Вы здесь
Поленов В.Д. НА ТИВЕРИАДСКОМ (ГЕНИСАРЕТСКОМ) ОЗЕРЕ. 1889
Только на Русский
Поленов В.Д. НА ТИВЕРИАДСКОМ (ГЕНИСАРЕТСКОМ) ОЗЕРЕ. 1889
Play
Pause
Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
Василий Дмитриевич Поленов 1844 – 1927На Тивериадском (Генисаретском) озере. 1889Холст, масло. 91,2 х 137,4
С начала 1880-х годов Василий Дмитриевич Поленов приступил к работе над большим циклом исторических картин «Из жизни Христа». Тема возникла под сильным влиянием Александра Иванова и впечатлений от книги Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса», где Иисус Христос представлен обычным человеком. Художник писал: «Трудная задача передо мной, непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о нем… В евангельских сказаниях Христос есть настоящий живой человек».Поленов известен в русской культуре как живописец, рисовальщик, акварелист, керамист, архитектор, композитор. Широта его художественных и интеллектуальных интересов коренилась в богатых семейных традициях и высокой образованности. Поленов окончил физико-математический и юридический факультеты Петербургского университета и Академию художеств по классу исторической живописи с большой золотой медалью. Заграничная командировка длилась с 1872 по 1876 год. Половину этого времени художник провел в Париже, где приобщился к пленэрным проблемам, что отразилось позднее на его жанровых и исторических полотнах.Пейзажная трактовка темы свойственна картинам из цикла «Из жизни Христа». Яркий пример тому произведение из собрания Курской картинной галереи – «На Тивериадском озере».Художник использовал традиционный для русской живописи сюжет с бредущим по дороге одиноким путником. С глубокой сосредоточенностью и мыслями Христа соотносится окружающая его вечная природа. В безлюдности и спокойствии ее ощущается эпическая значительность. При пристрастном и детальном рассмотрении картины появляется впечатление, что в ее решении пересеклись, противоборствуя и примиряясь, две линии – академическая и пленэрная.«Школа» самым непосредственным образом проявилась в построении пространственных планов. В основе геометрического членения картинной плоскости и пространства лежит излюбленная академическая фигура – треугольник. Система гармонично соподчиненных треугольников стремится к логическому центру – образу Христа, уравновешенному слева камнем в воде. Первый план также выделен натуралистически выписанными камнями.Пленэрная часть несет на себе печать знакомства с современным французским пейзажем. Сгладив некоторые технические новшества, в том числе, раздельный мазок, Поленов в интенсивности и чистоте цвета, в особенности на переднем плане, пытался найти эквивалент яркости солнечного освещения.Стремясь глубже раскрыть проблему, автор трижды обращался к композиции «Тивериадского озера» — в 1888, 1889 и 1890 годах. Этот факт является доказательством того, что пейзаж играл огромную роль в размышлениях Поленова о гармонии, для него воплощенной в образе Христа.Во время работы над циклом картин «Из жизни Христа» художник дважды побывал на Ближнем Востоке, где много работал на пленэре. Стремясь быть достоверным не только в пейзажной части полотен, Поленов столь же серьезно относился к подбору типажа. Для образа Христа ему позировал его ученик И. Левитан, обладатель колоритной внешности.
Открыть в приложении
Предоставлено
Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки – один из замечательных художественных музеев России.
Все аудиогиды
Путешествия Василия Поленова
После заметок о таких художниках-путешественниках, как Верещагин и Рерих, хотелось бы вспомнить еще одного русского художника, который много путешествовал и рисовал картины, на которых изображал те места, в которых побывал. Это Василий Дмитриевич Поленов.
Много его работ посвящены российским пейзажам, которые по словам его друзей и коллег, он рисовал в западной технике, хотя и с элементами русской школы. В его картинах действительно чувствуется, что этот художник учился и в Петербурге, и в Париже.
И даже его дом не выглядит совсем уж русским. «Усадьба В. Д. Поленова»
Одной из его самых известных российских картин является «Московский дворик»
Но чаще художник рисовал не города, а деревни
Но больше всего у художника в России именно природных пейзажей. «Сосновый бор на берегу реки»
Река «Воря»
«Ока. Вечер.»
А здесь, как мне кажется, вообще практически фотографическое качество. «Река Оять»
Но Поленов был еще и очень религиозен. Или скорее духовен. И поэтому в его творчестве часто можно встретить религиозные мотивы. Со своими друзьями-художниками он даже построил и полностью оформил православный храм. Хотя чаще он эти храмы просто рисовал.
«Монастырь над рекой»
Вообще его творчество очень разнообразно. «Старая мельница»
- «Железная дорога близ станции Тарусская»
- «Курган»
Первое серьезное и долгое путешествие Поленова состоялось в Европу. На государственную стипендию он отправился учиться живописи во Францию.
- Там он нарисовал много известных картин, но нам конечно интересны не исторические и религиозные сюжеты, а пейзажи. Мне лично очень нравится вот такие готические сюжеты — «Аббатство в Редоне»
- «Уголок средневекового города со стеной»
- Хотя на юге Франции летом все выглядит более радужно — «Лестница к замку».
- Или, например, в Италии. «Венеция»
Много он рисовал и на севере Франции, в Нормандии. Здесь больше природы. «В парке. Местечко Вёль в Нормандии.»
- «Пруд в Вёле.»
- Суровый «Нормандский берег»
Вскоре после возвращения в Россию из Западной Европы, Василий Поленов отправляется на Русско-Турецкую войну на Балканы. Где так же рисует все что может.
- Восточно-славянские деревни. «Дорога у деревни»
- Украинские города. «Вид Феодосии со стороны Карантина с развалинами Генуэзской крепости»
- «Болгарский домик»
- «Главная квартира Командующего Рущукским отрядом в Брестовце»
Василий Поленов: картины, биография мастера пейзажа
Портрет кисти Репина художника Василия Дмитриевича Поленова.
«Он всегда поражал своей внутренней силой: она чувствовалась в разговоре, в походке, в том, как пронзительно оглядывал Василий Дмитриевич собеседника. Помню, знакомые всегда подчеркивали необычайный ум и образованность Василия Дмитриевича.
Едва ли не самая характерная черта Поленова — работоспособность. Труд любил он самозабвенно и, помнится, называл глубоко несчастными тех людей, которые не любили или не умели трудиться».
Так вспоминал в свое время о Поленове известный художник Василий Васильевич Мешков.
Имя Поленова знают миллионы людей. Без его картин теперь немыслимо представить себе русское искусство. Доступные и понятные каждому, они несут в народ высокие эстетические и этические идеалы, убеждают нас в том, что подлинно художественные произведения никогда не стареют.