Биография
Аркадий Александрович Пластов родился в 1893 году, 19 января, в селе Прислониха. Сейчас это территория Ульяновской области. Предки его были крестьянами. Художественный дар достался мальчику от деда, тот был иконописцем.
Аркадий получил начальное трехлетнее образование в сельской школе, а затем продолжил обучение в Симбирском духовном училище и духовной семинарии. Художественное образование юноша получал с 1912 по 1914 год в Императорском Строгановском Центральном художественно-промышленном училище. Затем Пластов-художник стал еще и скульптором, закончив соответствующее отделение.
В 1917 году он возвращается в Прислониху, где рисует в основном с натуры.
Описание картины Пластова «Летом»
Данная картина относится к послевоенным работам художника. Написал он картину в 1952 году. На ней изображена женщина и девочка, которые собирали лесные дары, устали и теперь отдыхают.
Действие происходит летом, картина отчетливо это передает. На березках листья зеленые, трава такого же цвета. Колокольчики и другие цветы украшают травяной ковер, добавив ярких красок.
Женщина и девочка вышли из дома рано утром, так как в это время еще нет жары и больше вероятность найти лесные дары, придя к ним первыми. До полудня они бродили по лесу, и старанья их были вознаграждены. Мать и дочь набрали целую корзину белоснежных груздей и вторую, чуть меньшую, крепких боровиков.
Сочинение-описание Пластова Летом
Пластов Аркадий Александрович, знаменитый русский художник 20 века. Родился в прекрасной семье. Его родители были потомственные иконописцы. Вот откуда у Аркадия Александровича талант к искусству. Еще юношей он тянулся к знаниям. Ему хотелось все больше и больше научится художественному мастерству. Отучившись в Москве, в четырех различных учебных заведениях, Пластов решает вернуться на родину в свое любимое село. Автор очень любил изображать природу и местных простых людей. Его работы очень нравятся людям, на них хочется смотреть не отрываясь. Есть такие картины у автора, над которыми хочется задуматься или всплакнуть. Есть такие, которые наполнены яркими красками и теплом.
Одна из таких картин Аркадия Александровича, это «Летом». Автор написал ее в 1952 году.
Сама картина исполнена в широкой цветовой гамме. Здесь присутствует множество цветов и оттенков, от которых становится тепло и уютно. Мысленно переносишься в тот жаркий летний день.
Центровыми персонажами картины «Летом», являются мама с дочкой и собака. В этот жаркий летний день они пошли за грибами. Скорее всего, ушли они еще рано утром, а сейчас уже обед, солнце высоко в небе и на улице очень жарко.
Героини насобирали две большие корзины, доверху наполненные грибами. Они очень устали и сели у высокой пушистой березы отдохнуть в тени. Мама лежит на траве, прикрыв рукой лицо. Она дремлет. На ней одето красивое темно синее платье и платочек. Она лежит в густой и высокой траве. Девочка сидит рядом с мамой. Она одета в белоснежное русское платье, а на ее голове повязан ярко-красный платок. Она босая. На ногах стоит синяя металлическая кружка. Девушка утоляет жажду водой в такой жаркий день. В руках ее ягоды. У ее ног дремлет пес. Они взяли его с собой.
Возле них стоят две большие корзины с белыми и оранжевыми грибами. Так же видим большой кувшин с водой.
Мама и дочка отдыхают в тени под березами. Они дают тень, своей густой, зеленой листвой. Не зря художник выбрал именно эти деревья, так как именно береза символ России.
Чуть выше, видим высокую траву и густой темно-зеленый лес. В траве очень много разных цветов, которые служат как украшение для данной картины.
Аркадий Александрович очень любил природу родного края. Видно, с какой любовью прорисована каждая деталь картины. Яркие цвета предают картине особого настроения. Глядя на нее, хочется оказаться в лесу, в тот жаркий летний день.
Пластов Летом описание
Картина была написана в 1954 году.
На картине изображена жанровая сценка в лесу. Бабушка и внучка после похода за грибами отдыхают на зелёной полянке. Они присели в теньке возле двух берёз. Взрослая женщина сильно утомилась и решила прилечь, подремать на свежем воздухе, под шум листвы и стрекот кузнечиков. Девочка ещё очень молода и полна сил. Поход за грибами для неё не такое уж и тяжёлое занятие. Поэтому она продолжает собирать ягоды в металлическую кружку.
Рядом с девочкой лежит собака. На улице стоит жаркий солнечный день, потому собаку, которая набегалась за полдня, тоже клонит в сон. Дурманящие запахи полевых трав и цветов уводят их в спокойную негу.
Рядом с грибниками стоят две полные корзины. Поход оказался удачным. Белая корзина побольше и тёмная корзинка поменьше заполнены грибами доверху. Грибники завершили свой поход и готовятся идти обратно домой. Но перед тем, как возвратиться в деревню, они решили немного отдохнуть и подкрепиться. Рядом с ними стоит кувшин, в котором, по всей видимости, была вода или другое питьё.
Платье на старой женщине тёмно-синее, а вот девочка на картине выглядит как лучик света, как самый красивый цветочек на этой поляне. Она ярко выделяется из всего окружения, и сразу становится понятно, что Аркадий Пластов именно девушку сделал главной героиней картины. На ней длинный белый сарафан и красный платочек. Выражение лица её сосредоточенное. Может показаться, что девочка грустит, собирая с веточки ягоды, но на самом деле она также отдыхает и пытается не разбудить свою бабушку, которой необходимо поспать, чтобы набраться сил. Быть может, в этот момент она мечтает побыстрее вернуться домой, в деревню, встретить своих подружек и заняться своими привычными детскими играми.
Картина очень атмосферная. Аркадий Пластов удивительным образом передал тишину и спокойствие солнечного летнего денька, где под сенью берёз отдыхают деревенские жители
Художник с большим вниманием отнёсся к каждой детали на картине. На заднем плане тёмная полоса леса
Именно там растут эти чудные и вкусные грибы, две корзинки которых теперь стоят рядом с отдыхающими. Зелёная цветущая поляна ярко освещена слепящим солнцем. В тени берёз прохладно и свежо. Женщина и девочка могут здесь снять усталость и отдохнуть от палящей жары.
Школьное сочинение — советы по составлению и пример
Как уже было сказано ранее, в школе многим детям задают написать сочинение на тему картины «Летом» А. А. Пластова
Давайте сперва сформулируем ряд советов и рекомендаций, на которые можно обратить внимание при написании сочинения, а потом рассмотрим пример такого сочинения. Итак, начнем с советов:
В сочинении к картине Пластова «Летом» можно отразить тот факт, что художник прожил почти всю свою жизнь в селе (которое он очень любил). Это налагает на его творчество ряд определенных отпечатков — как стилистического, так и содержательного плана. Скажем, можно написать о том, что картина Пластова выражает его теплые чувства к русской природе и к русскому крестьянству, которое он хорошо знал;
Однако при этом сочинение не следует перегружать историческими деталями, а описанием биографии Пластова не следует злоупотреблять. Обилие такой информации сделает текст чересчур сухим, скучным, неинтересным
Во всем нужно соблюдать меру — история здесь не исключение;
При описании полотна обратите внимание на настроение, которое создает картина. Светлые, но несколько приглушенные цвета природы создают у зрителя чувство спокойствия и душевного равновесия
В целом картина отлично передает настроение солнечного летнего денька;
При этом очевидно, что художник выделяет девочку на переднем плане (в основном с помощью светлой одежды и красного платка). О чем думает девочка? Может, она грустит? Или же наоборот — мечтает о чем? В сочинении о картине А. Пластова Вы можете отразить свои ответы на эти вопросы.
Пример сочинения
Картину «Летом» написал выдающийся советский художник Аркадий Александрович Пластов. Почти всю свою жизнь он прожил в родном селе, поэтому он не понаслышке был знаком с крестьянским бытом. Творчество Пластова пропитано любовью к крестьянам, к их большим и маленьким радостям. Также его картины символизируют уважение к нелегкому труду крестьян, к которому мы, городские жители, часто не привычны.
На картине «Летом» живописец изобразил девочку и ее бабушку, которые отдыхают в тени берез. Рядом с ними мы можем видеть кувшин, собаку и две корзины с грибами, которые они насобирали в лесу. Художник использует интересное композиционное решение — он помещает бабушку позади девочки, а свое лицо бабушка прикрывает руками. Девочка же одета в ярко-белый сарафан и красный платок. Несомненно, девочка является главным персонажем картины.
На первый взгляд кажется, что девочка грустит или сердится. Но при детальном рассмотрении становится понятно, что это не грусть, а задумчивость. И в этот момент сюжет становится понятен — после сбора грибов девочка и бабушка присели отдохнуть. Бабушка заснула, а девочка предалась мечтам и грезам. Ведь летний теплый день так способствует этому, особенно когда ты находишься в благоухающем поле, по которому гуляет легкий ветерок.
В заключение хочется сказать, что художнику Аркадию Александровичу Пластову удалось создать прекрасную и незабываемую картину. После ее просмотра самому хочется отправиться в лес по грибы да по ягоды, чтобы после их сбора отдохнуть в тени деревьев. На картину хочется смотреть, ведь она дарит легкость и спокойствие, она успокаивает, расслабляет и вызывает легкую истому — разве не это сила искусства?
Источник статьи: https://topkartin.ru/kartiny/letom
Пластов «Летом» описание картины
Описание по картине советского художника Аркадия Пластова «Летом». В конце сочинение для 5 класса школы.
Автор картины «Летом» А. А. Пластов
Автором картины является знаменитый советский художник Аркадий Александрович Пластов (1893-1972). За свою творческую деятельность стал лауреатом Ленинской премии, Сталинской премии первой степени. Наиболее известными работами Пластова являются «Фашист пролетел», «Сенокос», «Ужин трактористов», «Первый снег», «Весна» и многие другие. Одной из самых известных в творчестве Пластова стала и картина «Летом», по которой сегодня пишут сочинения в школе.
Грибы и ягоды
В те времена грибы были большим подспорьем для семьи. Поэтому, когда было время, крестьяне не упускали возможности пойти в лес за добычей. Грузди вымачивали, а затем солили в больших деревянных бочках. С белыми (боровиками) поступали так же или сушили их, а зимой варили ароматный суп.
Но не только грибы собирали местные жители летом, картина показывает, что ягоды также были желанной добычей «тихой охоты». Раньше малину не выращивали на огородах и в садах, а ходили за ней в лес. Из нее варили варенье, сушили, лакомились зимой или давали больным, чтобы вылечить простуду. Добытчицы собрали целый кувшин красных ягод, а девочка даже на привале срывает с веточек ароматные дары леса.
Пластов Летом описание
Картина была написана в 1954 году.
На картине изображена жанровая сценка в лесу. Бабушка и внучка после похода за грибами отдыхают на зелёной полянке. Они присели в теньке возле двух берёз. Взрослая женщина сильно утомилась и решила прилечь, подремать на свежем воздухе, под шум листвы и стрекот кузнечиков. Девочка ещё очень молода и полна сил. Поход за грибами для неё не такое уж и тяжёлое занятие. Поэтому она продолжает собирать ягоды в металлическую кружку.
Рядом с девочкой лежит собака. На улице стоит жаркий солнечный день, потому собаку, которая набегалась за полдня, тоже клонит в сон. Дурманящие запахи полевых трав и цветов уводят их в спокойную негу.
Рядом с грибниками стоят две полные корзины. Поход оказался удачным. Белая корзина побольше и тёмная корзинка поменьше заполнены грибами доверху. Грибники завершили свой поход и готовятся идти обратно домой. Но перед тем, как возвратиться в деревню, они решили немного отдохнуть и подкрепиться. Рядом с ними стоит кувшин, в котором, по всей видимости, была вода или другое питьё.
Платье на старой женщине тёмно-синее, а вот девочка на картине выглядит как лучик света, как самый красивый цветочек на этой поляне. Она ярко выделяется из всего окружения, и сразу становится понятно, что Аркадий Пластов именно девушку сделал главной героиней картины. На ней длинный белый сарафан и красный платочек. Выражение лица её сосредоточенное. Может показаться, что девочка грустит, собирая с веточки ягоды, но на самом деле она также отдыхает и пытается не разбудить свою бабушку, которой необходимо поспать, чтобы набраться сил. Быть может, в этот момент она мечтает побыстрее вернуться домой, в деревню, встретить своих подружек и заняться своими привычными детскими играми.
Картина очень атмосферная. Аркадий Пластов удивительным образом передал тишину и спокойствие солнечного летнего денька, где под сенью берёз отдыхают деревенские жители
Художник с большим вниманием отнёсся к каждой детали на картине. На заднем плане тёмная полоса леса
Именно там растут эти чудные и вкусные грибы, две корзинки которых теперь стоят рядом с отдыхающими. Зелёная цветущая поляна ярко освещена слепящим солнцем. В тени берёз прохладно и свежо. Женщина и девочка могут здесь снять усталость и отдохнуть от палящей жары.
Сочинение по картине «Летом» Пластова А.А. (с планом)
План:
- Введение.
- Описание бабушки на картине.
- Маленькая помощница.
- Богатый урожай.
- Выводы.
Теплое солнечное лето. Белые березы, одетые в яркую зелень, густая сочная трава и очень много света
Вот что первым делом обращает на себя внимание на картине «Летом». Эту картину нарисовал художник Пластов
Сразу видно, что он по-настоящему знал и любил природу. Все такое красивое и настоящее. На зрителя словно веет вкусным запахом трав и ягод и сонным покоем знойного дня.
А что же еще изображено на полотне? Описание картины «Летом» Пластова может занять много времени. На ней нарисовано целых три героя. Это девочка со своей бабушкой и собачка. Они, наверное, ходили в лес по грибы и ягоды. А на обратной дороге они устали и присели отдохнуть прямо на траве. Бабушка крепко спит. Она одета в синее платье и такой же платок. Самый яркий элемент у нее – это рука, которой бабушка закрылась от солнца. Видно, какая она большая, смуглая и натруженная. Глядя на такую руку, можно понять, что человек работал всю свою жизнь.
Внучка, я думаю, вырастет такой же труженицей. Вот и сейчас, пока бабушка спит, девочка сосредоточенно ощипывает ягоды с веточки в большую синюю кружку. Серьезное лицо маленькой помощницы показывает, что ей нравится эта работа. Девочка одета в легкое белое платье и украшена бусами. А на голове у нее повязан красный платок. Белый, красный и синий цвета очень красиво смотрятся вместе
Поэтому девочка сразу обращает на себя внимание зрителя
Рядом с бабушкой и внучкой лежит небольшая собачка. Она набегалась по лесу и теперь сладко спит, прижавшись к своим хозяйкам. У нее очень забавная мордочка, которую она повернула прямо к зрителям. Думаю, она любимица у своей маленькой хозяйки.
А еще на картине нарисованы корзины с грибами и кувшин с ягодами. Они занимают почти половину полотна. Вот какой богатый урожай несут девочка и ее бабушка из лесу! Грибы крупные, яркие, а ягоды – сочные и спелые. Сразу понимаешь, какое богатство может подарить природа.
Пока я писала сочинение по картине «Летом» Пластова, я задумалась о том, какой мирной и счастливой может быть крестьянская жизнь. Мы часто не замечаем красоту окружающего нас мира. Но счастливая жизнь может складываться из мелочей. Например – поход с близкими в лес, сбор своими руками вкусных ягод, отдых в тени. Думаю, именно это хотел показать художник своей картиной.
А.А. Пластов «Летом».
На картине «Летом» художник изобразил солнечный летний день, трудолюбивую русскую женщину с дочкой.
Женщина с дочкой с раннего утра ходили по лесу и набрали полную корзину и ведро грибов, большой кувшин ягод. После долгого собирательства они устали и сели отдохнуть на поляне, в тени берез . Женщина прилегла и крепко уснула. Одежда на ней простая, крестьянская: темно-синее платье, повязанное передником. На голове — синий платок, который она натянула на глаза, чтобы солнечные лучики не попадали в глаза, чтобы солнечные лучики не попадали в глаза во время отдыха. Девочка сидит, вытянув босые ножки, перебирает красные ягоды земляники в голубую кружку. На щеках, загоревшего лица девочки, играет румянец. Она одета в белое платьице. На шее видны розовые бусы из ягод. На голове завязан алый платочек. Слева возле девочки лежит задремавший рыже-черный пес.
Справа от девочки стоят ведро с корзиной, утопающие в темно-зеленой траве. Плетеная корзина с ручками полна белых грибов. Черное ведро доверху наполнено рыжими грибами. Красно-коричневый глиняный кувшин наполнен ароматными ягодами.
На первом заднем плане картины мы видим залитую солнцем поляну. Выгоревшая на солнце трава имеет янтарный оттенок. На поляне, в сторонке, стоят две стройные белые березки. Ветви берез спущены до земли, как длинные косы. Золотисто-зеленые листочки освещены ярким солнцем. Березы отбрасывают легкую тень, которая немного создает прохладу и скрывает от палящих лучей солнца. В тени под березами трава изумрудная. Из нее выглядывают голубые колокольчики, белые ромашки и неизвестные желтые цветы.
На втором заднем плане картины стоит стеной темно-зеленый лес. Солнечный свет освещает деревья в первом ряду, но внутрь леса не проникает.
Чтобы естественно передать зелень, художник выполнил картину в зеленных тонах и ее оттенках. На фоне зелени праздничным сочетанием красок он передает: алую косынку и белое платье девочки, синюю одежду женщины, вспышки белых, голубых и желтых цветов в сочной зеленой траве.
Картина наполнена радостью, красотой и щедростью летней природы. Сочетание ярких красок поднимает настроение. Появляется желание побывать на этой поляне, полежать в мягкой душистой траве под тенью берез, вдохнуть ароматы лета полной грудью, полакомиться ароматными ягодами земляники.
Просмотры: 30 830
Это интересно: Сочинение по картине А. Рылова Домик с красной крышей
Словарная работа и составление плана
Словарная работа на уроке в основном сводится к подбору синонимов. После беседы учитель дает ученикам задание составить по теме картины словосочетания и предложения со словами: зеленый — изумрудный, яркий — ослепительный, желтый — золотистый. Нужно объяснить детям, что не всегда можно употреблять одни и те же синонимы. Зачитываются примеры, приведенные учащимися, оцениваются самые удачные, например, «ослепительные лучи солнца», «солнечные зайчики», «изумрудная травяной ковер». Составляется план сочинения по картине:
- Лето — любимое время года.
- Описание картины: а) люди, собака; б) ведро, корзина, кувшин; в) полянка.
- Впечатление от изображенного на картине.
Картина Пластова «Летом»
Аркадий Александрович Пластов написал полотно в 1954 году. Большинство искусствоведов склоняются к версии, что художник написал свою картину в селе Прислониха, поскольку большую часть жизни он прожил именно там. Некоторые искусствоведы полагают, что она была написана несколько раньше, а в 1954 году он лишь опубликовал свое полотно. Это подтверждает ряд сохранившихся эскизов 40-х годов, которые имеют ряд схожих композиционных решений. Впрочем, большинство искусствоведов отрицают эту версию, поскольку они считают, что полотно было написано с натуры летом в 1954 году.
Технические характеристики полотна:
Размеры | 160 x 112,5 сантиметров |
Дата создания | Предположительно 1954 год |
Художественное направление | Социалистический реализм |
Живописная техника | Масло, холста |
Где находится сейчас | Русский музей |
Описание и стилистические особенности
Итак, теперь Вы знаете технические и исторические особенности полотна — давайте же теперь займемся описанием картины «Летом». На полотне художник изобразил небольшую сценку в лесу. Картину можно условно разделить на передний и задний план. На заднем плане изображен густой хвойный или хвойно-лиственный лес. Также на заднем плане изображена небольшая зеленая полянка, залитая ярким светом. На переднем плане изображены две березы, в тени которых расположились две женщины — девочка и ее бабушка (или мать).
Девочка одета в длинный белый сарафан и красный платок — эти цвета немного контрастируют с другими цветами полотна. В руках девочка держит небольшую веточку с листьями и ягодами, а на коленях у нее расположена металлическая зеленая кружка с какой-то жидкостью коричневого цвета (возможно, чай или цветочный отвар). Позади девочки изображена женщина в темном платье; женщина заслоняет руками лицо и, видимо, спит. В правом нижнем углу изображена собака, которая прижалась к девочке.
Глаза собаки открыты, но зритель не знает, на что именно она смотрит. Рядом с девочкой и ее матерью/бабушкой находятся две корзинки, полные грибов; в одной из корзин мы видим грибы белого цвета, а в другой — оранжево-рыжего. В ногах у девочки изображен большой кувшин коричневого цвета с черными горизонтальными полосками. Основные цвета картины — светло-зеленый, зеленый, черный, белый, красный, коричневый, золотистый, телесный. Некоторые размышления искусствоведов по поводу этого полотна:
- Полотно выполнено в реалистическом ключе, а большинство экспертов относят его к направлению социалистического реализма. Ярко-зеленая полянка, возможно, написана под легким влиянием импрессионизма;
- На картине доминируют спокойные тихие цвета. При этом художник мастерски работает со светом и цветом — полянка позади девочки и матери является более светлой и как бы отделяет передний фон полотна от заднего;
- При этом девочка на переднем плане одета в одежду контрастных цветов, поэтому можно сказать, что она является главным героем картины;
- Бабушка или мать изображена на полотне как бы приглушенно, будто бы ее персонаж является второстепенным. Она одета в синевато-черное платье, а лицо она прикрывает руками:
- Если присмотреться к березам, то можно увидеть, что на одном из деревьев вырезан небольшой фрагмент коры. По всей видимости, эта метка свидетельствует о том, что дерево подлежит вырубке. Это впечатление усиливается еще и тем, что рядом с деревьями изображен небольшой пенек;
- Пеньком и меткой на березе художник, возможно, хотел подчеркнуть, что деревья не просто растут рядом с лесом, но являются собственностью человека. Такое решение резко контрастирует со старой живописной школой, где подобные ходы не поощрялись. По мнению некоторых искусствоведов, подобный ход делает делает картину более современной.
Творческий путь художника
Прежде чем знакомиться с творчеством знаменитого художника, ученикам предлагают изучить его биографию. Родился живописец в январе 1893 года в семье иконописцев. Его родиной является село Прислониха Симбирской губернии. После трех классов церковно-приходской школы мальчик поступает в Симбирское духовное училище, а затем оканчивает семинарию. Однажды Аркадий увидел, как расписывают церковные стены, и настолько был очарован, что решил быть только художником. В 1912 году он отправился в Москву, чтобы получить образование.
Сначала Пластов обучался у художника И. Машкова, потом поступил в Строгановское училище. В Училище живописи, ваяния и зодчества он занимался у великих мастеров А. М. Васнецова, А. Е. Архипова, А. С. Степанова, Л. О. Пастернака. После революции молодой художник возвратился к себе в деревню, долгое время там жил, занимался крестьянским хозяйством, рисовал, планировал создать цикл картин о деревенской жизни. Пластов начал работать над этюдами, на которых изображал сельскую природу и людей. С 1935 года в столице успешно прошли его первые выставки картин:
- «Стрижка овец»;
- «На сенокосе»;
- «Колхозная конюшня».
Через два года картина «Колхозный праздник», где был показана деревня 30-х годов, принесла художнику большой успех. Непревзойденного мастерства Пластов достиг в создании произведений военных лет. До ухода на фронт он пишет картины «Гитлеровцы пришли», «Защита родного очага», «Пленных ведут» и т. д. Самое известное из его полотен того времени — это «Фашист пролетел», где на фоне мирной природы бессмысленно обрывается человеческая жизнь.
После войны Пластов создает полотна радости, света и красоты мирной жизни. Когда он писал картину «Сенокос», радовался каждому нарисованному листочку, что война закончилась. Это главное, ведь началась новая жизнь. В 1946 году из-под его кисти выходит полотно «Первый снег», проникнутое жаждой жизни. В 1958 г. его «Ужин трактористов» был представлен на выставке в Лондоне.
В 1953—1966 годах художник пишет свои знаменитые на весь мир картины:
- «Юность»;
- «Весна»;
- «Солнышко»;
- «Летом».
У полотна «Весна» в Третьяковской галерее всегда много посетителей. Не зря эту картину называют «Северной Венерой». Изысканно и вместе с тем смело изображено обнаженное тело молодой женщины, контрастирующее с темными бревенчатыми стенами бани «по-черному». Умер художник в мае 1972 года. Его работы хранятся во многих музеях России. В Ульяновском областном музее находится около ста его картин. На родине в Прислонихе открыт памятник А. А. Пластову.
Картина Пластова Жатва описание
Картина А.А.Пластова «Жатва» была написана в 1945 году, когда закончилась Великая Отечественная война. Картина представляет собой будничную сценку. Несколько человек обедают в перерыве от жатвы хлеба. Однако это не просто сценка из сельской жизни, но и отсылка к войне.
Стоит обратить внимание на тех, кто занимается работами в поле. Во время войны все, кто был способен держать оружие и защищать Родину, шли на фронт
В селах, для работы на заводах, предприятиях, в поле, остались работать старики, женщины и дети, что мы и можем увидеть на этой картине.
С одной стороны, картина очень красивая, живописная, реалистичная. Несколько человек, уставшие на тяжёлой работе в поле, присели отдохнуть возле стога, наслаждаются нехитрой пищей. Однако есть в этой картине глубокая грусть. Родители, старшие братья и сёстры — в поле нет никого, кроме старика и детей. В этот момент они сражаются за жизнь и свободу, или ещё не успели вернуться после окончания войны, а немощные старики и дети вынуждены взять на себя их работу, трудиться не покладая сил.
На картине мы можем увидеть бескрайнее пшеничное поле. Здесь собирается хлеб для пропитания израненной страны, для мирных людей и солдат. Короткую передышку после тяжёлой работы устроили старик и трое совсем ещё малолетних детей, которым рано воевать и они должны выполнять взрослую работу в полях, вместо того, чтобы предаваться детским играм и забавам.
На старике и детях уже порядком изношенная одежда. Перед ними стоит похлёбка из которой они черпают деревянными ложками. Позади девочек лежит несколько свежих огурцов. Мальчик в белой рубахе пьёт из кувшина. Рядом сидит собака, которая надеется, что и ей что-нибудь перепадёт с хозяйского обеда.
Работники сидят рядом со стогом сена, здесь же находятся и их инструменты — серпы, коса, грабли. На заднем плане можно увидеть высокие стога уже собранной пшеницы. Также видны небольшие фигурки людей, которые занимаются заготовкой колосьев.