Описание картины Гюстава Курбе «Похороны в Орнане»
Описание картины Гюстава Курбе «Похороны в Орнане»
Работа Гюстава Курбе посвящена его деду, после похорон которого, художника и осеняет мысль запечатлеть это событие на холсте. Многие из присутствующих горели желанием оказаться на картине. Так оно и произошло. Как говорил после художник, было очень трудно разместить такое количество народу в своей маленькой мастерской. Ему позировали и викарий, который проводил обряд, и мэр города, присутствующий на похоронах, а также обычный люд, воспевавший покойного. Многие, кого Курбе забыл пригласить, обижались на него, требуя своего участия.
Мрачную атмосферу похорон подчеркивают, как гримасы на лицах присутствующих, так и фон неба. Многие не выдерживая, прятали свои лица под платками, другие же проводили обряд с безмятежными лицами.
Также эта догадка кажется справедливой, если учесть белые облака в правом краю картины.
Слева мы можем наблюдать людей в шляпах, которые несут гроб. Их лица опущены вниз, что подчеркивает значимость покойного при жизни. Грусть заметна и на почетных гостях.
К примеру, мэр в своей черной треуголке. Он находится возле погребальной ямы и протягивает руку. Рядом с ним находится, по сей видимости, близкий родственник Курбе.
Присев на одно колено, он дожидается, когда гроб будет опущен.
Особенно бросается в глаза крест с распятым человеком. Поначалу это вызывает недоумение, ведь откуда взяться такому явлению посреди французских земель. Да и времена, судя по одеждам присутствующих, близки к 18-ому веку. Однако если присмотреться получше, то становится ясно, что это крест с распятием, который держит в руке служитель церкви. Тогда все встает на свои места.
(6 votes, average: 4.00
Отрывок, характеризующий Похороны в Орнане
– Нет, Соня, я не могу больше! – сказала она. – Я не могу больше скрывать от тебя. Ты знаешь, мы любим друг друга!… Соня, голубчик, он пишет… Соня… Соня, как бы не веря своим ушам, смотрела во все глаза на Наташу. – А Болконский? – сказала она. – Ах, Соня, ах коли бы ты могла знать, как я счастлива! – сказала Наташа. – Ты не знаешь, что такое любовь… – Но, Наташа, неужели то всё кончено? Наташа большими, открытыми глазами смотрела на Соню, как будто не понимая ее вопроса. – Что ж, ты отказываешь князю Андрею? – сказала Соня. – Ах, ты ничего не понимаешь, ты не говори глупости, ты слушай, – с мгновенной досадой сказала Наташа. – Нет, я не могу этому верить, – повторила Соня. – Я не понимаю. Как же ты год целый любила одного человека и вдруг… Ведь ты только три раза видела его. Наташа, я тебе не верю, ты шалишь. В три дня забыть всё и так… – Три дня, – сказала Наташа. – Мне кажется, я сто лет люблю его. Мне кажется, что я никого никогда не любила прежде его. Ты этого не можешь понять. Соня, постой, садись тут. – Наташа обняла и поцеловала ее. – Мне говорили, что это бывает и ты верно слышала, но я теперь только испытала эту любовь. Это не то, что прежде. Как только я увидала его, я почувствовала, что он мой властелин, и я раба его, и что я не могу не любить его. Да, раба! Что он мне велит, то я и сделаю. Ты не понимаешь этого. Что ж мне делать? Что ж мне делать, Соня? – говорила Наташа с счастливым и испуганным лицом. – Но ты подумай, что ты делаешь, – говорила Соня, – я не могу этого так оставить. Эти тайные письма… Как ты могла его допустить до этого? – говорила она с ужасом и с отвращением, которое она с трудом скрывала. – Я тебе говорила, – отвечала Наташа, – что у меня нет воли, как ты не понимаешь этого: я его люблю! – Так я не допущу до этого, я расскажу, – с прорвавшимися слезами вскрикнула Соня. – Что ты, ради Бога… Ежели ты расскажешь, ты мой враг, – заговорила Наташа. – Ты хочешь моего несчастия, ты хочешь, чтоб нас разлучили… Увидав этот страх Наташи, Соня заплакала слезами стыда и жалости за свою подругу. – Но что было между вами? – спросила она. – Что он говорил тебе? Зачем он не ездит в дом? Наташа не отвечала на ее вопрос. – Ради Бога, Соня, никому не говори, не мучай меня, – упрашивала Наташа. – Ты помни, что нельзя вмешиваться в такие дела. Я тебе открыла… – Но зачем эти тайны! Отчего же он не ездит в дом? – спрашивала Соня. – Отчего он прямо не ищет твоей руки? Ведь князь Андрей дал тебе полную свободу, ежели уж так; но я не верю этому. Наташа, ты подумала, какие могут быть тайные причины ? Наташа удивленными глазами смотрела на Соню. Видно, ей самой в первый раз представлялся этот вопрос и она не знала, что отвечать на него. – Какие причины, не знаю. Но стало быть есть причины! Соня вздохнула и недоверчиво покачала головой. – Ежели бы были причины… – начала она. Но Наташа угадывая ее сомнение, испуганно перебила ее. – Соня, нельзя сомневаться в нем, нельзя, нельзя, ты понимаешь ли? – прокричала она. – Любит ли он тебя? – Любит ли? – повторила Наташа с улыбкой сожаления о непонятливости своей подруги. – Ведь ты прочла письмо, ты видела его? – Но если он неблагородный человек? – Он!… неблагородный человек? Коли бы ты знала! – говорила Наташа. – Если он благородный человек, то он или должен объявить свое намерение, или перестать видеться с тобой; и ежели ты не хочешь этого сделать, то я сделаю это, я напишу ему, я скажу папа, – решительно сказала Соня. – Да я жить не могу без него! – закричала Наташа. – Наташа, я не понимаю тебя. И что ты говоришь! Вспомни об отце, о Nicolas. – Мне никого не нужно, я никого не люблю, кроме его. Как ты смеешь говорить, что он неблагороден? Ты разве не знаешь, что я его люблю? – кричала Наташа. – Соня, уйди, я не хочу с тобой ссориться, уйди, ради Бога уйди: ты видишь, как я мучаюсь, – злобно кричала Наташа сдержанно раздраженным и отчаянным голосом. Соня разрыдалась и выбежала из комнаты.
Гюстав Курбе. «Похороны в Орнане»
Курбе начал писать картину в 1849 году, в тесной мансарде в Орнане. Работа художника вызвала переполох среди местного общества, попавшего в ее герои, — на ней присутствовали многие обитатели этих мест: от мэра и мирового судьи до родственников и друзей Курбе. Но этот переполох и сравниться не мог со спорами, разгоревшимися после того, как полотно было выставлено в Салоне.
Недоумение и непонимание вызвали сами его размеры. Сходились на том, что обычные сельские похороны не должны быть темой столь масштабного произведения. Один из критиков писал: «Похороны крестьянина могут нас растрогать… Но не следует настолько локализовать это событие».
Однако для реалистов крайне важна была именно такая «локализация». Курбе создал современный, легко узнаваемый образ, запечатлев на полотне людей и реалии своего времени.
Кроме того, он акцентировал внимание на самом процессе похорон человека, а не на его деяниях или на посмертной участи его души (как это делалось раньше). При этом личность покойного здесь остается анонимной, превращаясь в собирательный образ смерти
Это делает картину осовремененным вариантом очень популярного в Средние века сюжета, известного под названием Пляски Смерти.
Социальный документ
1. Фигуры с обнаженными головами, расположенные по краям композиции, — это два деда Курбе, к тому времени уже покойные. Они наблюдают за похоронами с видом доброжелательных хозяев. |
2. Четыре человека в широкополых шляпах, стоящие слева, только что принесли гроб. Личность каждого из них можно установить. Ближним к нам, например, изображен скрипач, знакомый по картине «Послеобеденный отдых в Орнане». |
3. В соответствии с католической традицией, во время погребальной церемонии мужчины и женщины должны стоять отдельно. Среди женских фигур мы можем отыскать мать Курбе и трех его сестер. |
4. Многие критики полагали, что красные лица двух церковных сторожей свидетельствуют об их пристрастии к спиртному и включены в композицию для того, чтобы усилить антиклерикальное звучание картины. |
Смерть
В 1871 году Курбе поддержал Парижскую коммуну. Его назначили комиссаром по культуре, в обязанности которого входила защита произведений искусства во время осады Парижа. Пользуясь служебным положением, художник предложил снести Вандомскую колонну, которая якобы производила «впечатление кровавого ручья в мирном саду».
Вандомская колонна
В декрете о сносе памятника сказано, что
18 мая 1871 года колонну снесли, а 10 дней спустя пала Коммуна. Последователей либо казнили, либо арестовывали. Первое время Курбе удавалось избегать наказания. 30 мая полиция обыскала его мастерскую, конфисковала 106 полотен. 7 июня Гюстава поймали. За низвержение Вандомской колонны его приговорили к шести месяцам лишения свободы. Также художнику предстояло возместить деньги, потраченные на восстановление памятника.
Могила Гюстава Курбе
Курбе пришлось распродать картины, но вырученных средств не хватило. Не желая обанкротиться из-за ежегодных выплат в размере 10 тысяч франков, 23 июля 1873 года художник сбежал в Швейцарию.
Подорванное здоровье, а именно развившиеся геморрой и водянка превратили последние годы жизни Курбе в ад. Смерть застала его за день до 1878 года, 31 декабря 1877-го.
Реалист-бунтарь
Академическая традиция живописи XIX века требовала, чтобы на больших объемных холстах изображались только исторические, библейские или мифологические сюжеты. Однако Курбе игнорировал эти правила и рисовал на больших полотнах знакомые ему из детства сцены сельского быта. По мнению художника, сюжеты, описывающие современность Франции, заслуживали таких больших форматов.
Академия изящных искусств и посетители Парижского салона считали такие обыденные сюжеты низкими и простонародными. Так, крупноформатная картина Курбе «Похороны в Орнане» встретила полное непонимание и возмущение публики. Картина размером более трех метров в высоту и более шести метров в ширину была выставлена в Парижском салоне 1850-1851 годов. На ней, как считают искусствоведы, художник мог изобразить похороны своего деда.
Курбе любил провоцировать аудиторию, раздвигая границы приличия в искусстве. В 1856 году он написал «Девушек на берегу Сены», две героини которой в беспорядочной одежде свободно лежат под деревом у реки. Это шокировало публику. Аналогичную реакцию получила другая картина Курбе «Женщина с попугаем», на которой художник в реалистической манере изобразил свою обнаженную натурщицу.
Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption «Женщина с попугаем» Гюстава Курбе
Картина Курбе «Возвращение с приходской конференции», на которой были изображены пьяные священники, непринужденно беседующие на проселочной дороге, была отвергнута на Салоне 1863 года как «грубо попирающая нормы религиозной морали». Выставлять ее художнику запретили.
На следующий год Курбе хотел выставить ныне исчезнувшую работу «Венера и Психея», но Салон отверг и ее за непристойность.
Решена загадка скандальной эротической картины «Происхождение мира»
Картина «Происхождение мира», на которой Курбе изобразил тело женщины с раздвинутыми ногами и ее половые органы, из-за чрезмерной сексуальной откровенности долгое время вообще нигде не выставлялась и впервые была показана широкой публике только в конце XX века.
Примечания
- [www.musee-orsay.fr/en/collections/index-of-works/notice.html?no_cache=1&nnumid=924 Gustave Courbet — Un enterrement à Ornans] (HTML). Musée d’Orsay. Проверено 3 ноября 2012. [www.webcitation.org/6DHAOyfFb Архивировано из первоисточника 29 декабря 2012].
- [www.musee-orsay.fr/en/collections/works-in-focus/search/commentaire/commentaire_id/un-enterrement-a-ornans-130.html?no_cache=1 Gustave Courbet — Un enterrement à Ornans / A Burial at Ornans] (HTML). Musée d’Orsay. Проверено 3 ноября 2012. [www.webcitation.org/6DHAQ2xfd Архивировано из первоисточника 29 декабря 2012].
- Michael Fried. [books.google.com/books?id=kBdybhvrd4kC&pg=PA111 Courbet’s Realism]. — University of Chicago Press, 1992. — С. 378. — 111—121 с. — ISBN 9780226262154.
- [www.pbs.org/wgbh/cultureshock/flashpoints/visualarts/courbet_a.html Gustave Courbet’s «A Burial at Ornans»] (HTML). Public Broadcasting Service, www.pbs.org. Проверено 4 ноября 2012. [www.webcitation.org/6DHARNpox Архивировано из первоисточника 29 декабря 2012].
- [impressionnisme.narod.ru/COURBET/courbet29_about.htm Гюстав Курбе «Похороны в Орнане»] (HTML). impressionnisme.narod.ru. Проверено 4 ноября 2012. [www.webcitation.org/6DHAS1x7O Архивировано из первоисточника 29 декабря 2012].
- [slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/%22%D0%9F%D0%BE%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%8B%20%D0%B2%20%D0%9E%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B5%22/ «Похороны в Орнане»] (HTML). Словарь изобразительного искусства на slovari.yandex.ru. Проверено 4 ноября 2012. [www.webcitation.org/6DHASryX1 Архивировано из первоисточника 29 декабря 2012].
Биография
Гюстав Курбе родился в 1819 году в Орнане, городке с населением около трёх тысяч человек, расположенным во Франш-Конте, в 25 км от Безансона, около швейцарской границы. Его отец, Режис Курбе, владел виноградниками около Орнана. В 1831 году будущий художник начал посещать семинарию в Орнане. Утверждается, что его поведение столь контрастировало с тем, что ожидалось от семинариста, что никто не брался отпускать ему грехи. Так или иначе, в 1837 году по настоянию отца Курбе поступил в Collège Royal в Безансоне, что, как надеялся его отец, должно было подготовить его к дальнейшему юридическому образованию. Одновременно с обучением в коллеже, Курбе посещал занятия в Академии, где его учителем был Шарль-Антуан Флажуло, ученик крупнейшего французского художника-классициста Жака-Луи Давида. В 1839 году он отправился в Париж, дав отцу обещание, что будет изучать там юриспруденцию. в Париже Курбе познакомился с художественной коллекцией Лувра. На его творчество, в особенности раннее, большое влияние впоследствии оказали малые голландцы и испанские художники, в особенности Веласкес, у которых он заимствовал общие тёмные тона картин. Курбе не стал заниматься юриспруденцией, а вместо этого начал занятия в художественных мастерских, прежде всего у Шарля де Штейбена. Затем он отказался от получения формального художественного образования и стал работать в мастерских Суисса и Ляпена. В мастерской Суисса не было специальных занятий, студенты должны были изображать обнажённую натуру, и их художественные поиски не ограничивались. Такой стиль обучения хорошо подходил Курбе. В 1444 году первая картина Курбе, «Автопортрет с собакой», была выставлена в Парижском салоне (все остальные картины были отвергнуты жюри). С самого начала художник показал себя крайним реалистом, и чем далее, тем сильнее и настойчивее следовал по этому направлению, считая конечной целью искусства передачу голой действительности и жизненной прозы и пренебрегая при этом даже изяществом техники. В 1840-х годах он написал большое количество автопортретов. Между 1844 и 1847 годами Курбе несколько раз посетил Орнан, а также путешествовал в Бельгию и Нидерланды, где ему удалось установить контакт с продавцами живописи. Одним из покупателей его работ был голландский художник и коллекционер, один из основателей Гаагской школы живописи Хенрик Виллем Месдаг. Впоследствии это заложило основы широкой известности живописи Гюстава Курбе за пределами Франции. Примерно в это же время художник устанавливает связи в парижских артистических кругах. Так, он посещал кафе Brasserie Andler (находившееся непосредственно около его мастерской), где собирались представители реалистического направления в искусстве и литературе, в частности, Шарль Бодлер и Оноре Домье. В конце 1840-х годов официальным направлением французской живописи все ещё был академизм, и работы художников реалистического направления периодически отвергались устроителями выставок. Так, в 1847 году все три работы Курбе, представленные в Салон, были отвергнуты жюри. Более того, в этом году жюри Салона отвергло работы большого числа известных художников, включая Эжена Делакруа, Домье и Теодора Руссо, так что они вынашивали планы о создании собственной выставочной галереи. Планы не осуществились из-за начавшейся революции. В результате в 1848 году все семь работ Курбе, представленных жюри, были выставлены в Салоне, но ему не удалось продать ни одну картину. При уме и значительном таланте художника, его натурализм, приправленный, в жанровых картинах, социалистической тенденцией, вызвал много шума в артистических и литературных кругах и приобрёл ему немало врагов (к ним относился Александр Дюма-сын), хотя также и массу приверженцев, к числу которых принадлежал известный писатель и теоретик анархист Прудон. В конце концов, Курбе стал главой реалистической школы, возникшей во Франции и распространившейся оттуда в другие страны, особенно в Бельгию. Уровень его неприязни прочих художников дошла до того, что в течение нескольких лет он не участвовал в парижских салонах, а на всемирных выставках устраивал из своих произведений особые выставки, в отдельных помещениях. В 1871 Курбе примкнул к Парижской коммуне управлял при ней общественными музеями и руководил низвержением Вандомской коллонны. После падения Коммуны, отсидел, по приговору суда, полгода в тюрьме; позже был приговорён к пополнению расходов по восстановлению разрушенной им колонны. Это заставило его удалиться в Швейцарию, где он и умер в нищете в 1877.
История и описание
Орнан — город, где родился Курбе. Коммуна Орнан находится на востоке Франции, в провинции Франш-Конте, недалеко от границы со Швейцарией. На картине изображены похороны на новом кладбище в Орнане, которое начало функционировать в сентябре 1848 года. По разным версиям, Курбе мог изобразить на этой картине похороны либо своего деда по материнской линии Удо (Oudot
), либо своего двоюродного деда Клода-Этьена Теста (Claude Etienne Teste ).
Картина была представлена на Парижском салоне 1851 года и вызвала очень бурную реакцию зрителей и критиков. Главным образом, большинство высказывавшихся считали, что обычные сельские похороны недостойны такого масштабного полотна. Многие издевались над картиной — например, критик К. Виньон писал:
Огромное чёрное полотно, занимающее много места, сразу же привлекает к себе внимание… В самом деле, это удивительно безобразно. Представьте себе полотно размером в восемь или десять метров, которое кажется вырезанным из другого полотна в пятьдесят метров, потому что все персонажи, выстроившиеся как по линейке на переднем плане картины, находятся в одной плоскости и как бы представляют эпизод огромной декорации
Нет перспективы, расположения, композиции, все правила искусства опрокинуты и облиты презрением. Можно увидеть чёрных мужчин, фигуры которых налеплены на фигуры чёрных женщин, а позади причётники и могильщики с гнусными физиономиями…