Олимпия. 1863 г.
Эдуард Мане. Олимпия. 1863 г. Музей Д’Орсе, Париж.
Перед нами куртизанка. Она смело смотрит на зрителя. А чернокожая служанка подносит цветы от довольного клиента.
Мане вновь обращается к старым мастерам. На этот раз его вдохновитель – Тициан и его Венера Урбинская. Только вместо собачки художник изображает черного кота.
Тициан. Венера Урбинская. 1538 г. Галерея Уффици, Флоренция.
Мане решится показать публике “Олимпию” спустя два года после ее создания. Разразился скандал пуще прежнего.
Художника обвиняют в “непостижимой склонности к вульгарности”. Газеты советовали беременным женщинам воздержаться от просмотра картины. Чтобы не испытать чрезмерного волнения. Ведь они бы увидели не пристойную живопись, а “игральную карту”. Вернее “одалиску с желтым животом”. И даже “самку гориллы”.
Куртизанок в Париже было много. Но респектабельные горожане предпочитали не обсуждать их существование. А тут их буквально носом тыкают в порочную сторону жизни. Ведь многие мужчины пользовались их услугами.
Публика не приняла не только сюжет. Но и не поняла новаторства в технике. Мане не стал идти по традиционному пути. И выписывать тело с помощью мягких переходов от света к тени. Он видел, что ярко освещённое тело – однородного цвета. Что делает его плоским. Но от этого оно становится более реалистичным.
Такая реальная и порочная дама слишком уж вызывающе на всех смотрела. Люди были не готовы к правде жизни. Отсюда – отторжение и высмеивание.
О картине также читайте в статье “Олимпия Мане. Самая скандальная картина 19 века”.
Аржантей. 1874 г.
Эдуард Мане. Аржантей. 1874 г. Музей изящных искусств, Турне, Бельгия. Wikipedia.org
В 1874 году Мане часто работал бок о бок со своим другом Клодом Моне. Их летние дачи были по соседству в местечке Аржантей.
Не удивительно, что в работах этого года чувствуется сильное влияние главного импрессиониста. Картина “Аржантей” тому подтверждение. Она написана на пленэре (на открытом воздухе). Яркими сочными красками.
Перед нами шурин Мане и неизвестная женщина. В солнечный день они сидят на причале. На фоне реки Сены. Мане был уверен, что такая невинная картина будет благосклонно принята публикой. Но не тут-то было…
Опять скандал. На этот раз критики ругали цветовое решение художника. Откуда Мане взял воду Сены цвета индиго? Даже Средиземное море не может похвастаться такой синевой, негодовали они.
Мане был ошарашен. Он и не думал, что обязан писать воду традиционного зеленоватого оттенка. Одно утешение – картина понравилась одной очаровательной даме. Которая стала очередной его любовницей. А к освистыванию он уже привык.
Поворот к импрессионизму
В 1868 г. Мане познакомился с художницей Бертой Моризо (1841-1895), которая стала его ученицей и любимой моделью. Именно она связала его с импрессионистами, общение с которыми проявилось усилением интереса к разработке светлой цветовой гаммы в пленэрных композициях. Свои сюжеты Мане находил в повседневной жизни парижских улиц; во все более свободной манере, с текучими мазками, он писал также пейзажные сцены, пронизанные вибрирующим светом (В лодке (1874), Аржантёй (1874)). Однако от импрессионистов его отделяет более пристальное отношение к композиции картины и размещению человеческих фигур. В 1877 г. картина Нана (Кунстхалле, Гамбург) была отвергнута жюри Салона, тем не менее это не помешало Мане написать целый цикл своеобразных жанровых картин, сюжеты которых взяты из среды парижских пивных и кафе — он всегда сохранял острый, но доброжелательный взгляд на свою эпоху (Подавальщица пива, Музей д’Орсэ, Паиж).
В 1882 г. Мане выставил на Салоне с большим успехом свою работу Бар в Фоли-Бержёр (Галерей Тейт, Лондон), ставшую последним крупным творением этого художника: прикованный к постели, он в последний год отпущенной ему жизни смог создать лишь блестящую серию натюрмортов.
Картины Эдуарда Мане:
«За стаканом абсента» (1858)
«Испанец, играющий на гитаре» — (1861, Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
«Завтрак на траве» — (1863, Музей д’Орсэ, Париж)
«Бар в Фоли-Бержер» — (1882)
«Берега Сены в Аржантее» — (1874, Музей изящных искусств, Турнэ)
«Нана» — (1877, Кунстхалле, Гамбург)
«Олимпия» — (1863)
«Подавальщица пива» — (1879, Музей д’Орсэ, Паиж)
«Семья Моне в саду в Аржантёй» — (1874, Музей изящных искусств, Турнэ)
«Флейтист» — (1866, Музей д’Орсэ, Париж)
Балкон — (1869)
В лодке — ( 1874, Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Железная — (1873)
Лола из Валенсии — (1862)
Натюрморт с цветами — (1880)
Портрет Эмиля Золя — (1868)
Расстрел Императора Максимилиана — (1868)
Цветы в хрустальной вазе — (1882)
Одна композиция – две картины Мане и Ренуара
К Моне приехал Эдуард Мане. В саду под деревом расположилась Камилла, супруга Моне и его сын Жан. Мане начал писать картину.
Эдуард Мане. Семья Моне в саду в Аржантее. 1874 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Неожиданно приехал Ренуар. Увидел, что Мане работает. Видимо, его очень вдохновили позирующие люди. Он попросил Моне дать ему холст, краски и кисти. Приступил к работе. И параллельно с Мане создал свою картину.
Пьер-Огюст Ренуар. Мадам Моне с сыном. 1874 г. Национальная галерея искусств, Вашингтон
Я думаю, за год до этого произошла такая же ситуация. Моне работал у себя в саду. заехал в гости. Ему показалось, что рисующий Моне – это удачный сюжет. И попросил друга выдать ему холст и краски. Видимо, Моне и вручил ему холст с неудавшимся портретом.
Внешние ссылки
О других проектах Викимедиа:
Музыка в Тюильри , на Викискладе?
-
Авторитетные записи :
- ( )
- Ресурсы изобразительного искусства
(ru) Art UK
:
Работы Эдуара Мане |
|
---|---|
Таблицы (в хронологическом порядке) | Барк Данте после Делакруа (1854) · абсента (1858-1859) · Испанских Всадников (1859) · Портрет г — н и М я Огюст Мане (1860) · Портрет мадам Брюны 1860-1861 · Испанского Singer ( 1860) · Удивленная нимфа (1860-1861) · Ребенок с мечом (1861) · Маленький Ланге (1861) · Лежащая госпожа Бодлера (1862) · Негритянка (1862) · Лола Валенсия (1862) · М Мисс В. в костюме espada (1862 г.)· Музыка в Тюильри (1862 г.)· Старый музыкант (1862 г.)· Портрет Викторины Дайм (1862 г.)· Молодая женщина в испанском костюме (1862 г.)· Уличная певица (1862 г.)· Олимпия (1863)· Завтрак на траве (1863)· Молодой человек в костюме Майо (1863)· Мертвый Христос и ангелы (1864)· Мертвец (1864-1865)· Битва между Кирсарджем и Алабамой (1865) )· Чтение (1865)· Иисуса оскорбляют солдаты (1865)· Коррида: смерть быка (1865)· Битва быка (1865-1866))· Философ (1865-1866)· Девушка в 1866 г. (1866 г.) · Матадор кланяется (1866-1867)· Игрок Файф (1866)· Похороны (1867-1870)· Скачки в Лоншане (1867)· Мыльные пузыри (1867)· Портрет Теодора Дюре (1868)· Казнь Максимилиана (1868 г.)· Портрет Эмиля Золя (1868 г.)· Обед в студии (1868 г.)· Портрет мадемуазель Клаус (1868 г.)· Мальчик чистит грушу (1868 г.)· На пляже Булони (1869 г.)· Лунный свет над порт Булонь (1869 г.)· Отправление парохода из Фолкстона (1869 г.)· Ле-Балкон (1869 г.)· Портрет Берты Моризо (1869-1870 гг.) в Ле Репо · Лодки в море; закат (1869-1872-1873)· Эффект снега в Пти-Монруж (1870)· В саду (1870)· Ла-Бриош (1870)· Берта Моризо с букетом фиалок (1872)· Железная дорога (1872-1873) )· Партия крокета (1873 г.)· Ле Бон бок (1873 г.)· на пляже (1873 г.)· Дама с веерами (1873-1874 гг.)· Опера в маске Бал (1873 г.)· Берта Моризо в веере (1874 г.)· На лодке (1874)· Аржантей (1874)· Картина Клода Моне в его мастерской (1874)· Le Linge (1875)· Портрет Стефана Малларме (1876)· Маргарита де Конфлан (1876)· Нана (1877))· Самоубийство (1877) -1881)· Портрет Антонин Пруст (1877)· Маргерит Готье-Lathuille (с. 1878)· в кафе, кабаре Reichshoffen в (1878)· в кафе, кафе-концерт (1878)· сливы (1878)· Улица Моснье с флагами (1878 г.)· Улица Моснье с брусчаткой (1878 г.)· У отца Латюля (1879 г.)· Автопортрет с палитрой (1879 г.)· Мадам Эдуард Мане в оранжерее (1879 г.)· В оранжерее ( 1879)· официантка Бокс (1879)· Уголок кофе é-концерт (1879)· Портрет мадемуазель Люси Делабинь (1879)· Портрет Клемансо (1879-1880)· Букет спаржи (1880)· Спаржа (1880)· Человек в круглой шляпе ( Альфонс Морю ) ( 1880 г.)· Л’Эвасьон де Рошфор (1881 г.)· Осень (1881 г.)· Портрет М. Пертуизе, охотника на львов (1881 г.)· Великий герцог (1881 г.)· Принтемпс, Жанна де Марси (1881 г.))· заяц (1881 г.) )· Бар в Фоли-Бержер (1881–1882 гг.)· Гвоздики и клематисы в хрустальной вазе (1882 г.)· сверкающие розы в вазе (1882 г.)· розы в бокале для шампанского (1882 г.)· лето или Амазонка или всадник (1882)· Chez Tortoni (1882) |
Гравюры и рисунки (в хронологическом порядке) | Мальчик и собака (1862 г.) · Этюд для молодой женщины, лежащей в костюме экспаньола (1862 г.) · Эскиз для лежащей дамы Бодлер (1862 г.) · Мальчик с мечом лицом влево III (1862 г.) · Медведь-2 , ( 1862 г.) · Улица Зингер (1862 г.) · Воздушный шар (1862 г.) · Офорты Эдуарда Мане, представленные Панчем (1862 г.) · Офорты Эдуарда Мане со шляпой и гитарой (1862-1863/1874) · Гитанос (1862 г.) |
- Портал живописи
- Портал 1860-х годов
- Портал Второй Империи
- Музыкальный портал
- Парижский портал
- Лондонский портал
Путешествие через Атлантику
Мане окончил коллеж Роллена в 1848 году, особенных успехов ни в чём не проявил. Отец смирился с тем, что старший сын не хочет становиться государственным служащим, и из двух зол выбрал меньшее – уж лучше пусть поступает в морское училище, чем становится художником.
Осенью 1848 года Эдуард сдавал вступительные экзамены в мореходную школу, но провалился. Он решил, что подготовится более основательно и в следующем году предпримет ещё одну попытку поступления. В качестве подготовки ему позволили отправиться в учебное путешествие.
В декабре 1848 года Мане юнгой поднялся на борт парусного судна «Гавр и Гваделупа». Плавание через Атлантический океан и пребывание в Бразилии полностью перевернуло его мировосприятие. Всё воспитание Эдуарда проходило в буржуазной среде под дымчатым парижским небом. А теперь парню открылись солнечные просторы тропических стран, и окружающая действительность засияла разноцветными красками. В своих многочисленных письмах родным он описывал экзотических и красивых бразильянок, делился впечатлениями о карнавале в Рио-де-Жанейро.
В последний третий день бразильского карнавала Эдуард с молодёжью из команды судна отправился в джунгли. Дикая природа поразила его до глубины души. Здесь юношу потрясало всё – маленькие колибри среди ярких цветов; насекомые, ползающие по траве и сверкающие словно драгоценности; спускающиеся с веток лианы и орхидеи. Такого буйства красок он не встречал ещё в своей жизни. Мане понял, что хотел бы научиться переносить всё увиденное в реальную жизнь – на холст.
Омрачил все впечатления от Рио-де-Жанейро укус змеи. Она ужалила Эдуарда в левую ногу, конечность очень болела и распухла, юнгу отправили на борт судна. Две недели он провёл на пришвартованном паруснике, и, чтобы не мучиться от скуки и безделья, рисовал. Когда в начале лета 1849 года Мане сходил по трапу на берег Франции, его дорожный чемодан был полон карандашных зарисовок. Это путешествие по океану в последующем сыграло не последнюю роль в творчестве художника. В длительном плавании в его душе родилось какое-то особенное ощущение моря. Приблизительно одна десятая часть всех его картин – это морские пейзажи.
Эдуард предпринял ещё одну попытку поступления в мореходное училище, она снова оказалась безрезультатной. Но на это раз у него уже не было прежнего рвения, он даже признался младшему брату Эжену, что на земле чувствует себя спокойнее, чем на борту корабля.
литература
- Эдмон Базир : Эдуард Мане . Квантин, Париж, 1884 г.
- Теодор Дюре : Эдуард Мане. Его жизнь и его искусство . Кассирер, Берлин, 1910 год.
- Юлиус Мейер-Грефе : Эдуард Мане . Пайпер, Мюнхен, 1912 год.
- Антонин Пруст : Эдуард Мане, воспоминания . Кассирер, Берлин, 1917 г.
- Gotthard Jedlicka : Мане . Рентш, Цюрих, 1941 год.
- Дени Руар, Даниэль Вильденштейн: Эдуард Мане: Резюме каталога (2 тома). Bibliothèque des Arts, Париж / Лозанна, 1975.
- Réunion des Musées Nationaux Paris, Метрополитен-музей в Нью-Йорке (ред.): Мане 1832-1883 . (Каталог к выставке в Galeries Nationales du Grand Palais , Париж, с 22 апреля по 1 августа 1983 г. и в Метрополитен-музее , Нью-Йорк, с 10 сентября по 27 ноября 1983 г.). Éditions de la Réunion des Musées Nationaux, Париж, 1983, ISBN 2-7118-0230-2 . (Немецкое издание Фрёлиха и Кауфмана, Берлин 1984, ISBN 3-88725-092-3 )
- Пьер Шнайдер: Мане и его время . Time-Life-International, Амстердам 1985, ISBN 90-6182-038-3 .
- Хайо Дюхтинг : Мане, парижская жизнь . Престел, Мюнхен / Нью-Йорк 1985, ISBN 3-7913-1445-9 .
- Тимоти Дж. Кларк : Картина современной жизни: Париж в искусстве Мане и его последователей. Thames & Hudson, Лондон 1985, ISBN 0-500-23417-5 .
- Франсуаза Кашен : Мане . DuMont, Кельн, 1991, ISBN 3-7701-2791-9 .
- Манфред Фат , Стефан Гермер (ред.): Эдуард Мане, Моменты истории. Престел, Мюнхен, 1992, ISBN 3-7913-1210-3 . (Каталог к выставке в Städtische Kunsthalle Mannheim с 18 октября 1992 г. по 17 января 1993 г.)
- Майкл Фрид : модернизм Мане: или лицо живописи 1860-х годов. University of Chicago Press, Чикаго 1996, ISBN 0-226-26216-2 .
- Мишель Фуко : Картина Мане. Merve Verlag, Берлин 1999, ISBN 3-88396-150-7 .
- Барбара Виттманн : Гримасничать. Эдуард Мане и поэтика портрета. Вильгельм Финк Верлаг, Мюнхен 2004, ISBN 3-7705-4005-0 .
- Иоахим Каак: Современник. О картине Эдуара Мане. Sieveking Verlag, Мюнхен, 2014 г., ISBN 978-3-944874-04-3 .
- Оскар Бэтчманн : Эдуард Мане (Beck Knowledge). CH Beck, Мюнхен 2015, ISBN 978-3-406-67712-0 .
- Пьер Бурдье : Мане: символическая революция. Зуркамп, Берлин, 2015 г., ISBN 978-3-518-58680-8 .
- Хубертус Гасснер , Виола Хильдебранд-Шат (Ред.): Мане — Видение: взгляд современности . Майкл Имхоф Верлаг, Петерсберг 2016, ISBN 978-3-7319-0325-3 . (Каталог к выставке в Hamburger Kunsthalle, Гамбург, с 26 мая по 4 сентября 2016 г.)
- Герхард Финк (ред.): Эдуард Мане. Von der Heydt-Museum, Wuppertal 2017, ISBN 978-3-89202-098-1 (каталог выставки в Von der Heydt-Museum, Wuppertal, с 24 октября 2017 г. по 25 февраля 2018 г.)
Наследие
Публичная карьера Мане продолжалась с 1861 года, года его первого участия в Салоне, до его смерти в 1883 году. Его известные дошедшие до нас работы, каталогизированные в 1975 году Дени Руаром и Даниэлем Вильденштейном, включают 430 картин маслом, 89 пастелей и более На бумаге 400 работ.
Могила Мане в Пасси
Хотя работа Мане была жестко осуждена критиками, осуждающими отсутствие традиционной отделки, у нее с самого начала были поклонники. Одним из них был Эмиль Золя, который писал в 1867 году: «Мы не привыкли видеть такие простые и прямые переводы реальности. Затем, как я уже сказал, есть такая удивительно элегантная неловкость … светлая и серьезная картина, интерпретирующая природу с нежной жестокостью ».
Грубо нарисованный стиль и фотографическое освещение на картинах Мане считались особенно современными и являлись вызовом работам эпохи Возрождения, которые он копировал или использовал в качестве исходного материала. Он отказался от техники, которой он научился в студии Thomas Couture, когда картина создавалась с использованием последовательных слоев краски на темном фоне, в пользу прямого метода alla prima с использованием непрозрачной краски на светлом фоне. Этот новаторский для того времени метод позволил завершить картину за один присест. Он был принят импрессионистами и стал преобладающим методом масляной живописи для последующих поколений
Работы Мане считаются «ранними современными», отчасти из-за непрозрачной ровности его поверхностей, частых отрывков, похожих на наброски, и черных очертаний фигур, которые привлекают внимание к поверхности картинной плоскости и качеству материала. покрасить.
Историк искусства Беатрис Фарвелл говорит, что Мане «повсеместно считался отцом модернизма. Вместе с Курбе он был одним из первых, кто пошел на серьезный риск перед публикой, чьей благосклонности он добивался, и первым сделал живопись алла прима стандартной техникой масляной живописи. и одним из первых, кто позволил себе взглянуть на перспективу Возрождения и предложил «чистую живопись» как источник эстетического удовольствия. Он был пионером, опять же вместе с Курбе, в отказе от гуманистической и исторической тематики и разделял с Дега утверждение современной городской жизни как приемлемого материала для высокого искусства ».
Арт-рынок
Покойная картина Мане, Le Printemps (1881), проданная музею Дж. Поля Гетти за 65,1 миллиона долларов, установила новый аукционный рекорд для Мане, превысив предпродажную оценку 25–35 миллионов долларов на Christie’s 5 ноября 2014 года. Предыдущий рекорд аукциона принадлежал « Автопортрету с палитрой», который был продан на аукционе Sotheby’s 22 июня 2010 года за 33,2 миллиона долларов.
Ренуар решит пойти своим путём. Начало конца импрессионизма
Любопытно, что когда Мане работал над картиной “Семья Моне в саду”, он краем глаза наблюдал за Ренуаром и его работой. Потом шепнул Моне “Бедный мальчик. У него совсем нет таланта. Будет лучше, если ты посоветуешь ему бросить живопись”.
Согласна. Возможно, Ренуар не очень удачно изобразил освещенное солнцем лицо Камиллы. Ему ещё предстоит отточить своё мастерство. Но главное, что на этой картине влияние Моне уже не такое очевидное.
Хотя прошёл всего лишь год с написания картины “Моне, рисующий в саду”. Уже мы видим первые признаки собственного стиля Ренуара. Лев Бакст назовёт его не очень лестно – “парижской вермишелью”.
Вслед за Ренуаром свой индивидуальный стиль продолжат искать и другие. И Мане, и Писсарро, и Сезан. Рассвет импрессионизма останется позади. До конца ему будет верен лишь сам Моне.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Завтрак на траве. 1863 г.
Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863 г. Музей д’Орсе, Париж
Мане охотно черпал вдохновение у старых мастеров. “Сельский концерт” Джорджоне подсказал ему идею картины “Завтрак на траве”. Позы же героев он позаимствовал с офорта Раймонди “Суд Париса” (сделан с несохранившейся картины Рафаэля).
Слева: Джорджоне. Сельский концерт. 1506-1512 гг. Лувр, Париж. Справа: Маркантонио Раймонди. Гравюра “Суд Париса”. 1513-1515 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Перед нами двое молодых мужчин среднего класса. Они о чем-то беседуют. И даже не смотрят на обнаженную женщину рядом с ними. Ее одежда брошена рядом. Она уверенно смотрит на зрителя.
Публика была шокирована. Люди толпами приходили на выставку. Но не для того, чтобы восхищаться работой. А чтобы всласть покритиковать.
Обнаженных женщин писали и до Мане. И во времена Мане. Но это были нереальные женщины. Богини. Восточные полусказочные одалиски.
“В завтраке на траве” зрители увидели не божественных созданий. А реальных людей. Которые вот так проводят время. Семьи дома. А пикники – с куртизанками.
Публика не была готова к этому. Что ее интимную жизнь выставят напоказ.
Ещё один интересный момент. Посмотрите на женщину на заднем плане. Если ее мысленно переместить на передний план, она будет под 3 метра.
Но эта “ошибка” не из-за неумения художника, как считали критики. На такие же сознательные искажения когда-то шёл и Леонардо да Винчи.
Помните его Тайную вечерю? Фигура Христа крупнее всех остальных. В положении сидя он вровень со стоящими.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан
Такие хитрые приёмы после Леонардо себе никто не позволял. Первым на это отважился Мане
Ему было важно передать определённый эффект. Даже ценой искаженной перспективы
О картине также читайте в статье “Завтрак на траве. Как Эдуард Мане придумал современное искусство”.
Загадочный портрет Камиллы Моне
С картиной Ренуара “Моне, рисующий в саду” связан ещё один любопытный факт.
Не так давно специалисты музея сделали рентгеновский снимок полотна. Оказалось, что под ней – портрет Камиллы, жены Клода Моне. Неизвестно, кто его написал.
Покупать себе холст в неограниченном количестве мог только мастер из обеспеченной семьи, как, например, Дега или . Или Ван Гог, который получал хорошее ежемесячное содержание от своего брата.
Поэтому так много картин Ван Гога и сохранилось. Он мог себе позволить качественный холст. В отличие, например, от Гогена и Сезанна. Часть их работ утеряны в том числе из-за того, что они писали на чем попало.