Смерть комиссара. 1928
Петров-Водкин К.С.Холст, масло196 х 248
Русский музей
Пост.: 1962 из ЦМВС СССР
Аннотация
Картина «Смерть комиссара» занимает центральное место в советском периоде творчества Петрова-Водкина. Эта, одна из основных для художника тема жизни, жертвенности и смерти, была решена здесь впервые в образах героев революции. В основе сюжета – эпизод Гражданской войны. Во время жестокого боя смертельно ранен комиссар, но отряд продолжает неудержимое движение вперед. Художник представил мир глазами умирающего комиссара, который огромный, как планета, и в то же время близкий и осязаемый. В этом произведении нашла свое выражение оригинальная художественная система автора, его понимание живописного пространства и колористического строя
Сосредотачивая внимание на основной группе, данной крупным планом, мастер широко раскрывает пространственную глубину с плавными силуэтами холмов, дальними селениями, синей лентой реки. Петров-Водкин отказывается от традиционной линейной перспективы в пользу «сферической», которая играет роль художественной метафоры, выражающей в поэтической форме мировосприятие автора
Здесь ключ к пониманию замысла – в последнем мгновении раскрывается смысл жизни комиссара, его героической жертвы, утверждающей революцию. Изображенное событие перерастает рамки единичного факта, приобретает поистине планетарное, общечеловеческое звучание. Это произведение подвело итог многим живописным и философским исканиям К. С. Петрова-Водкина.
Биография автора
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878, Хвалынск Саратовской губ. – 1939, Ленинград)
Живописец, график, теоретик искусства, писатель.
Родился в Хвалынске Саратовской губернии. Учился в иконописной мастерской, позже – в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре (1893–1895), в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге (1895–1897), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина и В. А. Серова (1897–1904), в студии А. Ашбе (1901) в Мюнхене, в частных академиях Парижа (1905–1908), в том числе в студии Ф. Коларосси. В эти же годы посетил Италию, Грецию, Францию, Северную Африку. Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старых традиций (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения).
С 1908 участник выставок «Золотого руна». Член обществ «Мир искусства» (1910–1922), «Четыре искусства» (1925–1928) и других. Преподавал в школе Е. Н. Званцевой (1910–1915) в Петербурге, в Свободных художественных мастерских (1918–1921), Всероссийской Академии художеств (1918–1933). Профессор. Первый председатель Ленинградского отделения Союза советских художников.
Уже в ранний период творчество отмечено символистской ориентацией («Элегия», 1906; «Берег», 1908; «Сон», 1910). Принципиально важным рубежом стало «Купание красного коня» (1912), в котором прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций. В этот же период сформулировал принцип трехцветия, в котором принимал за основные цвета только синий, желтый и красный, считая остальные производными от их смешения друг с другом. Активно использовал этот принцип в картинах, посвященных материнству («Мать», 1915, «Богоматерь Умиление злых сердец», 1914–1915, «Петроградская мадонна», 1918).
В 1910-х складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет, изображая натуру одновременно сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты» («Полдень. Лето», 1917, «Весна», 1935 и др.). По-своему «планетарны» его натюрморты («Селедка», «Утренний натюрморт», 1918). Космологический символизм сказывается и в портретах («Автопортрет», 1918; «Голова мальчика-узбека», 1921; «Портрет Анны Ахматовой», 1922, и др.). Искренне приняв революцию, художник создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны («После боя», 1923; «Смерть комиссара», 1928).
На рубеже 1920-х и 1930-х, вынужденный из-за болезни на время оставить живопись, обратился к литературному творчеству. Именно тогда написаны автобиографические повести «Хлыновск» (1930) и «Пространство Эвклида» (1933).
Черёмуха в стакане (1932)
Зритель сразу узнаёт по фантастическому композиционному и по цветовому решению, чьей кисти принадлежит натюрморт «Черёмуха в стакане». Петров-Водкин использовал необычайный новаторский ракурс в натюрморте, который до сих пор делает его картины незабываемыми.
Тёмное ультрамариновое покрытие стола, красная обложка журнала, на котором стоит простой стакан с веточкой черёмухи, чернильница, письма, блюдце с серебряной ложечкой создают потрясающее трёхмерное пространство. Тонкий стакан с водой и грани толстой стеклянной чернильницы ловят и преломляют солнечные лучи весеннего дня. Коробок спичек, непрочитанные письма и отсутствие чайного стакана говорят о присутствии автора. Он пьёт чай, курит и вот-вот собирается прочесть корреспонденцию.
Селёдка (1918)
Разруха, недостаток предельно скудной пищи и суровость быта отражаются в натюрморте «Селёдка», написанном Петровым-Водкиным в 1918. Картошка, чёрный хлеб, ржавая селёдка — это всё, что можно было отыскать в Петрограде, охваченном революцией. Лаконизм и простота, чёткость и многогранность форм предметов делают этот натюрморт культовым и монументальным. Это своеобразный гимн эпохи.
Художник относится к этим незамысловатым продуктам как к драгоценности. Селёдка переливается золотыми отблесками на фоне аккуратного куска синей бумаги, картофель и маленькая горбушка хлеба кажутся драгоценными камнями на розовой скатерти. Из-за края стола видно лицо ребёнка художника, ожидающего начала жалкого обеда.
6
«1919 год. Тревога» (1934)
О времени действия картины говорится уже в самом названии, но зритель сразу же угадывает в этой работе «чемодан с двойным дном». В год написания картины страна жила в той же самой тревоге, страхе за будущее детей и жизнь близких.
Перед нами семья бухгалтера или мелкого клерка. В центре комнаты неподвижно стоит женщина, прислушивающаяся к ночному шуму во дворе дома. Женщина обнимает за плечи дочь, укрывая ее от тревожной темноты. Уложит ли она сегодня дочь спать? Маленькая девочка стала жертвой страха. Предчувствуя неминуемую беду, она опустила ручки от безвыходности и безысходности.
Отец, отодвинувший шторку и прильнувший лбом к окну, понимает, что над его семейным гнездом нависла угроза. И только крошечный сын сладко спит в своей кроватке.
Со стула свисает смятая газета, в которой отчетливо читается слово «враг». Это слово настигало неожиданно, как удар молнии. Оно проходило красной строкой в каждой газете в 1919 и в 1934 годах.
В ожидании непрошенных гостей время как в семье, так и в стране как бы остановилось. Тревогу вызывала даже тишина. Тревога стала состоянием всей страны.
Смерть комиссара (1928)
В советский период Петров-Водкин создал огромное по значимости полотно, которое раскрывало и эпоху, и тему жертвенности ради светлого будущего. Картина «Смерть комиссара» написана после окончания гражданской войны, полной братского кровопролития и жестокости.
Сюжетом картины стала трагическая история гибели комиссара на поле боя в Гражданскую войну. На переднем плане на вершине холма красноармеец поддерживает умирающего комиссара. За их спиной красноармейцы продолжают движение вперёд. Для отображения масштабов происходящего художник мастерски использовал сферическую перспективу.
Колорит картины основан на сочетании охры, голубого и зелёного цветов. Отлично передано пространство. С высоты холма виден сложный рельеф округи, голубая лента реки и небольшой город.
Самые красивые фильмы о войне.
13
Почему «Купание красного коня» превратилось в символ эпохи?
Сначала Петров-Водкин начинал писать «Купание красного коня», как очередную картину на бытовой сюжет. И в самом деле, что необычного в том, что мальчишки, помощники конюха пришли помыть коней к озеру.
Но потом художник начал сознательно придавать ей черты монументальности. Понимая, что он все больше выходит за рамки бытового жанра.
Как мы уже поняли, красный цвет Петров-Водкин любил. Но в данном случае красным является не просто юбка крестьянки или кепка рабочего. А целый конь. Цвет становится не просто доминирующим. А просто всепоглощающим.
К тому же конь намеренно укрупнен. Он просто не помещается в картине. В кадр не попали ноги, хвост и уши коня.
Он очень близко к нам. Он буквально наваливается на нас. Отсюда ощущение тревоги и дискомфорта.
И в довершении – отрешенный, не к месту спокойный взгляд юного наездника. Мало того, что нам сложно поверить, что такой юнец может справиться с такой махиной. Он ещё и не особо сосредоточен.
Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня (фрагмент). 1912 г. Третьяковская галерея, Москва
Как правило, это к добру не приводит. И все мы знаем, к чему привели благие намерения революционеров. Когда «Красный конь» в какой-то момент вышел из-под контроля и начал давить всех. Уже не разбираясь, кто прав, а кто виноват.
Все это в совокупности и делает картину символичной и пророческой.
Можно ли Петрова-Водкина назвать провидцем? В какой-то степени, да. Гениальные художники умеют считывать невидимые пласты Вселенной, сами того не осознавая.
Он и не осознавал. Считая, что написал коня в преддверии Первой Мировой войны. Не подозревая, что в красный цвет скоро окрасится вся его страна. На карте мира.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Популярные сочинения
- Сочинение-описание картины Казахский вальс Исмаиловой Такая красивая картина! Столько тут энергии, движения, красоты… Мне очень-очень она нравится. Здесь и позитивно так всё, будто слышна веселая музыка. Такие цвета потрясающие! Особенно розовое «облако»
- Отношения Ольги и Обломова в романе Обломов Одной из основных сюжетных линий романа «Обломов» есть отношения между главным героем и Ольгой Ильинской. Читая роман, мы стремимся понять, могут ли чувства изменить человека и приходим к выводу
- Сочинение по картине Лесная прохлада Сатарова (8 класс) «Лесная прохлада» — достаточно известная картина. На картине изображено много зелени, что свидетельствует о том, что на улице либо поздняя весна, либо лето. Кроме того на картине изображен ручей.
Описание картины Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»
В определенный период своего творчества Петров-Водкин сосредоточился на натюрмортах. Так, «Утренний натюрморт» можно описать, как некую «поэму» о пространстве и вещах в нем. Художник использует нежные, светлые краски: синеватые колокольчики, контрастирующие с желтыми одуванчиками, розоватый деревянный дачный столик. Предметы на этом столе одновременно создают перспективу и находятся одинаково близко к зрителю. Форма предметов определенная и четкая. Художник намеренно создает неправильное отражение в никелированном кофейнике и также искаженную за стаканом с чаем ложку. Этим Петров-Водкин пытается подчеркнуть: то, что видит наше зрение, зависит от реальных свойств самих предметов.
Художник намеренно вводит в картину живые существа – выглядывающую из-за стола собаку и кота, который отражается в кофейнике. Это в свою очередь символизирует присутствие человека. Можно также увидеть, что «присутствие» усиливают все предметы, находящиеся на столе. Кто, если не человек, принес свежие полевые цветы? На кого направлен взгляд собаки и чьи спички лежат на столе? Художник специально написал натюрморт с той стороны, где и должен сидеть человек. Таким образом, у зрителя может возникнуть эффект присутствия, который подразумевал на своей картине «Утренний натюрморт» Петров-Водкин.
1918 год в Петрограде (1920)
Другое название этой картины — «Петроградская Мадонна». Это одно из самых известных и значимых полотен Петрова-Водкина.
В центре картины на фоне бурлящего революционного города изображена молодая женщина с младенцем на руках. Её поза, тревожное выражение лица, поворот головы, белоснежный платок, зелёное платье и красная накидка напоминают Богородицу. Две фигуры матери и дитя очень символичны.
Многие критики считают этот образ символом революционной России, символом коренного перелома исторических событий. На фоне разрухи и полного хаоса, образ женщины с грудным ребёнком возникает, как надежда на будущее, как продолжение жизни.
10
Описание
В одной из своих бесед Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР…. так ответил на упреки в том, что он возвращается «к космическому представлению о земле»: «Совершенно верно, об этом сейчас и нужно говорить. Сейчас у нас люди летают на парашютах, поднимаются на 15 верст вверх, а мы, видите ли, будем думать, не качается ли у нас стол и т. д. Объявляю во всеуслышание — мыслите о земле, как о планете, и никогда не ошибетесь, ребята!».
Обращаясь к темам современной действительности и отказываясь от символических иллюзий, Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР…. вовсе не отказывается от идеала, от мечты. Он не становится рабом вещей и фактов. Для него реально не только видимое, но и чувствуемое, переживаемое. Признавая ценность мира предметного, художник ни на секунду не забывает о ценности мира духовного. Именно поэтому любое изображение он не мыслит вне преображения. Таким образом, мечта художника перестает быть «небылицей», иллюзией, а становится той призмой, сквозь которую он воспринимает действительность. Жажда идеального направляет воображение художника, и оно видоизменяет формы предметного мира. Настраиваясь «на волну» настроения своих героев, Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР…. как бы ставит сам себя на их место. Он считает возможным в ряде случаев изображать то, что кажется его героям, то, что видится им. В некоторых произведениях Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР…., например в картине «После бояПосле боя. 1923Холст, масло, 154 x 121.5Центральный музей Вооружённых сил», между реальным планом и воображаемым существует резкий разрыв. Полного «совмещения» этих планов нет и в одной из поздних работ художника — «Весна» (1935).
На картине изображены влюбленные — парень и девушка. Их образы прекрасны своей чистотой. В фигуре юноши ощущается какая-то неловкость, скованность, выдающая робость первого чувства. Кажется, так трудно преодолима узенькая полоска пространства, разделяющая молодых людей! У них все еще должно свершиться, все полно ожиданием чуда… Юноша и девушка словно бы вознесены великим чувством любви на вершину мира
Художнику важно выразить ощущение душевной высоты своих героев, которым все обыденное кажется безмерно далеким. И он изображает под обрывом — в самом низу картины — крохотные деревья и домики, ютящиеся у ног влюбленных
При всей точности бытовой характеристики, образы юноши и девушки становятся приподнятыми над бытом, над повседневностью. По сути дела, Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР…. поступает, как дети, изображающие то, что важно для них, например цветы, больше неважного, например — дома. Детски-наивны в своей чистоте и откровенности краски картины: желтая (майка юноши), синяя (платье девушки), ярко-пунцовая (ее берет), нежно-бирюзовая (земля).
Нарушение перспективы — несомненная вольность художника, с которой отнюдь не каждый может согласиться. Но также несомненно и то, что вольность эта — поэтическая. Она отвечает общечеловеческим, вполне понятным чувствам, и в этом одно из веских оправдании живописца.
Смерть комиссара (1928)
В советский период Петров-Водкин создал огромное по значимости полотно, которое раскрывало и эпоху, и тему жертвенности ради светлого будущего. Картина «Смерть комиссара» написана после окончания гражданской войны, полной братского кровопролития и жестокости.
Сюжетом картины стала трагическая история гибели комиссара на поле боя в Гражданскую войну. На переднем плане на вершине холма красноармеец поддерживает умирающего комиссара. За их спиной красноармейцы продолжают движение вперёд. Для отображения масштабов происходящего художник мастерски использовал сферическую перспективу.
Колорит картины основан на сочетании охры, голубого и зелёного цветов. Отлично передано пространство. С высоты холма виден сложный рельеф округи, голубая лента реки и небольшой город.
«Петроградская мадонна» (1920)
Еще одна картина-эпоха. Перед нами революционный Петроград: пустые улицы, мрачные дома, люди в жалкой изветшавшей одежде, занятые обменом вещей на пищу и просящие подаяние.
Стены зданий заклеены воззваниями, боязливо обходимыми горожанами. За разбитыми стеклами в окнах выступает глубокая темнота.
Из воспоминаний Владислава Ходасевича, жившего в годы военного коммунизма в Петрограде:
Над всей этой неустроенностью стоит женщина с младенцем на руках. Ее лицо ассоциируется с ликом Богоматери. Она прижимает к груди своего ребенка, символизируя собой хранительницу будущего, защитника детей, брошенных под колеса истории вместе с семьями, надеждами и страхами.
Утренний натюрморт (1918)
Картина «Утренний натюрморт» — работа полная радости и утреннего оптимизма. Кажется, что аромат чая вырывается за рамки картины. Необычен ракурс натюрморта. Как будто оторвавшись от подушки, художник оглядывает небрежно накрытый к завтраку стол. Гранёный стакан с чаем, серебряная ложечка, скромный букет из полевых цветов, гранёный чайник, отварные яйца — создают необычайный домашний уют и вызывают здоровый аппетит, который бывает только по утрам.
Прекрасные вещи, окружающие художника, были мастерски написаны для того, чтобы показать, что и обыденный мир может быть красивым и живописным.
Утреннее солнце освещает стол, и по комнате разлился ровный розовый свет. Предметы стоят на столе обособленно, не перекрывая друг друга, но этот приём добавляет в натюрморт только гармонию и сбалансированность. Зрителю предоставляется возможность внимательно рассмотреть каждый предмет на столе.
Такая обособленность, наоборот, сплачивает предметы натюрморта. В зеркальных гранях чайника отражаются перламутровые яйца, также в них можно заметить рыжего кота. По бокам яиц горят оранжевым рефлексы от стакана с чаем. Сквозь грани стакана видно, как трижды преломляется серебряная ложечка, подчёркивая этим трёхмерное пространство. Оставленные на столе спички и, выглядывающая из-за стола собака, напоминают о близком присутствии человека.
8
Как увидеть Пушкина
Мусакова отметила, что художник очень любил творчество Пушкина и часто обращался к нему, но «сам образ писателя в живописи почему-то ему не давался, и он очень этим мучился». Портрет «Пушкин в Болдине» действительно не похож на классические изображения поэта, но он представляет большой интерес для специалистов, изучающих и творчество Петрова-Водкина, и наследие Пушкина.
О портрете искусствоведы судят по сохранившейся фотографии этой картины, сделанной до того, как она была закрашена (фотография хранится в фондах Всероссийского музея А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге). Портрет Пушкина можно разглядеть также на электронной копии картины «Колхозницы», размещенной на сайте «Виртуальный Русский музей». При невооруженном взгляде на саму картину угадываются лишь некоторые очертания скрытого изображения.
Как рассказал ТАСС директор Всероссийского музея А. С. Пушкина Сергей Некрасов, он планирует провести переговоры с руководством Русского музея, чтобы организовать выставку об истории этой картины к 220-летию Пушкина, которое будет отмечаться в этом году. Музей Пушкина может показать на ней фотографию и фрагмент картины — кусок, отрезанный художником от нижней части портрета.
«Сможем ли мы с Русским музеем что-то выдвинуть на эту тему? Почему бы нет. Скажем, сделать мини-выставку, в этом году 220 лет Пушкину. Я переговорю с руководством Русского музея, и если им это покажется интересным, то можно историю одной картины представить в таком варианте», — сказал Некрасов.
Весна. 1935
Петров-Водкин К.С.Холст, масло185 х 156,5
Русский музей
Аннотация
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин был замечательным мастером живописи и ее новатором. Он увлекался живописью раннего Возрождения и русской иконописи, результатом чего считается разработка им сферической перспективы (сам художник употребление термина «сферическая перспектива» избегал, заменяя его другим – «живая видимость»). В автобиографических повестях «Хлыновск» и «Пространство Эвклида» (конец 1920-х – начало 1930-х) он рассуждает о сложении изобретенной им «сферической перспективы» и дает ее философское понимание. В основе – впечатления детства и личные переживания: «…здесь на холме, когда падал я наземь, передо мной мелькнуло совершенно новое впечатление от пейзажа… я увидел землю как планету… совершенно новая сферичность обняла меня на холме». (Петров-Водкин К.С. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. Л., 1982).
Принцип сферической перспективы наиболее ярко проявился в композиции картины «Весна». Художник наиболее убедительно передал свое ощущение земли как планеты. По его мнению, наше восприятие пространства неизменно связано с тем, что мы находимся на шарообразной планете, и в произведениях искусства это должно найти вполне определенное отражение. Резкое смещение ближнего и дальнего планов, создающее «эффект присутствия» зрителя внутри, в центре изображенного на полотне; построение изображения по наклонным осям, рождающее ощущение вращения земной поверхности – все это элементы передачи некоей планетарности, предлагаемой художником.
Биография автора
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878, Хвалынск Саратовской губ. – 1939, Ленинград)
Живописец, график, теоретик искусства, писатель.
Родился в Хвалынске Саратовской губернии. Учился в иконописной мастерской, позже – в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре (1893–1895), в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге (1895–1897), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина и В. А. Серова (1897–1904), в студии А. Ашбе (1901) в Мюнхене, в частных академиях Парижа (1905–1908), в том числе в студии Ф. Коларосси. В эти же годы посетил Италию, Грецию, Францию, Северную Африку. Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старых традиций (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения).
С 1908 участник выставок «Золотого руна». Член обществ «Мир искусства» (1910–1922), «Четыре искусства» (1925–1928) и других. Преподавал в школе Е. Н. Званцевой (1910–1915) в Петербурге, в Свободных художественных мастерских (1918–1921), Всероссийской Академии художеств (1918–1933). Профессор. Первый председатель Ленинградского отделения Союза советских художников.
Уже в ранний период творчество отмечено символистской ориентацией («Элегия», 1906; «Берег», 1908; «Сон», 1910). Принципиально важным рубежом стало «Купание красного коня» (1912), в котором прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций. В этот же период сформулировал принцип трехцветия, в котором принимал за основные цвета только синий, желтый и красный, считая остальные производными от их смешения друг с другом. Активно использовал этот принцип в картинах, посвященных материнству («Мать», 1915, «Богоматерь Умиление злых сердец», 1914–1915, «Петроградская мадонна», 1918).
В 1910-х складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет, изображая натуру одновременно сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты» («Полдень. Лето», 1917, «Весна», 1935 и др.). По-своему «планетарны» его натюрморты («Селедка», «Утренний натюрморт», 1918). Космологический символизм сказывается и в портретах («Автопортрет», 1918; «Голова мальчика-узбека», 1921; «Портрет Анны Ахматовой», 1922, и др.). Искренне приняв революцию, художник создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны («После боя», 1923; «Смерть комиссара», 1928).
На рубеже 1920-х и 1930-х, вынужденный из-за болезни на время оставить живопись, обратился к литературному творчеству. Именно тогда написаны автобиографические повести «Хлыновск» (1930) и «Пространство Эвклида» (1933).