Задний план
Как и многие художники ранней протестантской Реформации , Гольбейн был очарован мрачным. Его отец, Ганс Гольбейн Старший , взял его , чтобы увидеть Маттиас Грюневальд «s алтарный в Isenheim , город , в котором старший также получил ряд комиссий из местного хосписа. Как и религиозные традиции 1520-х годов, работа была призвана пробуждать благочестие и следует замыслам Грюневальда, который в своем алтаре стремился внушить зрителю чувство вины и сочувствия.
Маттиас Грюневальд , Оплакивание и погребение Христа ; ( Пределла из изенгеймского алтаря ), 1512-15, Музей Унтерлинден, Кольмар .
С какой целью была создана картина, неизвестно. Были предложены различные варианты, в том числе как пределла для запрестольного образа , отдельно стоящая работа или украшение для гробницы . Картина была заказана Бонифациусом Амербахом , которого также изображал Ганс Гольбейн. В 1999 году Бэтчманн и Гринер высказали предположение, что панель должна была стать частью Святой Гробницы , возможно, как крышка, которую нужно было положить на гробницу. Известно, что Гольбейн использовал тело, извлеченное из Рейна, в качестве модели для работы. Картина выставлена в Художественном музее Базеля .
Описание
Картина особенно примечательна своими драматическими размерами (30,5 см х 200 см) и тем фактом, что лицо, руки и ноги Христа, а также раны на его туловище изображены как реалистичная мертвая плоть на ранних стадиях гниения . Его тело показано длинным и исхудавшим, а глаза и рот оставлены открытыми.
Деталь
Христос показан с тремя видимыми ранами; на руке, боку и ногах. Обсуждая использование художником непоколебимого реализма, историки искусства Оскар Бэтшманн и Паскаль Гринер отметили, что поднятый и вытянутый средний палец Христа, кажется, «тянется к смотрящему», в то время как его пряди волос «выглядят так, как будто они пробиваются сквозь поверхность картины. «. Над телом ангелов, держащих орудия Страстей, нарисована кисть на бумаге латинскими словами « IESVS · NAZARENVS · REX · IVDÆORVM » ( Иисус из Назарета , царь иудейский ).
Centerpiece из Matthias Grünewald «s изенгеймского алтаря
Комментарий
Панно вызывало восхищение и восхищение с момента своего создания. Русский писатель Федор Достоевский был очарован этим произведением. В 1867 году его жене пришлось оттащить его от панели, чтобы она не вызвала у него эпилептический припадок. Достоевский видел в Гольбейне импульс, похожий на одно из его собственных литературных увлечений: благочестивое желание противопоставить христианской вере все, что отрицает ее, в данном случае законы природы и суровую реальность смерти. В романе 1869 года «Идиот» персонаж князь Мышкин , просмотрев копию картины в доме Рогожина, заявляет, что она может заставить зрителя потерять веру. Персонаж Ипполита Терентьева, яркого сторонника атеизма и нигилизма, который сам находится на грани смерти, участвует в долгой философской дискуссии о картине, утверждая, что она демонстрирует победу «слепой натуры» над всем, включая даже самое совершенное и прекрасное. существ.
Литературный теоретик Юлия Кристева включила психоанализ картины в свою книгу « Черное солнце: депрессия и меланхолия» . «Неужели Гольбейн оставляет нас, как Христос на мгновение вообразил себя оставленным?», — спрашивает она. «Или он, напротив, предлагает нам превратить гробницу Христа в гробницу живую, принять участие в изображенной смерти и, таким образом, включить ее в нашу собственную жизнь, чтобы жить с ней и сделать ее живой?»
Эффект открытых глаз и рта был описан искусствоведом Мишелем Онфреем как создающий впечатление, что «зритель видит Христа, видя его: он может также воспринимать то, что уготована смертью, потому что он смотрит в небеса, в то время как его душа находится в состоянии покоя. вероятно, уже есть. Никто не потрудился закрыть рот и глаза. Или же Гольбейн хочет сказать нам, что даже в смерти Христос все еще смотрит и говорит ».
Разрыв с традициями
В первый базельский период Ганс Гольбейн Младший создает свою самую необычную работу, аналогов которой трудно найти не только в предшествующий период, но и в последующем развитии европейского искусства.
Как отмечается на сайте Художественного музея Базеля, Гольбейн сначала пометил картину датой «MDXXII», но затем закрасил последний символ «I». Поэтому принято считать, что хотя картина была завершена в 1522 году, но идея ее создания относится к предыдущему году.
Картина «Мертвый Христос в гробу» непохожа на традиционные изображения мертвого Христа и с формальной позиции, и с точки зрения нравственного содержания.
Прежде всего, бросается в глаза необычный формат и размеры картины — 30,5*200 сантиметров. Произведение представляет собой узкое, но длинное живописное полотно, в рамки пространства заключено истерзанное тело.
Мертвый Христос в гробу
Необычный формат может объясняться несколькими причинами, самая общепризнанная среди которых — принадлежность картины к части алтаря (в связи с этим упоминается Базельской картезианский монастырь). Тем не менее, картина эта известна как самостоятельное произведение, композиционно не связанное с другими частями.
Фоном изображения служит внутренняя поверхность гроба, хотя, как известно, в иудейской традиции мертвых хоронили не в гробах, а в пеленах. Тело истерзано и избито, в отличие от предыдущей художественной традиции, изображающей мертвого Христа в величии непоруганной телесной красоты. Страшное напряжение в фигуре неспособно скрыть даже смерть.
По легенде, художник писал тело с утопленника, погибшего в Рейне. Необычным является ракурс смотрящего: это предельно реалистичное — даже натуралистичное — изображение с близкого расстояния увиденного трупа Господня в натуральную величину.
В картине отсутствуют изображения других библейских персонажей, упоминаемых при описании снятия Христа с креста и его положения во гроб: рядом с ним нет учеников, нет и Богоматери.
В истории искусства картина по сей день остается уникальным явлением и оставляет множество загадок.
Базельский художественный музей