Глава живописной команды
В 1730 году главой живописного ведомства при Канцелярии от строений впервые становится русский художник — Андрей Матвеевич Матвеев. Картины для оформления парадных залов и частных покоев, декоративная роспись фасадов, интерьеров и мебели, иконы для вновь построенных соборов и церквей – объем и разнообразие выполненных под руководством Матвеева работ огромны. Масштаб объектов, оформлением которых занималась его живописная команда, меняется кардинально: от Петропавловского собора до царской голубятни, от Сенатского зала Двенадцати коллегий (Петровский зал университета) до росписи царских карет.
Его ведомство стало и прообразом будущей Академии художеств. Большой опыт и человеческие качества Матвеева (терпение и внимательное отношение к молодым) помогали ему готовить новые, умелые и ответственные кадры для своей команды из местной, русской среды.
Слабое здоровье было окончательно надорвано напряженной работой. Весной 1739 года он скончался. Материальное наследие Матвеева, дошедшее до нас, по своему объёму очень невелико. Но и его достаточно, чтобы оценить выдающийся вклад художника в отечественную живопись.
Кто был вторым художником в вашей династии?
Мой дед, Владимир Михайлович Голицын, иллюстратор многочисленных книг и журналов (в том числе «Знание — сила», «Кругосвет», «Пионер», «Всемирный следопыт»), изобретатель настольных игр «Пираты», «Захват колоний», «Спасение челюскинцев», «Северный морской путь», «Футбол», «Шелковый путь» и «Юнга». Он родился в 1901 году в княжеской семье в неудобное для этого время.
В. М. Голицын и Е. П. Голицына, урожденная Шереметева. 1920-е годы
В 1919-м он должен был идти в Красную Армию, но вместо службы некоторым обманным путем уехал на север. В 1920–1922 годах работал в Плавучем морском научном институте (Плавморнин), участвовал в экспедиции на Новую Землю на ледоколе «Малыгин», принимал участие в строительстве первого советского научно-исследовательского судна «Персей». В составе экспедиции дед обогнул северный кончик мыса Желания Новой Земли, видел Баренцево море, Карское и Белое. Сохранилось множество его акварелей того периода.
Self-Portrait with Wife
Oil on canvas. 75,5 x 90,5
Andrei Matveyev (1702, (?) – 1739, St Petersburg). Painter, portrait artist, and icon painter, who created allegorical, and decorative and monumental compositions. In 1716, at the request of Peter the Great, he was then sent to study painting in Holland. From September 1717 to September 1723, he studied under Arnold Boonen in Amsterdam, and from December 1723 to May (?) 1727 – in the Antwerp Academy of Fine Arts under (?) Sperwer. In August 1727, he came back to Petersburg and began his work in the Chancellery of Construction. In 1731, Matveyev attained the rank of Master and became the head of the Painting Brigade of the Chancellery of Construction. He participated in creating murals for the Peter and Paul Cathedral, as well as tsarist residences in Petersburg, he also painted icons for the Church of The Holy Righteous Simeon and Anna The Prophetess.
Irina Matveyeva (1712/14–1740s). Daughter of the blacksmith Stepan Antropov. In 1729 (or 1728) she married the artist Andrey Matveyev. She later entered into a second marriage with the merchant Turgenev.
The portrait is thought to have been painted in 1729, the year the artist got married. Some researchers believed that the woman depicted is much older than the artist’s wife (who was only 16 years old when the portrait was painted), and that the people depicted are Princess Anna Leopoldovna and her husband Duke Anthony Ulrich of Brunswick. Modern technical analysis established that the woman’s face was “aged” by alterations introduced after the work was completed.
Matveyev Andrei Matveyevich
Живописец, портретист, иконописец, автор аллегорических, декоративно-монументальных композиций.
Художник Матвеев Андрей Матвеевич: биография, творчество
Достоверные сведения о ранних годах жизни русского художника-портретиста Матвеева Андрея Матвеевича найти сложно. Почти всегда в описании его биографии упоминается имя императора Петра I, который увидел талантливого мальчика и дал ему, что называется, путёвку в творчество. Так это было или нет, однако Петр Великий, бесспорно, сыграл в судьбе художника значительную роль.
Венценосный реформатор охотно учился у западных мастеров, он овладел четырнадцатью ремёслами и надеялся на подобное рвение со стороны молодых русских талантов. Петр ввел обучение в Европе кораблестроению, астрономии, инженерии и другим техническим наукам за счет государственного «пенсиона». Не стало исключением и художественное направление.
Император руководствовался практическими задачами, стоящими перед страной: художники нужны были как участники преобразования государства, помощники в научных трудах и продвижении технического развития империи.
Эстетическая сторона вопроса поначалу не стояла или не была на первом месте. Но всё же Петр I стремился быть не хуже европейских государей во всех отношениях.
Он хотел, чтобы появилось поколение отечественных мастеров и в художественном деле. Первыми пенсионерами Петра по живописному профилю стали Иван Никитин и Андрей Матвеев. Андрея для получения образования направили в Голландию.
На тот момент ему было 15 лет. Затем он учился во Фландрии.
В общей сложности Матвеев провел в Западной Европе 11 лет и вернулся в Россию в 1727 году. К этому времени Петра Великого два года как не было в живых. Возможно, уже умерла императрица Екатерина I: она скончалась в мае 1727 года, а первое упоминание художника после возвращения из-за границы относится к августу этого года.
Эта картина периода его западноевропейского ученичества сохранилась и находится в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге.
Андрей Матвеев. Аллегория живописи.
8 августа 1727 года Александр Данилович Меншиков дает распоряжение Канцелярии от строений принять на службу Андрея Матвеева, а освидетельствовать его поручает живописцу Каравакку.
Вчерашний пенсионер успешно проходит экзамен и поступает на службу в Канцелярию. Это учреждение занималось реставрацией, живописными и декоративными работами в Петербурге и его окрестностях.
В 1731 году после того, как архитекторы Михаил Земцов и Доменико Трезини подтверждают, что Матвеев «в рисунках гораздо искусен», он получает чин «живописного мастера» и становится первым русским главой Канцелярии от строений.
. Под началом Андрея Матвеевича в «живописной команде» собрались даровитые художники и способные ученики, и, по сути, она превратилась в художественную школу, которая повлияла на развитие национального искусства XVIII века.
До эпохи Петра Великого светская живопись в России была не развита. Портретного жанра не существовало. Одним из первых российских портретистов стал Андрей Матвеевич Матвеев. До нашего времени дошли написанные им портреты итальянского доктора И. А. Ацаретти и супругов Голицыных.
Андрей Матвеев. Портрет врача И.А. Ацаретти.
Андрей Матвеев. Портрет князя Ивана Алексеевича Голицына в латах, 1728 г.
Андрей Матвеев. Портрет княгини Анастасии Петровны Голицыной, 1728 г.
Но самая необыкновенная работа — «Автопортрет с женой». В 1729 году в личной жизни Матвеева произошло серьезное событие: он женился на Ирине Степановне Антроповой, двоюродной сестре художника Алексея Антропова, который был его учеником. Предположительно к этому же году относится создание картины.
Матвеев Андрей. Автопортрет с женой, 1729 г.
При недолгом правлении малолетнего Петра II, а затем императрицы Анны Иоановны кипучая деятельность эпохи Петра Великого ушла в прошлое. У Андрея Матвеева убавилось количество заказов на работы, а за те, что выполнялись, оплата была невелика, да и задерживалась. Когда весной 1739 года художник умер, у его вдовы не было средств на погребение мужа.
- Русский музей
- Музей истории Петербурга
Прилежный ученик
В 1716 году в числе других «российской нации учеников» Матвеев приехал в Амстердам. Наставником его стал известный голландский портретист Арнольд Боонен. Попасть к нему было большой честью, поскольку он считался знаменитостью, мастером, воплощавшим лучшие традиции школы Рембрандта, и портреты его кисти, стоившие больших денег, заказывались знатнейшими и богатейшими людьми со всей Европы. Возможно, протекцию Матвееву оказала сама супруга русского императора. Екатерина I лично познакомилась с Бооненом во время своих поездок в Голландию.
Куратором над колонией русских студентов был Иоганн Ван ден Бург, известный в России как Яган Фанденбург, личный агент Петра I, выполнявший для царя и другие миссии. Он очень строго следил за поведением молодых россиян, нередко занимаясь рукоприкладством в отношении тех, кто ленился или распутничал. В своих отчетах Петру он регулярно сообщал, что на некоторых пенсионеров вольный европейский воздух действовал пьяняще.
Лишь один из «птенцов гнезда Петрова» не вызывал у Фанденберга никаких нареканий – Матвеев. Андрей сам регулярно отсылал в Россию свои работы как отчет о ходе образования. Очевидно, его успехи были замечены – известно, что по распоряжению императрицы ему было назначено дополнительное денежное довольствие. Единственное, что омрачало пребывание Матвеева за границей, так это частые болезни, вызываемые у него переутомлением от напряженных учебных занятий.
Легенды вместо фактов
В биографии мастера много белых пятен. Из даты рождения известен год – 1701-й, хотя, по некоторым источникам, он родился на год позже. Об отце сохранились отрывочные сведения: известно, что при дворе императрицы Екатерины I служил подьячий по фамилии Матвеев. Андрей и его сестра находились при отце, и рисунки мальчика могли попасть на глаза государыне. Одна из обязанностей подьячего – обеспечивать переписку, для чего было необходимо владеть искусством каллиграфии. Возможно, первым опытом для будущего художника была работа под руководством отца – среди рукописных документов того времени можно обнаружить настоящие шедевры графики.
Смотреть галерею
Именно Екатерина стала инициатором зачисления пятнадцатилетнего Андрея в число пенсионеров, посылаемых за казенный счет для обучения в Европу. Существует более красивая легенда, которая гласит, что к этому причастен сам Петр I. Во время пребывания царя в Новгороде, откуда родом сам Матвеев, Андрей попался на глаза императору, когда делал с него портретные наброски. Восхищенный рисунком мальчика государь немедленно приказал тому собираться в Амстердам, в любимую Петром Голландию, в ученики к тамошним живописцам. И хотя такие поступки считаются для царя-реформатора обычным делом, подтверждения этой истории не сохранилось.
Портрет Федора Голицына написан Рокотовым?
Или кем-то из его круга, искусствоведы пока не пришли к единому мнению на этот счет. Вторым браком Федор Николаевич женился на Варваре Ивановне Волконской. Ее портрет, парный мужу, у нас считается кисти Жан-Луи Вуаля.
У них родилось пять мальчиков. Младший, Михаил Федорович (1800–1873), кавалер многих орденов, был арестован по делу декабристов. Но было установлено, что членом тайных обществ он не был, но был опекуном и главным директором Голицынской больницы, построенной архитектором Матвеем Казаковым на высоком берегу Москвы-реки. «Больница для бедных» строилась и открылась в 1802 году на средства князей Голицыных, но другой ветви — Михайловичей.
Портрет в творчестве художника
В картинах Матвеева угадывается манера, характерная для старой живописи 18 столетия. Его произведения отличает сдержанность и серьезность, и в то же время им свойственна теплота. Художник превосходно создавал композиции в стиле барокко. Портрет – излюбленный жанр Матвеева. Здесь можно выделить созданный в 1728 году портрет А.П. Голицыной и портрет врача из Италии, обретшего в России вторую родину, И.А. Ацаретти. В лёгкой и непринуждённой живописной манере на портрете изображён человек, чей типаж близок автору. Эта антикварная картина датируется 1728-1732 годами. Символом всего самого доброго, принесённого эпохой Петра Великого, стал уникальный в своём роде матвеевский «Автопортрет с женой». На полотне изображены не просто два человека, а свойственная их отношениям нежность и любовь. Возможно, Андрея Матвеева вдохновили старинные картины Рубенса и Рембрандта.
Портрет – не единственный жанр, в котором преуспел Матвеев. Когда Меньшиков рекомендовал художника в Канцелярию от строений, Андрею было дано задание написать портрет. Художник Лул Каравакк говорил, что Матвеев «имеет большую силу в красках, а не в рисунках». Однако, известные архитекторы Земцов и Трезини заверили, что художник и «в рисунках гораздо искусен». Благодаря этому свидетельству Матвеев в 1731 году получил звание живописного мастера, и был назначен руководителем живописной команды Канцелярии от строений. Не менее значима для русской живописи педагогическая деятельность Андрея Матвеева, заложившая основы отечественной художественной школы, новой для петровской эпохи. Картины кисти Андрея Матвеева представляют несомненную ценность как для искусствоведа, историка, так и для коллекционера, любителя антиквариата.
Гибель боярина
После избрания на престол Петра в 1682 году власть оказалась в руках Нарышкиных. Они были в хороших отношениях с Матвеевым, поэтому начали с того, что вернули его из ссылки, предоставив прежние почести, соответствовавшие его статусу.
11 мая 1682 года Матвеев приехал в Москву, а уже через четыре дня в столице разгорелся Стрелецкий бунт. Артамон Сергеевич стал одной из первых жертв этого восстания. Он предпринял попытку убедить стрельцов не выступать против правителя, но был убит на глазах у царской семьи.
Это произошло на Красном крыльце. Боярина сбросили вниз на площадь и изрубили. Матвееву было 57 лет.
Его похоронили в Армянском переулке при церкви Николы в Столпах. В начале XIX столетия памятник на могиле поставил его прямой потомок граф Николай Петрович Румянцев, который в то время занимал пост государственного канцлера. Церковь, где находилась могила Матвеева, была снесена советской властью в 1938 году.
Академия художеств в Антверпене
В 1724 году Матвеев обращается в Петербург с просьбой о продолжении учебы в художественной Академии Антверпена. Он предполагал освоить там новый жанр – «писание историй», то есть сюжетную живопись: аллегорические, мифологические, исторические и батальные картины. Учитывая старательность студента и его успехи, в Петербурге было решено позволить пенсионеру продлить пребывание в Европе, что было в то время необычно.
Смотреть галерею
В 1725 году скончался Петр Великий. Андрей Матвеев, биография которого началась во времена царя-реформатора, посылает свои соболезнования Екатерине и прилагает к посланию написанную им «Аллегорию живописи». Эта небольшая, написанная на деревянной доске картина считается первым в отечественной истории живописи сюжетным произведением светского характера, первой картиной в европейском понимании этого слова.
В ней видна некоторая неуверенность при изображении обнажённой натуры, но заметно и важнейшее для творчества Матвеева стремление максимально наполнить рисунок внутренним содержанием и высокое живописное мастерство – богатая палитра и легкий мазок. Богине, позирующей для портрета, Матвеев придал черты Екатерины I.
Матвеев Андрей Матвеевич
Вернувшись в 1729 году из-за границы, где он учился живописи, Андрей Матвеев вскоре женился на Ирине Степановне Антроповой, дочери кузнечного мастера, двоюродной сестры известного живописца.
Милая, непосредственная, совсем девочка, (ведь ей было всего четырнадцать лет) но полная уже женской прелести, она очаровала двадцатисемилетнего Андрея Матвеева.
В это время он пишет свою самую известную картину «Автопортрет с женой».
«Сколько затаенного любования и нежности ощущается в том жесте, которым он подводит свою подругу к краю картины.
С каким удовольствием он отмечает певучую линию ее шеи, гибкие музыкальные руки, чуть приметную улыбку на губах, слегка приглушенный блеск глаз.
Трепетный жест соединившихся рук, легкое касание плеч, еле уловимый поворот навстречу друг другу — земная человеческая радость», – пишет искусствовед В.Г.Андреева.
Работа осталась незавершенной. После смерти живописца вдова вышла замуж вторично — за купца В. И. Тургенева. У младшего сына А.
Незадолго до смерти, в 1808 году, он передал его в дар Академии художеств, откуда портрет уже в советское время был распределен в Русский музей.
Немного о художнике.
Родился Андрей Матвеев в 1701 году, место рождения неустановленно. Говорят, что Петр Великий увидел пятнадцатилетнего Андрея в новгородском Софийском соборе и, заметив талант юного художника, послал Андрея Матвеева учиться художественному мастерству в Европу. С 1716 года Андрей Матвеев в течение одиннадцати лет жил в Голландии и Фландрии. Поначалу Матвеев обучался живописи у голландского художника Карела де Моора, позже в 1723-1727 годах учился в Антверпенской академии художеств. Наблюдавший за пенсионерами агент Фанденбург сообщал, что только один ученик не доставляет ему никаких хлопот. Андрей не пил, не бесчинствовал, а упорно работал и проявлял незаурядные способности и прилежание. В Россию Матвеев вернулся в 1727 г. опытным мастером европейского уровня, уверенным в своих силах, и сразу сумел занять положение, равное «первому придворному маляру» Л. Караваку.После смерти Петра Великого, часто сменявшиеся правители совсем не интересовались искусством, но мастеров не хватало, поэтому Матвеев был всегда востребован. Он пишет иконы, делают росписи плафонов и триумфальных ворот, орнаменты, занимается реставрацией. В 1731 году становится руководителем Живописной команды Канцелярии от строений. Опытные художники, подмастерья и ученики стали по-настоящему единой командой. Он сумел направить талант каждого и построить систему обучения так, что она легла потом в основу преподавания в Петербургской академии художеств. Матвеев обрастал учениками, которые стремились под его начало, так как он был замечательным педагогом и внимательным, заботливым и мягким человеком. Многому можно было у него поучиться, ведь художник был первым русским мастером-универсалом: портретист, исторический живописец и, несомненно, талантливейший монументалист-декоратор. Но многие работы его погибли во время пожаров или по другим причинам.По-настоящему интересны написанные им портреты. Законы академической школы суровы, модели должны быть написаны в парадной одежде, художник обязан показать их величие. Но Матвееву удаётся показать, несмотря на это живые человеческие характеры.Хороши портреты супругов Голицыных, сразу видны различия их характеров. Анастасия Петровна, первая статс-дама при Екатерине Первой, прожила насыщенную жизнь при дворе, видно, что она обладает сильным характером, но при этом в лице заметна усталость, недаром через год после написания портрета Анастасия Петровна ушла из жизни. Супруг, в отличие от дражайшей половины характера спокойного, мягкого, через год он уйдёт в монастырь.
Голицына Анастасия Петровна
Голицын Иван Алексеевич
Прекрасен портрет Петра Великого, виден человек неординарный, умный и волевой. А ещё это просто красивый мужчина, недаром он считался в Европе одним из самых красивых правителей.
Портрет итальянского доктора И. А. Ацаретти
И ещё одна картина, написанная в манере классической академической школы
Аллегория живописи
Использованы следующие ссылки:
http://territa.ru/photo/954…,https://ru.wikipedia.org/wi…
http://smallbay.ru/artrussi…
http://artclassic.edu.ru/ca…= 18061
1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Портрет Голицыных
Несмотря на эту аттестацию, Андрей Матвеев, художник европейской выучки, был зачислен в штат Канцелярии только через год, а пока оставался без средств к существованию. Выручил его заказ на парный парадный портрет княжеской четы Голицыных.
Смотреть галерею
Особенно выразителен созданный Матвеевым образ Анастасии Петровны Голицыной. Её называли «бабой пьяной и глупой», но много испытавшей. Бывшая шутихой Екатерины, терпевшая издевательства и унижения от придворных, Голицына при Петре была лишена всего состояния и изгнана за участие в заговоре царского сына Алексея. Только после смерти Петра и Екатерины она была восстановлена в правах, ей вернули состояние. Художнику удалось выразить сложные и неоднозначные чувства в отношении модели, сделав парадный портрет глубоко психологическим.
Смотреть галерею
Предыстория
Основная статья: Парсуна
Конец XVII века
Характерная группа памятников начального периода — Преображенская серия. «„Открытие характера
“ происходит постепенно во всех видах изобразительного искусства и занимает временное пространство, совпадающее в общих чертах с периодом правления Петра Великого», пишут исследователи портрета в России. В портретах «Преображенской серии» совершался переход от парсуны к портрету. В к сер. XVIII века уже возможно перечислить самобытных и талантливых мастеров.
- М.Ф. Нарышкин («патриарх Милака»)
- Андрей Бесящий
- Яков Тургенев
- Портрет майора С.Л. Бухвостова
Опала
Вскоре после того, как в 1676 году умер Алексей Михайлович, в опале оказался Матвеев. Существует версия, что он пытался посадить на престол малолетнего Петра, выступив против сторонников его брата Федора.
Имеется и другое предположение. Если верить ему, решающую роль в падении Матвеева сыграли Милославские, которые стали иметь при дворе слишком большое влияние. Боярина они решили уничтожить из мести, припомнив ему старые обиды.
В краткой биографии Артамона Матвеева можно найти информацию, что формально его обвинили в оскорблении иностранного посла, за что сослали вместе со всей семьей в Пустозерск. Это небольшой населенный пункт на территории современного Ненецкого автономного округа. Через несколько лет его перевели в Мезень, расположенную в пределах Архангельской области.
При этом при дворе у Матвеева осталось немало сторонников, которые его всячески поддерживали. Одной из них была вторая жена Федора Алексеевича Марфа Матвеевна Апраксина, крестница героя нашей статьи. Благодаря ее заступничеству опального боярина перевели в поселок Лух в Ивановской области.
Возвращение в Россию художника Андрея Матвеева
В общей сложности Матвеев провел в Западной Европе 11 лет и вернулся в Россию в 1727 году. К этому времени Петра Великого два года как не было в живых. Возможно, уже умерла императрица Екатерина I: она скончалась в мае 1727 года, а первое упоминание художника после возвращения из-за границы относится к августу этого года. Для императрицы Матвеев и на смерть Петра I в 1725 году написал и прислал свою работу «Аллегория живописи», тем самым показав достижения в учебе и, видимо, желая продлить свое пенсионерство. Екатерина ему благоволила, и Андрею Матвееву удалось проучиться в Европе ещё два года. Эта картина периода его западноевропейского ученичества сохранилась и находится в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге.
Андрей Матвеев. Аллегория живописи.
«Автопортрет с женой»
Кратко описание картины
Хотя картина написана уже после смерти Петра I, но в ней чувствуется дух петровского времени, новое понимание значения человеческой личности. Перед нами первый автопортрет в русской живописи. Молодое, смелое, полное жизни и энергично вылепленное лицо художника А. М. Матвеева, пионера нового искусства, убеждает нас в том, что такому человеку было под силу руководить огромными монументальными работами в растущей на берегах Невы столице.
Образ жены художника отличается лиризмом и мягкостью. В композиции есть некоторая искусственность, но она искупается непосредственностью, простотой и чувством собственного достоинства этих первых представителей новой русской интеллигенции. Живопись Матвеева широка и свободна, теплый тон теней обеспечивает согласованность всего колористического решения.
Удивительно название картины Андрея Матвеева — «Автопортрет с женой Ириной Степановной». Не только любовь, но и глубокое уважение, преклонение читаются в его представлении по имени и отчеству своей молодой супруги. А может быть, это тонкий укор своим современникам, не сумевшим донести до нас не только большинство картин, но и отчество художника? Посланный российским самодержцем Петром I в 1716 году едва ли не в детском возрасте обучаться художественному мастерству за границу, Андрей Матвеев пробыл в Голландии и Фландрии одиннадцать лет, получив полное западноевропейское образование.
Вернувшись в Россию уже после смерти своего высочайшего благодетеля, А. Матвеев зачисляется в штат Канцелярии от строений. Начинается напряженная работа на благо русского искусства.
Художник участвует в росписях соборов, церквей и царских дворцов, пишет замечательные портреты и аллегорические картины. Его талант, трудолюбие и, очевидно, прекрасные организаторские способности делают его первым из русских художников, возглавивших в 1730 году живописную команду Канцелярии от строений, ведавшей всеми значительными художественными работами в Петербурге. На этом ответственном посту он проработал до самой смерти. А смерть легко ранимого и ответственного за выполняемую работу А. Матвеева пришла в мистические 37 лет.
Многого не дописал, не выполнил один из первых значительных русских живописцев.
Искуствовед Некрылова Л.П.
Х
Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
«Автопортрет с женой» МатвеевТакже бесплатно скачивайте «Автопортрет с женой» на странице сайта!
Увлечение искусством
Вам будет интересно:Балагурить — это… Значение, особенности, примеры
Рассказывая даже краткую биографию Артамона Сергеевича Матвеева, необходимо уделить достаточно внимания его любви к искусству. Именно он предложил переводчику Посольского приказа и учителю из Немецкой слободы Юрию Михайловичу Гивнеру собрать труппу актеров, чтобы забавлять царя театральными выступлениями.
При его участии лютеранским пастором Иоганном Грегори из Священной Римской империи в 1672 году была поставлена первая пьеса русского театра. Она называлась «Артаксерксово действо». Интересно, что вплоть до середины XX столетия это произведение официально считалось утраченным. Но в 1954 году были обнаружены сведения сразу о двух его списках, сохранившихся в разных библиотеках.
Пьесу играли на немецком языке, ее сюжет был переложением библейской «Книги Есфирь». Продолжительность пьесы была десять часов, причем артисты играли без антракта. Впервые ее поставили в Преображенском дворце.
Будучи образованным человеком, Матвеев сам писал литературные работы. В основном они были исторического содержания. Считается, что ни одна из них до наших дней не сохранилось. Известно, что среди них была «История избрания и венчания на царство Михаила Федоровича» и «История русских государей в ратных победах и лицах».
К тому же он имел отношение к созданию «Царского титулярника». Это справочник, посвященный монархам и другим первым лицам России и зарубежных стран.