Левитан «поздняя осень» описание картины, анализ, сочинение

Болото в живописи

Алексей Кондратьевич Саврасов. «Лунная ночь. Болото». 1870.

1. Топкое место, часто со стоячей водой.

Выходя из березняка, он увидел болото, самое настоящее болото с мелкими кочками, поросшими остро пахнущей осокой. (Вс. Иванов. Плодородие.)

«Словарь русского языка». Москва. «Русский язык». 1981.

оварь русского языка. Москва. «Русский язык». 1981.

Алексей Кондратьевич Саврасов. «Закат над болотом». 1871.

Болото болоту рознь, это вам скажет любой мало-мальский грамотный в лесном отношении человек. Есть собственно болота, а есть топи.

Первые могут быть труднопроходимы, но, в общем-то, опасны лишь для совсем неумелых людей. Топи же непроходимы ни для кого… За исключением тех, кто знает тропку, если разумеется, эта тропка вообще существует в природе.

Они двигались по наихудшей из разновидностей болот — по гнилой трясине, состоявшей, казалось, из одних «окон». Что такое «окно», Карташ испытал на себе, когда оступился, соскользнул с кочки и бухнулся в чёрную стоячую воду.

Полное ощущение — под ним разверзлась бездна. Первобытный страх холодом разлился под кожей, когда Алексею представилось, что эта непроглядно-тёмная, мало напоминающая воду субстанция сомкнётся над головой.

Александр Бушков. «Тайга и зона.»

Алексей Кондратьевич Саврасов. «Осенний пейзаж с заболоченной рекой при луне». 1871.

Алексей Кондратьевич Саврасов. «Заболоченная речка». 1875.

Алексей Кондратьевич Саврасов. «Пейзаж с болотом и лесистым островом». Конец 1860-х — начало 1870-х.

Алексей Кондратьевич Саврасов. «Сосны у болота». 1882.

Архип Иванович Куинджи. «Лесное болото». 1898-1908.

Винсент Ван Гог. «Болото». 1881.

Владимир Менк. «Утро на болоте».

Ефим Волков. «Болото осенью». 1871.

Иван Иванович Шишкин. «Болотистая местность». 1861.

Иван Иванович Шишкин. «Болото на Петровском острове». 1869.

Иван Иванович Шишкин. «Болото». 1884.

Иван Иванович Шишкин. «Болото в лесу». 1885.

Иван Иванович Шишкин. «Болото». 1886.

Иван Иванович Шишкин. «Лесное болото». 1889.

Иван Иванович Шишкин. «Болото». 1892.

Иван Иванович Шишкин. «Болото. Полесье».

Исаак Ильич Левитан. «Вечер над болотом». 1882.

Исаак Ильич Левитан. «Серый день. Болото». 1898.

Константин Яковлевич Крыжицкий. «Болото».

Николай Константинович Рерих. «Болота Цайдама».

Фёдор Александрович Васильев. «Болото в лесу. Осень».

Якоб ван Рейсдаль. «Болото». 1660-1670.

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

«Охотники на привале»: секреты самой известной картины Перова

Вокруг этой картины Василия Перова с момента ее появления горели нешуточные страсти: В. Стасов сравнивал полотно с лучшими охотничьими рассказами И. Тургенева, а М. Салтыков-Щедрин обвинял художника в излишней театрализации и неестественности персонажей. Кроме того, в «Охотниках на привале» все без труда узнали реальных прототипов – знакомых Перова. Несмотря на неоднозначные оценки критиков, картина стала невероятно популярной.

В. Перов. Автопортрет, 1870. Фрагмент | Фото: gallerix.ru

Василий Перов сам был страстным охотником, и тема охоты ему была хорошо знакома. В 1870-х гг. он создал так называемую «охотничью серию»: картины «Птицелов», «Рыболов», «Ботаник», «Голубятник», «Рыбная ловля». За «Птицелова» (1870) он получил звание профессора, а также место преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Но самой яркой и узнаваемой в этом цикле безусловно стала картина «Охотники на привале».

В. Перов. Птицелов, 1870 | Фото: gallerix.ru

Полотно впервые экспонировалось на 1-й Передвижной выставке и сразу вызвало разноречивые отклики. Критик В. Стасов восхищался работой. М. Салтыков-Щедрин критиковал картину за отсутствие непосредственности и жизненной правды, за наигранность эмоций: «Как будто при показывании картины присутствует какой-то актер, которому роль предписывает говорить в сторону: вот этот лгун, а этот легковерный, приглашающий зрителя не верить лгуну охотнику и позабавиться над легковерием охотника новичка. Художественная правда должна говорить сама за себя, а не с помощью толкований». А вот Ф. Достоевский не соглашался с критическими отзывами: «Что за прелесть! Конечно, растолковать – так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства».

Слева – Д. Кувшинников. Справа – центральный персонаж *Охотников на привале* | Фото: caoinform.ru и regnum.ru

Прототипами охотников стали реальные люди, знакомые Василия Перова. В роли «враля», увлеченно рассказывающего небылицы, выступил врач Дмитрий Кувшинников, большой любитель ружейной охоты – тот самый, который послужил и прототипом доктора Дымова в «Попрыгунье» Чехова. Жена Кувшинникова Софья Петровна была хозяйкой литературно-художественного салона, в котором часто бывали В. Перов, И. Левитан, И. Репин, А. Чехов и другие знаменитые художники и писатели.

Слева – В. Перов. Портрет В. Бессонова, 1869. Справа – недоверчивый слушатель, один из *Охотников на привале* | Фото: classic-online.ru и ngsdo.ru

В образе иронично усмехающегося охотника Перов изобразил врача и художника-любителя Василия Бессонова, а прототипом для молодого охотника, наивно внимающего охотничьим байкам, послужил 26-летний Николай Нагорнов, будущий член московской городской управы. Это подтверждает в своих воспоминаниях и А. Володичева – дочь Нагорнова. В 1962 г. она написала искусствоведу В. Маштафарову: «Кувшинников Д. П. был одним из ближайших друзей моего отца. Они часто ездили на охоту по птице. У отца была собака, и поэтому собирались у нас: Дмитрий Павлович, Николай Михайлович и доктор Бессонов В. В. Они изображены Перовым («Охотники на привале»). Кувшинников рассказывает, отец и Бессонов слушают. Отец – внимательно, а Бессонов – с недоверием…».

В. Перов. Охотники на привале, 1871. Фрагмент с дичью | Фото: hudojnik-peredvijnik.ru

Большое значение в этой работе имеют жесты персонажей, с помощью которых художник создает психологические портреты своих героев: растопыренные руки рассказчика иллюстрируют его «страшную» историю, ухмыляющийся простолюдин недоверчиво почесывает голову, левая рука молодого слушателя напряженно сжата, правая рука с папиросой замерла, что выдает увлеченность и простодушный ужас, с которым он слушает небылицы

Изображенная в левом нижнем углу добыча охотников вполне могла бы стать самостоятельным натюрмортом с дичью, но все внимание художник намеренно сосредоточил на лицах и руках персонажей, выделив эти акценты ярким светом

И. Крамской. Портрет В. Перова, 1881. Фрагмент | Фото: rusmuseumvrm.ru В наши дни репродукции этой картины стали традиционным подарком для заядлых охотников. Полотно, написанное В. Перовым, в 1871 г., сейчас находится в Третьяковской галерее в Москве, а копия, созданная в 1877 г., – в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Сочинение Описание природы осенью

Давно уже красоты осенней природы приковывают взгляды великих поэтов и художников. Сам Александр Сергеевич Пушкин посвятил осени немало своих произведений. А фамилий великих художников просто не перечесть.

Осенняя красота природы, наверное, самая яркая из всех времен года. Она рассыпается мириадами оттенков всех цветов и настроений. Осень, как время года достойна высших похвал за то, что включает в себя картины на любой вкус, любое настроение.

Большинство вдохновленных поэтов и художников посвящают свои произведения именно золотой осени, когда буйство красок доходит до наивысшей точки цветового апогея.

Но золотая осень, уже настоящая, может похвастаться дождями, совсем желтой, осыпающейся листвой. Солнце уже не так пригревает жухлую, и такую же желтую, как и листья траву.

Именно этот осенний период воплотил в своей, одной из первых, картине Исаак Левитан. Именно этот период воспевали в своих стихотворениях Пушкин, Бунин, Плещеев, Тютчев и многие-многие другие великие поэты, как прошлого, так и современники.

Роскошное золотое одеяние, которым осень покрывает землю каждый год, придает сознанию людей спокойствия с налетом тихой грусти об уходящем тепле, но веры в зимнюю стабильность и неизменность того, что все вернется на круги своя.

И осень поздняя, практически скинувшая с себя все золото, тихая, дождливая, темная. Еще присутствуют в ней багряные блики последних листьев, еще не успевших упасть на пустую, потемневшую землю. Скорее всего, эти листья будут лежать уже на белом порохе первого снега, уверенные, что скоро их накроет кружевным снежным одеялом наступающий холод.

Эта пора тихая, как будто готовит нас к подведению итогов, к переосмыслению поступков, совершенных в сутолоке и кутерьме весны и лета. Пора холодных ветров, замерзшей грязи, но некой чистоты помыслов, не терпящих переплетений мыслей и вынужденных слов.

Русские художники. Алексей Кондратьевич Саврасов


Фото с ru.wikipedia.orgЭта серия статей посвящена краткому обзору творчества художников России XIX столетия. Я не претендую на роль биографа художников искусствоведа, анализирующего их творчество. С этим заинтересованный читатель может познакомиться в других, профессиональных источниках.

Жизнь художника Алексея Кондратьевича была наполнена вдохновением, без которого художник не может творить, но она была трагична.

Родился Алексей Саврасов 12 мая 1830 года в Москве, в семье мещанина Кондратия Артемьевича Саврасова — купца третьей гильдии. Отец Алёши был человеком с тяжёлым характером и уготовил сыну будущее «по торговой части».

А юный Алексей ещё с детства проявлял склонность к рисованию, уже тогда обнаружился его великий дар.

Его рисунки, которые он продавал торговцам у Ильинских ворот и на Никольской, раскупались быстро и пользовались популярностью.

В 1844 году Саврасов поступил в московское Училище живописи и ваяния, но в том же году, из-за заболевшей чахоткой матери, ему пришлось бросить учебу. Через пару лет он вновь поступил в то же училище и получил художественное образование.

Чтобы заниматься любимым делом, Саврасову пришлось выдержать жёсткое сопротивление отца, который, напрочь отрицая смысл каких бы то ни было «художеств», спровадил Алексея вместе с картинами жить на чердак собственного дома.

Учителем Саврасова был Карл Рабус — друг Гоголя, Венецианова, Иванова, знаменитого немецкого романтика Тика, однокашник Брюллова, он ввел юного Саврасова в мир искусства. Его дом был всегда открыт для юного таланта.

Отличившийся пейзаж

Картина Васильева «Оттепель» была выделена первой премией из числа других, представленных большими мастерами живописи на выставке ОПХ (Императорского Общества поощрения художников). Меценат Павел Третьяков купил пейзаж для своей коллекции задолго до выставки. Великий князь Александр, которому через десять лет предстояло вступить на Российский престол, был так впечатлен картиной, что заказал ее копию для императорского дома. В авторском повторении полотно обрело более мягкое, трогательно звучание, нежели его «близнец-первенец». Именно его решено было послать на международную выставку, проводившуюся в Великобритании. Из-за границы пейзаж вернулся тоже с первой премией и восторженными откликами рецензентов. Сегодня первая картина Васильева «Оттепель» экспонируется в Третьяковской галерее, а ее «двойник» обрел место в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Что же было такого в этом полотне, очаровавшем именитую публику?

Критика картины

Искусствоведы утверждают, что поздние работы Саврасова чересчур мрачные, темные. Они гораздо слабее, чем те, которые он рисовал в период молодости. Картина Саврасова «Поздняя осень» по сей день практически забыта. О ней мало кто знает.

Стиль – реализм. Передний план слишком схематичный и жесткий. На нем видны кривые мазки, слабеющая рука автора.

Многие считают, что у художника не вышла картина «Поздняя осень». Фото которой представлено в статье.

В девяностых годах у Саврасова прослеживались интересные работы. Вероятнее всего, он восстанавливался от тяжелой эмоциональной травмы. Однако картина Саврасова «Поздняя осень» еще относится к этому периоду.

Период затмения

А в 82-м его уволили из училища. Он спился. Жил в нужде. Картины становились все более мрачными.

С 1887 по 1888 год художник проживал с некой Киндяковой Верой, которую использовал в качестве своей музы для некоторых полотен. В это время пишется картина Саврасова «Поздняя осень», фото которой можно посмотреть далее.

А когда шел 1893 год, он начал проживать с Моргуновой Екатериной, от которой у него появилось двое детей.

Умер Саврасов в 1897 году, находясь в пристанище для малоимущих. Последние годы он провел в такой бедности, что за него заступались популярные в то время художники. Один из них даже написал письмо Третьякову с просьбой помочь бедствующему старику. Там же шла речь о том, что он получает пенсию от союза писателей в 25 рублей, которых не хватает, чтобы содержать еще и жену с двумя маленькими детками.

Несмотря на темную полосу в жизни, Саврасов остался для большинства жителей России, а также ценителей пейзажного искусства по всему миру, мастером своего дела, романтиком, с особым взглядом на природу. Его необычное восприятие любого природного явления делало картину уникальной.

Алексей Кондратиевич учил Исаака Левитана — самый любимый ученик, Михаила Нестерова, Константина Коровина, Сергея Светославского и Льва Каменева.

Лица власти: сатира, обличение

У жертв, вызывающих сострадание, есть обидчики, и они обладают отчет­ливыми социальными физиономиями. Достается помещикам, торгующим людьми, купцам и чиновникам, измывающимся над безответным собратом. Но больше всего сатирических и обличительных красок выпадает на долю представителей духовенства — от гротескного протодьякона на купеческих именинах до пьяного попа на крестном ходе. В картинах 1860-х годов столкновение положительных и отрицательных героев часто происходит назидательно-наглядно: позднее такие лобовые трактовки постепенно исчезнут и интонации картин станут сложнее.

Подробная инструкция

Чтобы не запутаться в сложных деталях, разберемся подробно о том, как нарисовать Титаник поэтапно. Начнем с корпуса, но с которого будет направлен вправо. Пароход будет длинным. Справа его ограничивает высокий нос, слева граница с легким изгибом, в этой части он будет уже. Сверху можем начать зарисовывать поручни.

В центре, но ближе к левой части начинаем выстраивать вверх этажи парохода.

Над ними высятся колонны труб. Их должно быть пять, а их высота располагается на одной линии. Спереди добавляем антенну.

Темной ручкой или черным фломастером наводим все границы, параллельно детализируя элементы. В конце парохода рисуем шпиль с флагом. Но труб делаем четыре, зарисовывая темным цветом их верхушки. Для реалистичности добавляем волны.

Популярные сочинения

Нужно уметь и проигрывать — сочинение Каждый человек знает, что не бывает худа без добра и побед без поражений. Именно поражения помогают людям, чаще всего, добиваться желаемого

Они помогают мотивироваться и достигать чего-то большего
Правильное питание сочинение В последнее время почти у каждого человека имеется возможность употреблять в пищу правильные продукты и многие поняли насколько это важно для поддержания здоровья. Живя в условиях большого города,
Анализ басни Зеркало и обезьяна с моралью Одним из самых известных поэтов-баснописцев является Иван Андреевич Крылов

Знаменитый русский публицист написал ряд сатирических и познавательных басен, которые довольно легко читаются.

Критика картины

Искусствоведы утверждают, что поздние работы Саврасова чересчур мрачные, темные. Они гораздо слабее, чем те, которые он рисовал в период молодости. Картина Саврасова «Поздняя осень» по сей день практически забыта. О ней мало кто знает.

Стиль – реализм. Передний план слишком схематичный и жесткий. На нем видны кривые мазки, слабеющая рука автора.

Многие считают, что у художника не вышла картина «Поздняя осень». Фото которой представлено в статье.


В девяностых годах у Саврасова прослеживались интересные работы. Вероятнее всего, он восстанавливался от тяжелой эмоциональной травмы. Однако картина Саврасова «Поздняя осень» еще относится к этому периоду.

Описание картины:

Увядание природы, ее осенняя умиротворенность и покой, всегда интересовали автора. В этой работе остро чувствуется одиночество мастера, его попытка осмыслить и проанализировать это чувство.

Краски работы приглушены и лишены всякой жизнерадостности. Сам сюжет — небольшая ветряная мельница и изба мельника под сенью нескольких деревьев — вызывает недоумение. Место для мельницы выбрано неудобное. Это может обозначать лишь то, что стоит она здесь очень давно, когда деревья еще не закрывали путь ветру, приводящему в движение лопасти мельницы.

Над избой вьется дымок — похолодало настолько, что хозяева затопили печь. На фоне невыразительного и пасмурного неба улетающая стая птиц создает тоскливое настроение.

Контраст между большими, мощными деревьями и маленькими, хрупкими постройками, раскрывает ощущения самого автора, остро чувствующего пустоту в личном пространстве.

С другой стороны, одиночество и пустота, которыми насыщена картина, не передаются зрителю

Мастер, таким образом, строит свою картину, что зритель, в первую очередь, обращает внимание на живописность и сдержанную, торжественную красоту осеннего увядания

Многочисленные оттенки коричневого и темно-зеленого цвета работают на раскрытие идеи автора, составляя атмосферу работы.

У зрителя складывается ощущение, что свет в картине неотвратимо уходит, отдельные детали все труднее разглядеть. Кажется, что совсем скоро свет уйдет окончательно, чтобы вернуться лишь вместе с весной. Свет для художника является собственно источником самой жизни.

Источник

Левитан «поздняя осень» описание картины, анализ, сочинение

У каждого человека есть свое любимое время года. Одним нравится осень, другим нравится зима, а третьим нравится лето. Обычно осенью идет дождь и постоянно стоит туман. Но Нестерову удалось написать совсем другую картину осени под названием «Осенний пейзаж». Художник начал рисовать еще в детстве. Для того чтобы у него получались настоящие картины, он очень много путешествовал в разные страны и города. Данная картина была написана примерно в 1906 году. Смотря на эту картину можно вспомнить многих авторов, которые писали стихотворения об осени. Она совсем не похожа на ту осень, которую знают и ненавидят многие. Потому что на улице постоянный холод или туман, от которого ничего не видно. Когда мы видим эту осень, то сразу на душе становится тоскливо и уныло. Эта осень наоборот великолепна и красива. Кроме этого краски здесь нанесены набросками, что придает ей натуральность.

На картине присутствует затишье и это сказано животными и птицами, которые не ходят по полям и не летают.

На переднем плане находится одна единственная ель, у нее очень тонкий ствол. У данного дерева необычная форма. И кажется, что дерево было не совсем закончено самим автором. А на самом деле этим автор старался высказать то, что осень не торопиться вступить в свои права и делает это постепенно. С одной стороны ель напоминает о лете, а вот с другой стороны уже виднеется засохшая трава, которая находится возле корня дерева.

В центре картины находится красивая и тихая гладь, которая занимает практически большинство картины. Через данную речку можно увидеть, как по небу плавно плывут облака, а также небольшая часть черного и тоскливого леса. В этой части картины деревья смотрятся совсем по-другому, они намного красочнее и ярче, чем в другом конце картины.

Опушка леса сначала кажется темной, а немного ближе к середине цвет меняется, и она превращается в светлую и местами даже яркую. И из всего этого можно сделать вывод о том, что совсем скоро настанет осень и всеми красками зальет землю. При помощи всех этих мазков и набросков автор показывает, что очень сильно любит описывать природу. Кроме этого он чувствует грусть и даже тоску и все это отображается через серый небесный тон, а также и на речку, которая незаметно течет в неизвестном направлении. Но, не смотря на это, он гордится, что живет в этом краю и что может каждый день любоваться красотой природы и ощущать ее запахи.

Описание картины Поздняя осень – Исаак Левитан

Следующий превосходный пейзаж И. И. Левитана – это “Поздняя осень”. Такое время года является самым любимым для автора. Естественно, нельзя пройти мимо красоты осени с ее разнообразием красок увядающей природы.

Картина была написана в типичной для художника манере угрюмого пейзажа. Природа изображена такой, какая она есть, без лишнего лоска. Автор показал сумерки, а на небе образовались тучи.

Скорей всего, идет дождь и может быть уже не один день, так как на переднем плане образовалась довольно большая лужица. В лужу попадали желтые листья, они как кораблики, спускающиеся ребятней по первым весенним ручейкам. Поля убраны, об этом служит стоящий недалеко стог сена.

Еще немножко и эта яркую картинку заменит однообразная белая заснеженная равнина.

На заднем плане мы видим вечнозеленые ели, а также другие деревья с пожелтевшими листьями. Трава такая же: желтая и пожухлая. Небо очень пасмурное и беспросветное.

От картины складывается весьма мрачное общее впечатление. Пейзаж воспринимать очень тяжело. Автор использует сумрачные тона в написании произведения, стоит хорошенько присмотреться, чтоб разглядеть мелкие детали пейзажа.

В картине отсутствует буйство красок, но именно она может четко отразить настоящее состояние осенней природы, без лишних приукрашиваний.

(2 votes, average: 4.00

Сочинение 4

Написание зимних пейзажей занимало особое место в работах известного русского художника Алексей Кондратьевича Саврасов. Кистью этого замечательного мастера написана картина «Зима».

При создании своего произведения автор использовал мрачные, серые тона. Художник не использовал в работе ярких, солнечных красок. Ни одного луча солнца не проходит сквозь тучи. Художник полностью лишил свое произведение радости скрипучих морозов, сверкающего снега и изображения пушистого зимнего покрывала.

Рыхлый, подтаявший, грязно-желтый снег неприятен зрителю. Кое-где проталины, через которые, виднеется пожухлая трава. Картина навевает на мысль, что это ранняя весна. Глубокая колея дороги, разделяет пейзаж на части и пропадает в какой-то низине. В глубине картины изображен серый с примесью коричневых оттенков лес. Он выглядит скучно. Кое-где виднеется иней. Значит, совсем недавно был мороз. На переднем плане картины у обочины дороги одинокие деревья и кусты. Справа, находится бескрайнее поле с двумя одинокими, безжизненными березами, да маленькой сосенкой. Художник изобразил их такими несчастными, что кажется, деревца покинуты кем-то. На горизонте виднеется озеро.

Большую часть картины занимает небо. Возможно, это даже главный элемент на холсте. Автор невероятным образом передал бурю эмоций с помощью палитры красок. Изображая его, Саврасов использует синий, голубой, белый и даже зеленый цвет. Палитра красок переходящих от светлых тонов вверху к темным в середине и снова светлым к низу создает на полотне мрачное, давящее небо. На нем низко висят грозные тучи. Кажется, вот-вот начнется буря. На землю прольется дождь и смоет остатки невзрачного, неприятного снега. Не видно ни одного живого существа. Как будто все попрятались. При рассматривании картины невольно возникает чувство напряжения и одиночества.

Прошла холодная зима. Наверное, нужно радоваться. Но пасмурно. Настроение скучное. Время тянется медленно. Возможно чувства, переполнявшие Саврасова, передаются зрителям картины. Все неприятности, происходившие в жизни художника, он выплеснул на картину. Возможно поэтому «Зиму» признают исключительным пейзажем.

`

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Источник

Залы 1−7. Живопись и скульптура XVIII века

Экспозиция начинается с работ художников и скульпторов XVIII столетия. Здесь вы можете увидеть произведения Ивана Никитина, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского, Федота Шубина, Ивана Мартоса и других знаменитых мастеров. В основном это портретная живопись, но в коллекцию входят также пейзажи и сюжетные полотна по мотивам греческих мифов. В этих залах работники музея часто не разрешают подходить близко к картинам и фотографировать их — даже без вспышки и на камеру смартфона.

Неизвестный художник. Портрет Анастасии Яковлевны Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной. Между 1709 и 1715. Государственная Третьяковская галерея, Москва

На портрете неизвестного автора изображена жена московского губернатора Кирилла Нарышкина — Анастасия Нарышкина, урожденная княжна Мышецкая. Картина была создана в самом начале XVIII столетия — между 1709 и 1715 годом. В то время портретная живопись еще во многом опиралась на русские иконописные каноны, именно поэтому художник изобразил фигуры подчеркнуто статичными и двухмерными. Дети же выглядят уменьшенными копиями взрослых: в ту эпоху художники не подчеркивали на портретах особенности детской мимики и анатомии, даже их наряды в точности повторяли обычную взрослую одежду.

Интересен головной убор Анастасии Нарышкиной на этой картине: она одета в высокий чепец-фонтанж по французской моде. Согласно указу Петра I о ношении европейского платья, жены губернаторов, комендантов и других высокопоставленных лиц обязаны были безукоризненно следовать модным веяниям. Анастасия Нарышкина стала одной из первых дам, которые появились на публике в фонтанже.

Антон Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Художник Антон Лосенко написал картину «Прощание Гектора с Андромахой» в 1773 году по заказу Екатерины II. Сюжет он взял из поэмы Гомера «Илиада»: троянский военачальник Гектор отправляется на битву с греками, прощается со своей женой Андромахой и маленьким сыном Астианактом. Лосенко запечатлел героя в момент обращения к богам:

Зевс и бессмертные боги! о, сотворите, да будет
Сей мой возлюбленный сын, как и я, знаменит среди граждан;
Так же и силою крепок, и в Трое да царствует мощно.
Пусть о нем некогда скажут, из боя идущего видя:
Он и отца превосходит! И пусть он с кровавой корыстью
Входит, врагов сокрушитель, и радует матери сердце!

Лосенко не успел завершить картину. Например, был не вполне закончен образ Андромахи: художник прописал ее лицо, но лишь наметил складки одежды, не проработав их детально. Несмотря на это, полотно «Прощание Гектора с Андромахой» более 50 лет считалось эталоном русской исторической живописи в духе классицизма.

Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной. 1797. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Марии Лопухиной — одна из самых известных работ Владимира Боровиковского. Художник создал полотно по заказу егермейстера Лопухина: тот хотел запечатлеть свою юную супругу, дочь генерала Ивана Толстого.

Боровиковский написал портрет в духе сентиментализма, который был популярен в конце XVIII столетия. Мария Лопухина изображена на фоне традиционного русского пейзажа: за ее спиной виднеются березы, колосья ржи и цветущие васильки. Эти детали перекликаются с нарядом самой героини: белое платье сочетается с березовыми стволами, голубой пояс к нему — с васильками, а золотой браслет на запястье — с золотистой рожью на заднем плане. На картине Мария Лопухина одета по последней моде того времени: платье в стиле ампир подпоясано широким цветным поясом, а глубокий вырез, который был уместен только на балах, прикрыт специальным съемным воротником. В похожих нарядах Боровиковский писал и других своих героинь.

В 1803 году Мария Лопухина умерла от чахотки. Почти век спустя поэт Яков Полонский посвятил ее портрету такие строки:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.

Другая «Осень»

Существует еще одна картина у Саврасова, которая описывает ту же пору года. Она называется «Осень».

Пейзаж в жанре реализма, тем не менее, вызывает более восторженные отклики. Автор закончил работу над ней в 1871 году, в то же время, когда нарисовал «Грачи прилетели».

Мотив у картины типичный для осени: на переднем плане группа деревьев, птицы, улетающие в теплые страны, еще пока чистое, но темное небо. Тона несколько размыты.

Деревья стоят в одиночестве на возвышении. Рядом образовавшаяся от недавно прошедшего дождя, лужа. В ней можно увидеть посеревшее небо.

Трава на холме стала темной от непогоды.

Вдалеке на золотые кроны лесных деревьев падает солнечный свет. Он попадает и на небольшой дом с дымом из трубы. Возле него стоит мельница. Течет небольшая речка.

Картина Саврасова «Поздняя осень». Описание

Свою знаменитую работу «Грачи Прилетели» художник создал в 1871 году, когда был на пике популярности, не страдал алкоголизмом, и его переполняли идеи.

Картина Саврасова «Поздняя осень» вполне соответствует ее названию. Она была написана в 1887 году, в период запоя. Его тогдашняя сожительница Вера Киндякова написала письмо в галерею Третьякова, где сообщала о двух абсолютно новых картинах.

Оказалось, что Саврасов решил снова вернуться к живописи. Он создал два рисунка: «Закат солнца на Волге» и «Поздняя осень».

Первое творение выглядело более жизнеутверждающим. Скорее всего, художник пользовался теми образами, которые остались у него от прежних работ.

Картина Саврасова «Поздняя осень» представляет собой изображение Москвы из деревни неподалеку в один морозный день. Ярко светит солнце. Лучи падают на первый снег, который покрыл землю. Вся природа притихла в ожидании зимы.

Художник сделал ее, сидя в этой деревне, и рисуя с природы. Он передал те впечатления, которые у него были в момент создания пейзажа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: