Тайная вечеря (картина тинторетто)

ТВОРЧЕСТВО ЯКОПО ТИНТОРЕТТО (1518-1594)

Якопо Робусти, более известный как Тинторетто (итал. Jacopo Robusti, Tintoretto; ) — один из величайших живописцев венецианской школы позднего Ренессанса.

Искусство Тинторетто — как бы эпилог Возрождения, страстное, патетическое, подчас с мистической экзальтацией и маньеристской изощренностью форм. «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана» — такой девиз мог прочесть каждый над дверями мастерской Тинторетто. Но время диктовало свои законы, и мятущийся дух трудно было воплотить в классической гармонии красок и линий.

Знаменитый живописец родился в Венеции, отец его был красильщиком шелка. Трудно проверить, у кого учился Якопо Робусти — такова настоящая фамилия Тинторет­то, — называют Бонифация Веронезе или Париса Бордоне, а может быть он был гениальным самоучкой. Во всяком случае в мастерской Тициана он пробыл считанные дни и почему-то разочаровал учителя. Но подготовка любой кар­тины Тинторетто была необычайно тщательной: много раз прикидывал он в рисунке композицию, изучал ракурсы, подвешивая к потолку гипсовые слепки, менял колорит. И его законченные полотна отличал особый блеск совер­шенства.

О ранних работах художника достоверных сведений ма­ло. Известность ему принесла картина «Чудо святого Марка», где изображено, как спускается с неба святой, чтобы защи­тить от палачей раба-христианина. С тех пор недостатка в заказах не было, у художника. Венецианские церкви, Дво­рец дожей, цеховые организации и филантропические брат­ства становятся его главными заказчиками.

В 50-х—60-х годах складывается зрелый стиль худож­ника. Головокружительные пространственные построения, мощные световые эффекты, изображение массы людей в динамическом порыве в экстазе удивления или востор­га, — все это не только не страшило Тинторетто слож­ностью исполнения, а стало, так сказать, основной его спе­циализацией. Больше всего удивляет эмоциональная глу­бина бурных, можно сказать, театральных композиций художника («Введение Марии во храм», ок. 1551 —1556 гг.; «Брак в Кане», 1561; «Похищение тела св. Марка», «Спа­сение сарацина», «Нахождение тела св. Марка», 1562—1566; «Тайная вечеря», 1566). Усиливающиеся с годами драма­тизм и психологическая разработанность образов вызывают изменения в колорите, переход от чистых сияющих красок к глубоким контрастирующим напряженным тонам. Неко­торые подлинные шедевры Тинторетто, как, например, «Спасение Арсинои»* (1555) по силе романтической взвол­нованности и колористической красоте не имеют себе равных среди картин современников.

В произведениях более позднего периода Тинторетто по-иному относится к пространству, пейзажу, как бы раство­ряющему в своей безграничности человека. Краски приглу­шаются, зато свет создает единую вибрирующую среду, благодаря чему все, что окружает героев картин, начинает жить с ними единой жизнью. Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. Эти новшества находят выражение прежде всего в капиталь­ном труде художника — десятках огромных панно для фи­лантропического братства — скуола ди Сан Рокко. Часть этих картин Тинторетто написал безвозмездно, он вообще порвал к этому времени со своими знатными заказчиками, недовольными его новой манерой.

К 90-м годам относится последний вариант «Тайной ве­чери» Тинторетто. Эта знаменитая картина поражает преж­де всего феерическими световыми эффектами. Свет выхва­тывает из темноты отдельные фигуры, лучится нимбом на голове Христа, преломляется в хрустале, играет яркими бликами. Настроение беспокойства, напряженности в тре­вожном ожидании трагического пророчества нагнетается рвущимися пятнами света и тьмы. Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанро­вые мизансцены, — все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов вопло­щения этого очень распространенного евангельского сю­жета. В таком же остродраматическом духе решены баталь­ные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е — 90-е годы). В превосходных реалистических портре­тах этих лет старый мастер, казалось, предвосхищал Рем­брандта, проникновенно внимая душевным движениям сво­их моделей.

Заметный след оставило искусство Тинторетто в веках. Эль Греко, Рубенс, Веласкес, Делакруа, Суриков отдавали должное его непревзойденному дару в своих высказыва­ниях и живописных исканиях.

Галерея картин Тинторетто

Tags:

  • венецианская школа
  • итальянский художник
  • картины тинторетто
  • мастерская тициана
  • поздний ренессанс
  • световые эффекты
  • чудо святого марка
  • якопо тинторет­то

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

Вторая версия картины

Эта «Тайная вечеря» Тинторетто более развернута в вертикаль, а персонажи как бы отодвинуты от зрителя. К нижнему краю картины спускаются ступени, на которых сидит девушка, а подле лежит ее гитара и стоит дорожный узелок, возлежит мужчина. Между ними стоит, опираясь передними лапами на ступеньку, собака. Она смотрит в сторону разместившихся за длинным столом людей. Возможно, девушка, мужчина и собака путешествуют вместе и зарабатываю на кусок хлеба музыкой. Каждый созерцающий это событие становится как бы его участником благодаря «открытой» композиции. И хотя возле женщины и мужчины на ступени стоят пища и питье, собака увлечена пирующими.

Место, в котором происходит трапеза, больше напоминает кабачок или таверну. Пол, как и в первой версии, выложен из квадратных плит двух цветов. Стол покрыт скатертью, но уже не белоснежной, а скорее сероватой. Он низкий, и сидящие разместились на перевернутых боком табуретах. У торцевого конца стола на коленях в красноватого оттенка одеждах — Иисус Христос. Он, в отличие от предыдущего полотна, повернут полупрофилем.

По левой стороне стола третьим сидит человек в белой одежде, отмеченной в районе лопаток розоватыми пятнами, и спущенном черном плаще. Он — единственный, кто повернут к зрителю спиной. Видимо, это Иуда. Иисус в левой руке уже держит хлеб, но еще продолжает вести беседу.

Стол уже не делает акцент на центре картины, он располагается по диагонали от левого нижнего к центру правой стороны полотна. Он находится как бы немного сбоку, скромно и изолированно, образуя отдельный мир Иисуса и его учеников.

На дальнем плане картины Тинторетто мы видим ступени, ведущие на внутреннюю террасу таверны, где стены украшены цветными росписями, люди — нарядны. Они находятся по социальной лестнице выше, чем прочие. И лестницы между уровнями-планами могут рассматриваться как символ социального размежевания общества.

В отличие от первого варианта, в этом полотне больше живой обыденности, динамики и реалистической составляющей. А вот колорит гораздо более сдержан, многозначен и приглушен. При этом Тинторетто продолжает совершенствовать работу по использованию света для создания эмоционального и смыслового акцента. И освещенный дверной проем на дальнем плане можно трактовать как выход из грядущей ситуации. Но что будет, если в него выйти?..

Как посетить и где купить билеты

Тайная вечеря Леонардо да Винчи, несомненно, одна из самых привлекательных достопримечательностей Милана. Однако количество поступающих в продажу билетов очень ограничено, так как здание бывшей трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие абсолютно не приспособлено для приема большого количества туристов.

Подробно обо всех доступных способах где и как купить билеты на Тайную Вечерю Леонардо мы писали здесь

Предварительное бронирование билетов на Тайную Вечерю является обязательным. При этом стоит учитывать, что приобретенные билеты он-лайн, можно получить в кассах только при предъявлении документа, удостоверяющего личность заявленного в заказе посетителя, и не менее чем за 30мин до обозначенного времени.

Обзор [ править ]

Ксилография Альбрехта Дюрера « Тайная вечеря» (1523) иллюстрирует характерную для этого сюжета фронтальную композицию.

Тинторетто несколько раз изображал Тайную вечерю за время своей творческой карьеры. Его более ранние картины для Chiesa di San Marcuola (1547) и Chiesa di San Felice (1559) изображают сцену с фронтальной точки зрения, с фигурами, сидящими за столом, расположенными параллельно картинной плоскости. Это следует за условностью, наблюдаемой в большинстве картин Тайной вечери, из которых фреска Леонардо да Винчи конца 1490-х годов в Милане , Италия , является, пожалуй, самым известным примером.

Картина Тинторетто 1592–1594 годов, работа последних лет его жизни, резко отличается от этой композиционной формулы. В центре сцены находятся не апостолы, а второстепенные персонажи, такие как женщина, несущая тарелку, и слуги, берущие посуду со стола. Стол, за которым сидят апостолы, по крутой диагонали уходит в пространство. Кроме того, картина Тинторетто отличается более личным использованием света, который, кажется, уходит в тень как из-за света на потолке, так и из ореола Иисуса . Над сценой парит сонм ангелов .

« Тайная вечеря» Тинторетто использует приемы маньеризма , особенно сложную и радикально асимметричную композицию. Своей динамичностью и акцентом на повседневность — обстановка похожа на венецианскую гостиницу — картина указывает путь к барокко . «Способность этой драматической сцены заинтересовать зрителей вполне соответствовала идеалам Контрреформации и убеждению католической церкви в дидактическом характере религиозного искусства».

«Происхождение Млечного пути»

Картина, которая считается одной из звездных работ мастера среди всех произведений мифологического содержания. Сюжет его связан с мифом о Зевсе, который хотел одарить своего сына от земной женщины, Геракла, бессмертием. Для этого он напоил его молоком из груди властительной богини, на время им усыпленной. Из капель, пролившихся на небо, и образовался Млечный путь. Композиция, созданная Тинторетто, очень нарядна и выполнена в сочных ярких и в то же время чистых и нежных красках. Кроме главных участников истории, на полотне мы видим большое количество второстепенных персонажей. Но второстепенными они являются лишь с виду, а на самом деле все элементы и герои картины являются аллегорическими изображениями, раскрывающими скрытый смысл произведения. В построении композиции мастер использует свойственное ему деление полотна на зоны — в данном случае, как и в «Юдифи и Олоферне», наклонной осью является фигура спящей на небесном ложе Геры.

Таким образом, творчество Тинторетто стало пограничным между эпохой Возрождения и эпохой Нового времени в итальянской живописи.

Как посетить церковь

Роспись можно увидеть, если посетить Santa Maria delle Grazie в Милане. Попасть сюда рекомендуется во время путешествия по Италии.

Чтобы беспрепятственно пройти на территорию, нужно записаться. Без предварительного соглашения не пускают. Очередь расписана на несколько недель вперед. Кроме того, в здание могут пройти не более 1000 человек в день. Полюбоваться снаружи на постройку вы, конечно, сможете, но попасть внутрь без сопровождения экскурсовода – нет. Многие туристы не знают этой особенности и уезжают ни с чем, так и не увидев знаменитую «Тайную вечерю» да Винчи.

Доехать до достопримечательности можно по Зеленой ветке метро или на трамвае под номером 8. Таксисты с удовольствием вас также довезут. Можно ехать на арендованном автомобиле. Экскурсия непродолжительна по времени.

Как приобрести билет

Вход в церковь бесплатный, сюда может зайти каждый желающий, но в трапезную заходят только по билету стоимостью в 8 евро.

Билет купить на входе не получится. Его нужно забронировать на официальном сайте церкви. Вот его адрес.

Пускают ограниченное число посетителей. Поэтому велика вероятность, что во время вашего путешествия билетов не будет.

При планировании экскурсий по Италии позаботьтесь о посещении удивительного места, где находится фреска, еще находясь дома.

«Тайная вечеря» не перестает собирать поклонников живописи. Также она привлекает паломников. Никому больше не удалось запечатлеть образ Христа с учениками так правдоподобно и реалистично.Она по-прежнему завораживает, заставляет подолгу стоять возле нее и возвращаться вновь и вновь.

Поездка в Милан – не только удивительная возможность для взрослых путешественников познакомиться с работой мастера, но и отличный способ приобщить к миру прекрасного детей.

Тайная вечеря Леонардо: описание произведения

Тайная вечеря Леонардо да Винчи – это визуальная интерпретация события, записанного во всех четырех канонических книгах христианского Нового завета. Представленная сцена, воссоздающая последнюю трапезу Христа с его учениками, наиболее соответствует описанию, изложенному в 13 главе Евангелие от Иоанна. В своей версии художник изобразил тот момент, когда Иисус объявляет о предательстве одного из присутствующих, вызвав различную реакцию у двенадцати его последователей – от разной степени ужаса до шока и гнева, запечатленную на лицах и в динамичных позах фигур, сидящих за трапезным столом. Таким образом, показывая необыкновенную напряженность между персонажами, Леонардо впервые ввел в художественное искусство великую христианскую драму, что в то время было крайне необычно. Кроме этого, мастер пренебрег традиционными иконописными канонами, осмелившись писать Спасителя без золотой мандорлы (сияния), а окружающих его апостолов – без традиционных нимбов в пользу реалистичности создаваемого шедевра.

Чтобы избавиться от использования ореолов святости, он поместил на заднем плане три окна, самое широкое из которых находится за Иисусом

Исходящий из него свет как бы окружил Спасителя почти божественным сиянием, концентрируя этим все внимание на главном персонаже, а попадавшие из окон трапезной реальные солнечные лучи дополняли и оживляли настенную роспись

Несмотря на многочисленную критику священнослужителей Церкви, впоследствии они признали, что лучше передать смысл описанной в Евангелие божественной трапезы, как это сделал Леонардо да Винчи, не удавалось еще никому.

Иллюзия присутствия

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация, Милан, Италия. Wga.hu

Леонардо задумывал гармонично вписать своё произведение в окружающую обстановку. Он выстроил идеальную перспективу. Реальное пространство плавно переходит в пространство изображённое.

Тени от тарелок и хлеба указывают на то, что Тайная вечеря освещается слева. В помещении как раз окна слева. Посуда и скатерти тоже были написаны такие же, как и в самой трапезной.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация, Милан, Италия

Ещё один интересный момент. Чтобы усилить иллюзию, Леонардо потребовал замуровать дверь. На той стене, на которой должна была появиться фреска.

Трапезная была очень популярна в городе среди горожан. Через эту дверь носили еду из кухни. Поэтому настоятель монастыря настаивал ее оставить.

Леонардо рассердился. Пригрозив, что если тот не пойдёт ему на встречу, он напишет его Иудой… Дверь замуровали.

Еду начали носить из кухни по длинным галереям. Она остывала. Трапезная перестала приносить тот же доход. Вот так Леонардо создал фреску. Но закрыл доходный ресторан.

Но результат всех поразил. Первые зрители были ошеломлены. Создавалась иллюзия, что вы сидите в трапезной. А рядом с вами, за соседним столом – Тайная Вечеря. Что-то мне подсказывает, что это удерживало трапезничающих от чревоугодия.

Через какое-то время дверь вернули. В 1566 году трапезную вновь соединили с кухней. Ноги Христа были “срезаны” новым проемом двери. Иллюзия была не так важна, как горячая еда.

Главная загадка фрески. Иоанн или Мария Магдалина?

По официальной версии по правую руку Христа изображён апостол Иоанн. Но он изображён настолько женственным, что легко поверить в легенду про Марию Магдалину.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация, Милан, Италия

И овал лица чисто женский с заострённым подбородком. И надбровные дуги слишком плавные. Еще и длинные тонкие волосы.

И даже реакция у него чисто женская. От услышанного ему/ей стало не по себе. Бессильно он/она прильнул(а) к апостолу Петру.

И руки у него/неё безвольно сложены. А ведь Иоанн до призвания Христом был рыбаком. То есть тем, кто тягал многокиллограммовую сеть из воды.

«Даная»

Еще один шедевр из мифологического творчества мастера — полотно «Даная». Тинторетто в основу произведения положил миф о дочери царя Аргоса, сын которой, по предсказанию оракула, должен был убить своего деда. Царь не решился на убийство дочери, но замуровал подальше от людских глаз, чтобы у нее не могло быть детей. Даная посвятила себя Зевсу. Он избрал ее в качестве своей жены и в виде золотого дождя сошел к возлюбленной. От этого союза у Данаи родился Персей, диск которого на спортивных состязаниях случайно попал в голову деда и убил его. Так сбылось предсказание оракула. Тинторетто выбрал тот отрывок мифа, где Зевс в виде золотого дождя приходит к Данае.

История

Это произведение Леонардо создавал несколько лет: с 1495 по 1498 годы. Тщательно прорисованные  детали интерьера, черты образов святых угодников и Христа потребовали долгой, кропотливой работы. Известны достоверные факты о том, как писалась картина, и кто был вдохновителем идеи.

https://youtube.com/watch?v=Jtv0ytfFl8s

Заказчик знаменитого творения

 Роспись сделана по просьбе герцога, проживавшего в Милане. Его имя – Людовико Сфорцо. Герцог не отличался праведностью, часто принимал участие в разгульных мероприятиях. Жена Сфорцо – Беатриче, напротив, была набожной и кроткой женщиной. Внезапная смерть супруги поставила точку на неправедных деяниях Людовико. Он обратился к мастеру с просьбой о создании картины. Об этом его просила еще покойная Беатриче. Герцог решил хотя бы посмертно исполнить ее волю.

Как создавалась

Картина достаточно большая, размеры – 880х460 сантиметров. Писал особой краской – на основе яиц. Это придало произведению удивительный блеск, краски были насыщенными, люди получились словно живые. Это же способствовало порче росписи. Всего через 20 лет полотно стало трескаться.

Перед ее написанием мастер изобрел особый состав, которым покрыл стену.

Повреждения и реставрации

Использование красок на яичной основе, расположение церкви в сыром месте способствовали сильному повреждению фрески. Краски стали отслаиваться и осыпаться. Есть свидетельство, что в середине 16 века картина на стене практически не была видна.

В 20 веке Мауро Пелличиоли вновь решил заняться реставрацией. То, что сейчас сохранилось на стене трапезной в церкви, дело рук именно этого реставратора. Ему почти удалось восстановить истинные цвета и контуры.

Церковные заказы

Речь идет о картине «Поклонение Золотому тельцу», написанной для церкви Санта-Мариа-дель-Орто. Она размещается слева от центрального произведения, выполненного в форме полуциркульной арки, и передает содержание ветхозаветной легенды о том, как спасшиеся из Египта и бродившие по пустыне в поисках Земли обетованной иудеи разуверились в Боге и снова стали поклоняться языческим идолам, один из которых являл собою быка, выполненного из золота. Не разуверился лишь тот, кто вел их по пустыне — Моисей. Именно он передал своему народу скрижали от Бога, где были высечены заповеди, по которым люди должны были жить.

Условно картина делится на две части — большую нижнюю, выделенную затемнением, и верхнюю светлую. В нижней помещены все, кто погряз в грехах и ересях. В верхней — просветленный Моисей и те, кто пошел за ним. Вертикальной осью, вдоль которой идет деление и размещение персонажей, выступает гора Синай. Горизонтальной — темные облака и тенты над головами грешников. Картина вся пронизана активным движением и насыщена персонажами, что свойственно кисти живописца.

Анализ картины

Подробное описание картины искусствоведы делали не раз. Они искали скрытую информацию, оставленную художником. В целом, произведение представляет собой сцену из Святого писания.

На фреске изображен ужин Иисуса со своими учениками. На нем присутствуют все его последователи. Отдельного описания заслуживает Иуда. Он с мешочком в руках, в котором, по всей видимости, находится плата за его предательство учителя.

Это отличает произведение от предыдущих работ мастера. На них предатель находится отдельно, в стороне.

https://youtube.com/watch?v=n4pPj9mt8Io

Скрытый смысл

Художника всегда считали загадочной личностью. Все работы мастера наполнены скрытым смыслом. Не удивительно, что исследователи не перестают искать. Строятся догадки по поводу расположения людей, обсуждается утварь, размещенная на столе. Диспут вызвало предположение о том, кто находится по правую сторону от Иисуса.

https://youtube.com/watch?v=GYWjmOGyYuM

Эскиз

По мнению экспертов, вначале Леонардо задумал другой сюжет. При помощи живописи он хотел изобразить тот момент, когда Христос сказал, что ему известно о предателе.

Художник живо и ярко передал все эмоции, вызванные этими словами, на лицах учеников. Доказательством служат сохранившиеся эскизы. Они хранятся в Венецианском музее. Мастер тщательно прорабатывал образы и детали будущего шедевра.

Размещение фигур и предметов

Как уже говорилось, бытует предположение о том, что люди на ней написаны в последовательности знаков зодиака. Так, Христос является Козерогом. Знак – символ движения вперед, совершенства. Если учитывать это мнение, понятно, что справа от Иисуса Христа – женщина. Она находится на месте знака Девы.

На столе изображена рыба. По поводу этого также ведутся споры. До сих пор не могут выяснить, что нарисовано: сельдь или угорь. В любом случае,  не случайно. Сельдь символизирует учение, наставничество, а угорь, наоборот, отречение от веры.

Композиция фрески тщательно продумана, здесь нет случайных персонажей или предметов. Именно поэтому искусствоведы не перестают искать скрытый смысл «Тайной вечери».

https://youtube.com/watch?v=p0e_LwINFeM

Реакция персонажей

Художнику удалось мастерски изобразить реакцию персонажей на события. На картине  представлен момент ужина Христа со своими учениками. Но каждый человек, знакомый с писанием, понимает, что персонажи запечатлены после произнесения Иисусом слов о предательстве. Каждый из присутствующих испытывает свои чувства.

Взглянув, становится понятно, что, к примеру, Варфоломей готов тотчас расправиться с предателем, а Андрей говорит, что он точно не предатель.

Перенести такое количество эмоций на рисунок не удавалось ни одному живописцу.

Загадка фрески: апостол или Мария Магдалина

На то, что справа от учителя размещена женщина, а не его ученик, указывают следующие факты:

  1. Персонаж по своему местоположению относится к знаку Девы. Это, по мнению исследователей, подтверждает то, что изображена женщина.
  2. Если обвести контуром фигуры Иисуса и образ справа, получается буква «М». С нее начинается имя спутницы Христа. Кроме того, «М» – символ брака в Италии. Это опровергает все домыслы насчет того, что Мария Магдалина являлась любовницей Спасителя.

Противники версии не согласны с этим утверждением и считают, что это ученик.

https://youtube.com/watch?v=rfP8ZaQQegc

Новый взгляд на классический сюжет

Один из последних шедевров мастера – картина Тинторетто «Тайная вечеря» — написан в 1592 году. Это последнее обращение художника к популярному сюжету, и оно всё меньше напоминает классическое творение эпохи Ренессанса. Динамический ракурс стола, за которым сидят Христос и апостолы, олицетворяет границу мира духовного и реального. Передний план наполнен абсолютно земными деталями и персонажами, а горний мир изображен невиданными до тех пор средствами. Мистический свет, излучаемый господом и его учениками, выхватывает в пространстве картины фигуры обитателей потустороннего мира. Оба мира переплетаются, рождая удивительные эмоции.


Картина Тинторетто «Тайная вечеря» некоторыми исследователями относится к итоговой вещи, показывающей высочайший уровень его художественного мастерства, в то же время носящей наибольшие признаки маньеризма в творчестве мастера.

Сюжет «Тайной вечери»

Особое внимание на себя обращает и момент, запечатлённый в «Тайной вечере». Он выбран неслучайно

Исследователи полагают, что здесь изображён знаменитый сюжет текстов Евангелия. Согласно ему, Иисус собрал всех своих учеников на последней трапезе, после чего сказал:

Как вы понимаете, после этих слов реакция каждого из апостолов могла быть самой разной, и Леонардо поставил перед собой задачу отразить происходящее наиболее ярко и реалистично, в духе эпохи Возрождения. Посмотрев на «Тайную вечерю», можно понять, что движения персонажей происходили волнообразно. Ученики по-разному реагируют на слова Христа. Кстати, Иуду легко узнать по кошельку, который он сжимает в руке.

Тайная вечеря неизменно привлекает ценителей прекрасного и просто туристов / kilchichakov / kilchichakov.livejournal.com

Эффект дополняется источником света – окнами, что находятся за спинами у трапезничающих. Можно заметить, что движение на полотне словно бы замедляется к краям и усиливается к центру. Это напоминает застывшую ударную волну, что расходится от центральной части.

В «Тайной вечере» мы видим учеников Христа, которые располагаются группами возле своего наставника. Бытует мнение, будто справа от Спасителя находится не Иоанн, а Мария Магдалина. На мой взгляд, вполне аргументированное мнение, поскольку в лице персонажа действительно заметны женские черты.

И если эта теория верна, то по всем признакам Магдалина выступает здесь в качестве супруги Христа. Впрочем, это лишь одно из многих предположений относительно загадочной работы да Винчи.

Бытует мнение, что по правую руку от Спасителя находится не Иоанн, а Мария Магдалина

Лиха беда начало: кто заказал Леонардо «Тайную вечерю»

В 1494 году герцогом Милана стал одиозный и честолюбивый Лодовико Сфорца. Несмотря на все амбиции и слабости, в той или иной мере присущие, надо сказать, почти всякому выдающемуся государственному деятелю, Лодовико немало послужил на благо своей вотчины и достиг значительных дипломатических успехов, добившись мирных отношений с Флоренцией, Венецией и Римом. Немало внимания уделял он и развитию сельского хозяйства, промышленности, науки и культуры. Из живописцев он особо благоволил Леонардо да Винчи. Его кисти принадлежит портрет любовницы Лодовико и матери его сына Чечилии (Цецилии) Галлерани, более известный как «Дама с горностаем». Предположительно, живописец увековечил и законную супругу герцога Беатриче д`Эсте, а также вторую его фаворитку и мать еще одного незаконнорожденного сына Лукрецию Кривелли. Домовой церковью Лодовико была капелла при доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие, а его настоятель был близким другом герцога. Правитель Милана стал спонсором масштабной реконструкции церкви, которую видел будущим мавзолеем и памятником династии Сфорца. Тщеславные планы усугубились внезапной кончиной жены Беатриче и дочери Бьянки в 1497 году, спустя два года после того, как Леонардо начал работу над «Тайной вечерей».

В 1495 году, когда живописец получил заказ расписать одну из стен трапезной капеллы девятиметровой фреской с популярным евангельским сюжетом, повествующим о последней встрече Христа с апостолами, где он впервые явил своим ученикам таинство евхаристии, никто даже подозревать не мог, какая долгая и непростая судьба ее ждет.

«Чудо святого Марка»

Это полотно можно по праву назвать первым шедевром в творчестве Тинторетто. Суть истории не нова: раб-христианин повержен толпою язычников на землю и избиваем ею. Его ожидает страшная казнь. Но вдруг с Неба спускается святой Марк и совершает чудо — тело христианина становится настолько прочным, что от него отскакивают все удары, а пакли и мечи разбиваются. Мы видим недоумение людей, узревших это чудо. Постепенно толпа начинает бежать с площади.

Автор использует приемы, которые потом станут «визитной карточкой» его творчества: динамику поз и ракурсов

За счет них направляются сюжетные потоки и внимание зрителей, разделение поля картины на зоны и выделение светом важных по смысловым акцентам моментов, персонажей, объектов. Самая динамичная фигура в этой, еще не лишенной традиционности средств художественной выразительности Возрождения картине — святой Марк, покровитель Венеции

При помощи поз людей из толпы внимание зрителя притягивается к центру холста, а затем постепенно перемещается к световым пятнам, которые формируют пустоты в оттекающей постепенно толпе. Яркая цветовая гамма композиции человеческих тел на переднем плане еще более выделяется при помощи контраста: на заднем плане мы видим освещенный солнцем городской пейзаж, выполненный в очень светлых и чистых тонах.

1580–1594

Святой Варфоломей, Святой Бенедикт и Блаженный Бернардо Толомеи с комиссарами Бартоломео и Баттистой Мальминьяти — Сантуарио делла Беата Верджине дель Пиластрелло — Лендинара ( Румыния ).

  • Святой Варфоломей, Святой Бенедикт и Блаженный Бернардо Толомеи с комиссарами Бартоломео и Баттистой Мальминьяти , около 1580 года, Лендинара ( Ровиго ), Сантуарио делла Беата Верджине дель Пиластрелло
  • Видение святого Николая , ок. 1582 г., собор Ново Место , Словения
  • Портрет Винченцо Морозини , 1581-1582, 84,5 × 51,5 см, Национальная галерея, Лондон
  • Крещение Христа , 1581-1582, 169 × 251,4 см, Кливлендский музей искусств , Кливленд , Огайо ,
  • Картины для Сала-дель-Сенато, 1581-1584 гг., Палаццо Дукале, Венеция
    • Триумф Венеции в роли королевы морей , 810 × 420 см
    • Дож Пьетро Лоредан перед Мадонной , 380 × 360 см
    • Мертвый Христос, поддерживаемый ангелами и почитаемый дожами Пьетро Ландо и Маркантонио Тревизаном , 295 × 910 см
  • Картины для Sala Inferiore, 1582-1587, Скуола Гранде ди Сан-Рокко, Венеция
    • Благовещение , 422 × 545 см
    • Поклонение волхвов , 425 × 544 см
    • Бегство в Египет , 422 × 580 см
    • Избиение младенцев , 422 × 546 см
    • Святая Мария Магдалина , 425 × 209 см
    • Святая Мария Египетская , 425 × 211 см
    • Обрезание Христа , 440 × 482 см
    • Успение Богородицы , 425 × 587 см
    • Посещение , около 1588 г., 151 x 230 см
  • Автопортрет , около 1588 г., 63 × 52 см, Лувр , Париж
  • Поклонение волхвов , 1587, Санта-Мария-делле-Верджини, Мачерата
  • Мученичество Святого Лаврентия , 1588, 126 × 191 см, Картинная галерея Крайст-Черч , Оксфорд
  • Рай , 1588-1592, 700 × 2500 см, Палаццо Дукале, Венеция
  • Жизнь Святой Екатерины , 1590-1592, Галерея Академии, Венеция
    • Святая Екатерина объясняет Максентию причины отказа поклоняться идолам , 160 × 225 см
    • Святая Екатерина диспут с врачами Александрийскими , 160 × 228 см
    • Святая Екатерина Взбитая , 161 × 230 см
    • Святая Екатерина в тюрьме при содействии ангелов , 162 × 246 см
    • Мученичество Святой Екатерины , 160 × 244 см
    • Святая Екатерина привела к месту казни , 160 × 245 см
  • Тайная вечеря , собор Сан-Мартино, Лукка
  • Картины для Сан-Джорджо Маджоре 1592-1594 гг., Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция
    • Собирая манну , 377 × 576 см
    • Тайная вечеря , 365 × 568 см
    • Положение Христа , 288 × 166 см
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: