«искусство цвета»: оптические эффекты, которые работают в дизайне

Декупажи Матисса — шутка или гениальное открытие?

Матисс, оказавшись в 1941 году прикованный к инвалидному креслу после операции по удалению кишечного рака, лишился возможности работать стоя. Но это привело его к изобретению нового изобразительного способа — к так называемой технике «декупажа».

В ход пошли ножницы и бумага, раскрашенная гуашью. Вырезая абстрактные фигуры животных, людей, растений, Матисс создавал из них композицию и оформлял в виде коллажей. Произведения отличались своим минимализмом и лаконичностью, что вызывало споры. Вырезанные птицы, растения, рыбки и условные формы имели детскую произвольность, но когда они оказывались внутри единой композиции, все недостатки становились преимуществом: они добавляли динамики, усиливали форму.

Пловец в аквариуме, 1947 Икар, серия Джаз, 1947 Похороны Пьеро, 1947 Венок, 1953 Голубая обнаженная, 1953

Открытие для того времени оказалось инновационным и дерзким — в стиле Матисса. Как и всегда художник всех шокировал своей «изобретательностью», однако сам он был счастлив, что наконец нашел идеальное средство выразительности через цвет. Коллажам Матисс посвятил книгу «Джаз», которая содержит отпечатки работ в этом стиле.

В 1948 году перед Матиссом открылась возможность спроектировать дизайн для капеллы Розария, где он использовал технику декупажа с декоративной целью. В этом стиле он продолжал работать вплоть до кончины в 1954 году.

Профилактика появления разноцветных кругов

Так как радужные ореолы сами по себе не являются заболеванием, их профилактика направлена на принятие различных мер против тех болезней, которые они сопровождают. Этому может способствовать здоровый образ жизни: правильное сбалансированное питание, регулярные спортивные занятия, а также отказ от приема алкоголя и других вредных привычек. По мере возможности нужно как можно больше времени гулять на свежем воздухе и максимально снизить зрительные нагрузки — проводить меньше времени за телевизором, смартфоном и компьютером. Кроме того, офтальмологи призывают обеспечить достаточный уровень освещения на рабочем месте, ежедневно выполнять гимнастику для глаз и соблюдать гигиену органов зрения.

Голубая обнажённая I и Голубая обнажённая II (1952)

В конце жизни Матисс увлекался различными техниками. Его привлекал коллаж, аппликация и декупаж. Он брал листы бумаги, окрашивал их гуашью различных цветов, а потом вырезал фигуры для своих работ.

Серия картин «Голубая обнажённая» была создана в 1952 году. Вырезанная из синей бумаги лаконичная женская фигура с запрокинутыми руками и скрещенными ногами имеет несколько вариаций.

Фигура, наклеенная на белом фоне, смотрится очень гармонично. Это скорее не рисунок, а двухмерное изображение изысканной скульптуры. Чтобы изобразить эту удивительную гармонию, Матисс проделал титанический труд. На поиски формы и цвета ушло немало времени, пока было найдено их идеальное сочетание.

11

Световая фаза фотосинтеза

Чтобы лучше понять, что происходит во время фотосинтеза, разберём фазы фотосинтеза. Световая фаза фотосинтеза включает в себя фотохимические и фотофизические процессы, и может быть поделена на три этапа:

  1. Фаза поглощения — энергия света улавливается при помощи светособирающих комплексов, переходит в энергию электронного возбуждения пигментов, передаётся в реакционный центр фотосистем I и II. 
  2. Фаза реакционных центров — энергия электронного возбуждения пигментов светособирающих комплексов используется для активации реакционных центров фотосистем. В реакционном центре электрон от возбуждённого хлорофилла передаётся другим компонентам электрон-транспортной цепи, пигмент после отдачи электрона переходит в окисленное состояние и становится способным, в свою очередь, отнимать электроны у других веществ. Именно в этом процессе происходит преобразование физической формы энергии в химическую.
  3. Фаза электрон-транспортной цепи — электроны переносятся по цепи переносчиков, образуются АТФ, НАДФН, O2. Необходимо, чтобы каждый переносчик электрон-транспортной цепи поочерёдно восстанавливался и окислялся, обеспечивая таким образом перенос энергии электронов. Любой этап переноса электрона сопровождается высвобождением или поглощением энергии. Часть энергии теряется. На некоторых участках электрон-транспортной цепи перенос электрона сопряжён с переносом протона.

Для того чтобы понять, что происходит во время фазы фотосинтеза, рассмотрим эти процессы подробнее. Кванты света улавливаются светособирающими комплексами фотосистемы I — молекула хлорофилла в составе светособирающего комплекса переходит в возбуждённое состояние, и энергия передаётся в реакционный центр фотосистемы I. Происходит возбуждение молекул хлорофилла фотосистемы I,   отщепляется электрон. Пройдя по цепочке внутренних компонентов фотосистемы I и внешних переносчиков, электрон в конце концов попадает к НАДФ+ — образуется восстановитель НАДФН. Получается, что хлорофилл фотосистемы I отдал электрон и приобрёл положительный заряд, и для дальнейшего функционирования необходимо восстановить нейтральность молекулы, получить электрон, чтобы закрыть «дырку». Этот электрон приходит от фотосистемы II.

На светособирающие комплексы фотосистемы II попадают кванты света — происходит возбуждение молекулы хлорофилла фотосистемы II, молекула хлорофилла отдаёт электрон и переходит в окисленное состояние. Нехватку электрона хлорофилл восполняет благодаря фотолизу воды, при этом образуется протоны H+, а также важный побочный продукт фотосинтеза — кислород. По цепи переносчиков электрон от хлорофилла фотосистемы II попадает к хлорофиллу реакционного центра фотосистемы I и восстанавливает его. Теперь этот хлорофилл может снова поглощать энергию кванта света и отдавать электрон в электрон-транспортную цепь.

Протоны, попадающие во внутритилакоидное пространство, используются для синтеза АТФ. С помощью фермента АТФ-синтазы за счёт градиента протонов образуется АТФ из АДФ и фосфата. Под градиентом понимают неравномерное распределение: во внутритилакоидном пространстве H+ больше, в строме — меньше. Поэтому частицы стремятся проникнуть в строму, переходят в неё через АТФ-синтазу, а в процессе пути сквозь белковый комплекс отдают ему часть энергии, которая и используется для синтеза АТФ. 

Что такое «матовое стекло»?

«Матовые стекла» — это участки уплотнения легочной ткани, которые хуже пропускают X-Ray лучи. По-другому их называют очагами уплотнения ткани легких. На томограммах такие области напоминают светлые пятна или мутноватый налет. Очаги по типу «матового стекла» свидетельствуют о том, что альвеолы легких заполнены жидкостью (транссудатом, кровью), а не воздухом. Также они могут свидетельствовать о снижении пневматизации легких из-за фиброзных изменений. Альвеолы участвуют в газообмене, снабжают клетки кислородом и выводят углекислый газ, поэтому заполнение их полости жидким веществом или клетками соединительной ткани недопустимо.

Если общая площадь «матовых стекол» увеличивается, это свидетельствует о прогрессирующем инфекционно-воспалительном заболевании. Пациента начинает беспокоить нехватка воздуха, одышка, кашель.

Как Матисс изменил искусство ХХ века и повлиял на творчество других

Осознать масштаб влияния Матисса сложно: выразительные формы, открытые им, окружают нас везде в повседневности. Цветовые палитры, приемы и техники закрепились в прикладном дизайне, и более того: стали его отправной точкой. Его «декупажи» с понятными формами и цветами, упрощенными до основы, имели графический характер. Матисс одним из первых осознал декоративную силу живописи, которая доступна каждому, кто чувствует красоту, а не только избранным ценителям. Живопись, способная воздействовать только линиями и красками, образующими единую симфонию красоты.

Пионерами современного искусства принято считать Пикассо, Поллока или Ротко. Но раньше всех них Матисс отказался от традиционной живописи, что прибавило смелости будущим поколениям художников. Он дал негласное разрешение творить так, как хочет сам живописец, не бояться критики и выражать себя.

Приемы Анри можно узнать в работах многих уважаемых художников. Сочетание ярких красок и плоские силуэты, условно обозначающие объект, искаженная перспектива, люди, написанные синим и коралловым цветом, — все эти особенности можно увидеть в работах Милтона Эвери. Если же вам довелось познакомиться с картинами Дэвида Хокни, то в его пестрых пейзажах непременно можно уловить влияние фовизма. Вибрирующие и праздничные полотна Мириам Шапиро также отсылают к известным приемам француза. Влияние послевоенного стиля декупажей заметен в работах Эллсворта Келли и в инсталляциях Джуди Пфафф.

Знаменитую улитку Матисса дизайнеры и модельеры использует практически как настольную книгу. Например, Пол Смит делился, что часто обращается к ней в поиске вдохновения: бери оттуда любые цвета и они будут прекрасно сочетаться друг с другом.

Улитка, 1953

Поразительно, насколько этот великий художник был одержим своей главной идеей на протяжении всей жизни: «чем проще средство — тем сильнее выражено чувство». Он никогда не переставал открывать новое и искать способы упрощения формы до ее естественного состояния.

Не требует долго копаться в себе, чтобы понять, какое воздействие оказывают на нас работы Матисса — эти чувства абсолютно искренние. Удивительно, что более 100 лет спустя они остаются источником вдохновения для многих людей и отголоски его идей можно увидеть повсюду.

Матисс окружает нас во всем.

Интересные факты:

  • Каждый год Матисс дарил Делекторской по одному портрету. Так у Лидии их скопилась целая коллекция. Многие картины она дарила Советскому Союзу, куда ей так и не удалось вернуться.
  • Не кажется ли вам узор скатерти из «Красной комнаты» знакомым? А если представить его в голубом цвете? Картина изначально была в тех же тонах, что и «Натюрморт с голубой скатертью». Накануне выставки Матиссу полотно показалось недостаточно декоративным, и он перекрасил его в красный.
  • Пабло Пикассо очень бережно относился к картинам, подаренным Матиссом: каждое полотно он относил для сохранности в сейф.
  • При поддержке семьи Стайнов Матисс основал свою Академию искусств. Молодые и амбициозные художники ринулись туда, в надежде научиться писать как Матисс — так же смело и революционно. Однако к своему удивлению обнаружили все тот же классический подход, что был в остальных школах и академиях. Матисс был убежден: без прочной академической основы настоящего художника быть не может.
  • В  1920 году  по заказу известного театрального деятеля Сергея Дягилева Матисс стал автором эскизов костюмов и декораций для балета «Песнь Соловья»
  • За два дня до кончины Матисс пережил микроинсульт. Делекторская вспоминала, как зашла к нему накануне смерти в спальню и произнесла: «В другой день Вы бы сказали: давайте карандаш и бумагу» на что он ответил: «Давайте карандаш и бумагу»

Идеи Матисса, взращенные на простоте и самобытности, питают искусство и сегодня.

Две его наиболее сильные работы («Окно» и «Розовый мраморный стол»), изображающие предметы интерьера, были написаны в дни войны. Художники в то время были полны эмоций, которые выплескивали на холсты, в то время как Матисс просто писал, что видел, не обращая никакого внимания на то, что творилось за окном. Он будто отключил себя, свое восприятие, свое искусство от общества. Именно это и есть ключевой принцип модернизма: не выражать эмоций, быть отрешенным и воспевать объект в пределах листа.

Кроме прочего, Матисс неустанно изобретал новые формы искусства. Самым известным его изобретением стал декупаж, при помощи которого создана картина «Голубая обнаженная». Процесс создания он называл «рисованием ножницами». В этой работе его умение работать с геометрическими формами и упрощать вышло на новый уровень

Матисс повлиял на многих мастеров, в особенности это касается кубистов, и в частности Пикассо. Нынешнее современное искусство базируется на простоте, открытой Матиссом. В наше же время все, что называется современным искусством, несет на себе влияние Матисса, даже когда художник об этом и не помышлял.

А на вас оказал влияние Анри Матисс?

Субъективное отношение к цвету

Хотя Иттен и придумал системную теорию цвета, он считал очень важными и субъективные цвета — те цвета, которые кажутся гармоничными конкретному человеку.

Субъективные цвета показывают, как художник чувствует, какой у него характер и образ мысли. Например, с помощью них Винсент ван Гог и Жорж де ла Тур выражали свои эмоции и то, как они смотрят на окружающий мир. Но найти эти цвета не так просто:

Многие люди не желают никому показывать, каковы они на самом деле. Люди, профессионально работающие с цветом, часто с большими мучениями находят свой «субъективный вариант». Иногда упражняющиеся в этой работе реализуют только свои пожелания — они пишут дополнительными цветами или цветами, интересными с точки зрения моды, вместо того чтобы отразить в них себя.

Иоханнес Иттен

Субъективные цвета не отменяют объективные законы цвета. Если дизайнер решит сделать для лапши пакет с синими горошинами, с большой вероятностью продукт никто покупать не станет — хотя дизайнеру и нравятся синие горошины, они не подходят для оформления упаковки лапши.

Также субъективные цвета помогают дизайнерам понять, смогут ли они справиться с задачей клиента или нет. Особенно если речь идёт о модной одежде, в которой цвет всегда был очень важен:

Радужные круги перед глазами: как избавиться?

Сами по себе цветные ореолы перед глазами не являются болезнью. Они только свидетельствуют о наличии какого-либо нарушения в организме человека. Чтобы избавиться от этого дискомфортного явления, первоначально необходимо определить причину его возникновения. При диагностировании глаукомы или катаракты, как правило, применяется комплексное лечение: хирургическое и медикаментозное.

При различных неврологических и психиатрических расстройствах пациент проходит комплексный курс реабилитации. Следует отметить, что заниматься самолечением категорически запрещено. Если перед глазами систематически появляются круги, нужно как можно скорее обратиться за медицинской помощью.

Цветовое воздействие

Цвет всегда используется в контексте. Иттен считает, что мозг может по-настоящему воспринимать цвета только с помощью сравнений и контрастов. Например, светло-серый квадрат на белом фоне кажется тёмным, а на чёрном — светлым. Этот эффект Иттен и называет цветовым воздействием:

Иллюстрация: Skillbox Media

Цвета не будут искажаться, если они обладают сильной контрастностью. Во всех остальных случаях они будут казаться ярче или тусклее.

Жёлтый цвет на белом фоне кажется темнее, производит впечатление нежного тепла. На чёрном фоне он кажется светлым и приобретает агрессивный характер. Иллюстрация: Skillbox Media

Теории цветового зрения

Трехкомпонентная теория

Основывается на принципе трихроматического аддитивного смешения. Согласно этой теории, три типа колбочек (чувствительны к красному, зеленому и синему цвету) работают как независимые рецепторные системы. Сравнивая интенсивность сигналов от трех типов колбочек, зрительная сенсорная система производит «виртуальное аддитивное смещение» и вычисляет истинный цвет. Авторы теории — Юнг, Максвелл, Гельмгольц.

Теория оппонентных цветов

Предполагает, что любой цвет можно однозначно описать, указав его положение на двух шкалах — «синий-желтый», «красный-зеленый». Цвета, лежащие на полюсах этих шкал, называют оппонентными. Эта теория подтверждается тем, что в сетчатке, ЛКТ и коре существуют нейроны, которые активируются, если их рецептивное поле освещают красным светом и тормозятся, если свет зеленый. Другие нейроны возбуждаются при действии желтого цвета и тормозятся при действии синего. Предполагается, что сравнивая степень возбуждения нейронов «красно-зеленой» и «желто-синей» системы, зрительная сенсорная система может вычислить цветовые характеристики света. Авторы теории — Мах, Геринг.

Таким образом, существуют экспериментальные доказательства обеих теорий цветового зрения. В настоящее время считается. Что трехкомпонентная теория адекватно описывает механизмы цветовосприятия на уроне фоторецепторов сетчатки, а теория оппеонентных цветов – механизмы цветовосприятия на уровне нейронных сетей.

Описание картины

Полотно «Красные рыбки» выполнено в ярких насыщенных цветах, а представленная композиция лишена пропорций и симметрии. Однако цветовая палитра довольно мягкая в сравнении с буйством красок фовизма, даже слегка приглушённая, передающая настроение. Центральная фигура — стол, нарисованный в форме круга, что обычно указывает на вид сверху. Но пририсованная с краю ножка столика даёт понять, что перед смотрящим боковое изображение. К тому же аквариум отображён таким образом, что рыбок можно рассмотреть в отражении поверхности воды и сбоку, как нельзя было бы увидеть, если смотреть сверху.

Такой нелогичный подход отнюдь не искажает изображение, а, наоборот, композиция смотрится гармонично и стройно. Символичный элемент картины — это круг. В этой форме изображён стол, аквариум, листки растений, ножка столика, ограждение парка, даже рыбки в аквариуме двигаются в круговом направлении, что можно интерпретировать как символ бесконечности. Яркие краски, колоритность и контрастность картины тем не менее не лишают её реалистичности. В ней присутствует особая правдивость, какая только может быть выражена глазами ребёнка — непосредственность и восхищение рыбками.

Сегодня картина принадлежит музею изобразительного искусства им. А. С Пушкина, который находится в Москве. Попало произведение туда в 1912 году с помощью С. И. Щукина — друга Матисса, приобретшего её непосредственно у автора.

Предыдущая
АквариумВоздушно-пузырьковая водяная панель: устройство, составные элементы и сборка, применение в интерьере
Следующая
АквариумАксессуары для аквариума: общие характеристики основных и вспомогательных принадлежностей

Описание картины

Полотно «Красные рыбки» выполнено в ярких насыщенных цветах, а представленная композиция лишена пропорций и симметрии. Однако цветовая палитра довольно мягкая в сравнении с буйством красок фовизма, даже слегка приглушённая, передающая настроение. Центральная фигура — стол, нарисованный в форме круга, что обычно указывает на вид сверху. Но пририсованная с краю ножка столика даёт понять, что перед смотрящим боковое изображение. К тому же аквариум отображён таким образом, что рыбок можно рассмотреть в отражении поверхности воды и сбоку, как нельзя было бы увидеть, если смотреть сверху.

https://youtube.com/watch?v=gbvfubGTJYo

Такой нелогичный подход отнюдь не искажает изображение, а, наоборот, композиция смотрится гармонично и стройно. Символичный элемент картины — это круг. В этой форме изображён стол, аквариум, листки растений, ножка столика, ограждение парка, даже рыбки в аквариуме двигаются в круговом направлении, что можно интерпретировать как символ бесконечности. Яркие краски, колоритность и контрастность картины тем не менее не лишают её реалистичности. В ней присутствует особая правдивость, какая только может быть выражена глазами ребёнка — непосредственность и восхищение рыбками.

Сегодня картина принадлежит музею изобразительного искусства им. А. С Пушкина, который находится в Москве. Попало произведение туда в 1912 году с помощью С. И. Щукина — друга Матисса, приобретшего её непосредственно у автора.

Философия цвета Матисса

Но чего именно стремился достичь Матисс своими экспериментами с цветом? Для многих людей искусство Анри до сих пор остается загадкой — ведь «так может нарисовать ребенок». И в этом заключается главный парадокс: Матисс стремился создать искусство, которое будет понятно всем, не требующее подготовки для понимания символов и сложного содержания.

Анри хотел найти цвет, передающий радость или спокойствие, гармонию или веселье, печаль или напряженность. Его роль как исследователя заключалась в изучении воздействия цвета на человека. Он намеренно искажал перспективу и объем предметов — эту функцию восполняла контрастность одной фактуры с другой. Даже крупные мазки неслучайны на картинах — то, как они поставлены, задает динамику картине.

Несмотря на красочность работ Матисса, особенно в его «дикий» период, бунтарем его мало кто мог назвать. Благополучный семьянин, отец троих детей, который мало с кем делился подробностями своей личной жизни, он держался очень достойно на людях и казался скромным, глубоким человеком. Матисс всегда солидно выглядел — строгий костюм, аккуратно подстриженная борода, чему он в том числе обязан своей жене, которая не терпела неопрятности. Познакомившись с Анри, никто не мог бы подумать, что авторство столь красочных полотен принадлежало ему. Вероятно, весь яркий спектр эмоций он выплескивал на холст, а не отражал в своем образе жизни. С другой стороны, живопись и была его образом жизни.

Женщина, сидящая спиной к открытому окну, 1922

Матисс в первую очередь работал с выразительностью, с образом, который не всегда мог совпадать с действительностью. Женщины часто были его моделями, однако картины с ними многим казались отталкивающими. Матисс выражал красоту отдельно от модели, даже отдельно от физической реальности. Инструментом выразительности мог быть контекст, в который помещена модель, орнамент, палитра, линии. И все детали такой композиции работали на формирование определенного образа. Однажды у Матисса спросили: «Неужели вам нравятся такие женщины?» на что он ответил: «Повстречайся мне такая женщина, я бежал бы без оглядки. Но я рисую не женщин, а картины».

Стиль Матисса узнаваем не только из-за свойственных ему особенностей написания. Художник был привязан к обычным, на первый взгляд, вещицам: статуэткам, кофейникам, тканям, вазочкам или аквариуму с рыбками. Зачастую фоном на его картинах могли служить собственные же картины. То и дело можно заметить тот или иной предмет на его полотнах, особенно на его известной серии комнат и натюрмортах.

Красные рыбки и скульптура, 1911 Красные рыбки, 1911 Севильский Натюрморт, 1911 Испанский натюрморт, 1911 Красная комната, 1908 Натюрморт с голубой скатертью, 1909

При каких заболеваниях «матовое стекло» проявляется на томограммах?

По данным кафедры лучевой диагностики ММА им. Сеченова, картину «матовости» чаще всего дают пневмонии (вирусные, бактериальные, грибковые), однако инфильтрация легких характерна и для других патологических состояний. Вот только некоторые из них:

  • Альвеолярный протеиноз;
  • Пневмонит;
  • Кровоизлияние;
  • Гранулематозы;
  • Альвеолярный отек;
  • Аллергический альвеолит;
  • Туберкулез;
  • Медикаментозное поражение легких;
  • Инфаркт легкого;
  • Вирусная инфекция;
  • Дерматомиозит;
  • Опухоли;
  • Ревматоидный артериит;
  • Респираторный бронхиолит с ИЗЛ;
  • Синдром Съегрена;
  • Синдром Гудпасчера;
  • Склеродермия.

Оценивая данные КТ легких, врач-рентгенолог дифференцирует заболевания по специфической картине «матовых стекол»: их количеству, локализации, наличию других признаков, по которым возможно определить причину патологических изменений ткани легких. Например, для двусторонней вирусной пневмонии характерно наличие «матовых стекол», расположенных периферически в нижних и задних отделах легких. В более поздней стадии наблюдается консолидация очагов инфильтрации с утолщением перегородок альвеол.

«Матовые стекла» при туберкулезе могут быть расположены рядом с бронхами или диссеминированы — в этом случае наблюдается множество маленьких светлых участков (инфильтратов), хаотично расположенных во всей полости легких. Также при туберкулезе на КТ легких можно обнаружить характерные фиброзные тяжи, ведущие к корню легкого — это перибронхиальное воспаление, признаки лимфостаза с увеличением лимфатических узлов. Единичные участки «матового стекла» малого размера без четкого паттерна какого-либо заболевания могут указывать на новообразование, развивающийся фиброз, аденокарциному (рак) легких.

Иногда «матовые стекла» указывают на сосудистые патологии, которые приводят к сдавливанию альвеолярного пространства. У пациентов с ожирением могут появится в гравитационно-зависимых (нижних) областях легких под воздействием лишнего веса. У здоровых пациентов эффект «матового стекла» может проявиться на томограммах в случае, если сканирование грудной клетки проведено на выдохе (правильно — на глубоком вдохе).

Не принимая в расчет эти погрешности и говоря об истинном синдроме «матового стекла» на КТ легких, отметим, что это признак нефункциональных участков легких. В норме уплотнений и препятствий для дыхания быть не должно, а легочная ткань представлена на томограммах однородным темным цветом. Очень редко «матовые стекла» указывают на индивидуальные особенности организма пациента, например, на нетипичное расположение диафрагмы у новорожденных. Но это единичные случаи, поэтому давайте рассмотрим наиболее распространенные паттерны заболеваний, при которых на томографии встречаются «матовые стекла».

Форма и цвет

Как и цвет, форма обладает своей выразительностью. Поэтому Иттен соотнёс базовые цвета с основными геометрическими фигурами, у которых совпадают их выразительные характеристики.

Квадрат — неподвижная материя, красный цвет.

Треугольник — символ мысли, жёлтый цвет.

Круг — вечное движение духа, синий цвет.

Правила образования вторичных цветов можно применить и к форме. Например, форма оранжевого цвета — трапеция, а форма фиолетового цвета — овал. То же и с субъективностью — Иттен считал, что каждому человеку нравится какая-то своя форма.

Иллюстрация: Skillbox Media

Там, где цвет и форма согласованы в своей выразительности, их воздействие на зрителя удваивается. Картина, воздействие которой определяется главным образом цветом, должна строиться на подчинении формы цвету, а картина, в которой художник придаёт главное значение форме, в своём цветовом решении должна идти от формы.

Иоханнес Иттен

В качестве примера работы с формой Иттен советует посмотреть на разных художников. Например — европейские:

Маттиас Грюневальд стремился к объективности в цвете и форме.

Маттиас Грюневальд. «Ашаффенбургский алтарь», 1519 г. Изображение: Приходская церковь Вознесения Богоматери, Штуппах / Wikimedia Commons

Конрад Витц объективен в цветах, но субъективен в форме.

Конрад Витц. «Святой Христофор», около 1435 г. Изображение: Художественный музей, Базель / Wikimedia Commons

Винсент ван Гог субъективно работал и с цветами, и с формой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: