Борис кустодиев

биография

Иван Билибин родился в Тарховке , пригороде Санкт-Петербурга . В 1898 году он учился в художественной школе Антона Ажбе в Мюнхене , где на него сильно повлияли модерн и немецкий сатирический журнал Simplicissimus , а затем — у Ильи Репина в Санкт-Петербурге. После окончания учебы в мае 1901 года он отправился в Мюнхен, где закончил обучение у художника Антона Ажбе .

В период с 1902 по 1904 год, работая при Русском музее (Музей Его Императорского Величества Александра III), он путешествовал по Вологодской , Олонецкой и Архангельской губерниям , проводя этнографические исследования и изучая образцы русского деревянного зодчества. Он опубликовал свои выводы в монографии Народного творчества русского Север ( народное искусстве Русского Севера ) в 1904. древнерусского искусства оказал большое влияние на его работе. Другое влияние на его искусство оказали традиционные японские гравюры и ксилография эпохи Возрождения.

После образования ассоциации художников «Мир искусства», в которой он был активным членом, его выход на сцену газетной и книжной графики начался с заказа на оформление журнала « Мир искусства» в 1899 году, позже он писал очерки о русском народном искусстве. Художественное оформление других журналов , такие как шиповник (шиповник) и спектакли московского издательства последовало. Билибин получил известность в 1899 году, когда выпустил свои иллюстрации к русским сказкам. Во время русской революции 1905 года он рисовал революционные карикатуры, особенно для журнала Жупелъ», который в 1906 году был запрещен из-за его иллюстрации, изображающей императора в виде осла. Он служил в качестве дизайнера для производства 1909 Премьера Николая Римского-Корсакова «s Золотой петушок .

В 1911 году Билибин был нанят Государственным сектором бумажной промышленности для иллюстрации программ бала, выставочных и книжных плакатов, открыток для Общества Красного Креста Святой Евгении, а также конвертов и канцелярских принадлежностей с русскими богатырями .

После Октябрьской революции 1917 года Билибин уехал из России, когда революция оказалась для него чуждой. Изголодавшийся по новой экзотической среде, в 1920 году Билибин уехал в Египет . Он переехал в Каир и Александрию, где рисовал для греческой колонии. В Каире он специализировался на византийском искусстве, которое было востребовано греческой колонией для икон и фресок. Также его восхищала архитектура мечетей и их «головокружительный орнамент». Затем в 1925 году Билибин поселился в Париже , где занялся украшением частных особняков и православных церквей. Он все еще тосковал по своей родине и, украсив советское посольство, в 1936 году вернулся в Советскую Россию . Билибин умер во время блокады Ленинграда , голодал в городе, когда отказался уехать, и был похоронен в коллективной могиле .

Логотип журнала и «Sic transit …» Жупел (журнал) (Bogeyman) (Юпель / Zhupel), 1905 г.

После грозы (1921)

Синева неба создаёт необычайную, сказочную атмосферу всему пейзажу. Огромная радуга во всё небо сияет красками. Пейзаж наполнен всевозможными событиями — вдалеке от удара молнии загорелся дом, и чёрный дым разносится по небу, на пожар со всех концов сбегаются люди. Ближе к переднему плану, на золотистом поле работают жнецы. В ультрамариновой реке плещутся купальщицы.

Эта картина написана в стиле модернизма — художник нарочито искажает перспективу и пространство. Передний и задний план не уступают друг другу по яркости, что делает картину иллюстративной, лубочной, но полной драматизма и жизненных реалий.

Самые красивые картинные пейзажи в мире.

Рисунок Валентина Серова

Рисунок В. Серова из коллекции молдавского художника Алексея Васильева. Внизу справа рукой Малешевской написано: «Это Малявин в 1902 году».  Слева внизу  две буквы «В С». Валентин Серов.

Об этом рисунке Серова мы уже писали (см. здесь). Приводили рассказ литератора Бориса Челышева об истории рисунка, в котором есть слова:  «Предполагаем, что Евгения Марцелиновна попала как-то на вечер к молодому художнику Филиппу Малявину. Был там в это время и Валентин Александрович Серов. Он набрасывал от нечего делать на листе бумаги  первое, что попалось на глаза… стал рисовать сидящую на пуфе женщину, как видно, мать Малявина (выделено сайтом НА). Набросав контуры, он вдруг остановился. Карандаш застыл в его руке: сам художник Филипп Малявин стоял в картинной позе (выделено сайтом НА), внимательно слушая одного из гостей. Карандаш Серова быстро забегал по бумаге»…

С точки зрения нашей статьи история  рисунка оказывается другой.

Сочинение по картине Билибина Баба-яга 5 класс

Картина Баба Яга была написана как иллюстрация к сказке Василиса Прекрасная. На ней изображена героиня русских сказок, которая летит в ступе. В руках она держит в помело и пестр для измельчения зерна. Они используются для развития скорости ступы. То, что баба-яга летит с большой скоростью, видно по ее развивающимся волосам.

Только взглянув на бабу-ягу, можно испытать страх. Ее лицо искажено гримасой злобы, а длинные худощавые руки делают ее еще более устрашающей. Седые волосы также навевают страх. Они развиваются спутанными прядями, неровной длины.

Ступа у бабы-яги длинная и полностью вмещает ее ноги. Ступа сделана из дерева. При этом изготовлена она не очень качественно. На ступе видны явные трещины и зазубрины.

Одежда у бабы-яги довольно яркая и выглядит непомерно большой, по сравнению с ее ростом. Зеленая кофта выбивается из ступы и делает тело бабы-яги визуально больше. Розовые рукава закатаны выше локтя и обнажают худощавые руки. Из-за этого они кажутся еще длиннее и нескладнее, а образ бабы-яги становится еще страшнее.

Баба-яга окружена темным лесом, в который не поступает солнечный свет. Деревья, изображённые на картине, выглядят больными. Очевидно, им не хватает света для полноценного роста. Создаётся ощущение, что большинство деревьев вот-вот погибнет.

Земля под ногами бабы-яги усыпана поганками. Скорее всего, они выросли именно из-за ее присутствия. Такая местность является идеальной для жилища старухи. Возможно, ее избушка находится где-то поблизости и именно она является причиной упадка природы вокруг.

Художник изобразил картину в соответствующих цветах. Больше всего на полотне разнообразных оттенков зелёного. Картина в полной мере передаёт мрачность, страх и беспросветную темноту. Только взглянув на бабу-ягу, можно испытать страх или другие неприятные ощущения. С помощью какого приёма художник даёт понять, что она является отрицательным персонажем.

Описание картины Баба Яга Билибина

Картина выполнена в довольно мрачных тонах, в ней преобладают болотный оттенок зеленого, а также коричневые цвета. Ни один лучик солнечного света не пробивается сквозь густую лесную чащу. Огромные стволы могучих елей покрыты мхом. Пейзаж лишь немного осветляют редкие белые березы.

В центре картины изображена Баба Яга. Она летит в своей старой деревянной ступе. Ступа высокая и очень узкая, поэтому она сидит в ней, съежившись, согнутые колени практически касаются лица. Темный сарафан и розовая рубаха старухи давно уже все в заплатках. Желтое лицо время не пощадило и оно густо покрыто морщинами. Баба Яга хмурит лоб, она о чем-то сосредоточенно думает. Крючковатый нос придает лицу суровый, немного рассерженный вид. Поседевшие до белого цвета волосы растрепаны, они развеваются на ветру. Баба Яга спешит по делам.

В длинной левой руке у старухи потрепанная метла, сделанная из ствола тонкой березы. В правой руке, в несколько угрожающем жесте, она крючковатыми пальцами держит пест для зерна. Руки и лицо ее воскового бледно-желтого цвета, коричневые кисти рук сливаются с лесным пейзажем.

Масленица (1916)

Эта сказочная картина насыщена яркими красками и их всевозможными оттенками. Снег буквально искрится в лучах заката, создавая немыслимые радужные переливы, которые сочетаются с общим праздничным настроем картины. Более всего поражает небо с переплетёнными изумрудными, розовыми и жёлтыми облаками, настолько прекрасное, что от него нельзя оторвать глаза.

Создавая этот шедевр, Кустодиев испытывал сильнейшие муки. Опухоль позвоночника превратила молодого человека в инвалида. Он долго не брал кисти в руки, но превозмогая боль, решился создать жизнерадостное, полное счастья и энергии полотно. На фоне прекрасного зимнего пейзажа мчится весёлая тройка, из-за сугробов выныривают нарядные сани, запряжённые лошадьми. Вдалеке виднеется цирк и праздничная ярмарка. Народ веселится, катается с горок, играет и танцует.

5

Купчиха с покупками (1920)

Яркое полотно изображает момент из жизни купчихи. Дородная купчиха гордо возвращается домой после плодотворной прогулки. Она довольна, как и большинство современных женщин, после похода по магазинам. За ней поспевает её помощник. В его руках корзина с покупками. Чего там только нет! И рыба, и зелень, и сахарная головка, и разные деликатесы. В руке пакет, из которого виднеется винная бутылка. Очевидно, купчиха ждёт к ужину гостей.

Богатство и положение купчихи подчёркивается всем её внешним видом: статью, осанкой, одеждой и, конечно, наличием слуги. Кружевная накидка выгодно оттеняет розовое парчовое платье, тюрбан в цвет платья из дорогого платка и маленький элегантный зонтик дополняют образ купчихи.

10

Портрет Шаляпина сочинение по картине 8 класс

Автором картины «Портрет Ф. И. Шаляпина» является великий русский художник Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927). Картина была написана в 1922 году. К тому времени Борис Кустодиев уже был прикован к инвалидной коляске, так как остался парализован после тяжёлой болезни. Несмотря на это, художник создал такое полотно, которое в последующем стало одним из знаковых его произведений, находящимся на одном уровне с такими его работами, как «Масленица», «Купчиха за чаем» и др.

Сегодня картину «Портрет Ф. И. Шаляпина» можно увидеть в Санкт-Петербурге, Государственном Русском музее. Здесь полотно представлено, как один из тех шедевров, которые прославляют русское искусство живописи.

В центре сюжета — великий оперный певец Фёдор Иванович Шаляпин. В богатой шубе и с тростью в руке он стоит на пригорке, как бы возвышаясь своей недосягаемой фигурой и личностью над городом. Стоит зима, позади него шумит ярмарка. Судя по тому, что одно из рабочих названий картины — «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде», сюжет картины происходит именно в этом городе.

В центре картины — Фёдор Шаляпин. Знаменитая в те времена фигура, которого знали все. На нём дорогая бобровая шуба, шапка, начищенные до блеска ботинки. Одной рукой он распахивает шубу, словно демонстрируя свою открытость, свой размашистый русский дух, который рвётся к людям. В ногах у него можно увидеть бульдога, которого, судя по историческим сведениям, звали Ройка.

На заднем плане, в заснеженном городе, шумит пёстрая и весёлая ярмарка. Прямо позади Шаляпина, у пригорка, стоят трое — это две дочери оперного певца Марфа и Марина, и его секретарь — Исай Дворищин. Далее мы можем увидеть скопление народа, представления, лавки с различными товарами и угощениями. Люди на ярмарке гуляют и развлекаются. Одни столпились у сцены, где показывают представление, другие катаются на санях, третьи танцуют, играют на гармони, покупают сладости.

Картина производит сильное впечатление. С одинаковой силой меня поразили как передний, так и задний планы. Большую часть картины занимает фигура Шаляпина, который поражает своей силой, мощью, размахом личности. На заднем плане удивительный заснеженный город, праздничное веселье простых людей. Хочется оказаться в том месте, чтобы насладиться чистым морозным воздухом, отведать пряник из лавки, покататься на лошадях и услышать пение оперного певца Фёдора Шаляпина, который, благодаря своем голосу и музыкальным данным, остался в истории навсегда.

Описание картины Ивана Билибина «Иван-Царевич и жар птица»


Иван-Царевич и жар птица. Иван Билибин. 1899 год, Художественный музей Ивангорода, Фото: opisanie-kartin.com

Название Иван-Царевич
Страна, художник Россия, Иван Билибин
Год 1899
Жанр иллюстрация
Где хранится Художественный музей Ивангорода
Материалы ватман, гуашь

Мы могли никогда не узнать о Иване Билибине, как о художнике, потому что художник собирался стать юристом. Он учился в университете, а для себя, забавы ради посещал рисовальную школу а затем художественное училище. В свое время Репин сказал о Билибине, что живопись ему не дается, но рисует он изумительно. Самую первую иллюстрацию к сказке мастер нарисовал в тысяча восемьсот девяносто девятом году. Это была иллюстрация к сказке о Иване-Царевиче и жар птице. Работал над жар птицей Иван Билибин в Тверской области. Образ жар птицы был художником выбран не случайно, жар птица снилась Билибину всегда перед знаковыми событиями в жизни.

Птица эта – настоящее волшебное создание. Ее перья переливаются необычным теплым чарующим светом. Каждое перо само по себе может не просто сохранить тепло, а еще и кого-нибудь согреть. Когда же перо перестает светить и греть, то превращается в золотое. Жар птица призвана охранять цвет папоротника, а из ее клюва сыплется жемчуг.

Иван-Царевич затаился, и ему удалось поймать жар птицу за хвост. Однако, удержать чудо-птицу он не смог, и в его руке осталось лишь перо, вырванное из хвоста волшебной птицы.

Сюжетно сказка очень богата и разнопланова, с большим количеством персонажей и героев. При работе над жар птицей Билибин не позволял себе никакой отсебятины. Картина должна быть узнаваемым моментом сказки. Мастеру удается передать сказочные образы, как будто бы он сам ее сочинял или являлся ее участником. Кроме красочных красивых перьев волшебной птицы, Билибину удается воспроизвести четкие сказочные образы во всех тонкостях и нюансах.

Рисовать выходил мастер к одной из глухих деревушек

Это было очень важно, он должен был понимать, насколько густы тут лесные дебри. Сосны, осины, березки – все это сказочные деревья из лесной чащи

Рисует мастер их с большой любовью и заботой.

К образу Ивана-Царевича художник подошел тоже очень ответственно, он штудировал былины и изучал изображения, чтобы максимально достоверно прорисовать одежды Царевича, подчеркнув тем самым принадлежность его к старинному русскому роду.

Иллюстрация очень глубокая с множеством деталей и нюансов, можно сказать, что в одном лишь этом изображении зашифрована почти вся сказка.

Иллюстрации к русским Былинам (1940–1941)

Предчувствие начала страшной войны призвало художника к работе над такими масштабными и патриотическими произведениями, как русские былины и «Слово о полку Игореве». В Русском музее хранятся иллюстрации к этим произведениям. Илья Муромец, Микула Селянинович, дружина князя Игоря восхищают своим героизмом. Работая над этими образами, художник обращался к истокам древней русской литературы.

Особенно яркие иллюстрации вышли в начале Великой Отечественной войны. Билибин изображал величие и победу русского воинства. В одной из иллюстраций русские богатыри в сияющих латах гонят со своей земли захватчиков. Эти работы вселяли в читателей уверенность в победе и в высшую справедливость.

9

Провинциальное детство

Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани, окраинном губернском городе, далёком от политических событий, но довольно развитом: здесь был первоклассный порт, работали училища, пансионы, банки, больницы. Отец Бориса Михаил Лукич был преподавателем в духовной семинарии. Мальчику был всего год, когда отец умер, и матери Екатерине Прохоровне пришлось одной растить четверых детей.

Семья жила в небольшом, арендованном в доме богатого купца флигеле. Хозяин любил жить на широкую ногу – тогда мальчик и познакомился с бытом провинциального купечества. «Живые типы Островского» – так впоследствии художник охарактеризовал купца, его семью и друзей.

Учился Борис сначала в церковно-приходской школе, затем в гимназии. Семья надеялась, что он продолжит династию и станет преподавателем. Но настоящий переворот в сознании мальчика произошёл после посещения им выставки, на которую он попал в девять лет. Картины художников-передвижников, сама живопись как искусство поразили Бориса настолько, что идея научиться рисовать овладела всеми его мыслями и мечтами.

Популярные сочинения

  • Сочинение Идеальное государство (3, 4, 9 класс) Политика всегда играла важную роль в жизни граждан любого государства. От того, какой человек стоит за управлением страны зависело будет мир или война, бедность или богатство страны и множество других факторов.
  • Дружба и друзья в лирике Пушкина 9 класс Тема дружбы и друзей занимает далеко не последнее место в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Это связано с тем, что именно друзья поддерживали поэта в трудные минуты
  • Сочинение Чацкий и Молчалин — сравнение (сравнительная характеристика 9 класс) В произведении «Горе от ума» Грибоедов изобразил двух абсолютно разных по характеру героев. Чацкий и Молчалин абсолютно по-разному воспитаны. Каждый из них имеет свое мнение и мировоззрение. Молчалину присуща лесть и другие низменные качества.

Биография Кустодиева.

Яркое и самобытное творчество Кустодиева — увлекательная страница в истории русской живописи. Художник глубоко национальный, чье искусство неразрывно связано с жизнью русского народа, с традициями народного творчества, Борис Кустодиев начал свой путь живописца еще на рубеже 19 и 20 веков. Родившись в Астрахани, будущий живописец рос в условиях патриархального быта провинциального русского города. Первые профессиональные навыки Борис Кустодиев получил у местного художника П. А. Власова. Учителем Бориса Кустодиева в Петербургской Академии художеств (1896—1903) был Илья Репин, оказавший большое влияние на формирование его творчества. Вместе с другим молодым живописцем — И. С. Куликовым Борис Кустодиев был привлечен Репиным к работе над картиной «Заседание Государственного Совета» (1901—1903). В Академии художеств Борис Кустодиев работал над картинами из исторического прошлого России («Бунт против бояр на старой Руси», 1897 и «У кружала стрельцы гуляют», 1901). Но в дальнейшем он отошел от этих тем. Начало творческого пути Бориса Кустодиева связано, прежде всего, с портретной живописью (портрет художника И. Я. Билибина, 1901; портрет художника-гравера В. В. Матэ, 1902 и др.). Работы над портретом художник не прерывает на протяжении всего творчества, с годами все более отчетливой становится связь его образов с народными характерами, портретам придается особая национально-бытовая окраска (Ф. И. Шаляпин, 1922). В 1906 году намечается поворот в живописи Бориса Кустодиева, приведший его к определенному кругу тем и манере исполнения, характерный для его зрелого творчества. В этом году была написана картина «Ярмарка», в которой сказалось увлечение живописца локальным цветом, яркостью и декоративностью в живописи. Масленицы, ярмарки, деревенские праздники отныне становятся его излюбленными сюжетами. Другой круг тем, увлекающий Бориса Кустодиева, — изображение провинциального купечества. Его многочисленные купцы и купчихи («Купчихи», 1912; «Красавица», 1915) не просто любование этой стороной русской жизни. Здесь и угадывается некоторая ирония художника по отношению к быту и укладу жизни купеческой среды. Борис Кустодиев был в числе тех деятелей русской культуры, которые сразу и безоговорочно приняли Великую Октябрьскую социалистическую революцию. К этому времени художник был уже тяжело болен. Не имея возможности двигаться, прикованный к креслу в своей мастерской, Кустодиев мог лишь из окна наблюдать события тех дней. Результатом таких наблюдений стала его картина «27 февраля 1917 года» (1917). Кроме того, Борис Кустодиев создает эскизы-панно для оформления площади Мира в Петрограде (1918), пишет картину «Большевик» (1920), в которой стремится дать обобщающий образ великих событий. В 1920—1921 годах живописец создает картины «Празднование II конгресса Коминтерна на площади Урицкого» и «Ночной праздник на Неве». Возвращаясь в этих полотнах к теме народных гуляний, живописец наполняет их новым содержанием, новыми образами, говорящими об изменениях, происшедших в стране, в жизни народа. Но и в эти годы Кустодиев не порывает связи со своими прежними сюжетами («Купчиха за чаем», 1918). В 1920 году появляется его акварельная серия «Русские типы». В этом же году написана одна из лучших по живописи картин художника «Купчиха перед зеркалом». Большой интерес вызывают и графические работы Бориса Кустодиева. Свою деятельность в качестве художника-иллюстратора Кустодиев начал еще в ранний период творчества. В 1905 году он успешно выступал на страницах сатирических журналов того времени «Жупел» и «Адская почта» (шаржи на графа Игнатьева, Горемыкина, Победоносцева). Рисунки, помещенные в этих журналах, а также лист «Демонстрация. 1905 год» говорят о том, на чьей стороне были симпатии художника. После Октябрьской революции Кустодиев создает иллюстрации к сказкам Пушкина (1920), к «Шести стихотворениям Некрасова» (1921), к «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова (1923). В последние годы жизни Кустодиев иллюстрирует книги «Детям о Ленине» и «Один день с Лениным». Борис Кустодиев создал также ряд великолепных декораций к пьесам А. Островского, М. Салтыкова-Щедрина, к операм русских композиторов. Но наибольшего успеха достиг он в декорациях к пьесе Е. Замятина «Блоха». Красочность, метко найденные детали, сочный юмор, соответствующий содержанию пьесы, связь с народным лубком — характерные черты этих декораций. Кустодиев оставил огромное наследие. Произведения его восхищают праздничностью, щедростью заложенного в них оптимизма, любовью ко всему русскому, национальному.

Евгения Малешевская и рисунок Валентина Серова

При подготовке к написанию «Постановка натуры…»  не мало времени было потрачено на формирование рабочего материала. Как было сказано, люди позировали и рисовали друг друга. В этом плане, нам кажется,  выделяется март 1900 года, а  среди учеников выделяем Кустодиева и Малешевскую. Несколько их мартовских работ.Б. Кустодиев. А. Мурашко за работой над «Постановка натуры…» 1 марта 1900 года

Б. Кустодиев.  Репин. 15 марта 1900 года

Б. Кустодиев  Д. Стеллецкий 30 марта 1900 года

Особое внимание к следующему рисунку.Б. Кустодиев   A Малявин 30 марта 1900 года. Малявин нарисован  в той позе, в которой он будет на будущей картине

Сравните с позой Малявина на рисунке Серова — одна и та жа, но с разных ракурсов. Можно сделать заключение: 30 марта 1900 года на очередном сходе учеников для отработки композиции картины присутствовал Валентин Серов и также, как все остальные, рисовал тех, кто позировал.  Рисунок Серова помечен Малешевской сначала 1901, затем единичка исправлена на 2. Здесь художницу подвела память. Она подписывала рисунок   значительно позже происходивших событий  и чуть-чуть ошиблась.  Возможно, она подписывала рисунок при  Васильеве, когда они встретились в 1941 году.  А, скорее всего,  для А. Васильева, который с тех пор всю жизнь бережно хранил его

Малявин нарисован  в той позе, в которой он будет на будущей картине. Сравните с позой Малявина на рисунке Серова — одна и та жа, но с разных ракурсов. Можно сделать заключение: 30 марта 1900 года на очередном сходе учеников для отработки композиции картины присутствовал Валентин Серов и также, как все остальные, рисовал тех, кто позировал.  Рисунок Серова помечен Малешевской сначала 1901, затем единичка исправлена на 2. Здесь художницу подвела память. Она подписывала рисунок   значительно позже происходивших событий  и чуть-чуть ошиблась.  Возможно, она подписывала рисунок при  Васильеве, когда они встретились в 1941 году.  А, скорее всего,  для А. Васильева, который с тех пор всю жизнь бережно хранил его.

Внимание к следующей работе. Она  поможет объяснить, как рисунок Серова оказался у Малешевской

Е. Малешевская  Автопортрет 19 марта 1900 года.

На листе Серова вместе с Малявиным изображена Евгения Малешевская.  Дама попросила на память «свой» рисунок. Валентин Серов подписался»В С»  и передал лист нашей героине.

По законам композиции поза Малешевской на картине была изменена.

Конец

PS На заглавной фотографии мастерская Репина 1987-1988 гг.

PS3 Наш интерес к Е. Малешевской, о котором мы каждый раз не забываем напоминать, связан с тем, что семья художника Алексея Александровича Васильева, нашего с Наташей отца, жила в доме Евгении Марцелиновны Малешевской 16 послевоенных лет.

PS4   Дополнение от 12.08.2020.В статье «Еще раз о Е. Малешевской» говорится о двух важных находках, подтверждающих наш вывод о  месте Малешевской на картине.

Первые шаги

В 1895 году в Астрахани под руководством выпускника Императорской Академии художеств П.А. Власова были организованы занятия в художественном кружке. Здесь же была открыта библиотека со специальными и художественными изданиями.

Борис страстно желал приблизиться, приобщиться к миру живописи. И хотя семья испытывала материальные трудности, мать смогла обеспечить сыну возможность обучаться у Павла Власова. Он и стал первым учителем будущего художника, сформировавшим его упорство в учении. П.А Власов как педагог направлял Бориса Кустодиева на получение необходимых знаний анатомии человека и тренировку зрительной памяти. «Искусство требует всей жизни» – это наставление учитель навсегда вложил в сознание своего ученика.

История одного шедевра: «Купчиха за чаем» Кустодиева

Сюжет

На балконе, с которого открывается вид на провинциальный ампир, за чаепитием восседает купчиха. Телом белая, лицом пригожая. Сытая жизнь. Кот рядом раздобревший. Стол ломится, а арбуз соперничает крутостью боков с самоваром. Женщина пьет чай в дорогом парчовом платье с глубоким декольте. Ее сахарные плечи — еще одна сладость на этом празднике жизни. За ее спиной виден другой балкон, где точно так же купеческая семья распивает чай.

Кустодиев выписал идеальный образ «третьего сословия». Купчиха — натуральная красавица, образ которой сложился в фольклоре, а в XIX веке нашел отражение в героинях Островского и Лескова. Движения ее плавны и неторопливы — в таком же ритме живет и провинциальный город.

Русская Венера. 1925 — 1926

Русские женщины, в том числе и купчихи, были частыми героинями кустодиевских работ. Представали они в разных антуражах, позировали для них нередко дворянки с менее пышными формами. Борис Михайлович выписывал саму Русь, правда, время, когда он это делал, уже не соответствовало выбранному образу: на смену дородным кормилицам пришли худосочные революционерки.

Контекст

На дворе стоял 1918-й год. Денег не было, еды тоже — окаянное время. Кустодиев уже тяжело болел, и все тяготы несла на себе его жена Юлия Евстафьевна. По воскресеньям она ходила пилить дрова, платили ей, как и другим чернорабочим, — дровами

«Живем мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен», — писал художник театральному режиссеру Василию Лужскому

Для «Купчихи за чаем» Кустодиеву позировала соседка по дому баронесса Галина Адеркас. В жизни студентка-первокурсница обладала значительно меньшими формами, однако художник считал, что красивой женщины должно быть много — худые на творчество не вдохновляли. Его даже называли русским Рубенсом за пышнотелых, дородных женщин, «Волжских Данай».

«Женщина, пьющая чай». Зарисовка с Адеркас

Картина условно делит зрителей на два лагеря: одни считают ее ироничной, другие — ностальгической. Первые утверждают, что Кустодиева писал карикатуру на купеческое сословие, вторые — что русский Тициан вложил в это полотно переживания о судьбе Родины, крушении традиций и разочаровавших итогах революции.

Судьба художника

Борис Кустодиев учился у Ильи Репина. Будучи студентом Петербургской академии художеств, именитый мастер предложил ученику поработать над «Торжественным заседанием Государственного совета 7 мая 1901 года». В академии и сразу после ее окончания Кустодиев считался портретистом. Однако вскоре художник переключился на сюжеты, близкие к фольклору. Он много ездил по России, наблюдал ярмарочную кутерьму, жизнь купцов и простых людей. Все увиденное в дальнейшем станет основой шедевров.

Портрет Ф. И. Шаляпина (1921)

Самые известные свои полотна Кустодиев написал, будучи прикованным к кровати. «Замыслы, один другого заманчивее, так и теснились в голове, — писал Кустодиев — Руки работают. А ноги… Что ж, для работы они не особенно нужны, можно писать и так, сидя в инвалидной коляске». В 34 года у него обнаружили опухоль спинного мозга. Операции результата не дали, и последние 15 лет жизни художник был вынужден работать лёжа.

Публикации

Сказки, изданные «Отделом выпуска государственных документов».
  • , pdf
  • Сборники переведенных сказок:
    • , двенадцать избранных иллюстраций
    • Афанасьев, Александр (1996), Русские народные сказки — Русские сказки (на русском и английском языках), выборка из работы «Государственный департамент» (1899–1902), в которую входит сестра Алионушка .. ; Цесаревич Иван, Жар-птица и Серый волк ; Царевна-лягушка ; Василиса .. ; Перо Финиста ; Белая утка ; и Мария Моревна . Только основные иллюстрации
Иллюстрации к сказкам Пушкина
  • , не опубликовано
  • Пушкин, Александр , Руслан и Людмила [ Руслан и Людмила ]
Другой
  • Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что… [ Иди туда — не знаю куда, принеси это — не знаю что … ] (на русском языке), 1919 г. , не опубликовано
  • Contes de l’Isba [ Рассказы из хижины ] (на французском языке), 1931 г.
  • Карпентер, Фрэнсис (1932–1933), « Сказки русской бабушки»
  • Contes de la couleuvre [ Сказки о змее ] (на французском языке), 1932 г.
  • Conte du petit poisson d’or [ Повесть о маленькой золотой рыбке ] (на французском языке), 1933
  • Le Tapis Volant [ Ковер-самолет ] (на французском языке), 1924 г.
  • Le farouche Abd-el-Kader (на французском языке), 1936 г.
  • Адемар де Монтгон. Генрих IV (на французском языке), 1936 г.
  • Percheron, M. (1937), Moscou (на французском языке)
  • Толстой А.Н. , Петр Первый [ Петр Великий ]
  • Водовозов, Н. В. (1940), Слово о стольном Киеве и о русских богатырях [ Истории столицы Киева и русских богатырей ] (на русском языке )

Болезнь художника

Впервые приступ боли у Кустодиева случился в 1909 году. Причина была непонятна, и когда приступы участились, он поехал в Швейцарию на лечение. Это оказалась опухоль спинного мозга, болью отдававшаяся в руке. На протяжении нескольких лет художника оперировали несколько раз.

В 1916 году во время Первой мировой войны Кустодиев не смог попасть в Германию к лечащему его профессору Оппенгейму. Врачи Петербурга поставили жену (Кустодиев был без сознания) перед выбором: сохранить движение можно было только в руках или только в ногах. Юлия приняла единственно верное решение, и художник на последние годы жизни остался прикованным к инвалидному креслу. Но главное, он мог писать! Именно в эти годы его работы отличаются особенной яркостью и даже жизнерадостностью.

После революции Кустодиев не покидает родины, он исступлённо работает, ведь болезнь прогрессирует и торопит этого бесконечно влюблённого в жизнь и мужественного человека.

В 1927 году на лечение художника в Германии советским правительством были выделены средства. Но подготовка документов затянулась, Кустодиев не успел. Он умер в Ленинграде 26 мая 1927 года.

Поиск себя

В 1905 году в Костромской губернии, неподалёку от Высоково, где художник познакомился с будущей женой, Кустодиев строит дачу, названную им «Терем». Это излюбленное место семьи. Здесь в 1905 году родилась дочь художника Ирина.

Художник много пишет: пейзажи, соседей, друзей, жену, своих и чужих детей, животных. Он хочет отойти от репинского реализма, опираясь на своё видение русской красоты. Особый восторг и вдохновение вызывают у Бориса Кустодиева народные гуляния: яркие, красочные, безудержные.

Пробовал себя художник и в графике, карикатуре. Сделал иллюстрации к «Шинели» Гоголя. Принял предложение стать помощником декоратора в Мариинском театре. Эта работа увлекала его и легко давалась.

В 1909 году Кустодиев удостоен звания Академика живописи.

Работы художника

Воспитание и ранняя потеря отца повлияли на особенное «чувство семьи» у Бориса Кустодиева. Он был открытым и тёплым человеком, не расставался с близкими, а в разлуке старался перепиской восполнить недостаток общения. Кисть, карандаш, скульптура и гравюра – всё шло в ход, чтобы изобразить своих близких в разных ситуациях. Картины «Утро», «На террасе», «Портрет Ирины с собакой Шумкой», «Сирень», скульптура «Дети» и многие другие работы сейчас воспринимаются как обобщённые образы счастливого материнства и детства.

Постоянно работал художник и над автопортретами. Их несколько, разных периодов.

Среди его произведений есть портреты:

  • императора Николая II (1915 г.);
  • Фёдора Шаляпина (1922 г.);
  • Великой княгини Марии Павловны (1911 г.);
  • художника Ивана Билибина (ранняя реалистичная работа, 1901 г.).

и других известных личностей того времени.

Полотна живописца на тему зимних гуляний полны света и воздуха. Центральное место среди них занимает «Масленица» – вот где радость и веселье русского праздника с катанием на лошадях, балаганами и кулачными боями. А летнее народное гуляние на картинах «Троицын день», «Гуляние на Волге» притягивает теплом и светом, красотой людей и русской природы.

Милая сердцу художника глубинка красочна на картинах «В старом Суздале», «Вид с Воробьёвых гор», «Провинция». Солнечный летний день с множеством персонажей на картине под названием «Купание» привлекает яркостью и сочностью красок.

Но чаще всего главным персонажем его произведений становилась пышущая здоровьем, с округлыми формами красавица-купчиха. Это полотна «Купчиха за чаем», «Красавица», «Купчиха с зеркалом», «Русская Венера» и многие другие.

С годами Борис Кустодиев сформировал свой стиль живописи, динамика которого построена на композиционных приёмах, свойственных театрально-декорационному искусству: контраст света и тени, использование «кулис». Его полотна по колориту настолько декоративны, что напоминают расписные шкатулки. Красота и счастье – главные их признаки.

Окончание учёбы и первая поездка за границу

Осенью 1903 года Кустодиев с золотой медалью закончил учебный курс, получил звание художника и право на годовую поездку за границу – так называемой пенсионерской поездки удостаивались медалисты-выпускники Академии. В это же время художник получает гонорар за работу с Репиным и Куликовым (3,5 тысячи рублей).

В ноябре того же года с женой Юлией и сыном Кириллом, родившимся также в 1903 году, Кустодиев отправился в поездку во Францию и Испанию. Окунувшись в европейскую культуру, он жадно впитывает её, приходит в восторг от новизны впечатлений, музеи и выставки восхищают его, сам также много рисует. Причём, искусствоведы отмечают заметную свежесть палитры картин художника в парижский период.

Это стало временем первых побед и больших надежд.

Портрет И. Я. Билибина (1901)

Билибин, знаменитый художник, сказочный иллюстратор, был другом Кустодиева. Этот портрет — ранняя, но уже уверенная работа, когда Кустодиев обучался в мастерской у Репина. Ещё чувствуется подражание учителю, ещё нет фирменного «кустодиевского стиля», но портрет выполнен мастерски и очень реалистично.

Перед зрителем восседает на стуле изысканный молодой интеллигентный человек, одетый в белоснежную рубашку и элегантный сюртук. В петлице сюртука — красный цветок, как символ франтовства и любителя женщин. Герой — очень красивый молодой человек уверен в себе и слегка ироничен.

Кстати, о самых красивых и знаменитых портретах художников всего мира мы подготовили интересную статью.

2

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: