10 самых известных картин ильи репина

Картина И.Е. Репина «Нищая. Девочка-рыбачка»

Полотно, написанное в 1874 году, считается одним из лучших творений 30-летнего молодого художника. Репин в это время проживал с семьей во французском городе Вель. Многие искусствоведы сходятся в едином мнении, что это первое произведение, положившее начало становления художника-портретиста.

Илья Репин много времени проводил за мольбертом на свежем воздухе и писал с натуры. Бедные французские дети соглашались за маленькую плату позировать художникам, чтобы помочь своей семье. Такова и история написания картины «Нищая». Позднее, в письмах к приятелю, художник упоминает тот факт, что девочка позировала из рук вон плохо, безобразничала, не слушалась. Репин, одухотворенный идеей, закончил работу в короткие сроки, несмотря на поведение ребенка.

Описание картины

На полотне изображена девочка с рыбацкой сетью в руках. Ее светловолосые короткие волосы не ухожены, лицо, брови и ресницы выгорели от солнца, сильные недетские руки обветрены. Платье, настолько старое и заношенное, покрыто латками. Все мелкие детали прорисованы четко. Краски выбраны приглушенные, темные. Взгляд девочки отведен в сторону, глаза грустные, но в тоже время живые.

Полотно находится в Областном художественном музее города Иркутска.

Возвращение домой, передвижники, Москва


Портрет Репина 1892 г. Кисть Серова С осени 1876-го Репин в течение года жил в родном Чугуеве. Переболел малярией. Выздоровев, бросился к холсту – накопил много наработок, хотелось деятельности и заказов. Переписываясь с другими художниками, в частности, с Крамским, принял решение подать заявку на приём в Товарищество передвижников. Ради вступления в его ряды художника такой славы и величины были проигнорированы все правила, и с 1878 года Репин живёт в Москве.

К выставке 1879-го написал «Царевну Софью», оказавшуюся спорной – стремясь к исторической подлинности, художник создал картину, в которой большинство тогда правды не увидело. Но это дело историков и искусствоведов.

Жизнь в Москве была бурной и богатой на знакомства и заказы. Взяв в свою семью 15-летнего Валентина Серова (по просьбе его матери, близко знакомой с Репиным), Илья Ефимович готовил подростка, имеющего стремление и художественный вкус, к поступлению в Академию. Став первым учителем Серова, способствовал развитию его дарования, хлопотал о нём и таким образом открыл миру новый талант.

Получал заказы. Репин, работы которого вывели его в ранг лучших художников России, тем не менее не всегда слышал только хвалебные отзывы. Картины Репина с названиями «Портрет И.С. Тургенева» (1874), «Крестный ход в Курской губернии» (1883) некоторыми были раскритикованы (первая не понравилась заказчику, Третьякову, о второй были негативные отзывы в прессе). Некоторые работы были приняты сразу и безоговорочно, как «Портрет композитора М.П. Мусоргского» (1881), в высшей степени человечный и живой.

Среди многочисленных знакомых некоторых Репин выделял особо. Так, он использовал любую возможность увидеться с Л.Н. Толстым, когда писатель бывал в Москве, также художник ездил в Ясную Поляну. Восхищаясь светилом литературы, Репин написал несколько его портретов в разных ситуациях: в кресле, за письменным столом, в кабинете, на пашне. Сохранились также десятки набросков.

Личная жизнь

Что касается личной жизни, то известно, что российский живописец был дважды женат. Первой супругой мэтра была Вера Алексеевна. Они обвенчались в 1872 году. Женщина подарила художнику четверых детей, но спустя 15 лет они расстались. Двое старших детей остались жить с отцом, а маленьких воспитывала мать. Репин сделал несколько портретных картин, на которых запечатлел жену и детей.

На полотне «Отдых» изображена бывшая супруга, картину «Стрекоза» он посвятил старшей дочке Вере, а «На солнце» — младшей дочери Надежде.

Второй супругой стала Наталья Нордман, которая была отличным литератором и фотографом. Женщина из-за любви к живописцу ушла из семьи. К ней Илья Ефимович переехал в 1900 году. Она на тот момент проживала в «Пенатах». Наталья скончалась в 1914 году после продолжительной болезни, у нее был обнаружен туберкулез. Имение перешло во владение дочери Веры, которая оставила работу в Александринском театре и вернулась в отчий дом.

https://youtube.com/watch?v=FVrOKqpan4w

Первый шедевр

Первым мощным произведением стали «Бурлаки на Волге», задуманные в 1868-м, когда подобную сцену художник видел своими глазами, только на Неве. Репин картины вынашивал подолгу, скрупулёзно обдумывая сюжет, подбирая меткие, по собственному видению и замыслу, позы, жесты, лица и мимику героев. Картины Ильи Репина – не случайные композиции, ракурсы и краски, а результат мучительных творческих исканий.

Увлёкшись «Бурлаками…» Репин даже перенёс свою заграничную поездку. Только в 1873 году художник представил «Бурлаков на Волге» публике. Резкий контраст счастливого пейзажа и шокирующих портретов измождённых мужиков, тянущих против течения реки корабль, произвёл сенсацию, взрыв эмоций и мнений в международном художественном мире.

Самые известные картины Ильи Репина

Картины Ильи Репина входят в золотой фонд русского искусства. Многие работы художника стали хрестоматийными:

«Бурлаки на Волге» (1872-1873) — самое известное произведение Репина, в которой он не просто реалистично изобразил тяготы простого народа, но и поставил философский вопрос о судьбах России

Обратите внимание на буксир на заднем плане — это символ прогресса, который далёк от тех, кто тянет лямку на берегу. Картину сравнивали с адом Данте, она вызвала сенсацию в стране и за рубежом

Это один из немногих примеров в живописи, когда жанровая сцена стала монументальной.
«Садко» (1876) — красочная работа, переносящая зрителя в волшебный мир русских сказок. Несмотря на критику, эта картина принесла живописцу звание академика.
«Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» (1879) — исторический портрет, передающий непростой характер сестры Петра I. На этой картине художник изобразил Софью Алексеевну уже заточённой в монастырскую келью, но не сломленной.
«Портрет композитора М. П. Мусоргского» (1881). На холсте запечатлён композитор в последние дни своей жизни, в больнице, после приступа белой горячки. Эта картина, в которой передан противоречивый характер Модеста Мусоргского, подтвердила славу Ильи Репина как замечательного портретиста-психолога.
«Крестный ход в Курской губернии» (1883) — ещё одна монументальная работа, в которой отражен народный быт. На картине — свыше семидесяти персонажей, и каждый — со своей судьбой.
«Иван Грозный убивает своего сына» (1885). Невероятно драматичная сцена, наполненная болью и отчаянием, а также ставящая вопрос о цене исторических ошибок. Император Александр III пытался запретить экспонирование произведения на выставках. Эмоциональное воздействие картины настолько высокое, что она дважды подвергалась актам вандализма со стороны посетителей Третьяковской галереи — в 1903 и 2021 годах.
«Не ждали» (1888) — передвижническая работа из «народовольческой серии» Репина. Социально-психологический сюжет, в котором художник не только отразил и личную драму героев, но и вписал её в широкий социальный контекст.
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891). В этой работе Илья Репин в очередной раз продемонстрировал свой талант живописца-психолога. Удивительная яркость характеров, бурная эмоциональность, юмор — всё это делает запорожцев по-настоящему живыми.
«Какой простор!» (1903). Импрессионистское произведение, наполненное эмоциями людей и стихии.

Творчество мастера всецело поддерживал великий русский меценат — Павел Третьяков, приобретая его шедевры для своей галереи. Он сумел разглядеть великий талант. В наши дни шанс инвестировать средства в вечные ценности предоставляет коллекционерам сайт Very Important Lot, где не только проводятся аукционы антиквариата, но и выставляются работы современных художников. Вы можете недорого купить картину современного автора, тем самым поддержав его творчество и пополнив свою личную коллекцию перспективным произведением искусства.

Популярные темы сообщений

  • Библиотека Домашняя полка с книгами или привычная библиотека – это книжный храм для любителей чтения. Библиотеки существуют много столетий. Впервые в нашей стране они появились в период образования Киевской Руси. В прошлых веках позволить себе содержать
  • Алтайский заповедник Наша страна славится своими уникальными природными территориями, которые распространяются на тысячи километров. Одним из таких объектов является Алтайский государственный природный заповедник.
  • Творчество Льва Кассиля Л.А. Кассиль – детский писатель, который не ожидал стать писателем в студенческие годы. Его творческая работа началась после публикации его очерков, описывающих Москву и его впечатления от города. Автор любил детей,

ПЕРВАЯ СЕМЬЯ И ЖИЗНЬ ЗА ГРАНИЦЕЙ

В феврале 1872 года художник женился на Вере Шевцовой, дочери архитектора, с которой Илья Репин познакомился ещё в годы студенчества, когда гостил в доме своего однокашника Алексея Шевцова, брата Веры. В конце этого же года у них родилась первая дочь. Осенью 1874 года родилась вторая дочь. К тому времени в семье Репиных появился и неродной ребёнок — Валя Серов. Его мать, Валентина Серова (она позировала Репину для картины «Царица Софья»), в Париже была сильно занята концертами и репетициями, и мальчик стал проводить много времени в семье художника. Репин научил мальчика рисовать, а Серов на всю жизнь стал ему любимым учеником и близким другом.

Позже в семье Репина появилось ещё два ребёнка, но семейная жизнь так и не заладилась. Скромная девушка с толстой косой любила мужа, но — как показало время — совершенно не годилась в качестве жены художника. Илья Ефимович был жаден до общения. Дом Репиных был открыт и доступен широкому кругу столичной интеллигенции. Кроме тех, кого художник писал, в доме постоянно толпились студенты, его ученики. На молодёжных вечеринках собиралось по многу десятков человек. Репин любил пылкие дискуссии и ярких, умных, самостоятельных женщин. А Вера была слишком тихая, никогда не высказывала своего мнения, была поглощена бытом и детьми. Такая женщина перестала быть музой для художника, а брак не оправдал его надежд. В 1884 году всё это закончилось и Вера покинула мужа, узнав о его связях с другими женщинами. Старшие дочери остались с Ильёй Репиным.

За успехи в учёбе Репин получил от Академии стипендию для поездки за границу. Путешествие по Европе продлилось три года (1873-1876). Большую часть этого времени художник жил в Париже, успев, кроме того, посетить Италию и Англию. Приезд Репина в Париж совпал по времени с первой выставкой импрессионистов (1874), наделавшей много шума. Репин отнёсся к увиденному двойственно: с одной стороны, его восхитили свет и колорит новой живописи, а с другой, эти работы показались ему «социально» легковесными.

Вскоре после возвращения в Россию Репин на целый год уехал в родной Чугуев, где написал ряд полотен на современные сюжеты. Работал он медленно и вдумчиво, одновременно занимаясь, как правило, несколькими картинами. В сентябре 1877 года Репин приехал в Москву. Живя в Москве, художник часто навещал Абрамцево, подмосковное имение известного мецената Саввы Морозова. Дружеские отношения у него сложились и с Павлом Третьяковым, «отцом» Третьяковской галереи.

В 1882 году Репин перебрался в Петербург. В эти годы он, набираясь впечатлений, много ездил по России. Так, в 1880 году художник побывал на Украине, в 1882 году — в Курской губернии, а в 1888 и 1899 годах — на Кавказе.

Художественная работа

Фотография Репина, сделанная Рентцем и Шредером, 1900 г.

Креативность

Репин настойчиво искал новые приемы и содержание, чтобы придать своему творчеству полноту и глубину. У Репина был набор любимых сюжетов и ограниченный круг людей, чьи портреты он писал. Но у него было глубокое чувство цели в своей эстетике, и у него был большой художественный дар чувствовать дух эпохи и его отражение в жизни и характерах людей. Поиски истины и идеала привели Репина в разные художественные направления под влиянием скрытых аспектов социального и духовного опыта, а также национальной культуры. Как и большинство русских реалистов своего времени, Репин часто основывал свои произведения на драматических конфликтах, взятых из современной жизни или истории. Он также использовал мифологические образы с сильным чувством цели; некоторые из его религиозных картин являются одними из величайших.

Его метод был противоположен общему подходу импрессионизма

Он производил работы медленно и осторожно. Они стали результатом внимательного и детального изучения

Для некоторых своих картин он сделал сотню или более предварительных набросков. Он никогда не был доволен своими работами и часто писал несколько версий с разницей в годы. Он также постоянно менял и корректировал свои методы, чтобы получить более эффективную аранжировку, группировку и колористическую силу. Стиль портретной живописи Репина был уникален, но чем-то обязан влиянию Эдуарда Мане и Диего Веласкеса .

Украинское культурное влияние

В 1870-1880-х годах он приезжал в Чугуев и собирал материалы для своих будущих произведений. Там он нарисовал своего архидьякона .

Картины Репина, вдохновленные украинской культурой, включают:

Украинский крестьянский дом (1880; Киевская национальная картинная галерея)

  • Человек с плохим глазом (1876)
  • Украинская девушка у забора (1876)
  • Деревня Мохначи близ Чугуева (1877 г.)
  • Портрет М. Мурашко (1877)
  • Ответ запорожских казаков (1880–1891, две версии: Петербургская и Харьковская)
  • Вечорницы (1881)
  • Украинская сельская баба (1886)
  • Портрет Тараса Шевченко (1888 г.)
  • Гайдамака (1902)
  • Казаки на Черном море (1908)
  • Прометей (1910, по поэме Т. Шевченко)
  • Гопак (1930)

Репин был членом комиссии, созданной для создания памятника художнику-поэту Тарасу Шевченко, которого он называл «апостолом свободы». Он иллюстрировал романы , такие как Тарас Бульба и Сорочинская ярмарка по Н.В.Гоголя (1872-82) и Zaporissya в остатках древних легенд и людей по Дмитро Яворницкого (1887 г.), и привлек многочисленные эскизы архитектуры, а также различные популярные аспекты украинской культуры . В сферу знаний Репина входил ряд выдающихся мыслителей того времени, в том числе Марко Кропивницкий , Николай Мурашко и Дмитрий Яворницкий .

Репин помогал комитету Союза изобразительных искусств в Николаеве . Он также был почетным членом Союза литературы и искусства, а также Союза древностей и искусства в Киеве. Он поддерживал многочисленных художников, художественные школы Мурашко в Киеве, М. Раевскую-Иванову в Харькове и Художественную школу в Одессе.

В одном из последних писем он написал: «Добрые, дорогие соотечественники Прошу вас поверить в чувство моей преданности и бесконечного сожаления, что я не могу переехать жить в милую, радостную Украину Любя вас с детства Илья Репин ». Художника похоронили у «Чугуевского холма», на окраине его владений в Пенатах.

Наследие

Репин был первым русским художником, добившимся европейской известности, используя именно русскую тематику. Его картина 1873 года « Бурлаки на Волге» , радикально отличающаяся от предыдущих русских картин, сделала его лидером нового движения критического реализма в русском искусстве. Он предпочел природу и характер академическому формализму. Триумф этого произведения был широко распространен, и его хвалили такие современники, как Владимир Стасов и Федор Достоевский . Картины показывают его чувство личной ответственности за нелегкую жизнь простого народа и судьбу России. В 1880-х годах он написал многие из своих самых известных работ и вступил в Общество передвижников.

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДЪЁМ

Пятнадцатилетие, уместившееся между 1877 и 1892 годами, оказалось самым плодотворным периодом в жизни живописца. Его работы этого времени неизменно вызывали всеобщий интерес, выдвинув Репина в первый ряд современных русских художников. Назовём среди них хотя бы картины «Крестный ход в Курской губернии» и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Тогда же Репин создал лучшие свои портреты.

Жизнь его была вполне благополучной; недостатка в средствах он не испытывал. Репин всегда сознавал свою удачливость и при этом никогда не был уверен в своём таланте. Он считал себя «посредственным тружеником» и думал, что только ежедневная многочасовая, почти каторжная работа может сделать из него настоящего художника. Он не зазнавался от своих успехов и спокойно переживал неудачи. Даже после расставания с женой Верой, которое он тяжело переживал, и выхода из Товарищества передвижных выставок, когда на нервной почве у него сначала начала болеть, а потом перестала действовать правая рука, он не сник, не потерялся, а научился работать левой рукой. А ведь ему тогда не было и 45 лет. С возрастом художника начало подводить зрение, развилась дальнозоркость, но Репин и тут не отчаялся, а стал использовать кисти с длинными ручками, их длина иногда доходила до метра. Илья Ефимович научился компенсировать своё состояние и продолжал заниматься самым важным для него — писать картины. Наверное, в его страсти к работе и заключается секрет того, что Репин до самой смерти сумел сохранить ясность ума и живость характера.

Большие персональные выставки, организованные в 1891-1892 годах в обеих российских столицах, сопровождались оглушительным успехом. «Моя выставка, — отмечал художник в одном из своих писем в феврале 1892 года, — здесь делает большое оживление. Народу ходит много. Залы светлые, высокие, погода чудная, солнечная. Много студенчества, курсисток и даже ремесленников толпится в двух залах и рассыпается по широкой лестнице». Знаком международного признания его заслуг стало награждение живописца (в 1901 году) французским орденом Почётного легиона.

Картина И.Е. Репина «Садко»

Илья Репин, находясь в Париже, написал полотно, сюжет которого исходит к русской фольклорной былине о новгородском купце Садко. Это художественная работа резко выделяется из всего творчества великого живописца. Сказочная история вдохновила его. Художник надеялся на успех, но «заграничные» почитатели искусства не проявили интереса и не оценили работу. Вскоре картина была куплена Великим князем Александром III. Будущий император приобрел ее для своей коллекции. Илье Репину было присвоено звание академика.

Описание картины

Садко славился своей игрой на гуслях. Морской владыко заманил купца в подводное царство и хотел удержать его, женив на одной из своих дочерей. Именно этот момент и запечатлен на полотне художника.

Композиция картины – треугольник. В правом углу стоит купец Садко в богатой собольей шубе и шапке и смотрит влево вверх, на девушку, одетую в простое национальное русское платье. Его взгляд прикован к ней. Садко не замечает никого, кроме нее. Вокруг купца плавают красавицы и бросают на него свои чарующие взгляды. Но ему не нужны эти водные царевны-русалки в красочных дорогих нарядах, украшенные драгоценностями. Не замечает Садко и великолепие животного, растительного подводного мира. Выбор Садко говорит о том, что нет ничего лучше родного мира, простой земной любви и ясно выражает тоску по родине.

Богатая цветовая гамма красок была использована художником при написании картины. Все детали костюмов, лица прорисованы до мелочей. Только на заднем плане русская девушка остается в несколько размытом виде и взгляд Садко не хочет упустить ее из вида, хочет вырваться наверх из воды.

Великолепно проработаны представители водного мира: морская звезда, фантастические рыбки, кораллы, водоросли. Удивительные краски имеет морская вода. Здесь Репин использовал все оттенки зеленого цвета.

Художник, чтобы приблизить к реалиям написание подводного мира, специально посещал Берлинский океанариум.

Полотно находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Размеры картины 323х230 см. Масло.

Деревенская тема

Очень быстро Репин ушёл от «академических» тем, отдав предпочтение современной ему русской действительности. Этот выбор художника не был случайным; его продиктовало само его происхождение, опыт жизни, среда, в которой он получал художественные и мировоззренческие уроки. О своей увлечённости Россией, её прошлым и настоящим Репин говорил уже в молодости, а три года европейских странствий обернулись для художника сущей пыткой (он вернулся на родину раньше срока). Вернувшись в 1876 году из длительной зарубежной поездки, Репин принялся с удовольствием писать деревенскую жизнь. Многое тут было и от воспоминаний о собственном детстве. Среди «сельских» работ художника есть жанровые сцены, индивидуальные («Домаха») и групповые («Праздничный вечер в деревне») портреты. Поставив кульминационную точку в этом ряду своим знаменитым «Крестным ходом в Курской губернии», Репин обратился к историческим и «политическим» сюжетам. И.Н. Крамской однажды сказал: «Я знаю многих художников, которые пишут, и порой очень хорошо пишут, сельскую жизнь, но ни один из них не может сравниться по мастерству с Репиным».

Такая исключительная привязанность к русской теме была одной из отличительных черт русского реализма, утвердившегося в отечественном искусстве во второй половине XIX века. Основной соей задачей тогда оно видело правдивое изображение действительности во всём многообразии её проявлений и утверждение нравственного взгляда на жизнь как залога оздоровления общества.

Репин оставался серьёзным и ищущим художником, однако слишком уж энергичных философских исканий он сторонился и был всегда верен одной лишь идее — принести своим трудом пользу России. Этот путь оказался для него мучительным и радостным. В 1899 Репин писал Владимиру Стасову: «Я всё так же, как с самой юности, — люблю свет, люблю истину, люблю добро и красоту как самые лучшие дары нашей жизни. И особенно искусство! Искусство я люблю больше, чем всякое счастье и радости жизни нашей… Оно всегда и везде, в моей голове, в моём сердце, в моих желаниях лучших, сокровеннейших. Часы утра, которые я посвящаю ему, — лучшие часы моей жизни».

Снова Петербург

Осенью 1882 года Репин переехал в столицу – Москва опостылела, а город молодости обещал зарядить свежими силами для осуществления творческих задумок. Так и случилось – здесь родились настоящие шедевры, герои которых исторические личности и события прошлого и настоящего.

Новые знакомства словно вливали свежую кровь – за плечами пол жизни, опыта накоплено много, намётанный глаз безошибочно выхватывал главное. Увидев интересный типаж, художник загорался желанием написать портрет. Так, глаза литератора Всеволода Гаршина с первой встречи зажгли художника идеей. Позже он осуществил её, привлекая писателя к работе моделью неоднократно.

В период 1894-1899 Репин сблизился с объединением «Мир искусства», участвовал в международных выставках, что поначалу принял восторженно. Приверженцев объединения называли декадентами, их идеология строилась на отрицании школ передвижников и Академии художеств, в выражениях они не стеснялись («школа безвкусицы» и т.д.). Со временем такая резкость стала коробить Репина, и он отказался сотрудничать с «Миром искусства», защищая академистов и передвижников.

Личная жизнь

Отдых. Портрет В. А. Репиной, жены художника 1882 г.

В биографии Ильи Репина была не одна женщина. Первой женой художника стала Вера Алексеевна Шевцова из семьи известного петербургского архитектора – в годы учёбы в Академии он дружил с её братом. Венчание состоялось в феврале 1872 года. Свадебное путешествие по решению молодого мужа было совмещено с поездками по работе – без живописи и общества Репин жить не мог.

Осенью того же года родилась дочь Вера, через два года в Париже дочь Надя, затем Юрий и Татьяна, названная в честь матери художника.

С самого начала обнаружились разные взгляды и наклонности относительно образа жизни – Илье Ефимовичу хотелось иметь много знакомых и друзей, общаться, принимать гостей (что и нужно было для получения заказов), Вера Алексеевна стремилась к замкнутой семейной жизни. Союз продержался до 1887 года. Старшие дети стали жить с отцом, младшие с матерью.

Вторые известные отношения, но без заключения брака, начались в 1900 году. Тогда Репин построил дом в Куоккала (Финляндия), где прожил 14 лет с писательницей Натальей Борисовной Нордман-Северовой до разрыва отношений по её решению. Нордман была своеобразной женщиной (не носила шуб в любой мороз, не ела мясо, не держала прислуги, лечилась отваром сена и т.д.). Заболев туберкулёзом, предпочла отказаться от денег и прочих благ и уехала за границу на лечение. Умерла в 1914 году.

Третьяков в жизни Репина

Портрет Павла Третьякова 1901 г.

Знакомство с ценителем искусства ещё в студенческие годы теперь переросло в дружбу, которая не мешала им правдиво высказывать своё мнение друг другу. Так, Третьяков открыто говорил, что ему не нравится в той или иной работе художника, подкидывал идеи, а тот спорил, если был уверен в своей правоте.

Понимая, как важен и ценен вклад Павла Михайловича в искусство и судьбу каждого талантливого русского художника, Репин мечтал написать портрет Третьякова, которого несколько лет пришлось уговаривать. К работе приступили с началом 1882 года. Второй вариант картины с изображением мецената был написан уже после смерти Третьякова (1832-1898), «дуба могучего и развесистого», олицетворяющего грандиозную эпоху искусства.

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года (1883–1885)

Картина изображает момент убийства Иваном Грозным своего старшего сына Ивана. В припадке гнева царь ударил сына посохом и убил его. Репин передал именно тот момент, когда отчаяние поглотило обезумевшего от горя отца.

Реакция публики на картину была неоднозначной. Но то, что она гениальна — никто не спорил. Невозможно оторваться от глаз старика, и алой горячей крови, текущей сквозь его пальцы. Смятый ковёр, световые акценты, позы героев, ужасная реалистичность произошедшего делают эту картину потрясающей, одной из самых великих произведений живописи. Из-за этого реализма картину несколько раз пытались повредить личности с неуравновешенной психикой.

4

Библиография

  • Репин И. Е., Крамской И. Н. Переписка. 1873—1885 / Письма подгот. к печати и примеч. к ним сост. Т. А. Дядьковской; . — Москва; Ленинград: Искусство М.: тип. «Кр. печатник», 1949. — 208 с. — (Письма И. Е. Репина). — 5000 экз.
  • Репин И. Е., Базилевский В. И. Илья Ефимович Репин, Виктор Иванович Базилевский Переписка (1918-1929 годы) / Федеральное арх. агентство, Российский гос. архив лит. и искусства; подгот. : Т. М. Горяева, Е. В. Кирилина, О. В. Турбина.. — Санкт-Петербург, М.: Мiръ, РГАЛИ, 2012. — 380 с. — 3000 экз. — ISBN 5-98846-061-5, 978-5-98846-061-9.
  • Репин И. Е., Щеглов И. Наивные вопросы. С прил. портр. Ивана Щеглова, рис. И.Е. Репиным, автобиогр. заметки и библиогр. указ. / Иван Щеглов. — Санкт-Петербург: А. Г. Алексѣева, 1903. — 188 с.
  • Репин И. Е. Письма к Е. П. Тархановой-Антокольской и И. Р. Тарханову / Под общ. ред. К. И. Чуковского; Вступ. статья и прим. И. А. Бродского и Я. Д. Лещинского. — Л.: Искусство. тип. арт. «Сов. печатник», 1937. — 116 с.
  • Репин И. Е. Далекое близкое. Под ред. и с предисл. К.Чуковского. М-Л., «Искусство», 1937 г., — 624 с.
  • Репин И. Е. Далекое близкое. Под ред. и со вступ. статьей К. Чуковского. М.-Л., «Искусство», 1944 г. — 528 с., 3 000 экз.
  • Репин И. Е. Далекое близкое / Под ред. и со вступ. статьей К. Чуковского; . — 3-е изд., испр. и доп.. — Москва ; Ленинград: Искусство, 1949. — 555 с.
  • Репин И. Е., Чуковский К. И. Илья Репин, Корней Чуковский. Переписка, 1906—1929 / Вступ. ст. Г. С. Чурак; подгот. текста и публ. Е. Ц. Чуковская и Г. С. Чурак; коммент. Е. Г. Левенфиш и Г. С. Чурак. — М.: Новое литературное обозрение, 2006. — 352 с. — 2000 экз. — ISBN 5-86793-436-5.
  • Репин И. Е., Третьяков П. М. Письма И. Е. Репина. Переписка с П. М. Третьяковым. 1873—1898 / Письма подгот. к печати и прим. к ним составлены сотрудниками Гос. Третьяковск. галереи М. Н. Григорьевой и А. Н. Щекотовой; Предисл. А. Замошкина. — Москва ; Ленинград: Искусство, 1946. — 226 с. — (Труды Государственной Третьяковской галереи).
  • Репин И. Е. Илья Ефимович Репин. — Санкт-Петербург: Экспедиция заготовления гос. бумаг, 1894. — Т. VIII. — 28 с. — (Русские художники).
  • Репин И. Е. Бурлаки на Волге (Воспоминания). — Москва ; Ленинград: Искусство, 1944. — 124 с.
  • Репин И. Е. Письма к писателям и литературным деятелям. 1880—1929. Подгот. к печати и примеч. сост. О. И. Гапоновой / Под ред. А. И. Леонова; Вступ. статья Н. Машковцева.. — М.: тип. газ. «Моск. правда», 1950. — 268 с.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ilya-repin.ru,,  

Илья Репин: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Илья Репин: жизнь и творчество художника
3.3 (65.45%) 11 голос(ов)

Учёба в Академии

Краткая биография Репина как студента изобилует наградами.

С первых лет своего пребывания в Петербурге молодой художник жадно учится и стремится отличиться. Для этого периода наиболее значительны картины Репина под названиями (с описанием евангельских сюжетов):

  • «Ангел смерти избивает всех перворождённых египтян» (1865) – серебряная медаль;
  • «Иов и его друзья» (1869) – малая золотая медаль;
  • «Воскрешение дочери Иаира» (1871) – большая золотая медаль.

Годы учёбы и написание конкурсных работ с непростой тематикой, требующей творческих мук, осложнялись нехваткой средств на холсты и краски. Но Репин художник целеустремлённый, он всегда находил выход. Так, готовясь к выпуску, он с целью продажи довольно быстро написал жанровую работу: студент отвлекается от занятий, наблюдая за девушкой из окна. Отданная в комиссионный магазин, картина быстро и выгодно была продана, обеспечив возможность работать над картиной, завершающей учёбу. В результате в 1871 году Репин стал художником I степени и мог на шесть лет уехать за границу. Слава о молодом таланте, выпускнике Академии, вышла за её пределы.

Репин педагог

Пахарь. Лев Толстой на пашне 1887 г.

Уже в звании профессора живописи, с 1894 года художник преподаёт.

Впоследствии его ученики в родной Академии художеств отзывались о Репине как наставнике двояко, но мастер всегда был внимателен к студентам, особенно тем, кто испытывал материальные трудности, устраивая им подработки.

С обострением политической ситуации в стране, особенно после январских событий 1905 года, накалялось и общество. Студенты и педагоги были его частью, и не могли оставаться безучастными. Но мнения разделялись, доходило до горячих споров. В пылу политических разногласий Репин в сентябре того же года всё бросил и уехал в Италию к Нордман, затем вернулся в Россию, уволился, весной 1906-го коллеги уговорили его снова пойти преподавать. Но страна только закипала… В 1907 году Репин снова подал прошение об отставке. На этот раз окончательное.

Вторая половина жизни

Поселившись в «Пенатах» в Куоккале близ Петербурга, Репин отдаётся работе и общению со светилами. В усадьбе бывают Чехов, Короленко, Стасов, Серов, Горький, Чуковский… Для приёма гостей Наталья Борисовна выделяет один день в неделю, среду, чтобы художник мог спокойно работать над картинами.

Репин пишет статьи, работает иллюстратором, бывает на выставках, в том числе зарубежных.

В марте 1917-го приветствует провозглашение России республикой, но в апреле 1918-го усадьба «Пенаты» оказывается на территории Финляндии – так пролегла граница. Весной 1922-го к отцу переезжает старшая дочь Вера. Оказавшись вне России, Репин старался не думать о территориальных и межгосударственных проблемах, всё время работал. К тому же он как именитый живописец, передавший в дар художественному обществу Финляндии ряд собственных картин и работ других русских художников, стал почётным членом общества.

Выставляется в Хельсинки, Праге, в 1925-м в Москве и Ленинграде. В 1926 году советская делегация во главе с Иосифом Бродским приглашает его вернуться в Россию.

География выставок расширяется: присоединяются Швеция, США, Франция. Но одновременно у стареющего художника остаётся всё меньше сил. Съехались все дети, они ухаживали за старым отцом и были с ним до конца. Не стало Репина 29 сентября 1930 года. По завещанию похоронен близ «Пенатов», в приусадебном парке.

Рисунки и гравюры

Репин был превосходным рисовальщиком и свободно работал в различных техниках (перо, карандаш, уголь, мел, кисть), часто сочетая их при создании одного рисунка. Так, например, три этюда к картине «Л.Н. Толстой босой» выполнены углём и мелом, а рисунок «Максим Горький читает в Пенатах свою драму «Дети солнца» — карандашом и пастелью. Репину принадлежит целый ряд прекрасных акварелей и гравюр. Его рисунки разнообразны. Среди них встречаются как беглые наброски, так и тщательно проработанные произведения — как, например, «Санкт-Петербург: Невский проспект». Успешно выступал Репин и в качестве книжного иллюстратора.

Писал Репин медленно, тщательно, делая для каждой большой картины массу предварительных этюдов и набросков, и поэтому работа над некоторыми полотнами растягивалась у него на годы. Чего стоит только десяток лет (даже больше!), отданный знаменитым «Запорожцам». Репину долго казалось, что картине чего-то не хватает, и он снова ехал на Украину в поисках каких-то упущенных, по его мнению, исторических деталей. Иногда впадал при этом в форменное отчаяние. В 1890 году он жаловался в одном из писем: «Я вынужден слишком многое приносить в жертву, чтобы добиться общей гармонии… Я не вижу конца этой работе, она совсем не движется. На какое-то время я вообще решил прекратить писать эту картину».

Подобная тщательность (кстати, снова сближающая художника с Ивановым), происходившая от особенностей характера и очарованности самой темой, вполне могла иссушить первоначальный замысел, однако Репину каким-то чудом удавалось избежать этой опасности; все его герои живут живой жизнью, репинская кисть остаётся мощной, виртуозной и неповторимой, а свежесть его полотен как бы напрочь исключает какие-то невероятные усилия. Эта обманчивая легкость дорогого стоит. И вместе с тем воздействие живописи Репина на тогдашнюю интеллигенцию было грандиозно. М. Мусоргский называл её «грозным оружием».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: