Самые известные картины джотто

Фреска

Джотто отходит от изображения, характерного для икон, то есть создает рисунок без обратной перспективы. Это позволило ему сделать персонажей тех евангельских событий понятней для своих современников.

Обратная перспектива — метод в живописи, при котором более далекие от зрителя предметы изображаются более крупными. Линии на иконе, созданной в обратной перспективе, сходятся не на горизонте, а как бы внутри зрителя.

Основной фон фрески — лазурь, символ Божией Матери. Часовня посвящена Божий Матери Милостивой — Santa Maria della Carità. На фреске изображен навес, под которым Божия Матерь держит на руках Младенца, крепкого и рыжеволосого. Со Средних веков и до XVI века считалось, Что золотистые волосы не просто красивы — это знак, — это знак присутствия Божественного в человеке, словно бы отражение Божественного Света.

Христос — в центре всей композиции. Размер Его фигуры на фреске невелик, и тем не менее это самая значимая фигура росписи. Художник подчеркивает это и самим сюжетом — волхв благоговейно прикладывается к ножке Христа, боясь потревожить, — и художественным решением: изображение Спасителя — самое яркое на фреске.

Выше навеса изображена звезда в виде кометы, которая и привела волхвов ко Христу. Волхвы — это восточные мудрецы, цари. На Востоке богатый человек — шейх часто считался мудрецом и его могли называть царем. Нужно сказать, что ученые люди того времени могли приблизительно знать, когда родится Христос, — об этом писал пророк Даниил. Предание называет имена волхвов: Каспар, Бальтазар и Мельхиор. На фреске они изображены с нимбами — мудрецов издревле почитали как святых. Известно, что их могилы были обретены, и уже в VI веке мощи волхвов находились в Милане (а сейчас находятся в Кёльнском соборе в Германии). В Западной традиции до сих пор есть праздник Трех королей — он отмечается 6 января.

В отличие от икон, на фреске есть самые настоящие бытовые жанровые сцены. Здесь это верблюды, на которых приехали волхвы. В жизни они очень своенравные животные и такие же на изображении — скорее всего, их просто не успели покормить, поэтому они выражают недовольство погонщику, который пытается их как-то успокоить. Погонщик выглядит как типичный итальянец времен Джотто, все остальные — в традиционных одеждах. В дальнейшем это будет характерной особенностью Ренессанса, когда в евангельском сюжете оказываются люди в одежде современников художника. Жанровая сцена здесь введена не случайно — это попытка показать реальность всего происходящего: кричащий верблюд так же реален, как и ангел, который стоит возле волхвов.

Ангел в первую очередь символизирует присутствие Бога. Также считается, что не только звезда, но и он сам вел волхвов к вертепу и теперь стоит в стороне. В руках у него один из даров, который по внешнему виду очень напоминает современную дарохранительницу — богослужебный сосуд, в котором хранятся запасные Дары — Тело и Кровь Христовы на случай экстренного причащения.

Основной смысл фрески поклонения волхвов Христу — это встреча Ветхого и Нового Завета. Исполнение обещания Бога о пришествии в мир Спасителя, которого так давно ждали люди.

Тайны картины

Неоконченная картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» вызывает огромный интерес среди исследователей всего мира. Однако самых больших результатов на этом поприще добился М. Серачини — известный итальянский биоинженер, который долгие годы жизни посвятил изучению жизни и творчества великого мастера.

Он применил глубокое сканирование слоя краски, сумев проникнуть под верхние ее слои и рассмотреть первоначальное изображение, нанесенное на полотно. Как выяснилось, снизу картина была обрезана на десять сантиметров. Вначале она была отполирована растворителями, а затем загрунтована белилами. Постепенно на них появились трещины и их снова заретушировали, но теперь использовали синюю краску.

Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» была наполнена множеством персонажей, занятых различными действиями. Всего Серачини выделил 66 фигур. На первом плане волхвы преподносят дары священному младенцу. Но Богородица в первоначальном варианте стоит на скале как на постаменте, а не на земле. В правом вернем углу отчетливо стали видны сцены сражений, в то время как верхний левый угол оказался заполненным рабочими, которые строят новый прекрасный храм.

Где находится фреска

«Поклонение волхвов» Джотто — это не отдельное произведение. Фреска — часть знаменитой росписи часовни Скровеньи в Падуе, Италия. Часовня построена на деньги Энрико Скровеньи, сына влиятельного и чрезвычайно богатого ростовщика. В те времена считалось, что все ростовщики после смерти попадут в ад. Во многих странах Европы столетиями существовал запрет на дачу денег в рост. Ни один христианин не мог это делать, но были и такие исключения, как семья Скровеньи.

Часовня в Падуе

Энрико был верующим человеком и в память о себе и отце решил открыть в своем поместье приход и построить церковь. Для росписи он и пригласил уже знаменитого на всю страну Джотто. Кстати, среди росписи есть и два изображения ростовщика Реджинальдо Скровеньи: в первом он, кающийся, стоит на коленях, а во втором как бы преподносит эту часовню в дар Божией Матери, пытаясь искупить свой грех.

Все фрески часовни поделены на два цикла: о Деве Марии и Спасителе. Второй цикл как раз начинается с фрески Рождества Христова и поклонения волхвов, которые пришли к Спасителю и принесли Ему в дар золото, смирну и ладан.

Время работы, стоимость билетов

Несмотря на то, что церковь маленькая и неприметная снаружи, попасть в нее не так-то просто. Для посещения Capella degli Scrovegni нужна предварительная запись. Это касается посещения в «высокий сезон», когда наплыв туристов очень большой. Если посещать Падую во время низкого сезона, попасть в капеллу значительно проще.

Капелла открыта для посещений:

  • январь – февраль,

середина июня – конец июля,

декабрь: с 16 по 24 и с 27 по 31 число.

Так что придется учитывать этот фактор, если собираетесь посетить Падую и добраться до капеллы. Бронировать дату и время посещения необходимо заранее (интернет-бронь совершается не менее чем за 24 часа до посещения, в день бронирования посетить капеллу не получится) на сайте: http://www.cappelladegliscrovegni.it/index.php/en/ .

Время работы – с 9 утра и до 19 часов вечера.

Время визитов также ограничено – группа туристов может пребывать в капелле не более 40 минут. Из них 15 минут будет демонстрироваться ролик об истории строительства церкви, а после – свободное время для знакомства с фресками Джотто.

Столь строгий график посещений установлен в связи с сохранностью ценнейших фресок. Реставрация их и специальный климатический режим внутри капеллы позволяют сохранять их практически первозданный вид.

Стоимость билета в капеллу Скровеньи – 13 евро. В эту цену включено посещение капеллы, а также музей прикладного искусства (Дворец Цукерманн) и музейный комплекс Эремитани.

Предусмотрена скидка на билеты для детей – стоимость билетов – 6 евро (возраст детей от 6 до 17 лет, студентам в возрасте до 27 лет, а также людям, достигшим 65 лет).

Дети до 5 лет и люди с ограниченными возможностями по здоровью проходят в помещение за символическую плату в 1 евро.

В вечернее время стоимость полного билета снижена – всего 8 евро.

На нашем сайте расскажем, чем знаменит дворец Питти во Флоренции, и как добраться до местной достопримечательности!

А вы знаете, где находится знаменитая статуя Капитолийская волчица? Древние легенды, связанные с основанием Рима, читайте в этом обзоре.

А еще, путешествуя по Риму, вы сможете посетить галерею Боргезе и взглянуть на произведения великих художников и скульпторов Италии! Подробности ищите тут: https://expertitaly.ru/dostoprimechatelnosti/rim/galereya-borgeze.html.

Изображение массовых сцен

На фресках в верхней части изображены массовые сцены, расположенные в трех наложенных регистрах таким образом, чтобы строго придерживаться повествовательной последовательности. Сцены рассказывают об Истории Анны и Иоакима, родителей Богоматери, в первом регистре в верхней части южной стены, справа от алтаря; затем Истории Марии в первом регистре в верхней части северной стены, слева от алтаря.

Истории Христовы начинаются на Триумфальной арке главного алтаря, с Бога Отца и Благовещения, продолжаются Встречей Марии и Елизаветы, также на Триумфальной арке, а затем переходят на второй регистр южной стены, продолжая вдоль северной стены, снова проходят через Триумфальную арку, с одной сценой, и переходят на третий регистр у подножия обеих стен.

Наличие шести окон только на одной стороне капеллы, делало стены асимметричными и ограничивало планировку фресок. Для придания равновесия и создания панелей одинакового размера, Джотто вставил на другой стене, на уровне второго и третьего регистров, орнаментальные полосы напротив каждого окна. Но несмотря на такую коррекцию, фресок на северной стороне больше — 18 вместо 16. Цикл фресок в Скровеньи завершается большим изображением Страшного суда, написанным на внутренней стене фасада.

Джотто, капелла Скровеньи, 1303-05. Внутренняя сторона фасада со «Страшным Судом»Джотто, капелла Скровеньи, 1303-05. Вид на алтарьСхема капеллы Скровеньи по направлению к алтарю с распределением эпизодов и персонажей на стенах и в своде, указывающая последовательность прочтения. 1-6 Истории Анны и Иоакима 1 Изгнание Иоакима; 2 Иоаким у пастухов; 3 Объявление Анне; 4 Жертва Иоакима; 5 Сон Иоакима; 6 Встреча у Золотых ворот. 7-12 Истории Марии 7 Рождение Богородицы; 8 Представление Богородицы в храме; 9 Церемония палок; 10 Молитва о чуде; 11 Бракосочетание Богородицы; 12 Свадебная процессия. 13-39 Истории Христа 13 Архангел Гавриил; 14 Бог Отец в окружении Ангелов; 15 Благовещение; 16 Встреча; 17 Рождество Христово; 18 Богоявление; 19 Явление в храме; 20 Бегство в Египет; 21 Резня невинных; 22 Христос среди врачей; 23 Крещение Христа; 24 Свадьба в Кане; 25 Воскресение Лазаря; 26 Вход Христа в Иерусалим; 27 Изгнание купцов из храма; 28 Предательство Иуды; 29 Тайная вечеря; 30 Омовение ног; 31 Поцелуй Иуды; 32 Христос в Синедрионе; 33 Осмеянный Христос; 34 Шествие на Голгофу; 35 Распятие; 36 Оплакивание; 37 Воскресение; 38 Вознесение; 39 Пятидесятница. 40-41 Ниши 42-48 Добродетели 42 Благоразумие; 43 Сила; 44 Воздержание; 45 Справедливость; 46 Вера; 47 Милосердие; 48 Надежда. 49-55 Пороки 49 Отчаяние; 50 Зависть; 51 Неверие; 52 Несправедливость; 53 Гнев; 54 Непостоянство; 55 Безумие. 56-58 Свод 56 Искупитель; 57 Мадонна с Младенцем; 58 Иоанн Креститель и ПророкиДжотто, капелла Скровеньи, 1303-05. Южная стенаДжотто, капелла Скровеньи, 1303-05. Северная стена

Светотень

Росписью капеллы дель Арена Джотто совершил переворот в европейской живописи, именно здесь начинается новый ее этап, когда пластические качества предметов и глубина пространства становятся главной задачей живописи, когда первостепенное значение приобретает моделировка объема тенью и в связи с этим свет начинает трактоваться не как средневековое цветоизлучение, но как реальное освещение, определенным образом направленное в отличие от средневекового «цветоизлучения».

И хотя Джотто не всегда выдерживает эту единую направленность, и, хотя тела и предметы на его произведениях еще не отбрасывают теней, тем не менее он впервые утвердил светотень, что она на столетия стала непреложным требованием европейской живописи.

Описание достопримечательности

Capella degli Scrovegni – довольно простая однонефная церковь. По форме она напоминает прямоугольник (высота здания – 13 метров, ширина – 9 м., в длину – 20 метров).

Стены церкви прямые, без архитектурных излишеств, выступов и ниш, — то есть, церковь проектировалась таким образом, что стены изначально будут покрыты именно фресками. Единственное исключение – это южная стена с 6-ю окнами, а также западный портал. Вся северная стена – ровная и гладкая.

Если присмотреться, то можно увидеть, что боковые балки, пьедестал и лоджии верхнего яруса – нарисованные. Сделано это было специально, чтобы показать перспективу на гладком и ровном пространстве, не нанося при этом ущерба для фресок.

Каждая стена посвящена отдельным циклам фресок. Фрески Джотто в капелле Скровеньи в Падуе описывают моменты жизни Иисуса и его Матери. Отдельные сцены посвящены ее жизни, обручению с Иосифом, моменту Благовещения. Верхний свод посвящен циклу «Аллегории пороков и добродетелей».

В этой капелле на фресках было впервые изображено рождение Христа. Почему-то ранее тема рождения художниками не затрагивалась, многие предпочитали обходить ее стороной, описывая другие стороны жизни Спасителя.

Эти фрески в корне отличались от всех написанных ранее – Джотто «очеловечил» всех религиозных персонажей, фигуры и лица были детальны и реалистичны. Впервые персонажи росписей и фресок Джотто в капелле дель Арена в Падуе приобретают объем и живые эмоции.

Впервые же фигуры приобрели глубину, обозначены тени и светотени – изображения получаются уже не такими «плоскими», как раньше, и манера художественной передачи Джотто стала поворотным моментом в европейской живописи того времени.

Преобладающие цвета фресок – лазурный (весьма дорогостоящая краска по тем временам), оранжевый, желтый, золотой и розовый.

Лучше всего сохранились фрески, которые писались в технике «влажной штукатурки» — цвета остались такими же яркими. А вот изображениям в технике «сухой фрески» повезло куда меньше – цвета (особенно красные и зеленые тона) потускнели, штукатурка местами осыпалась.

О знаменитых работах Джотто, которые находятся в капелле Скровеньи, узнаете из следующего видеоролика:

История

Капелла Скровеньи или Капелла дель Арена была заложена в 1300 году. Посвящена она Деве Марии. Свое название получила благодаря Энрико Скровеньи, на чьих землях, а также на чьи средства была построена церковь.

Скровеньи был богатым купцом и планировал возвести домовую церковь Энрико, то есть сооружение частного характера.

Церемония открытия храма была невероятно пышной. Энрико даже по такому случаю взял напрокат ковры и ткани из церкви Сан Марко.

Здание открывали для публики в дни Благовещения

И оно привлекало настолько большое внимание, что соседние церкви даже жаловались на отток посетителей, обвиняя Скровеньи в тщеславии

Думаю, зерно истины в этом есть. Ведь украшение интерьера своей домовой церкви купец поручил самому знаменитому на то время художнику Италии – Джотто.

Архитектура и декор

Архитектор здания фра Джованни взял за основу церкви самый простой вариант – прямоугольник с алтарной апсидой и одним нефом.

Алтарь, созданный Джованни Пизано, украшен изображениями ангелов и Мадонны.

С самого начала внутреннюю часть здания планировалось расписывать, поэтому все стены здесь гладкие.

Работу по росписи стен купец поручил великому итальянскому художнику Джотто. Всё пространство от пола до потолка Джотто украсил своими фресками. Именно их сейчас называют не только достоянием храма, но и величайшим произведением искусства христианского мира.

Цикл этих фресок признан ключевой работой Джотто. Более того, он считается одним из важнейших произведений западного искусства.

Художник решил создать панно с рядом драматических эпизодов.

Каждая фреска здесь является отдельным законченным эпизодом. Причем Джотто отказался от подробной передачи материальных предметов.

  • Общая композиция подчинена особенностям естественного освещения храма.
  • Он использует мягкие непрерывные линии и светлые тона.
  • Глубина взгляда подчеркивается затемнением вокруг глаз.
  • Лица персонажей индивидуализированы, а фигуры массивны.

Все фрески расположены в три яруса.

Верхний находится на изгибе свода. Художник выполнял работу в спешке. С этим связаны некоторые несовершенства фрески «Страшный суд». Доделывать работу над ней он поручил своим ученикам.

Все вместе фрески рассказывают нам историю Девы Марии, Иоакима, Иисуса Христа.

Самыме знаменитые фрески, на которые стоит обратить особое внимание:

  • «Страшный суд»
  • «Поклонение волхвов»
  • фрески, посвященные Страстям Господним.

Капелла Джотто – одно из самых красивых и удивительных мест, в которых мы побывали. Ради неё стоит специально приехать в Падову.

Сколько стоит

Стандартный билет 13 евро

Внутрь капеллы Джотто пускают небольшими группами. Каждые пятнадцать минут группа меняется.

Перед началом демонстрируется фильм о капелле, о Джотто. К сожалению, фильм доступен только на итальянском и английском языках. Но сюжет его понятен и без языка.

С собой нельзя проносить сумки, камеры и другие вещи. Звук мобильных должен быть отключен.

Мы купили билет на текущий сеанс, но говорят, что так бывает не всегда. Чаще приходится ждать своей очереди.

Рядом со входом в капеллу разбит парк. Здесь в тени деревьев на скамейке можно подождать и отдохнуть.

Как добраться

на Tram Padova. Остановка — у вокзальной площади, справа. Капелла Скровеньи будет через одну остановку.

Адрес: Piazza Eremitani, 8, 35121 Padova PD, Италия

Знаменитые картины Джотто: «Мадонна во славе»

Другое название этой картины, написанной на дереве и хранящейся сейчас во Флоренции в галерее Уфицци — «Мадонна Оньисанти». Оно связано с церковью, для которой создавался этот алтарный образ. Датируют картину началом XIV века.

Джотто в своей работе композиционно не стал отходить от византийских канонов. Но его новаторство проявилось в светотеневой проработке фигур, делающих их более скульптурными и выпуклыми, а также в цветовой гамме. Живописец отошел от традиционного использования одежды культовых персонажей, в его картине они больше похоже на обычных людей. Прежде всего это достигается глубоким психологизмом персонажей. При этом сохраняется их величие. В частности, за счет традиционного приема иерархии фигур.

История строительства

Капелла Скровеньи (она же – капелла дель Арена) была заложена в Падуе в 1300 году. Ранее на этом месте располагался обширный древнеримский амфитеатр – его основание было использовано при строительстве храма как фундамент.

Первоначальное название капеллы, посвященной Богоматери, – Церковь Святой Марии Милосердной.

Название нынешнее – Скровеньи – капелла получила по имени человека, который передал значительные средства для строительства сего церковного строения, Энрико Скровеньи, богатого падуанского купца.

В 1300 году он купил землю в этом районе и приказал построить здесь дворец и домовую капеллу. По одной из версий, Скровеньи был движим вовсе не религиозными мотивами: он строил эту церковь для того, чтобы замолить грехи собственного отца, осужденного за ростовщичество.

Изначально Capella degli Scrovegni задумывалась как обычная домовая церковь для семейства купца. Такой она и была первые годы после строительства и освящения. Но со временем находилось все больше желающих взглянуть на фрески знаменитого мастера, и в капеллу потянулись другие прихожане, в том числе – из соседней церкви Эремитани, что вызвало огромное неудовольствие среди монахов Эремитани.

Был даже выражен официальный протест падуанскому епископу, но епископ разрешил посещение церкви Скровеньи и другим прихожанам.

В 1328 году за ряд деяний Энрико Скровеньи был изгнан из Падуи. Несмотря на изгнание, в своем завещании от 1336 года (умер Энрико в Венеции) Скровеньи обязал своих наследников ежегодно делать пожертвования в этот храм.

Спустя столетие дворец и домовую капеллу приобрело еще одно богатое семейство Падуи – семья Фоскари-Градениго. После смерти главы семейства церковь на некоторое время пришла в запустение.

В начале XIX века (1825-1827) дворец, принадлежавший Экрико Скровеньи, была разобран, а церковь осталась – через 50 лет ее приобрел муниципалитет Падуи. Тогда же, в XIX веке, после реставрации, Capella degli Scrovegni впервые распахнула двери для желающих посмотреть на знаменитые фрески.

Еще об одной популярной достопримечательности Италии — мост Вздохов в Венеции, и чем привлекает туристов это романтичное место читайте в этой статье.

Где находится церковь Санта Мария Маджоре, и описание знаменитых мозаик, находящихся в этой базилике Рима, узнайте вот здесь.

Время работы, стоимость билетов

Несмотря на то, что церковь маленькая и неприметная снаружи, попасть в нее не так-то просто. Для посещения Cappella degli Scrovegni нужна предварительная запись. Это касается посещения в «высокий сезон», когда наплыв туристов очень большой. Если посещать Падую во время низкого сезона, попасть в капеллу значительно проще.

Капелла открыта для посещений:

  • январь – февраль,

середина июня – конец июля,

ноябрь,

декабрь: с 16 по 24 и с 27 по 31 число.

Так что придется учитывать этот фактор, если собираетесь посетить Падую и добраться до капеллы. Бронировать дату и время посещения необходимо заранее (интернет-бронь совершается не менее чем за 24 часа до посещения, в день бронирования посетить капеллу не получится) на сайте: http://www.cappelladegliscrovegni.it/index.php/en/ .

Время работы – с 9 утра и до 19 часов вечера.

В капелле установлен лимит присутствующих – одновременно в помещении может находиться не более 25 человек.

Время визитов также ограничено – группа туристов может пребывать в капелле не более 40 минут. Из них 15 минут будет демонстрироваться ролик об истории строительства церкви, а после – свободное время для знакомства с фресками Джотто.

Столь строгий график посещений установлен в связи с сохранностью ценнейших фресок. Реставрация их и специальный климатический режим внутри капеллы позволяют сохранять их практически первозданный вид.

Стоимость билета в капеллу Скровеньи – 13 евро. В эту цену включено посещение капеллы, а также музей прикладного искусства (Дворец Цукерманн) и музейный комплекс Эремитани.

Предусмотрена скидка на билеты для детей – стоимость билетов – 6 евро (возраст детей от 6 до 17 лет, студентам в возрасте до 27 лет, а также людям, достигшим 65 лет).

Дети до 5 лет и люди с ограниченными возможностями по здоровью проходят в помещение за символическую плату в 1 евро.

В вечернее время стоимость полного билета снижена – всего 8 евро.

В помещении капеллы запрещена фото- и видеосъемка. Можно снимать только на камеру телефона, но при этом на телефоне должна быть выключена фотовспышка и отключен звук съемки.

Истории Марии

Истории Марии, вдохновленные «Золотой легендой», книги жития святых, Иакова Ворагинского, популярной в Средневековье, разворачиваются с момента Рождения Марии до свадебной процессии. Сцена Рождества Марии, открывающая этот отрезок цикла Джотто, происходит в доме ее родителей, как и в предыдущем Благовещении Анны. Строение дома упрощено, ограничившись спальней, которая представляется зрителю открытой стеной.

Женщина у двери передает другой женщине какие-то ткани, внутри, другая женщина в красном несет чашу с бульоном, его обычно готовят истощенным матерям, в то время как акушерка передает запеленатую Марию её матери Анне. Крайне реалистично представлена кровать, с ее красивым полосатыми шторами, которые передвигаются за счёт колец по деревянным прутьям, прикрепленным к потолку.

На переднем плане, во временном несовпадении событий, которым часто пользовались не только в средневековой, но и в ренессансной живописи, находится маленькая Мария уже после рождения. Сцена эта почти бытовая — ребёнка только что искупали и у неё расстроенное выражение такое же естественное, как и неотразимое.

Джотто, Рождество Богородицы, из «Повести о Марии», 1303-5 гг. Фреска, 2 x 1,85 м. Падуя, капелла Скровеньи

Джотто в Падуе: капелла Скровеньи

В самом начале XIV века Джотто получает интересный заказ – расписать небольшую часовню в Падуе. Сейчас она известна под двумя названиями. Первое – капелла Санта Мария дель Арена, потому что сооружалась на месте, где когда-то шумел и неистовствовал античный амфитеатр. А второе – капелла Скровеньи, по фамилии богатого семейства, на средства которого она возводилась. Заказчика звали Энрико Скровеньи. Его покойный отец, которому принадлежала земля, где предполагалось возвести капеллу, вёл богатую и далеко не праведную жизнь. Так что часовня, которую приедет оформлять Джотто, была для семейства Скровеньи своего рода откупом, попыткой искупить перед Всевышним земные грехи: на неё не жалели средств.

Художник прибыл в Падую со своей «бригадой» – живописцами и подручными рабочими уже собственной мастерской, и работа закипела. Именно капелла делла Скровенья не только сделает Джотто известным по всей Италии, но и прославит его имя в веках. Он разработает уникальный и очень зрелищный «проект» оформления часовни. Все её стены и плафон будут покрыты несколькими параллельными рядами превосходных фресок числом не менее 38-ми.

Джотто решает рассказать евангельскую историю как серию последовательных эпизодов. Своей детальностью они напоминают иллюстрированную Библию для тех, кто не умел читать. Такой способ живописного изложения был весьма смелым. К тому же в новаторском порыве художник откажется от характерного для византийских икон золотого фона, который продолжал использовать его учитель Чимабуэ. Джотто первым в европейской живописи станет изображать события библейской истории на «естественном» фоне пейзажа или архитектурных строений.

Другое открытие Джотто, без преувеличения революционное, состоит в следующем: он начал подавать всем известные события не так, как это предписывал византийский иконописный канон, неизменный на протяжении столетий, но так, будто это он, Джотто, сам являлся свидетелем этих событий и теперь готов рассказать о них зрителю.

Богословие Джотто

Это «зеркало жизни» не является для Джотто самоцелью, главная моральная цель — это дальнейшее покорение реальности. Его новый натурализм полностью служит человеку, его жизни и его эмоциям. Он хотел изобразить божественное событие в таком повседневном измерении, которое средневековый наблюдатель мог бы легко распознать и почувствовать себя его соучастником. Большие фигуративные панели Скровеньи следуют друг за другом как христианские духовные песнопения, в которых четко прослеживается плотно сплетенный богословский сюжет.

Во фресках ясно просматривается преемственность, связывающая события, готовившие к пришествию Христа, с фактами, изложенными в Новом Завете. В их последовательности выражен сам образ Божий, частью которого являемся и мы

И опять-таки, именно судьбе человечества Джотто, кажется, уделяет наибольшее внимание, так что его «христианская поэма» задумана не как доктрина, а как «простое» повествование, хоть и высоким слогом поэзии, о нашей жизни

Джотто, капелла Скровеньи, 1303-05. Страшный суд

Здание капеллы дель Арена

Капеллу освятили в 1305 г. в честь Мадонны делла Карита, а в 1306 г. роспись стен была, вероятно, закончена. То, что ее выполнение было поручено Джотто, недвусмысленно подтверждается хрониками XIV века.

Сравнительно небольшая капелла дель Арена, построенная в начале 1300-х гг. на руинах древнеримского амфитеатра, возможно, по проекту самого Джотто — в форме вытянутого прямоугольника с коробовым сводом — довольно обширная (20 метров в длину, 9 метров в ширину и 13 метров в высоту) однонефная церковь, ее стены, лишенные архитектурных членений, образуют большие плоскости, интерьер ее прост. Изначально спланированные обширные настенные поверхности капеллы явно предназначалось для фресок, поскольку, кроме шести окон южной стены и западного портала, в ней нет ни архитектурных делений, ни скульптурных украшений, ни карнизов, ни колонн, ни выступающих ребер. Особенно примечательна северная сторона капеллы, некогда примыкавшая к дому, лишена окон, и словно специально была создана для росписей. Художник должен был решить сложную задачу — найти определенную систему расположения росписей, позволяющую не только украсить, но и ритмически организовать этот пустой интерьер.

Благодаря фрескам Джотто с их сияющими красками и ясностью форм, сравнительно небольшое помещение капеллы производит впечатление большого пространства. Композиции Джотто составляют празднично-нарядный ансамбль, заключенные в нарядное орнаментальное обрамление, сияющие интенсивными, густыми тонами ультрамарина, розово-красных, голубых, желтых, фисташково-зеленых красок, выделяющиеся холодновато-синем фоне. Колорит у Джотто играет важную роль — он не только выражает небесную символику, но и помогает придать реальную убедительность, пластическую объемность фигурам и предметам, выделить главных героев, выявить идейный смысл композиции.

Джотто ди Бондоне – биография

Джотто ди Бондоне родился в 1266 или 1267 г. в деревне Веспиньяно недалеко от Флоренции в семье мелкого землевладельца. Предположительно в возрасте 10 лет Джотто начал учиться живописи в мастерской Чимабуэ, известного флорентийского живописца.
Джотто был гражданином Флоренции, хотя работал также в Ассизи, Риме, Падуе, Неаполе и Милане. Его талант художника и практическая деловая хватка обеспечили ему солидное состояние. Несмотря на то, что мастерская Джотто процветала, история сохранила всего лишь несколько полотен, подписанных его именем, да и те, по мнению специалистов, скорее всего принадлежат кисти его помощников.
Яркая личность Джотто выделяется среди итальянских мастеров Проторенессанса, прежде всего, склонностью к новаторству, к созданию новой художественной манеры, предопределившей классический стиль грядущей эпохи Возрождения. Его живопись воплощает в себе идею человечности и несет первые зачатки гуманизма.
В 1290—99 гг. Джотто создал росписи Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи — 25 фресок, живописующих сцены из Ветхого Завета, а также эпизоды из жизни Франциска Ассизского («Чудо источника»). Фрески отличаются наглядностью, незамысловатой повествовательностью, наличием бытовых деталей, придающих жизненность и естественность изображаемым сценам. Отвергнув господствовавший в искусстве того времени церковный канон, Джотто изображает своих персонажей похожими на реальных людей: с пропорциональными, приземистыми телами, круглыми (а не удлиненными) лицами, правильным разрезом глаз и т.п. Его святые не парят над землей, а прочно стоят на ней обеими ногами. Они помышляют скорее о земном, чем о небесном, переживая вполне человеческие чувства и эмоции. Впервые в истории итальянской живописи душевное состояние героев живописного произведения передается мимикой лица, жестами, позой. Вместо традиционного золотистого фона на фресках Джотто изображен пейзаж, интерьер или скульптурные группы на фасадах базилик. В каждой композиции художник изображает лишь один момент действия, а не последовательность различных сцен, как это делали многие его современники.
В начале 1300-х гг. художник посетил Рим. Знакомство с позднеантичной живописью и произведениями П. Каваллини способствовало становлению его творческого метода.
Творческие достижения Джотто получили дальнейшее развитие в росписях капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе, выполненных им в 1304—06 гг. Расположенные на стенах капеллы в 3 яруса, фрески живописуют сцены из жизни Иоакима и Анны («Иоаким среди пастухов», «Жертвоприношение Иоакима», «Сон Иоакима», «Встреча у Золотых Ворот»), Девы Марии и Христа («Рождество», «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет», «Избиение младенцев», «Крещение Христа», «Воскрешение Лазаря», «Иуда, получающий плату за предательство», «Поцелуй Иуды», «Несение креста», «Распятие», «Оплакивание Христа», «Воскресение»), а также сцены Страшного Суда. Эти росписи — главное произведение и вершина творчества художника.
В 1300—02 гг. Джотто выполняет росписи в церкви Бадия во Флоренции.
К 1310—20 гг. исследователи относят знаменитый алтарный образ «Мадонна Оньиссанти». Композиция не подписана, однако исследователи единодушно приписывают ее Джотто.
В 1320-е гг. Джотто создает росписи капелл Перуцци и Барди во флорентийской церкви Санта-Кроче на темы житий Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста и Франциска Ассизского («Стигматизация св. Франциска», «Смерть и вознесение св. Франциска»).
В 1328—33 гг. Джотто при посредстве многочисленных учеников делал росписи при неаполитанском дворе короля Роберта Анжуйского, который пожаловал художнику титул «придворного».
С 1334 г. Джотто руководил строительством собора Санта-Мария дель Фьоре и городских укреплений во Флоренции, чем снискал широкое признание среди современников и граждан Флоренции. Джотто приписывают проект кампанилы (колокольни) флорентийского собора (начата в 1334 г., строительство продолжено в 1337—43 гг. Андреа Пизано, завершено около 1359 г. Ф. Таленти).
Джотто был дважды женат и имел восемь детей.
В 1337 г. Джотто умер.

Интересует реклама, продвижение сайтов в Самаре если есть специалисты отзовитесь.

Tags: Джотто ди Бондоне

На главную   


This entry was posted on Thursday, April 9th, 2009 at 14:12 and is filed under Художники. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed.

Both comments and pings are currently closed.

Святой Франциск в творчестве Джотто, Ассизи

Примерно за сто лет до вышеупомянутой эпохи в Италии в городке Ассизи жил некий Франциск, сначала обычный гражданин из богатой семьи, затем учитель и проповедник, выбравший путь покаяния и нищенствования. Обличение развращённой церкви, лечение больных и прокажённых, душеспасительные проповеди стали его целью. Своей жизнью, полной мук и лишений, он обозначил новую эпоху католицизма.

В память о Франциске, причисленному к лику святых, через два года после его смерти, в 1228 году, в Ассизи начали строить величественный храм. По окончании строительства в 1253 году началась отделка, которая продлилась не одно десятилетие. Глава францисканского ордена пригласил расписывать церковь именитого мастера Чимабуэ (около 1278 года), а затем и его ученика Джотто (в 1282 году), который уже зарекомендовал себя как талантливый художник. Вообще обширный фресковый цикл в церквях храма святого Франциска начал создаваться около 1260 года, последняя фреска датирована 1368 годом.

В Ассизи случится не такое уж редкое явление в истории расстановки сил в паре учитель-ученик: фрески молодого художника затмят работу его почтенного наставника. Споры искусствоведов относительно авторства привели к убеждению, что большинство фресок, повествующих о жизни Франциска (которых 28), это работы Джотто. Такой вывод базируется на анализе дальнейшего творчества живописца, в котором активно будут использоваться ассизские художественные приёмы: реалистичность деталей, в основном написанных с натуры, последовательное повествование согласно хронологии событий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: