Введение новой азбуки и шрифтов
На момент прихода Петра к власти в России действовала азбука, созданная Кириллом и Мефодием. Она считалась азбукой церковной, и ее же шрифты использовались во всех писаниях. Само начертание букв осуществлялось на греческий манер и было весьма затруднительно для чтения.
В 1708 году в России вводится новая гражданская азбука или проще говоря утверждались новые типографские шрифты. Для культуры при Петре 1 это был серьезный шаг. Раньше все книги издавались исключительно церковными шрифтами, которые были очень массивными, и читать которые было крайне тяжело.
Это преобразование петровской эпохи кажется незначительным, но это была одна из немногих реформ, благодаря которой культура в России при Петре 1 действительно начала движение в положительном русле.
Одновременно вводились в обиход арабские цифры. Ранее все цифры обозначались буквами.
В результате этих преобразований читать и писать при Петре 1 стало действительно намного проще. С другой стороны мы вновь видим, что реформы Петра 1 в культуре постоянно создают разделение: государство отдельно, церковь отдельно.
Говоря о создание русской азбуки петровской эпохи, многие историки забывают уточнить, что изменения коснулись не только внешнего вида букв и цифр, но и их содержания:
- Петр 1 ввел в русской алфавит букву «Э».Говорят, что буква уже использовалась и поэтому петр ее просто «узаконил». Но использоваться эта буква стала именно в петровскую эпоху, когда в русском языке стали использовать сотни иностранных слов, где буква Э важна.
- Петр изъял из алфавита букву «ижица», в 1710 году эту букву вернули и просуществовала она до распада Российской Империи в в 1917 году.
- Алфавит изымал дублетные буквы (это 2 буквы, использующиеся для обозначения 1 звука). Это были такие буквы как «ДЗ», «ШТ» и «ЕЯ». Последняя была заменена классической сегодня буквой Я, начертание которой разработал лично Петр.
Русское барокко и классицизм
В архитектуре России XVIII века господствовали два стиля. До середины столетия это было русское барокко, сменившееся классицизмом. Для первого стиля были характерны черты, заимствованные у голландских, немецких и шведских архитекторов. Примером тому может служить Петропавловский собор.
Однако, невзирая на приглашенных в Россию иностранных зодчих, вскоре в рамках барокко стали формироваться национальные архитектурные особенности. Русский стиль уже заметен в творениях Ухтомского Д., Земцова М., Мичурина И. Ну а бесспорными достижениями барокко были и остаются архитектурные шедевры Растрелли Б.: Петергоф, Екатерининский и Зимний дворцы.
Во второй половине 18 века в культуре России стали появляться черты нового стиля – классицизма, окончательно сложившегося в 80-х годах. Типичным примером архитектуры этого периода можно считать Таврический дворец, возведенный в Петербурге Старовым И. По его же проектам были созданы:
- Троицкий и Князь-Владимирский соборы.
- Здания Академии наук и Смольного института.
- Александровский и Пеллинский дворцы.
Архитектура эпохи
Архитектура эпохи Петра 1 лучше всего понимается в Петербурге. Сам император называл этот город на западный манер «Парадиз», то есть «рай». Во многом развитие, в том числе и архитектурное, этого города отразилось на других городах. Так, указом от 1714 года Петр запретил в России каменное строительство везде, кроме Петербурга. Весь камень со всей страны надлежало переправлять в этот город, где велись масштабные стройки. Впервые город строился четко по плану, а его архитектором был итальянец Трезини. Применяемый им стиль сегодня принято называть русским барокко.
Трезини разработал для города 2 типа домов:
- Для людей «именитых» предлагались двухэтажные каменные здания.
- Для людей «подлых» предлагались здания одноэтажные.
Архитектурными изысками отличались только административные здания и дворцы людей петровского окружения. Сам царь к роскоши был равнодушным. Для понимания этого достаточно просто посмотреть на фотографию Летнего дворца Петр 1 в Летнем саду Петербурга (простое двухэтажное здание) и на дворец Меншикова на Васильевском острове (настоящий дворец).
Что касается архитектуры за пределами Петербурга, то можно выделить московскую церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня). Она была построена по проекту архитектора Зарудного.
От барокко до реализма
В произведениях русских авторов XVIII века сохранились старые формы изложения. Тем не менее в их содержании заметно уже влияние гуманистических идей. Так, популярные «истории» о героях учили читателей тому, что успех в жизни зависит не от происхождения, а от личных качеств и добродетелей.
Литература, как часть культуры России 18 века, находилась под влиянием сначала стиля барокко, а затем классицизма. Первый из них особенно заметен в поэзии, переводных пьесах, любовной лирике. Классицизм, воспевающий национальную государственность и абсолютную монархию, достиг апогея в одах Ломоносова. Помимо него, тот же литературный стиль характерен для творчества Княжнина Я., Сумарокова А., Хераскова М., Майкова В. и других авторов.
К достижениям в области литературы следует отнести:
- появление нового стихосложения, ставшего основой современной русской поэзии (Тредиаковский В.);
- упорядочивание лексических языковых норм (Ломоносов М.);
- написание первых русских трагедий и комедий (Сумароков А.).
В конце столетия на смену классицизму в литературе пришел сентиментализм, присущий творчеству Карамзина Н. В написанной им «Бедой Лизе» отражены глубокие переживания и чувства простой девушки, которая умеет так же горячо любить, как и выросшая в неге благородная девица.
Фонвизин Д. и Радищев А. в своих произведениях затрагивали острые социальные проблемы, по этой причине литературоведы усматривают в них черты реализма – стиля, получившего развитие в следующем столетии.
Скульпторы XVIII века.
- В период правления Петра I бурно начала развиться культура. Изменения коснулись и скульптуры.
- В новой столице — Санкт-Петербурге – строились дворцы, парки. Господство барокко предполагало яркость, пышность архитектуры. Главные шедевры создавались иностранцами, хотя было много и талантливых русских скульпторов.
- 1-ая половина XVIII века характеризовалась не столь бурным развитием скульптуры. Это связано с тем, что не были ещё сформированы школы и традиции. Кроме того, церковь накладывала свои ограничения на развитие этого жанра искусства. Развитие получила декоративная скульптура: убранство церквей, дворцов, садов и парков.
- Успешно развивалась народная декоративная скульптура, было много талантливых резчиков по дереву и камню.
- Развитие получили станковая скульптура и создание портретных бюстов.
- Со второй половины XVIII века начинается расцвет в развитии русской скульптуры.
-
Основное направление – классицизм.
-
Широкое использование светских мотивов.
-
Скульпторов объединяли идеи гражданственности и патриотизма, высокие идеалы античности.
-
В мужском образе скульпторы пытались воплотить черты героической личности, а в женском – идеалы красоты, гармонии, совершенства.
-
Характерно разнообразие скульптурных форм: монументальная, архитектурно- декоративная, станковая скульптура ( то есть объёмная), много создавалось бюстов выдающихся личностей.
-
Классицизм требовал строгой системы расположения творений на фасаде здания: в центральной части здания, на главном портике, в боковых ризалитах или венчали здание, сливаясь с небом.
-
Портретный жанр в скульптуре связан, прежде всего, с именем Шубина Ф.И.Он создал обширную портретную галерею, запечатлев в мраморе выдающихся деятелей своего времени, передав как индивидуальный, так и социальный облик этих людей.
-
Для Гордеева Ф.Г. характерно создание монументально — декоративной скульптуры. Сложность силуэтов, динамика, экспрессия, аллегоричность фигур – всё это характеризует его работы. Он создал ряд барельефов на античные темы для фасадов и интерьеров.
-
XVIII век – это период деятельности талантливых скульпторов Растрелли К. , Козловского М.И. , Фальконе Э. других. Это поистине период расцвета русской скульптуры.
Русские скульпторы XVIII века.
(Список составлен по годам рождения скульпторов).
Ф.И. Шубин (1740-1805).
Ф.Г. Гордеев (1744-1810).
Ф.Ф. Щедрин (1751-1825).
М.И. Козловский (1753-1802).
И.П. Мартос (1754-1835).
В. И. Демут-Малиновский (1779-1846)
И. И. Теребенев (1780-1815).
С.С. Пименов (1782-1833).
Ф.П. Толстой (1783-1873).
С.И. Гальберг (1787-1939).
Б. И. Орловский (1792-1838).
И.П. Витали (1794-1855).
Зарубежные скульпторы, работавшие в России.
Карло Бартоломео Растрелли (1675—1744).
Э.М. Фальконе (1716-1791).
Примечание: о каждом скульпторе готовится краткая статья с фото их работ.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.
Слайды и текст этой презентации
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СКУЛЬПТУРА
XVIII ВЕКА
Работу выполнили Ученицы 7А класса 252 школы Селиванова Алина Филиппова Алена
Скульптура
ГОРЕЛЬЕФ
КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРА
БАРЕЛЬЕФ
СКУЛЬПТУРНЫЙ ПОРТРЕТ
Скульптура — вид искусства, создающий формы в трех измерениях: в высоту, ширину и глубину с использованием различных материалов и особых технологий — высекания, лепки и литья.
Скульптура
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА
МОНУМЕНТАЛЬНО- ДЕКАРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА
Скульптура БАРОККО
Скульптура эпохи Барокко отличалась пышностью и приподнятостью, изящными и причудливыми линиями.
Скульптура КЛАССИЦИЗМА
Классицизм — это простота и цельность композиции, изящество деталей, стиль, отличающийся обращением к античному наследию как образцу. В эту эпоху были популярны парадные портреты и памятники государственным деятелей, ученым, народным героям.
Развитие
Русской скульптуры
в XVIII веке
Растрелли Бартоломео Карло (1675, Флоренция — 1744, Петербург),
Итальянский скульптор,
выдающийся мастер барокко, один из основоположников
этого стиля в русской скульптуре. Растрелли нашел в России вторую родину, оставаясь здесь до конца жизни.
Б.Растрелли. Анна Иоанновна с арапчонком 1741 г.
Б.Растрелли. Бюст Петра I 1729 г.
Б.Растрелли. Бюст А.Меньшикова 1717 г.
Первая половина XVIII века
Статуя Нептуна 1715—1716 гг.
Венера Таврическая 1715—1716 гг.
Середина XVIII века
1752—1756 годы
Царскосельский дворец
Императорская
Академия художеств
Высшее учебное заведение в области изобразительных искусств, существовавшее в Российской империи с 1757 года.
И.И. Шувалов
А.Ф. Кокоринов
ОСНОВАТЕЛИ АКАДЕМИИ
Вторая половина XVIII века
В русском искусстве формируется новый стиль — классицизм. Федот Шубин, Федор Гордеев, Михаил Козловский, Феодосий Щедрин, Иван Прокофьев, Иван Мартос – блестящие мастера этого стиля.
Шубин Федот Иванович (1740-1805) Крупнейший русский скульптор XVIII века, работавший в жанре портрета. Представитель просветительского классицизма в искусстве.
Портрет князя А.М. Голицина1773 г.
Портрет князя М.В. Ломоносова1792 г.
Портрет графини М.Р. Паниной1770 г.
Екатерина II-законодательница 1789-1790 гг.
Портрет Павла I 1798 г.
Этьен Морис
Фальконе
(1716—1791)
Один из видных французских мастеров, который жил в Петербурге с 1766 по 1778 г.
Целью приезда Фальконе в Россию было создание памятника Петру I, над которым он и работал в течение двенадцати лет.
1766-1782 г.
Михаил Иванович Козловский (1753-1802)- талантливый русский
скульптор-монументалист.
Самсон. 1800-1802г.
Монумент А.В. Суворову 1799 г.
Федор Гордеевич Гордеев (1744-1810)
Статуя «Прометей». 1769 г.
Надгробие Голицина 1744 г.
Русский скульптор, профессор скульптуры, ректор Академии Художеств
ПЕТЕРГОФ
ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА РОССИИ XVIII века
Церковная скульптура начало XVIII века
Аллея Летнего сада конец XVIII века
ИТОГИ: 1. В работе были рассмотрены основные стили и направления, господствовавшие в скульптуре 18 века. Это барокко и рококо, которые вначале переплетаются, а во второй половине 18 века постепенно вытесняются классицизмом, в конце столетия также развиваются монументальная скульптура и скульптурный портрет. 2. Множество прекрасных мастеров творило в этот период, среди них иностранцы — французский скульптор Э.М Фальконе, Б.К. Растелли; русские скульпторы — Ф.Шубин, М.Козловский, Ф. Гордеев, Ф.Щедрин, И. Прокофьев, А. Н. Воронихин и другие. 3. История искусства не знает более крутого поворота от средневековья к Новому времени, чем в России начала 18 столетия. XVIII век стал временем, благоприятствующим развитию русской культуры. 4. Культура XVIII века нагляднее всего свидетельствовала о том, что Россия за короткий срок превратилась не только в великую военную державу, но и в одну из крупнейших и признанных культурных держав Европы.
Архитектура XVIII века
Зодчество параллельно развивалось в двух стилях: классицизма и русского барокко. Каждое направление имело свои особенности. Рассмотрим главные отличия стилей.
Черты русского барокко:
- Использование растительного орнамента.
- Украшение сооружений скульптурами, декорацией.
- Переплетение 2-3 цветов при оформлении фасадов.
- Внедрение сложных рельефов, барельефов.
- Позолота, большие зеркала и люстры в интерьере.
Русскому барокко присущи вычурность, пышность. В этом направлении активно работал Франческо Растрелли. Его главные работы – Петергофский, Екатерининский, Зимний дворцы.
Черты классицизма:
- Использование светлых тонов.
- Обязательная симметричность.
- Украшение с помощью колоннад, древнеримских или древнегреческих элементов.
Главная особенность зданий в стиле классицизма – это простота и гармония. Яркие примеры – Петербургская академия художеств и академия наук, Московский дом Пашкова.
Первые русские скульпторы
Рождение русской скульптуры связано с основанием в Санкт-Петербурге Академии трёх знатнейших художеств, замысел создания которой восходил к реформам Петра, но был осуществлён только его дочерью Елизаветой Петровной в 1757 году. Первым президентом академии стал Иван Иванович Шувалов, один из самых просвещённых людей своего времени, покровитель, друг и соратник Михаила Ломоносова.
Иван Шувалов также был основателем и куратором Московского университета, где в 1758 году для обучения «знатнейшим художествам» отобрали шестнадцать наиболее способных юношей и привезли их в Петербург, где было набрано ещё 20 человек, в основном из «солдатских детей».
Академия делилась на живописный, скульптурный, архитектурный и гравировальный классы. Педагогическая система была строго регламентирована и, в соответствии с принципами классицизма, ориентирована на изучение и творческое переосмысление античных эстетических норм.
Новый календарь
При Петре в России был введен европейский календарь. Ввели его 1 января 1700 году (1 января 7208 года по церковному календарю). До этого действовал календарь, где летоисчисление велось от Сотворения мира, а не от рождества Христова, а новый год начинался 1 сентября. После перехода на новый календарь в России по приказу Петра начали массово и с размахом отмечать праздник Новый год. Царь велел украшать дома елками, палить из ружей, зажигать свечи и устраивать различные потехи. В результате же государство и церковь все больше отдалялись друг от друга. Теперь у государства был один календарь, у церкви другой.
Первый Новый год отмечали так. На красной площади Москвы было установлено 200 пушек и было велено палить из них 6 дней подряд. Впервые на празднике применялись фейерверки. Каждому жителю домов было приказано украшать дома и ворота сосновыми и еловыми ветками. Всем владельцам огнестрельного оружия было приказано палить в воздух
Обратите внимание — всем было приказано
Русский театр. Ф. Г. Волков.
Богатые помещики заводили в своих имениях театры, в которых играли крепостные актеры. Прекрасный театр был устроен графом Шереметевым в подмосковном дворце Останкино. И строителями дворца и актерами, театра были крепостные. Их высокое искусство поражало современников.
В середине XVIII в. был основан первый русский постоянный публичный театр. Его создание связано с именем выдающегося русского актера Федора Григорьевича Волкова (1729-1763), которого недаром называют «отцом русского театра».
Родился Волков в простой и небогатой купеческой семье, в городе Костроме. Потом он поселился в Ярославле, где и развернул свою замечательную деятельность.
В 1750 г. он основал в Ярославле публичный театр. Слава об этом театре достигла столицы, артистов вызвали в Петербург. К придворным требованиям они не подошли. Много мытарств испытали артисты, пока наконец правительство издало указ об учреждении в 1756 г. в Петербурге «Русского для представления трагедий и комедий театра».
Руководителем театра сначала был писатель Сумароков, а потом стал Волков. Красивый, с живым, открытым лицом и прекрасным голосом, Волкоз завоевал широкую славу исполнением трагических ролей. Нередко он выступал в трагедиях, где играл роль борца против тирании. Он сыграл множество героических ролей. Современники вспоминали, что Волков и в комедиях выступал с большим успехом. Талант его как актера был поистине многогранен.
Основатель первого публичного профессионального театра, Волков был человеком выдающегося ума и демократических убеждений. Поэт Фонвизин считал, что Волков мог бы быть «человеком государственным». Кипучая и плодотворная жизнь актера рано оборвалась: он умер в возрасте всего около 34 лет, простудившись во время маскарадного представления.
Влияние Волкова на последующее развитие театра в России было огромно. Волков занимает почетное место в истории русской культуры.
- < Развитие русского искусства, архитектура -середина и конец XVIII в
- -> Первый призыв к борьбе против крепостничества — А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» >
Художник Д. Г. Левицкий
XVIII в. Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822) был крупнейшим русским портретистом.
Как и многие великие художники того времени, он рисовал портреты вельмож. Знаменитый портрет П. Демидова,в котором воссоздан образ богатого человека.
Богача вельможи, занятого своим любимым развлечением — разведением редких растений. Накинув на шелковый костюм богатый атласный халат, вельможа опирается на садовую лейку и с довольным выражением лица показывает рукой зрителю любимые редкостные кустики, только что расцветшие. Около лейки луковица тюльпана и небрежно отодвинутая раскрытая книга, вероятно трактат по ботанике. Это уже не обычный парадный портрет, тут хозяин дан со множеством индивидуальных черт
Две торжественные колонны заднего плана и виднеющийся в перспективе дворец напоминают о важности и богатстве хозяина.
Кроме парадных портретов представителей знати и самой императрицы Екатерины II, Левицкий с вдохновением писал портреты близких ему людей — дочери Агаши в русском народном костюме, отца.
С большой теплотой и выразительностью художник написал портрет Н. И. Новикова — знаменитого русского просветителя, издателя популярных тогда сатирических журналов, в которых подвергались критике и осмеянию крепостнические порядки, произвол и самодурство помещиков. (См. цветную иллюстрацию 6.)
В творчестве Д. Г. Левицкого шла борьба между условной парадностью дворянского искусства и реалистическими вкусами правдивого мастера кисти, стремящегося к точному и верному воспроизведению действительных черт натуры.
Левицкий обладал большим чувством композиции: он знал, что поставить в центр, чему дать подчиненное значение, он умел уловить характерный жест человека, поворот головы, выражение лица. Он замечательно владел всей палитрой красок и умело сочетал их, был мастером колорита, как говорят художники. Много лет он преподавал в Академии художеств, руководя портретным классом.
Развитие русского искусства в других областях.
Живопись. В середине XVIII в. и второй его половине успешно развивались и другие виды искусства. В курсе русской литературы вы узнаете о появлении новых поэтов и писателей. Об одном из самых замечательных из них — Александре Радищеве вы прочтете в следующем параграфе. Значительное развитие наблюдалось и в русское живописи. Особенно выросло мастерство портрета.
Портретная живопись раньше была скована религиозным влиянием иконописи. Портретное сходство с живым человеком достигалось слабо и считалось греховным. Но время брало свое, и теперь появились мастера, которые сумели пробить дорогу реалистическому изображению.
Бритье бород
Бритье бород это одно из нововведений, которые принесла культура при Петре 1. Указом от 1698 было приказано всем брить бороды. Опять же, откроем любой учебник по истории и там будет написано, что бороды брили все, будут рассказаны истории как нерадивым горожанам выдергивали бород по волосинке, как сжигали бороды прямо на лице и так далее. Такое, конечно, имело место быть, но это были исключительные случаи. В действительности же указ 1698 года с одной стороны запрещал бороды, а с другой стороны предусматривал покупку права не брить бороды:
- Купцы платили по 100 рублей в год
- Бояре платили по 60 рублей в год
- Прочие горожане платили по 30 рублей в год.
- Крестьяне платили по 1 копейке за въезд и выезд из города.
После выплаты «налога на бороду» человек получал специальный медный знак, который носился под бородой, и к этому человеку уже никаких вопросов не было
Обращаю внимание на крестьян — пока они жили в деревнях, они могли носить бороды вообще без проблем. Проблемы возникали только при пересечении солдатского КПП на въезде (выезде) в город
Но опять же выплатой 1 копейки они получали право ехать дальше с бородой.
В. Л. Боровиковский, И. П. Аргунов.
Учеником Левицкого был выдающийся русский художник-портретист Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825). Родом он с Украины, сын казака. Живопись была у них семейной традицией. Талантливый юноша сумел отойти от церковной живописи, которая некоторое время держала его в плену, и стать на путь реалистического искусства. Он писал парадные портреты вельмож (см. цветную иллюстрацию 7), но не это было основным в его творчестве. Он стремился изобразить человека в простой, будничной обстановке, ловил его простое, естественное выражение. Даже царицу Екатерину II он изобразил в домашнем платье, во время ее ежедневной прогулки с собачкой по саду.
Хотя поэт Г. Р. Державин нарисован им в парадном мундире со звездой и орденами, у него совсем не торжественное, а простое выражение лица; груда рукописей на столе и ряды книг, из которых часть только что вынута для работы, говорят не о его вельможной жизни, а о повседневном труде. Художник имел пристрастие к идиллическим сюжетам, тихим, сентиментальным настроениям, мягкому, нежному колориту.
Художники Аргуновы — это целая семья талантливых русских мастеров из крепостных крестьян графов Шереметевых. Особенно знаменит Иван Петрович Аргунов (1727- 1802). И ему пришлось писать парадные портреты тогдашней знати и даже самой царицы Екатерины II. Он обнаружил тут незаурядное мастерство, выписывая вельможные лица, кружевные воротники, шелк, атлас и бархат одежды. Но портреты простых русских людей, передача их чувств, их внутреннего мира были его призванием.
Знаменита его «Девушка в кокошнике» — портрет крепостной крестьянки. В портрете художнику дорог сам человек, а не окружающие его предметы. Простота и достоинство русской женщины глядят на нас с полотна Аргунова. Он нарисовал не крепостную, подневольную рабыню, а красивую, гордую женщину. Высокий кокошник и крупные красные бусы оттеняют ее красоту, но не в них дело, а в ее спокойном, полном достоинства выражении, во взгляде умных и зорких глаз. (См. цветную иллюстрацию 8.)
На смену иконописи
До XVIII в. главными и, по сути, единственными живописцами в России были богомазы, писавшие иконы. С развитием светского искусства появляются новые жанры. Основоположником русской живописи считается Лосенко А. Хотя его полотна были всего лишь подражанием западноевропейским образцам, все же они ознаменовали разрыв культуры России в первой половине 18 века с церковным искусством, диктовавшим как формы, так и сюжеты.
В последующие десятилетия в русской живописи стал лидировать портретный жанр. Камерные, парадные и интимные полотна на долгое время затмили создание бытовых сценок. Самыми известными художниками-портретистами той поры были:
- Левицкий Д.
- Боровиковский В.
- Антропов А.
- Рокотов Ф.
В конце века картины западноевропейских живописцев, приобретенные императрицей Екатериной, легли в основу художественной коллекции Эрмитажа.
Этапы развития
В исторической науке культуру Московского царства принято называть «древней» или «средневековой». Петровские реформы и создание Российской империи коренным образом изменили не только общественно-политическое устройство русского государства, но и его культурную жизнь.
На рубеже XVII-XVIII веков ослабло влияние православной церкви, до этого старавшейся оградить страну от «еретического» воздействия Запада. Поэтому развитие культуры 18 века в России шло уже по общеевропейскому пути. Одним из самых больших достижение этого периода стало появление светского искусства, никак не связанного с церковным мировоззрением.
В целом же можно выделить три этапа развития культурной сферы Российского государства:
- Первая четверть XVIII столетия (время Петровских реформ).
- 30-60 годы (достижения в области искусства, литературы и науки).
- Последняя четверть века (рост демократизации культуры и просветительства).
Таким образом, реформы Петра Великого имели двоякие последствия. С одной стороны, они заложили фундамент для обновляющих перемен в русском искусстве, а с другой, способствовали разрушению культурных традиций и ценностей Московской Руси.