Римская империя (1 век до нашей эры — 5 век нашей эры)
Степень Римской империи при Траяне, 117 г. н.э.
Точный конец республики оспаривается современными историками; Римские граждане того времени не признавали, что республика перестала существовать. Первые императоры Юлиев-Клавдиев утверждали, что res publica все еще существует, хотя и под защитой их чрезвычайных полномочий, и в конечном итоге вернется к своей полной республиканской форме. Римское государство продолжало называть себя res publica, пока продолжало использовать латынь в качестве официального языка.
Рим приобрел имперский характер де-факто с 130-х годов до нашей эры с приобретением Цизальпийской Галлии , Иллирии , Греции и Испании , и определенно с добавлением Иудеи , Малой Азии и Галлии в I веке до нашей эры. Во время максимального расширения империи при Траяне (117 г. н.э.) Рим контролировал все Средиземноморье, а также Галлию, части Германии и Британии , Балканы , Дакию , Малую Азию, Кавказ и Месопотамию .
В культурном отношении Римская империя была значительно эллинизирована , но также увидела рост синкретических «восточных» традиций, таких как митраизм , гностицизм и, в первую очередь, христианство . Империя начала приходить в упадок в период кризиса III века .
Хотя иногда сравнивают с классической Грецией, у классического Рима были огромные различия в семейной жизни. Отцы имели большую власть над своими детьми, а мужья над своими женами. Фактически, слово семья, по-латыни familia , на самом деле относилось к тем, кто находился под властью главы семьи мужского пола. Сюда входили не связанные члены, такие как рабы и слуги. В браке и мужчины, и женщины были верны друг другу и разделяли собственность. Впервые развод был разрешен, начиная с первого века до нашей эры, и мог быть осуществлен как мужчиной, так и женщиной.
Искусство классического периода
Переход от архаики к классике был к значительной мере обусловлен социальными и политическими изменениями в обществе.
Центром античной культуры классической эпохи становятся Афины. Афинское государство стало примером в стремлении к развитию культуры своих граждан.
Расцвет архитектуры и размах строительства характеризуют культурный подъем Афин.
Образцом классического совершенства стала скульптура афинских мастеров.
Театр, спортивные состязания, всевозможные празднества стали доступны не только аристократам, но и простым гражданам.
Лирика и греческая трагедия, как и гомеровский эпос, выполняли вместе с эстетическими и воспитательные функции.
В трагедии получило наиболее полное выражение такое понятие, как катарсис, т. е. очищение, облагораживание людей, освобождение их души от негативных эмоций.
Герои трагедии определяли понятие правды и справедливости, установленных богами законов.
Меняется требования, предъявляемые к произведениям искусства. В них выражалось новое отношение человека к миру, утрата его ясности и гармоний.
Человек стал остро ощущать трагические конфликты жизни. Это отразилось и в произведениях архитектуры, и в скульптуре.
Искусство Гомеровского периода
Художественное ремесло достигает расцвета, и особо ценится мастер-ремесленник, создающий искусно выполненные вещи.
Постепенно над поэтическим видением мира преобладает анализ, расчет, поиск рационального, т. е. разум человека становится все более независимым от природы.
Стиль становится более строгим, композиции — более стройными.
Упорядоченность формы и стиля вызвана представлениями об упорядоченности мира, космоса, торжества его над хаосом.
Расчет, ритм, симметрия в искусстве получают философское обоснование, а прекрасное как эстетическая категория и правила красоты получают математическое, числовое выражение.
Этимология
На древнегреческом языке курос означает «юноша, мальчик, особенно знатного». Когда в теле взрослого мужчины принимался опушенный возраст , он , будучи взрослым Куросом , мог участвовать в фестивале инициации братства ( φρατρία ). Апеллайос был месяцем этих обрядов, а Аполлон ( Апеллон ) был «мегистос курос» (величайший Курос).
Слово также засвидетельствовано в линейном письме B , слоговой системе письма, используемой для записи микенского греческого диалекта эллинских языков . Слово ко-во ( * κόρϝος ) засвидетельствовано на табличках из Пилоса и Кносса и может означать «сыновья женщин, записанные на этих табличках».
Классика
Скульптуры именно этой эпохи большинство ассоциирует с античным пластическим искусством.
В эпоху классики были созданы такие известные скульптуры, как Афина Парфенос, Зевс Олимпийский, Дискобол, Дорифор и многие другие. История сохранила для потомков имена выдающихся скульпторов эпохи: Поликлет, Фидий, Мирон, Скопас, Пракситель и многие другие.
Шедевры классической Греции отличаются гармонией, идеальными пропорциями (что говорит об отличных знаниях анатомии человека), а также внутренним содержанием и динамикой.
Именно классический период характерен появлением первых обнаженных женских фигур (Раненая Амазонка, Афродита Книдская), которые дают представление об идеале женской красоты расцвета античности.
История
Конфликты
- Спартано-аргосские войны (VIII век — ок. 495 до н. э.)
- Первая мессенская война (ок. 750—730 гг. до н. э.)
- Первая священная война (595—585 гг. до н. э.)
- Лелантская война (конец VIII века до н. э.)
- Мелийская война (конец VIII века до н. э.)
- Коринфская экспансия (VIII — VI века до н. э.)
- Вторая мессенская война (640—620 гг. до н. э.)
- Саламинские войны (вторая половина VII — середина VI века до н. э.)
- Сигейские войны (конец VII — вторая половина VI века до н. э.)
- Лесбийская война (первая половина VI века до н. э.)
- Спартано-тегейские войны (первая половина VI века до н. э.)
- Самосская экспедиция (525 до н. э.)
- Афинские демократические войны (510-е — 506 до н. э.)
- См. также
- Войны Древней Греции
- Войны Древнего Мира
Общество
Полисы
Микенская Греция была разделена на царства, на территории каждого из которых население жило в городах и крупных поместьях, принадлежавших знати. Царствами правили цари, претендовавшие на божественное происхождение и правившие из столиц — «полисов», в которых находились дворцы или цитадели-акрополи («высокие города»), которые для целей эффективной обороны возводились на наиболее высоких в данной местности холмах. В течение тёмных веков дворцы, цари и усадьбы перестали существовать, население уменьшилось, города были покинуты или превратились в деревни среди руин, а на смену царской бюрократии пришли более примитивные формы власти в виде племенной структуры.
Резкий рост населения в начале архаического периода стал причиной возврата к городскому образу жизни, основания новых городов и расширения старых центров.
Маргалит Финкельберг посвятила своё исследование обычаям наследования легендарных и исторических царей в доклассической Греции, где наследование от отца к сыну не было нормой, а существовал иной обычай: новый царь, обычно изгнанный из какого-либо иного царского рода, завоёвывал своё право стать «зятем» прежнего царя, что легимизировалось браком с его «дочерью» (термин, по-видимому, также условный). Такая традиция неоднократно повторяется в греческой мифологии и связана с такими известными именами, как Пелопс, Беллерофонт, Мелампой, Пелей, Теламон, Тевкр, Андраймон, Диомед, Менелай и рядом других. В Греции вплоть до эллинистического периода отсутствует перечень царей, столь характерный для Ближнего Востока и Анатолии. Если царю наследовал его «зять», то, как отмечает Финкельберг (1991:305), это означало, что царице наследовала её дочь, притом, что в остальном культура оставалась патриархальной: «Это означает, что в Спарте, очевидно, и в других местах, где засвидетельствовано царство по праву брака скорее чем по праву наследования, мы наблюдаем линию цариц от матери к дочери».
К концу Архаического периода, цари были смещены тиранами, появился новый вид правительства- город-государство, также называемый полисом. Царства окончательно исчезли, даже несмотря на то, что продолжали существовать царские династии, память о которых хранилась обществом. Взамен возникла новая организация: многие крупные населённые пункты стали автономными, во главе с правительством республиканского типа. Этот процесс обозначает древнегреческий термин синойкизм, который обозначает поглощение деревень и включение племенных структур в состав полисов. Типичным публичным зданием становится акрополь.
Пифагор
В математике выделяется фигура Пифагора, создавшего таблицу умножения и теорему, носящую его имя, изучавшего свойства целых чисел и пропорций. Пифагорейцы развивали учение о «гармонии сфер». Для них мир — это стройный космос. Они связывают понятие прекрасного не только всеобщей картиной мира, но и в соответствии с морально-религиозной направленностью своей философии с понятием блага. Разрабатывая вопросы музыкальной акустики, пифагорейцы поставили проблему соотношения тонов и попытались дать его математическое выражение: отношение октавы к основному тону равно 1:2, квинты — 2:3, кварты — 3:4 и т.д. Отсюда следует вывод, что красота гармонична.
Там, где основные противоположности находятся в «соразмерной смеси», там содержится благо, здоровье человека. Равное и непротиворечивое в гармонии не нуждается. Гармония выступает там, где есть неравенство, единство и взаимодополнение многообразного. Музыкальная гармония — частный случай гармонии мировой, ее звуковое выражение. «Все небо — гармония и число», планеты окружены воздухом и прикреплены к прозрачным сферам. Интервалы между сферами строго гармонически соотносятся между Собой как интервалы тонов музыкальной октавы. От этих представлений пифагорейцев и пошло выражение “Музыка Сфер”. Планеты движутся, издавая звуки, и высота звука зависит от скорости их движения. Однако наше ухо не способно уловить мировую гармонию сфер. Эти представления пифагорейцев важны как свидетельство их уверенности в том, что Вселенная гармонична.
Эллинизм
Поздняя греческая античность характеризуется сильным восточным влиянием на все искусство в целом и на скульптуру в частности. Появляются сложные ракурсы, изысканные драпировки, многочисленные детали.
В спокойствие и величественность классики проникает восточная эмоциональность и темперамент.
Афродита Киренская, украшающая римский музей Терм, полна чувственности, даже некоторого кокетства.
Самая известная скульптурная композиция эпохи эллинизма — Лаокоон и его сыновья Агесандра Родосского (шедевр хранится в одном из музеев Ватикана). Композиция полна драматизма, сам сюжет предполагает сильные эмоции. Отчаянно сопротивляясь змеям, посланным Афиной, сам герой и его сыновья словно понимают, что участь их ужасна. Скульптура выполнена с необыкновенной точностью. Фигуры пластичны и реальны. Лица героев производят сильное впечатление на зрителя.
Классическая эпоха
В начале V века в греческой пластике растет реалистичность фигур. Мастера тщательнее воспроизводят пропорции человеческого тела и его анатомию. Скульптуры изображают человека в движении. Преемники прежних куросов – статуи атлетов.
Скульптуры первой половины V столетия иногда относят к «суровому» стилю. Самый яркий пример работ этого времени – скульптуры в храме Зевса в Олимпии. Фигуры там реалистичнее, чем куросы Архаики. Скульпторы пытались изобразить эмоции на лицах фигур.
Архитектура и скульптура древней Греции
Скульптуры сурового стиля изображают людей в более расслабленных позах. Это удалось сделать за счет «контрапоста», когда тело слегка повернуто в одну сторону, а его вес лежит она одной ноге. Голову статуи делали немного повернутой в отличие от смотрящих вперед куросов. Пример такой статуи – «Мальчик Крития». Одежда женских фигур в первой половине V века делается проще по сравнению со сложными одеждами кор эпохи Архаики.
Вторую половину V века называют эпохой Высокой Классики для скульптуры. В эту эпоху продолжали взаимодействовать пластика и архитектура. Скульптуры Древней Греции украшают храмы, созданные в V веке.
В это время в Афинах был построен величественный храм Парфенон, для украшения которого использовали десятки статуй. Фидий при создании скульптур Парфенона отказывался от прежних традиций. Человеческие тела на скульптурных группах храма Афины более совершенны, лица людей – бесстрастнее, одежды изображаются более реалистичными
Мастера V века уделяли основное внимание фигурам, но не эмоциям героев скульптур
Дорифор, Древняя Греция
В 440-е годы аргосский мастер Поликлет написал трактат, в котором изложил свои эстетические принципы. Он описал цифровой закон идеальных пропорций человеческого тела. Своеобразной иллюстрацией к нему стала статуя «Дорифор» («Копьеносец»).
Скульптуры древней Греции
В скульптуре IV века шло развитие прежних традиций и создание новых. Статуи стали более натуралистичными. Скульпторы старались изображать на лицах фигур настроение и эмоции. Некоторые статуи могли служить персонификациями понятий или эмоций. Пример, статуя богини мира Эйрены. Скульптор Кефисодот создал ее для афинского государства в 374 году вскоре после заключения очередного мира со Спартой.
Раньше мастера не изображали богинь обнаженными. Первым, кто это сделал, стал скульптор IV века Пракситель, создавший статую «Афродиты Книдской». Работа Праксителя погибла, но сохранились ее поздние копии и изображения на монетах. Чтобы объяснить наготу богини, скульптор говорил, что изобразил ее купающейся.
В IV веке творили три скульптора, работы которых были признаны величайшими – Пракситель, Скопас и Лисипп. С именем Скопаса, уроженца острова Парос, античная традиция связывала изображение на лицах фигур душевных переживаний. Лисипп был уроженцом пелопонесского города Сикион, но много лет жил в Македонии. Он дружил с Александром Великим и делал его скульптурные портреты. Лисипп уменьшил голову и туловище фигур по сравнению с ногами и руками. Благодаря этому его статуи были более эластичными и гибкими. Лисипп натуралистично изображала глаза и волосы статуй.
Скульптуры Древней Греции, названия которых известны всему миру, относятся к Классической и Эллинистической эпохам. Большинство из них погибли, но сохранились их копии, созданные в эпоху Римской империи.
Аристотель
Ученик Платона — Аристотель, был воспитателем Александра Македонского. Он является основоположником научной философии, лотки, учения об основных принципах бытия (возможности и осуществления, форме и материи, причине и цели).
Основные области его интересов — человек, этика, политика, искусство. Аристотель — автор книг «Метафизика», «Физика», «О душе», «Поэтика». В отличие от Платона для Аристотеля прекрасное не объективная идея, а объективное качество вещей. Величина, пропорции, порядок, симметрия — свойства прекрасного.
Красота, по Аристотелю, заключена в математических пропорциях вещей «поэтому для ее постижения следует заниматься математикой. Аристотель выдвинул принцип соразмерности человека и прекрасного предмета. Красота у Аристотеля выступает как мера, а мерой всего является сам человек. В сравнении с ним прекрасный предмет не должен быть «чрезмерным». В этих рассуждениях Аристотеля о подлинно прекрасном содержится тот же гуманистически и принцип, который выражен и в самом античном искусстве. Философия отвечала потребности человеческой ориентации человека, порвавшего с традиционными ценностями и обратившегося к разуму как к способу уяснения проблем.
Архаический период истории Древней Греции (VIII–VI вв. до н.э)
История Древней Греции отводит особое место Архаическому периоду. В эту эпоху были заложены основы культуры и развития общества, которые на протяжении следующих столетий непрерывно совершенствовались. Греция периода архаики — это совершенствование ремёсел и кораблестроение, появление настоящих денег и широкое распространение железа.
В архаический период обновилась культура Греции. Центром новой системы ценностей стала человеческая личность, появились новые литературные жанры. На смену эпосу пришла лирическая поэзия, которая описывала радость, горе и чувства. Также философия зародилась как наука в результате попыток греческих мыслителей понять, какое место в этом мире отведено человеку. Кроме того, в Греции тех времён развивалась живопись, и лучший пример — керамика, сохранившая удивительную по красоте роспись. В эпоху архаики получили широкое развитие главные виды древнегреческих ваз: гидрии для ношения воды, объёмные кратеры для смешивания вина с водой, овальные амфоры с двумя ручками и узкой шейкой, в которых хранили зерно, масло, вино и мёд. Форма сосудов полностью соответствовала их назначению, а роспись приобрела гибкие линии. Постепенно усложняется техника исполнения — она требует от художника большего мастерства.
Больше внимания стали уделять декорированию храмов и общественных зданий. Храмы строили на самых видных местах, поскольку они являлись центром не только духовной, но и политической деятельности. Именно в это время создали ордерную систему, которая предопределила развитие греческой архитектуры. В период архаики выделились два ордера: ионический и дорический. Последний характерен для греческих колоний в Южной Италии и на Пелопоннесе, а его происхождение связывают с городами Ионии.
Перемены во всех сферах обусловливались экономическим подъёмом. Использование железа позволило развить виноградарство и увеличить количество оливковой продукции. В результате излишки стали вывозить за пределы Греции, а получение прибыли стимулировало сельское хозяйство. Между полисами укреплялись связи, экономические преобразования заметно изменили Грецию. Как закономерный результат — появление денег, а количество земли уже не является показателем богатства. Во всех греческих полисах увеличилось количество ремесленников, торговцев, владельцев мастерских, крестьяне реализовывали продукцию на народных собраниях — города Греции начали формировать культурно, политически и экономически полноценное общество.
Темпы экономики росли быстро, и так же стремительно росло расслоение в обществе. В греческих полисах появились социальные группы и классы. Где-то такие процессы протекали интенсивнее, где-то медленнее. Например, в зонах, где большее значение имело сельское хозяйство. Самым первым выделился класс торговцев и ремесленников. Эта прослойка породила «тиранию» — приход к власти с применением силы. Но среди тиранов было много тех, кто всячески поддерживал развитие торговли, ремёсел, кораблестроения. И только потом появились настоящие деспоты, и явление приобрело отрицательный оттенок.
Особый этап архаического периода — Великая греческая колонизация. Бедняки, не смирившиеся с расслоением, искали лучшей жизни в новых греческих колониях. Правителям такое положение дел было выгодно: так проще было распространить влияние на новые земли. Наиболее распространена была колонизация южного направления: восток Испании, Сицилия, часть Италии, Корсика и Сардиния. На юго-восточном направлении заселялись Северная Африка и Финикия, а на северо-восточном — берега Чёрного и Мраморного морей. Событием, впоследствии повлиявшим на ход истории, стало основание Византия — города-прародителя великого Константинополя. Но его развитие и рост относятся уже к другим, последующим эпохам.
Эллинистический период (323–30 гг. до н.э.)
История Древней Греции этого периода условно определяется как период от смерти Александра Македонского до присоединения Египта к Римской державе. После смерти Александра почти 50 лет продолжалась ожесточенная борьба за его наследство. Вражду вели его полководцы, которых называли «диадохи». В результате на развалинах империи Александра возникли три крупные державы. Это Македония, Египет Птолемеев и государство Селевкидов. Их границы простирались от современной Турции до Афганистана.
Последующие цари подчеркивали свое родство с Элладой, особенно с Александром. Процветали образование и просвещение, создавались библиотеки. Среди них была и Великая Александрийская библиотека, где насчитывалось около полумиллиона томов. Но греческие правящие классы отказывались допускать в свои ряды рядовых подданных. И обширные новые царства повсюду сотрясались от внутренних смут. Неуклонно слабеющая и нищавшая Македония в 168 году до н.э. попала под римское господство. Один за другим объявляли себя независимыми губернаторы провинций в державе Селевкидов, образовавшие множество мелких государств с династической формой правления.
Из царств, на которые распалась империя Александра, бастионом стоял еще Египет Птолемеев. Клеопатра VII, последняя в этом роду (и единственная, кто выучил язык подвластного ей народа), покончила самоубийством, когда римляне победили при Акции. Древнему Риму удалось подчинить все Средиземноморье. Но господство латинян еще не означало прекращение греческого влияния. Римляне вобрали в себя культуру Древней Греции. Они увековечили эллинское наследие так, как не смогли бы и сами греки.
После поражения, нанесенного в 197 году до н.э. римлянами Македонии в битве при Киноскефалах, Греция попала под влияние Рима, а уже с утверждением Римской империи (27 г. до н.э.) она стала римской провинцией Ахайя (кроме Афин, которые номинально считались свободным городом).
На этом история Древней Греции заканчивается. Захват римлянами в 30 г. до н. э. последнего эллинистического государства (Египетского царства, управляемого династией Птолемеев) означает конец эллинистического периода. К тому же наступает конец длительного развития всей древнегреческой цивилизации.
Архаический период (ок. 8-6 вв. До н.э.)
Самый ранний период классической античности происходит на фоне постепенного возрождения исторических источников после краха бронзового века . VIII и VII века до нашей эры по-прежнему в значительной степени являются протоисторическими , с самыми ранними греческими алфавитными надписями, появившимися в первой половине VIII века. Обычно предполагается, что Гомер жил в 8 или 7 веке до нашей эры, и его жизнь часто считается началом классической античности. На этот же период приходится традиционная дата основания Древних Олимпийских игр — 776 год до нашей эры.
Финикийцы, карфагеняне и ассирийцы
Карта финикийских (желтым) и греческих колоний (красным) около 8-6 веков до н.э.
Первоначально финикийцы расширились из портов Ханаана , к 8 веку доминируя в торговле в Средиземном море . Карфаген был основан в 814 г. до н.э., а карфагеняне к 700 г. до н.э. прочно обосновались в Сицилии , Италии и Сардинии , что создало конфликт интересов с Этрурией . Стела находится в Китионе , Кипр отмечает победу король Саргон II в 709 г. до н.э. по семи царям острова, отмечая важный шаг в передаче Кипра из тирского правила к нео-ассирийской империи .
Греция
Период архаики последовал за греческим средневековьем и ознаменовался значительным прогрессом в политической теории , подъемом демократии , философии , театра , поэзии , а также возрождением письменности (которая была утрачена во время средневековья).
В керамике в архаический период наблюдается развитие стиля ориентализации , который сигнализирует об отходе от геометрического стиля позднего средневековья и накоплении влияний, полученных из Египта, Финикии и Сирии .
Стили керамики, связанные с более поздней частью архаической эпохи, — это чернофигурная керамика , которая возникла в Коринфе в 7 веке до нашей эры, и ее преемник, стиль красной фигуры , разработанный художником Андокидом примерно в 530 году до нашей эры.
Греческие колонии
Железный век Италия
Этрусская цивилизация на севере Италии , 800 г. до н.э.
К концу VII века до нашей эры этруски установили политический контроль в регионе, сформировав аристократическую и монархическую элиту. Этруски, очевидно, потеряли власть в этом районе к концу VI века до н.э., и в этот момент италийские племена заново изобрели свое правительство, создав республику с гораздо большими ограничениями на способность правителей осуществлять власть.
Римское королевство
Согласно легенде, Рим был основан 21 апреля 753 г. до н.э. двумя потомками троянского князя Энея , Ромула и Рема . Поскольку в городе не было женщин, легенда гласит, что латиняне пригласили сабинян на праздник и украли их незамужних девушек, что привело к объединению латинян и сабинянок.
Археологические данные действительно показывают первые следы поселения на Римском форуме в середине 8 -го века до нашей эры, хотя поселения на Палатинском холме могут быть датированы 10 веком до нашей эры.
Седьмым и последним королем Рима был Тарквиний Супербус . Будучи сыном Тарквиния Приска и зятем Сервия Туллия , Супербус был этрусского происхождения. Именно во время его правления этруски достигли пика своего могущества. Супербус удалил и разрушил все сабинские святыни и алтари с Тарпейской скалы , что привело в ярость жителей Рима. Люди стали возражать против его правления, когда он не смог распознать изнасилование Лукреции , римского патриция, его собственным сыном. Родственник Лукреции, Луций Юний Брут (предок Марка Брута ), созвал Сенат и в 510 г. до н.э. изгнал Супербуса и монархию из Рима. После изгнания Супербуса Сенат в 509 г. до н.э. проголосовал за то, чтобы никогда больше не допускать правление короля, и преобразовал Рим в республиканское правительство .