Постоянные экспозиции
Открытый в 1946 году Мемориальный музей-квартира Некрасова на сегодняшний день на выставочной площади почти 570 квадратных метров экспонирует более 4 тысяч предметов быта, интерьера, творческого наследия и личных вещей поэта и его ближайших сподвижников – Панаева и Краевского. Всего в фондах находятся 13 130 мемориальных единиц. Первоначально коллекция складывалась за счет даров родственников поэта Горбатовых и Чибисовой, инициатора создания музея профессора Евгеньева-Максимова, экспонатов из Пушкинского дома, которые там появились еще в начале прошлого столетия, а также и из частных собраний.
В воссозданных 12 комнатах (их, кроме Некрасова, занимали семьи Панаева и Краевского), в первую очередь, привлекают внимание первые прижизненные издания книг поэта, черновые рукописи. Бесценны произведения с автографами, иллюстрированные известными современниками Николая Алексеевича, его раритетные фотографии и портреты кисти Крамского, Горбунова, Маковского
Немало здесь и снимков, картин друзей и единомышленников поэта.
В вошедших в экспозицию с 1985 года панаевских комнатах общая стилистика в интерьере сохранена даже в мелочах. Старинная мебель из резного дерева, инкрустированные в деревянную оправу зеркала разной формы, атрибуты редакционной жизни в виде печатной машинки и рукописей на фоне по-домашнему уютных изразцовых печей создают естественную картину жизни творческой интеллигенции второй половины XIX века.
В комнатах Краевского сегодня представлены временные экспозиции работ писателей, переводчиков, художников XX века и наших современников. Продолжая некрасовские традиции, в его квартире организовываются «творческие пятницы», встречи и вечера с писателями, литературоведами и артистами. Посетителями мемориальной квартиры ежегодно становятся свыше 10 000 человек.
История музея
При жизни поэта в его квартире располагалась редакция знаменитых литературных и общественно-политических журналов «Современник» и «Отечественные записки», выражавших передовые мысли демократии и революционного народничества. Редакцию посещали И. Тургенев, А. Островский, Ф. Достоевский, Н. Добролюбов и многие другие. В стенах этой квартиры зарождалась настоящая русская журналистика.
Усилиями мужейщиков были восстановлены приемная редакции, гостиная, кабинет поэта, а также спальня, в которой он скончался.
Выставочная часть занимает 570 кв. метров. Здесь можно увидеть черновики рукописей поэта, переведенные на различные языки мира труды, мемориальные вещи, автографы поэм и стихотворений Некрасова. Среди них особый интерес представляют рукописи знаменитейших произведений Николая Алексеевича «Кому на Руси жить хорошо» и «Мороз, Красный нос», дополненные иллюстрациями известных русских художников, выполненные еще при жизни поэта. Все это позволяет наиболее полно представить и понять жизненный и творческий путь Некрасова.
Музей Некрасова в Санкт-Петербурге славится и рассказами его смотрительниц. Так, одна из старейших работниц экспозиции, рассказала о написании поэтом известнейшего стихотворения «Размышления у парадного подъезда». Дело в том, что окна квартиры Некрасова выходили на красный кирпичный дом, в котором в то время проживал титулованный петербургский чиновник. Однажды поэт, глядя в окно, увидел у парадного входа в этот дом некую сценку, которая и послужила основной для написания «Размышлений».
Экспозиция музея
В залах выставки демонстрируются портреты поэта и его друзей кистей знаменитейших художников – К. Маковскго, К. Горбунова, И. Крамского. Можно также увидеть редкие фотоснимки Николая Алексеевича.
Экспозиция музея повествует не только о жизни, но творческом пути самого Николая Алексеевича, но и о его именитых современниках. В частности, о супружеской паре, которые были редакторами «Современника» – Иван и Авдотья Панаевы. Их комнаты были воссозданы в 1985 году. В них имеется литературная выставочная композиция, рассказывающая о деятельности «Современника» в эпохальное время отмены в России крепостного права. Интерьер комнаты полностью отражает стиль, бывший очень популярным в первой половине XIX столетия.
Особая часть выставки отведена деятельности участниц движения за права женщин – сотрудницам журналов Николая Некрасова. Посетители музея-квартиры имеют возможность ознакомиться с публикациями их литературных произведений не только в рамках журналов, но и в отдельных изданиях.
Часть выставки получила название «половиной Краевского». Известный публицист и писатель А. Краевский вместе с дочерью были последними хозяевами этого дома. Теперь здесь можно познакомиться с экспозициями творчества современных художников, а также коллекционеров Петербурга. Музей Некрасова в Санкт-Петербурге регулярно устраивает различные концертные программы, литературные вечера. Именно здесь проходят научные собрания, на которых выступают известные литературоведы, писатели, поэты, критики, а также знаменитые «Некрасовские пятницы», где дискутируют исследователи творчества великого поэта.
Слайды и текст этой презентации
Виртуальная экскурсия по квартире-музею Н.А. Некрасова в городе Санкт-Петербурге
Презентацию подготовила:Классный руководитель 6-8 классов Сорокина Надежда Леонидовна
2016г.
Николай Алексеевич Некрасов(1821-1878)
Знаменитый русский прозаик, поэт, классик мировой литературы и публицист
С детства никем не запуган, свободен,
Выберешь дело, к которому годен,Хочешь — останешься век мужиком,
Сможешь — под небо взовьешься орлом!
Мемориальный Музей-квартира Н. А. Некрасова, расположенный в доме № 36 по Литейному проспекту в Санкт-Петербурге, расположенный в доме № 36 по Литейному проспекту в Санкт-Петербурге — мемориальный музей, расположенный в доме № 36 по Литейному проспекту в Санкт-Петербурге — мемориальный музей, посвященный жизни и творчеству великого русского поэта, расположенный в доме № 36 по Литейному проспекту в Санкт-Петербурге — мемориальный музей, посвященный жизни и творчеству великого русского поэта и издателя Николая Алексеевича Некрасова, расположенный в доме № 36 по Литейному проспекту в Санкт-Петербурге — мемориальный музей, посвященный жизни и творчеству великого русского поэта и издателя Николая Алексеевича Некрасова. Музей находится в доме Краевского, в стенах которого находился центр русской литературы середины XIX столетия. Музей был создан в 1946 году по постановлению Совета Министров СССР в последней квартире поэта.
В этом доме Н. А. Некрасов прожил с 1857 года до своей кончины в 1877 году. Все эти годы в квартире поэта находилась редакция двух прогрессивных журналов: «Современника», задуманного и издававшегося еще А. Пушкиным, и «Отечественных записок». В 1850-70 годы квартира Некрасова становится подлинным центром культурной и литературной жизни Петербурга. Здесь бывал весь цвет российской литературы второй половины XIX в.: И. Тургенев, Л. Толстой, А. Островский, Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин, И. Гончаров и мн. др. известные поэты и писатели, сотрудники журналов. В редакции работали И. Панаев, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов. По меткому замечанию одного из современников, «история этих комнат есть история литературных отношений целой эпохи, история русской журналистики».
Это позволяет музейной экспозиции рассказывать не только о жизни и творчестве Н. А. Некрасова, но и о судьбах русской литературы и её наиболее ярких представителей в послепушкинскую эпоху. Здесь можно увидеть портреты поэта и его знаменитых современников, выполненные выдающимися русскими художниками И. Крамским, К. Горбуновым, редчайшие документальные фотографии. Развернута экспозиция и в так называемой «панаевской половине» – комнатах, где с 1857 по 1862 годы жил и работал Иван Иванович Панаев, соредактор и друг Н. А. Некрасова. Представленные материалы рассказывают о жизни и творчестве этого талантливого писателя, поэта и журналиста. В целом фонды музея насчитывают свыше 11 тысяч единиц хранения.
Частью экспозиционных помещений музея также является «половина Краевского». Известный писатель, издатель и публицист А. А. Краевский и его дочь оказались последними хозяевами дома. С начала 1990 годов в бывшей квартире А. А. Краевского разместились выставочные залы, в которых музей проводит выставки петербургских художников и коллекционеров, музыкальные и поэтические вечера.
Фольклорное название дома — «Пять Николаев», по числу мемориальных досок (НекрасовФольклорное название дома — «Пять Николаев», по числу мемориальных досок (Некрасов, Чернышевский, ДобролюбовДобролюбов, ПироговДобролюбов, Пирогов, Фигнер).
Спасибо за внимание!
Архитектура
Здание на Литейном проспекте, 36 был возведено в конце 18 столетия. Датой его постройки считаются 1781-1782 годы. Во второй половине 19 столетия, в 1859 году, трудами архитекторов Августа Петцольда и Александра Докушевского была выполнена надстройка к дому и возведен корпус по Бассейной улице, ныне ул. Некрасова.
В приземистом нижнем этаже здания по Литейному проспекту, окна которого были чуть выше уровня тротуара, во второй половине 19 столетия располагались магазины фруктов, аптекарский, сапожный, часовой магазины разных владельцев. В той части здания, что выходила на Бассейную улицу, на первом этаже торговали посудой, работала белошвейная мастерская.
Дом творчества
Здание, в котором в 1857-1877 годах, вплоть до смерти, жил и работал литератор, где сформировался центр творческой интеллигенции, имеет свою предысторию. Возведенный в последней четверти XVIII века в классических традициях первым владельцем Неклюдовым внешне он мало чем выделялся из более-менее представительной окружающей архитектурной застройки.
С очередной сменой хозяина в лице писателя, издателя и публициста Краевского дом приобрел новый статус. Здесь в разное время проживали и создавали бессмертное наследие для потомков Добролюбов, Панаев, Чернышевский и другие передовые деятели-разночинцы. С поселением Некрасова на втором этаже отдельные комнаты квартиры превращаются в рабочие кабинеты редакции, где выпускаются основанный еще Пушкиным журнал «Современник» и стремительно набравшие популярность «Отечественные записки».
Размещенные в музее экземпляры ставших уже историческим достоянием журналов дают возможность ознакомиться с публикациями, авторами которых являлся цвет русской литературы: Гончаров, Островский, Тургенев, Лев Толстой, Салтыков-Щедрин. Их нередко видели в Краевском доме.