Почести
Во Франции именем Мане названо несколько улиц. Существует Рю Эдуар Мане в Париже , Аньер-сюр-Сен , Кретея , Guilers , Йере , Quincy-су-Senart и в Нумеа во французской заморской территории Новой Каледонии . Есть также улица Мане в Ле Блан-Мениль , Вильпент (Сена-Сен-Дени) , Круасси-сюр-Сен и Чийи-Мазарин . Также есть улица имени Эдуарда Мане в Лимассоле на Кипре и в Кирьят-Ате в Израиле. В Германии есть Edouard-Мане-Weg в Штутгарте и Manetstrasse в Лейпциге и Берлине в районе Hohenschönhausen . Кроме того, в честь Мане были названы школы. Во Франции он был тезкой Коллежа Эдуарда Мане в Марселе и Коллежа Эдуарда Мане в Вильнёв-ла-Гаренн . Лейпцигская школа Анны Магдалены Бах до 2014 года называлась школой Эдуарда Мане . В 2009 году его именем был назван астероид (11984) Мане .
Ирония судьбы или еще одна порванная картина
Уже после смерти Мане его сын (рождён до брака с Сюзанной, так и не был признан отцом официально) разрезал на несколько частей его картину “Казнь Максимилиана”. Ему показалось, что так фрагменты можно выгоднее продать.
Дега выкупил все уцелевшие фрагменты и бережно хранил их до самой смерти в 1917 году. Часть фрагментов утеряна. Отпрыск мастера растапливал ими камин.
Сейчас картина хранится в Лондонской национальной галереи, которая приобрела её сразу после смерти Дега в 1918 году.
Эдуард Мане. Казнь Максимилиана. 1868 гг. Лондонская национальная галерея.
Вот такой неожиданный сюжетный поворот! Порвав однажды чужую картину, вряд ли Мане предполагал, что его собственное произведение порежут на куски (по иронии судьбы созданное в том же году, что и “Портрет Эдуарда Мане с женой”).
Но Дега не стал злорадствовать, а, наоборот, совершил благородный поступок, сделав все, чтобы сохранить очередной шедевр своего друга.
Ещё об одной дружбе художников, Клода Моне и Огюста Ренуара, читайте в статье “Моне и Ренуар. Рассвет импрессионизма и загадочный портрет”.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Балкон 1868–1869
В то время было модно рисовать сцены буржуазной жизни, но «Балкон» бросил вызов условностям своим загадочным повествованием и необычной перспективой. Берта Моризо, художница-импрессионистка и близкая подруга Мане, сидит на переднем плане. Позади нее художник Жан Батист Антуан Гийеме, а справа скрипачка Фанни Клаус. На заднем плане наполовину скрыта еще одна неопознанная мужская фигура. “Балкон” не был хорошо принят после показа в Салоне 1869 года, поскольку картина считалась формально отталкивающей. Один критик писал: «Мане опустился до уровня конкуренции с малярами строительного дела», а другой заметил: «Закройте ставни!» Мане при жизни отказывался продавать картину. После его смерти в 1883 году картина была куплена художником-импрессионистом Гюставом Кайботтом, который завещал картину французскому правительству в 1894 году.
Эдуард Мане, Портрет Эмиля Золя, 1868 г.
Детство и юность
23 января 1832 года в Париже у главы министерства юстиции Огюста Мане и его жены Эжени-Дезире Фурнье, дочери дипломата, родился сын, которого назвали Эдуардом. Родители импрессиониста надеялись, что горячо любимое чадо получит престижное юридическое образование и сделает блестящую карьеру государственного чиновника.
Родители Эдуарда Мане
В 1839 году они отдали отпрыска в пансион аббата Пуалу. По причине абсолютного равнодушия к учебе Огюст перевел наследника в колледж Роллена, в котором тот обучался в период с 1844 по 1848 годы. Несмотря на огромное желание Мане стать живописцем, отец был против того, чтобы сын, нарушив семейную традицию, стабильной работе предпочел творческую самореализацию.
Неизвестно, как бы сложилась судьба импрессиониста, если бы брат матери Эдмон-Эдуард Фурнье, увидевший в Эдуарде тягу к искусству, не оплатил племяннику посещение курса лекций по живописи, на которые мальчишка ходил после занятий в школе.
Эдуард Мане в молодости
Из-за академических стандартов, которые лишенные образности мысли преподаватели считали основой художественной самобытности живописца, уроки рисования не вызвали у Мане ожидаемого интереса. Копированию гипсовых изваяний он предпочитал рисование портретов своих товарищей.
Понимая, что сын даже под страхом смерти не свяжет жизнь с рутиной государственной службы, Огюст выбрал меньшее из двух зол, позволив отпрыску заняться мореплаванием. В декабре 1848 года Эдуард в качестве юнги поднялся на борт корабля. Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио-де-Жанейро перевернуло его мир с ног на голову.
Родившийся под дымчатым небом Парижа и воспитывавшийся в буржуазной среде парень открыл для себя красоту солнечных просторов и сияние красок окружающей его действительности. Мане понял, что хочет в совершенстве овладеть навыком переноса увиденного в реальной жизни на холст. Когда 13 июня 1849 года амбициозный юноша сходил по трапу на французский берег, его дорожный чемодан был набит карандашными зарисовками.
После круиза он с 1850 по 1856 годы обучался живописи в мастерской популярного в то время художника Тома Кутюра. Однако в этих занятиях сразу проявился сильный антагонизм: трудно найти что-то более несочетаемое, чем стремление Мане к живому искусству и поклонение Кутюра жанровым и стилистическим канонам рисования.
Художник Эдуард Мане
Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие. Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. Помимо регулярного посещения Лувра он часто путешествовал по музеям Италии, Германии, Австрии, Голландии, Испании, после посещения которых, как любой начинающий художник, копировал работы великих мастеров – Тициана, Веласкеса и Рембрандта.
Причины некрасивого поступка Мане
Современники характеризовали Мане как оптимистичного, общительного и умного человека. Что так могло разозлить его, что он совершил акт вандализма над картиной человека, которого считал своим другом?
По словам Джеффри Майерса, члена Королевского Литературного сообщества, автора многих статей о жизни и творчестве художников, Мане приукрасил внешность своей жены на своей картине.
Эдуард Мане. Мадам Мане за пианино. 1868 г. Музей Д’Орсе, Париж.
Дело в том, что он был далеко не в восторге от возрастных изменений своей жены-иностранки (Сюзанна родом из Голландии), особенно от её полноты. Он женился на Сюзанне рано, при этом слыл дамским угодником.
Думаю, если бы общественное мнение в 19 веке не оказывало бы на людей такого давления, Мане давно бы расстался со своей супругой. К тому же он был достаточно равнодушен к музыке и поэтому то, что Сюзанна была хорошей пианисткой, никак не улучшало его отношения к ней.
По мнению того же Майерса именно такое отношение к жене и изобразил Дега на своей картине. Он правдиво написал внешность Сюзанны. А отношение Мане к жене и её музицированию подчеркнул его небрежной и вальяжной позой обывателя и филистера.
Мане не мог снести этой правды и порвав картину, на самом деле показал, насколько его личная жизнь его не устраивает.
Ссора двух друзей
Художники познакомились в 1861 году в самом очевидном месте – в музее, а точнее в Лувре. Дега копировал картину Веласкеса, когда мимо проходил Мане и прокомментировал его работу. Так что на момент их ссоры они тесно общались уже 7 лет.
В 1868 году Дега написал портрет Мане с его женой Сюзанной и подарил ему эту картину. Каково же было его изумление, когда посетив своего друга, он увидел свою работу повреждённой – одна треть картины была оторвана (с изображением Сюзанны)! В расстроенных чувствах, даже не попрощавшись, Дега выбежал из дома Мане.
Придя домой, он написал письмо Мане о своём возмущении его поступком и просьбой в таком случае забрать обратно свой подарок – картину “Сливы”.
К сожалению, эта картина была утеряна. В музее Хьюстона хранится её более поздняя версия (1880 г.). О невероятной истории, связанной именно с этим натюрмортом, я писала в статье “Сливы Эдуарда Мане и загадочное убийство”.
Эдуард Мане. Сливы.1880 г. Музей изобразительных искусств, Хьюстон, США.
Портрет Эмиля Золя 1868
Эмиль Золя, известный французский критик и романист, был одним из первых поклонников импрессионистов и Мане в частности («Будущее принадлежит ему», — написал Золя после просмотра «Завтрака на траве»). В 1866 году он написал лестную рецензию на работы Мане и снова защитил его в следующем году на независимой выставке Эдуарда Мане, организованной за пределами Всемирной выставки (Exposition Universelle). В благодарность Мане предложил Золя написать его портрет. Он заполнен предметами, представляющими профессию и личность Золя, такими как журналы, чернильница и перья. Мане даже нарисовал маленькую версию Олимпии, которую писатель считал шедевром художника, на стене позади Золя. Также на стене висит гравюра Веласкеса, которого Мане считал «величайшим художником из всех когда-либо существовавших».
Эдуард Мане, Берта Моризо с букетом фиалок, 1872 г.
Живопись
В самом начале творческого пути каждый художник, желающий обрести популярность, должен был выставляться на официальной экспозиции парижской Академии изящных искусств. Мане много раз подавал свои картины на рассмотрение жюри, но то было слишком консервативным, чтобы выставлять его работы.
В 1859 году вместе с друзьями он пытался выставить свои полотна в проходящем раз в два года Салоне. Тогда его творение «Любитель абсента» было отвергнуто. Однако в 1861 году критики благосклонно приняли два других произведения Эдуарда – «Портрет родителей» и «Гитареро».
В начале 60-х в работах Мане преобладали морские и испанские мотивы («Лола из Валенсии», «Кирсаджа», «Испанский балет», «Алабамы»), пленэрные сцены («Бега в Лонг-шане»), темы современной истории («Расстрел императора Максимилиана»), а также религиозные сюжеты («Мертвый Христос»).
В 1863 году император Луи Наполеон повелел выставить отвергнутые произведения официального Салона в расположенном рядом Дворце промышленности. Эта параллельная выставка получила название «Салон отверженных». Подлинным центром притяжения стала картина Эдуарда «Завтрак на траве».
Картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве»
За ней последовала «Олимпия», на которой натурщица Викторина Меран была изображена обнаженной на кровати.
В последующее десятилетие Мане явил своим соратникам блистательный пример творческой энергии. Он писал портреты, цветочные натюрморты и сцены на скачках
Если где-то происходило важное событие, он отправлялся туда и изображал его
Картина Эдуарда Мане «Олимпия»
В 70-х годах живописец создал самые светлые свои работы: «Железная дорога», «В лодке» и «Аржантей». Отражением его тяжелых мыслей, навеянных болезнью, является написанная в 1881 году картина «Самоубийство».
Личная жизнь
В 1849 году в жизни художника появилась Сюзанна. Женщина, в которую живописец влюбился с первого взгляда, работала учительницей и преподавала фортепианную грамоту младшим братьям автора картины «Нана» – Эжену (1833–1892 годы) и Гюставу (1835–1884 годы).
В январе 1852 года Сюзанна родила сына, которого назвали Леоном. Примечательно, что отцовство было приписано не Мане, а некому Коэллу. Эдуард же стал крестным папой новорожденного. Биографы, изучающие жизнь и творчество именитого импрессиониста, по сей день не могут дать точный ответ по поводу родства Леона и Эдуарда.
Жена Эдуарда Мане Сюзанна на картине «Мадам Мане на голубом диване»
На этот счет существует две официальные теории: первая гласит, что настоящим отцом мальчика был Огюст Мане, который положил глаз на двадцатилетнюю учительницу еще в момент появления ее в их доме. Сторонники второй версии предполагают, что Леон – сын Эдуарда, которого боявшийся осуждения и порицания живописец не захотел признавать.
Примечательно, что отношения с Сюзанной портретист не придавал огласке вплоть до свадьбы. За время тайного романа гравер пополнил свою амурную копилку парой-тройкой имен.
Эдуард Мане
Известно, что у художника была интрижка с натурщицей Викториной Меран. Девушка пленила живописца своей естественной красотой и тем, что благодаря своей природной артистичности, легко меняла образы. Их любовная история закончилась, когда Викторина пристрастилась к алкоголю, и от ее былого шарма не осталось и следа.
Спустя 11 лет с момента рождения Леона, 28 октября 1863 года, импрессионист женился на Сюзанне. После состоявшейся церемонии бракосочетания барышня стала жить вместе с мужем, его матерью и сыном под одной крышей.
Сын Эдуарда Мане на картине «Портрет Леона Леенхоффа»
Известно, что Мане регулярно изменял супруге, которая, к слову сказать, была в курсе его частых интрижек. Еще до свадьбы влюбленные заключили между собой негласное соглашение: Сюзанна не закатывала избраннику истерик по поводу его романов, а Эдуард, в свою очередь, не оставался на ночь у любовниц и каждый вечер возвращался домой, продолжая играть роль верного мужа и любящего отца.
В 1868 году в Лувре создатель шедевров «Олимпия» и «Завтрак на траве» познакомился с художницей Бертой Моризо. Впечатленный самобытной красотой женщины, он при первой же встрече уговорил ее позировать.
Берта Моризо на картине Эдуарда Мане «Балкон»
В общей сложности Эдуард написал не менее 10 портретов Берты («Балкон», «Отдых. Портрет Берты Моризо», «Портрет Берты Моризо с букетом фиалок», «Берта Моризо с веером»). Несмотря на взаимное притяжение, между ними не могло быть ничего, кроме дружбы. В момент их встречи Мане был уже связан узами брака. Берте оставалось отпускать язвительные замечания в сторону супруги художника и довольствоваться их общей с Эдуардом страстью к живописи.
Смерть
В 1879 году у Мане появились грозные признаки атаксии – болезни, при которой вследствие поражения головного мозга нарушается координация движений. Официальное признание Эдуард получил за год до своей смерти. В 1882-ом живописец закончил одно из самых значительных произведений в европейской живописи 70-х–80-х годов прошлого века – «Бар в Фоли-Бержер», за которое был награжден орденом Почетного легиона.
Картина Эдуарда Мане «Бар в «Фоли-Бержер»
Мане скончался через одиннадцать дней после ампутации пораженной гангреной ноги 30 апреля 1883 года. Могила создателя картины, написанной под влиянием Франса Халса и Диего Веласкеса, – «Музыка в Тюильри» – располагается на кладбище Пасси в Париже.
Могила Эдуарда Мане
На траурной церемонии прощания, помимо родственников, присутствовали друзья импрессиониста – Клод Моне, Эдгар Дега и Пьер Ренуар.
Берта Моризо с букетом фиалок 1872
Мане начал расширять свою цветовую палитру под влиянием пастельных пейзажей импрессионистов, но он никогда полностью не отказывался от своей тяги к черному, что проиллюстрировано здесь в портрете его близкой подруги, художницы Берты Моризо. В отличие от других его картин, которые в основном написаны при равномерном освещении, Мане решил осветить здесь только половину лица Моризо, создав драматическую игру света и тени. Она держит букет фиалок, которые сливаются с темной складкой ее платья. Почитатели творчества художника считали эту работу шедевром, и французский писатель Поль Валери в своем предисловии к каталогу ретроспективы Мане 1932 года в Музее Оранжери (Musée de l’Orangerie) написал: «Я не ставлю ничего в творчестве Мане выше, чем портрет Берты Моризо, датированный 1872 годом. . »
Эдуард Мане, Бар в «Фоли-Бержер», 1882 г.
“Завтрак на траве” 1863
Мане дебютировал в “Салоне Отверженных” (the Salon des Refusés), выставке работ, отклоненных консервативной коллегией судей из официального Парижского Салона. Последовал скандал, вызвавший возмущение и смех толпы, заполнившей Елисейский Дворец, чтобы увидеть картину. Подрывную роль имела не нагота модели — Мане в значительной степени опирался на любимый Тицианом «Пасторальный концерт» 1509 года, а ее размещение в мирской обстановке рядом с одетыми мужчинами. Композиция была интерпретирована как отсылка к широко распространенной, но малоизвестной секс-работе во французских парках. Современная аудитория может только предположить, что Мане задумал подрывную деятельность, как он писал в письме писателю Антонину Прусту в 1862 году: «Итак, они бы предпочли, чтобы я был обнаженным, не так ли? Хорошо, я покажу их обнаженными … Тогда я полагаю, они действительно разорвут меня на куски».
Эдуард Мане, Олимпия , 1863 г.
Коррида 1865–1866
Мане посетил Испанию в 1865 году, и хотя поездка длилась немногим дольше недели, она произвела глубокое впечатление на художника, испанское искусство XVII века вызвало сильный эмоциональный отклик. Живые сцены испанской жизни начали появляться в его картинах, в том числе в серии о корриде, которую он описал своему другу Бодлеру как «одно из самых прекрасных, самых любопытных и самых ужасных зрелищ, которые только можно увидеть». В “Корриде” он изображает напряженный момент перед действием, когда бык и тореро сталкиваются лицом к лицу. Рядом с ними лежит убитая быком лошадь. В сочетании со смелыми мазками, из которых состоит голодная толпа, Мане создает ощутимое напряжение — тишину, предшествующую безумию.
Эдуард Мане, Балкон, 1868–1869 гг