Селфи xv века: автопортреты альбрехта дюрера

Портрет Иеронима Хольцшуэра

1526. Государственные музеи, Берлин

Изображение хорошего и близкого друга Дюрера, члена Городского совета Нюрнберга Иеронима Хольцшуэра — один из самых качественных и мастерских портретов художника

Пугающий и настороженный взгляд прожигающих зрителя глаз модели сразу привлекает к себе внимание, завораживая силой внутренней экспрессии, которой обладает этот образ. В трактовке живописной поверхности портрета Дюрер идет по следам своих предшественников, нидерландских мастеров XV века, умевших с немыслимой степенью детализации воспроизводить все особенности внешнего облика модели

Как и они, художник с поразительным искусством прописывает буквально каждый волос бороды и шевелюры своего героя, в зрачке которого можно разглядеть микроскопическое отражение оконного переплета в мастерской художника. Однако сила духовной жизни этого человека, проявляющей себя в энергичном развороте торса и направленном в противоположную сторону решительном и смелом взгляде, заставляет вспомнить о героических интонациях в портретах работы мастеров итальянского Возрождения, о том, как были показаны люди в произведениях Мантеньи и Рафаэля.

Скандальный автопортрет Дюрера

Автопортрет в образе Христа был не единственной картиной, поразившей общественность. Еще больший шок, хотя и другого рода, вызвал рисунок, созданный в промежутке с 1503 по 1509 г. На нем Дюрер изобразил себя обнаженным — подробно и откровенно. Такое изображение художником самого себя было беспрецедентным, и рисунок долго воспроизводился в обрезанном по пояс виде.

Мастер вовсе не стремился ломать устои или шокировать публику. Он совершенствовал умение изображать обнаженное тело, в том числе для теоретических трудов по искусству. Но в Германии найти натурщика, согласного позировать без одежды, было крайне сложно. А сам Дюрер был прекрасно сложен и вполне подходил для этой роли.

Есть свидетельства об утраченных автопортретах Дюрера. Итальянец Джорджо Вазари описывает присланный Рафаэлю (Raffaello Santi) портрет, выполненный на ткани с большим мастерством. Рафаэль был впечатлен и отправил Альбрехту собственные рисунки, которыми последний очень дорожил. Также известны автопортреты, которые художник помещал в многофигурные композиции. Это обычная практика для мастеров того периода. Например, на картине «Праздник розовых венков» легко узнать Дюрера в правом верхнем углу.

Описание

Автопортрет с подушкой , рисунок 1491–92 гг. Этюд для автопортрета «Портрет художника с чертополохом» , который сейчас находится в Лувре, был выполнен на обратной стороне холста

Обратите внимание на сходство в положении пальцев художника, хотя на этом рисунке он показывает левую, а не правую руку.

Лицо Дюрера обладает непоколебимостью и безличным достоинством маски, скрывающей внутри беспокойную суматоху тоски и страсти. По своей прямоте и явной конфронтации со зрителем автопортрет не похож ни на один из предыдущих. Он половинной длины, фронтальный и очень симметричный; его отсутствие условного фона, по-видимому, представляет Дюрера вне зависимости от времени и места. Размещение надписей в темных полях по обе стороны от Дюрера представлено как парящие в пространстве, подчеркивая, что портрет имеет очень символическое значение. Его мрачное настроение достигается за счет использования коричневых тонов на однотонном черном фоне. Легкость прикосновения и тона, замеченная в двух его более ранних автопортретах, была заменена гораздо более интровертным и сложным изображением.

В 1500 году фронтальная поза была исключительной для светского портрета. В Италии традиционная мода на портретные портреты в профиль подходила к концу, но была заменена видом на три четверти, который был принят в Северной Европе примерно с 1420 года и который Дюрер использовал в своих ранних автопортретах. Полностью фронтальные позы оставались необычными, хотя Ганс Гольбейн нарисовал несколько портретов Генриха VIII Англии и его королев, возможно, в соответствии с инструкциями по использованию этой позы. Искусство позднего средневековья и раннего Возрождения развило более сложную точку зрения на три четверти, и художники гордились своим умением использовать ее; Для зрителей в 1500 году и позже фронтальная поза ассоциировалась с изображениями из средневекового религиозного искусства и, прежде всего, с изображениями Христа.

Автопортрет явно более зрелого Дюрера, чем автопортрет в Страсбурге 1493 года и автопортрет 1498 года, которые он создал после своего первого визита в Италию; в обеих этих более ранних картинах он подчеркивал свою модную прическу и одежду и играл на своей юношеской внешности. Дюреру исполнилось 28 лет около 1500 года, времени написания этой работы. В средневековом представлении об этапах жизни 28 знаменовали переход от юности к зрелости. Таким образом, портрет знаменует поворотный момент в жизни художника и в новом тысячелетии: 1500 год, изображенный в центре верхнего левого фонового поля, отмечается здесь как эпохальный. Более того, размещение 1500 года над инициалами его подписи, AD, придает им дополнительное значение как аббревиатуры Anno Domini . Картина, возможно, была создана в рамках празднования saeculum кружком ученого- гуманиста эпохи Возрождения Конрада Селтеса , в который входил Дюрер.

Последние автопортреты Альбрехта Дюрера

Последующие автопортреты Дюрера предсказывали его скорую смерть. В Нидерландах его поразил странный недуг, о котором в те времена никто не имел представления. Сейчас историки могут только предполагать, что эта была малярия. У художника были проблемы с селезёнкой, на что он явственно указал на автопортрете «Дюрер – больной» с жёлтым пятном. Этот рисунок он отослал своему врачу и написал ему краткое сообщение. В нём говорилось, что место, на котором изображено жёлтое пятно, вызывает боль. Отражением физического состояния художника и продолжением религиозной темы стал «Автопортрет в образе страждущего Христа». На нём изображён Дюрер, измученный неизвестным недугом и духовным разладом, причиной которого стала, быть может, реформация и связанные с ней события.

Вскоре он умер, оставив потомкам величайшее наследие своего времени. Автопортреты Дюрера, хранящиеся в самых известных галереях мира, таких как Лувр в Париже и Прадо в Мадриде, до сих пор поражают своей внутренней силой и почти мистической красотой.

Тайные знаки в автопортретах Дюрера

Какие тайные знаки присутствуют в автопортретах Дюрера и что они означают? Великий немецкий художник Альбрехт Дюрер (1471-1528) был одним из самых ярких представителей западноевропейского Возрождения. Он являлся новатором во множестве областей — таких как, например, ксилография и графика. Также он был одним из первых (если не первым), кто начал писать свои автопортреты. Всего их насчитывают около 13, но самых известных — четыре. Выразил ли в них художник свое тщеславие или в них есть скрытые послания?

Первый автопортрет Дюрер создал в возрасте 13 лет, в 1484 году. Что интересно, он не имел ни малейшего представления о технике и способах его исполнения — т.к., повторюсь, в то время автопортреты художники не делали. Дюрер стал первопроходцем, нарисовав себя с помощью серебряного карандаша и ориентируясь на отражение в зеркале.

Следующий автопортет Дюрер написал в 1493 году в возрасте 22-х лет. Его еще называют «Автопортрет с остролистом (чертополохом)». Он примечателен тем, что это был предсвадебный портрет, который художник отправил своей невесте Агнес Фрай. Молодые люди никогда не видели друг друга — о браке договаривались родители, и Дюрер захотел, чтобы Агнес узнала, как он выглядит.

Как было свойственно многим живописным произведениям средневековья, портрет хранит множество тайных знаков. Например, колючее растение в руках художника — это символ тернового венца Иисуса. В Германии и некоторых других немецкоговорящих странах он также считается символом мужской верности. Таким образом Дюрер давал понять невесте, что готов быть верным мужем. Надпись на темном фоне гласит «My sach die gat / Als es oben schtat» — «Мои дела определяются свыше».

Исследователи расценивают это как знак покорности родительской воле. А вот костюм художника говорит о том, что несмотря на послушание, он будет идти своим собственным путем.

В общем-то, брак так и сложился. Супруги прожили вместе много лет, но их союз был бездетным и не особо счастливым. Хотя мы можем судить об этом только с позиции наших взглядов. Психология средневекового человека была иная, и моменты, где мы видим признаки холодности или отчуждения, люди того времени считали нормальными. Тем более, что на протяжении брака Дюрер создал несколько портретов жены — возможно, это и не говорит о силе чувств, но едва ли о чем-то плохом..

Следующий автопортрет был написал художником в 26 лет. Он называется «Дюрер Великолепный». К этому возрасту он успел прославиться, разбогатеть и стать о себе довольно высокого мнения. Его одежда — это не традиционная одежда ремесленников, которыми тогда считали художников. Это богатый наряд с элементами роскоши — то, что могла позволить себе только знать. Шелковая рубашка с золотым шитьем, перчатки тонкой выделки, щегольская шапочка. Скорее всего, человек его положения вообще не имел права носить такие вещи. И здесь Дюрер бросает определенный вызов — он показывает, что художник больше не ремесленник, а «божий избранник».

Возможно, самый известный автопортрет Альбехт Дюрер создал в 28 лет. Самый скандальный уж точно. Когда отец художника, уже из-за возраста имевший проблемы со зрением, увидел его, то решил, что на нем изображен Христос и только потом понял, что это портрет его сына. Ошибиться было не так уж сложно. В анфас рисовали действительно только Иисуса — простых смертных, в том числе и богатых заказчиков максимум в три четверти оборота. Дюрер нарушил каноны и, вероятно, выразил в автопортрете и все свое тщеславие, осмелившись изобразить себя не только в таких традициях, но и внешне похожим на Христа.

Происхождение

Надпись с правой середины

Портрет, вероятно, был подарен или продан Дюрером городскому совету Нюрнберга. Вероятно, он постоянно выставлялся на всеобщее обозрение в Нюрнберге незадолго до смерти Дюрера в 1528 году до 1805 года, когда он был продан баварской королевской коллекции. Сейчас он находится в Старой пинакотеке в Мюнхене , Германия. Несколько лет назад в Нюрнберге была сделана копия, которая заменила оригинал, выставленный в мэрии.

Дюрер очень сознавал свое представление о себе и написал два более ранних автопортрета: один в 1493 году сейчас в Лувре , а другой в 1498 году, сейчас в Музее Прадо . Он также вставлял автопортреты в другие картины и делал рисунки автопортретов, хотя он не изображал себя ни на одной из своих гравюр. Сохранилось по крайней мере двенадцать изображений автопортретов, а также утерянная гуашь Дюрера, отправленная Рафаэлю в 1515 году.

История

В 1493 году Дюреру было 22 года, и он работал в Страсбурге . Он закончил свое ученичество у Майкла Вольгемута и свое путешествие в качестве подмастерья и женится на Агнес Фрей 7 июля 1494 года.

Дата и растение в руке художника, кажется, наводят на мысль, что это портрет обручения ( Brautporträt ). Дюрер фактически изобразил себя предлагающим цветущий спрей, который ботаники идентифицировали как eryngium amethystinum : его немецкое название «Mannestreue», что означает супружеская верность. Это зонтичное растение, напоминающее чертополох (отсюда и название портрета), используется в медицине и считается афродизиаком . Это также может иметь религиозное значение; это же растение в контурной форме начертано на золотом фоне картины Дюрера « Христос как человек скорби» (1493–94).

Дюрер по темпераменту был склонен к философским сомнениям. Он часто анализировал собственное лицо на нарисованных или раскрашенных изображениях — иногда идеализируя его, иногда нет. Строки, написанные рядом с датой на этой картине, раскрывают философский и христианский замысел произведения:

Другими словами (и щедро): мои дела следуют курсом, указанным им наверху . Брак частично определил его судьбу — Жених доверяет свою будущую жизнь в руки Бога.

В 1805 году Гете увидел копию этого портрета в музее в Лейпциге и назвал его «бесценным». По словам Лоуренса Гоуинга , который называет эту картину «самой французской из всех своих картин», Портрет художника с чертополохом стоит особняком среди картин Дюрера, поскольку «прикосновение более свободное, а цвет более радужный, чем на любой другой картине, которую можно запомнить».

Первый автопортрет великого художника

Первый автопортрет Альбрехта Дюрера был создан в 1484 году. Тогда художнику было всего тринадцать лет, но он уже умел правильно передавать пропорции и великолепно владел серебряным штифтом. Им юный Альбрехт впервые выводил контуры своего лица. Этот инструмент оставляет на загрунтованной бумаге серебристый след. Со временем он приобретает коричневый оттенок. Стереть его с листа, не повредив грунт, практически невозможно. Тринадцатилетний Альбрехт, однако, нарисовал им портрет, создание которого вызвало бы затруднения даже у матёрого художника того времени.

На рисунке юный Дюрер выглядит задумчивым и в то же время строгим. Взгляд его исполнен печали и решительности. Жест руки говорит о непримиримом желании достичь своей цели – стать великим мастером своего дела. Однажды отец Альбрехта, увидел работу сына. Первый автопортрет Дюрера поразил талантливого ювелира. Отец всегда хотел, чтобы сын пошёл по его стопам, но оценив работу Альбрехта, он отправил его на обучение в мастерскую художника Михаэля Вольгемута. Там молодой Дюрер постигал азы живописи и гравирования.

Автопортреты как биография Альбрехта Дюрера

Биографы твердят, что мастер Альбрехт Дюрер был крайне привлекательным молодым человеком, и любовь к автопортретам была отчасти связана с тщеславным желанием понравиться людям. Однако не в этом заключалось истинное их назначение. Автопортреты Дюрера – это отражение его внутреннего мира и взглядов на искусство, история эволюции интеллекта и развития художественного вкуса. По ним можно проследить всю жизнь художника. Каждый её этап – новая работа, разительно отличающаяся от предыдущей. Дюрер сделал автопортрет отдельным жанром в изобразительном искусстве, а его работы в целом стали живой биографией художника. Они иногда могут рассказать больше, чем любая книга.

Портреты Дюрера

Один из величайших мастеров портрета в истории мировой живописи, Дюрер часто и охотно обращался к этому жанру. Особенно большое число портретных изображений он создал в поздний период творчества, когда был известным и всеми признанным живописцем. Так, только за один год пребывания в Нидерландах Дюрер выполнил свыше 100 портретов. По-видимому, объяснение этому следует искать в том, что портрет — как правило, заказной — всегда служил художникам одним из эффективнейших средств упрочения своего положения в обществе, и Дюрер, неизменно заботившийся о своей известности и общественном статусе, не составлял исключения

С другой стороны, обширное присутствие портретных изображений в позднем творчестве художника — свидетельство неустанного и, как правило, доброжелательного интереса Дюрера к окружавшим его людям, чей внешний облик и манеры он никогда не прекращал изучать со всем характерным для него вниманием

Среди моделей художника мы находим влиятельных придворных, богатых купцов, ученых-гуманистов, чьи писания могли содействовать распространению славы немецкого мастера далеко за пределами Германии, и самого Максимилиана I, могущественного императора Священной Римской империи.

Формула дюреровской портретной композиции во всех работах очень схожа: чаще всего, художник изображает человека по грудь, поворачивая его от зрителя на 45 градусов. Фон картины нейтрален, не обращает на себя излишнего внимания. Взгляд героя картины может быть направлен как на зрителя, так и в сторону.

С точки зрения изобразительной стилистики работы Дюрера стали точкой схождения вместе двух традиций портретной живописи Возрождения, корни которых идут из нидерландского и итальянского искусства, основы которых заложили Ван Эйк, Мантенья и Джованни Беллини. Из первой он использует комплекс художественных методов изображения лица и фигуры, трактованных детализировано, из второй — специфическое понимание образа человека, показанного как деятельная и честолюбивая личность, отмеченная яркой эмоциональностью внутренней жизни.

дальнейшее чтение

  • Бейли, Мартин. Дюрер . Лондон: Phaidon Press, 1995. ISBN   0-7148-3334-7
  • Бартрум, Джулия . Альбрехт Дюрер и его наследие . British Museum Press, 2002. ISBN   0-7141-2633-0
  • Кэмпбелл Хатчисон, Джейн . Альбрехт Дюрер: Биография . Princeton University Press, 1990. ISBN   0-691-00297-5
  • Эзер, Томас. «Dürers Selbstbildnisse als ‘Probstücke’. Eine pragmatische Deutung». В: Menschenbilder. Beiträge zur Altdeutschen Kunst, изд. Андреас Таке и Стефан Хайнц, Петерсберг, 2011, стр. 159–176
  • Панофски, Эрвин . «Жизнь и искусство Альбрехта Дюрера», Принстон, 1945. ISBN   0-691-00303-3
  • Шауэрте, Томас. «Дюрер. Das ferne Genie. Eine Biografie». Штутгарт: Реклам, 2012.
  • Шмидт, Себастьян: «„ dan sӳ machten dy vürtrefflichen künstner reich “. Zur ursprünglichen Bestimmung von Albrecht Dürers Selbstbildnis im Pelzrock». В: Anzeiger des Germanischen Nationalmuseums 2010, стр. 65–82.

Автопортрет, 1493

К концу странствий Альбрехта настигла весть о его скорой женитьбе. Тогда, в XV веке родители сами выбирали своим детям пару. Альбрехту отец нашёл невесту из знатной нюрнбергской семьи. Против женитьбы на Агнессе Фрей молодой художник не возражал. Существует точка зрения, что именно по случаю такого события и написал Дюрер «Автопортрет с чертополохом». В те времена считалось нормой, что будущие супруги знакомились прямо на свадьбе, поэтому молодой художник решил сделать будущей жене особенный подарок.

На портрете Альбрехту 22 года. Молодой человек устремил вдаль свой взгляд. Он сосредоточен и задумчив. Глаза Альбрехта немного косят вследствие того, что работу над портретом он вёл, смотря на себя в зеркало. В руках художник держит чертополох. Он и стал предметом споров между поклонниками творчества Дюрера.

использованная литература

Источники

Внешнее видео
  • Бейли, Мартин. Дюрер . Лондон: Phaidon Press, 1995. ISBN  0-7148-3334-7
  • Бартрум, Джулия , Альбрехт Дюрер и его наследие . Лондон: British Museum Press, 2002, ISBN  0-7141-2633-0.
  • Брион, Марсель. Дюрер . Лондон: Темза и Гудзон, 1960.
  • Кэмпбелл, Лорн. Портреты эпохи Возрождения, европейская портретная живопись XIV, XV и XVI веков . Йель, 1990. ISBN  0-300-04675-8
  • Хатчисон, Джейн Кэмпбелл . Альбрехт Дюрер: Путеводитель по исследованиям . Нью-Йорк: Гарленд, 2000. ISBN  0-8153-2114-7
  • Кёрнер, Джозеф Лео . Момент автопортрета в искусстве немецкого Возрождения . University of Chicago Press, 1996. ISBN  0-226-44999-8
  • Шмидт, Себастьян. »Дан sӳ machten dy vürtrefflichen künstner reich«. Zur ursprünglichen Bestimmung von Albrecht Dürers Selbstbildnis im Pelzrock , Anzeiger des Germanischen Nationalmuseums , 2010, 65–82.
  • Шайнер, Ларри. Изобретение искусства: история культуры . Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2003. ISBN  0-226-75343-3
  • Смит, Роберт. Дюрер в образе Христа? , в журнале «Шестнадцатый век» , том 6, № 2, октябрь 1975 г., стр. 26–36. JSTOR  
  • Штраус, Вальтер Л. Полное собрание гравюр, офортов и сухих точек Альбрехта Дюрера . Dover Books, Нью-Йорк, 1972.
  • фон Фрикс, Джулиан. «Альбрехт Дюрер Старший с розарием». В: Ван Эйк Дюреру . Борхерт, Тилль-Хольгер (ред.). Лондон: Темза и Гудзон, 2011. ISBN  978-0-500-23883-7

«Автопортрет в образе Христа», 1500

Из Италии Дюрер вернулся уже не робким учеником, а мастером своего дела. На родине Альбрехт получил множество заказов, принёсших ему славу. Его работу знали уже за пределами родного Нюрнберга, а сам художник поставил своё дело на коммерческую основу. Вместе с тем близилось новое столетие, наступление которого должно было ознаменоваться концом света. Напряжённый период эсхатологического ожидания оказал значимое влияние на мастера Альбрехта. И в 1500 году появилась самая известная работа, которую создал Дюрер, – «Автопортрет в образе Христа».

Он запечатлел себя анфас, что было немыслимой смелостью в XVI веке. Все портреты того времени отличала одна общая черта: обычных людей всегда изображали вполоборота, и лишь Иисус был исключением. Дюрер стал первым художником, нарушившим этот негласный запрет. Пронзительный взгляд, волнистые волосы, совершенные пропорции лица действительно делаю его похожим на Христа. Даже кисть руки, запечатлённая внизу холста, сложена в жесте, типичном для святого отца. Цвета на картине сдержанные. На фоне черного, красного, белого и коричневого оттенков ярко выделяется лик художника. Облачённый в одеяния, отороченные мехом, мастер Альбрехт словно бы сравнивал себя с творцом, который резцом и кистью создаёт свой особенный, загадочный и неповторимый мир.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: