«Св. Петр, исцеляющий больных своей тенью»
Эта небольшая фреска также украшает капеллу Бранкаччи. Как и все остальные произведения капеллы, она очень пострадала от пожара 1771 года, но было проведено комплексное реставрирование в 1983 – 1990 годах, которое вернуло работам мастера прежний блеск
Наше внимание она привлекла не столько своим библейским сюжетом, хотя он тоже интересен, а тем, что человек в красной шапочке – это портрет художника Мазолино, с которым продолжительное время сотрудничал Мазаччо. Второй портрет – человек с руками, сложенными, как для молитвы, – это, возможно, сам великий Донателло, и третий, Иоанн, – предположительно брат Мазаччо
Евангельская сцена очень красноречива. Св. Петр с Иоанном за ним идут по улице. Их лица отрешенные. Они нисколько не сомневаются в помощи болящим. Тень Петра, падающая на группу больных, поднимает их на ноги. Вот один, с перевязанной ногой, уже встал, другой еще сидит, но он почувствовал, что его коснулась божественная благодать, третий – ожидает своей очереди.
В капелле свет на фреску падает справа. Соответственно, влево на ней и расположены тени на узкой средневековой улице, где соблюдены строгие законы перспективы: уходящие вдаль дома уменьшаются в размерах. На этом мы заканчиваем рассматривать картины Мазаччо с описанием.
Ссылки [ править ]
Викискладе есть медиафайлы по . |
- Джорджио Вазари, Le vite de ‘più eccellenti pittori, scultori ed architettori, ed. Gaetano Milanesi, Florence, 1906, II, 292 .;
- Центральная часть, по Джону Ширману
- Документы, опубликованные в Джеймсе Беке, Masaccio: The Documents, Locust Valley, NY, 1978, Приложение, 31–50.
- Джорджио Вазари, Le vite de ‘più eccellenti pittori, scultori ed architettori, ed. Гаэтано Миланези, Флоренция, 1906, II, 292.
- Джилл Дункертон и др., Джотто Дюреру: живопись раннего Возрождения в Национальной галерее, Нью-Хейвен, 1991, 248–251.
- ^ . Национальная галерея .
- Jill Dunkerton и Dillian Гордон , «Пиза Алтарь» в Карл Брэндон Штрелке ред. Панно Мазолино и Мазаччо: роль техники, Милан, 2002, 91–93.
Детство и юность
Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди, так звучало полное имя будущего художника при рождении, увидел мир в декабре 1401 года. Его мать звали Якопа ди Мартиноццо, а отца — Сер Джованни ди Моне Кассаи, мужчина работал нотариусом. Дед мальчика был мастером художественного ремесла, собственными руками делал предметы мебели. Вероятно, первые уроки Мазаччо получал от него. Мужчина усердно трудился и жил обеспеченно, имел собственный дом и пару садовых участков.
Когда Томмазо было 5 лет, в семью пришло горе. Их кормилец внезапно скончался, оставив беременную супругу с сыном. Вскоре у мальчика появился брат, его назвали Джованни. Позднее он тоже прославился как художник, правда, любители искусства знали его под псевдонимом Скеджа.
Имея двоих маленьких детей на руках, Якопа снова связала себя узами брака. Аптекарь Тедеско ди Мастро Фео тоже недавно потерял супругу и в одиночку воспитывал дочерей. Некоторое время семья жила в достатке и любви, но, когда будущему художнику исполнилось 16 лет, его отчим умер. По сути, Мазаччо предстояло обеспечивать сестер, брата и мать, поскольку он был самым старшим мужчиной в семье.
Первые работы
Триптих Сан-Джовенале (1422 г.)
Алтарь Сан-Джовенале был обнаружен в 1961 году в церкви Сан-Джовенале в Кашиа-ди-Реджелло, в непосредственной близости от родного города Мазаччо. Он изображает Богородицу с Младенцем с ангелами на центральной панели св. Варфоломей и Власий на левой панели, а свв. Ювенал (то есть Сан-Джовенале) и Энтони Эббот на правой панели. Картина потеряла большую часть своего первоначального обрамления, а ее поверхность сильно истерта. Тем не менее, стремление Мазаччо предложить трехмерность через объемные фигуры и укороченные формы очевидно и является возрождением подхода Джотто, а не продолжением современных тенденций.
Мазолино и Мазаччо, Богородица с младенцем и святой Анной (ок. 1424 г.), Уффици
Вторая работа, возможно, была первой совместной работой Мазаччо со старшим и уже известным художником Мазолино да Паникале (1383/4 – ок. 1436). Обстоятельства сотрудничества двух художников неясны; поскольку Мазолино был значительно старше, вполне вероятно, что он взял Мазаччо под свое крыло, но разделение рук в Боге с младенцем и Святой Анной настолько заметно, что трудно увидеть старшего художника в качестве контролирующей фигуры в этой комиссии. Считается, что Масолино нарисовал фигуру Святой Анны и ангелов, которые держат за ней почетную ткань, в то время как Мазаччо нарисовал более важную Деву с младенцем на их троне. Фигуры Мазолино тонкие, изящные и несколько плоские, в то время как у Мазаччо массивные и массивные.
Триптих сан джовенале
В 1424 году первой совместной работой художников стала Мадонна с младенцем и Святой Анной. Предназначенная для церкви Сант-Амброджо, сегодня она хранится в галерее Уффици.
Перед нами три поколения: Дева Мария с младенцем Иисусом и матерью, святой Анной. Мазолино и Мазаччо отступают от своеобразной средневековой традиции изображения этого сюжета, согласно которой Дева Мария сидит на коленях Святой Анны, держа на собственных коленях младенца Иисуса.
Святая Анна становится фоном для изображения Мадонны с младенцем. Этот прием придает всей группе монументальность и торжественность. Пирамидальная композиция как бы заземляет святых персонажей.
Ученым удалось идентифицировать, какие именно фрагменты написаны Мазаччо, а в каких угадывается манера Мазолино. Мазаччо принадлежат фигуры девы Марии, младенца и одного из ангелов, держащих роскошный занавес. Мазолино же создал фигуру Святой Анны и четырех ангелов.
Мадонна Мазаччо неподвижна и задумчива, ее лицо словно выточено при помощи светотени. Ее фигура кажется грузной, грубоватой, лишенной позднеготической грации. Выглядит массивным блоком и младенец Иисус. И все это так не похоже на изящную работу старых мастеров!
А что же Мазолино?Его Святая Анна тоже необычна в своей монументальности. Она уверенно размещается в пространстве, ее лицо смоделировано с учетом того же источника света, что и у Мазаччо, а ее рука, вытянутая вперед, написана с учетом перспективных сокращений.
Кажется, Мазолино очарован новым видением молодого Мазаччо. Он словно теряет себя и свой стиль, подчиняясь революционным идеям. И ему потребуются годы, чтобы вернуться к самому себе.
Что касается ангелов, обрамляющих сцену, то различия в их написании более яркие. Мазаччо создал лишь одного, верхнего справа. Если сравнить его с другими, то нельзя не заметить, сколько в нем силы, движения и огня. Как все тот же источник света освещает его лицо и одежду. И как нежно, тонко и сказочно выглядят при этом типичные воздушные создания Мазолино.
Несмотря на разность взглядов, тандем Мазолино и Мазаччо высоко ценят заказчики. Художники становятся партнерами, у них общая мастерская, они востребованы и интересны.
И вот в 1424 году к Мазолино и Мазаччо обращается купец Феличе Бранкаччи. И начинается самая яркая глава в истории раннего итальянского Возрождения.
Иконографическая программа предусматривала изображения сцен из жизни апостола Петра. Возможно, таким было желание заказчика. Феличе Бранкаччи — представитель флорентийской республики, посол и купец, его интересы были сосредоточены на море и мореплавании. Так фигура Святого Петра, земная жизнь которого также была неразрывна связана с морем, имела для него особое значение.
Капелла Бранкаччи сохранилась до наших дней существенно перестроенной. Изначально фрески Мазолино и Мазаччо располагались на трех регистрах. В XVIII веке в ходе перестройки капеллы были уничтожены фрески верхнего регистра и потолок с изображенными на нем евангелистами.
Капелла Бранкаччи стала источником вдохновения для художников, местом поклонения для флорентийцев и предметом бесконечного изучения для искусствоведов и историков.
Мазолино и Мазаччо работают бок о бок на строительных лесах, каждый в своем стиле. Между ними нет соперничества, но есть дружба и уважение.
В прекрасном саду Мазолино создает мягкие и поэтичные образы. Его Адам и Ева сказочны и гармоничны. Их неопределенные жесты задают сладостный и спокойный ритм. Их обнаженные тела элегантны, абстрактны и нереалистичны, они словно подвешены в воздухе и окутаны золотой дымкой. Их прекрасные лица созданы без всякого участия света и тени. Они не выражают никаких чувств, а лишь услаждают глаз.
Живопись Мазаччо — это реалистичная и насыщенная проза. Сцена, представленная зрителям, поистине драматична. Среди бесприютной и пустынной местности в ярком и безжалостном свете видим мы Адама и Еву, объятых ужасом и отчаянием. Они изгнаны из рая, их преследует неумолимый ангел с мечом.
Если Адам и Ева Мазолино как бы подвешены в воздухе, то у Мазаччо они уверенно идут по земле. Джорджо Вазари писал об этом: «Именно Мазаччо положил начало прекрасным позам, движениям, порывам и живости, а также рельефности поистине настоящей и естественной, чего до него никогда еще не делал ни один живописец
Обладая величайшей рассудительностью, он обратил внимание на то, что все те фигуры, у которых ступни ног не ступали на землю и не сокращались, а стояли на цыпочках, лишены всякого достоинства и манеры в самом существенном и что те, кто так их изображает, обнаруживают непонимание сокращений»
Выжившие панели
Одиннадцать сохранившихся панелей алтаря, который является единственной задокументированной работой Мазаччо, находятся в различных музеях. Ученые предполагают реконструкцию алтаря на основе очень полного описания Вазари .
Одиннадцать сохранившихся панелей:
- Верхний регистр: Распятие (Неаполь); Сент-Пол (Пиза); Святой Андрей (Малибу)
- Нижний регистр: Мадонна с младенцем и ангелами (Лондон); Августин, Иероним, два святых-кармелитов (весь Берлин)
- Пределла (весь Берлин): Поклонение волхвов ; две сцены распятия святого Петра и мученичества Иоанна Крестителя ; две сцены из легенд о Святом Джулиане и Святом Николае
Верхний регистр
Святые
Теперь в Национальном музее Пизы панель Павла Тарсского — единственная часть заказанной работы, которая осталась в Пизе . Обычно его реконструируют как одну из двух боковых панелей слева от Распятия . Святой Андрей был одной из двух боковых панелей справа от Распятия и сейчас находится в Музее Гетти в Лос-Анджелесе .
Нижний регистр
Мадонна с младенцем и ангелами
Мадонна с младенцем и ангелами , 135,5 см × 75 см (53,3 дюйма × 29,5 дюйма), Национальная галерея, Лондон
Центральным панно запрестольного образа была Мадонна с младенцем и ангелами , созданная в сотрудничестве с братом Мазаччо Джованни и Андреа ди Джусто . Он был расписан в 1426 году. Панно находится в очень поврежденном состоянии и меньше первоначального размера; он потерял примерно 8 см. внизу и 2-2,5 см. с каждой стороны.
На картине шесть фигур: Мадонна с младенцем и четыре ангела
Мадонна — центральная фигура, она больше всех остальных, что подчеркивает ее важность. Христос сидит на ее коленях и ест виноград, предложенный ему матерью
Виноград представляет вино, которое было выпито во время Тайной вечери , символизируя кровь Христа. Хотя он чрезвычайно младенческий ребенок (по сравнению с младенцами непосредственных предшественников Мазаччо, таких как Лоренцо Монако или Джентиле да Фабриано ), виноград является символом его крови, как красное вино Причастия, что указывает на то, что Христос осознал свое возможное будущее. смерть. Мадонна печально смотрит на своего ребенка, так как тоже осознает его судьбу.
- Лица более реалистичны и не идеализированы.
- Младенец Иисус меньше похож на маленького человека и более похож на ребенка.
- Попытка создать глубину была предпринята путем размещения Мазаччо двух фоновых ангелов и использования линейной перспективы на троне.
- Моделирование хорошо видно, поскольку источник света исходит слева от картины.
- Мадонна — массивная фигура, происходящая от классических моделей, а ее драпировка имеет более крупные и более естественные складки, которые формируют ее тело.
Мазаччо использовал линейную перспективу для создания живописного пространства; его можно увидеть на ортогонале карниза ее престола. Точка схода находится у стопы ребенка. Причина этого в том, что произведение изначально располагалось над изображением Поклонения волхвов, на котором один из волхвов целует ногу Иисуса.
Мазаччо также использовал наложение фигур и объектов, чтобы создать живописное пространство, например, два ангела на переднем плане, перекрывающие трон, и трон, перекрывающий двух ангелов на заднем плане.
Фланговые святые
Это четыре панели, все сейчас в Gemäldegalerie в Берлине, все 38 см × 12 см (15,0 дюйма × 4,7 дюйма). Они показывают Августина Гиппопотама , Иеронима и двух неизвестных святых кармелитских монахов, одного бородатого, а другого постриженного .
Он размещался под центральной панелью или панелями; Вероятно, согласно большинству реконструкций, сохранились только три панели. Они имеют размер 21 см × 61 см (8,5 × 24 дюйма) и сейчас находятся в Gemäldegalerie в Берлине. Они показывают Поклонение волхвов , особенно восхваляемое Вазари и предположительно являющееся центральной панелью, две сцены Распятия Святого Петра и мученичества Святого Иоанна Крестителя и две сцены из легенд о Святом Юлиане и Святом Николае в третья панель. Эти истории взяты из таких сборников, как « Золотая легенда» . В последнем, слева, Джулиан Госпитальер убивает своих родителей после того, как его дезинформировал дьявол, изображенный в центре. Справа Святой Николай тайно проталкивает золото в окно спальни двух бедных девушек, чтобы дать им приданое .
Святая Троица
Святая Троица , полностью: Троица с Богородицей, Иоанн Богослов и доноры (ок. 1427 г.) — Фреска, Санта-Мария-Новелла, Флоренция
Около 1427 года Мазаччо выиграл престижный заказ на изготовление Святой Троицы для доминиканской церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции . В современных документах нет упоминания о покровителе фрески, но недавно упоминания о владении гробницей у подножия фрески были обнаружены в записях семьи Берти квартала Санта-Мария-Новелла во Флоренции; эта рабочая семья выразила давнюю преданность Троице и вполне могла заказать картину Мазаччо. Вероятно, мужчина-покровитель изображен на картине слева от Богородицы, а его жена — справа от Иоанна Богослова. Фреска, которую многие считают шедевром Мазаччо, является самой ранней из сохранившихся картин, использующих систематическую линейную перспективу, возможно, созданную Мазаччо с помощью Брунеллески.
По реконструкции Мазаччо начал с того, что нарисовал на стене черновой рисунок композиции и перспективных линий. Рисунок был покрыт свежей штукатуркой для фрески. Чтобы обеспечить точную передачу перспективных линий с эскиза на гипс, Мазаччо вставил гвоздь в точку схода под основанием креста и прикрепил к нему веревки, которые вдавил (или вырезал) в гипс. Следы подготовительных работ все еще видны.
Священные фигуры и жертвователи представлены над изображением скелета, лежащего на саркофаге. Надпись, казалось бы, высеченная на стене над скелетом, гласит: «Io fui gia quel che voi siete e quel ch’io sono voi anco sarete» (когда-то я был тем, чем вы являетесь сейчас, и тем, кем я являюсь, вы еще будете). Этот скелет одновременно является отсылкой к Адаму, грех которого привел людей к смерти, и напоминанием зрителям о том, что их время на земле преходяще. Фреска предполагает, что только через веру в Троицу можно преодолеть эту смерть. Святой Дух виден в виде голубя над Иисусом. Сочетание троицы, смерти и разложения «можно интерпретировать как перенос часовни Голгофы» в Храм Гроба Господня в Иерусалиме .
Другие картины
Мазаччо создал две другие работы, Рождество и Благовещение , ныне утерянные, перед отъездом в Рим , где его товарищ Мазолино расписывал фресками часовню со сценами из жизни Святой Екатерины в Базилике Сан-Клементе . Это никогда не было подтверждено , что Мазаччо сотрудничал в этой работе, хотя вполне возможно , что он способствовал полиптиха Мазолино для алтаря Санта — Мария — Маджоре с его группой , изображающей святого Иеронима и Иоанна Крестителя , в настоящее время в Национальной галерее в Лондон . Мазаччо умер в конце 1428 года. Согласно легенде, он был отравлен ревнивым художником-соперником.
Только четыре фрески, несомненно, принадлежащие Мазаччо, все еще существуют сегодня, хотя многие другие работы были, по крайней мере, частично приписаны ему. Считается, что другие были уничтожены.
Фреска «Крещение неофитов» (1427)
Знаменитая капелла Бранкаччи была расписана фресками Мазаччо. Среди них настоящая жемчужина фресковой живописи — фреска «Крещение неофитов», по мнению most-beauty, заслуживает отдельного внимания. Она посвящена теме деяний Апостолов, и изображает момент из жизни Святого Петра — крещение новых христиан (неофитов). В те времена главным религиозным стилем живописи был готический стиль. Появление первых реалистичных изображений на стенах храма вызвало бурное возмущение церковников — слишком плотскими считались фигуры людей на этой фреске.
Но со временем эта фреска была признана выдающимся художественным шедевром. Из всех фигур, изображённых на фреске, восхищает фигура второго обнажённого молодого человека, она резко выделяется на фоне остальных персонажей. Юноша обхватил себя руками, ожидая своей очереди. По этой позе и можно сразу определить, что человек замёрз. В толпе очередной неофит готовится к крещению, снимает с себя одежду. Появляется временная цепочка событий. Изображение приобретает динамизм. Умение художника достоверно изображать человеческое тело, роскошная цветовая гамма фрески возносят это произведение на уровень мировых шедевров.
Кстати, на нашем сайте most-beauty.ru есть интересная статья о самых красивых фресках Микеланджело Буонаротти.
Нанесение покрытия
Древесина тополя, как известно, очень хорошо переносит покраску. Именно тополь выбирают для изготовления изделий, которые впоследствии планируется красить. Он достаточно устойчив к гниению. А если его отшлифовать, покрыть праймером и правильно окрасить, то он прослужит долго в качестве предмета интерьера.
Если вы планируете изготовить из тополя изделие, которое будет располагаться снаружи, вам нужно будет обновлять покрытие каждые несколько лет. Конкретный срок зависит от вида изделия и его расположения.
Древесина тополя: нюансы морения
Морение тополя – совсем другое дело. Без предварительной обработки древесина тополя при морении покрывается пятнами. Чтобы морилка легла хорошо, совершенно необходимо правильно подготовить все поверхности изделия. Покрыть их специальной грунтовкой для последующего нанесения морилки. Благодаря этому, морилка ляжет гораздо ровнее. И лучше проявит естественную структуру дерева.
Как правило, больше подходят гелевые, чем пропиточные морилки. Морилка на водной основе может выглядеть несколько мутной на поверхности древесины. В таком случае перед нанесением лака понадобится небольшая шлифовка.
Имитация благородных сортов древесины
Некоторые мастера с помощью тополя имитируют более благородные сорта древесины. Например, клён. Однако сделать это не так-то просто. Безусловно, эти два вида древесины имеют несколько схожую структуру волокна. Но глаз опытного в этих делах человека почти всегда сможет увидеть разницу.
Если вы всё же хотите имитировать другой сорт древесины – тот же клён – по возможности выбирайте такой материал, в котором нет серых или зеленоватых участков. Если изредка встречаются волокна подобного цвета, в этом нет ничего страшного. Но древесина тополя зачастую имеет большие участки более тёмного цвета, чем кремово-белая основа.
Чтобы древесина тополя сильнее всего стала похожа на нужный вам сорт древесины, сначала попробуйте проморить небольшой кусочек тополя. Из той же доски, из которой вы изготовили изделие. Не забудьте нанести на этот «тестер» грунтовку для морилки. Так же, как и на само изделие. Таким образом вы сможете подобрать оптимальную технологию морения на небольшом пробном кусочке. И не испортите всё изделие, допустив ошибку.
Рождество (год создания неизвестен)
Эта работа является лицевой частью Берлинского тондо, выполненного темперой по дереву. Диаметр картины 56 см. Это специфическая вещь, поднос, его дарили женщине в честь рождения ребёнка. Лицевая часть подноса изображает Рождество, а тыльная сторона украшена изображением ангела, играющего с собакой.
Рождество — сложная композиция, изобилующая различными фигурами, архитектурными деталями, с использованием перспективы. Небольшие размеры и монументальность картины делают её настоящим шедевром ренессанса. Обстановка и костюмы героев соответствуют времени художника. Очень красочная и яркая картина выполнена с величайшим мастерством.
9