, практического интереса к творчеству наивных художников в Свердловске, области и Екатеринбурге: проводятся выставки, учеба художников, областные конкурсы, появляются коллекционеры наивного искусства.

Всеобщее признание

Между тем довольно долго лубок не признавался полноценной формой живописи. К нему прочно приклеился ярлык маргинального искусства, из-за чего именитые художники не воспринимали это направление народного творчества всерьез.

На гравюрах часто рисовались персонажи русских былин, изображались герои рыцарской эпохи. Яркие лубяные произведения пользовались большой популярностью у широких слоев населения и встречались не только в бедных крестьянских домишках, но и в богатых барских хоромах.

В настоящее время у населения появился интерес к изучению истории народного творчества, в том числе лубочной живописи. Работают очень часто музеи в праздники бесплатно.


Смотреть галерею

На сегодняшний день музей расположен как раз в тех местах, где в свое время процветал лубочный промысел, который представлял собой истинно московское творчество. Даже в названиях мест и улиц сохранились отсылки к тем временам: Большая и Малая Лубянка, Печатников переулок, Лубянская площадь.

Гравюры и другие экспонаты

В музее также представлены интересные экземпляры граверного искусства XIX века, выполненные искусными мастерами А. Венециановым и И. Требневым.

Современным лубочникам удалось реконструировать «Библию для бедных» (авторство В. Кореня), которая была подарена Папе Римскому Иоанну Павлу Второму.

Это произведение представляет собой особую работу в экспозиции музея и включает в себя целое собрание картин из 36 сюжетов. Многие гравюры из этого произведения в свое время выставлялись в разных городах по всему свету.


Смотреть галерею

Музей занимается активной выставочной деятельностью не только в своих залах, но и в регионах России, а также за рубежом. За все время работы музей провел более шестисот выставок, свыше 30 из которых – за пределами нашей страны. Лубочная живопись характерна для многих славянских народов, и подобные выставки способствуют большему сближению стран и сплочению их народов.

Красная дача


Фото: mos.ru


Фото: mos.ru


Фото: mos.ru


Фото: mos.ru

Этот трехэтажный кирпичный домик, стоящий неподалеку от шоссе Энтузиастов, также хранит в своих стенах память о живших здесь в начале XX века людях искусства.

Красный дом (так его назвали из-за цвета неоштукатуренных стен) был дачей художников. Участок в Гирееве был выделен Владимиру Фаворскому, Ивану Ефимову и Льву Кардашову в 1936 году под строительство мастерских, совмещенных с жильем. Возведенное по их проекту здание выглядело роскошно среди деревянных домиков по соседству. Мастерские расположились на первом этаже, жилые квартиры были обустроены на втором и третьем мансардном этажах.

После смерти художников здесь жили их потомки, а также живописец Елена Коровай и ее дочь Ирина Коровай, последняя ученица Владимира Фаворского, живописец Дмитрий Жилинский и его супруга, скульпторы Нина Жилинская и Дмитрий Шаховский, супруг дочери Владимира Фаворского Марии, художника-керамиста.

Дом до сих пор обитаем, работа в мастерских продолжается. Потомки художников сохраняют здание в первозданном виде, однако попасть туда просто так не получится – Красный дом, как и дача Дикого, не музеефицирован.

Москва, Новогиреевская ул., д. 7

Смотреть на карте

Музей народной графики

Музей народной графики расположен в историческом районе Москвы, в котором когда-то селились и работали ремесленники разных специальностей. Об этом до сих пор напоминают названия расположенных по соседству улиц и площадей: переулки Печатников, Колокольников, Пушкарев, улица Лубянка и др.

Долгое время лубочные картинки в России считались «низким искусством», «искусством черни», и официальные художники относились к ним с презрением. Но в конце ХХ веке в связи с ростом интереса к народному творчеству лубочный стиль обрел новую жизнь.

В 1982 году коллектив художников-единомышленников под руководством Виктора Пензина занялся изучением и восстановлением искусства русской лубочной картинки. Были собраны и восстановлены уникальные произведения XVII-XIХ веков, среди которых – «Библия для бедных» Василия Кореня, созданная в 1692–1696 годах, серия картин, рассказывающих о жизни последнего русского царя Николая II, известные гравюры на православные сюжеты. В 1992 году был открыт Музей народной графики, в экспозицию которого вошли не только старинные произведения, но и работы современных художников, созданные в лубочном стиле в соответствии с канонами народного жанра. Кроме того, в музее размещается большая коллекция глиняной расписной игрушки Абашевской артели.

В музее проводятся увлекательные и познавательные экскурсии, посвященные истории русского лубочного искусства, и разнообразные мастер-классы для детей. Здесь ребятишки могут научиться рисовать, раскрашивать и даже печатать лубочные картинки, расписывать глиняные и деревянные игрушки, изготавливать лоскутные куклы и коврики. При учреждении работает детская художественная школа, ученики которой осваивают искусство лубка более основательно.

Стоимость посещения музея – 40 рублей для взрослых и 20 рублей для детей и студентов. В учреждении созданы все удобства для посетителей с ограниченными физическими возможностями. Музей приглашает к сотрудничеству благотворительные организации и фонды.

Деятельность музея

Помимо организации выставок, сотрудники музея занимаются важной культурно-просветительской, собирательной работой, ведут экспозиционную деятельность. Причем не только в залах самого учреждения, но и во многих регионах страны

Из 600 выставок, организованных за годы его существованию, более тридцати прошли за рубежом. Лубок во все времена считался объединяющим искусством для всех славянских народов. Поэтому особенно активно музей участвует в совместных мероприятиях российский, белорусских и украинских коллекционеров.

Регулярно на базе музея организуются мастер-классы для школьников и воспитанников детских садов. На них можно научиться раскрашивать и даже печатать лубки, изучить народные песни и игры.

Музей русского лубка и наивного искусства

Время работы музея: работает со вторника по воскресенье, понедельник – выходной:

  • вт, ср – с 12-00 до 19-00
  • чт – с 12-00 до 21-00
  • пт – с 12-00 до 19-00
  • сб, вс – 12-00 до 18-00

Стоимость билета: Билет для взрослого стоит 200 рублей, а льготной категории граждан обойдется в 100 рублей.

Фотосъемка разрешена, она стоит 100 рублей.

Адрес музея русского лубка и наивного искусства

:107045, Москва, Малый Головин переулок, 10, ст. метро “Сухаревская”, “Сретенский бульвар”. ТелефонЧто же такое наивное искусство, и кто это такие, наивные художники? Наивным искусством обозначается изобразительное искусство, которое отличается простотой, ясностью и формальной непосредственностью изобразительно-выразительного способа, с помощью которого выражается особое видение мира, а наивные художники – это люди без специального художественного образования, но со своим видением и ощущением окружающего мира. Они не делают эскизов, не грунтуют работы и чаще всего использую подручные материалы для своих творений: простыни или мешковины вместо холста, обломок ДВП вместо мольберта..

Музей наивного искусства сегодня

Миша Брусиловский окрылял и опекал многих наивных художников и познакомил с наивом Евгения Ройзмана, в собрании которого к тому времени уже присутствовали прекрасные образцы иконного примитива, народной иконы. К 2011 году, когда Ройзманом был сделан первый шаг в создании общедоступного Музея наивного искусства, его коллекция насчитывала около 1500 произведений живописи, графики и скульптуры более тридцати авторов из Екатеринбурга, Урала и других российских регионов, множества безымянных работ.


Среди более ста пятидесяти произведений, представленных на выставке, особое место занимает народная икона, наиболее близкая наивной живописи по своей стилистике, простоте и условиям бытования. Икона происходит из юго-западных регионов Российской Империи, родины Гоголя и Шевченко и связана с бытом и мировоззрением «козацкой вольницы». Начиная художественную часть выставки с иконы и религиозной скульптуры, мы расширяем хронологические и географические границы наивного искусства, показывая глубины мировоззрения, порождающего его.

Произведения, представленные на выставке, были приобретены Евгением Ройзманом или получены им в дар от художников и наследников на протяжении двадцати пяти лет коллекционирования. Каждый художник — это отдельная история поисков собирателя и знакомства с автором, а его картины – отдельный внутренний мир. Графические работы алапаевской семьи Трофимовых свидетельствуют о новейшей истории наива на Урале и демонстрируют независимость авторских почерков; картины скромного и ранимого Алексея Языкова лишь отчасти приближают к тайнам его загадочной биографии и скрывают глубокие философские смыслы; фейерверк красок, сюжетов и материалов творчества Альберта Коровкина поражают разносторонностью дарований автора; буйство цветов и страстность в изображении библейских сюжетов контрастирует с личным обаянием и умиротворённостью характера писательницы Нины Горлановой, а соседствующий с ярким Коровкиным медитативный Вадим Колбасов открывает нам поэзию сельского быта и философию вещей.

Открытие первой выставки стало настоящим испытанием для сотрудников музея – так велик был поток желающих посетить новую и необычную музейную площадку, ведь передача исторического здания учреждению, как и появление нового муниципального музея – явление нечастое в наше время. Однако самым приятным событием вечера стали поздравления и подарки от коллег из музеев и коллекционеров России. Коллекция пополнилась картинами Дражена Тетеца из Хорватии и Марии Теодоры из Гватемалы, Алевтины Пыжовой и Люси Вороновой из Москвы, вязанным панно Валентины Пономарёвой из Перми и целой коллекцией народных икон от Евгения Фатеева.

Недолгое существование коллекции наивного искусства в составе музейного собрания ЕМИИ отмечено вниманием научного и музейного сообществ: за последний год доклады и лекции о наивном собрании музея прозвучали в Санкт-Петербурге (РИИИ и СПбГУ), Москве (ШАГИ РАНХиГС) и на Международной конференции фестиваля «Фестнаив». Были выиграны три гранта: Фонда В

Потанина по программам «Музейный десант» и «Меняющийся музей в меняющемся мире» и грант РФФИ на полевые исследования. На фестивале «ИНТЕРМУЗЕЙ-2017» куратору коллекции были вручены приз и диплом победителя в номинации «Музейный дизайн» конкурса Фонда В.Потанина.

Сегодня в судьбе собрания начинается новый жизненный этап, связанный с возможностью более широкой экспозиционной интерпретации произведений наивного искусства, рассказа о судьбах художников, прочтения разнообразных наивных смыслов, текстов и контекстов.

Что ещё посмотреть в Ковачице

За воротами музея Ковачица в обычные дни безлюдна, чиста и зелена.

Неподалёку от Галереи разместился парк со словацкой церковью.

Можете прогуляться и к дому-музею Мартина Йонаша, только не обращайте внимания на указатель возле Галереи, отправляющий туристов на север – он беззастенчиво врёт, и идти нужно на запад, как говорят карты в интернете.

Да, действительность часто может отличаться от изображённого на холсте… На реальных улицах прославленного городка нет и следа ухарского деревенского кутежа с картин мастеров. Но мы-то знаем: в тихой Ковачице великаны водятся, а наивность – в глазах смотрящего.

Что такое лубок

Для неспециалистов поясним, что лубком принято называть русскую народную традиционную картинку. Она может быть выполнена с помощью печати, полиграфии или живописи. Зародился жанр в XVI веке, практически одновременно с появлением первой печатной русской книги — «Апостола» Ивана Федорова. Было это в уже далеком 1564 году.

Со временем лубок стал традиционной формой изображения гравюр на народную тематику. Существовали разновидности картинки-рассказа или картинки-азбуки. Такой вид искусства был весьма распространен в большинстве стран, как на Востоке, так и на Западе. Но именно в славянских странах он получил такое распространение, стал настолько популярным. В итоге вышел даже на международную арену.

Русский лубок всегда стремился напутствовать человека, что-то разъяснять окружающим, а при случае высмеивать худшие людские пороки. Для народа, часто неграмотного в то время, картинки были своеобразной энциклопедией. А при случае и сатирическим листком, и книгой, и ежедневной газетой.

Церковь Спаса Нерукотворного в Гирееве


Фото: spasperovo.ru

Знаменская церковь в Перове была построена по инициативе князя Петра Алексеевича Голицына в его усадьбе. Примерно в это же время, чуть позже, в усадьбе его сына в Гирееве строится церковь Спаса Нерукотворного Образа. Ее возведение подпадает под запрет каменного строительства, изданный Петром I.

Это небольшая церковь с похожим четырехлепестковым планом, как и Знаменская в Перове. Обе одноглавые, без колоколен (правда, в XIX веке на Спасской церкви все же появилась деревянная звонница). Главное различие – в декоре: если Знаменская богато украшена, то Спасская – очень скромная, простая, но тем не менее она является интересным примером перехода между русской архитектурой и европейской.

Москва, Свободный проспект, д. 4а

Смотреть на карте

Особенности русского лубка

Русский лубок обладает рядом уникальных особенностей. Еще в середине XVII века он был преимущественно религиозным. Например, белорусский мастер Василий Корень в 1678 гору создал 36 листов, на которых рассказывал о сотворении мира. Это одно из первых дошедших до нас произведений лубочного искусства получило название «Библия для бедных».

Кстати, у слова «бедные» было не то значение, которое используется сейчас. У такого человека не обязательно не должно было быть денег. Так называли тех, кто не умел читать и писать. Для них лубок становился одним из главных источников информации о мире.

Со временем тематика лубка трансформировалась. Она становилась более светской. Мастера все чаще обращались к героям русского былинного эпоса, а также к персонажам набиравших популярность рыцарских романов, историям, которые происходили в повседневной жизни.

С помощью лубка удавалось живо, ярко и остроумно изображать сцены из деревенской и городской жизни, передавать притчи, рассказывать курьезы. В каком-то смысле лубок стал прототипом будущих средств массовой информации. Ведь автора нередко обращались к политическим вопросам, использовали доступные сатирические аллегории.

Часто высмеивались царские особы. Доставалось даже Петру I за то, что он повсеместно насаждал западные обычаи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: