Споры об атрибуции
Христос перед Пилатом , ок. 1520, одна из картин, авторство которой оспаривается, в Художественном музее Принстонского университета, которая датируется поздним периодом живописи Босха.
Точное количество сохранившихся работ Босха было предметом серьезных споров. Его подпись можно увидеть только на семи из его сохранившихся картин, и есть неуверенность в том, что все картины, когда-то приписанные ему, действительно были написаны его рукой. Известно, что с начала XVI века стали распространяться многочисленные копии и вариации его картин. Кроме того, его стиль имел большое влияние, и ему широко подражали его многочисленные последователи.
С годами ученые приписывали ему все меньше и меньше работ, которые когда-то считались его. Частично это является результатом технологических достижений, таких как инфракрасная рефлектография , которая позволяет исследователям исследовать рисунок рисунка. Искусствоведы о начале и середине 20-го века, такие как Tolnay и Baldass , которые были определены между тридцатью и пятьюдесятью картинами , которые они считали вручную Босха, а потом монографию Герд Unverfehrt (1980) приписано только двадцать пять картин и 14 рисунки к нему. В начале 2016 года небольшая панель «Искушение святого Антония» в Художественном музее Нельсона-Аткинса в Канзас-Сити, штат Миссури , долгое время приписываемая мастерской Иеронима Босха, была приписана самому художнику после интенсивного судебно-медицинского исследования, проведенного Босхом. Проект исследования и сохранения. BRCP также сомневается в том, следует ли относить две известные картины, традиционно признанные Босхом, «Семь смертных грехов в Прадо» и « Христос несущий крест в Музее изящных искусств в Генте», в мастерскую художника, а не в мастерскую художника. собственноручно художника.
Детство и юность
Иероним Босх родился около 1453 года в Хертогенбосе (провинция Брабант). Его семья, происходившая из немецкого города Ахен (откуда и получила фамилию), издавна была связана с творческим промыслом. Дед Иеронима, Ян ван Акен, а также четверо из пяти его сыновей, в том числе отец будущего художника Антоний, были живописцами.
Портрет Иеронима Босха
Фамильная мастерская ван Акенов выполняла заказы по росписи стен, золочению деревянных скульптур и изготовлению церковной утвари. Вероятно, в этой кузнице живописи Иероним Босх и получил первые творческие уроки. В 1478 году, когда умирает отец, Босх становится владельцем художественной мастерской.
Первое упоминание об Иерониме датировано 1480 годом. Тогда он, желая начать собственное дело и обособиться от фамилии Акен, взял псевдоним Хиеронимус-живописец по фамилии Босх, что происходит от названия его родного города.
Гравюра Иеронима Босха
В 1486 году в биографии Иеронима Босха наступает переломный момент: он вступает в Братство Богоматери — религиозное общество, посвященное культу Девы Марии. Он выполняет творческую работу — оформляет праздничные шествия и обряды, расписывает алтарь для капеллы Братства в соборе св. Иоанна. С этого момента религиозные мотивы проходят красной нитью по творчеству Иеронима.
Направления искусства
Портрет можно написать в разных направлениях. Часто художники экспериментировали, пытаясь найти новую форму для самовыражения. В каждом направлении были свои выдающиеся мастера.
Абстракционизм
Художники не используют реалистичные средства живописи, предпочитая геометрические формы и игру с цветом. Самыми яркими представителями абстракционизма являются В. Кандинский, М. Ларионов, Н. Гончарова.
Барокко
Выделяется пышностью, величием. В картинах сочетаются реализм и вымысел. В этом направлении писали Рубенс («Венера перед зеркалом»), Караваджо («Отдых на пути в Египет») и Эль Греко («Святой Иоанн Евангелист и Святой Франциск»).
Бытовой жанр
Художники изображали на картинах исключительно современные для них события. Например, Диего Веласкес «Старая женщина, готовящая яичницу», Эдгар Дега «Абсент» и Борис Кустодиев «Купчиха за чаем».
Возрождение или Ренессанс
У изображений появляется объем, а на фоне возникают пейзажи. Самые знаменитые полотна в стиле Ренессанс — Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», Рафаэль «Сикстинская Мадонна», Тициан «Тарквиний и Лукреция».
Импрессионизм
Художники писали маленькими мазками, поэтому краски не смешивались между собой. Они полностью отказались от черного цвета и стремились запечатлеть мимолетность и легкость мгновений. Известные представители — Огюст Ренуар («Танец в Буживале»), Эдгар Дега («Звезда балета»), Эдуард Мане («Сливовица»).
Исторический жанр
Появился в эпоху Возрождения. Художники изображали на картинах значимые исторические события. Примеры исторических полотен — Диего Веласкес «Сдача Бреды», Рембрандт «Заговор Клавдия Цивилиса», Василий Суриков «Боярыня Морозова».
Классицизм
Ключевыми элементами выступают светотень и линии. Особенно этот жанр был популярен в России. Его яркими представителями были Карл Брюллов («Портрет графини Юлии Павловны Самойловой с приемной воспитанницей Джованинной Пачини и арапчонком»), Федор Рокотов («Портрет Григория Орлова в латах»), Дмитрий Левицкий («Портрет Екатерины Нелидовой»).
Кубизм
Ассоциируется с Пабло Пикассо. Ему удавалось через геометрические формы раскрыть внутренний модели, изображенной на портрете. Самые знаменитые работы Пабло Пикассо в кубизме — «Портрет Амбуаза Воллара», «Студент» и «Авиньонские девицы».
Ню
Жанр в живописи, воспевающий красоту обнаженного тела. Это демонстрация чувственного восприятия мира и идеальные представления о красоте. В этом направлении писал Тициан («Даная»), Рубенс («Три грации») и Франсуа Буше («Венера и Купидон»).
Поп-арт
Это направление зародилось в 50-60-х гг. в США. Героями картин становились герои массовой культуры. Самые известные представители — Энди Уорхолл («Мерилин Монро»), Дэвид Хокни («Живопись для дипломной работы») и Рой Лихтенштейн («В машине»).
Символизм
Художники стремились к новаторству, тайнам и иносказанию. Один из талантливых мастеров этого направления — Михаил Врубель («Шестикрылый Серафим», «Демон сидящий», «Тамара и Демон»).
В каждом из этих течений были свои талантливые мастера, а изображение человека на портрете менялось — от реалистичного до абстрактного, где главное — раскрыть внутренний мир героя.
Смерть
Живописец умер 9 августа 1516 года. Отпевание состоялось в той самой капелле собора св. Иоанна, которую Босх расписывал, будучи приверженцем идеи Братства Богоматери. Причину смерти, в отличие от творчества Иеронима, мистической назвать нельзя — на тот момент художнику шел 67 год. Однако спустя столетия после погребения историки свидетельствуют об удивительных событиях.
Памятник Иерониму Босху
В 1977 году могила была вскрыта, но там не оказалось никаких останков. Историк Ханс Гаальфе, который руководил раскопками, рассказал, что в могиле нашли осколок камня. Когда его положили под микроскоп, он начал нагреваться и светиться. Из-за этого интересного факта раскопки было решено прекратить.
Описание
Смерть и скупец принадлежит к традиции memento mori , термина, обозначающего произведения искусства, напоминающие зрителю о неизбежности смерти. Картина показывает влияние популярных руководств 15 века (включая тексты и гравюры на дереве ) на «Искусство колодца смерти» ( Ars moriendi ), призванное помочь христианам выбрать Христа вместо земных и греховных удовольствий.
Действие происходит в узкой комнате со сводчатым потолком, в которой сидит человек на смертном одре, подобно обнаженным, худым и болезненным изображениям душ в других триптихах Босха. Скелет Смерти выходит из туалета слева со стрелкой, направленной на умирающего. Ангел кладет руку на плечо человека, с протянутой рукой к лучу света , излучаемого из окна слева, где небольшое распятие и зависаний. Из-под балдахина кровати выглядывает гнусное существо, держащее фонарь, а « дьявол » предлагает мужчине большой мешок с монетами. Этих фантастических существ можно увидеть на многих других картинах Босха, самой известной из которых является «Сад земных наслаждений» .
На переднем плане старик, одетый в зеленое, кладет монеты в мешок демона в сундуке, сжимая в левой руке свою трость и четки . В сундуке хранятся мирские вещи: нож, деньги, доспехи, золотая гиря (похожая на шахматную пешку ) и конверты, записки или письма. Выброшенная одежда и фигура крылатого демона находятся ближе на переднем плане с другим оружием и частями доспехов. Комната просматривается через остроконечный арочный проход, окруженный колоннами, но передний план, кажется, находится на открытом воздухе. Неизвестно, к какой конструкции пристроено помещение, если таковое имеется.
Физический анализ
Считается, что картина является внутренней частью правой панели триптиха, который с тех пор был разделен и больше не существует как единое целое. Другие сохранившиеся части триптиха — «Корабль дураков» и « Аллегория чревоугодия и похоти» с изображением Странника на внешней правой панели. Это один из пяти сохранившихся фрагментов триптихов Босха.
Как показали современные инфракрасные исследования, в окончательную картину были внесены некоторые изменения. На фотографии с высоким разрешением можно увидеть очень слабый остаток, но детали нечеткие. Первоначально фляга, четки и стаканы должны были быть частью коллекции предметов на переднем плане, но они никогда не раскрашивались. Сканирование также показало, что левая рука скряги держала кубок, в то время как правая, как кажется сегодня, указала на мешок с деньгами. Это было истолковано как подношение Смерти. Значение изменения неясно, но была выдвинута гипотеза, что это могло означать предложение выкупа; возьми мои деньги, не забирай меня, или призыв к Смерти позволить скупцу забрать с собой свои богатства, когда он умрет.
Работает
Распятие святой Юлии относят к среднему периоду Босха, ок. 1497.
Компания Bosch изготовила не менее шестнадцати триптихов, из которых восемь полностью сохранились, а еще пять — фрагментированы. Работы Босха обычно делятся на три периода его жизни: ранние произведения (ок. 1470–1485), средний период (ок. 1485–1500) и поздний период (ок. 1500 г. до его смерти). По словам Стефана Фишера, тринадцать из сохранившихся картин Босха были завершены в поздний период, семь из которых относятся к его среднему периоду. Ранний период Босха изучается с точки зрения его мастерской и, возможно, некоторых его рисунков. Действительно, в мастерской он обучал учеников, которые находились под его влиянием. Недавнее дендрохронологическое исследование дубовых панелей, проведенное учеными из проекта Bosch Research and Conservation Project, привело к более точной датировке большинства картин Босха.
Иногда Босх писал в относительно схематической манере, что контрастировало с традиционным фламандским стилем живописи, в котором гладкая поверхность, достигаемая за счет применения нескольких прозрачных глазурей, скрывает мазки. Картины Босха с их шероховатой поверхностью, так называемая живопись импасто , отличались от традиций великих голландских художников конца 15-го — начала 16-го веков, которые хотели скрыть проделанную работу и, таким образом, предлагать свои картины как более близкие друг к другу. божественные творения. Босх не датировал свои картины, но — что необычно для того времени — он, кажется, подписал несколько из них, хотя некоторые подписи, якобы принадлежащие ему, определенно не датируются. Сегодня осталось около двадцати пяти картин, которые можно отнести к нему. В конце 16 века Филипп II из Испании приобрел многие картины Босха; в результате в музее Прадо в Мадриде теперь есть «Поклонение волхвов» , «Сад земных наслаждений» , настольная картина «Семь смертных грехов и четыре последних дела» и «Триптих сена» .
Малярные материалы
Босх писал свои работы в основном на дубовых панелях, используя масло в качестве материала. Палитра Босха была довольно ограниченной и содержала обычные для того времени пигменты. Он в основном используется азуритом для синего неба и далеких пейзажей, зеленых на основе меди глазурей и красок , состоящие из малахита или медянки для листвы и переднего плана ландшафтов, и свинцово-оловянного-желтого , охры и красного озера ( кармин или марены озеро ) для его фигуры.
Сад земных наслаждений
Сад земных наслаждений в музее Прадо в Мадриде , ок. 1495–1505, приписывается Bosch.
Самый известный триптих Босха — «Сад земных наслаждений» (ок. 1495–1505), внешние панели которого предназначены для крепления главной центральной панели между Эдемским садом, изображенным на левой панели, и Страшным судом, изображенным на правой панели. Это приписывается Фишером как переходная картина, выполненная Босхом между его средним периодом и его поздним периодом. В левой панели Бог представляет Еву к Адаму ; новаторски Богу дана моложавая внешность. Фигуры помещены в пейзаж, населенный экзотическими животными и необычными полуорганическими формами в форме хижин. Центральная панель представляет собой широкую панораму, изобилующую обнаженными фигурами, занятыми невинной самовлюбленной радостью, а также фантастическими сложными животными, огромными фруктами и гибридными каменными образованиями.
Правая панель представляет собой адский пейзаж ; мир, в котором человечество поддалось искушениям зла и пожинает вечное проклятие. Ночью на панели изображены холодные цвета, замученные фигуры и замерзшие водные пути. Нагота человеческих фигур утратила всякую эротичность, предложенную на центральной панели, поскольку большие взрывы на заднем плане бросают свет через городские ворота и проливаются на воду в среднем плане панели.
Источники
- Моральная сказка, Webmuseum, Париж.
- Бальдасс, Л. Иероним Босх. Вена, 1943 год.
- Бранд-Филип, Л. Бош. Нью-Йорк, 1956 год.
- Bryant, Clifton D .; Пек, Деннис Л. Энциклопедия смерти и человеческого опыта. Лос-Анджелес: SAGE, 2009. ISBN .
- Chailley, J. » Jerome Bosch et ses Symboles. Essai de decryptage». Королевская академия Бельгии, Mémoires de la Classe des Beaux-Arts 15, I: 106-108
- Катлер, Д. «Босх и Нарреншифф: проблема во взаимоотношениях». Художественный бюллетень. 51: 272-276.
- Фиеро, Глория К. «Пятое издание гуманистической традиции». 130.
- Рука, Джон Оливер; Вольф, Марта. Ранняя нидерландская живопись . Национальная художественная галерея, Вашингтон. Oxford University Press, 1987. ISBN 0-521-34016-0.
- Джейкобс, Линн Ф. (зима 2000 г.). «Триптихи Иеронима Босха». Журнал шестнадцатого века. 31, № 4: 1009-1041.
- Линферт, Карл. Иероним Босх. Нью-Йорк: HN Abrams, 1989. ISBN .
- Марийниссен, Р. Х. Иероним Босх, Полное собрание сочинений . Антверпен, 1987 год.
- Морганштерн, Энн М. (1982). «Пешки в смерти Босха и Скупой». Исследования по истории искусства. 12: 33-41.
- Reuterswärd. Иероним Босх. Стокгольм, 1970 год.
- Шлютер, Люси; Винкен, Пьер (2000). «На переднем плане« Смерть и скупец »Босха». Oud Holland. 114, № 2/4: 69-78.
- Сильвер, Ларри (декабрь 2001 г.). «Бог в деталях: Босх и Суд (ы)». Художественный бюллетень. LXXXIII Номер 4: 626-650.
- де Терварент, G. Attributs и другие символы в профанном искусстве 1450-1600 гг. Женева, 1958, I: 34.
- де Толне, Шарль. Иероним Босх. Нью-Йорк: Рейнал, 1966. ISBN .
- Уокер, Дж. Национальная художественная галерея. Нью-Йорк, 1995 год.
- Веккер, Менахем (22 апреля — 5 мая 2016 г.). «Самая большая ретроспектива подчеркивает католическую веру Иеронима Босха». Национальный католический репортер.