Бессмертные полотна: лучшие картины Франциско Гойя
За время своей жизни художник успел создать множество картин, они все, без сомнения, являются шедеврами и достоянием испанского народа. Самая полная коллекция работ хранится в Мадридском музеи Прадо. Однако современники выделяют наиболее удачные картины мастера. Они повлияли на многих художников того времени. Самые популярные полотна:
- «Маха обнаженная»
- «Маха одетая»
- «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»
- «Семья Карлоса IV»
- «Сатурн, пожирающий своих детей»
Эти картины можно смело назвать шедеврами, которые получили широкое признание в наше время. Гойя писал все эти произведения, руководствуясь как внутренними ощущениями, так и отражая проблемы его любимой Испании. Каждая работа – это целая история, которую художник рассказал миру.
Маха обнаженная
Полотно создавалось в период с 1795 по 1800 гг. Через образ очаровательной открытой махи, творец передал портрет испанской горожанки того времени. Гойя перешагнул все каноны и изобразил женщину, для которой смыслом жизни стала любовь. Художник подчеркнул ее привлекательность и темперамент – именно такой образ в понимании Гойи был присущ испанским дамам. Очарование, молодость и непреодолимая тяга к жизни и любви – все это мастер искусно изобразил на полотне. «Обнаженная маха» это настоящая испанская Венера! Именно так оценивал мастер испанских женщин, считая их образцом чувственности и преданной любви.
Маха одетая
Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг. Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз. Очаровательная девушка стала символом женской недоступности, при этом она игрива и чувствует свою власть над мужчиной. Соблазнительные линии ее тела скрытые под одеждой, она манит и в то же время исполнена достоинством и девственной чистотой. Гойя очень любил подчеркивать противоречия в людской натуре: женщина на его полотнах это всегда воплощение любви и страсти, но она горда и непреступна.
Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 г.
В 1814 г была написана эта картина. Ее по достоинству считают непревзойденным шедевром. Художник смог точно передать атмосферу страшного насилия и несправедливости над человеком. Картина отображает его переживания и искреннюю ненависть к ужасам войны. Он трагически переносит смерть своих соотечественников, это творение можно назвать настоящим протестом Гойя против кровопролития и существующего режима.
Семья Карлоса IV
Холст увидел свет в 1800 г. Этот групповой портрет был заказан художнику самим королем. Однако в этом произведении Гойя не побоялся открыть все «секреты» королевской семьи. Художник очень точно отобразил их жизнь и манеру правления: богатые наряды и шикарные драгоценности не могут прикрыть пустоту души и изъяны тела. Мастер намеренно не стал приукрашать образы, а даже подчеркнул их несостоятельность, надменности и разобщенность. Сам мастер присутствует на полотне, он скромно стоит в темном углу и созерцает людей, которые исполнены притворством, а правит их судьбами коварство и жадность. Этот шедевр сам мастер называл «карикатурой», с ее иронией и правдивостью.
Сатурн, пожирающий своих детей
В период с 1819 по 1823 гг. мастер создал свое творение, которое отразило его внутренние переживания и страх за свою страну. Гойя написал настоящий шедевр, в котором отразил всю свою боль и страх за судьбу Испании, в то время переживающую неудачную революцию. Франсиско очень точно изобразил беспощадное время, которое пожирает своих «детей». Безысходность, страх, ужас и умершая надежда – это основные темы этого «мрачно» полотна.
Франсиско Гойя – это великий художник, который оставил яркий след в искусстве, только он мог писать такие разные картины: прекрасный и чувственный романтизм и ужасающий мрачный реализм.
§Техника выразительности
В отличие от вышеупомянутых портретов тут силуэт фигуры разрывается, она вся заполняется разнонаправленными движениями, их ритмический набросок становится резким. Контрасты света и тени усиливаются, внезапно вспыхивают и настолько же быстро исчезают. Некий мятежной энергией, грубостью окутаны цветовые сочетания, потерявшие былую декоративную упорядоченность и строгость. Но особую выразительность и живописную раскрепощенность приобретает тут яркая поверхность. Фактура и ранее была у Гойи активной и различной. Но сейчас из декорирующего средства она перевоплотился в остросодержательное. Это уже не наружняя, осязательная черта изображенного материала, поверхности, а условная, символическая форма. Схожую роль фактура игралась у Эль Греко, а в недалеком будущем приобретет всеобъятное значение в живописи Ван Гога.
§История сотворения
2 мая 1808 года патриотическое выступление в Мадриде было безжалостно подавлено оккупировавшими Испанию французскими войсками. Сразу прямо за этим французские власти провели массовые экзекуции повстанцев – они длилось всю ночь и весь последующий денек. После окончательного изгнания французов и возвращения в Испанию короля Фердинанда VII Гойя получил от правительства заказ на две огромные картины, которые, по мысли заказчика, должны были «увековечить средством живописи геройские сцены славной борьбы испанцев с деспотом Европы». Гойя исполнил заказ, но его полотна не были оценены по достоинству – это связано, вероятнее всего, с тем, что живописец написал их в очень уникальной манере. От него добивались геройских фигур и патетических жестов, а он по-человечески страстно проклинал страхи войн. В особенности видимо это проявилось в картине «Расстрел повстанцев», сейчас считающейся непревзойденным шедевром. Хотя сам Гойя не был очевидцем экзекуции, но атмосферу ужасного насилия над человеком, передал точно.
фон
Предыстория: Эль-дос-де-Майо. Начало восстания 2 мая.
Инцидент, запечатленный на снимке, произошел в 1808 году на заднем дворе собора. Наполеон I покорил Испанию, и королевский дом в Мадриде уже получил и выполнил его приказы. 2 мая 1808 года часть испанского населения попыталась силой предотвратить отъезд Франсиско де Паулы , брата короля Фернандо VII , по приказу Франции . Ситуация накалилась, и с французскими войсками шла неравная и тяжелая битва. Главнокомандующий французскими войсками Иоахим Мюрат в своем приказе заявил:
Любой испанец с длинным ружьем погибал мгновенно. Погибло около 400 человек. В ночь с 2 на 3 мая на холме Principe Pio было собрано 45 боевиков и расстреляно. Гойя запечатлел этот эпизод на своей картинке.
§Описание
Живописец избрал сюжетом для собственной картины конкретно миг перед залпом. Все происходящее кажется неестественным – как в ужасном сне. Из мрака, выделенные светом фонаря, выступают силуэты 2-ух групп, стоящих друг против друга; вдалеке видны черные строения Мадрида на фоне наизловещего темного неба. Основной художественный прием этой композиции – противопоставление. Перед зрителем два враждующих народа: французские завоеватели и испанские бойцы за свободу и независимость.
Фигуры повстанцев полны выразительности и драматизма. В массе приговоренных каждый переживает приближение погибели по-своему: кто-то рыдает, кто-то неистово молится. Посреди их выделяется могучий испанец в белоснежной рубашке. Он встречает погибель без ужаса. Его большущая фигура выхвачена из толпы потоком света; кажется, что все дула ружей нацелены лишь на него.
Центральная фигура изображена стоящей на коленях. В полный рост она показалась бы огромной скульптурой, потому Гойя специально уменьшает ее размеры, усиливая тем общий драматический эффект полотна.
Рядом с ним мужик со сжатыми кулаками, его чувства выражены более сдержанно и наименее патетично. И здесь же сгорбленный человек со сжатыми пальцами рук – он осознает, что обречен, и смиренно ожидает погибели.
Слева мы лицезреем повстанцев, в изображении которых самую важную роль играют их руки. Гойя, очевидно, знал о том, что перед расстрелом руки приговоренных связывают, но пренебрег этой деталью ради усиления общего красочного эффекта.
Обширно расставив ноги, направив мушкеты на невооруженных людей, французские бойцы стоят цельной группой и, похоже, лишены человечьих чувств. Бойцы выступают тут как олицетворение зла и насилия – вот поэтому они совсем безлики, их личные черты и людские чувства укрыты под схожими мундирами. Стреляющие бойцы размещены еще поближе к жертвам, чем должно быть по сути. И это тоже сознательный прием, имеющий целью выделить беспощадность всей сцены.
Городской пейзаж на заднем плане припоминает не Мадрид, а быстрее Толедо со известной картины Эль Греко. Может быть, Гойя тут сознательно «цитирует» работу 1-го из величавых старенькых мастеров.
Событие, запечатленное на картине, запоминается в целом, своим общим настроением, – даже повстанец в белоснежном воспринимается как окончание общего порыва, потому что он один из многих. Гойя не стремится к академической корректности рисунка, к законченности деталей. Все написано обширно, свободно, большими энергичными мазками.
Неумолимости надвигающейся смерти резко противопоставлена сила человечьих эмоций. Живописец просто, агрессивно, обнаженно и вкупе глубоко гуманно передает чувство обреченности, граничащий с безумием ужас, волевую собранность, испепеляющую ненависть к противнику.
Картина открывала пути новенькому осознанию исторической живописи. Оказалось, что подвиги не только лишь определенных исторических лиц, да и обыденных обычных людей достойны быть увековеченными в истории вообщем и искусстве а именно. И им для этого, оказывается, совсем не необходимы древние одежки либо условный аллегоричный язык, принятые в исторической живописи художников-академиков.
Эта картина заполучила символическое значение, она подняла испанскую национальную школу до высоты мирового трагизма. Эта картина является в еще большей мере отражением личной реакции Гойи на происшедшее, чем повествование о самом событии. В отличие от большинства людей, которые, оказавшись вовлеченными в какие-либо деяния, стараются оценить их обычно исходя из убеждений семейных либо узколичных интересов, живописец переводит событийную историю на язык общечеловеческих судеб, не прибегая к мифологическим иносказаниям и геройской бутафории. Испытываемые им чувства при восприятии какой-нибудь драматической сцены либо рассказа о ней так сильны, что принуждают его отрешиться от повествовательного стиля и вызывает жгучее желание отомстить за жертвы военных злодеяний. Тогда и изображению личного факта придается значение приятного примера, чье пластическое выражение приобретает, благодаря собственной грубости и пронзительности, форму реального манифеста и немедля воспринимается всеми.
Великий романтик: биография Франсиско Гойя
Франсиско Гойя – известный испанский художник, который представлял направление романтизм в искусстве. Родился мастер в маленькой деревушке Фуэндетодос в 1746г, на севере Испании. Позже семья переехала в Сарагос, и здесь начался путь талантливого художника, уже в 13 лет он стал обучаться живописи. Первое признание Гойя получил в качестве отличного портретиста, а уже в 1786 г Франсиско удостоен чести стать придворным живописцем и писать для короля.
Однако мировоззрение мастера резко поменялось после Французской революции – эти события потрясли его, к тому же состояние здоровье в этот период резко ухудшилось, и творец потерял слух. С этого момента полотна становятся более мрачными и даже пугающими, мастер перенес на них свое ощущение безысходности и одиночества. Эти творения быстро приобрели популярность. Творил мастер целых 70 лет и умер 1828 г во французском Бордо.
Восстание 2 мая 1808 года: Мадрид против французских оккупантов
2 мая 1808 года двадцатипятитысячный французский гарнизон, расположившийся в Мадриде, встретился с разъяренной толпой горожан. Схватив, что попало – чаще всего ножи или даже просто камни и палки – жители Мадрида нападали на вооруженных и подготовленных французских солдат. К народному бунту присоединилось лишь одно испанское военное подразделение: так артиллеристы из казарм Монтелеон навсегда вписали свои имена в историю страны.
В начале мая 1808 года Мадрид жил в напряжении: там стоял французский гарнизон, а среди горожан то и дело ползли разные слухи. Последний из них состоял в том, что наполеоновский маршал Мюрат собирается вывезти из страны наследника короля инфанта Франсиско. Учитывая, что чуть раньше его отец — король Карл IV — отрёкся от престола, это бы означало фактический захват власти в Испании.
Испанцы боялись того, что Наполеон захватит власть в стране
Дело в том, что французский войска стояли в испанской столице уже довольно долго: Наполеон под хитрым предлогом — якобы ради усиления армии в Португалии, с которой Франция вела войну — ввел их туда и не торопился уходить. Естественно, испанцам, которые видели к тому же неспособность своего престарелого короля как-то повлиять на ситуацию, такое положение дел не нравилось.
«Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде». Художник Франциско Гойя.
Для начала восстания нужна была лишь искра — правдоподобного слуха о намерениях французов оказалось вполне достаточно.
Мюрат начал действовать очень жестко в отношении повстанцев
Утром 2 мая некоторые ничего не подозревавшие французские солдаты, расквартированные в испанской столице, вышли на прогулку и были буквально растерзаны толпой.
В городе то и дело раздавались крики «Смерть французам!» Стало понятно, что военного столкновения не избежать: Мюрат начал стягивать имевшиеся у него в распоряжении силы, в то же время испанская армия получила приказ — не выходить из казарм.
Ослушаться приказа смогло лишь одно подразделение: артиллеристы казарм Монтелеон высыпали на улицы, чтобы сражаться за независимость своей страны.
«Третье мая 1808 года в Мадриде». Художник Франциско Гойя.
«Я послал в Испанию больше войск, чем собирался, так как во всяком случае не хотел допустить, чтобы события обернулись против нас, а страх перед фаворитом и английские интриги, которые уже тогда сплетались с интригами Фердинанда, могли к этому привести. Мюрат, который командовал армией, делал только глупости и ввел меня в заблуждение», — говорил позже, как описывает это в своих воспоминаниях французский дипломат Арман де Коленкур, сам Наполеон Бонапарт.
По мнению Наполеона, Мюрат сделал много ошибок в Испании
Основные столкновения произошли в центре города: площади Пуэрта дель Соль и Пуэрта Толедо были буквально залиты кровью. Там же погибли капитаны артиллеристов Педро Веларде и Луис Даоис, которых принято считать национальными героями и лидерами восстания.
Ожесточенные уличные бои шли лишь несколько часов: несмотря на то, что некоторым горожанам удалось завладеть французскими ружьями, силы были не равны. Армия Мюрата стягивалась в центр Мадрида со всех концов города, а повстанцам неоткуда было ждать пополнения.
В итоге французам удалось потопить восстание в крови: тысячи повстанцев остались лежать замертво на городских улицах.
Смерть Веларде 2 мая 1808 года. Художник Мануэль Кастеллано.
Уже вечером того же дня Мюрат решил с помощью жестоких мер брать ситуацию под свой контроль: в первую очередь это означало, что маршал собирается запугать испанцев и предотвратить следующие попытки восстания. «Жители Мадрида, давшие увлечь себя на ложный путь, предались мятежу и убийствам.
Военно-полевые суды, которые выносили смертные приговоры, были лишь формальностью: часто пойманных на улице испанцев расстреливали целыми группами, не разбираясь в том, участвовали ли они в бунте.
Тысячи испанцев погибли в ночь со второго на третье мая 1808 года
Надо сказать, что и здесь план Мюрата дал сбой: репрессии лишь подтолкнули испанцев в других городах к тому, чтобы выступить с оружием в руках против оккупантов. Во всей стране ввели осадное положение: расстрел грозил всем, кто остановится на улице в обществе более шести человек.
Несмотря на это, в разных городах Испании стихийно начали возникать хунты (органы местного самоуправления), которые сопротивлялись власти французов.
Количество вооруженных столкновений росло в геометрической прогрессии: так началась долгая и кровопролитная война, в которой Испания отстояла свое право на независимость.
AWESOME! NICE LOVED LOL FUNNY FAIL! OMG! EW!
Учитель русских инженеров
Институт Корпуса инженеров путей сообщения. 1910-е. Санкт-Петербург. Фотография: citywalls.ru
Институт Корпуса инженеров путей сообщения. 1890-е. Санкт-Петербург. Фотография: citywalls.ru
В одном из докладов императору Александру I Августин Бетанкур отмечал, что дороги на огромной территории России плохие, что они «будто бы устроены, на самом деле вовсе неудобны для проезда, и, наконец, целые области остаются незаселенными по недостатку путей сообщения». Государству требовались хорошо подготовленные инженеры-путейцы, но их даже негде было обучать. Правительство постановило открыть Институт Корпуса инженеров путей сообщения, а Бетанкура в 1809 году назначили его инспектором. Инженер писал, что целью нового учебного заведения было «снабдить Россию инженерами, которые, прямо по выходе из него, могли бы быть назначаемы к производству всяких работ в Империи».
В институт принимали юношей старше 15 лет, обучение длилось четыре года. Здесь работали лучшие специалисты России и инженеры из Европы: Александр I распорядился, чтобы послы империи в разных странах приглашали в институт выдающихся профессоров. Преподавание велось на русском и французском языках. Воспитанники глубоко изучали физику и математику, архитектуру и механику, Бетанкур читал лекции по инженерному делу. Уделяли время и практике: студенты учились резать камни, плотничать, составлять проекты и сметы на материалы.
Августин Бетанкур заложил основы инженерного образования в России: институт стал одним из лучших в стране, другие учебные заведение открывались по его программам. На протяжении всей жизни он был инспектором вуза, составлял программы и преподавал здесь. В институте учились студенты из высшего общества, в первом же наборе поступили сыновья дипломата графа Григория Строганова — Николай, Сергей и Александр, а также будущие участники восстания декабристов братья Муравьевы-Апостолы.
3 шедевра из музея Прадо
Творчество
3 шедевра из музея Прадо
20 ноября 2019 2 569 просмотров
Лиана Хазиахметова
Национальный музей Прадо отметил 200-летие. Из книги «Главное в истории искусств» рассказываем про три картины, которые хранятся в мадридском музее.
Крестный путь, Рафаэль
Рафаэль известен непревзойденным мастерством в изображении людей и разнообразием художественных интересов. Джорджо Вазари в 1550 г. назвал его «королем художников». Термин выдержал проверку временем и не утратил актуальности.
Эта картина, также известная как Lo Spasimo («мучение»), изображает Христа несущим крест на Голгофу. Когда Христос спотыкается под тяжестью креста, Мария падает на колени и протягивает ему руку. Так Рафаэль показывает, что она сопереживает боли Христа. Обмен героев взглядами передает множество эмоций.
Благодаря ярким цветам и плавным контурам этот убедительный образ одновременно и реалистичен, и идеален. Толпа на переднем плане уравновешена действием, изображенным на дальнем плане.
Левая и правая стороны также композиционно уравновешены: слева могучий Симон Киринеянин, решительно поднимающий крест, а справа плачущие женщины позади Девы Марии.
Картина была заказана монастырем Санта-Мария-дель-Спасимо в сицилийском Палермо. Корабль, везший ее из Рима, утонул, но картина чудесным образом достигла порта Генуи: она была в футляре и не пострадала от воды. Среди картин Рафаэля наиболее известны великолепные Мадонны и большие фрески Станца делла Сеньятура Ватикана. Он был одним из самых знаменитых художников Высокого Возрождения.
Менины, Диего Веласкес
Диего Веласкес (1599–1660), которого часто называют «художником из художников», был одним из самых востребованных живописцев своего времени. Он вдохновлялся творчеством Караваджо, был и знатоком искусства прошлого. Его живые и непосредственные картины роскошны и лаконичны; их правдивость необычна для испанских королевских кругов.
«Менины» — таинственный королевский портрет, изображающий мастерскую Веласкеса в королевском дворце. Девочке с золотыми волосами, инфанте Маргарите, дочери Филиппа IV, короля Испании, и Марианны Австрийской, тогда было 5 лет. Она одета в пышное громоздкое платье и окружена фрейлинами (менинами).
Одна из них, стоя на коленях, предлагает ей напиток, другая присела в реверансе. Рядом двое карликов: Мария Барбола и Николао де Пертусато, игриво толкающий ногой сонного мастифа. Королевский камергер дон Хосе Нието остановился на ступеньках в задней части комнаты, придерживая занавес, чтобы в помещение попадал свет.
Король и королева, отраженные в зеркале, находятся как будто рядом со зрителем. На единственном автопортрете Веласкес поместил себя рядом с королевской семьей, в придворном костюме, перед своим холстом. На его груди красный крест ордена Св. Якова, который он получил по окончании картины.
Говорят, король приказал добавить на нее крест после смерти Веласкеса.
Третье мая 1808 года в Мадриде, Франсиско Гойя
Франсиско Гойя (1746–1828) создал таинственные и яркие картины, запечатлев трудности и опасности жизни в Испании XVIII и XIX вв., что оказало большое влияние на его последователей.
2 мая 1808 г. армия Наполеона вошла в Мадрид, жители города восстали против вторжения. В наказание на следующий день французские солдаты арестовали и расстреляли сотни испанцев.
В центре картины Гойя изобразил испанского рабочего на коленях перед рядом солдат, с руками, раскинутыми, как у распятого Христа. Правая рука отмечена стигмой, напоминающей раны на теле Христа.
Фонарь на земле — единственный источник света, который усиливает драматизм происходящего, создавая длинные темные тени и яркие пятна света.
На переднем плане художник изобразил окровавленные трупы — тела мужчин, которые отдали жизни за свой город. Рядом с крестьянами изображен францисканский монах, стоящий на коленях и облаченный в серое.
Он не был участником восстания, но его все равно арестовали французские солдаты — так Гойя показывает их мстительность и жестокость. Одетые в серые шинели и киверы, с саблями, они в упор целятся в испанцев.
Солдаты обращены спиной к зрителям, поэтому остаются обезличенными — этим Гойя показывает то, что их личность исчезает при необходимости повиноваться приказам. Мрачный колорит в сочетании с яркими пятнами света усиливает ужас происходящего.
Из книги «Главное в истории искусств»
Инженер «для особых поручений государя императора»
Императорский тульский оружейный завод. Тула. Изображение: dmdonskoy.ru
Премацци Луиджи. Девушка с кувшином (фрагмент). Конец XIX века. Изображение: ru.wikipedia.org
В 1808 году Бетанкура лично представили Александру I в городе Эрфурте в Пруссии. В тот же год инженер приехал в Россию, его зачислили в свиту «для особых поручений государя императора», а немногим позже он получил высокий чин генерал-лейтенанта.
На новом посту Августин Бетанкур по поручению императора переоборудовал старейший в стране оружейный завод в Туле. Высокое мастерство тульских оружейников сочеталось с отсталой по европейским меркам технологией производства. Инженер оснастил завод паровыми машинами и современными токарными станками.
Для царскосельского фонтана «Девушка с кувшином» инженер создал систему подачи воды, а фигуру девушки сваял скульптор Павел Соколов. О фонтане ходили легенды: верили, что его вода исцеляет любовную тоску. Поэтесса Анна Ахматова в начале XX века посвятила ему стихотворение «Царскосельская статуя». Сегодня фонтан, как и прежде, украшает парк Царского села: у ног прекрасной бронзовой девушки лежит разбитый кувшин, из него по протоку струится вода.
Третье мая 1808 года
Картина создана в память о событиях, связанных с Мадридским восстанием против французских оккупационных сил. На самом деле, данная работа является правой половиной диптиха. Левая половина представляет собой непосредственно сами события, происходившие 2 мая 1808 года. Революционная картина, несомненно, знаковая часть испанского искусства 19 века. Тем не менее, авангардное полотно было холодно принято современниками и критиками, так как автор отверг все правила и принципы господствующих тогда направлений живописи. «Третье мая 1808 года» не содержит храбрых поступков, благородных дел и героев. Вместо этого Гойя изображает мрачную и кровавую казнь.
2 мая 1808
В отличие, например, от смерти Марата, авторства Жака-Луи Давида, или «последнего дня Помпей» Брюллова, в этой работе присутствует лишь бесцельная смерть.
Дата первой демонстрации картины публике доподлинно неизвестна. Наряду со «Вторым мая» она хранилась в музее Прадо, и даже не была включена в каталог от 1872 года. Тем не менее, с приходом современных художников и свежих художественных веяний, работа была признана в качестве новаторского шедевра. Символ зверств войны помещает работу на уровень с такими полотнами как «Герника» и «Резня в Корее», Пабло Пикассо.
Создание картин
Обе работы были завершены в течении нескольких месяцев и были малопригодны для украшения королевского дворца, в результате чего и оказались в хранилище Прадо.
Картины
Истории о том, что 62-летний Гойя наблюдал за казнью издалека, а затем побежал к месту казни с фонарем, чтобы запечатлеть мрачный пейзаж на своем блокноте, должны быть частью легенды; Гойя еще не жил недалеко от Принсипи Пио в 1808 году, и его фотография была сделана только шесть лет спустя и не является спонтанной реакцией на злодеяние .
Гойя представляет события на холме Принсипи Пио в сильно контрастирующей форме, которая также отражает дисбаланс сил в реальной ситуации: с одной стороны, восемь пехотинцев французской армии повернуты боком от зрителя и образуют с винтовками, солдатской курткой и высоким войлочным кивером на голове настоящая стена, с другой стороны — жертвы, яркая, отчаянная группа, беспомощно ожидающая расстрела. Повстанец в светлой рубашке высовывается из группы. Ассоциация с Иисусом Христом на кресте преднамеренная, на ладонях его рук есть рыльца (легко увидеть на правой руке). Здесь убивают мучеников. Гойя также использовал эту тему в своей социально-критической графике «Ужасы войны» .
Испанец с Канарских островов
Памятник Августину Бетанкуру. Пуэрто-де-ла-Крус, Тенерифе, Испания. Фотография: tenerifetoday.es
Августин де Бетанкур и Молина родился в 1758 годуна самом крупном из Канарских островов – Тенерифе. Его предки были французами: моряк Жан де Бетанкур захватил Канары в начале XV века, но его потомки сохранить власть не смогли, и архипелаг стал испанским. Августин рос в большой семье, его отец служил в испанской армии. В родном городе Бетанкура Пуэрто-де-ла-Крус производили шелк, и будущий архитектор еще в детстве увлекся механикой и технологией окраски ткани. В юные годы он построил прядильную машину для шелковых нитей: конструкция не была принципиально новым аппаратом, но значительно упростила труд рабочих.
В 1779 году Бетанкур отправился в Испанию и стал студентом самого престижного учебного заведения страны — Королевского училища Святого Исидора в столичном Мадриде. Будущий архитектор изучал здесь точные науки, механику и высшую математику. Одновременно он учился в Королевской академии искусств в классе рисования, несколько лет спустя после окончания Бетанкура избрали её почетным академиком.