Зарождение отечественного зубоврачевания
По указу Петра I от 25 мая 1706 года на берегу Яузы началось строительство первого сухопутного военного госпиталя, который был открыт 17 ноября 1707 года. При нем начала работу медико-хирургическая (госпитальная) школа, готовившая лекарей и подлекарей. Руководил госпиталем и школой Николай Бидлоо (1670-1735), голландец по происхождению, выпускник знаменитой Лейденско-Батавской академии. В 1702 году Н.Л. Бидлоо приехал в Россию и начал честное служение новому Отечеству. За 30 лет жизни в России он занимал разные должности, в том числе в течение нескольких лет был лейб-медиком Петра I. Н.Л
Бидлоо сам обучал учеников госпитальной школы анатомии, для чего был написан учебник «Всеобщая наука анатомия», а так же создана капитальная работа «Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре», где уделялось особое внимание зубоврачеванию. В этом же году указом Петра I вводится звание зубной врач для выпускников госпитальных школ, выдержавших специальный экзамен
В XVIII веке совершенствовалось медицинское образование, в 1755 году открыт Московский университет, в 1765 году начал работу медицинский факультет, но подготовкой зубных врачей и дантистов в нем не занимались. В XIX веке отечественное зубоврачевание, подчиняясь объективному процессу, свойственному европейской медицине, дифференцирования на отдельные самостоятельные науки (области знаний) выделилось из хирургии в отдельную область знаний — зубоврачевание. Однако эта область знаний еще не стала наукой, а имела много черт ремесленничества. Несмотря на это, в зубоврачебных школах присутствовал принцип высшей медицинской школы, лучшими преподавателями университетов преподавались общемедицинские дисциплины. Поэтому такие школы создавались только в университетских городах России.
Во второй половине XIX века в России начинают открываться зубоврачебные школы: Ф.И. Важинского (1881 г. Санкт- Петербург) И.М. Коварского (1892 г.), Г.И. Вильга (1909 г., Москва). И.М. Коварский руководил школой 27 лет. Здание школы И.М. Коварского было построено на его личные средства. Преподавание проводилось по широкой программе врачами и профессорами медицинского факультета Московского университета с обязательным изучением анатомии, химии, физиологии, физики, общей хирургии, фармакологии. По окончании учащиеся сдавали экзамены на медицинском факультете Московского университета.
На опаленных дорогах войны…
В первые дни войны в ряды Красной Армии и флота были призваны выпускники ММСИ 1941 года. Среди них были: В.И. Заусаев будущий профессор, заведующий кафедрой, который в условиях полевого госпиталя провел операцию на открытом сердце; Г.М. Иващенко, направленный в действующую армию в качестве Главного стоматолога армии. Директор института доцент Д.С. Дышлис выехал в город Ижевск для подготовки института к эвакуации. Однако эвакуация института не состоялась.
С 1940 по 1942 год заместителем директора института по научной и учебной работе был профессор А.И. Евдокимов. С 28 января 1942 года приказом Наркомздрава РСФСР № 40/М он был назначен временно исполняющим обязанности директора МГСИ, на базе которого был развернут челюстно-лицевой госпиталь на 50 коек ( Каляевская, 18) В этом госпитале работали сотрудники поликлиники и студенты стоматологического факультета. В это же время МГСИ временно реорганизовался в стоматологический факультет I ММИ, предполагалось возобновить учебные занятия на I, II и III курсах стоматологического факультета с 15 марта 1942 года. Студенты и сотрудники совмещали учебу с работой в челюстно-лицевом госпитале, возглавляемом деканом факультета А.И. Евдокимовым. 1 октября 1943 года МГСИ возобновил свою работу, 14 февраля 1944 года А.И.Евдокимов был утвержден директором МГСИ.
Деятельность ученых института в годы Великой Отечественной войны нашла положительную оценку на научной конференции работников челюстно-лицевых госпиталей в Москве (1942 г.), на IV Пленуме медицинского Совета по челюстно-лицевой хирургии при медико-санитарном Управлении Военно-морского флота (1944 г.) в Москве, а также в многотомном издании «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Необходимо отметить, что благодаря четко продуманной и организованной сети специализированных лечебных учреждений в действующей армии и в тылу, было полностью излечено и возвращено в строй 85, 1% раненых в челюстно-лицевую область.
Основные этапы развития МГМСУ
Февраль 1920 года |
Создание Дома Советского Зубоврачевания (ДСЗ) |
30 декабря 1920 года | Переименование ДСЗ в Государственный институт зубоврачевания (ГИЗ) |
2 апреля 1922 года | Открытие ГИЗ (официальное) |
14 апреля 1927 года | ГИЗ переименован в Государственный институт стоматологии и одонтологии (ГИСО) |
28 апреля 1927 года | ГИСО присвоено имя Павла Георгиевича Дауге |
1932 год | ГИСО переименован в Государственный научно-исследовательский институт стоматологии и одонтологии (ГНИИСО) |
Июнь 1935 года | На базе ГНИИСО организован Московский стоматологический институт (МСИ) |
1 сентября 1939 года | Объединение МГНИИСО с МСИ в один институт – Московский государственный стоматологический институт (МГСИ) |
Сентябрь 1949 года | МГСИ реорганизован в Московский медицинский стоматологический институт (ММСИ) |
24 мая 1968 года | Открыт лечебный факультет |
1968 год | Открыт факультет усовершенствования врачей |
1974 год | ММСИ присвоено имя Николая Александровича Семашко |
1975 год | Открыт факультет повышения квалификации преподавателей |
1995 год | Открыт факультет постдипломного образования |
1998 год | Открыт факультет среднего специального образования |
24 мая 1999 года | ММСИ переименован в Московский Государственный медико-стоматологический университет (МГМСУ) |
1999 год | в МГМСУ открыт Научно-исследовательский медико-стоматологический институт Открыт факультет усовершенствования врачей-стоматологов |
2001 год | Открыт факультет клинической психологии |
2004 год | Открыт экономический факультет |
2005 год | Открыт Московский областной факультет |
2006 год | Открыт факультет пеницитарной медицины |
27 апреля 2012 года | МГМСУ присвоено имя Александра Ивановича Евдокимова |
Воспитательная работа со студентами
Использование в целях воспитания возможностей учебного процесса: беседа, лекция.
Совершенствование педагогического процесса в высшем учебном заведении медицинского профиля не представляется возможным без воспитательного работы, являющейся обязательным компонентом подготовки будущего специалиста. В этом плане воспитательная работа с обучающимися реализуется кафедрой на протяжении всего цикла изучения дисциплины. Вводная лекция знакомит студентов с историей и развитием неврологии в целом и в России отдельно, выдающимися отечественными представителями данной профессии, становлением, развитием, историей, научными направлениями и достижениями кафедры. При этом всегда подчеркивается приоритет отечественных ученых в становлении нейростоматологии как особой отрасли неврологии, стоящей на стыке со стоматологией. Зав. учебной частью, доцентом Хохловой Т.Ю. и другими преподавателями во время лекций и практических занятий помимо неврологии обсуждаются интересующие студентов вопросы внешней и внутренней политики нашей страны, экономики, культуры, спорта, межнациональных отношений, учитывая многонациональный состав студенческих групп. Перед Днем Победы с обучающимися ежегодно проводятся «уроки мужества», на которых рассматриваются вопросы участия медиков в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг., преступлениях, совершенных немецко-фашистскими захватчиками и расследовании данных преступлений.
Работа преподавателей кафедры по формированию у студентов традиций кафедры, факультета, вуза: беседа, лекция в течение цикла.
Беседы о традициях кафедры и отечественной неврологии проводятся в течение всего цикла во время семинарских занятий. История кафедры и МГМСУ им. А.И. Евдокимова освящаются на вводной лекции в начале изучения цикла. Ежегодно, в рамках проведения конференции СНО и ОМУ университета студенты — кружковцы выступают с докладами по истории отечественной неврологии, в том числе и по истории кафедры.
Опыт работы кафедры по формированию здорового образа жизни:
В течение всего цикла по неврологии со студентами в процессе изучения различных тем обсуждаются вопросы здорового образа жизни. При разборе тем «Полиневропатии.» и «Заболевания экстрапирамидной нервной системы» поднимаются вопросы о вреде алкоголя, наркотиков, табака и их избирательном влиянии на нервную систему. В лекции «Инфекционные заболевания нервной системы» и следующих за ней практических занятиях отдельно разбираются темы «Нейроспид. Нейросифилис. Нейротуберкулез.», проводятся беседы со студентами о необходимости вести морально — нравственный образ жизни, обсуждаются вопросы отношений между мужчинами и женщинами, мерах предохранения от заражения инфекциями, передающимися половым путем и их влиянии на нервную систему. В лекциях «Наследственные заболевания нервной системы», «Эпилепсия», «Черепно-мозговые травмы» обсуждаются вопросы взаимоотношений в семье, проблемы наследственности и генетического консультирования.
С целью поднятия общекультурного уровня студентов во время семинарских занятий разбираются примеры отражения заболеваний нервной системы в произведениях литературы, кино, живописи.
Тематика и уровень выступлений преподавателей кафедры по воспитательной работе.
1. Проведение студенческих конференций с докладами об истории развития неврологии, становлении неврологии в России, выдающихся отечественных неврологах, истории кафедры. Сентябрь — Декабрь
2. Формирование стоматолога как врача широкого диапазона мышления. Февраль
3. Позиция и подготовка врача в современном мире в условиях локальных военных конфликтов. Май
Воспитательная работа, беседы, диалоги со студентами ведутся всеми преподавателями кафедры в процессе обучения.
Ответственный за воспитательную работу кафедры – зав. Учебной частью, к.м.н., доцент Т.Ю.Хохлова.