Прекрасная ферроньера

Леонардо да Винчи «Дневник Леонардо да Винчи»

Невозможно узнать о жизни, творчестве человека только по чужим словам. Как бы скрупулезно биографы не изучали Леонардо да Винчи, как бы долго не перебирали сохранившиеся исторические факты, они все равно вкладывают свой взгляд на его уже почти полумефическую фигуру.

Мы знаем, что Леонардо был великим живописцем, изобретателем опередившим время, блестящим умом своего времени, но какие свои мысли он считал нужным записать? В этой книге вы найдете переведенные части дневников Леонардо да Винчи, который писал об анатомии, механике, выражал на бумаге свой взгляд на многие темы. Если вы еще не читали «Дневник Леонардо да Винчи», то настоятельно рекомендуем ознакомиться и подробно рассмотреть рисунки Леонардо, которых в книге более 1000 штук. Приятного чтения!

«Живопись превосходит все творения человеческие по тонкости размышлений, к ней относящихся»

История картины

Сам герцог находился при власти в 1480-1499 гг. В 1482 году он пригласил в Милан Леонардо да Винчи в качестве архитектора и инженера. Предположительно портрет художнику был заказан в 1489-1490 гг., когда юная Чечилия стала возлюбленной Людовико Сфорца. Когда началась работа над портретом, женщина уже носила под сердцем ребёнка герцога.

Известно, что вместе с Чечилией Леонардо нередко бывал на светских встречах интеллигенции миланского общества. Эта женщина интересовалась искусством, наукой, философией. Существует даже мнение, что она была любовницей художника, писавшего её портрет, однако оно необоснованно.

Леонардо да Винчи «Дама с горностаем», между 1483 и 1490 годамиМестонахождение: Музей Чарторыйских, Краков, Польша

Предположение такое базируется лишь на сохранившемся черновике письма Леонардо к Чечилии. Начинает он словами: “Возлюбленная моя богиня…”. Стоит отметить, что в любовной переписке того времени подобный слог не использовался.

По завершению работы над картиной Леонардо да Винчи продемонстрировал её ряду своих друзей. Впечатление было просто ошеломляющим. Хороший знакомый художника, поэт Бернардо Беллинчионе писал так о «Даме с горностаем»:

3. Копии

Копия семьи Хан

В XIX в. данная работа пользовалась очень большой популярностью и часто копировалась. Одна из подобных копий хранится в Музее изящных искусств Шамбери.

Более знаменитой стала другая копия картины. В начале XX века её собирались продать под видом оригинала. Но в 1920 году известный арт-дилер сэр Джозеф Дувин позволил опубликовать New York World свое мнение о том, что она является копией.

Владелец картины, миссис Андрэ Ларду Хан подала на него в суд за клевету. Было объявлено, что из-за замечания Дувина пошла крахом их сделка по продаже картины: будто бы анонимный меценат собирался купить её за 225 тыс. долл. и подарить Институту Искусства Канзас-Сити. Теперь же вообще никто не станет её покупать. Повестка была вручена в ноябре 1921 года, убыток оценивался уже в 500 тыс. долл.

Состоявшийся судебный процесс оказался весьма громким. Дело слушалось в Нью-Йорке специально отобранным жюри, которое было выбрано из людей, не слышавших о да Винчи и не разбирающихся в атрибуции. В качестве свидетелей было привлечено множество самых известных искусствоведов той эпохи. Картину Ханов привезли в Лувр и сравнили с оригиналом. В итоге, в результате заседания, начавшегося 6 фервраля 1929 года, жюри вынесло вердикт о компенсации в 60 тыс. долларов в пользу Ханов плюс значительных судебных издержек. Тем не менее, несмотря на решение присяжных из числа нью-йоркских клерков о том, что арт-дилер не прав в своем утверждении, что настоящая картина находится в Лувре, никто не считает подлинником картину Ханов. Книга Гарри Хана, мужа Андрэ, об этом событии — The Rape of La Belle (1946) является классическим примером теории заговора на почве мира искусства.

В январе 2010 эта копия была продана за 1,5 млн. долларов

Копии

Файл:La Belle Ferroniere mezzotint.JPG Копия конца XIX века в технике меццотинто

В XIX в. данная работа пользовалась очень большой популярностью и часто копировалась. Одна из подобных копий хранится в Музее изящных искусств Шамбери.

Более знаменитой стала другая копия картины. В начале XX века её собирались продать под видом оригинала. Но в 1920 году известный арт-дилер сэр Джозеф Дувин позволил опубликовать New York World свое мнение о том, что она является копией.

Владелец картины, миссис Андрэ Ларду Хан подала на него в суд за клевету. Было объявлено, что из-за замечания Дувина пошла крахом их сделка по продаже картины: будто бы анонимный меценат собирался купить её за 225 тыс. долл. и подарить Институту Искусства Канзас-Сити. Теперь же вообще никто не станет её покупать. Повестка была вручена в ноябре 1921 года, убыток оценивался уже в 500 тыс. долл.

Состоявшийся судебный процесс оказался весьма громким. Дело слушалось в Нью-Йорке специально отобранным жюри, которое было выбрано из людей, не слышавших о да Винчи и не разбирающихся в атрибуции. В качестве свидетелей было привлечено множество самых известных искусствоведов той эпохи. Картину Ханов привезли в Лувр и сравнили с оригиналом. В итоге, в результате заседания, начавшегося 6 фервраля 1929 года, жюри вынесло вердикт о компенсации в 60 тыс. долларов в пользу Ханов плюс значительных судебных издержек. Тем не менее, несмотря на решение присяжных из числа нью-йоркских клерков о том, что арт-дилер не прав в своем утверждении, что настоящая картина находится в Лувре, никто не считает подлинником картину Ханов. Книга Гарри Хана, мужа Андрэ, об этом событии — The Rape of La Belle (1946) является классическим примером теории заговора на почве мира искусства.

История картины

В г. король Франции Франциск I одержал победу в битве при Мариньяно над швейцарцами и ломбардцами, что позволило ему завоевать Миланское герцогство. Следствием этой победы явилось знакомство короля с Леонардо и переезд мастера во Францию: Франциск I становится его новым патроном. Вероятно, в это время портрет, также как и «Мона Лиза», оказывается во дворце короля Франции.


Бернардино деи Конти или Амброджио де Предис. «Портрет молодой женщины, предположительно Бьянки Марии Сфорца», Лувр. Его копия хранится в Венском музее истории искусств.

Документальная история картины начинается с 1642 года, когда она упомянута впервые в списке королевской коллекции Фонтенбло как картина да Винчи, изображающая некую герцогиню Мантуанскую (une Duchesse de Mantoue). В том же списке упоминается картина под названием «Belle Ferronnière», но оно относится к другому портрету, профильному, который в настоящий момент идентифицирована как портрет Бьянки Марии Сфорца. Именно эта картина является первым обладателем имени «Прекрасная Ферроньера». К 1709 году произошла путаница, и в новом списке, сделанном Байли, картина Леонардо фигурирует уже под привычным для нас названием, отняв его у соседки по коллекции. В Лувр картина попала из королевского собрания, так что провенанс картины прослеживается на несколько веков.

По наиболее распространённой версии портрет Леонардо является изображением Лукреции Кривелли, любовницы герцога Миланского Лодовико иль Моро, покровителя Леонардо. До Лукреции сердце герцога было пленено Чечилией Галлерани, которую Леонардо изобразил на картине «Дама с горностаем». Одно время считалось, что на обоих этих портретах изображена одна и та же женщина, поэтому в левом верхнем углу «Дамы с горностаем» указано (c орфографическими ошибками)… «LA BELE FERIONIERE / LEONARD D’AWINCI». Возможно, эта надпись была сделана на картине после того, как её приобрёл в 1798 году и перевёз в Польшу Адам Ежи Чарторыйский, который верил в идентичность моделей. Таким образом, «Дама с горностаем» является третьей картиной, упоминавшейся под именем «Прекрасная Ферроньера».

Дама с горностаем

Латынь Перевод
<poem>Hujus, quam cernis, nomen Lucretia. Divi

Omnia cui larga contribuere manu,Rara huic forma data est. Pinxit Leonardus, amavitMaurus, pictorium primus hic, ille ducum.</poem>

<poem>
Знаешь которую, та зовется Лукреция. Боги
щедро обильной рукой ей даровали всего.
Редкой была красоты. Писал Леонардо, влюблен был
Моро — правителям царь этот, художникам тот.</poem>

Легенда об адвокатше Прекрасной Ферроньере

После того, как картина Леонардо приобрела свое нынешнее название, оно было на ней надписано. Эта поздняя французская надпись означает, что моделью была жена или дочь торговца скобяными изделиями — ferronnier’а; либо она, возможно, связана с налобным украшением женщины — фероньеркой. Затем наименование профессии превратилось в фамилию, и возникла легенда, что женщину, изображённую на ней, звали Ферроньера, и она была любовницей французского короля Франциска I (1494—1547), который был знаменит, в частности, своей любвеобильностью. Его имя связано и с Леонардо, который работал на него (см. выше).

Портрет Франциска I работы Франсуа Клуэ

По словам Ги Бретона, автора 10-томных «Историй любви в истории Франции», король полюбил жену адвоката Жана Феррона (madame Ferron), которую называли Прекрасная Ферроньера. «Она была изящна, соблазнительна, элегантна. У нее были длинные чёрные волосы, выразительные синие глаза, красивейшие в мире ноги. В центре лба у неё красовалось украшение, прикреплённое шёлковым шнурком, и эта необычная деталь лишь добавляла ей привлекательности».

В 1810 году на парижском Салоне художник Alexandre Menjaud представил картину «Король Франциск и Ферроньера».

Позже появилась легенда, имеющая привкус популярных в романтизм историй о мести простого человека монарху (ср. с историей о Риголетто, дочь которого по Гюго соблазнил тот же король Франциск), будто бы господин Феррон, не в силах более сопротивляться домогательствам короля к его жене, зачастил по борделям, чтобы подхватить венерическую болезнь и передать её через жену королю, что ему якобы удалось, а короля в итоге болезнь и погубила. Король действительно умер от сифилиса, но подхватил его ранее при других обстоятельствах, как следует из записок его матери.

В настоящее время персонаж считается вымышленным.

Смерть герцогини

А что же законная супруга Людовико? Герцогиня несколько раз пыталась устранить соперницу, отослав её от двора, однако муж контролировал все действия и не позволял обижать свою фаворитку. Вскоре Лукреция и вовсе осталась единственной женщиной в жизни Сфорца — Беатриче умерла в тот же, 1497 год.

В книге “История династии Сфорца” Леси Коллинсон-Морлей отмечается:

Смерть супруги оказалась тяжёлым ударом для герцога. Его покинула удача, а народ относился крайне холодно к прежнему любимцу. Более того, ослабленное Миланское герцогство атаковали французы, которые свергли Людовико. Положение Лукреции Кривелли и прежней фаворитки Сфорца, Чечилии Галлерани, стало крайне шатким.

Леонардо да Винчи «Портрет Чечилии Галлерани» («Дама с горностаем»)

Тайная вечеря Леонардо: описание произведения

Тайная вечеря Леонардо да Винчи – это визуальная интерпретация события, записанного во всех четырех канонических книгах христианского Нового завета. Представленная сцена, воссоздающая последнюю трапезу Христа с его учениками, наиболее соответствует описанию, изложенному в 13 главе Евангелие от Иоанна. В своей версии художник изобразил тот момент, когда Иисус объявляет о предательстве одного из присутствующих, вызвав различную реакцию у двенадцати его последователей – от разной степени ужаса до шока и гнева, запечатленную на лицах и в динамичных позах фигур, сидящих за трапезным столом. Таким образом, показывая необыкновенную напряженность между персонажами, Леонардо впервые ввел в художественное искусство великую христианскую драму, что в то время было крайне необычно. Кроме этого, мастер пренебрег традиционными иконописными канонами, осмелившись писать Спасителя без золотой мандорлы (сияния), а окружающих его апостолов – без традиционных нимбов в пользу реалистичности создаваемого шедевра.

Чтобы избавиться от использования ореолов святости, он поместил на заднем плане три окна, самое широкое из которых находится за Иисусом

Исходящий из него свет как бы окружил Спасителя почти божественным сиянием, концентрируя этим все внимание на главном персонаже, а попадавшие из окон трапезной реальные солнечные лучи дополняли и оживляли настенную роспись

Несмотря на многочисленную критику священнослужителей Церкви, впоследствии они признали, что лучше передать смысл описанной в Евангелие божественной трапезы, как это сделал Леонардо да Винчи, не удавалось еще никому.

Возвращение ко двору

В браке с графом у Чечилии родилось четверо детей. Она некоторое время не появлялась при дворе, однако в документах значится, что в 1497 году присутствовала на обедах вместе с супругой герцога. Вероятно, после отдаления Чечилии от двора (а главное — от Людовико) Беатриче перестала воспринимать её как соперницу.

Но могло ли возвращение Чечилии Галлерани означать вспышку прежних чувств? Я очень сомневаюсь в этом. Более того, в 1496 году у герцога появилась новая фаворитка — Лукреция Кривелли — та, с которой да Винчи написал “Прекрасную Ферроньеру”.

Леонардо да Винчи «Прекрасная Ферроньера» (Лукреция Кривелли)

При этом исследователи отмечают поразительную схожесть женщин. Не так давно искусствоведы и вовсе считали, что “Дама с горностаем” и “Прекрасная Ферроньера” — одна и та же особа.

Супруга герцога, к сожалению, прожила совсем недолго. Она умерла в молодом возрасте, а после её смерти любовницы Сфорца сдружились. Как отмечали современники, Чечилия, отличаясь простым и добрым нравом, убедила Лукрецию, что они обе должны быть рядом с их возлюбленным.

Бартоломео Венето «Портрет дамы с атрибутами Марии Магдалины» (еще один портрет Чечилии)

Какие картины не удалось выставить

  • «Портрет Джиневры де Бенчи» — единственная работа Леонардо да Винчи, находящаяся в Америке, не была предоставлена Лувру Национальной галереей Вашингтона, которая приобрела ее в 1967 году в Европе.
  • «Мадонна с гвоздикой» так и осталась в Старой Пинакотеке в Мюнхене.
  • «Дама с горностаем» — в Национальном музее в Кракове.
  • Картины, принадлежащие Галерее Уффици, находящейся во Флоренции, не отправились в Лувр ввиду опасений о сохранности в процессе транспортировки, но взамен этого в Лувр были предоставлены в качестве заимствований несколько рисунков Леонардо – в том числе и эскиз «Пейзаж долины реки Арно».

Копии


Копия семьи Хан В XIX в. данная работа пользовалась очень большой популярностью и часто копировалась. Одна из подобных копий хранится в Музее изящных искусств Шамбери

Более знаменитой стала другая копия картины. В начале XX века её собирались продать под видом оригинала. Но в 1920 году известный арт-дилер сэр Джозеф Дувин позволил опубликовать New York World

свое мнение о том, что она является копией .

Владелец картины, миссис Андрэ Ларду Хан подала на него в суд за клевету. Было объявлено, что из-за замечания Дувина пошла крахом их сделка по продаже картины: будто бы анонимный меценат собирался купить её за 225 тыс. долл. и подарить Институту искусства Канзас-Сити. Теперь же вообще никто не станет её покупать. Повестка была вручена в ноябре 1921 года, убыток оценивался уже в 500 тыс. долл

Состоявшийся судебный процесс оказался весьма громким. Дело слушалось в Нью-Йорке специально отобранным жюри, которое было выбрано из людей, не слышавших о да Винчи и не разбирающихся в атрибуции. В качестве свидетелей было привлечено множество самых известных искусствоведов той эпохи. Картину Ханов привезли в Лувр и сравнили с оригиналом. В итоге, в результате заседания, начавшегося 6 февраля 1929 года, жюри вынесло вердикт о компенсации в 60 тыс. долларов в пользу Ханов плюс значительных судебных издержек. Тем не менее, несмотря на решение присяжных из числа нью-йоркских клерков о том, что арт-дилер не прав в своем утверждении, что настоящая картина находится в Лувре, никто не считает подлинником картину Ханов. Книга Гарри Хана, мужа Андрэ, об этом событии — The Rape of La Belle

(1946) является классическим примером теории заговора на почве мира искусства . В январе 2010 эта копия была продана за 1, 5 млн долларов

Примечания

  1. Редкий вариант перевода: «Прекрасная Жестянщица»
  2. . cartelen.louvre.fr. Дата обращения: 3 июля 2020.
  3. Magdeleine Hours, la peinture de Léonard de Vinci vue au laboratoire, dans l’Amour de l’Art, n° 67-68-69., 1954, . p.17-74.
  4. Гращенков В. Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. М., 1996. С. 237.
  5.  (фр.).
  6. Père Dan , Trésor des Merveilles de la maison royale de Fontainebleau, Paris 1642.
  7. . cartelen.louvre.fr. Дата обращения: 3 июля 2020.
  8. Carlo Amoretti, Memorie storiche su Leonardo da Vinci, Milan, 1804, p.39.
  9. Codex Atlanticus, f.456v
  10. Перевод Гая Севера
  11. Sylvie Béguin, Léonard de Vinci au Louvre, 1983, rmn, p.81.
  12. Luke Syson and Larry Keith, Leonado Da Vinci: Painter at the Court of Milan, Exhibition Catalogue, National Gallery (London, 2011)
  13.  (англ.). The Getty Iris (23 May 2013). Дата обращения: 3 июля 2020.
  14. .

Любовь и измены

Лукреция Кривелли родилась в конце XV века (точная дата неизвестна) в знатном семействе. Историки не могут наверняка сказать, кто был родителями девушки, но, несомненно, это были представители итальянской аристократии.

Объяснение этому крайне простое — уже в юности Лукреция заняла место фрейлины при супруге миланского герцога, Беатриче д’Эсте. Как вы понимаете, такое положение занять могла лишь представительница семейства высокого происхождения.

Леонардо да Винчи «Портрет Лукреции Кривелли» / Лувр, Франция

Первое упоминание о Лукреции Кривелли встречается в источниках 1496 года. Уже тогда она была любовницей герцога, причём роман был связан с далеко не самыми позитивными событиями. К тому времени супруга Людовико Сфорца, Беатриче, серьёзно заболела.

Вторая беременность измучила женщину, и без того не отличавшуюся крепким здоровьем. В народе Беатриче была всеобщей любимицей. Людовико почти не отходил от супруги, однако отказать себе в удовольствиях не мог.

Амброджо де Предис «Портрет Людовико Сфорца»

Весть о появлении фаворитки у герцога быстро облетела Милан. Люди негодовали, осуждая Сфорца за то, что оставил больную жену, предпочтя ей Лукрецию. Особенно негодовали католики, среди которых от прежней популярности герцога не осталось ничего.

Страсть герцога к Лукреции не знала границ. Невзирая на общественное осуждение, они проводили немало времени вместе. В 1497 году у женщины родился сын от герцога. Мальчик был признан отцом, получив имя Джованни Паоло и фамилию Сфорца. В документах от июля 1497 года отмечается, что в знак благодарности фаворитке и её ребёнку герцог сделал подарок. Это было роскошное поместье у озёр Комо и Вербано.

Бартоломео Венето «Портрет Джованни Паоло I Сфорца» (внебрачный сын Лукреции и Людовико)

Картина

Проблема авторства

Около 1490 года Леонардо да Винчи либо его ученик Бернардино деи Конти (по предположению Беренсона) или Больтраффио (по мнению Герберта Кука), или Франческо Мельци, возможно, при участии учителя, написал портрет маслом, который иногда называют «Портретом незнакомки»

, (подчёркивая нерешённость вопроса о личности изображённой на нём девушки), но куда чаще именуют «Прекрасной Ферроньерой». Картина выставлена в Лувре . Джованни Антонио Больтраффио . «Портрет неизвестной дамы с атрибутами св. Луции» — эта работа одного из предполагаемых авторов «Ферроньеры» написана по похожей иконографической схеме

На мысль об авторстве какого-то из учеников Леонардо, а не собственно мастера, исследователей наводит некоторая небрежность, (хотя такая манера, впрочем, может объясняться следованием традициям миланской придворной живописи, требовавшим изображение модели в неестественной позе), а также значительно большее внимание к деталям одежды и украшениям, чем к самой модели

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что, кто бы ни был её автором, картина действительно происходит из мастерской Леонардо: анализы показали, что «Дама с горностаем» и «Прекрасная Ферроньера» написаны на кусках дерева из одного и того же ствола. Рентген показал большие аналогии в наброске с подготовительным рисунком «Джоконды», кроме того, имеются записи: волосы вначале не прикрывали уши, была переписана форма челюсти, украшения добавлены позже. Исследовательница Magdeleine Hours] делает из этого вывод, что картина была закончена другой рукой

Описание

Это поясной портрет, изображающий женщину, написанную в три четверти. Её лицо повернуто к зрителю, но немного вопросительный взгляд уведен в сторону. На макушке дамы надет головной убор, называемый scuffia

, а её лоб украшен фероньеркой, которая завязана позади, и украшена камеей или драгоценным камнем по ломбардской моде. Дама одета в платье терракотового цвета, написана на черном нейтральном фоне. Снизу фигура обрезана парапетом, что является традиционным для миланских портретов. Ожерелье, несколько раз обмотанное вокруг её шеи, контрастирует с квадратной линией выреза и орнаментальными рукавами. Её волосы разделены на прямой пробор и спускаются на уши . Гращенков предполагает, что парапет на переднем плане, возможно, скрывал руки, которые могли входить в первоначальный замысел портрета]

Как организована выставка

В Лувре выставка Леонардо да Винчи разместилась в зале Наполеона, непосредственно под Пирамидой Лувра. Организаторы выставки представили работы Леонардо да Винчи в свете пяти главных тем, рассказывающих о его творчестве:

  • Биография Леонардо да Винчи: история жизни и индивидуальность художественного стиля;
  • Свет и тени: то самое уникальное умение Леонардо да Винчи работать со светом и объёмом, выраженные в скульптурах и картинах мастера.
  • Свобода: как воплощалось творчество мастера, которое выходило за рамки обычного образа мышления и напрямую отражалось в его работах – в том числе и стиле «componimento inculto»;
  • Наука: идеи и эксперименты Леонардо да Винчи, воплощаемые не только в художественных работах, считаются уникальными для своего времени во многих областях – механике, анатомии, философии.
  • Жизнь: история и детали создания мастером работ, которые сегодня считаются особенными шедеврами.

Тайная вечеря — испытания временем и возрождение шедевра

Леонардо да Винчи не устраивала традиционная техника написания фрески, предусматривавшая нанесение мазков краски по влажной штукатурке, так как при этом он не имел возможности прорисовывать мельчайшие детали и видеть в полной мере натуральность получаемого цвета, терявшего при окончательном высыхании свою изначальную яркость. Кроме того, подобный способ создания настенной росписи, применявшийся большинством его современников, требовал быстрой работы набело и не позволял заново перекрашивать поверхность, что было неприемлемо для Леонардо, часто вносившего изменения и дополнения в создаваемое им то или иное художественное произведение. Поэтому, чтобы не жертвовать мастерством исполнения, художник в качестве эксперимента использовал смесь темперы и масла, нанося получившуюся краску непосредственно по сухой штукатурке

Однако он не знал или же не принял во внимание, что столь плотное сухое основание не было способно впитать в полной мере приготовленную на масляной основе краску, которая уже через несколько лет начала шелушиться и отслаиваться от стены, в результате чего мастеру еще при жизни пришлось собственноручно исправлять и восстанавливать испорченные фрагменты

В 1652 году жители монастыря вырезали новую дверь в стене с уже изрядно осыпавшейся фреской, удалив при этом небольшую ее часть, на которой были изображены ноги Христа. В дальнейшем, многочисленные и неумело проведенные реставрации, начавшиеся уже в XVI веке, только усугубили плачевное состояние шедевра. Лишь в 1954 году Тайная вечеря Леонардо да Винчи была расчищена от нанесенных ранее слоев, выявленные остатки подлинной живописи закреплены, а некоторые утраченные фрагменты восстановлены по старинным копиям. Как известно, трое учеников художника сделали полномасштабные копии с оригинала фрески Леонардо да Винчи. В частности, хранящаяся сегодня в лондонской Королевской академии художеств картина Тайная вечеря, воспроизведенная на холсте в мельчайших деталях Джампетрино (Giovan Pietro Rizzoli), была взята за основу при последних восстановительных работах, завершенных в 1999 году.


Тайная вечеря. Копия Джампетрино. 1520г.

Еще один подобный экземпляр работы итальянского живописца Андреа Солари (Andrea di Bartoli Solari, 1460-1524) находится в монастыре аббатства Тонгерло в Бельгии, а третий, работы Чезаре да Сесто(Cesare da Sesto, 1477-1523) – в церкви Сан Амброджо в Швейцарии. Благодаря этим точным копиям, оригинал Тайной вечери Леонардо да Винчи не был утрачена безвозвратно и сегодня его по-прежнему можно лицезреть в здании, находящемся рядом с церковью Санта Мария делле Грацие на одноименной площади Милана.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: