Джотто ди бондоне

Описание

Стигматизация

Работа имеет прямоугольную форму в нижней части, оканчивающуюся треугольным куспидом, с золотой шлифовкой . На нем изображен Святой Франциск, получающий стигматы во время молитвы на горе Альверно от летающего Христа, который является ему серафимом . Раны последнего испускают световые лучи, падающие на тело Фрэнсиса. Фон представляет собой смесь новых и старых элементов, последние включают очень типичные горы и отсутствие пропорций в элементах ландшафта. Часовни на горе демонстрируют попытку изобразить их в геометрической перспективе . Лицо Фрэнсиса отличается сильным использованием светотени .

Сцена была новаторской, поскольку она отказалась от итало-византийской традиции невыразительных фигур как центра картин в пользу момента действия в качестве основного сюжета (сравните работы Бонавентуры Берлингьери и Мастера Сан-Франческо Барди или собственную Бадию Джотто. Полиптих ).

В левом и правом углах видна геральдика семьи Уги или Чинквини.

Predella

В Predella показана три сцен из жизни святой: Мечта папу Иннокентия III , утверждения францисканского Правила , и Нагорные птиц . Эти изображения также обычно приписываются Джотто и прочно связаны с фресками Ассизи. Панно подписано OPUS IOCTI FLORENTINI («Работа Джотто Флорентийского»).

Сон показывает крушение Латерано с опрокидывающейся церковью и просто ломающейся колонной. Присутствие Святого Петра для обозначения того, что Папа спит во время видения, было новаторской техникой в ​​то время. Утверждение , с другой стороны, очень похоже на фреску Джотто в базилике Святого Франциска Ассизского. Невинность III подтверждает орден францисканцев и помещена в аналогичную комнату с арками и полками для создания перспективы. Проповедь отличается простотой и абстракцией благодаря золотому фону без украшений.

В целом, стиль сцен демонстрирует большую готическую элегантность, чем три рассказа францисканского цикла на фресках Джотто в Ассизи, и служит отправной точкой для сравнения с художниками-джоттесками, такими как Мастер Святой Цецилии .

Святой Франциск в творчестве Джотто, Ассизи

Примерно за сто лет до вышеупомянутой эпохи в Италии в городке Ассизи жил некий Франциск, сначала обычный гражданин из богатой семьи, затем учитель и проповедник, выбравший путь покаяния и нищенствования. Обличение развращённой церкви, лечение больных и прокажённых, душеспасительные проповеди стали его целью. Своей жизнью, полной мук и лишений, он обозначил новую эпоху католицизма.

В память о Франциске, причисленному к лику святых, через два года после его смерти, в 1228 году, в Ассизи начали строить величественный храм. По окончании строительства в 1253 году началась отделка, которая продлилась не одно десятилетие. Глава францисканского ордена пригласил расписывать церковь именитого мастера Чимабуэ (около 1278 года), а затем и его ученика Джотто (в 1282 году), который уже зарекомендовал себя как талантливый художник. Вообще обширный фресковый цикл в церквях храма святого Франциска начал создаваться около 1260 года, последняя фреска датирована 1368 годом.

В Ассизи случится не такое уж редкое явление в истории расстановки сил в паре учитель-ученик: фрески молодого художника затмят работу его почтенного наставника. Споры искусствоведов относительно авторства привели к убеждению, что большинство фресок, повествующих о жизни Франциска (которых 28), это работы Джотто. Такой вывод базируется на анализе дальнейшего творчества живописца, в котором активно будут использоваться ассизские художественные приёмы: реалистичность деталей, в основном написанных с натуры, последовательное повествование согласно хронологии событий.

Джотто — один из…

Джотто — представитель флорентийской живописной школы, шедший к этому статусу издалека, через Милан и Рим, Неаполь и Падую.

Еще до поступления во флорентийское цеховое живописное братство он успел не только выучиться художественному ремеслу, но и обзавестись учениками. Вместе с ними он поступает на обучение к Чимабуэ во Флоренции. Вместе с учителем участвует в создании его самых известных полотен, дописывая по традиции того времени наименее значимые элементы.

Интересна бытующая легенда о начале его обучения у мастера: считается, что Чимабуэ заметил его и позвал в ученики, благодаря рисунку на скале, оставленному юным пастушком Джотто.

Постепенно в процессе обучения он овладевает уникальным мастерством универсалиста, его живописные работы становятся новаторскими, а их автор — реформатором живописи того времени, переломившим устойчивые средневековые традиции. Кроме живописи осваивает он и мастерство архитектора, которое с успехом применит в руководстве строительством флорентийского Дуомо и его колокольни.

Капелла Скровеньи

В 1300 году богатый банкир Энрико Скровеньи купил в Падуе землю на месте древнеримского амфитеатра. Между 1302 и 1303 годами он построил небольшую однонефную часовню — 30 м в длину, 8 м в ширину и 12 м в высоту, первоначально посвященную Святой Деве Марие, а позже названную Капеллой Скровеньи.Частная часовня, открытая для публики, была связанна с дворцом Скровеньи, разрушенным в 1827 году, сегодня представляется как самостоятельное строение.

Капелла Скровеньи, Падуя, фасад

Энрико унаследовал огромное состояние, но в вместе с ним и очень плохую репутацию. Его отец Ринальдо был ростовщиком, да таким беспощадным, что оказался на одном из кругов ада в «Божественной комедии» Данте. Строительство капеллы, маленькой городской церкви, необходимо было Энрико для того, чтобы очистить свой семейный облик от отеческих грехов и предстать перед народом благочестивым и преданным благодетелем.

Джотто, Энрико Скровеньи приносит Капеллу Скровеньи в дар Мадонне, фрагм. фрески «Страшный Суд», Падуя, Капелла Скровеньи

В 1303 году Энрико попросил Джотто, к тому времени сорокалетнего художника в разгаре славы, украсить стены капеллы фресками. Работа заняла у него два года, но шла довольно быстро. Известно, что в марте 1304 года Папа Бенедикт XI отпускал грехи верующим, и что они активно посещали капеллу как в поисках милости, так и чтобы полюбоваться фресками Джотто, почти законченными к тому времени. В 1317-1320 годах завершилось строительство алтаря, за которым находились гробницы Энрико и его супруги, роспись которых, однако, принадлежат работе обычного падуанского живописца, работавшего в стиле Джотто.

Джованни Пизано

В капелле некогда находилось Распятие, написанное самим Джотто, которое сейчас хранится в городском Музее. Кроме Джотто в украшении Капеллы Скровеньи принял так же участие скульптор Джованни Пизани. Ему Энрико заказал создать три алтарные скульптуры — двух ангелов и знаменитую Мадонну Скровеньи. Одним словом, желанием заказчика было собрать в капелле работы самых известных художников того времени.

Джотто, Падуанское Распятие,1303-05, темпера, дерево. 2,33 х 1,64 м, Падуя, Городской Музей

В отличие от «Историй Святого Франциска», фресок, написанных несколькими годами ранее Джотто в Верхней базилике Святого Франциска в Ассизи, фрески Скровеньи сохранились менее поврежденными: фон, выполненный из азурита, наложенного сухим способом, имеет более насыщенный цвет. В 2001 году, после серьёзной реставрации всей росписи, в значительной степени были восстановлены и блестящие краски изображения.

Джотто, капелла Скровеньи. Фрагмент интерьера с четырьмя рядами фресок.

После Джотто

Ученики Джотто подхватили его новаторства. Казалось бы, вот  оно, Возрождение. Но на тот момент революции в искусстве не случилось. Ещё целое столетие после Джотто в искусстве главенствовала готика.

Взгляните на готическую картину Фабриано.

Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов. 1423 г. Галерея Уффицци, Флоренция, Италия

Тонкий рисунок. Благородство лиц. Изысканные костюмы. Много персонажей. Картина очень занимательна. Но это сказка. Это развлекательная живопись. Коллаж из впечатлений. Это очень далеко от Джотто. И очень далеко от реализма Возрождения.

Только через целый век идеи Джотто продолжили своё развитие в творчестве Мазаччо. Та же правдивость и жизненность эмоций. Трёхмерное пространство. И даже уже знание анатомии человеческого тела.

Фрески Мазаччо в Капелле Бранкаччи, Флоренция. 1426-1427 гг. Слева: Изгнание из Рая. Справа: Крещение неофитов.

Хронологические рамки эпохи Ренессанса в Италии

Номер периода Название Года Название периода
1 период Дученто (от итальянского ducento — двести) — название произошло от сочетания двух слов Ду (то есть 2) и ченто (сто) — это итальянское название XIII века. 1200-е гг. Проторенессанс (прото – пред)
2 период Треченто (Трече́нто от итальянского trecento — триста) — принятое в итальянском языке наименование XIV в. — название произошло от сочетания двух слов тре (то есть 3) и ченто (100 — сто) 1300-е гг. Ранее Возрождение
3 период Кватроченто название произошло от сочетания двух слов Кватро (то есть 4) и ченто (сто в переводе с итальянского языка). Кватроченто — общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века. 1400-е гг. Высокое Возрождение
4 период Чинквеченто — название произошло от сочетания двух слов Чинквеченто (то есть 5) и ченто (сто). Чинквеченто в переводе с итальянского буквально пятьсот, а также 1500-е годы) — итальянское название XVI в. 1500-е гг. Позднее Возрождение

Разобравшись в формировании названия того или иного периода, можно легко атрибутировать произведение, увидев дату его создания. Например, диптих «Мадонна с младенцем», датируется 1340 годом, значит речь идет о треченто или Раннем Возрождении.

Джотто в Падуе: капелла Скровеньи

В самом начале XIV века Джотто получает интересный заказ – расписать небольшую часовню в Падуе. Сейчас она известна под двумя названиями. Первое – капелла Санта Мария дель Арена, потому что сооружалась на месте, где когда-то шумел и неистовствовал античный амфитеатр. А второе – капелла Скровеньи, по фамилии богатого семейства, на средства которого она возводилась. Заказчика звали Энрико Скровеньи. Его покойный отец, которому принадлежала земля, где предполагалось возвести капеллу, вёл богатую и далеко не праведную жизнь. Так что часовня, которую приедет оформлять Джотто, была для семейства Скровеньи своего рода откупом, попыткой искупить перед Всевышним земные грехи: на неё не жалели средств.

Художник прибыл в Падую со своей «бригадой» – живописцами и подручными рабочими уже собственной мастерской, и работа закипела. Именно капелла делла Скровенья не только сделает Джотто известным по всей Италии, но и прославит его имя в веках. Он разработает уникальный и очень зрелищный «проект» оформления часовни. Все её стены и плафон будут покрыты несколькими параллельными рядами превосходных фресок числом не менее 38-ми.

Джотто решает рассказать евангельскую историю как серию последовательных эпизодов. Своей детальностью они напоминают иллюстрированную Библию для тех, кто не умел читать. Такой способ живописного изложения был весьма смелым. К тому же в новаторском порыве художник откажется от характерного для византийских икон золотого фона, который продолжал использовать его учитель Чимабуэ. Джотто первым в европейской живописи станет изображать события библейской истории на «естественном» фоне пейзажа или архитектурных строений.

Другое открытие Джотто, без преувеличения революционное, состоит в следующем: он начал подавать всем известные события не так, как это предписывал византийский иконописный канон, неизменный на протяжении столетий, но так, будто это он, Джотто, сам являлся свидетелем этих событий и теперь готов рассказать о них зрителю.

История

В его Le Vite , Джорджо Вазари упоминает работу в трансепта часовне церкви Сан — Франческо в Пизе . Несмотря на то, что работа была оспорена, в настоящее время общепризнано, что работа Джотто также подписана; он был датирован незадолго до или после рассказов Св. Франциска в Ассизи , около 1295–1300 годов.

В 1813 году он стал собственностью Лувра (инв. 309), как часть наполеоновских грабежей искусства в Италии, вместе с Чимабуэ «s Maesta , а также из Сан — Франческо. Жан Батиз Энро взял его из-за интереса Доминика Вивана Денона , который был особенно увлечен «примитивными» итальянскими картинами. Оно было выставлено на обозрение в Лувре в 1814 году. После реституции произведений искусства, конфискованных в то время, большое панно стало одной из картин, оставшихся во Франции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: