Утро в гавани, Клод Лоррен, 1630

Продолжатели дела Петра I

Портрет Екатерины II в зале Запасной галереи европейской живописи XVII — XVIII вв.

Годом основания Эрмитажа считается 1764-й, когда Екатерина II подписала указ о приобретении более чем 300 картин у Иоганна Эрнста Гоцковского, берлинского купца и предпринимателя. За 20 лет императрица сделала свой Эрмитаж — «уединённое место для отдыха» — сопоставимым с лучшими коллекциями искусства того времени как по количеству, так и по качеству отобранных работ.

Художественная политика Екатерины II была продолжена её потомками, двумя внуками — Александром I и Николаем I, которые приобретали целые коллекции в Европе и России. По свидетельству современника, в начале 1850-х годов царь «ежедневно приходил в Эрмитаж и от часу до двух дня, вместе с Бруни и другими, лазил в подвалы, вытаскивал оттуда картины, разбирал, определял и развешивал их».

17 декабря 1837 года Зимний дворец, и Николай I, помимо восстановления дворца, затеял также расширение здания для императорских коллекций. Проект Малого Эрмитажа заказали баварскому архитектору Лео фон Кленце, построившему Глиптотеку и Пинакотеку в Мюнхене. Музей императорских коллекций был торжественно открыт 5 февраля 1852 года.

Во второй половине XIX века наиболее важные приобретения императоры делали в своей стране. В 1886-м в Эрмитаж поступили экспонаты московского Голицынского музея, а в 1914 году — коллекция известного географа и путешественника П. П. Семёнова-Тян-Шанского. После Октябрьской революции 1917 года музей пополнили семейные коллекции князей Юсуповых, графов Строгановых, графов Шуваловых и других знатных семей.

Творчество[ | ]

Вначале Лоррен писал небольшие работы с пасторальными фигурами на холсте или меди; затем — порты, с заходящим солнцем. Со временем под влиянием художников-классиков его композиции становятся всё масштабнее, с литературными сюжетами (сам Лоррен не получил особого образования — был самоучкой; тем не менее, читал и писал на французском и итальянском). В позднем периоде работы художника становятся всё более интимными по характеру и отличаются очень деликатной фактурой (часто это эпизоды «Энеиды» Вергилия).

С большим мастерством художник изображал игру солнечных лучей в различные часы дня, свежесть утра, полуденный зной, меланхолическое мерцание сумерек, прохладные тени теплых ночей, блеск спокойных или слегка колышущихся вод, прозрачность чистого воздуха и даль, застилаемую лёгким туманом. В его творчестве можно различать две манеры: картины, относящиеся к ранней поре его деятельности, писаны сильно, густо, в теплых тонах; позднейшие — более плавно, в холодноватом тоне. Фигуры, которыми обыкновенно оживлены его пейзажи, принадлежат, в основном, не его кисти, а его друзей — Ф. Лаури, Я. Миля, Фр. Аллегри и Н. Колонбеля.

Лоррен, в отличие от Пуссена, выходил за рамки метафизического (читай — академического) пейзажа. В его работах всегда важен свет. Он — первый, кто исследовал проблему солнечного освещения, утреннего и вечернего; первый, кто серьёзно заинтересовался атмосферой, её светонасыщенностью. Его работы оказали влияние на развитие европейского пейзажа, в частности, на английского художника Уильяма Тёрнера (нач. XIX века).

В последние десятилетия (1660—1680) Лоррен работает медленнее, но всегда с успехом. К этому периоду относятся «Времена суток». В поздних работах Лоррен сам пишет фигуры. Он их помещает в воображаемые строения; тематически — это вольные интерпретации римских поэтов, особенно Овидия и Вергилия: «Вид берега Делоса с Энеем», (1672, Национальная галерея, Лондон), «Парнас» (Музей изящных искусств, Бостон).

Последняя работа Лоррена — «Асканий, охотящийся на оленя Сильвины» (Музей Эшмола, Оксфорд) закончена в год смерти художника и считается настоящим шедевром.

Либо движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, вышедших из его мастерской, или, быть может, с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Лоррен воспроизвёл большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром, и составил из таких эскизов сборник, под заглавием «Liber veritatis» («Книга истины», 200 рисунков; находился у герцога Девонширского, в Англии). Этот сборник был впоследствии, в 1774 году, издан в гравюрах-факсимиле Ричардом Ирломом. Отлично владея гравировальной иглой, в 1630—1662 годах Лоррен исполнил сам 46 гравюр со своих картин.

Картины Лоррена имеются почти во всех крупных галереях Европы. Особенно много их в общественных и частных коллекциях Англии, Лувре, палаццо Дориа в Риме, мюнхенской пинакотеке, Дрезденской галерее и в Эрмитаже Санкт-Петербурга; в последнем находится 12 картин, в том числе «Четыре времени суток», едва ли не самые замечательные из всех произведений художника.

И. В. Гёте в разговоре со своим секретарём И. П. Эккерманом о творчестве художника заметил:

— Здесь перед вами совершенный человек, — сказал Гёте, — он умел не только мыслить, но и воспринимать прекрасное, в душе же его всякий раз рождался мир, редко встречающийся в действительной жизни. Его картины проникнуты высшей правдой, но правдоподобия в них нет. Клод Лоррен до мельчайших подробностей изучил и знал реальный мир, однако это знание было для него лишь средством выражения прекрасного мира своей души. Подлинно идеальное и состоит в уменье так использовать реальные средства, чтобы сотворенная художником правда создавала иллюзию действительно существующего.

Начало коллекции

Бюст Петра I в зале Запасной галереи европейской живописи XVII — XVIII вв.

История возникновения и формирования крупнейшей мировой сокровищницы памятников искусства и культуры начинается с Петра I. Царь-реформатор первым приступил к систематическому коллекционированию произведений искусства: от археологических находок до картин и скульптур, часто создававшихся его современниками по специальному заказу.

Самым ранним свидетельством о купленных и отправленных в Санкт-Петербург картинах считается письмо царя от 4 мая 1707 года к графу Фёдору Апраксину.  Известно также, что во время второго путешествия в Западную Европу в 1716-1717 года царь приобретал произведения искусства. Дипломатические представители России стали получать от Петра I задания:

«Ежели какие письма хорошие или статуи… станут продават дешево и таких вещей не пропускат но покупать на нас».

Первую крупную партию картин из Амстердама — 128 работ — отправил торговый агент Осип Соловьёв в 1716 году. Среди них работа Рембрандта «Прощание Давида с Ионафаном», которая и сейчас хранится в Эрмитаже.

Петровская коллекция насчитывает примерно 400 произведений. Они были рассеяны по дворцам в Петербурге и Петергофе (Монплезир, Малый Эрмитаж), где не всегда были подходящие условия для хранения картин. Это привело к утрате части произведений ещё в XVIII веке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: