Постоянные экспозиции
Открытый в 1946 году Мемориальный музей-квартира Некрасова на сегодняшний день на выставочной площади почти 570 квадратных метров экспонирует более 4 тысяч предметов быта, интерьера, творческого наследия и личных вещей поэта и его ближайших сподвижников – Панаева и Краевского. Всего в фондах находятся 13 130 мемориальных единиц. Первоначально коллекция складывалась за счет даров родственников поэта Горбатовых и Чибисовой, инициатора создания музея профессора Евгеньева-Максимова, экспонатов из Пушкинского дома, которые там появились еще в начале прошлого столетия, а также и из частных собраний.
В воссозданных 12 комнатах (их, кроме Некрасова, занимали семьи Панаева и Краевского), в первую очередь, привлекают внимание первые прижизненные издания книг поэта, черновые рукописи. Бесценны произведения с автографами, иллюстрированные известными современниками Николая Алексеевича, его раритетные фотографии и портреты кисти Крамского, Горбунова, Маковского
Немало здесь и снимков, картин друзей и единомышленников поэта.
В вошедших в экспозицию с 1985 года панаевских комнатах общая стилистика в интерьере сохранена даже в мелочах. Старинная мебель из резного дерева, инкрустированные в деревянную оправу зеркала разной формы, атрибуты редакционной жизни в виде печатной машинки и рукописей на фоне по-домашнему уютных изразцовых печей создают естественную картину жизни творческой интеллигенции второй половины XIX века.
В комнатах Краевского сегодня представлены временные экспозиции работ писателей, переводчиков, художников XX века и наших современников. Продолжая некрасовские традиции, в его квартире организовываются «творческие пятницы», встречи и вечера с писателями, литературоведами и артистами. Посетителями мемориальной квартиры ежегодно становятся свыше 10 000 человек.
История музея
При жизни поэта в его квартире располагалась редакция знаменитых литературных и общественно-политических журналов «Современник» и «Отечественные записки», выражавших передовые мысли демократии и революционного народничества. Редакцию посещали И. Тургенев, А. Островский, Ф. Достоевский, Н. Добролюбов и многие другие. В стенах этой квартиры зарождалась настоящая русская журналистика.
Усилиями мужейщиков были восстановлены приемная редакции, гостиная, кабинет поэта, а также спальня, в которой он скончался.
Выставочная часть занимает 570 кв. метров. Здесь можно увидеть черновики рукописей поэта, переведенные на различные языки мира труды, мемориальные вещи, автографы поэм и стихотворений Некрасова. Среди них особый интерес представляют рукописи знаменитейших произведений Николая Алексеевича «Кому на Руси жить хорошо» и «Мороз, Красный нос», дополненные иллюстрациями известных русских художников, выполненные еще при жизни поэта. Все это позволяет наиболее полно представить и понять жизненный и творческий путь Некрасова.
Музей Некрасова в Санкт-Петербурге славится и рассказами его смотрительниц. Так, одна из старейших работниц экспозиции, рассказала о написании поэтом известнейшего стихотворения «Размышления у парадного подъезда». Дело в том, что окна квартиры Некрасова выходили на красный кирпичный дом, в котором в то время проживал титулованный петербургский чиновник. Однажды поэт, глядя в окно, увидел у парадного входа в этот дом некую сценку, которая и послужила основной для написания «Размышлений».
Экспозиция музея
В залах выставки демонстрируются портреты поэта и его друзей кистей знаменитейших художников – К. Маковскго, К. Горбунова, И. Крамского. Можно также увидеть редкие фотоснимки Николая Алексеевича.
Экспозиция музея повествует не только о жизни, но творческом пути самого Николая Алексеевича, но и о его именитых современниках. В частности, о супружеской паре, которые были редакторами «Современника» – Иван и Авдотья Панаевы. Их комнаты были воссозданы в 1985 году. В них имеется литературная выставочная композиция, рассказывающая о деятельности «Современника» в эпохальное время отмены в России крепостного права. Интерьер комнаты полностью отражает стиль, бывший очень популярным в первой половине XIX столетия.
Особая часть выставки отведена деятельности участниц движения за права женщин – сотрудницам журналов Николая Некрасова. Посетители музея-квартиры имеют возможность ознакомиться с публикациями их литературных произведений не только в рамках журналов, но и в отдельных изданиях.
Часть выставки получила название «половиной Краевского». Известный публицист и писатель А. Краевский вместе с дочерью были последними хозяевами этого дома. Теперь здесь можно познакомиться с экспозициями творчества современных художников, а также коллекционеров Петербурга. Музей Некрасова в Санкт-Петербурге регулярно устраивает различные концертные программы, литературные вечера. Именно здесь проходят научные собрания, на которых выступают известные литературоведы, писатели, поэты, критики, а также знаменитые «Некрасовские пятницы», где дискутируют исследователи творчества великого поэта.
Слайды и текст этой презентации
![]()
Виртуальная экскурсия по квартире-музею Н.А. Некрасова в городе Санкт-Петербурге
Презентацию подготовила:Классный руководитель 6-8 классов Сорокина Надежда Леонидовна
2016г.
![]()
Николай Алексеевич Некрасов(1821-1878)
Знаменитый русский прозаик, поэт, классик мировой литературы и публицист
С детства никем не запуган, свободен,
Выберешь дело, к которому годен,Хочешь — останешься век мужиком,
Сможешь — под небо взовьешься орлом!
![]()
Мемориальный Музей-квартира Н. А. Некрасова, расположенный в доме № 36 по Литейному проспекту в Санкт-Петербурге, расположенный в доме № 36 по Литейному проспекту в Санкт-Петербурге — мемориальный музей, расположенный в доме № 36 по Литейному проспекту в Санкт-Петербурге — мемориальный музей, посвященный жизни и творчеству великого русского поэта, расположенный в доме № 36 по Литейному проспекту в Санкт-Петербурге — мемориальный музей, посвященный жизни и творчеству великого русского поэта и издателя Николая Алексеевича Некрасова, расположенный в доме № 36 по Литейному проспекту в Санкт-Петербурге — мемориальный музей, посвященный жизни и творчеству великого русского поэта и издателя Николая Алексеевича Некрасова. Музей находится в доме Краевского, в стенах которого находился центр русской литературы середины XIX столетия. Музей был создан в 1946 году по постановлению Совета Министров СССР в последней квартире поэта.
![]()
![]()
В этом доме Н. А. Некрасов прожил с 1857 года до своей кончины в 1877 году. Все эти годы в квартире поэта находилась редакция двух прогрессивных журналов: «Современника», задуманного и издававшегося еще А. Пушкиным, и «Отечественных записок». В 1850-70 годы квартира Некрасова становится подлинным центром культурной и литературной жизни Петербурга. Здесь бывал весь цвет российской литературы второй половины XIX в.: И. Тургенев, Л. Толстой, А. Островский, Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин, И. Гончаров и мн. др. известные поэты и писатели, сотрудники журналов. В редакции работали И. Панаев, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов. По меткому замечанию одного из современников, «история этих комнат есть история литературных отношений целой эпохи, история русской журналистики».
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Это позволяет музейной экспозиции рассказывать не только о жизни и творчестве Н. А. Некрасова, но и о судьбах русской литературы и её наиболее ярких представителей в послепушкинскую эпоху. Здесь можно увидеть портреты поэта и его знаменитых современников, выполненные выдающимися русскими художниками И. Крамским, К. Горбуновым, редчайшие документальные фотографии. Развернута экспозиция и в так называемой «панаевской половине» – комнатах, где с 1857 по 1862 годы жил и работал Иван Иванович Панаев, соредактор и друг Н. А. Некрасова. Представленные материалы рассказывают о жизни и творчестве этого талантливого писателя, поэта и журналиста. В целом фонды музея насчитывают свыше 11 тысяч единиц хранения.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Частью экспозиционных помещений музея также является «половина Краевского». Известный писатель, издатель и публицист А. А. Краевский и его дочь оказались последними хозяевами дома. С начала 1990 годов в бывшей квартире А. А. Краевского разместились выставочные залы, в которых музей проводит выставки петербургских художников и коллекционеров, музыкальные и поэтические вечера.
![]()
Фольклорное название дома — «Пять Николаев», по числу мемориальных досок (НекрасовФольклорное название дома — «Пять Николаев», по числу мемориальных досок (Некрасов, Чернышевский, ДобролюбовДобролюбов, ПироговДобролюбов, Пирогов, Фигнер).
![]()
![]()
![]()
Спасибо за внимание!
Архитектура
Здание на Литейном проспекте, 36 был возведено в конце 18 столетия. Датой его постройки считаются 1781-1782 годы. Во второй половине 19 столетия, в 1859 году, трудами архитекторов Августа Петцольда и Александра Докушевского была выполнена надстройка к дому и возведен корпус по Бассейной улице, ныне ул. Некрасова.
В приземистом нижнем этаже здания по Литейному проспекту, окна которого были чуть выше уровня тротуара, во второй половине 19 столетия располагались магазины фруктов, аптекарский, сапожный, часовой магазины разных владельцев. В той части здания, что выходила на Бассейную улицу, на первом этаже торговали посудой, работала белошвейная мастерская.
![]()
Дом творчества
Здание, в котором в 1857-1877 годах, вплоть до смерти, жил и работал литератор, где сформировался центр творческой интеллигенции, имеет свою предысторию. Возведенный в последней четверти XVIII века в классических традициях первым владельцем Неклюдовым внешне он мало чем выделялся из более-менее представительной окружающей архитектурной застройки.
С очередной сменой хозяина в лице писателя, издателя и публициста Краевского дом приобрел новый статус. Здесь в разное время проживали и создавали бессмертное наследие для потомков Добролюбов, Панаев, Чернышевский и другие передовые деятели-разночинцы. С поселением Некрасова на втором этаже отдельные комнаты квартиры превращаются в рабочие кабинеты редакции, где выпускаются основанный еще Пушкиным журнал «Современник» и стремительно набравшие популярность «Отечественные записки».
Размещенные в музее экземпляры ставших уже историческим достоянием журналов дают возможность ознакомиться с публикациями, авторами которых являлся цвет русской литературы: Гончаров, Островский, Тургенев, Лев Толстой, Салтыков-Щедрин. Их нередко видели в Краевском доме.


















































