Ермак Тимофеевич
Точная фамилия этого человека не установлена, вполне вероятно, что ее и вовсе не было – Ермак был незнатного рода. Родился Ермак Тимофеевич в 1532 году, в те времена для именования простого человека часто использовалось отчество или прозвище. Точное происхождение Ермака не выяснено, но есть предположение, что он был беглым крестьянином, выделявшийся огромной физической силой. Сначала Ермак был чуром у волжских казаков – разнорабочим и оруженосцем.
В бою умный и смелый молодец быстро добыл себе вооружение, участвовал в битвах, благодаря силе и организаторским способностям через несколько лет стал атаманом. В 1581году командовал флотилией казаков с Волги, есть предположения, что воевал под Псковом и Новгородом. Его по праву считают родоначальником первой морской пехоты, которая тогда называлась «струговой ратью». Имеются и другие исторические версии о происхождении Ермака, но эта – самая популярная среди историков.
Некоторые придерживаются мнения, что Ермак был знатного рода тюркских кровей, но в этой версии много противоречивых моментов. Ясно одно – Ермак Тимофеевич был популярен в воинской среде до самой смерти, ведь должность атамана была выборочной. Сегодня Ермак – исторический герой России, главная заслуга которого – присоединение к русскому государству сибирских земель.
Карта похода Ермака
Сюжет и история
В основу сюжета картины Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» легли подлинные факты русской истории. Иван Грозный присоединил к Руси Астраханское и Казанское княжества, а также Поволжье. В 1555 году ему подчинился сибирский хан Едигер на условиях выплаты небольшой дани. Она состояла из шкурок соболей и белок, в избытке водившихся в сибирских лесах.
В 1563 году земли Сибирского ханства захватил Кучум. Он отказался выплачивать установленную дань Москве. Кроме того, от набегов сибирских отрядов стали вновь страдать приуральские земли. Тогда, без согласия Ивана Грозного, бароны Строгановы снарядили против Кучума отряд, состоявший из казаков.
Его возглавил атаман Ермак Тимофеевич. Казаки перевалили Уральские горы и разбили отряды местных правителей. А затем и воинов Кучума. Был покорен Кашлык – столица Сибирского ханства.
Преимуществом русского войска в борьбе с ханскими войсками было владение огнестрельным оружием. Но завоеванием Кашлыка не закончилось противостояние с Кучумом, сбежавшим на юг и собравшим новое войско. Тем временем ряды зимовавшего в Сибирской столице отряда Ермака редели. И когда летом 1584 года вновь набранное войско Кучума осадило Кашлык, Ермак был вынужден покинуть город.
По пути на юг отряд казаков расположился лагерем на отдых. Ермак забыл или не посчитал нужным выставить дозор. Внезапное нападение войска Кучума внесло смятение в казачий отряд, который в результате понес большие потери, а сам атаман Ермак, спасаясь вплавь через Иртыш, утонул. Лишь в 1598 году в Сибирь из Москвы было вновь отправлено войско, довершившее разгром Кучума.
Популярные сочинения
- Сочинение Испытание любовью в романе Отцы и дети Тургенева В романе Тургенева «Отцы и дети» действует несколько любовных линий. Больший объем занимают отношения Евгения Базарова и Анны Одинцовой
- Сочинение Что сказала мама (с прямой речью 4 класс) В детстве у меня было очень много страхов. Упасть, поцарапаться, оплошать – всё это вызывало во мне дикий ужас. Но ничего из этого не могло сравниться с тем, что я чувствовал, когда наступала ночь
- Анализ рассказа «Юшка» Платонова (7 класс) Такой замечательный писатель, как Платонов, наполнил свои произведения глубоким смыслом и добротой, а также, попытался привить читателям любовь к труду и милосердию.
Посещение царевной женского монастыря (1912)
Эта картина Сурикова — его последняя крупная живописная работа. Она рассказывает о незавидной доле русских царевен, которым суждено было всю жизнь томиться в заточении своих девичьих покоев.
Царевны не могли выйти замуж, так как царственных православных женихов не было, заморские женихи считались еретиками, а отдавать царскую дочь за русских бояр и князей было недопустимо — они ей не ровня. Редким разнообразием в их жизни был выход в сопровождении нянек и мамок на поклон в женский монастырь.
Трогательное лицо молодой царевны покорно и печально. Её судьба в лучшем случае — терем, а в худшем — келья монастыря, и жадные монастырские управительницы не упустят момента поживиться приданым такой «божьей невесты». Образ царевны Суриков писал с дочери своих знакомых, которая собиралась постричься в монастырь, и со своей внучки.
10
Портрет дочери художника в детстве (1888)
Прекрасный портрет дочери Ольги в красном платье в горошек на фоне белой печи отражает тёплую семейную атмосферу в доме художника. Сохранилось письмо художника, где он описывал процесс работы над портретом. Он сообщал: «Пишу портрет Оли в красном платье, в котором она была в Красноярске…»
Маленькая десятилетняя девочка смело позирует, прижимая к себе любимую куклу. Этот портрет родные называли «дивным», чудесным. В творчестве Сурикова нет заказных портретов, он писал лишь членов своей семьи и близких друзей, и этот портрет — настоящая семейная реликвия, заключающая в себе всю родительскую любовь художника к дочери.
Не пропустите интересную статью на нашем сайте most-beauty.ru о самых красивых куклах в мире.
8
Утро стрелецкой казни (1881)
Откроет наш список на most-beauty самое первое масштабное историческое полотно художника размером 218×379 см. Сейчас оно находится в одном из центральных залов Третьяковской галереи. Вокруг этой картины всегда много зрителей. И не зря, ведь события, изображённые В. И. Суриковым, относятся к одному из самых трагических моментов истории государства Российского.
Эпоха царствования Петра Великого была окрашена не только яркими красками побед и великих свершений. Стрелецкий бунт под началом царевны Софьи, сёстры царя, был жестоко подавлен, а тысячи стрельцов отправлены на плаху. Момент прощания стрельцов со своими семьями настолько реалистичен, что создаётся впечатление присутствия. Зритель становится участником и свидетелем происходящего.
На картине диагональю пересекаются два взгляда: первый взгляд молодого Петра I — гневный, величественный, испепеляющий, а второй взгляд принадлежит рыжему стрельцу, скованному в колодки. Стрелец не подчинился царской воле, и готов к смерти. Центральная фигура стрельца демонстрирует покорность приговору. Казнь происходит на Красной площади у Кремля, и она окончательно закрепляет царствование Петра на российском троне. Трагизм картины подчёркивают мрачные тона и серость осеннего утра.
Самые знаменитые картины Брюллова.
2
Описание картины
Центральная фигура полотна — всадник. Лошадь быстро скачет и буквально врезается в снежную стену, а мужчина завершает начатое мощным ударом кулака. Коня Суриков изобразил типичной сибирской породы. У животного есть характерные особенности:
- темно-гнедая масть;
- большая голова;
- низкий рост.
Лошадь полностью доверяет всаднику и не обращает внимания на ослабленные поводья. Животное врезается грудью в снежную стенку, в его глазах видно возбуждение от криков толпы. Вместе с этим лошадь выглядит озорной и веселой. Широко раздутые ноздри и приоткрытый рот создают иллюзию улыбки.
В левой части картины видны зрители, которые смеются и поддерживают всадника. Среди них есть дети и взрослые, все они с интересом наблюдают за происходящей игрой. На задней части картины расположена группа защитников. Они машут веточками и отпугивают лошадь. Игроки делают это без ожесточения, только ради забавы.
Взятие снежного городка (1891)
Эта весёлая, озорная, праздничная картина полная противоположность предыдущих работ В. И. Сурикова. Масленичные гуляния всегда сопровождались в России весёлыми забавами. Люди сооружали снежную крепость. В игре участвовали две команды: одна группа защищала крепость, а вторая — пыталась её захватить. Оружием в этой схватке был смех, радостные крики и снежки.
На картине изображена кульминация этой древней казачьей игры. Летящий на зрителей всадник с азартом разрушает крепость, толпа с хворостинами приветствует его. Недаром Сурикова называли волшебником, так живо изображающим снег. Его снежное царство — прекрасно, воздушно и наполнено гаммой оттенков. «Взятие снежного городка» — кульминация творчества великого живописца В. И. Сурикова.
Проведение анализа полотна
Чтобы написать сочинение или подготовить доклад о походе Ермака в Сибирь, следует внимательно рассмотреть репродукцию, уделив особое внимание значимым деталям композиции. Например, интерес представляют образы шаманов, которых автор полотна поместил на заднем плане, за спинами обращенного в панику неприятельского войска
Кажется, что они посылают магические посылы татарским воинам, призывают на помощь своих языческих покровителей, чтобы противостоять святому лику и Святому Георгию, изображенным на казачьих хоругвях. Но победа в этом походе на стороне Ермака.
В центральной части картины на заднем фоне легкими штрихами прорисован силуэт города, за который и ведется это сражение. Также задний план представляет татарская конница, которая не смогла оказать помощь в водном сражении.
Таково «Взятие Сибири Ермаком» — картина, размеры которой 2,85 х 5,99 метра. Жанр — батальная живопись. В работе художник использовал темные тона:
- Вода в реке мутно-серая, вероятнее всего, очень холодная. Но это не смущает отважную дружину, на лицах у казаков нарисована решимость.
- На небе нет солнца, его заволокли мрачные серые тучи.
- Серый берег завершает собой создание атмосферы.
Таковы основные особенности картины Сурикова про завоевание Сибири. На основании анализа репродукции можно написать сочинение-рассуждение или эссе.
Примечания
. С. Глаголь. В.И. Суриков (Из встреч с ним и бесед). — Наша старина, 1917, № 2, с. 67.
. Там же, с. 69.
. Там же.
. М. Волошин. Суриков. Л., 1985, с. 56, 59.
. С. Глаголь. Указ. соч., с. 69.
. Там же.
. К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 1, с. 418.
. В.И. Суриков. Письма. М.—Л., 1948, с. 125.
. Письмо В.В. Стасова от 16 ноября 1902 г. — Там же, с. 158.
. А. Бену а. Русская школа живописи. Спб., 1904, с. 68.
. В. Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. М., 1977, с. 80.
. А. Попов. О художественной целостности спектакля. М., 1957, с. 105, 106.
. К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. соч., т. 4. М., 1933, с. 59.
. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 41, с. 7, 8.
. Сторонний зритель. Художественные заметки. В.И. Суриков, — Художественный журнал, 1881, № 4, с. 224—227.
. И.Е. Репин и П.М. Третьяков. Переписка. М.—Л., 1946, с. 47.
. Первый эскиз «Морозовой» создан в 1881 г. — в год окончания «Стрельцов», после чего художник в 1883 г. написал «Меншикова», а «Морозову» закончил в 1887 г.
. Н. Добролюбов. Собр. соч., т. 3. М.—Л., 1962, с. 119, 120.
. А.С. Пушкин. Собр. соч. в 10-ти т. Т. 7. М., 1958, с. 625.
. И. Грабарь. О колорите в живописи. — Юный художник, 1939, № 5, с. 15.
. М. Волошин. Указ. соч., с. 86.
. С. Глаголь. Указ. соч., с. 76.
. В. Никольский. Творческие процессы В.И. Сурикова. М., 1934, с. 85.
. М. Волошин. Указ. соч., с. 86.
. Не случайно этот образ вызвал наибольшее ожесточение реакционной печати, нападавшей на картину Сурикова.
. См. например: М.Г. Гребков. Мысли перед картиной «Боярыня Морозова». — Сын Отечества, 1887, 8 марта.
. Жена художника умерла в 1888 г. Суриков впал в депрессию, стал очень религиозным. В этом состоянии он решил бросить живопись и уехал с маленькими дочерьми в Красноярск. Постепенно, под влиянием перемены обстановки и бережного отношения друзей, как он сам говорил, «встряхнулся. И тогда от драм к большой жизнерадостности перешел… И написал тогда бытовую картину «Городок берут» (М. Волошин. Указ. соч., с. 131).
. А.В. Турунов. Суриков и его картины. Иркутск, 1948, с. 16.
. Беседа с братом художника А.И. Суриковым. Запись Красноженовой от 24 октября 1927 г. — В кн.: А.Н. Турунов, М.В. Красноженова. В.И. Суриков. Иркутск, 1937, с. 25.
. С. Дурылин. Сибирь в творчество В.И. Сурикова. М., 1930, с. 30.
. В.И. Суриков. Письма. М.—Л., 1948, с. 97, 98.
. Н.В. Гоголь. Полн. собр. соч. Т. 3, с. 239.
. М. Волошин. Указ. соч., с. 134.
. М. Нестеров. Давние дни. М., 1959, с. 85.
. Русская история, сочиненная Сергеем Глинкою. Ч. 4. М., 1823, с. 138.
. А. Воронихин. К биографии Ермака. — Вопросы истории, 1946, № 10, с. 100.
. М. Волошин. Указ. соч., с. 192.
. Дневник В.Ф. Лазурского. — В кн.: Литературное наследие. Т. 37, 38. М., 1939, с. 497.
. Русская история, сочиненная Сергеем Глинкою. Ч. 2. М., 1824, с. 90, 92.
. Н.А. Полевой. История жизни италийского графа Суворова-Рымникского, генералиссимуса российских войск. М., 1904, с. 212. Карл Верне — известный в то время баталист, учитель Жерико.
. Письмо к брату А.И. Сурикову. — В.И. Суриков. Письма. М.—Л., 1948, с. 110.
. М. Рутченко. Зустріч з В.І. Суріковим. — Малярство і скульптура. Киів, 1938, № 8, с. 37, 38.
. С.И. Гречушкин. Из русской истории. М., 1910, с. 20.
. Письмо от 24 октября 1895 г. — В. Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. М., 1977, с. 29.
. Русские ведомости, 1916, № 55.
. В.К. Бялыницкий-Бируля. Василий Иванович Суриков. — В кн.: Вопросы изобразительного искусства. М., 1954, с. 160.
. См.: В.В. Верещагин. Как пишется история. — Новости и биржевая газета, 1899, 29 марта; С.И. Танеев. Запись в дневнике 5 марта 1899 г. о беседе с Л. Толстым. — В кн.: И. Евдокимов. В. Суриков. М.—Л., 1940, с. 160.
. М. Булатов. Суворов в народных песнях и рассказах. М., 1942, с. 3.
. М. Волошин. Указ. соч., с. 163.
. В. Никольский. В.И. Суриков. М., 1918, с. 112, 113.
. М. Волошин. Указ. соч., с. 100.
. М. Рутченко. Зустріч з В.І. Суріковим. — Малярство і скульптура. Киів, 1938, № 8, с. 37, 38.
. Я.Д. Минченков. Воспоминания о передвижниках. Л., 1980, с. 393.
. В. Никольский. Творческие процессы В.И. Сурикова. М., 1931, с. 18.
. Г. Чепцова. Годы знакомства с В.И. Суриковым. — Искусство, 1961, № 6, с. 70.
. В. Никольский. В.И. Суриков. М., 1918, с. 141.
. Н.Г. Машковцев. Суриков. М., 1960, с. 53.
. Б.В. Иогансон. Суриков-портретист. — В кн.: В.И. Суриков. М., 1948, с. 100.
. Там же, с. 101.
К оглавлению | Следующая страница |
Василий Суриков и его картины
Автор картины «Покорение Сибири Ермаком» — представитель старинного казачьего рода, издревле проживавшего на землях Придонья. Известно, что предок Василия Ивановича Сурикова в XVI веке ушел с Дона с дружиной Ермака и воевал на Иртыше с ханом Кучумом. Позже предки Сурикова обосновались на сибирских землях у Енисея. Сам В. И. Суриков говорил, что «идеалы исторических типов» Сибирь воспитала в нем с детства.
Картины Сурикова, в том числе и «Покорение Сибири Ермаком», полны патриотизма, глубокого национализма, высокой гражданственности. Автор мастерски воссоздал сибирские пейзажи. Внимательно относился к мельчайшим деталям, подчас достигая археологической точности. Пытливо изучал многочисленные исторические источники.
Именно поэтому образ эпохи, воссозданный им в полотнах, так ярок и близок к реальности. Василий Суриков – мастер демократического реализма. Он полагал, что только через понимание истории своей страны возможно осознать ее настоящее. Яркий пример — его картина «Покорение Сибири Ермаком».
«Взятие снежного городка» картина Сурикова, описание
Кратко описание картины
Водоразделом в жизни и творчестве Сурикова стала смерть его жены. Горе художника было столь велико, что он практически перестал писать и уехал в Сибирь, чтобы остаться там навсегда. Александр Иванович Суриков, брат живописца, пытаясь помочь, подсказал ему тему этой картины. Александр Иванович Суриков, младший брат живописца, помогал Василию Ивановичу в Красноярске заполнить время живыми впечатлениями, почти ежедневно пытался устроить прогулки по городу на лошадях, вечерами приглашал друзей и знакомых: «Я в свою очередь занялся развлечениями его и подал ему мысль написать картину «Городок» (это всем известная старинная игра). Мне сильно хотелось, чтобы он после смерти жены не бросал своё художество. Поехали мы с ним в село Ладейское, где и наняли молодых ребят сделать городок, с которого и была написана в последние дни масленицы 1890 года картина «Взятие снежного городка». И она вылечила Сурикова от тоски, открыв собой новый этап его творчества, отличающийся полифонической композицией, насыщенностью колорита, погруженностью в народную стихию. «Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез», — признавался Суриков М. Волошину. Картина «Взятие снежного городка» изображает старинную сибирскую игру, очень популярную в казачьей среде, — в нее играли в «прощеное воскресенье», последний день масленицы. Напомнили о себе здесь и детские впечатления художника: «Помню, — вспоминал он, — как «городок» брали. Городок снежный. И конь черный прямо на меня… Я его потом в картину вставил. Я много «снежных городков» видел. По обе стороны народ, а посреди снежная стена. Лошадей хворостинами — чей конь первый сквозь снег прорвется. За работой этой картины Вася уже меньше стал скучать о жене; одним словом, до некоторой степени пришёл в себя, стал бывать в гостях, и у нас бывали знакомые. С мамой всегда вспоминал о старинке».
По своему обыкновению, многие детали Суриков писал с натуры — друзья живописца специально для него инсценировали полный «вариант» игры в селе Ладейское.
Подсказанная Александром Ивановичем тема упала на благодатную почву. Изображая современную ему сцену народной игры, Суриков, исходя из общепринятой классификации, работал в бытовом жанре, при всём том особенности мышления исторического живописца сказались и здесь в полную силу.
В сверкающем праздничными красками холсте всё пронизано живыми традициями предков, удалых казаков, прямыми родственными связями с которыми Суриков так гордился. В картине «Взятие снежного городка» изображён кульминационный момент — снежная крепость разваливается на наших глазах. Всадник и конь объяты единым порывом, удаль и азарт сверкают в решительном взоре всадника, дикие искры проскакивают в умных глазах коня
На фоне смеющихся лиц зрителей собранная в единый порыв воля берущего городок казака приковывает внимание, заставляет переживать вместе с ним острейший момент игры
Искуствовед Некрылова Л.П.
Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу: Также бесплатно скачивайте «Взятие снежного городка» на странице сайта!
Разгром Сибирского ханства
«Знакомство» казаков и местных татар случилось на территории нынешней Свердловской области. Казаки были обстреляны из луков своими противниками, но отбили пушками готовящуюся атаку татарской конницы, заняли город Чинги-туру в нынешнем Тюменском районе. В этих местах завоеватели добыли драгоценности и меха, попутно поучаствовав во множестве боев.
- 05.1582года в устье Туры казаки держали бой с уже войсками шести татарских князей.
- 07.1585года – битва на Тоболе.
- 21 июля – битва у Бабасанских юрт, где Ермак залпами своей пушки остановил скачущую на него конную армию в несколько тысяч всадников.
- У Долгого яра татары опять обстреляли казаков.
- 14 августа – битва у Карачин-городка, где казаки захватили богатую казну мурзы Карачи.
- 4 ноября Кучум с пятнадцатитысячным войском организовал засаду возле Чувашского мыса, с ним были наемные дружины вогулов и остяков. В самый ответственный момент оказалось, что лучшие отряды Кучума отправились в набег на город Пермь. Наемники во время боя обратились в бегство, и Кучум был вынужден отступить в степь.
- 11.1582 Ермак занял столицу ханства – город Кашлык.
Историки предполагают, что Кучум был узбекского происхождения. Точно известно, что он устанавливал власть в Сибири крайне жестокими методами. Неудивительно, что после его поражения местные народы (ханты) привезли Ермаку подарки и рыбу. Как гласят документы, Ермак Тимофеевич встретил их «лаской и приветом» и проводил «с честью». Прослышав о доброте русского атамана, к нему стали приходить с подарками татары и другие народности.
Ермак всем обещал защитить от Кучума и других врагов, обложив их ясаком – обязательной данью. С вождей атаман брал присягу о подати с их народов – это называлось тогда «шерсть». После присяги эти народности автоматически считались подданными царя, не подвергались никаким гонениям. В конце 1582 года часть воинов Ермака попали в засаду на озере, они были полностью истреблены. 23.02.1583 года казаки ответили хану, пленив его главного военачальника.
Смысл полотна
Автор написал картину в бытовом жанре. Он детально изобразил народную игру. Персонажи полотна — простые крестьяне, сибиряки, его земляки. Художник скрупулезно нарисовал лица людей, одежду, окружающую обстановку.
Критики негативно оценили работу Сурикова. Они назвали ее бедной и анекдотичной. Такая реакция была объяснима. В те времена рисовали согласно академическим канонам. Но Василий Иванович уверял, что нужно обращаться к народному творчеству, поскольку это позволит испытывать вдохновение.
Через картину Суриков выразил свое отношение к Сибири. Она была его родиной, он всегда помнил об этом. Также он подробно запечатлел народную забаву. Среди критиков также шли споры, является ли полотно историческим. С. Дурылин подчеркивал, что «Городок» отражает обычный день из жизни крестьян, поэтому картина является исторической.
При взгляде на картину появляется ощущение радости, восторга, азарта. Художник мастерски изобразил людей разных сословий, но все они объединились в ходе игры. Им надоела зима, они уже хотят наступления тепла, поэтому радостно провожают зиму.
Меншиков в Берёзове (1883)
Это полотно рассказывает о последних годах жизни близкого друга и фаворита Петра I, а ныне опального князя Александра Меншикова. Он изображён вместе с сыном и дочерьми. Блеск соратника царя сменился холодом и безнадёжностью ссылки в удалённом селе Берёзово. Меншиков сидит в кресле, закутавшись в тулуп. Его левая рука нервно сжата в кулак. Волосы на голове взъерошены.
А когда-то Алексашка Меншиков, выходец из простого народа, блистал в самых дорогих и величественных париках той эпохи. Уничижительность ситуации, в которую попал этот великий человек, подчёркивает тёмный низкий потолок. В избе холодно, все дети тепло одеты. Одна из дочерей читает библию, остальные с тоской сидят подле отца.
3