Сюжет
Троица (левая сторона диптиха)
Изображён Бог Отец, сидящий на троне и поддерживающий тело Христа, на плече Христа сидит белый голубь — он символизирует Святой Дух. На ручках трона имеются два небольших горельефа и две скульптуры над ними.
На левой ручке горельеф в виде увенчанной короной женской фигуры с крестом в одной руке и чашей Грааля в другой — это геральдический символ Христианства. На самой ручке показана фигурка пеликана, кормящего собственной кровью птенцов, которые были отравлены ядовитым дыханием змеи — эта композиция символизирует Христа-искупителя и таинство причащения.
На правой ручке креста написан горельеф с геральдическим символом Синагоги (то есть старых религий вообще и иудаизма в частности): падающая женщина с завязанными глазами, в одной руке она держит скрижали, а в другой — сломанный посох. Над ней, на ручке, изображена фигурка львицы с разинутой пастью, склонившаяся над львятами, лежащими лапами вверх — это символ распространённой в Средневековье легенды о том что львица рожает котят мёртвыми и через три дня вызывает их к жизни рычанием: этот образ трактовался как временная смерть Христа и его воскрешение через три дня по зову Бога Отца.
Над троном находится балдахин с распахнутым пологом.
Мадонна с младенцем у камина (правая сторона диптиха)
Мадонна показана находящейся в домашнем интерьере. Она одета в богатое синее платье с красным плащом и держит младенца на коленях, правая рука протянута в сторону огня, горящего в камине, как бы для того, чтобы обогреть её — вероятно, это является указанием на время года: в Средневековье изображение человека, греющего руки у огня, символизировало январь. Камин украшен лепниной, одним из элементов которой является скульптурная фигурка шута. Справа от Мадонны находится небольшой столик с медным тазом и кувшином-умывальником; сверху висит полотенце. Пол выложен двухцветной плиткой в шахматном порядке. Сквозь окно, полуприкрытое ставнями, виден дом.
Советский искусствовед Н. Н. Никулин, проводя детальный анализ картины, писал:
Работы
Помимо Флемальского алтаря и Алтаря Мероде, кисти Кампена приписывается ещё десяток работ, включая диптих из собрания Д. П. Татищева в Эрмитаже, две створки из исключительного по качеству алтаря Верля в Прадо, раннее «Положение во гроб» из Института искусств Курто, парный портрет в Национальной галерее Лондона и «Рождество Христово» (1420) из музея в Дижоне. Атрибуция всех произведений Кампену спорна; не исключено, что те или иные произведения принадлежат кому-то из его учеников (например, Жаку Даре).
Флемальский алтарь
Основная статья: Флемальский алтарь
В настоящий момент находится в Штеделевском художественном институте (Франкфурт-на-Майне). Получил своё название от Флемальского аббатства, близ Льежа — прежде ошибочно считалось, что именно оттуда он происходит. Сохранилось 4 створки, 3 из них принадлежат Флемальскому мастеру: «Святая Троица», «Дева Мария с младенцем» и «св. Вероника». (ок. 1410).
Алтарь Мероде
Основная статья: Алтарь Мероде
Алтарь, или Триптих, семьи Мероде датируется 1428 годом. В настоящий момент он находится в музее Клойстерс в Нью-Йорке. Авторство Кампена ставится искусствоведами под сомнение; возможно, он написан (как копия оригинальной алтарной росписи) талантливым учеником мастера. Другая версия центральной панели того же триптиха выставлена в Брюсселе и, возможно, представляет собой оригинал кисти Кампена. Алтарный триптих на сюжет Благовещения (с донаторами), выставленный в Клойстерсе, долгое время находился во владении знатной фламандской (бельгийской) семьи Мероде (Mérode), отсюда его распространённое название.
Основоположник Северного Возрождения
![]()
Искусствоведы давно пытались найти истоки Северного Возрождения, выяснить, кто был первым мастером, заложившим эту манеру. Долго считалось, что первым художником, немного отошедшим от традиций готики, был Ян ван Эйк. Но к концу XIX века стало ясно, что ван Эйку предшествовал ещё один художник, кисти которого принадлежит триптих с Благовещеньем, ранее принадлежавший графине Мероде (т. н. «Алтарь Мероде»), а также т. н. Флемальский алтарь. Было предположено, что обе эти работы принадлежат руке Флемальского мастера, личность которого в то время ещё не была установлена.
Поиск имени
В XX веке некоторые учёные предположили, что Флемальским мастером мог быть не кто иной, как Робер Кампен, который упоминается в документах как мастер-живописец в Турне с 1406 года. Впервые эту версию упомянул Юлен де Лоо в 1909 г.
Биография
О художнике Робере Кампене, которому приписываются картины Флемальского мастера, известно достаточно много. Считается, что Робер Кампен родился в городе Валансьен — некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау). В датировке этого события исследователи расходятся, называя различные даты между 1375 и 1380 годами. Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406 года. В 1410 году он получил права гражданства в крупном фламандском городе Турне и стал там городским живописцем. В документах городского архива сохранились данные о том, что ему принадлежало несколько домов в Турне, что свидетельствует об определенном материальном благополучии Кампена. Источники свидетельствуют, что художник владел большой мастерской со множеством учеников (впервые эта мастерская упоминается в 1418 году), среди которых были известные впоследствии живописцы Рогир ван дер Вейден (в документе о приёме ученика стоит имя Рожеле де ля Пасторе, но исследователи считают, что это Рогир ван дер Вейден) и Жак Даре, которые упоминаются как его ученики с 1427 по 1432 годы. Есть мнение, что в 1427 году Турне посетил Ян ван Эйк, приехавший в город, по всей видимости, для знакомства с искусством Кампена. Кампен играл тогда важную роль в общественной жизни города, брался за самую разнообразную работу, от фресок до картонов для шпалер, не говоря уже о менее крупных заказах. Единственное точно датированное произведение, приписываемое Кампену, «Алтарь Верля», относится к 1438 году (сейчас находится в Прадо, Мадрид). В 1423 году Кампен принял участие в выступлении горожан против правящего в Турне патрициата, войдя после того в число членов нового городского управления. Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям. Есть мнение, что это было вызвано политическими симпатиями Кампена к французскому королю в эпоху острого соперничества между бургундским герцогством и французским королевством.
Примечания
- Никулин Н. Н. Искусство Нидерландов XV—XVI веков. Очерк-путеводитель. — Л.: Искусство, 1987. — С. 11—12.
- Никулин Н. Н. Искусство Нидерландов XV—XVI веков. Очерк-путеводитель. — Л.: Искусство, 1987. — С. 12.
- Liphart E. de. Les deux panneaux du Maǐtre de Flémale au Musée de l’Ermitage // Revue d’art chrétien. — 1911. — Vol. 61. — P. 197—204.
- Никулин Н. Н. Нидерландская живопись XV—XVI века. Каталог. (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л.: Искусство, 1989. — С. 57.
- Waagen G. F. Die Gemäldesammlung in der Kaiserlichen Eremitage zu St.-Petersburg nebst Bemerkungen über andere dortige Kunstsammlungen. — München, 1864. — S. 117—118.
- Tschudi H. von. Der Meister von Flémalle // Jahrbuch der Königlich Preussischen Kunstsammlungen. — 1898. — Bd. 19. — S. 116.
- Никулин Н. Н. Нидерландская живопись XV—XVI века. Каталог. (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л.: Искусство, 1989. — С. 52—57.
Литература
- Никулин Н. Н. Золотой век нидерландской живописи. М., 1981
- Erwin Panofsky. Early Netherlandish painting: its origins and character. New York: Harper & Row, 1971. ISBN 0-06-430002-1
- Martin Davies. Rogier van der Weyden: an essay, with a critical catalogue of paintings assigned to him and to Robert Campin. London: Phaidon, 1972 ISBN 0-7148-1516-0
- Albert Châtelet. Robert Campin. Le Maître de Flémalle. La fascination du quotidien. Antwerpen: Mercatorfonds, 1996 ISBN 90-6153-364-3
- Stephan Kemperdick. Der Meister von Flémalle: Die Werkstatt Robert Campins und Rogier van der Weydens. Tournhout: Brepols, 1997 ISBN 2-503-50566-X
- Felix Thürlemann. Robert Campin. Monografie und Werkkatalog. München: Prestel Verlag, 2002. ISBN 3-7913-2807-7
- Felix Thürlemann. Robert Campin. A Monographic Study with Critical Catalogue. München: Prestel Verlag, 2002. ISBN 3-7913-2778-X
