История медицины

Зарождение отечественного зубоврачевания

По указу Петра I от 25 мая 1706 года на берегу Яузы началось строительство первого сухопутного военного госпиталя, который был открыт 17 ноября 1707 года. При нем начала работу медико-хирургическая (госпитальная) школа, готовившая лекарей и подлекарей. Руководил госпиталем и школой Николай Бидлоо (1670-1735), голландец по происхождению, выпускник знаменитой Лейденско-Батавской академии. В 1702 году Н.Л. Бидлоо приехал в Россию и начал честное служение новому Отечеству. За 30 лет жизни в России он занимал разные должности, в том числе в течение нескольких лет был лейб-медиком Петра I. Н.Л

Бидлоо сам обучал учеников госпитальной школы анатомии, для чего был написан учебник «Всеобщая наука анатомия», а так же создана капитальная работа «Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре», где уделялось особое внимание зубоврачеванию. В этом же году указом Петра I вводится звание зубной врач для выпускников госпитальных школ, выдержавших специальный экзамен

В XVIII веке совершенствовалось медицинское образование, в 1755 году открыт Московский университет, в 1765 году начал работу медицинский факультет, но подготовкой зубных врачей и дантистов в нем не занимались.  В XIX веке отечественное зубоврачевание, подчиняясь объективному процессу, свойственному европейской медицине, дифференцирования на отдельные самостоятельные науки (области знаний) выделилось из хирургии в отдельную область знаний — зубоврачевание. Однако эта область знаний еще не стала наукой, а имела много черт ремесленничества. Несмотря на это, в зубоврачебных школах присутствовал принцип высшей медицинской школы, лучшими преподавателями университетов преподавались общемедицинские дисциплины. Поэтому такие школы создавались только в университетских городах России.

Во второй половине XIX века в России начинают открываться зубоврачебные школы: Ф.И. Важинского (1881  г. Санкт- Петербург) И.М. Коварского (1892 г.),  Г.И. Вильга (1909 г., Москва). И.М. Коварский руководил школой 27 лет. Здание школы И.М. Коварского было построено на его личные средства. Преподавание проводилось по широкой программе врачами и профессорами медицинского факультета Московского университета с обязательным изучением анатомии, химии, физиологии, физики, общей хирургии, фармакологии. По окончании учащиеся сдавали экзамены на медицинском факультете Московского университета.

На опаленных дорогах войны…

В первые дни войны в ряды Красной Армии и флота были призваны выпускники ММСИ 1941 года. Среди них были: В.И. Заусаев будущий профессор, заведующий кафедрой, который в условиях полевого госпиталя провел операцию на открытом сердце;  Г.М. Иващенко, направленный в действующую армию в качестве Главного стоматолога армии. Директор института  доцент Д.С. Дышлис выехал в город Ижевск для подготовки института к эвакуации. Однако эвакуация института не состоялась.

С 1940 по 1942 год заместителем директора института по научной и учебной работе был профессор А.И. Евдокимов. С 28 января 1942 года приказом Наркомздрава РСФСР № 40/М он был назначен временно исполняющим обязанности директора МГСИ, на базе которого был развернут челюстно-лицевой госпиталь на 50 коек ( Каляевская, 18) В этом госпитале работали сотрудники поликлиники и студенты стоматологического факультета.  В это же время МГСИ временно реорганизовался в стоматологический факультет I ММИ, предполагалось возобновить учебные занятия на I, II и III курсах стоматологического факультета с 15 марта 1942 года. Студенты и сотрудники совмещали учебу с работой в челюстно-лицевом госпитале, возглавляемом деканом факультета А.И. Евдокимовым. 1 октября 1943 года МГСИ  возобновил свою работу,  14 февраля 1944 года  А.И.Евдокимов был утвержден директором МГСИ.

Деятельность ученых института в годы Великой Отечественной войны нашла положительную оценку на научной конференции работников челюстно-лицевых госпиталей в Москве (1942 г.), на IV Пленуме медицинского Совета по челюстно-лицевой хирургии при медико-санитарном Управлении Военно-морского флота (1944 г.) в Москве, а также в многотомном издании «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Необходимо  отметить, что благодаря четко продуманной и организованной сети специализированных лечебных учреждений в действующей армии и в тылу, было полностью излечено и возвращено в строй 85, 1% раненых в челюстно-лицевую область.

Основные этапы развития МГМСУ

Февраль 1920 года     

Создание Дома Советского Зубоврачевания (ДСЗ)
30 декабря 1920 года Переименование ДСЗ в Государственный институт зубоврачевания (ГИЗ)
2 апреля 1922 года Открытие ГИЗ (официальное)
14 апреля 1927 года  ГИЗ переименован в Государственный институт стоматологии и одонтологии (ГИСО)
28 апреля 1927 года ГИСО присвоено имя Павла Георгиевича Дауге
1932 год   ГИСО переименован в Государственный научно-исследовательский институт стоматологии и одонтологии (ГНИИСО)
Июнь 1935 года  На базе ГНИИСО организован Московский стоматологический институт (МСИ)
1 сентября 1939 года Объединение МГНИИСО с МСИ в один институт – Московский государственный стоматологический институт (МГСИ)
Сентябрь 1949 года  МГСИ реорганизован в Московский медицинский стоматологический институт (ММСИ)
24 мая 1968 года  Открыт лечебный факультет
1968 год  Открыт факультет усовершенствования врачей
1974 год ММСИ присвоено имя Николая Александровича Семашко
1975 год Открыт факультет повышения квалификации преподавателей
1995 год Открыт факультет постдипломного образования
1998 год Открыт факультет среднего специального образования
24 мая 1999 года ММСИ переименован в Московский Государственный медико-стоматологический университет (МГМСУ)
1999 год в МГМСУ открыт Научно-исследовательский медико-стоматологический институт Открыт факультет усовершенствования врачей-стоматологов
2001 год   Открыт факультет клинической психологии
2004 год  Открыт экономический факультет
2005 год      Открыт Московский областной факультет
2006 год   Открыт факультет пеницитарной медицины
27 апреля 2012 года   МГМСУ присвоено имя Александра Ивановича Евдокимова

Воспитательная работа со студентами

Использование в целях воспитания возможностей учебного процесса: беседа, лекция.

Совершенствование педагогического процесса в высшем учебном заведении медицинского профиля не представляется возможным без воспитательного работы, являющейся обязательным компонентом подготовки будущего специалиста. В этом плане воспитательная работа с обучающимися реализуется кафедрой на протяжении всего цикла изучения дисциплины. Вводная лекция знакомит студентов с историей и развитием неврологии в целом и в России отдельно, выдающимися отечественными представителями данной профессии, становлением, развитием, историей, научными направлениями и достижениями кафедры. При этом всегда подчеркивается приоритет отечественных ученых в становлении нейростоматологии как особой отрасли неврологии, стоящей на стыке со стоматологией. Зав. учебной частью, доцентом Хохловой Т.Ю. и другими преподавателями во время лекций и практических занятий помимо неврологии обсуждаются интересующие студентов вопросы внешней и внутренней политики нашей страны, экономики, культуры, спорта, межнациональных отношений, учитывая многонациональный состав студенческих групп. Перед Днем Победы с обучающимися ежегодно проводятся «уроки мужества», на которых рассматриваются вопросы участия медиков в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг., преступлениях, совершенных немецко-фашистскими захватчиками и расследовании данных преступлений.

Работа преподавателей кафедры по формированию у студентов традиций кафедры, факультета, вуза: беседа, лекция в течение цикла.

Беседы о традициях кафедры и отечественной неврологии проводятся в течение всего цикла во время семинарских занятий. История кафедры и МГМСУ им. А.И. Евдокимова освящаются на вводной лекции в начале изучения цикла. Ежегодно, в рамках проведения конференции СНО и ОМУ университета студенты — кружковцы выступают с докладами по истории отечественной неврологии, в том числе и по истории кафедры.

Опыт работы кафедры по формированию здорового образа жизни:

В течение всего цикла по неврологии со студентами в процессе изучения различных тем обсуждаются вопросы здорового образа жизни. При разборе тем «Полиневропатии.»  и «Заболевания экстрапирамидной нервной системы» поднимаются вопросы о вреде алкоголя, наркотиков, табака и их избирательном влиянии на нервную систему. В лекции «Инфекционные заболевания нервной системы» и следующих за ней практических занятиях отдельно разбираются темы «Нейроспид. Нейросифилис. Нейротуберкулез.», проводятся беседы со студентами о необходимости вести морально — нравственный образ жизни, обсуждаются вопросы отношений между мужчинами и женщинами, мерах предохранения от заражения инфекциями, передающимися половым путем и их влиянии на нервную систему. В лекциях «Наследственные заболевания нервной системы», «Эпилепсия», «Черепно-мозговые травмы» обсуждаются вопросы взаимоотношений в семье, проблемы наследственности и генетического консультирования.

С целью поднятия общекультурного уровня студентов во время семинарских занятий разбираются примеры отражения заболеваний нервной системы в произведениях литературы, кино, живописи.  

Тематика и уровень выступлений преподавателей кафедры по воспитательной работе.

1.  Проведение студенческих конференций с докладами об истории развития неврологии, становлении неврологии в России, выдающихся отечественных неврологах, истории кафедры. Сентябрь — Декабрь

2.  Формирование стоматолога как врача широкого диапазона мышления. Февраль

3.  Позиция и подготовка врача в современном мире в условиях локальных военных конфликтов. Май

Воспитательная работа, беседы, диалоги со студентами ведутся всеми преподавателями кафедры в процессе обучения.

Ответственный за воспитательную работу кафедры – зав. Учебной частью, к.м.н., доцент Т.Ю.Хохлова.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: