Перов «портрет достоевского» описание картины, анализ, сочинение

Работа над портретом

Василий Перов. Портрет Ф.М. Достоевского. 1872. Третьяковская галерея, Москва. Tretyakovgallery.ru*.

Художник сделал акцент на лице. Неровный цвет лица с серо-синими пятнами, припухшими веками и сильно выраженными скулами. Все невзгоды и болезни отразились на нем. 

На писателе мешковатый, потертый пиджак из дешевой ткани посредственного цвета. Он не способен скрыть впалую грудь и сутулые плечи человека, измученного болезнями. Еще он словно говорит нам о том, что весь мир Достоевского сосредоточен там, внутри. Внешние события и предметы его мало волнуют.

Руки Федора Михайловича тоже очень реалистичны. Вздутые вены, которые говорят нам о внутреннем напряжении. 

Конечно, Перов не стал льстить и приукрашивать внешность. Но он передал необычный взгляд писателя, смотрящего как бы внутрь себя. Его руки скрещены на коленях, что ещё больше подчеркивает эту замкнутость и сосредоточенность. 

Жена писателя потом говорила, что художнику удалось изобразить самую характерную позу Достоевского. Ведь она сама не раз заставала его именно в таком положении при работе над романом. Да, «Бесы» давались писателю нелегко.

Легенда 3. Достоевский был шизофреником

Вердикт: это неправда.

Иллюстрация Георгия Пожедаева к роману Федора Достоевского «Братья Карамазовы». До 1971 года

В интернете можно найти подборки «Главные тайны Достоевского», «Чем болел Достоевский» — там обычно пишут, что у писателя были симптомы шизофрении или раздвоения личности. В подтверждение ссылаются на рассу­ждения немецкого исследователя Райнхарда Лаута о том, что Достоевский заставлял своих героев совершать преступления, потому что сам не мог, хотя очень хотел. Но Лаут не писал ничего подобного: он анализировал философию Достоевского, а не психику  Р. Лаут. Философия Достоевского в систематическом изложении. М., 1996. .

О ментальном здоровье Достоевского (если использовать современную терми­нологию) начали говорить еще его современники. Тургенев даже за глаза называл его сумасшедшим  И. С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем. В 30 т. Т. 11. Письма, 1871–1872. М., 1999.. Однако не стоит слепо верить знакомым писа­теля, которые, во-первых, могли его недолюбливать, а во-вторых, не разбира­лись в психиатрии.

Первые психиатры, рассмотревшие творчество Достоевского с профессио­нальной точки зрения, предполагали, что он мог использовать собственный опыт, когда описывал душевнобольных  «Конечно, многое в болезненных состояниях души уяснила Достоевскому и его собствен­ная болезнь ; но почти невозможно определить, что именно мог указать Достоевский путем самонаблюдения. Библиографических сведений по этому вопросу нет, да едва ли и могут они быть; наконец, уважение к лично­сти и страданиям Достоевского многого не позволяет говорить даже врачу». 
В. Ф. Чиж. Достоевский как психопатолог. М., 1885. . Специалисты XX–XXI веков ставили героям романов психиатрические диагнозы, чаще всего шизофрению  О. Н. Кузнецов, В. И. Лебедев. Достоевский над бездной безумия. М., 2003.
В. С. Ефремов. Достоевский: психиатрия и литература. СПб., 2006.

Но ментальное состояние самого автора оценивали очень осторожно. 

Эти же авторы утверждали, что явный симптом шизофрении героев Достоев­ского — это «потеря способности эмоционального сопереживания… способно­сти налаживать нормальные отношения с людьми», а также различать добро и зло. Но специалисты видят эти проблемы у персонажей — у Ставрогина («Бесы») и Версилова («Подросток»), — а не у писателя  Там же..

Какие преступления вдохновили Достоевского

Следы уголовной хроники 1860-х годов в «Преступлении и наказании»

Легенда 8. Достоевский ненавидел евреев (и поляков)

Вердикт: это полуправда.

Обложка «Дневника писателя» Федора Достоевского за март 1877 года, включающего главу «Еврейский вопрос». Санкт-Петербург, 1878 год

О проблемном отношении Достоевского к евреям первыми начали говорить его читатели в 1870-е годы, когда он работал в журнале «Гражданин» и публиковал там главы из своего «Дневника писателя». Собрав негативные отзывы, он напи­сал текст «Еврейский вопрос», чтобы разъяснить свою позицию. Он считал, что евреи высокомерно, со «скорбной брезгливостью» относятся к «коренному населению» — так он называл русских. Ему не нравилась «жидовская идея» накопительства, и он не мог думать о проблемах еврейского народа, когда слишком многие люди в стране находились в таких же, а то и в худших усло­виях. Статью он закончил пожеланием «полного расширения прав еврейского племени», но при обязательном условии: евреи должны доказать свою способ­ность «принять и воспользоваться правами этими без ущерба коренному населению»  Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 25. Дневник писателя за 1877 год. Январь — август. Л., 1983..

Резкие выражения, в которых Достоевский сформулировал эту идею, смущают исследователей, и споры о его отношении к евреям до сих пор продолжаются

В дискуссиях возникали и оправдания в стиле «не мог он быть антисемитом, он сдавал дачу еврейской семье»  Обратим внимание на тот факт, что, каза­лось бы, антисемит Достоевский сдает дачу еврейской семье.
С. Белов. Ф. М. Достоевский и евреи // Дети Ра

№ 4. 2011., и лаконичные оценки: «бытовой антисе­митизм» и «газетный антисемитизм»  Л. С. Выготский. Евреи и еврейский вопрос в произведениях Ф. М. Достоевского // От Гомеля до Москвы. Начало творческого пути Льва Выготского. Из воспоминаний Семена Добкина. Ранние статьи Л. С. Выгот­ского. Lewiston, 2000..

Оценивая позицию Достоевского, надо понимать, что в его время были совсем другие представления о мире и этике: сейчас кажется совершенно недопу­сти­мым, что евреев называли «жидами» и разрешали им селиться только в отдель­ных местах (черта оседлости). А в Российской империи это было негласной нормой.

Впрочем, Достоевский не любил и другие народы, например поляков. В «Днев­нике писателя» он объяснял это тем, что поляки первые начали не любить русских и этим испортили впечатление о себе.

Однозначно Достоевский относился с любовью только к «русскому народу-богоносцу»  Мысль о русском народе-богоносце принадлежит Ивану Шатову, герою романа Достоевского «Бесы». Аналогичные мысли о специфической цивилизационной роли русского народа озвучивал и князь Мышкин в «Идиоте».. Осталь­ные нации он сводил к неприятным стереотипам, чтобы все они оказывались в разы хуже «русских». Если считать писателя великим гумани­стом, то эта позиция, конечно, по современным представлениям, очень сомнительна.

Главные цитаты Достоевского

Как возникли фразы «Тварь ли я дрожащая или право имею», «Красота спасет мир» и другие выражения писателя

Образы Перова

Герои Перова очень запоминающиеся и яркие. Художник даже прибегал к гротеску. Увеличивал голову, укрупнял черты лица. Так, чтобы сразу было понятно: духовный мир персонажа скуден.

Василий Перов. Дворник, отдающий квартиру барыне. 1878. Третьяковская галерея, Москва. Tretyakovgallery.ru*.

А если уж его герои страдали, то в чрезвычайной степени. Так что не остаётся ни единого шанса не посочувствовать. 

Василий Перов. Тройка. Ученики-мастеровые везут воду. 1866. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Tretyakovgallery.ru*.

Художник, как истинный передвижник, любил правду. Если уж показывать пороки человека, то с беспощадной честностью. Если уж страдают где-то дети, то не стоит смягчать удар по доброму сердцу зрителя.

Поэтому не удивительно, что Третьяков выбрал именно Перова, заядлого правдолюба, для написания портрета Достоевского. Знал, что тот напишет правду и только правду. 

Картина, убивающая веру

Большую роль в идейной структуре романа «Идиот» играет картина «Мертвый Христос в гробу» живописца Ганса Гольбейна — младшего, выдающегося представителя немецкого Ренессанса. Достоевский впервые увидел ее на выставке в Базельском художественном музее в Швейцарии. Картина произвела на него настолько сильное впечатление, что жена писателя Анна Григорьевна даже начала опасаться, что у него начнется приступ эпилепсии.

По легенде, Гольбейн писал картину с утопленника. (muzei-mira.com)

С историей создания этой картины связано много загадок. До сих пор точно неизвестны ни дата написания — 1521 или 1522 год, — ни назначение картины; являлась ли она составной частью церковного алтаря или самостоятельным произведением, и почему она выполнена в таком необычном формате.

Как сказал князь Мышкин — главный герой романа «Идиот», — от этой картины у иного человека может пропасть вера. Действительно, Гольбейн произвел революцию в живописи, с невиданной ранее реалистичностью изобразив признаки начавшегося разложения на теле Христа и следы предсмертных мучений. Церковь на протяжении веков называла Гольбейна безбожником, потому что в его трактовке облик Христа лишен возвышенности и ничем не отличается от мертвого тела обычного человека. Они считали, что столь отчетливо запечатленные следы страданий ставят под сомнение понятие о божественном происхождении Иисуса.

Какую же мысль несет в себе картина? Провозглашает ли она торжество смерти, которую невозможно преодолеть усилием веры? Или же предвещает скорое воскресение, подчеркивая величину искупительной жертвы Христа? Так или иначе, картина отразила в себе религиозные противоречия времен Реформации, а сам Гольбейн намеренно отошел от живописной традиции Возрождения с ее акцентом на телесной и духовной красоте в изображении Христа.

Легенда 7. А также православным фанатиком

Вердикт: это почти правда.

Центральная часть триптиха «Легенда о великом инквизиторе». Иллюстрация Илья Глазунова к роману Федора Достоевского «Братья Карамазовы». 1983 год

Достоевский действительно был религиозным человеком, много размышлял о право­сла­вии и писал о нем как о глобальной идее в художественной прозе и публици­стике. Но некоторые исследователи считают, что у него была своя собственная концепция православия. 

Достоевский придавал особое значение фигуре Христа — называл его «идеалом человека во плоти»  Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 20. Л., 1971–1990. и писал, что если люди начнут следовать этому идеалу, то достигнут рая на земле  Об этом говорят Кириллов и Шатов в «Бесах» и Зосима в «Братьях Карамазовых». Отчасти об этом — знаменитая речь Достоевского о Пушкине, произнесенная 8 июня 1880 года на заседании Общества любителей россий­ской словесности.. Это противоречит ортодоксальной христианской идее, что рай на земле невозможен. Поэтому в научных работах встречаются комментарии-оправдания, что писатель говорил образно или вообще подра­зумевал тысячелетнее царство  О. А. Богданова. Мотив «рая на земле» в худо­жественном сознании Ф. М. Достоев­ского // Новый филологический вестник. № 1. 2016..

Идеологические споры затрагивают и биографию писателя. Все согласны, что с каторги Достоевский вернулся религиозным человеком, но как он относился к христианству в юности — об этом не могут договориться. Одна версия сос­тоит в том, что он серьезно увлекался социалистическими идеями, а не ре­ли­гией  В одном из писем Достоевский даже сравни­вает Христа и Гомера: «Гомер (баснословный человек, может быть, как Христос, воплощен­ный Богом и к нам посланный) может быть параллелью только Христу, а не Гете. <…> Ведь в „Илиаде“ Гомер дал всему древнему миру организацию и духовной, и земной жизни совершенно в такой же силе, как Христос — новому».
Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 28. Л., 1985.. Другая — что он с детства был религиозен, а в 1840-е годы даже спорил о христианстве с Белинским и с петрашевцами. Эту версию подтвер­ждают воспоминания современников, правда написанные посмертно, когда Досто­евского уже считали великим писателем и религиозным мыслителем. 

Однако даже если признать Достоевского православным идеологом, то его все равно нельзя назвать хрестоматийным фанатиком, который всегда следует дог­мам. Не считая очевидного прегрешения, когда он завел любовницу и отпра­вил­ся с ней в путешествие, в его жизни были и другие случаи поверхностного отношения к христианским нормам.

Во второй половине 1860-х, во время работы над романом «Идиот», он был вовсе равнодушен к Церкви. Во время поездки по Европе его вторая жена записала в дневнике, что в каждом городе находила православную церковь и считала необходимым ее посещать, а Достоевский не сопровождал ее и был недоволен таким рвением — однажды сурово встретил по возвращении из церкви и отругал за то, что она не успела прибрать дома. Переписав эту сцену позднее, она смягчила описание, объясняя раздражение мужа его любовью к порядку  А. Г. Достоевская. Дневник 1867 года. М., 1923..

Увидеть Иерусалим и спалить хату

В романе «Братья Карамазовы» картина «Созерцатель» Ивана Крамского помогла писателю раскрыть характер героев.


«Созерцатель» Ивана Крамского. (muzei-mira.com)

По легенде, название картине дал Павел Третьяков, который был заказчиком многих работ Крамского. Меценат поначалу хотел приобрести работу для своей коллекции, но быстро потерял к ней интерес. Ему казалось, что наметившееся движение в облике крестьянина нарушает целостность художественного образа. Художник сам был недоволен картиной, и она долго пролежала в его мастерской, прежде чем была представлена на шестой выставке передвижников в 1878 году.

Легенда 4. Достоевский ненавидел женщин и при их виде падал в обморок

Вердикт: это полуправда.

Иллюстрация Сарры Шор к роману Федора Достоевского «Идиот». 1956 год

Достоевский не любил нигилисток и эмансипе. Об этом рассказывали Апол­линария Суслова и Анна Достоевская — обе спорили с ним из-за женского вопроса. Писателя смущало в женщинах «отрицание всякой женственности, неряшливость, грубый напускной тон»  А. Г. Достоевская. Воспоминания. М., 1971.. Но хотя разговоры о женских правах и образовании его раздражали, публично он не высказывался резко.

Судя по творчеству Достоевского и по его выбору женщин, ему нравились либо кроткие и духовно богатые девушки, либо яркие красавицы. В 1846 году в вели­косветском салоне Достоевского представили одной такой красавице, и он был так поражен, что потерял сознание. Очевидцем обморока был Иван Панаев, друг Некрасова и автор «Современника». Позже он повторял эту историю в своих фельетонах, собирался пересказать ее в «Литературных воспомина­ниях»  В проспекте «Воспоминаний» Панаева, кото­рые печатались в 1862 году в «Современ­нике», обозначен эпизод «Достоевский на вечере у Соллогуба».
И. И. Панаев. Литературные воспоминания. М., 1988. и написал об этом два издевательских четверостишияв шуточном «Послании Белинского к Достоевскому», в создании которого также участ­во­вали Тургенев и Некрасов:

…Ставши мифом и вопросом,
Пал чухонскою звездой
И моргнул курносым носом
Перед русой красотой,

Как трагически недвижно
Ты смотрел на сей предмет
И чуть-чуть скоропостижно
Не погиб во цвете лет  Письма К. Д. Кавелина и И. С. Тургенева к А. И. Герцену. Женева, 1892..

Легенда 6. Достоевский был педофилом

Вердикт: это неправда.

Матреша. Кадр из фильма «Бесы» по одноименному роману Федора Достоевского. Режиссер Владимир Хотиненко. 2014 год

Главный источник этой сплетни — литературный критик Николай Страхов, который считался другом Достоевского. В письме ко Льву Толстому от 23 ноя­бря 1883 года он жаловался, что ему сложно написать хвалебный текст о Досто­евском, ведь он знает про него всякие мерзости: «Его тянуло к пакостям, и он хвалился ими. Висковатов стал мне рассказывать, как он похвалялся, что соблудил в бане с маленькой девочкой, которую привела ему гувернантка»  Переписка Л. Н. Толстого с Н. Н. Страховым. 1870–1894. СПб., 1914.. 

Толстой на это никак не отреагировал. После его смерти переписка была опубли­кована, в том числе скандальное письмо Страхова. Начались обсужде­ния, вдова Достоевского писала гневные разоблачения. По ее словам, история совращения маленькой девочки, которую привела в баню гувернантка, была только в черновых материалах к роману «Бесы». Этот сюжет Достоевский хотел использовать в главе «У Тихона», в которой Ставрогин соблазняет совсем юную Матрешу. Если это так, то почему Страхов решился оговорить одного великого писателя в переписке со вторым?

После смерти Достоевского в 1881 году Страхова пригласили разбирать его архив для подготовки собрания сочинений. В одной из записных тетрадей писателя Страхов мог прочитать оскорбительную запись о себе: 

Как отметила исследовательница Лия Розенблюм, Страхов понимал, что этот текст рано или поздно будет опубликован, как и переписка Толстого  Л. М. Розенблюм. Творческие дневники Достоевского // Литературное наследство. Т. 83. Неизданный Достоевский. Записные книжки и тетради 1860–1881 гг. М., 1971.. Чтобы отомстить Достоевскому, он решился на долгосрочную диверсию и не прога­дал: письмо действительно было опубликовано в 1910-х годах, а записная книжка сильно позже — только в 1970-х. Целых 60 лет никто не мог подозре­вать Страхова во лжи, потому что считалось, что у него нет мотива.

Потерянный рай

Главный герой романа «Подросток» Андрей Версилов видит сон, в котором фигурирует одна из самых любимых картин Достоевского — «Пейзаж с Ацисом и Галатеей» или «Ацис и Галатея» работы Клода Лоррена — известного французского живописца эпохи барокко. Он известен своими идиллическими пейзажами и иллюстрациями сюжетов из мировой истории и мифологии.


«Пейзаж с Ацисом и Галатеей» Клода Лоррена. (muzei-mira.com)

На картине изображен эпизод из древнегреческого мифа об Ацисе и Галатее, взятого из поэмы Овидия «Метаморфозы». В нем рассказывается, как морская нимфа Галатея отвергла циклопа Полифема, влюбившись в красивого юношу Ациса. Тогда циклоп из ревности раздавил соперника скалой. На картине влюбленные скрыты от глаз ревнивца за шатром, в то время как Полифем играет на флейте, расположившись на одной из прибрежных скал.

В «Подростке» картина Лоррена рассматривается как олицетворение высшей гармонии и воплощение мечты о рае на земле. Версилов дает ей название «Золотой век». Он связывает ее образы с воображаемой идиллией доисторических времен, рассказы о которой встречаются во всех мифологиях мира и к которой неизменно устремлялась человеческая мысль.

Презентация на тему: » Федор Михайлович Достоевский 11.11.1821 г – 28.01.1881 г Портрет работы В. Перова, 1872 г.» — Транскрипт:

1

Федор Михайлович Достоевский г – г Портрет работы В. Перова, 1872 г

2

Толстой и Достоевский – два величайших гения, силою своих талантов они потрясли весь мир, они обратили на Россию изумленное внимание всей Европы, и оба встали как равные в великие ряды людей, чьи имена – Шекспир, Данте, Сервантес, Руссо, Гёте. М.Горький Читайте Достоевского, любите Достоевского, — если можете, а не можете, браните Достоевского, но читайте…по возможности только его

И. Анненский Первое впечатление от Достоевского – ужас, следующее – Величие. С.Цвейг Натура моя подлая и слишком страстная Ф.М.Достоевский

3

Биография Достоевского – это увлекательный рассказ, а судьбы многих героев он пережил сам Правый флигель московской Мариинской больницы для бедных, где родился Ф.М. Достоевский в ноябре 1821 г. Правый флигель московской Мариинской больницы для бедных, где родился Ф.М. Достоевский в ноябре 1821 г.

4

Детство Михаил Андреевич Достоевский, отец писателя отставной военный лекарь, участник войны 1812 г Мария Федоровна Достоевская (Нечаева), мать писателя В семье Достоевских было шестеро детей: Михаил, Федор, Варенька, Андрей, Верочка, Николай и Александра

5

Военно-инженерное училище 1838 – 1843 гг

6

И.Н. Шидловский «О, какая откровенная, читая душа!.. О, ежели бы ты знал те стихотворения, которые написал он прошлою весною…» «О, какая откровенная, читая душа!.. О, ежели бы ты знал те стихотворения, которые написал он прошлою весною…» Из письма Достоевского брату Михаилу Из письма Достоевского брату Михаилу

7

Кружок М.В. Буташевича — Петрашевского Александровский равелин

8

Инсценировка смертной казни петрашевцев 22 декабря 1849 года

9

Достоевский в ссылке Сибирь Люди везде люди. И в каторге между разбойниками, я, в четыре года, отличил наконец людей… Иных нельзя не уважать, другие решительно прекрасны… Ф.М. Достоевский

10

Достоевский в мундире унтер-офицера Семипалатинск времен Достоевского

11

Семейная жизнь М.Д. Исаева, первая жена писателя умерла в 1864 г Дом в Семипалатинске, где писатель жил после женитьбы

12

Первый номер журнала время, 1861 г Вышли в свет «Униженные и оскорбленные» Мы истинно можем любить лишь с мучением и только через мучение!.. Я хочу мучения, чтобы любить. Ф.М. Достоевский Аполлинария Суслова

13

Сибирь и каторга! Говорят: ужас и озлобление! Ужаснейший вздор! Я только там и жил здоровой, счастливой жизнью, я там себя понял… Христа понял…Русского человека понял… Все мои лучшие мысли приходили тогда в голову, теперь они только возвращаются, да и то не так ясно. На каторге Достоевскому открылась Библия, и он понял, что спасение – только в ней. Библия выше знания! Бог есть любовь. Только Бог защитит.

14

Женитьба на Анне Сниткиной. Отъезд за границу – 1871 гг Знаешь, дорогой мой, имя Достоевского знакомо мне с детства: в тебя или, вернее, в одного из твоих героев я была влюблена с пятнадцати лет. Посмотрите, какая она у меня прелестная! Она у меня – чудесный человек! У нее золотое сердечко!

15

Дом в Женеве, где жили Достоевские В мае здесь умерла трехмесячная дочь Достоевских Соня

16

Город Веве, где жили Достоевские летом 1868 года

17

Последняя квартира Достоевских в Кузнечном переулке Дети Достоевского: Люба и Федя, 1878 г

18

Кабинет писателя, 1878 г

19

Дом в Старой Руссе, где любила отдыхать семья Достоевских

20

Вечер в московском благородном собрании, посвященный А.С.Пушкину

21

Диван в кабинете писателя, где Достоевский умер 28 января 1881 г Смерть унесла его действительно полного замыслов. Он мечтал 1881 год отдать «Дневнику», а в 1882 засесть за продолжение «Карамазовых» Из воспоминаний А.Г. Достоевской

22

Похороны Ф.М. Достоевского

23

Родные и друзья у могилы Ф.М. Достоевского

24

Могила Достоевского в Александро-Невской лавре Тот, кто желает увидеть живого бога, пусть ищет его не на пустом небосводе собственного разума, но в человеческой любви. Ф.М. Достоевский

Портрет Ф.М. Достоевского, художник Дмитриев-Кавказский

О втором прижизненном портрете Достоевского, созданном В.Г. Перовым, речь шла выше, а третий принадлежит известному граверу, рисовальщику, офортисту (Офорт – разновидность гравюры на металле) Льву Евграфовичу Дмитриеву-Кавказскому. Закончив Академию Художеств, Дмитриев-Кавказский выполнял репродукционные офорты с картин Репина, Рубенса, Рембрандта и вскоре был удостоен звания академика гравюры.

В конце 1880 года Л.Е. Дмитриев-Кавказский создает рисуночный портрет Ф.М. Достоевского (перо, карандаш). Художник очень точно передает внешний облик писателя, не акцентируя особенного внимания на смысловой доминанте портрета. В работе нет преобладания ни лиризма, ни трагичности: перед нами человек с простонародной внешностью (напоминающей купца), погруженный в свои мысли, с характерным для Достоевского разрезом и прищуром глаз.

«Охотники на привале» (1871)

Перов серьезно увлекался охотой, и эта страсть не могла не отразиться в его творчестве. В начале 1870-х годов появилась большая «охотничья серия» картин, в которую вошли многие известные работы «Птицелов», «Рыболов», «Ботаник», «Голубятник» и др. В этом ряду самую яркую охотничью сцену представляет картина «Охотники на привале». Она была показана на Первой передвижной выставке и вызвала противоречивые отклики.

М. Салтыков-Щедрин увидел в перовской работе неестественную театрализацию:

Достоевский охарактеризовал полотно так:

Описание картины

В этой работе Перов как «ценитель поэзии охоты» пытается показать радостную сторону жизни, представив яркие психологические характеристики персонажей. Его герои списаны с конкретных лиц. Моделью рассказчика «страшной» истории послужил врач Дмитрий Павлович Кувшинников.

В русской литературе, в частности в рассказе Чехова «Попрыгунья» он является прототипом доктора Дымова. В молодом охотнике, одетом с иголочки искусствоведы узнают члена московской городской управы Николая Михайловича Нагорнова. Иронично ухмыляющийся персонаж в одежде простолюдина идентифицирован как врач, художник-любитель, писатель Василий Владимирович Бессонов.

Три охотника, увлеченные беседой, не замечают уток, летящих над их привалом. Эта неправдоподобная для записных охотников деталь подчеркивает «страстность» истории рассказчика.

Молодой простодушный человек восторженно слушает бывалого охотника, запоминая каждое слово, чтобы пересказать байки своим приятелям. Новая одежда выдает в нем новичка охотничьего дела. Эта охота является для него характерным знаком наступившей «взрослости».

Между рассказчиком и слушателем изображен скептик с необыкновенно выразительными чертами лица. Он сомневается и нисколько не верит новоявленному барону Мюнхгаузену, но увлеченно поддерживает разговор, подсмеиваясь над умением врать первого приятеля и наивностью второго.

В творчестве художника важную роль играют руки человека. В этой работе действие во многом задается руками героев, ими определяются их психологические особенности. Растопыренные пальцы «враля» добавляют больше страсть рассказу. Простолюдин, почесывающий свою голову как бы не очень доверяет услышанному и считает это явным «враньем». Сжатая в кулак рука молодого человека передает его волнение и напряжение.

Мрачный осенний пейзаж выбран автором преднамеренно. Краски поздней осени как бы созвучны страшной истории «бывалого» охотника.

На переднем плане представлен натюрморт с подстреленной дичью и охотничьими принадлежностями, без которого картина была бы неполной.

Мастер знал толк в охоте. В. Стасов сравнивал «Охотники на привале» с лучшими охотничьими рассказами И. С. Тургенева.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: