Илья ефимович репин — стиль и техника

История создания росписи

Глядя на роспись «Тайной вечери», сложно поверить, что этот шедевр был создан так давно. В 1495 году заказ на её написание поступил Леонардо да Винчи от его покровителя – миланского герцога Людовико Сфорца.

Несмотря на то, что сам герцог не отличался набожностью и высокими моральными принципами, его супруга Беатриче была эталоном верности и порядочности, за что, надо сказать, Людовико её очень ценил.

Как утверждают биографы, создание «Тайной вечери» было замыслом Беатриче, однако при её жизни супруг так и не воплотил в жизнь задуманное. Лишь после смерти жены Людовико решил обратиться к Леонардо, рассказав ему об идее покойной герцогини. Знаменитый мастер принял заказ, а к 1498 году роспись была готова. «Тайная вечеря» украсила собой зал трапезной в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.

Церковь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане, Италия / rgdn.infо

Настоящий автор

Попадая в нелепую и часто смешную ситуацию, многие из нас привычно произносят: “Вот, картина Репина «Приплыли»”. Что забавно, большинство обывателей считает, что у Ильи Ефимовича Репина действительно в творческом наследии сохранилось такое творение. Но всё гораздо сложнее и, конечно, интереснее.

Небезызвестная картина действительно стала частью русского фольклора – причём больше вошла в русскую речь, нежели в живопись. Вопреки расхожему мнению, автором полотна является не знаменитый живописец Репин, а малоизвестный художник из Воронежа Лев Григорьевич Соловьёв. Творение это он написал в 1870-е годы.

Лев Григорьевич Соловьев «Монахи. Не туда заехали», 1870-е годыМестонахождение: Сумской областной художественный музей имени Н. Х. Онацкого, Сумы, Украина

Но почему же авторство приписали Репину? На этот счёт историки предлагают несколько вариантов.

  1. Во-первых, Илья Ефимович был очень известен как живописец – как в кругах интеллигенции, таки среди простого люда.
  2. Во-вторых, на выставке в 1930-х годах картина располагалась рядом с работами Репина, из-за чего публика автоматически приписывала авторство ему.

От себя хочу отметить, что сюжет, который Соловьёв изобразил на полотне, действительно незабываемый, а потому наверняка произвёл яркое впечатление на людей. В первую очередь – развеселил.

Илья Ефимович Репин, фотография 1909 года

Интересные факты о Тайной вечере Леонардо да Винчи

  • Наиболее воспроизводимая в мире настенная роспись целиком занимает поперечную стену в огромном зале бывшей трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане. Главное, что бросается в глаза при созерцании Тайной вечери Леонардо да Винчи – это необычайная пространственная глубина созданной перспективы. Будучи изобретательным инженером и ученым, художник добился практически объемного изображения, которое, как кажется, приглашает зрителя самому принять участие в драматической сцене. Считается, что наилучшая точка восприятия рассматриваемого шедевра находится, примерно, в 9 метрах от него в глубине зала.
  • Роспись была заказана герцогом Милана Людовико Мария Сфорца (1452-1508), над которой Леонардо да Винчи работал 3 года, предположительно с 1495 по 1498гг. Столь длительный срок, понадобившийся на написание, обусловлен масштабными размерами (4,6х8,8 м), а также многочисленными экспериментами художника с приготовлением красок.
  • Образ каждого из представленных персонажей был написан с реально существовавших в жизни современников Леонардо да Винчи. Известно, что для своего произведения он отыскивал наиболее подходящие типажи, прогуливаясь по улицам Милана, а образ Иуды искал не только в самых злачных его районах, но даже в городской тюрьме.
  • Многие исследователи склоняются к мнению, что на фреске имеется портрет Леонардо да Винчи. Художник запечатлел себя в образе апостола Иуды Фаддея, упоминавшегося в Евангелиях от Иоанна и Луки. Данный неподтверждаемый документально факт на протяжении нескольких столетий остается спорным, однако изображенный образ и анализ имеющихся автопортретов да Винчи наглядно демонстрирует необычайное сходство.

Настенная роспись не является фреской в классическом понимании этого термина, так как мастер, в качестве эксперимента, использовал разработанную им собственную технику написания, что в конечном итоге чуть не привело к гибели шедевра.

Тайная вечеря в живописи

Андреа дель Кастаньо. Тайная вечеря.

Евангелия говорят, что перед своим арестом Христос и его ученики-апостолы собрались в уединенном месте, где ели и пили. Эта сцена широко известна в христианской традиции как «Тайная Вечеря». Она изображалась на множестве средневековых икон и картин. «КОГДА НАСТАЛ ВЕЧЕР, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня… И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета… Отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Матфей 26:20, 26:26-29). Согласно церковной традиции, данная сцена обычно представлялась на многочисленных средневековых изображениях следующим образом. За длинным столом, в каком-то уединенном, довольно тесном помещении, сидят Христос и его двенадцать апостолов. На столе — еда и питье… Считается, что Христос и апостолы собрались тайно, скрытно от окружающих. Отсюда и название вечерней встречи — «Тайная Вечеря». Участники встречи едят, пьют вино, наливая его из кувшинов.

Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко. Царь славян.

* * *

Василий Игоревич Нестеренко. Тайная вечеря. Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя. 1997.

Последняя вечеря

Сказал Иисус Петру и Иоанну: — Пойдите приготовьте нам пасху. — Где? – спросили ученики. — При входе в город встретится вам человек с кувшином волы. Идите за ним в дом, в который он войдет, и скажите хозяину: «Учитель спрашивает, где комната, в которой он будет есть пасху с учениками своими?» И он покажет вам горницу. Пошли они и нашли все так, как сказал Иисус. Под вечер пришел туда Иисус вместе с апостолами. И сказал Иисус: — Очень хотел я есть эту пасху вместе с вами до того, как принять страдание. Больше не пить мне и не есть, пока не придет Царство Божие. Взял он хлеб, разломил и подал ученикам со словами: — Вот тело мое, за вас приносимое в жертву. Делайте так же в память обо мне. Взял Иисус чашу после вечери и сказал: — Пейте из нее все. Это кровь моя, кровь Нового Завета, за многих проливаемая для прощения грехов.

Библейские легенды. Дербент, «Интерэкспресс». 1992.

* * *

Г. Доре. Тайная вечеря.

Джованни Баттиста Тьеполо. Тайная вечеря. Около 1745-1750.

Дирк Боутс. Створчатый алтарь в церкви св. Петра в Левеке. Фрагмент. Начало Тайной вечери.

Илья Ефимович Репин. Тайная вечеря. 1903.

Йос ван Клеве. Оплакивание Христа с Тайной вечерей.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря.

Мастер легенды о святой Екатерине. Триптих Тайной вечери. Около 1490.

Никола Пуссен. Тайная вечеря.

Николай Николаевич Ге. Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад. 1889.

Павел Попов. Тайная вечеря.

Филипп де Шампень. Малая трапеза (Тайная вечеря).

Филипп де Шампень. Тайная вечеря.

Фра Анджелико. Тайная вечеря.

Ханс Шойфеляйн. Тайная вечеря.

Хуан де Хуанес. Тайная вечеря.

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

Как посетить и где купить билеты

Тайная вечеря Леонардо да Винчи, несомненно, одна из самых привлекательных достопримечательностей Милана. Однако количество поступающих в продажу билетов очень ограничено, так как здание бывшей трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие абсолютно не приспособлено для приема большого количества туристов.

Подробно обо всех доступных способах где и как купить билеты на Тайную Вечерю Леонардо мы писали здесь

Предварительное бронирование билетов на Тайную Вечерю является обязательным. При этом стоит учитывать, что приобретенные билеты он-лайн, можно получить в кассах только при предъявлении документа, удостоверяющего личность заявленного в заказе посетителя, и не менее чем за 30мин до обозначенного времени.

Как называлась картина?

Как я уже заметила, не только автор, но и название картины являются лишь плодом воображения народа. Никакой работы под названием «Приплыли» ни у Репина, ни у Соловьёва не было. Та картина, которую считают первоисточником фразеологизма, на самом деле называлась «Монахи. Не туда заехали».

Не секрет, что особенно запоминающиеся вещи люди могут “окрестить” ёмкими, но короткими названиями. То же самое вышло и с картиной Соловьёва. После той самой выставки в Сумском музее, где полотно оказалось рядом с работами Репина (едва ли не в одном ряду) творение малоизвестного мастера приобрело истинные бессмертие и славу. Сами люди решили называть картину коротко – «Приплыли». На мой взгляд, эта версия названия более ярко отражает суть событий, отражённых на холсте.

Анализ картины


Подробное описание картины искусствоведы делали не раз. Они искали скрытую информацию, оставленную художником. В целом, произведение представляет собой сцену из Святого писания.

На фреске изображен ужин Иисуса со своими учениками. На нем присутствуют все его последователи. Отдельного описания заслуживает Иуда. Он с мешочком в руках, в котором, по всей видимости, находится плата за его предательство учителя.

Это отличает произведение от предыдущих работ мастера. На них предатель находится отдельно, в стороне.

Скрытый смысл

Художника всегда считали загадочной личностью. Все работы мастера наполнены скрытым смыслом. Не удивительно, что исследователи не перестают искать. Строятся догадки по поводу расположения людей, обсуждается утварь, размещенная на столе. Диспут вызвало предположение о том, кто находится по правую сторону от Иисуса.

Эскиз


По мнению экспертов, вначале Леонардо задумал другой сюжет. При помощи живописи он хотел изобразить тот момент, когда Христос сказал, что ему известно о предателе.

Художник живо и ярко передал все эмоции, вызванные этими словами, на лицах учеников. Доказательством служат сохранившиеся эскизы. Они хранятся в Венецианском музее. Мастер тщательно прорабатывал образы и детали будущего шедевра.

Размещение фигур и предметов


Как уже говорилось, бытует предположение о том, что люди на ней написаны в последовательности знаков зодиака. Так, Христос является Козерогом. Знак – символ движения вперед, совершенства. Если учитывать это мнение, понятно, что справа от Иисуса Христа – женщина. Она находится на месте знака Девы.

На столе изображена рыба. По поводу этого также ведутся споры. До сих пор не могут выяснить, что нарисовано: сельдь или угорь. В любом случае, не случайно. Сельдь символизирует учение, наставничество, а угорь, наоборот, отречение от веры.

Композиция фрески тщательно продумана, здесь нет случайных персонажей или предметов. Именно поэтому искусствоведы не перестают искать скрытый смысл «Тайной вечери».

Реакция персонажей


Художнику удалось мастерски изобразить реакцию персонажей на события. На картине представлен момент ужина Христа со своими учениками. Но каждый человек, знакомый с писанием, понимает, что персонажи запечатлены после произнесения Иисусом слов о предательстве. Каждый из присутствующих испытывает свои чувства.

Взглянув, становится понятно, что, к примеру, Варфоломей готов тотчас расправиться с предателем, а Андрей говорит, что он точно не предатель.

Перенести такое количество эмоций на рисунок не удавалось ни одному живописцу.

Загадка фрески: апостол или Мария Магдалина


На то, что справа от учителя размещена женщина, а не его ученик, указывают следующие факты:

  1. Персонаж по своему местоположению относится к знаку Девы. Это, по мнению исследователей, подтверждает то, что изображена женщина.
  2. Если обвести контуром фигуры Иисуса и образ справа, получается буква «М». С нее начинается имя спутницы Христа. Кроме того, «М» – символ брака в Италии. Это опровергает все домыслы насчет того, что Мария Магдалина являлась любовницей Спасителя.

Противники версии не согласны с этим утверждением и считают, что это ученик.

Интересные факты

С ней связаны некоторые факты, достоверность которых не доказана.


Долгое создание вызвано тем, что художник не мог отыскать прототипов для главных персонажей– Иуды и Христа. Иисуса он писал с юноши, который пел при церковном хоре. А вот человека, с которого бы можно было написать Иуду, Леонардо отыскать не мог. Только в конце третьего года работы над фреской, он увидел пьяницу, лежавшего в канаве. Да Винчи приказал привести его к себе. Тот, протрезвев, поведал гению кисти, что раньше служил певчим, служил Господу, но сейчас опустился на самое дно. Самым прекрасным воспоминанием несчастного был случай, когда с него писали Спасителя.

Изумленный художник с восторгом принялся писать. Образ Иуды был найден.

Искусствоведами ведутся споры по поводу того, кто находится справа от Спасителя. Многие исследователи утверждают, что это не мужчина, а Мария Магдалина. Другие ученые говорят, что все персонажи написаны в той очередности, в которой размещаются знаки зодиака. По этой версии выходит, что Христос родился под знаком Козерога.

Во время захватнической войны с фашистами все было уничтожено взрывами. Уцелела только стена с фреской. В конце 17 века помещение трапезной на стене было переоборудовано в конюшню.

Эксперты в области искусства отмечают, что Леонардо обдумал все детали. Так, возле Иуды стоит солонка с рассыпанной солью, что всегда считалось предвестником беды, и порожняя тарелка.

Сюжет «Тайной вечери»

Особое внимание на себя обращает и момент, запечатлённый в «Тайной вечере». Он выбран неслучайно

Исследователи полагают, что здесь изображён знаменитый сюжет текстов Евангелия. Согласно ему, Иисус собрал всех своих учеников на последней трапезе, после чего сказал:

Как вы понимаете, после этих слов реакция каждого из апостолов могла быть самой разной, и Леонардо поставил перед собой задачу отразить происходящее наиболее ярко и реалистично, в духе эпохи Возрождения. Посмотрев на «Тайную вечерю», можно понять, что движения персонажей происходили волнообразно. Ученики по-разному реагируют на слова Христа. Кстати, Иуду легко узнать по кошельку, который он сжимает в руке.

Тайная вечеря неизменно привлекает ценителей прекрасного и просто туристов / kilchichakov / kilchichakov.livejournal.com

Эффект дополняется источником света – окнами, что находятся за спинами у трапезничающих. Можно заметить, что движение на полотне словно бы замедляется к краям и усиливается к центру. Это напоминает застывшую ударную волну, что расходится от центральной части.

В «Тайной вечере» мы видим учеников Христа, которые располагаются группами возле своего наставника. Бытует мнение, будто справа от Спасителя находится не Иоанн, а Мария Магдалина. На мой взгляд, вполне аргументированное мнение, поскольку в лице персонажа действительно заметны женские черты.

И если эта теория верна, то по всем признакам Магдалина выступает здесь в качестве супруги Христа. Впрочем, это лишь одно из многих предположений относительно загадочной работы да Винчи.

Бытует мнение, что по правую руку от Спасителя находится не Иоанн, а Мария Магдалина

Картина И.Е. Репина «Садко»

Илья Репин, находясь в Париже, написал полотно, сюжет которого исходит к русской фольклорной былине о новгородском купце Садко. Это художественная работа резко выделяется из всего творчества великого живописца. Сказочная история вдохновила его. Художник надеялся на успех, но «заграничные» почитатели искусства не проявили интереса и не оценили работу. Вскоре картина была куплена Великим князем Александром III. Будущий император приобрел ее для своей коллекции. Илье Репину было присвоено звание академика.

Описание картины

Садко славился своей игрой на гуслях. Морской владыко заманил купца в подводное царство и хотел удержать его, женив на одной из своих дочерей. Именно этот момент и запечатлен на полотне художника.

Композиция картины – треугольник. В правом углу стоит купец Садко в богатой собольей шубе и шапке и смотрит влево вверх, на девушку, одетую в простое национальное русское платье. Его взгляд прикован к ней. Садко не замечает никого, кроме нее. Вокруг купца плавают красавицы и бросают на него свои чарующие взгляды. Но ему не нужны эти водные царевны-русалки в красочных дорогих нарядах, украшенные драгоценностями. Не замечает Садко и великолепие животного, растительного подводного мира. Выбор Садко говорит о том, что нет ничего лучше родного мира, простой земной любви и ясно выражает тоску по родине.

Богатая цветовая гамма красок была использована художником при написании картины. Все детали костюмов, лица прорисованы до мелочей. Только на заднем плане русская девушка остается в несколько размытом виде и взгляд Садко не хочет упустить ее из вида, хочет вырваться наверх из воды.

Великолепно проработаны представители водного мира: морская звезда, фантастические рыбки, кораллы, водоросли. Удивительные краски имеет морская вода. Здесь Репин использовал все оттенки зеленого цвета.

Художник, чтобы приблизить к реалиям написание подводного мира, специально посещал Берлинский океанариум.

Полотно находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Размеры картины 323х230 см. Масло.

История

Это произведение Леонардо создавал несколько лет: с 1495 по 1498 годы. Тщательно прорисованные детали интерьера, черты образов святых угодников и Христа потребовали долгой, кропотливой работы. Известны достоверные факты о том, как писалась картина, и кто был вдохновителем идеи.

Заказчик знаменитого творения


Роспись сделана по просьбе герцога, проживавшего в Милане. Его имя – Людовико Сфорцо. Герцог не отличался праведностью, часто принимал участие в разгульных мероприятиях. Жена Сфорцо – Беатриче, напротив, была набожной и кроткой женщиной. Внезапная смерть супруги поставила точку на неправедных деяниях Людовико. Он обратился к мастеру с просьбой о создании картины. Об этом его просила еще покойная Беатриче. Герцог решил хотя бы посмертно исполнить ее волю.

Как создавалась

Картина достаточно большая, размеры – 880х460 сантиметров. Писал особой краской – на основе яиц. Это придало произведению удивительный блеск, краски были насыщенными, люди получились словно живые. Это же способствовало порче росписи. Всего через 20 лет полотно стало трескаться.

Перед ее написанием мастер изобрел особый состав, которым покрыл стену.

Повреждения и реставрации

Использование красок на яичной основе, расположение церкви в сыром месте способствовали сильному повреждению фрески. Краски стали отслаиваться и осыпаться. Есть свидетельство, что в середине 16 века картина на стене практически не была видна.

В 20 веке Мауро Пелличиоли вновь решил заняться реставрацией. То, что сейчас сохранилось на стене трапезной в церкви, дело рук именно этого реставратора. Ему почти удалось восстановить истинные цвета и контуры.

Экспериментальное искусство Леонардо да Винчи

До того момента да Винчи не приходилось работать с фресками. Но разве это могло стать препятствием для человека, который из всех методов познания выбирал эмпирический, и никому не верил на слово, предпочитая все проверять на собственном опыте? Он действовал по принципу «мы не ищем легких путей», и в этом случае остался верен ему до конца. Вместо того чтобы использовать старую добрую технику нанесения темперы на свежую штукатурку (собственно, и подарившую название фреске, произошедшей от итальянского fresco – «свежий»), Леонардо принялся экспериментировать. Предметом его опытов последовательно становились буквально все факторы и этапы, задействованные в создании фресок, начиная от возведения строительных лесов, для которых он пытался изобрести собственные механизмы, и заканчивая составом штукатурки и красок.

Во-первых, ему категорически не подходил метод работы по мокрой штукатурке, которая схватывалась довольно быстро и не позволяла вдумчиво работать над каждым фрагментом и бесконечно дорабатывать его, доводя до совершенства, как обычно писал свои картины Леонардо да Винчи. Во-вторых, традиционная яичная темпера не давала необходимую ему степень яркости красок, поскольку она несколько тускнела и меняла цвет при высыхании. А смешивание пигментов с маслом позволяло получать более выразительные и блестящие краски. Кроме того, можно было достигать разной плотности оттенков: от совсем густых и непрозрачных до тонких, светящихся. Это как нельзя лучше соответствовало любви да Винчи к созданию филигранных светотеневых эффектов и фирменному приему сфумато.

Но и это еще не все. Для того, чтобы сделать масляную эмульсию более приспособленной к требованиям настенной росписи, живописец решает добавить в нее яичный желток, получая таким образом доселе невиданный состав «масляная темпера». Как покажет время, в долгосрочной перспективе смелый эксперимент себя не оправдал.

Титанический труд современных реставраторов

В XX веке работы по реставрации «Тайной вечери» велись уже с использованием современных технологий. Постепенно, слой за слоем, художники-реставраторы снимали вековую пыль и плесень с шедевра.

К сожалению, сегодня признан тот факт, что от оригинальной фрески осталось только 2/3, а половина красок, использованных художником первоначально, безвозвратно утрачена. Для предотвращения последующих разрушений фрески сегодня в помещении трапезной храма Санта-Мария-делле-Грацие поддерживается равномерная влажность и температура воздуха.

Последняя реставрационная работа велась 21 год. В мае 1999 года мир вновь увидел творение Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Милан по случаю открытия фрески для зрителей устроил грандиозные торжества.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: