Троица. мадонна с младенцем у камина

Сюжет

Троица (левая сторона диптиха)

Изображён Бог Отец, сидящий на троне и поддерживающий тело Христа, на плече Христа сидит белый голубь — он символизирует Святой Дух. На ручках трона имеются два небольших горельефа и две скульптуры над ними.

На левой ручке горельеф в виде увенчанной короной женской фигуры с крестом в одной руке и чашей Грааля в другой — это геральдический символ Христианства. На самой ручке показана фигурка пеликана, кормящего собственной кровью птенцов, которые были отравлены ядовитым дыханием змеи — эта композиция символизирует Христа-искупителя и таинство причащения.

На правой ручке креста написан горельеф с геральдическим символом Синагоги (то есть старых религий вообще и иудаизма в частности): падающая женщина с завязанными глазами, в одной руке она держит скрижали, а в другой — сломанный посох. Над ней, на ручке, изображена фигурка львицы с разинутой пастью, склонившаяся над львятами, лежащими лапами вверх — это символ распространённой в Средневековье легенды о том что львица рожает котят мёртвыми и через три дня вызывает их к жизни рычанием: этот образ трактовался как временная смерть Христа и его воскрешение через три дня по зову Бога Отца.

Над троном находится балдахин с распахнутым пологом.

Мадонна с младенцем у камина (правая сторона диптиха)

Мадонна показана находящейся в домашнем интерьере. Она одета в богатое синее платье с красным плащом и держит младенца на коленях, правая рука протянута в сторону огня, горящего в камине, как бы для того, чтобы обогреть её — вероятно, это является указанием на время года: в Средневековье изображение человека, греющего руки у огня, символизировало январь. Камин украшен лепниной, одним из элементов которой является скульптурная фигурка шута. Справа от Мадонны находится небольшой столик с медным тазом и кувшином-умывальником; сверху висит полотенце. Пол выложен двухцветной плиткой в шахматном порядке. Сквозь окно, полуприкрытое ставнями, виден дом.

Советский искусствовед Н. Н. Никулин, проводя детальный анализ картины, писал:

Работы

Помимо Флемальского алтаря и Алтаря Мероде, кисти Кампена приписывается ещё десяток работ, включая диптих из собрания Д. П. Татищева в Эрмитаже, две створки из исключительного по качеству алтаря Верля в Прадо, раннее «Положение во гроб» из Института искусств Курто, парный портрет в Национальной галерее Лондона и «Рождество Христово» (1420) из музея в Дижоне. Атрибуция всех произведений Кампену спорна; не исключено, что те или иные произведения принадлежат кому-то из его учеников (например, Жаку Даре).

Флемальский алтарь

Основная статья: Флемальский алтарь

В настоящий момент находится в Штеделевском художественном институте (Франкфурт-на-Майне). Получил своё название от Флемальского аббатства, близ Льежа — прежде ошибочно считалось, что именно оттуда он происходит. Сохранилось 4 створки, 3 из них принадлежат Флемальскому мастеру: «Святая Троица», «Дева Мария с младенцем» и «св. Вероника». (ок. 1410).

Алтарь Мероде

Основная статья: Алтарь Мероде

Алтарь, или Триптих, семьи Мероде датируется 1428 годом. В настоящий момент он находится в музее Клойстерс в Нью-Йорке. Авторство Кампена ставится искусствоведами под сомнение; возможно, он написан (как копия оригинальной алтарной росписи) талантливым учеником мастера. Другая версия центральной панели того же триптиха выставлена в Брюсселе и, возможно, представляет собой оригинал кисти Кампена. Алтарный триптих на сюжет Благовещения (с донаторами), выставленный в Клойстерсе, долгое время находился во владении знатной фламандской (бельгийской) семьи Мероде (Mérode), отсюда его распространённое название.

Основоположник Северного Возрождения


Искусствоведы давно пытались найти истоки Северного Возрождения, выяснить, кто был первым мастером, заложившим эту манеру. Долго считалось, что первым художником, немного отошедшим от традиций готики, был Ян ван Эйк. Но к концу XIX века стало ясно, что ван Эйку предшествовал ещё один художник, кисти которого принадлежит триптих с Благовещеньем, ранее принадлежавший графине Мероде (т. н. «Алтарь Мероде»), а также т. н. Флемальский алтарь. Было предположено, что обе эти работы принадлежат руке Флемальского мастера, личность которого в то время ещё не была установлена.

Поиск имени

В XX веке некоторые учёные предположили, что Флемальским мастером мог быть не кто иной, как Робер Кампен, который упоминается в документах как мастер-живописец в Турне с 1406 года. Впервые эту версию упомянул Юлен де Лоо в 1909 г.

Биография

О художнике Робере Кампене, которому приписываются картины Флемальского мастера, известно достаточно много. Считается, что Робер Кампен родился в городе Валансьен — некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау). В датировке этого события исследователи расходятся, называя различные даты между 1375 и 1380 годами. Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406 года. В 1410 году он получил права гражданства в крупном фламандском городе Турне и стал там городским живописцем. В документах городского архива сохранились данные о том, что ему принадлежало несколько домов в Турне, что свидетельствует об определенном материальном благополучии Кампена. Источники свидетельствуют, что художник владел большой мастерской со множеством учеников (впервые эта мастерская упоминается в 1418 году), среди которых были известные впоследствии живописцы Рогир ван дер Вейден (в документе о приёме ученика стоит имя Рожеле де ля Пасторе, но исследователи считают, что это Рогир ван дер Вейден) и Жак Даре, которые упоминаются как его ученики с 1427 по 1432 годы. Есть мнение, что в 1427 году Турне посетил Ян ван Эйк, приехавший в город, по всей видимости, для знакомства с искусством Кампена. Кампен играл тогда важную роль в общественной жизни города, брался за самую разнообразную работу, от фресок до картонов для шпалер, не говоря уже о менее крупных заказах. Единственное точно датированное произведение, приписываемое Кампену, «Алтарь Верля», относится к 1438 году (сейчас находится в Прадо, Мадрид). В 1423 году Кампен принял участие в выступлении горожан против правящего в Турне патрициата, войдя после того в число членов нового городского управления. Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям. Есть мнение, что это было вызвано политическими симпатиями Кампена к французскому королю в эпоху острого соперничества между бургундским герцогством и французским королевством.

Примечания

  1. Никулин Н. Н. Искусство Нидерландов XV—XVI веков. Очерк-путеводитель. — Л.: Искусство, 1987. — С. 11—12.
  2. Никулин Н. Н. Искусство Нидерландов XV—XVI веков. Очерк-путеводитель. — Л.: Искусство, 1987. — С. 12.
  3. Liphart E. de. Les deux panneaux du Maǐtre de Flémale au Musée de l’Ermitage // Revue d’art chrétien. — 1911. — Vol. 61. — P. 197—204.
  4. Никулин Н. Н. Нидерландская живопись XV—XVI века. Каталог. (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л.: Искусство, 1989. — С. 57.
  5. Waagen G. F. Die Gemäldesammlung in der Kaiserlichen Eremitage zu St.-Petersburg nebst Bemerkungen über andere dortige Kunstsammlungen. — München, 1864. — S. 117—118.
  6. Tschudi H. von. Der Meister von Flémalle // Jahrbuch der Königlich Preussischen Kunstsammlungen. — 1898. — Bd. 19. — S. 116.
  7. Никулин Н. Н. Нидерландская живопись XV—XVI века. Каталог. (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л.: Искусство, 1989. — С. 52—57.

Литература

  • Никулин Н. Н. Золотой век нидерландской живописи. М., 1981
  • Erwin Panofsky. Early Netherlandish painting: its origins and character. New York: Harper & Row, 1971. ISBN 0-06-430002-1
  • Martin Davies. Rogier van der Weyden: an essay, with a critical catalogue of paintings assigned to him and to Robert Campin. London: Phaidon, 1972 ISBN 0-7148-1516-0
  • Albert Châtelet. Robert Campin. Le Maître de Flémalle. La fascination du quotidien. Antwerpen: Mercatorfonds, 1996 ISBN 90-6153-364-3
  • Stephan Kemperdick. Der Meister von Flémalle: Die Werkstatt Robert Campins und Rogier van der Weydens. Tournhout: Brepols, 1997 ISBN 2-503-50566-X
  • Felix Thürlemann. Robert Campin. Monografie und Werkkatalog. München: Prestel Verlag, 2002. ISBN 3-7913-2807-7
  • Felix Thürlemann. Robert Campin. A Monographic Study with Critical Catalogue. München: Prestel Verlag, 2002. ISBN 3-7913-2778-X
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector