История картины сальвадора дали «распятый христос», которую украли прямо из-под носа у тюремного караула

Желтый Христос

Художник: Поль Гоген

Год: 1889


Желтый Христос (1889) — Поль Гоген

Активный в основном в течение 19-го века, Поль Гоген был французским художником, который в настоящее время считается одним из самых важных художников художественного движения пост-импрессионизма, продлившего импрессионизм, отвергая ограничения. Наряду с другой картиной Гогена под названием «Зеленый Христос», эта картина является одним из первых и самых важных произведений символизма в живописи. Желтый Христос показывает распятие Христа, которое происходит в девятнадцатом веке на севере Франции, при этом женщины собрались в молитве. Композиция отличается разнообразной символикой, как и человек, бегущий на заднем плане, отражает желание 19 века убежать от городской суеты и вернуться к «примитивной» и гораздо более простой жизни, которая была раньше. Помимо символики, Желтый Христос является кульминацией «синтетического» стиля Гогена. Он был создан с использованием плоскостей, ярких цветов и жирных очертаний.

Преображение

Художник: Рафаэль

Год: 1520


Преображение (1520) — Рафаэль

Рафаэль был одним из трех великих мастеров искусства Высокого Возрождения наряду с Микеланджело и Леонардо да Винчи. Преображение — последняя картина, созданная им. Она разделена на две отдельные части. В верхней половине картины изображено преображение Христа с пророками Ильей и Моисеем по обе стороны от него. В нижней части апостолы безуспешно пытаются избавить одержимого мальчика от демонов. Картина может быть интерпретирована как изображающая контраст между богом и человеком; причем верхняя часть чистая и симметричная, а нижняя темная и хаотичная. Для Наполеона Рафаэль был просто величайшим из итальянских художников, а «Преображение» — его величайшей работой, а историк искусства Джорджио Вазари называет картину Рафаэля «самой красивой и самой божественной» работой.

Прием [ править ]

Фиона Макдональд описывает картину как изображающую классическую позу Христа, наложенную на математическое представление четвертого измерения , которое одновременно невидимо и духовно, считая это «возможно величайшим проявлением научного любопытства ». Гэри Больер оценивает его как «одно из самых красивых произведений современности».

Писательница Айн Рэнд объявила Corpus Hypercubus своей любимой картиной, и она часами созерцала его в Музее искусств Метрополитен . Она почувствовала связь между вызовом Джона Галта его духовным испытаниям в ее романе « Атлас расправил плечи» и изображением Христа на картине Дали.

Репродукция картины упоминается в сюрреалистическом романе Дж. Г. БаллардаВыставка зверств » 1969 года и в научно-фантастическом романе Роберта Дж. Сойера 1998 года « Факторинг человечества» .

Выставки [ править ]

После первой выставки в Риме в 1954 году Corpus Hypercubus был приобретен в 1955 году Художественным музеем Метрополитен в Нью-Йорке, где он был переименован в Распятие . Спустя почти 25 лет картина была передана в аренду Центру Жоржа Помпиду в Париже, Музею Даймару в Осаке и Галерее Тейт в Лондоне с декабря 1979 по июнь 1980 года. В начале и середине 1980-х годов Распятие было передано музеям в Японии. Мексика и Испания, в том числе Королевский дворец Педральбес в Барселоне, единственный раз, когда картина выставлялась в Каталонии, родном регионе Дали.

Позже он был передан в аренду Государственной галерее Штутгарта в Германии и Pabellón de España на Всемирной выставке в Севилье 1992, а затем передан в долгосрочную аренду Музею Сальвадора Дали (Санкт-Петербург, Флорида) с 1993 по 1999 год. В 2000 году он был с января по март предоставлен в аренду музею Уодсворт Атенеум в Коннектикуте и музею и саду скульптур Хиршхорна в Вашингтоне, округ Колумбия, как часть передвижного шоу «Оптические иллюзии Дали». В 2005 году Corpus Hypercubus провел четыре месяца в Художественном музее Филадельфии на крупной ретроспективе работ Дали, а в 2006 году он был передан в аренду Музею Людвига.в Кельне, прежде чем вернуться в Нью-Йорк.

***

Еще три месяца спустя после первого заседания Хотхаузер признал себя виновным в покушении на кражу второй степени и был приговорен к трем годам заключения. Пина сознался в покушении на кражу третьей степени и получил пять лет условно. Сокол проходил по делу как свидетель, сотрудничавший со следствием.

Нуццо оставался единственным, кто настаивал на своей невиновности и был полон решимости биться со следствием, неважно какой ценой. Он нанял Джо Такопину, дорогого адвоката, работавшего со знаменитостями и имевшего опыт работы с уголовными обвинениями, который приступил к делу в мае 2004 года

Такопина начал линию защиты с того, что раскритиковал оценку стоимости картины Дали, проведенную обвинением, — 250 тысяч долларов. Согласно американским законам, если человек обвиняется в похищении имущества на сумму меньше 50 тысяч долларов, максимум, что ему может грозить, — это семь лет тюрьмы. Поэтому если адвокату удастся доказать, что картина стоит меньше $50 тысяч, ему удастся значительно скостить срок Нуццо, которому по‑прежнему светило 15 лет заключения.

Такопина позвонил Алексу Розенбергу, арт-дилеру, работавшему с Дали и продавшему сотни с лишним гравюр и литографий художника. По словам Розенберга, полотно, о котором шла речь в суде, — просто рисунок, а не картина, а кроме того, находится в плохом состоянии из-за порезов, пятен кофе и воды. Арт-дилер оценил его в $25 тысяч и сравнил с другой работой Дали 1967 года — сценой распятия, выполненной чернилами, тушью и акварелью. Меньшее по размеру, чем полотно из тюрьмы Райкерс, но более детальное красочное, оно ушло с молотка на аукционе Sotheby’s за $34100.

Затем Такопина обратился к Соколу, выискивая неувязки в его чистосердечном признании. «Охраннику была обещана снисходительность суда в том случае, если он расскажет следствию то, что оно желает услышать», — заявил Такопина. А нанятый им эксперт по акустике признал запись, сделанную в подсобке тюремного спортзала, недостаточно качественной, чтобы установить голоса обвиняемых.

После месяца упорной работы Такопина приехал навестить Нуццо прямиком из офиса прокурора. «Если ты признаешь себя виновным, тебе грозит только четыре года тюрьмы». Нуццо отказался.

— Даже Джон Готти (босс мафии. — Esquire) согласился бы на эту сделку, — сказал адвокат.

— Джон Готти был преступником, — ответил Нуццо, — Я — не преступник.

Сикстинская Мадонна

Художник: Рафаэль

Год: 1512


Сикстинская Мадонна (1512) — Рафаэль

Искусство Рафаэля известно сладостью и ясностью формы, безмятежностью, гармонией, совершенством и визуальным блеском. Его популярность была в первую очередь связана с многочисленными картинами Мадонны с младенцем Христом. Сикстинская Мадонна изображает Мадонну с младенцем Христом; между святыми Сикстом и святой Варварой. Кроме того, под Марией есть два крылатых херувима, которые, возможно, являются самыми известными херувимами, изображенными на любой картине. Их популярность настолько велика, что существует множество легенд о том, как их рисовал Рафаэль. Они были воспроизведены на всем, от бумажных салфеток до зонтиков. Сикстинская Мадонна считается одной из лучших картин многих известных критиков, особенно популярна в Германии, где была провозглашена «высшей среди картин мира» и получила эпитет «божественная».

Распятый Христос

Художник : Диего Веласкес

Год: 1632


Распятый Христос, Диего Веласкес

Диего Веласкес был испанским художником, работавшим в 17 веке, который считается выдающейся фигурой испанского Золотого века. Он высоко ценится за портретную живопись. Веласкес был официальным художником короля Филиппа IV. На этой картине, написанной Веласкесом в середине его жизни, изображен Иисус на кресте сразу после его смерти. Примечательным моментом в картине является то, что в ней отсутствуют какие-либо повествовательные элементы, кроме креста. Произведение невероятной оригинальности. Мастерское сочетание безмятежности, достоинства и благородства, картины «Распятый Христос» сделали ее поворотным моментом в художественном развитии Веласкеса. Это самая известная картина художника на религиозную тематику, которая послужила источником вдохновения для создания многих произведений литературы, в частности поэмы Мигеля де Унамуно «Эль-Кристо де Веласкес».

***

Четыре часа спустя после этого разговора судья зачитал приговор. Нуццо знал, что быстро принятое решение — плохой знак. На протяжении всего заседания он оставался спокоен, но когда присяжные вышли из комнаты совещаний и заняли свои места, а приставы встали вокруг него — он почувствовал приступ паники.

Представитель присяжных встал и произнес вердикт: «Не виновен». «Вы свободны», — завершил заседание судья.

Пораженный, Нуццо спешно пожал руку своему адвокату и выбежал из зала суда. Пару часов спустя он позвонил Такопине и объяснил, почему так спешил: «Я не хотел давать им время передумать».

Солнечным июньским днем 2017 года двое мужчин встретились в Куинсе, чтобы пообедать. Их разговор начался на том же моменте, где оборвался 14 лет назад.

— Как поживает твоя семья? — спросил Майк Карузо у Бенни Нуццо.

Они обсуждали администрацию тюрьмы Райкер и людей, с которыми познакомились во время расследования пропавшего полотна Дали. Карузо, теперь уже 64-летний, — ушел со службы и консультировал полицию и частные охранные агентства. 65-летний Нуццо был вынужден отказаться от своей тщательно спланированной пенсии. Вскоре после того, как начался суд, исправительный департамент уволил его за хищение имущества тюрьмы, найденного в его доме. Незапланированное увольнение ударило по пенсии, а траты на адвоката съели почти $500 тысяч накоплений. Сейчас он работает частным сыщиком, чтобы оплачивать счета.

— Ты правда думал, что я украл ту картину? — спросил Нуццо.

За прошедшие годы Карузо не изменил своего мнения. «Прослушка компрометировала тебя», — ответил он.

У Нуццо была теория, объясняющая все: его использовали как козла отпущения, а начальство тюрьмы Райкерс давило на своих сотрудников, чтобы они указали на него. У него даже была гипотеза о том, что же случилась с работой Дали, которая до сих пор значится пропавшей в международной базе данных, используемой арт-дилерами и правоохранительными органами. Нуццо думает, что «оригинал» на самом деле не был оригиналом. Работа так долго путешествовала по тюрьме с момента своего появления в 1965 году, что ее не раз могли подменить задолго до ограбления в 2013-м.

Нуццо ни разу не встречался с Пиной, Соколом или Хотхаузером с момента ареста. Сегодня Пина пишет книги для детей. Сокол работает в сфере недвижимости. Хотхаузер вышел из тюрьмы в 2005-м и с тех пор живет на Лонг-Айленде.

— Когда ты выйдешь из этого кафе, ты все еще будешь думать, что это я украл картину? — спрашивает Нуццо после третьей чашки кофе.

— Послушай, я привел тебя в суд. Суд принял решение. Все кончено.

— Это да. Но что думаешь ты?

— Я все еще пытаюсь понять, почему все трое указали на тебя.

И они начинают обсуждать все с начала.

Распятие. Гиперкубическое тело

Вернувшись из Нью-Йорка 27 марта 1953 года на пароходе «Америка», Дали объявил собравшимся в порту Гавра репортёрам, что собирается создать картину, которую сам же назвал сенсационной – взрывающийся Христос, ядерный и гиперкубический. Он сказал, что это будет первая картина, написанная в классической технике и по академической формуле, но на самом деле состоящая из кубических элементов. Репортеру, который спросил, почему он хочет изобразить взрывающегося Христа, художник ответил: «Я пока не знаю. Сначала у меня возникают идеи, а объяснение приходит позже. Эта картина будет величайшей метафизической работой моего лета». Дали приступил к работе в конце весны 1953 года в Порт-Льигате, но датирована она годом окончания – 1954-м. В декабре её выставили в галерее Carstairs в Нью-Йорке. Картина может считаться одним из его самых значительных религиозных произведений в классическом стиле, наряду с «Мадонной Порт-Льигата», «Христом святого Иоанна Креста» и «Тайной вечерей», которая находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне.

Дали определил стиль картины как «метафизический трансцендентный кубизм» и добавил: «Она целиком основана на «Трактате о кубической форме» Хуана де Эрреры, архитектора Филиппа II, строителя дворца Эскориал. Это трактат вдохновлён работой «Ars Magna» («Высокое искусство») каталонского философа и алхимика Раймона Луллия. Крест образован восьмигранным гиперкубом. Число девять узнаваемо и становится подчёркнуто единосущным с телом Христа. Чрезвычайно благородная фигура Галы представляет идеальный союз развития гиперкубического октаэдра на человеческом уровне куба. Она изображена перед заливом Порт-Льигата. Самые благородные существа были написаны Веласкесом и Сурбараном. Я же лишь подхожу к благородству, рисуя Галу, а благородство может вдохновляться только человеком».

Гала Дали смотрит на распятие как благоговейный свидетель, закутанная в золотые и белые одежды. Она стоит на гигантской шахматной доске, а вдали виднеются узнаваемые очертания каталонских гор.

«Распятие» – потрясающая работа, в которой удачно сочетаются элементы «ядерного мистицизма», которым Дали увлёкся в то время, с его обращением к католическому наследию. В этой работе художник изображает распятие в эпоху современной науки, завершая свою тему, начатую в картине «Христос святого Иоанна Креста».

Особо стоит отметить потрясающе атлетическую фигуру распятого Спасителя. Даже отверстия от гвоздей в ладонях и ступнях отсутствуют, поскольку Дали представляет нам его совершенное искупление. Сам крест, восьмигранный куб, представляет собой возможное теоретическое отражение отдельного четырёхмерного мира. Увлечение Дали математикой связано с его возвращением к католической вере в более поздние годы. Этот союз демонстрирует утверждение Дали о том, что два, казалось бы, диаметрально противоположных мира веры и науки могут сосуществовать.

Эта двухметровая картина входит в список «Восемнадцати шедевров», составленный Рейнольдсом Морсом, поклонником и коллекционером Дали.

Где посмотреть реликвии

Ряд христианских святынь, относящихся к библейским событиям, связанным с последними днями жизни ИИСУСА ХРИСТА, почитаются особо. Они разбросаны по всему миру, подлинность части вещей оспаривается, а некоторые представлены в нескольких вариациях.

  • КРЕСТ, на котором был распят Иисус. Крупные фрагменты хранятся в соборе Святого Петра в Риме (Ватикан), в Нотр-Дам-де-Пари, в монастыре в Цетинье (Черногория), в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре (Флоренция), в Музее императорской резиденции Ховбург (Вена).
  • ГВОЗДИ, которыми Иисус был прибит к кресту. До сих пор непонятно, сколько всего было гвоздей. Артефакты представлены в базилике Святого Иерусалимского Креста (Рим), в кафедральном соборе Святого Петра (Трир, Италия), в соборе Рождества Богородицы (Милан), в Музее истории искусств в Вене, в Нотр-Дам-де-Пари, в соборе Дуомо-ди-Монца (Милан), в храме Христа Спасителя (Москва).

ТИТЛО — дощечка с надписью «Иисус Назарянин Царь Иудейский» — в базилике Святого Иерусалимского Креста в Риме.


Увидеть дощечку с надписью «INRI» можно в Риме

  • КОПЬЕ, которым римский воин Лонгин проткнул грудную клетку распятого Христа, хранится в храме Эчмиадзин (Ереван, Армения).
  • ПЛАТ ВЕРОНИКИ (Вуаль Вероники) — нерукотворное изображение Спасителя, появившееся на платке, который святая Вероника подала Иисусу Христу, когда он нес крест на Голгофу. Хранится в соборе Святого Петра в Риме.
  • ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ находится в соборе Нотр-Дам-де-Пари.
  • ШИПЫ ИЗ ТЕРНОВОГО ВЕНЦА (около 70): в базилике Святого Иерусалимского Креста в Риме, в церкви Святого Иоанна Крестителя в Венеции, в Музее истории искусств в Вене, в базилике Святителя Николая в Бари (Италия), в сокровищнице кафедрального собора Святого Лаврентия (Сан-Лоренцо) в итальянской Генуе.
  • ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА — хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в итальянском Турине.


Собор Иоанна Крестителя в Турине, где хранится знаменитая плащаница

СВЯТАЯ КРОВЬ ХРИСТОВА — поклониться сосуду с реликвией можно в базилике Святой Крови в Брюгге (Бельгия).

Страшный суд

Художник: Микеланджело Буонарроти

Художник: 1541


Страшный суд (1541) — Микеланджело

Микеланджело оказал беспрецедентное влияние на развитие искусства на Западе. Его широко считают величайшим скульптором всех времен и, хотя он невысокого мнения о живописи, он также считается одним из величайших художников. Страшный суд — одна из самых влиятельных фресковых работ в истории западного искусства. Нарисованный на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане, он изображает Второе пришествие Христа (будущее возвращение Иисуса на землю) и окончательный и вечный суд Бога над всем человечеством. Иисус изображен в центре картины в окружении выдающихся святых; в то время как Воскрешение мертвых и сошествие проклятых в ад показаны в зоне ниже. Хотя «Страшный суд» — одна из самых известных религиозных картин, она вызвала много споров. Среди прочего, Микеланджело обвиняли в смешении фигур из языческой мифологии с изображением христианского сюжета и в стремлении к художественному эффекту, а не следованию библейскому описанию события.

Состав и значение

Corpus Hypercubus написан маслом на холсте, его размеры составляют 194,3 см × 123,8 см (76,5 × 48,75 дюйма). В соответствии со своей теорией ядерного мистицизма Дали использует классические элементы наряду с идеями, вдохновленными математикой и наукой. Некоторые заметно классические черты — драпировка одежды и освещение Караваджа , театрально окутывающее Христа, хотя, как и его картина 1951 года Христос Святого Иоанна Креста , Corpus Hypercubus берет традиционную библейскую сцену Распятия Христа и почти полностью переосмысливает ее. Союз Христа и тессеракта отражает мнение Дали о том, что кажущиеся отдельными и несовместимыми понятиями науки и религии на самом деле могут сосуществовать. Завершив Corpus Hypercubus , Дали описал свою работу как «метафизический, трансцендентный кубизм ».

В то время как он действительно пытался дистанцироваться от движения сюрреалистов после своего развития ядерного мистицизма, в Corpus Hypercubus Dalí включены сказочные черты, соответствующие его более ранним работам, такие как левитирующий Христос и гигантская шахматная доска внизу. Лицо Иисуса отворачивается от зрителя, делая его полностью закрытым. Терновый венец отсутствует на голове Христа, как и гвозди на его руках и ногах, в результате чего его тело полностью лишено ран, часто тесно связанных с Распятием. С Христом Святого Иоанна Креста Дали сделал то же самое, чтобы оставить только «метафизическую красоту Христа-Бога». Дали устанавливает картину в заливе своего родного города Порт-Льигат в Каталонии , который также является декорацией для других его картин, включая Мадонну из Порт-Льигата , Таинство Тайной вечери и Христа Святого Иоанна Креста .

Взгляд зрителя может быстро быть привлечен к коленям Христа, которые имеют гротескное преувеличение гиперреалистичных деталей. При внимательном рассмотрении оригинальной картины пять различных изображений жены Дали Галы появляются в правом колене Христа, а пять различных изображений самого Дали появляются в левом колене; самые заметные два — это спина / шея / затылок Галы с вытянутой вверх правой рукой и собственное лицо Дали с его фирменными вздернутыми вверх усами. Дополнительные встроенные изображения труднее увидеть на репродукциях или распечатках низкого качества.

Тессеракт

Сетка гиперкуба ( тессеракт )

Самое поразительное изменение, которое Дали делает почти из всех остальных картин с изображением распятия, касается креста, который он превращает в развернутую сеть тессеракта (также известного как гиперкуб). Развертывание тессеракта на восемь кубов аналогично развертыванию сторон куба на шесть квадратов. Использование гиперкуба для креста было интерпретировано как геометрический символ трансцендентной природы Бога. Подобно тому, как концепция Бога существует в пространстве, непостижимом для человека, гиперкуб существует в четырех пространственных измерениях, которые в равной степени недоступны для разума. Сеть гиперкуба — это его трехмерное представление, подобное тому, как Христос — человеческая форма Бога, более понятная людям.

Слово «корпус» в названии может относиться как к телу Христа, так и к геометрическим фигурам, усиливая связь, которую Дали проводит между религией, математикой и наукой. Левитация Христа над Землей может символизировать Его возвышение над земными желаниями и страданиями. Мотив куба присутствует и в другом месте: Гала стоит на одном, а шахматная доска составлена ​​из квадратов.

Гала

В левом нижнем углу картины Дали изобразил свою жену Галу в образе Марии Магдалины, смотрящей на Иисуса. Дали думал о ней как о «идеальном союзе развития гиперкубического октаэдра на человеческом уровне куба». Он использовал ее в качестве модели, потому что «самые благородные существа были нарисованы Веласкесом и Сурбараном . только к благородству, когда рисует Гала, а благородство может быть вдохновлено только человеком».

Что на самом деле изображено на картинах Сальвадора Дали

Все свои страхи и комплексы великий художник честно переносил на полотно

Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:

Сальвадор Дали – самый знаменитый сюрреалист, да и вообще один из популярнейших художников ХХ века. За свою долгую жизнь он создал более полутора тысяч произведений искусства: картин, иллюстраций, декораций, гравюр, скульптур. Все его чудачества и выходки, детские фобии и взрослые странности известны миру от него самого. И все они так или иначе нашли отражение в его творениях.

Справка: Сюрреализм – направление в искусстве, появившееся в 20-е годы ХХ века не без влияния идей психоанализа Фрейда. Вдохновение художники и поэты черпали в собственном подсознании, перемешивая в своем творчестве сон и явь, бред и действительность.

Сальвадор Дали. 1939 г. wikipedia

Королевское детство

Этот испанский пейзаж близ Фигераса – родного города Дали, написан в духе импрессионизма маслом на почтовой карточке… шестилетним Сальвадором. Рисовал он с самого детства. Люди, видевшие его картины, пророчили мальчику великое будущее художника. Ребенком он экспериментировал с живописью, делая картины-инсталляции с использованием наклеенных на холст камней или реальной вишни с червями. При этом мальчик был замкнутым и застенчивым, с кучей комплексов и странных фантазий.

С. Дали. Пейзаж близ Фигераса. 1910 г.

Одноклассники травили Сальвадора, он же понял, что истерики и эпатажное поведение спасают в любых ситуациях, чем и пользовался. Дома Дали «царил и повелевал» – родители его обожали и баловали. Однажды он получил в подарок костюм короля — с накидкой, подбитой настоящим горностаевым мехом, и корону, украшенную драгоценными камнями. С этого момента будущий художник уже не сомневался в своем великом предназначении и избранности.

Когда он учился в Мадридской художественной академии, однокашники ходили за ним раскрыв рот и внимая каждому слову. Он же – великий не только художник, но и провокатор и актер – любил выделяться и поведением, и внешностью. Дали отрастил длинные волосы, придумал свои знаменитые усы. Шевелюру он нередко покрывал лаком для картин так, что они образовывали твердую корку. Любил оригинальные трости, а одеваться старался непременно вызывающе.

Распятие как Вознесение. Сальвадор Дали

Полотно «Христос св. Иоанна Креста» (1950-52) знаменует возврат сюрреалиста Сальвадора Дали в католичество и намерение посвятить себя религиозному искусству. Я видел эту картину в шотландском музее Келвингроув (Глазго), где она находится с 1952 г. На ней – распятый Иисус, представленный в неожиданном ракурсе. Не снизу, от подножия креста, т.е. глазами учеников и потомков, преклоняющихся перед жертвой Спасителя. Мы видим распятие сверху, с занебесных высот, куда восходит Иисус. Таким узрел его испанский мистик Св. Иоанн Креста (Хуан де ла Крус, 1542 – 1591) , который оставил карандашный набросок своего видения.

По его мотивам Дали и создал свое огромное полотно (200 см x 116 см).

Иисуса окружает тьма. Крест парит в черном пространстве над небом и светилами, – в пустоте, которая была бы незрима, если бы еще выше не находился источник света. Сам этот источник остается невидимым, однако руки Иисуса отбрасывают тень на перекладину креста. Нет традиционных атрибутов распятия: ни гвоздей, ни ран, ни крови, ни тернового венца, никаких следов страдания и смерти. Тело Иисус поражает атлетическим сложением, крепкой мускулатурой, он похож на спортсмена, который, отталкиваясь от креста, готовится совершить прыжок в высоту.

Распятие нависает над поверхностью неба, земли и воды. В самом низу картины – озеро и три человеческие фигуры, напоминающие рыбаков. Очевидно, это Галилейское море и апостолы, та земная жизнь Иисуса, которая завершилась распятием. Над этой картиной из прошлого – облака и тучи в несколько рядов, плотное, многослойное земное небо, над которым и парит распятие. Христос предстает свободным от креста, он как бы взлетает на нем – и над ним. Мы не видим лица — оно обращено вниз, к прошлому, которое он покидает, возносясь к источнику света. Этот уменьшившийся мир увиден сверху – как бы глазами самого Иисуса.

На мой взгляд, С. Дали сводит воедино две сцены, которые обычно в художественной традиции представлены порознь: скорбную сцену Распятия и просветленную – Вознесения. И по евангельскому сюжету, и по распорядку церковных служб между Распятием и Воскресением проходит три дня, а затем между Воскресением и Вознесением еще сорок, во время которых Иисус являет себя апостолам, беседует с ними. После встречи в Иерусалиме и последних наставлений о скором сошествии Св. Духа (Пятидесятница) он на виду у апостолов возносится на небо:

«…’Будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли’. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деяния апостолов, 1:8-9).

Картина С. Дали — это образ Иисуса не только «до края земли», но и до края времен. Распятие, Воскресение и Вознесение –хронологически три разных события. Но в духовном континууме они едины: превращение величайшей жертвы в величайшую победу. Полотно С. Дали сводит два крайних предела: сам Крест возносит Иисуса.

В Апокалипсисе ангел клянется «Живущим во веки веков — Тем, кто создал небо и то, что в нем, землю и то, что на ней, море и то, что в нем, что времени больше не будет!»(Откровение Иоанна Богослова, 10:5,6). Эта апокалиптическая точка зрения и передана у С. Дали. В вертикальном разрезе картины представлены все три стихии: небо, земля и море. Над ними уже не властно время. Сорок дней – это человеческий отсчет, а там, куда восходит Иисус, времени больше нет. Крест, орудие распятия, оказывается и орудием Вознесения, образом освобожденного и освобождающего Христа.

Практически на всех иконах и в классической живописи — Г. Мемлинг, А. де Мессина, Я. Тинторетто, Г. Беллини, А. ван Дейк… Примеры можно множить десятками.

Библейская тема в творчестве Дали

Сальвадор Дали в своем творчестве не раз прибегал к библейским сюжетам. Более того, он создал целую серию иллюстраций для эксклюзивного тиража Библии. На написание 105 работ его благословил сам папа римский.

Картина «Распятие, или Гиперкубическое тело» выполнена в традиционной для Дали манере. Персонажи прописаны с фотографической точностью. Сюжет картины — это не попытка проиллюстрировать библейское сказание, а скорее собственная интерпретация, в которой автор, как обычно, пытается соединить реальность существующую с другими: выдуманными, фантастическими или вполне возможными.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: