Произведение искусства
Детали работы
В « Христе, несущем крест» есть множество мельчайших деталей, которые помогают передать грубые, выразительные эмоции произведения. В целом, болезненный взгляд в глазах Христа показывает как мольбу о милосердии, так и понимание того, что должно произойти. Сама картина была вдохновлена « Воскресшим Христом» Микеланджело и параллельна ему . Произведение также имеет прямое отношение к северно-итальянскому повествованию о пути к Голгофе . Это повествование позволяет художнику выразить человеческие эмоции Христа, а не его спроецированное божественное выражение. В этой работе повествование на северо-итальянском языке позволяет Христу просить о милосердии, в то же время имея понимание своей роли в Божьем плане простить человечество за его грехи. Помимо эмоционального выражения Христа, северо-итальянское повествование об истории распятия позволило Христу быть изолированным существом, отделенным от вихря толпы, окружавшей его распятие.
По пути к Голгофе Христос несет крест к своему распятию в Иерусалиме. На этой картине изображен момент на пути, когда Христос останавливается посреди бури, чтобы общаться и отражаться в небесах, прежде чем принести высшую жертву для человечества.
Христос
Многие эмоциональные детали в этом произведении показаны в Самом Христе. Ниже приведена таблица с подробным описанием некоторых деталей картины, которые помогают в повествовании произведения.
Альтернативный образ Иисуса, успокаивающего шторм: Христос у Галилейского моря — Тинторетто
Задний план
Фоном для Христа, несущего Крест, является непреодолимая буря: молния, гром и возможный дождь. Тучи собираются в темных тонах, чтобы затемнить настроение и повествование произведения. Обычно штормы связаны с чувствами страха и беспокойства: оба эти чувства очень применимы к человеческой природе этого портрета. Грозовые облака также имеют световые лучи, позволяя зрителю понять принятие Христом своей жертвы, когда он общается и размышляет с небесами.
Часто образ Христа ассоциируется с библейским отрывком или текстом. В этом случае фон иллюстрирует Евангелие от Матфея 8: 23-27. В этом тексте Христос напоминает ученикам об их вере даже в моменты борьбы и страха. Это же повествование показано в « Христе, несущем крест» . Хотя кажется, что шторм бушует на заднем плане в момент смерти, Христос напоминает нам, что Бог с нами и всегда с Ним. Не нужно сомневаться или бояться в глазах Господа.
Христос и образы креста
Эта картина является ярким примером религиозных образов. Работа не только изображает Христа, религиозного иконоборца, но также отображает множество библейских отрывков и повествований на протяжении всей работы. Как упоминалось ранее, фон отрывка демонстрирует Евангелие от Матфея 8: 23-27. Фактическое повествование о распятии написано во всех четырех евангелиях Библии: от Марка, Матфея, Луки и Иоанна.
Алтарь Дона Мария де Арагон (1596—1600)
«Крещение Христа» (1596—1600)
Огромное, вытянутое в высоту полотно «Крещение Христа» (1596—1600, Мадрид, Прадо) — единственная картина, о которой достоверно известно, что она принадлежала алтарному циклу, написанному Эль Греко для школы обутых августинцев в Мадриде, основанной знатной придворной дамой Марией д’Арагон. Эта картина заключает в себе многие особенности творчества художника второй половины 1590-х годов.
Картина «Крещение Христа», как и другие произведения данного периода, находящиеся за пределами Испании, создает у зрителя впечатление ослепительных, проникнутых настроением просветленной радости видений. Изображение развертывается ввысь, пропорции фигур удлинены, все охвачено сильным движением, событие происходит в фантастической потусторонней среде, где стерты грани между земным и небесным.
Может быть, среди других картин этого времени «Крещение Христа» сильнее всего отмечено мистическим характером. Кроткий Христос и аскет Иоанн Креститель, мускулистое тело которого моделировано с уверенной живописной свободой,— самые спокойные, устойчивые образы картины. Окружающая их среда воплощает разлитую здесь божественную эманацию. Художник стремится повысить силу общего впечатления светозарностью цвета, перегруженностью фигурами и той живописной напряженностью, которая, по словам X. Камона Аснара, не оставляет «паузы для отдыха«. Красочная поверхность холста, пронизанная вспышками света и словно охваченная внутренним трепетом, становится своего рода самостоятельной одухотворенной материей.
Эль Греко воспринимает здесь движение не столько как физическое перемещение тел в пространстве (хотя и такой характер движения можно наблюдать в его полотнах), а как возникновение, становление и исчезновение. Одно переходит в другое, растворяется в свечении красок, гаснет и вспыхивает, лица ангелов запрокидываются, теряют очертания, их локоны превращаются в золотистые ореолы, одежды фосфоресцируют голубоватым и зеленым пламенем, серебристые прозрачные крылья трепещут, как крылья стрекоз. Огромную роль в передаче подобного движения играет волнистая контурная линия. Выразительность линии, особое значение контура — это восточная, византийская традиция в творчестве мастера. Впрочем, она переосмыслена им по-своему. Эль Греко применяет такую систему линейного ритма, которая даже тогда, когда он создает образы, близкие к реальности, не совпадает с органической формой. Это как бы линейный узор, наложенный на изображение и подчиняющий его себе. Возникает несоответствие, искажение, фигуры Эль Греко производят впечатление деформированных, нередко нескладных, особенно в очертаниях ног и рук. Но идеальная красота не волновала живописца, и в подобном смещении, как и в нарушении пропорций, он видел одно из выражений духовного.
Непрерывная линия, которая очерчивает контур фигур, например, в изображении Христа и Иоанна Крестителя в упомянутой мадридской картине, становится, по словам М. В. Алпатова, в произведениях Эль Греко «сжатой формулой ритма, которым пронизано все живое, вся органическая материя«.