Усадьба при заводе в Калужской области
1 / 7
Демидовские палаты в усадьбе Брынь, Калужская область. 1973 годarch-heritage.livejournal.com
2 / 7
Демидовские палаты в усадьбе Брынь, Калужская область. 1973 годarch-heritage.livejournal.com
3 / 7
Усадьба Брынь. 1973 годarch-heritage.livejournal.com
4 / 7
Лепнина в усадьбе. 1973 годarch-heritage.livejournal.com
5 / 7
Руины главного усадебного дома. 2011 год gorod.kaluga.ru
6 / 7
Руины главного усадебного дома и парусиновой фабрики. 2011 год gorod.kaluga.ru
7 / 7
Руины усадьбы. 2011 год Kalugafoto.net
Самые ранние примеры каменных усадебных домов относятся в основном к позднепетровскому или анненскому времени, то есть к концу 1720-х — 1730-м годам. Усадьба Брынь в Думиничском районе Калужской области уникальна не только своей ранней датировкой (не позже 1730-х), но и редкой специализацией. Это не обычное загородное владение, а усадебно-производственный комплекс, сродни знаменитым промышленным усадьбам XVIII века: Полотняному заводу Гончаровых под Калугой, Выксе Баташевых под Нижним Новгородом, Усолью Строгановых на Каме, Невьянску Демидовых под Екатеринбургом, где огромные по тем временам заводы сочетались с богатыми палатами владельцев.
С 1722 года железоделательным заводом на реке Брынь владел Никита Никитич Демидов — младший сын того самого невьянского горнозаводчика, основателя знаменитой династии Демидовых. Отец полагал, что горного дела Никите «снесть не уметь», но после смерти отца сын запустил целый ряд металлургических предприятий на Урале и в Центральной России. Кирпичные палаты, выстроенные им при Брынском заводе, вероятно, были и резиденцией, и хранилищем. Своды и стены парадных комнат второго этажа украшала богатая барочная лепнина.
В 1820 году Брынский завод был перепрофилирован в суконную мануфактуру купца Александрова. Занятно, что из-под «архаичных» арочных окон на фасадах палат проглядывают более ранние барочные наличники: видимо, кто-то из владельцев XIX века переделал дом в соответствии со своими романтическими представлениями о старинных демидовских палатах.
В советскую пору дом использовался под колхозные нужды и до середины восьмидесятых был в неплохом состоянии, сохранялась даже лепнина. Сейчас усадьба представляет собой заросшую развалину из нескольких полуобрушенных стен с обломками сводов. Однако уникальность этой постройки требует ее консервации даже в виде романтической руины. От властей внимания к подобному объекту ждать не приходится, и остается уповать на помощь внезапных волонтеров.
История
Происхождение села Дата основания селения, носившего именование Упина-Середа
, неизвестна. По мнению краеведов, первоначально селение называлось«Упина» , что, вероятно, указывает на его угро-финское или мерянское происхождение. XVII век Первое упоминание о селе, именуемом «Терентьева Середа»
встречается в ввозной грамоте, датируемой 1624 годом. В документе, относящемся к 1627—1631 гг. оСереде сообщается:«В селе же торг съезжий, а на торгу 20 полков, да 15 скамей, а торгуют один день в неделю в среду…» . По сведениям ивановских краеведов,в 1628—1631 гг. село Середа-Упинопринадлежало боярину, князю Дмитрию Мамстрюковичу Черкасскому, «у него же в Шуе был свой дом». . XIX век По данным «Военно-статистического обозрения Российской империи» за 1848 год: «Селение Середа — один из центров фабричной промышленности. Лучшие ярмарки, на которых производится продажа лошадей, в селе Середе-Упино. Занятия населения: тканье миткаля, льнопрядение, отлучной плотничный промысел».
По сведениям Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел 1870-72 годов, опубликованным в 1877 году: «Костромской губернии, Нерехтского уезда, I-го cтана, Середа-Упино
— село, при прудах. Расположено на Арменском торговом тракте из г. Нерехты в г. Шую, от уездного центра — 41 верста, от становой квартиры — 38 вёрст; дворов — 31, жителей: мужского пола — 243 чел., женского — 308 чел. Церковь православная 1 (Вознесенская), ярмарок 3 (три), еженедельные базары.» XX век В начале XX века, в результате роста рабочих посёлков в близлежащих к селу прядильно-ткацких фабриках, население которых к 1918 году достигла более 11 тыс. чел., а также в связи произошедшими социально-политическими переменами — 27 июля 1918 года был образован город Середа
(дополнительное наименование — отсечено), а 2 августа 1918 года на уездном съезде Советов рабочих и крестьянских депутатов были утверждены новые органы власти и его административные границы. Смотреть: Барклай-де-Толли, Михаил Богданович
Середа — город, с правами уездного центра Середского уезда Иваново-Вознесенской губернии, объединил более десятка селений: село Середа-Упино, пос. станция «Середа», сельцо Киселёво; деревни Фроловка, Старое и Новое Некрасово, Фотеиха; посёлки: Малая Кирилловка, Девья Гора, Лопатино, Обухово, Новая Купчиха и Малое Никольское; площадь территории: 1. 911 десятин. По переписи 1923 года в Середе 2977 строений, из них 123 промышленных и 22 торговых заведений; население: 12. 836 чел. жителей.
13 марта 1941 года в честь уроженца Середы, советского писателя — Дмитрия Андреевича Фурманова, город переименован — назван Фурманов
, одновременно было изменено наименование административно-территориальной единицы, возник одноимённый район — Фурмановский район.
В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. около 11 000 чел. фурмановцев стали её участниками, из них 5 649 человек домой не вернулись: погибли на фронтах войны или пропали без вести. За мужество и героизм, проявленные в боях за Родину, 3200 фурмановцев-фронтовиков были отмечены орденами и медалями, шестеро воинов удостоены звания Героя Советского Союза, двое стали полными кавалерами ордена Славы.
XXI век
В 2005 году город Фурманов наделён статусом городского поселения в составе Фурмановского муниципального района.
В 2009 году разработан генеральный план развития и строительства города Фурманова (общая протяженность 226 улиц и дорог составляет 120 км); авторы-разработчики — специалисты Инженерно-проектной , входящей в группу г. Иваново.
Как попасть
Идеальный способ, как попасть в уникальный исторический дом барона фон Дервиза, — это посетить камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера». До наших дней сохранилась особая, камерная атмосфера особняка, которая позволяет зрителю ближе почувствовать себя ко всему происходящему на сцене.
И, казалось бы, чему ещё более удивительному тут можно изумиться, как открывается ещё одна изюминка – Зимний сад внутри дома на Галерной, который радует любителей высокого оперного искусства. Этот таинственный уголок оформлен в духе причудливого грота со стеклянным потолком.
Здесь в вечернее время темноту прорезает ненавязчивый свет, причудливо подсвечивая свисающие с потолка сталактиты. В фактурных стенах спрятаны светильники, которые придают помещению особенно таинственное ощущение. А сталактиты падают со стен, как в настоящей пещере.
Сегодня в готических стенах грота часто проводятся вечера камерной музыки, а все спектакли оперного театра проходят в старинных интерьерах – тех самых, где гении создавали театр будущего и открывали новые театральные форматы.
Достопримечательности
Храм Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»
- Храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость (Красная церковь ). Памятник русской архитектуры XIX в., построенный в 1897–1905 гг. по проекту архитектора Петра Зыкова (1852–1899). — Ул. Социалистическая, дом 36.
- Храм Вознесения Господня (Белая церковь ). Впервые упоминается в 1614 году. Новый — каменный храм возведён в 1727 году «по челобитию» князя И. Ф. Барятинского, и перестроенный в XIX веке. — Ул. Большая Фурмановская, дом 79.
- Мемориальный музей Дмитрия Фурманова. Основан 26 октября 1958 года, реанимирован в 2005 году. В одном из его залов восстановлена комната семьи Фурмановых . — Ул. Большая Фурмановская, дом 69.
- Фурмановская картинная галерея имени Д. А. Трубникова. Создана в 1989 году для сохранения творческого наследия русского художника Д. А. Трубникова (1885−1947), многие годы жившим в Середе (Фурманове). — Ул. Советская улица, дом 9.
- Историко-краеведческий музей при высшем профессиональном лицее № 7. Открыт 24 апреля 2002 года. Собрание посвящено истории города и региона, владельцам села, и основателям промышленных предприятий (фабрик). — Ул. Тимирязева, дом 43.
- Особняк семьи Лосевых, построенный видным середским фабрикантом Г. К. Горбуновым для своей дочери Александры. Трёхэтажный жилой купеческий дом — памятник архитектуры конца XIX века, образец гражданского зодчества XIX века. Ныне в нём галерея им. Д. А. Трубникова. — Ул. Советская улица, дом 9.
См. также: Список памятников культурного наследия города Фурманов в Викигиде
Строительство и реконструкции дома
Всё началось во время правления Анны Иоанновны. Дом построили для кабинет-министра Артемия Петровича Волынского. Его казнили в 1740 году за участие в заговоре против Бирона, после чего особняк перешёл по наследству его дочери, которая вышла замуж за графа Ивана Илларионовича Воронцова.
Долгое время особняк несколько раз переходил от одного владельца к другому. В 1870 году архитектор Миллер Фердинанд Логинович (Фёдор Логгинович) переделал фасад и пристроил ещё один корпус. В 1883 году дом купил молодой барон, потомок старинного немецкого рода Визе, действительный тайный советник и камергер Сергей Павлович фон Дервиз.
Сказочный дворец
Судьба обычного доходного дома кардинально изменилась, когда барон решил его перестроить. Архитектор Пётр Павлович Шрейбер возвёл здание в стиле модерн. Для нового владельца зодчий перестроил здания по Английской набережной и по Галерной улице, объединив их общим фасадом, превратив в сказочный дворец.
Интерьеры были выполнены по моде того времени – в разных стилях
Шрейбер уделил большое внимание интерьерам: в них модерн переходил в ампир, елизаветинское барокко – в классицизм, который неожиданно терялся в роскоши мавританского стиля
Так появилась великолепная мавританская гостиная с арабесками и гербом фон Дервиза, больше похожая на дворец какого-нибудь восточного правителя. Великолепием дышала Кленовая гостиная, оформленная в стиле Людовика XVI, с резными панелями и шелкографией Пенона на стенах.
В особняке построили в стиле рококо большой театральный зал, вмещавший 173 зрителя, которые оказывались в окружении статуй и огромных зеркал XIX века на стенах. Неспроста на скульптурных женщинах-охотницах были львиные шкуры, ведь лев – один из символов рода фон Дервизов.
Перестройка, дошедшая до нас
В 1902 году со стороны набережной дом был надстроен на 2 этажа. Но окончательно оформленный вид выходящее фасадом на Галерную улицу здание приобрело уже при другом владельце, председателе общества призрения бедных детей в Петербурге – Николае Николаевиче Шебеко.
В 1909 году фон Дервиз продал дом по частям: первую купила жена генерал-лейтенанта Алексея Алексеевича Игнатьева, оставшуюся, в том числе на Галерной улице, — Николай Николаевич Шебеко. Реконструировал особняк архитектор Александр Павлович Максимов.
Масштабная реставрация в нашем веке
В 1998 году бывший особняк Дервизов передали камерному театру «Санктъ-Петербургъ Опера». Здание нуждалось в серьёзном ремонте, но оперная труппа, которая впервые обрела свою сцену, всё-таки решила играть здесь свои спектакли.
Когда однажды неожиданно с потолка упала десятикилограммовая глыба, к счастью, никто не пострадал, пришлось деятельность театра приостанавить и срочно делать капитальный ремонт. В 2000 году благодаря усилиям Юрия Александрова начались реставрационные работы.
В результате, были частично заменены полы и электропроводка, вставлены окна и двери, а также укреплены потолки. Восстановили Белый театральный зал, сцену, грот, фойе и артистические уборные. Был воссоздан занавес с фамильным гербом барона фон Дервиза.
Описание герба из Общего Гербовника приводится по результатам переработки материалов И. В. Борисова:
Театр проделал поистине колоссальную работу, чтобы привести помещения здания в достойное состояние. За годы ремонта удалось из хаоса вернуть к жизни роскошные интерьеры особняка.
Однако реставрационные работы продолжаются. Вернуть былую красоту требуется интерьерам 2-го корпуса особняка, выходящего окнами на Английскую набережную.
Так, благодаря титаническим усилиям артистов и мастеров, был возвращён в архитектурную сокровищницу России один из красивейших особняков Северной столицы, жемчужина европейского модерна в своём первозданном виде.
Помещения в особняке
Большой театральный зал
Предназначен для театральных представлений. Стиль оформления — рококо. Восстановлен плафон, сохранены зеркала. Зрительный зал вмещает 173 зрительских места. После завершения полной реставрации, театр готов ежедневно ослеплять зрителей своим великолепием. На спинках театральных кресел — монограмма барона фон Дервиза. Огромные зеркала на стенах — подлинные, конца XIX века, покрыты серебряной амальгамой.
Над сценой возвышается крылатый Гений с лирой, расположены музы трагедии и комедии. В центре композиции — Гений Музыки с лирой в руках. Слева от него Мельпомена — муза трагедии, сжимающая в руках кинжал и трагическую маску. Справа муза комедии Талия.
Сцена камерная, ширина составляет 6 метров. Камерный зал позволяет зрителю ощутить себя ближе к происходящему на сцене, а оригинальные находки режиссёра Юрия Александрова подразумевают активное вовлечение публики в действие оперных спектаклей, разрушение «четвёртой стены».
Мавританская гостиная
Одна из самых красивых и роскошных гостиных особняка. Потолок и стены зала покрыты позолоченным арабесковым орнаментом. В декоре стен использованы элементы герба барона фон Дервиза.
Комната выполнена в стиле «Людовика XVI».
На панелях из клена с тонкой резьбой вставлены пейзажи на шёлке работы художника Пенон.
Красная гостиная
Стиль — итальянский ренессанс. Часть зала — галереи, соединяющие дом на Галерной улице с корпусом на набережной, где за перегородкой сохранилась другая часть зала.
Здесь находится настоящий буфет конца XIX века – результат творчества талантливых столяров, а дизайн был проработан самим архитектором Шрейбером. Венчает буфет крылатый шлем – символ гильдии, к которой принадлежало семейство Визе, когда проживало в Ганновере: напоминание для потомков о корнях фамильного генеалогического древа.
Красная гостиная была задумана изначально как картинная галерея. В зале продумано множество источников освещения, призванных избавить картины от бликов и тёмных пятен.
Однако картинам так и не было суждено там появиться…
Грот
Зимний сад со стеклянным потолком, выполненный в виде причудливого грота. Сейчас здесь проходят вечера камерной музыки.
История
Происхождение села Дата основания селения, носившего именование Упина-Середа
, неизвестна. По мнению краеведов, первоначально селение называлось«Упина» , что, вероятно, указывает на его угро-финское или мерянское происхождение. XVII век Первое упоминание о селе, именуемом «Терентьева Середа»
встречается в ввозной грамоте, датируемой 1624 годом. В документе, относящемся к 1627—1631 гг. оСереде сообщается:«В селе же торг съезжий, а на торгу 20 полков, да 15 скамей, а торгуют один день в неделю в среду…» . По сведениям ивановских краеведов,в 1628—1631 гг. село Середа-Упинопринадлежало боярину, князю Дмитрию Мамстрюковичу Черкасскому, «у него же в Шуе был свой дом». . XIX век По данным «Военно-статистического обозрения Российской империи» за 1848 год: «Селение Середа — один из центров фабричной промышленности. Лучшие ярмарки, на которых производится продажа лошадей, в селе Середе-Упино. Занятия населения: тканье миткаля, льнопрядение, отлучной плотничный промысел».
По сведениям Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел 1870-72 годов, опубликованным в 1877 году: «Костромской губернии, Нерехтского уезда, I-го cтана, Середа-Упино
— село, при прудах. Расположено на Арменском торговом тракте из г. Нерехты в г. Шую, от уездного центра — 41 верста, от становой квартиры — 38 вёрст; дворов — 31, жителей: мужского пола — 243 чел., женского — 308 чел. Церковь православная 1 (Вознесенская), ярмарок 3 (три), еженедельные базары.» XX век В начале XX века, в результате роста рабочих посёлков в близлежащих к селу прядильно-ткацких фабриках, население которых к 1918 году достигла более 11 тыс. чел., а также в связи произошедшими социально-политическими переменами — 27 июля 1918 года был образован город Середа
(дополнительное наименование — отсечено), а 2 августа 1918 года на уездном съезде Советов рабочих и крестьянских депутатов были утверждены новые органы власти и его административные границы. Смотреть: Феба (дочь Урана)
Середа — город, с правами уездного центра Середского уезда Иваново-Вознесенской губернии, объединил более десятка селений: село Середа-Упино, пос. станция «Середа», сельцо Киселёво; деревни Фроловка, Старое и Новое Некрасово, Фотеиха; посёлки: Малая Кирилловка, Девья Гора, Лопатино, Обухово, Новая Купчиха и Малое Никольское; площадь территории: 1. 911 десятин. По переписи 1923 года в Середе 2977 строений, из них 123 промышленных и 22 торговых заведений; население: 12. 836 чел. жителей.
13 марта 1941 года в честь уроженца Середы, советского писателя — Дмитрия Андреевича Фурманова, город переименован — назван Фурманов
, одновременно было изменено наименование административно-территориальной единицы, возник одноимённый район — Фурмановский район.
В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. около 11 000 чел. фурмановцев стали её участниками, из них 5 649 человек домой не вернулись: погибли на фронтах войны или пропали без вести. За мужество и героизм, проявленные в боях за Родину, 3200 фурмановцев-фронтовиков были отмечены орденами и медалями, шестеро воинов удостоены звания Героя Советского Союза, двое стали полными кавалерами ордена Славы.
XXI век
В 2005 году город Фурманов наделён статусом городского поселения в составе Фурмановского муниципального района.
В 2009 году разработан генеральный план развития и строительства города Фурманова (общая протяженность 226 улиц и дорог составляет 120 км); авторы-разработчики — специалисты Инженерно-проектной , входящей в группу г. Иваново.
Руины императорского дворца в усадебном кольце Петербурга
1 / 8
Фасад дворца в Ропше, Ленинградская область. 1900 годPastVu.com
2 / 8
Портик дворца. 1900 годPastVu.com
3 / 8
Парадное крыльцо дворца. 1906 годPastVu.com
4 / 8
Николай II, Александра Федоровна и великая княжна Анастасия у дворца в Ропше. 1906 годPastVu.com
5 / 8
Фасад дворца. 1910 годPastVu.com
6 / 8
Водопад Рушник в парке Ропшинского дворца. 1910 годPastVu.com
7 / 8
Фасад дворца. 1939 годPastVu.com
8 / 8
Портик дворца. 1980 годPastVu.com
В бедственном положении пребывают не только многочисленные дворянские гнезда, но и настоящий императорский дворец в Ропше Ленинградской области, памятник ЮНЕСКО с потрясающе богатой историей. Усадьба находится всего в десяти километрах от Кольцевой автодороги и входит в число пригородных дворцов. На протяжении XVIII–XIX столетий Ропша то находилась во владении царской фамилии, то жаловалась или продавалась придворной знати, успев сменить множество именитых владельцев. Дворец строился поэтапно, каменное здание основано архитектором Еропкиным для графа Головкина, потом перестроено Растрелли для императрицы Елизаветы, а существующая классическая редакция создана в конце XVIII века мастером Антонио Порта для придворного банкира Ивана Лазарева.
Именно здесь состоялась внезапная и загадочная кончина императора Петра III, супруга Екатерины, о которой заговорщик Алексей Орлов докладывал ей: «Я опасен, штоб он сегоднишную ночь не умер, а больше опасаюсь, штоб не ожил».
1 / 6
Внутри дворца в Ропше. 2011 годWikimedia Commons
2 / 6
Внутри дворца в Ропше. 2011 годWikimedia Commons
3 / 6
Парадная лестница дворца. 2012 год Vitold Muratov / CC BY-SA 3.0
4 / 6
Портик дворца. 2014 год Екатерина Борисова / CC BY-SA 3.0
5 / 6
Фасад дворца. 2014 годWikimedia Commons
6 / 6
Первый этаж дворца. 2014 годWikimedia Commons
В Великую Отечественную дворец сгорел, но был восстановлен и передан военному ведомству. В конце 1980-х, как водится, началось запустение. Несколько пожаров, многократные попытки найти нового собственника, бюрократическая возня и полное бездействие властей. В 2012 году чиновники объявили о намерении спасать дворец «быстро и напористо», для чего была начата подготовка соответствующей документации. В 2015 году рухнул парадный портик здания. Разработка документации продолжается.
Достопримечательности
- Храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость (Красная церковь ). Памятник русской архитектуры XIX в., построенный в 1897–1905 гг. по проекту архитектора Петра Зыкова (1852–1899). — Ул. Социалистическая, дом 36.
- Храм Вознесения Господня (Белая церковь ). Впервые упоминается в 1614 году. Новый — каменный храм возведён в 1727 году «по челобитию» князя И. Ф. Барятинского, и перестроенный в XIX веке. — Ул. Большая Фурмановская, дом 79.
- Мемориальный музей Дмитрия Фурманова. Основан 26 октября 1958 года, реанимирован в 2005 году. В одном из его залов восстановлена комната семьи Фурмановых . — Ул. Большая Фурмановская, дом 69.
- Фурмановская картинная галерея имени Д. А. Трубникова. Создана в 1989 году для сохранения творческого наследия русского художника Д. А. Трубникова (1885−1947), многие годы жившим в Середе (Фурманове). — Ул. Советская улица, дом 9.
- Историко-краеведческий музей при высшем профессиональном лицее № 7. Открыт 24 апреля 2002 года. Собрание посвящено истории города и региона, владельцам села, и основателям промышленных предприятий (фабрик). — Ул. Тимирязева, дом 43.
- Особняк семьи Лосевых, построенный видным середским фабрикантом Г. К. Горбуновым для своей дочери Александры. Трёхэтажный жилой купеческий дом — памятник архитектуры конца XIX века, образец гражданского зодчества XIX века. Ныне в нём галерея им. Д. А. Трубникова. — Ул. Советская улица, дом 9.
Смотреть:
340-е годы
См. также: Список памятников культурного наследия города Фурманов в Викигиде