Любовная лихорадка с перерывом на Италию
Женщины любили ловкого, горячего и хорошо сложенного Теодора, к тому же он был весьма хорош собой, таинственно романтичен и мечтателен. Сам Жерико нуждался в постоянном риске, опасность его заводила и подпитывала творческое горение художника. И случилось ему влюбиться в молодую супругу своего родного дядюшки (брата матери) Александрину Карюэль, которая не смогла сопротивляться и отдалась пылкой страсти. Но всё раскрылось, семья была в ужасе. Романтики склонны к экзальтации – Жерико громко проклинает себя за случившееся и бежит в Италию.
Флоренция, Неаполь и Рим, местные церкви и музеи, потрясения и творческий шок от работ Микеланджело и других мастеров, альбом и карандаш в этот год отвлекали и развлекали художника, но счастливее и веселее он не стал. Кроме одиночества и любовных неурядиц его преследовала жажда грандиозной, масштабной, исторически значимой работы, необходимой обществу.
В 1818 году, не обретя ни капли покоя, Теодор возвращается во Францию и вновь находит Александрину. Их связь снова в центре скандала, родственники увозят молодую женщину, которая уже ждёт ребёнка, в глушь. Впоследствии она родит сына, которого Теодор никогда не увидит. Мальчика на деньги деда (отца Теодора) устроят в приют.
Сочинение-описание по картине «Плот «Медузы» Теодора Жерико
- СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ
- ПО КАРТИНЕ ТЕОДОРА ЖЕРИКО
- «ПЛОТ «МЕДУЗЫ».
Теодор Жерико, Плот «Медузы», 1819г., Лувр, Париж. i
План сочинения:
-
- Историческая основа сюжета картины.
- Процесс создания полотна.
- Описание картины.
- Мое отношение к произведению.
Я хотела бы рассказать о картине Теодора Жерико «Плот «Медузы», написанной в 1819 году. Это произведение трогает меня до глубины души, заставляет испытывать ужас и содрогание при мысли о том, что пришлось пережить героям, изображенным на полотне.
Сюжетом для написания картины послужила реальная трагедия, произошедшая в 1816 году. Фрегат «Медуза» направлялся в Африку, непрофессиональный капитан посадил судно на мель.
Пассажирам судна пришлось эвакуироваться: часть людей села в шлюпки, а ещё 150 человек поместились на плоту, сколоченном из обломков корабля, который шлюпки тянули за собой. На море началась буря, и плот стал совершенно неуправляемым.
Капитан, испугавшись, что в панике люди могли бы попытаться перебраться на шлюпки, принял роковое решение обрубить канат, обрекая тем самым 150 человек на верную смерть. Во время шторма люди гибли в борьбе за безопасное место возле мачты, тот, кто оставался ближе к краю плота, просто падал в воду.
Таким образом, все находящиеся на плоту были вынуждены скитаться по морю две недели, мучившиеся от голода и жажды люди пили соленую морскую воду и поедали трупы умерших, сбрасывали в море больных и раненых. К моменту спасения, высланным для эвакуации с «Медузы» груза барком «Аргус», из 150 человек в живых осталось лишь 15.
Конечно, живопись – вид искусства, рассказывающий о настоящем моменте, во многом скрывающий прошлое и будущее изображаемого события, но картина «Плот «Медузы» не может оставить равнодушным даже того зрителя, который не знает обо всех леденящих душу подробностях этого ужасного кораблекрушения.
Жерико находился в поиске темы для большого полотна, выбирая кровавые и загадочные сюжеты из мифологии и истории.
Воссоздавая в своей мастерской то ужасное событие живописец изучал все доступные ему материалы, встречался с людьми, которые имели информацию о произошедшем. Служивший на фрегате плотник сделал для него уменьшенную копию плота.
Сам Жерико размещал на нём восковые фигурки и искал подходящую композицию, делал наброски и эскизы тел, писал этюды моря и неба. В поисках сюжета живописцем перебирались разные варианты: спасение бедствующих, каннибализм, борьба на плоту. В итоге для изображения было выбрано последнее утро скитания, когда на горизонте показался, еле виднеясь, барк.
Почти все пространство картины занимает дрейфующий в море плот, на котором находятся люди – клубящаяся масса тел. На переднем плане полуобнаженные, почти погруженные в море тела погибших.
Выжившие устремлены вперед, их лица скрыты от нас, все они смотрят куда-то на горизонт: там, вдали показалась еле заметная точка – силуэт корабля, призрак надежды на спасение. Вокруг плота беспощадное море, справа поднимается тяжелая грозная волна, утреннее небо затянуто темными мрачными тучами.
Человек перед лицом бушующей стихии, борьба между жизнью и смертью, ускользающая в утренней морской дымке надежда – эта картина будто обращается к каждому, кто смотрит на неё, к людям вообще. 35 кв.м.
полотна – это портал между миром плота «Медузы» и нашим, художник дает возможность зрителю ступить на эту колеблющуюся поверхность, почувствовать, осознать, что все мы – пассажиры этого хрупкого судна.
Теодор Жерико, как яркий представитель романтизма, раскрывает глубинную идею произведения именно посредством принципов этого эстетического направления. Тут и отрешенный от всего мира герой, если воспринимать плот и его пассажиров как единое целое, и противоборство этого героя с миром, его противостояние стихии.
Я, глядя на эту картину, вспоминаю иллюстрации из Библии, изображение великого потопа. Господь наказал людей за грехи.
Но в трагедии «Медузы» виновны вовсе не пассажиры, которые, ступая на борт, не могли и подумать, что им предстоит пережить и что вернуться из плавания совсем немногие. И все же нельзя отрицать присутствие религиозной тематики в произведении.
На картине я вижу надежды, веру – корабль на горизонте и спасение близко! Судьба человека трагична, он мал и беспомощен, но вместе с тем прекрасен и заслуживает милосердия.
Биография Теодора Жерико: Часть 3. «Итальянец»
Лошади, скачки, ипподромы, конюшни… В Италии Жерико не меняет своих пристрастий. В равной степени его впечатлили Сикстинская капелла и «мосса» – силовое противостояние перед скачками лошадей и надсмотрщиков, стремящихся удержать их до свистка за линией старта. Сладкий южный воздух навеивает художнику новые мотивы – эротические. Вообще, сложно поверить, что Жерико, с его жгучим интересом к жизни тела, анатомии, мышечному напряжению, не интересовался раньше любовной тематикой, однако это так. Великолепная конская морда или стоящие в ряд лошадиные крупы были для него дороже любовной эйфории. И вдруг в Италии возникает рисунок Жерико «Леда и лебедь», обыгрывающий известный эротический миф. Когда-то к нему обращался Микеладжело – любимый художник Жерико. Только «Леда» Микеланджело толкует о непреодолимом сладострастии, а «Леда» Жерико – о сопротивлении насилию.
Плот «Медузы». О чем эта картина?
Теодор Жерико, «Плот «Медузы»
История вышла некрасивая. История, которую французские власти постарались замять. О ней практически сразу «забыли» — до выставки в Парижском Салоне 1819 года, где автор, Теодор Жерико, продемонстрировал свою картину публике.
Конечно, здесь речь идет нес столько о каннибализме, сколько о вневременных ценностях и общечеловеческих сложностях.
С которыми мы – не в таком страшном и диком виде – но сталкиваемся постоянно.
факты о Плоте фрегата «Медуза»
- Военный фрегат «Медуза», окутанный героическим флером после наполеоновских войн, вышел в спокойный торгово-круизный рейс. И, не доплыв до Африки, потерпел крушение.
- Капитан приказал построить плот и перенести на него груз, чтобы освободить корабль.
- Плот построили, но судно дало трещину.
Люди запаниковали; капитан спустил шлюпки на воду: часть людей поместилась в них (в том числе и капитан).
- Большинство было размещено на плоту, который буксировали шлюпки.
- Ночью, осознав, что шлюпки не в силах тянуть тяжелый плот (со 150 людьми), капитан приказал…
- …обрубить канаты.
- Шлюпки ушли, а плот остался в море.
- Шлюпки достали берегов и люди (в том числе капитан и губернатор), бывшие на них, спаслись.
- Представьте ужас и панику оставшихся на плоту, когда утром они обнаружили, вернее – не обнаружили лодок.
- На плоту произошло разделение на классы – пассажиры и офицеры с одной стороны, солдаты и моряки – с другой.
- В первую ночь было убито (и покончили жизнь самоубийством) 20 человек.
- На четвертый день в живых осталось 67 человек.
- На 5 день начался каннибализм.
- Взрезали вены самым слабым и пили их кровь.
- Плавание длилось тринадцать дней. К моменту, когда выживших подобрал корабль, их осталось 15.
- Из спасенных умерло уже на корабле 5.
- Итого из 150 человек, 13 дней назад попавших на плот, выжило 10 человек.
О самой картине «Плот «Медузы»
Теодор Жерико написал момент, когда на горизонте измученные и обезумевшие от горя люди увидели корабль.
На первом плане – старик, безучастный и опустошенный. Все, что он может, – удерживать сползающее в воду тело своего сына, которое он сумел защитить от голодных попутчиков.
Композицией из четырех групп персонажей художник сформировал энергичную диагональ: от мертвых тел взгляд скользит к центру плота (где пробуждается надежда) до группы людей, призывающих к спасению. В них чувствуется сила, они энергично машут тряпками, они практически спасены!
Цена этого спасения – с ними; на всю жизнь…
На картине нет основного героя, каждый главный и каждый второстепенен. У каждого – свои эмоции, свои силы. Кто-то гибнет прямо перед спасением, его покидает жизнь на глазах у зрителя. Кто, наоборот, пробуждается; кто-то не проснется никогда.
Картина была облита волнами критики.
«Плот «Медузы» (1819)
После возвращения из Италии Жерико нашел новую тему для своей картины, которую назвал «Плот «Медузы». Фрегат «Медуза» потерпел крушение, в результате которого много людей погибло, а 15 человек, оставшихся в живых двенадцать дней носило по океану без пищи и воды, пока не появился вдали бриг «Аргус», спасший уже потерявших надежду людей. На своем полотне Жерико запечатлел именно этот момент. Публика была знакома с историей «Медузы». И ей было понятно, что Жерико изобразил не буйство морской стихии, а эгоистическую стихию человеческих отношений, когда люди, в экстремальной ситуации истребляют друг друга ради собственного выживания.
Критики не одобрили картину Жерико. И только много позже нашелся-таки критик, который дал серьезную оценку творчеству Жерико. Это был Шарль Клеман – автор первой книги об удивительном художнике Теодоре Жерико. Именно он увидел в полотне идеи сострадания, солидарности и человечности.
Плот Медузы
Плот Медузы , 1819 г.
Жерико постоянно возвращался к военной тематике своих ранних картин, и серия литографий на военные темы, которую он сделал после своего возвращения из Италии, считается одним из самых ранних шедевров в этой среде. Возможно, его наиболее значительная и, безусловно, самая амбициозная работа — это «Плот Медузы» (1818–1819 гг.), В котором изображены последствия современного французского кораблекрушения « Медуза» , в котором капитан оставил команду и пассажиров умирать.
Инцидент стал национальным скандалом, а драматическая интерпретация Жерико представила современную трагедию монументального масштаба. Известность картины проистекает из обвинения в коррумпированном истеблишменте, но она также драматизирует более извечную тему — борьбу человека с природой. Это несомненно взволновало воображение молодого Эжена Делакруа , позировавшего одной из умирающих фигур.
Классическое изображение фигур и структура композиции контрастируют с турбулентностью сюжета, так что картина представляет собой важный мост между неоклассицизмом и романтизмом . Он плавит много влияний: на Страшный суд о Микеланджело , монументального подхода к современным событиям по Гро , фигурных групп по Фюссли , и , возможно, картина Уотсон и акула от Джон Синглтон Копли .
Картина вызвала политические споры, когда впервые была выставлена в Парижском салоне 1819 года; затем он отправился в Англию в 1820 году в сопровождении самого Жерико, где получил много похвал.
Находясь в Лондоне, Жерико стал свидетелем городской бедности, рисовал свои впечатления и публиковал литографии, основанные на этих наблюдениях, которые были свободны от сентиментальности. Там он многое связал с Шарле , литографом и карикатуристом. В 1821 году, еще находясь в Англии, он написал «Дерби в Эпсоме» .
Плот Медузы [ править ]
Плот Медузы , 1819 г.
Жерико постоянно возвращался к военной тематике своих ранних картин, и серия литографий на военные темы, которую он сделал после своего возвращения из Италии, считается одним из самых ранних шедевров в этой среде. Возможно, его самая значительная и, безусловно, самая амбициозная работа — это «Плот Медузы» (1818–1819 гг.), В котором изображены последствия современного французского кораблекрушения « Медуза» , в котором капитан оставил команду и пассажиров умирать.
Инцидент стал национальным скандалом, а драматическая интерпретация Жерико представила современную трагедию монументального масштаба. Известность картины проистекает из обвинения в коррумпированном истеблишменте, но она также драматизирует более вечную тему — борьбу человека с природой. Это несомненно возбудило воображение молодого Эжена Делакруа , который позировал одной из умирающих фигур.
Классическое изображение фигур и структура композиции контрастируют с турбулентностью предмета, так что картина представляет собой важный мост между неоклассицизмом и романтизмом . Он плавит много влияний: на Страшный суд о Микеланджело , монументального подхода к современным событиям по Гро , фигурных групп по Фюссли , и , возможно, картина Уотсон и акула от Джон Синглтон Копли .
Картина вызвала политические споры, когда впервые была выставлена в Парижском салоне 1819 года; затем он отправился в Англию в 1820 году в сопровождении самого Жерико, где получил много похвал. Находясь в Лондоне, Жерико стал свидетелем городской бедности, рисовал свои впечатления и публиковал литографии, основанные на этих наблюдениях, которые были свободны от сентиментальности. Он много связал там с Шарле , литографом и карикатуристом.
Личная жизнь
О любовных увлечениях художника известно немного. Он так и не женился, а из детей у него был только внебрачный сын, плод кратковременной связи с женой дяди, Александриной Модест Карюэль. Роман не принес Жерико счастья, напротив, породил только чувство глубокого стыда и раскаяния.
Вероятный портрет Александрины Модест Карюэль
Родившегося ребенка пришлось отдать в приют, его мать спешно покинула Париж, а художник в знак скорби обрил голову и заперся в мастерской. Когда у Теодора появился шанс уехать в Италию, он устремился туда в поисках душевного покоя, но личную драму переживал до конца дней.
Сочинение по картине Плот Медузы — Теодор Жерико
В июле 1816 года фрегат королевского флота «Медуза» терпит крушение у западного побережья Африки. Молодой и недостаточно опытный капитан оставляет сто сорок девять человек на плоту, который дрейфует по морю в течение тринадцати суток. Сто тридцать четыре человека умирают от холода, голода и жажды.
Человеческая трагедия, которую изображает Жерико, захватывает его всецело; он стремится создать ее правдивый образ.
Это основное стремление Жерико диктует ему выбор композиции, ее характер, все вводимые им новшества.
Стремясь построить сцену с наибольшим драматическим реализмом, Жерико вынужден отвергнуть излюбленное в то время фронтальное построение и приходит к своей глубинной, напряженной, динамичной композиции.
«Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос; картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва.
Отсюда и обобщенный стиль Жерико — Лаконичный, избегающий второстепенных эффектов, сосредоточивающий внимание на целом. Несмотря на богатство разноречивых эпизодов, из которых слагается композиция, все они воспринимаются не как нечто самодовлеющее, а как подчиненная целому часть
Несмотря на богатство разноречивых эпизодов, из которых слагается композиция, все они воспринимаются не как нечто самодовлеющее, а как подчиненная целому часть.
«Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Это первое, что воспринимается, что навсегда запечатлевается в памяти зрителя, уносящего с собой драматически насыщенный, исключительный по силе образ…
Многообразие изображенных положений и переживаний не приводит к раздробленности композиции, но сведено к единству, создающему ясный, запоминающийся образ событий, причем это единство достигается не механическими приемами равновесия, как это было в школе Давида.
https://youtube.com/watch?v=cYG2kOYP1zs
Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически.
Чтобы усилить пространственный эффект сцены, он располагает диагонально переполненный людьми плот, выбирает высокую точку зрения: это дает ему возможность с наибольшей естественностью показать противоречивое многообразие происходящего, выразить весь спектр чувств — от пассивного отчаяния отца, оцепеневшего над трупом сына, до активной борьбы со стихией и недоверчивой и робкой надежды на спасение… Романтическое звучание полотна достигается благодаря цвету, а также игре светотени.
Жерико ориентировался здесь на картины Караваджо и росписи Сикстинской капеллы Микеланджело.
Жерико выставляет это мощное семиметровое полотно на Салоне 1819 года, и оно сразу же оказывается в центре внимания общественности. Реакция современников была неожиданной для самого автора. Правительственные круги Франции и официальная пресса окрестили живописца «опасным бунтарем», а историк Мишле пояснил почему: «Это сама Франция, это наше общество погружено на плот Медузы»…
(1