Московский_кремль_при_иване_калите_описание_картины

Русский музей Дополненная реальность

Аннотация

Эскиз к серии «Картины из русской истории», для издательства «Гроссман и Кнебель» (М., 1909). Картина «В Приказе московских времен» посвящена событиям ХVII столетия, времени правления Федора Алексеевича Романова, образованного и энергичного царя. За несколько лет правления он значительно преуспел в реформаторской деятельности. Важнейшим событием его царствования стало уничтожение во время заседания Земского Собора местничества (1682), что давало возможность продвижения по службе не очень знатным, но образованным и умным людям. Одновременно были сожжены все разрядные книги с перечнями должностей как «главные виновники» местнических споров и претензий. Взамен них было приказано завести Родословную книгу, в которую вписывали всех родовитых и знатных людей, но уже без указания их места в Думе. Создание приказной системы привело к формированию особого слоя приказной бюрократии. Приказы — органы центрального государственного управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. На протяжении ХVII столетия функционировало в общей сложности около 80 подобных органов управления. Каждый из них отвечал за какую-то узкую сферу деятельности: внешнюю политику, феодальное землевладение, защиту незавидной участи переселенцев и др. Для правильной оценки платёжеспособности жителей отдельных местностей, были организованы особые финансовые приказы — «четверти» («чети»), отвечавшие за определённые районы страны. Главным из них был приказ Большого прихода, куда стекалась основная часть собираемых средств, о чем и поведал нам художник. В картине заметны новаторские приемы, разработанные живописцем в историческом жанре: композиция полотна напоминает кинокадр, в котором взятые крупным планом действующие лица активны и энергичны. Данное произведение является иллюстрацией к изданию «Картины из русской истории», выпущенному издательством «Гроссман и Кнебель» (М., 1909). Серия из 50 выпусков брошюр являлась школьным пособием с иллюстрациями и текстами, отражавшими характерные моменты истории России. К изданию были привлечены лучшие художники своего времени, среди которых был С. В. Иванов. «Картины по русской истории“ приобретались не только учебными заведениями, но и частными лицами. Владельцы картин нередко вставляли их в рамы и вешали в кабинете или в гостиной. Помимо картин на исторические и бытовые темы, художник писал портреты и пейзажи, занимался иллюстрацией книг, среди которых были произведения А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

История Москвы

Отец художника был священником. Но он не только читал книги по религии и занимался своим приходом. Васнецов старший любил природу. Кроме того, он изучал разные науки и занимался живописью, сам немного рисовал. Он привил своим мальчикам любовь к природе, наблюдать за изменениями в ней.

Художник многого добился, написал множество картин. На его творчество очень повлиял старший брат. Но, в отличие от брата, Аполлинарий писал чаще картины на историческую тему. Среди них несколько картин о Москве. «Московский Кремль при Иване Калите» тоже принадлежит ему.

На картине видны дубовые стены в виде частокола для будущего Кремля. Художник изобразил его со стороны Неглинки и реки Москвы. Частокол в те времена строился для безопасности. Впереди видно лишь небольшой кусочек реки. Изображенные у берега лодки на ней говорят о том, что в ту эпоху река была судоходна. Люди на картине занимаются будничными делами. Через Неглинку перекинут деревянный мост, ведущий к Боровицким воротам Кремля. Топятся бани у берега, об этом говорят клубы дыма из окон. Дальше на холме стоит терем князя, который соединен деревянными срубами с другими строениями, к нему ведет лестница. Слева от дворца расположен каменное строение Успенского храма. А немного дальше выстроена Архангельская церковь.

Дома, изображенные на картине, добротные, судя по всему, там жили приближенные князя: бояре, дворяне, богатые купцы.

Пейзаж оживляет зимний небосвод и живость общего тона. Снежный покров осветляет картину.

Прежде чем писать свои пейзажи Москвы, Васнецов изучал подробно все документы, связанные с тем, что он собирался изображать. Ему это было нетрудно. С 1918 года он был председателем комиссии по изучению исторических памятников Москвы, которая с конца 13 столетия стала княжеской резиденцией. С 1330 года начато строительство стен и башен из дубовых бревен. Калита был очень жестким князем. Он сумел подчинить своему влиянию даже гордый Новгород. И на картине отображен процесс становления Руси.

Внутри Кремля располагалась наиболее старая церковь Москвы — Собор Спаса на Бору, (второе название его храм Спас-Преображения). Он построен в честь тысячелетия Константинополя. В 1933 г. собор уничтожили. Одно время здесь погребали московских князей. Затем усыпальницу перенесли. Князей стали хоронить в Архангельском соборе, а княгинь в Вознесенском монастыре.

Для работы над картиной он использовал не только архивные документы. Он длительное время изучал остатки строений Якутского острога, Тихвинский монастырь, которые, по мнению творца, больше похожи на Московский Кремль времен правления Калиты.

Работа выполнена смешанной техникой. Здесь использованы карандаш с акварелью.

Достоинства этой, как и других исторических картин художника заключаются в переданной теплоте чувств Васнецова, отсутствии холодности, свежести исполнения, без лишних детализаций.

Его работа, как и другие картины, воссоздают древний Клемль столицы, похожий на сказку. Немного наивная картинка Москвы прошлой эпохи очень трогательна. Она показывает, насколько любил автор этот город.

Новый путь

Постоянно развиваясь как художник и ученый, историк и археолог, он находит для себя тему, которая определит его место в искусстве. Теперь глубоко, с научным подходом и вместе с тем интересно и живо воссоздает жизнь древней столицы Аполлинарий Васнецов. Москва, сердце России, стала для него неиссякаемым источником вдохновения. Особенно привлекало его XVII столетие. Он жил в Замоскворечье. Аполлинарий Васнецов Кремль хорошо видел из окон квартиры, в которой жил. Но представлял его совсем другим — каким он был прежде, когда вокруг него кипела и бурлила жизнь простого торгового и крестьянского люда, когда на кремлевской площади, еще белокаменной, производились жестокие казни. По картинам Аполлинария Михайловича можно последовательно проследить все изменения, которые претерпевала наша столица. Это работы ученого, который без ошибок, в соответствии со всеми найденными в его время археологическими находками, представил романтику веков, которые пронеслись над Москвой. Достоверность и романтизм теперь мы видим в его работах, которые можно разделить на две части: графические и живописные полотна.

Московский Кремль

Не единожды писал Аполлинарий Васнецов московский Кремль. Первая каменная крепость была сложена при князе Дмитрии Ивановиче, когда полностью заменили деревянные стены, которые были поставлены из вековых дубов при князе Иване Калите. Строение обветшало, Русь укреплялась, не боясь монголов. Из каменоломен под Москвой, как предполагал историк И. Забелин, камень привозили по реке на судах, а зимой – на санях. Башни и стены строились много лет. После этого Москву стали называть белокаменной.

Необычайно красивым предстает пред нами белокаменный Кремль с соборами в Чудовом и Воскресенским монастырях.

Судя по постройкам, это последний Кремль, который сооружали при Иване III. Уже имеется Спасская Башня с часами, уже построен Собор Василия Блаженного (Покровский собор). Но красные стены Кремля, его башен и соборов, залил дивный ирреальный бело-сиреневый свет, возможно, утренний или вечерний, так как под стенами суетятся люди. Нежнейшие оттенки сиренево-белого света, который падает с неба, покрыли дымкой дали и четко обрисовывают стройную белоснежную красавицу Беклемишевскую и низкую, более темную трехэтажную Петровскую башни. Зелень башенных шатров повторяется в зеленых лужайках внутри Кремля, и ею отсвечивает каменная кладка, которая спускается вниз

Восхищает и поражает колористическое мастерство живописца до такой степени, что уже мало обращаешь внимание на совершенную композицию, настолько она органична

Описание картины

На картине изображены те времена в представлении Аполлинария. Вероятный вид на Кремль изображен «со стороны Боровицких ворот перед нашествием Тохтамыша в 1382 г.»

Башни, может быть, выглядели иначе. Рядом с Кремлевскими стенами видна Неглинка. Это сейчас она упрятана в «трубы под Александровским садом». Чуть ниже того места, которое изображено на картине, Неглинка неподалеку соединяется с другой рекой: Москвой. Реки во времена Дмитрия были судоходными, и много людей приезжало тогда в Московский Кремль.

Кремль-град был первых из четырех городов, которые образовали древнюю Москву.

На картине изображены белокаменные стены, окружающие этот «град». В них устроены ворота, закрывавшиеся железными створами. Башни, построенные для сооружения проездных ворот и их защиты (Стрельницы) хорошо видны на картине.

Одна из них Боровицкая, как раз почти в центре картины. За стеной изображены дома и храмы с золотыми куполами. На картине видна также достраивающаяся стена. Об этом свидетельствуют строительные леса.

Описание картины

Васнецов предлагает нам взглянуть на Боровицкий холм и Кремль с той стороны Москвы-реки, где в нее впадает река Неглинка. Судя по тому, что на земле и крышах лежит снег, но река не покрыта льдом – это поздняя осень.

На переднем плане причал и, стоящие возле него, торговые суда. Здесь, Васнецов показал тонкое знание предмета, именно такие лодки, их называли «паузками», ходили по рекам России вплоть до XVIII века. Если присмотреться внимательнее, то на причале видны некие устройства, предназначенные, скорее всего, для разгрузки судов, этакий прообраз современных портовых кранов.

Многие комментаторы называют высокие срубы рядом с пристанью банями, видимо на том лишь основании, что из окон и дверей валит то ли дым, то ли пар. Подобная трактовка вызывает большие сомнения, вряд ли кому-то могла прийти в голову мысль строить бани на торговой пристани. Скорее всего – это купеческие помещения, отапливаемые склады.

Левее видны сложенные на берегу бревна – основной строительный материал средневековой Руси. Чуть выше, перед избами, тоже лес, но уже упорядоченный, сложенный правильными рядами. Обоз, груженный бревнами, стоит перед въездом в Кремль.

Перед стенами Кремля установлен частокол из цельных заостренных сверху бревен. Это дополнительное защитное сооружение в старину называли «тыном», расстояние между ним и основными стенами образовывало предполье – оголенный участок земли удобный для обстрела неприятеля.

Во время правления Ивана I (Калиты) кремлевские сооружения делались из дуба. На картине видна часть стены и воротная башня с иконой над въездом. Далее – многочисленные терема жилые и служебные, княжеские хоромы. На самом верху видна часть каменного храма, тот, что левее княжеских палат — собор Успения Пресвятой Богородицы. Справа, у самого края картины, другое каменное здание, в строительных лесах – Архангельский собор, в нем, по смерти, захоронят самого Ивана Калиту. Слева от кремлевской стены, изображен небольшой городской (посадский) участок.

Художественные приемы

Учитывая целевое назначение работы – иллюстрация, художник выбрал основой картон с наклеенной на него бумагой. Размеры картины невелики – 51 Х 69 см. Интересна техника написания полотна – сначала выполнен рисунок карандашом и углем, затем, в качестве цветного наполнения использована гуашь. «Прозрачные» свойства гуаши отлично воссоздают атмосферу пасмурного осеннего дня, общий тон картины — серо – голубой с коричневыми оттенками.

—Рубрики

  • История России (143)
  • Народные обычаи, традиции, нравы (49)
  • История (37)
  • Исторические личности (34)
  • Романовы (25)
  • История храма (14)
  • Известные личности (13)
  • Россия в живописи (7)
  • Архитектура (6)
  • Труд и быт (4)
  • Русская культура (4)
  • Поэзия (130)
  • Духовное (58)
  • Времена года (20)
  • Стихи о танцах (16)
  • О России (16)
  • Женский образ (8)
  • Стихи о матери (7)
  • О природе (2)
  • Живопись (123)
  • пейзажи (82)
  • художники (72)
  • Портреты (53)
  • Женский образ (25)
  • Дети (13)
  • Натюрморты (2)
  • Декоративно — прикладное искусство (96)
  • Народный костюм (68)
  • История вещей (9)
  • Иконы (5)
  • Фарфор (5)
  • Ювелирное искусство (4)
  • лаковая миниатюра (3)
  • Эмаль (2)
  • бисер (2)
  • Мебель (2)
  • финифть (2)
  • Майолика (1)
  • Палех (1)
  • Перламутр (1)
  • Праздники (84)
  • День Победы (20)
  • Рождество (18)
  • Пасха (17)
  • пасхальные открытки (6)
  • Крещение Господне (5)
  • Троица (4)
  • Благовещение (4)
  • Троица (3)
  • День защитника Отечества (3)
  • Новый Год (3)
  • Вербное воскресенье (2)
  • Русский костюм (76)
  • История костюма (60)
  • Женский костюм (51)
  • Головной убор (19)
  • Мужской костюм (15)
  • Свадебный костюм (13)
  • Живопись (2)
  • Полезная информация для дневника (75)
  • Рамочки (43)
  • Рекомендации (21)
  • Сайты (7)
  • Клипарты (4)
  • Духовный мир (38)
  • Истории из жизни (16)
  • Советы (10)
  • Духовные песни (8)
  • Проза (7)
  • Личное (32)
  • Времена года (27)
  • Осень (27)
  • Молитва (23)
  • Пейзажи (21)
  • Музыка (20)
  • Полезная информация (19)
  • Украина (13)
  • Поздравления (13)
  • Клипы (4)
  • История (3)
  • Просьба о помощи, просьба молитв (1)
  • Ангелы (1)
  • Православие (399)
  • Иконы Божией Матери (83)
  • Притчи (62)
  • Праздничные иконы (51)
  • Поучения (37)
  • Поминовение усопших (35)
  • Иконы святых (29)
  • Храмы, соборы, монастыри (21)
  • Живопись, искусство (19)
  • Проповедь (18)
  • День Ангела, именины (5)
  • Посты (2)
  • Православные сайты (1)
  • Кутья (1)
  • Секты, псевдосвятые, псевдоиконы (1)
  • Святые (59)
  • Церковные праздники (106)

История создания

Время написания картины датируется 1922 годом.

Аполлинарий работал с 1918 года «Главой комиссии по изучению старой Москвы». Художник несколько лет изучал документы, которые сохранились в архивах, отыскивал исторические памятники для археологического общества «Старая Москва». Васнецов вместе с историками и археологами.

Идея написания исторической Москвы возникала у художника часто. Задумав написать картину, которая изображала бы город именно в те времена, Васнецов долго занимался изучением документов, часами работал в архивах. По документам он и составил представление о том, как выглядела Москва в годы правления Дмитрия Донского. Это и помогло ему при создании полотна. Он воспроизвел ту Москву, которая еще вмещалась на территории Кремля.

Белокаменный

Словом, дубовый Кремль был всем хорош. Но вот горел часто. Примерно каждые десять лет — в 1343, 1354 и 1365 гг. На следующий год после последнего пожара юный князь Дмитрий Иванович, которому до прозвища Донской оставалось ещё четырнадцать лет, «погадав с братом своим с князем с Володимером Андреевичем и со всеми бояры старейшими и сдумаша ставити город камен Москву».

Строили со скоростью невероятной, как говорит летопись: «Начаша делати безпрестани». И жизнь показала, что в этом случае спешка была оправданной. В целом белокаменный Кремль был готов к 1368 г. В том же году его осадил литовский князь Ольгерд. Сейчас об этом забывают, но литовщина тогда казалась, да и была едва ли не хуже татарщины. Все западные пределы Московского княжества были разграблены и выжжены, а люди — перебиты или уведены в плен. Выжили лишь те, кто сумел скрыться в лесах. А ещё те, кто доверился новым каменным стенам Кремля и успел до них добежать. Потому что случилось вот как: «Олгерд же стоял около города три дни и три нощи, остаток подгородья все пожже, многи церкви и многи манастыри пожег и отступи от града, а града кремля не взя и поиде прочь». Ровно то же самое произошло и в 1370 году — Литва обломала зубы о каменные стены вторично.

Вообще белокаменный Кремль держался отлично. Трёхнедельная осада Москвы властителем Золотой Орды Едигеем в 1408 г. окончилась ничем — татары даже не пошли на штурм, их отогнали пушечной пальбой. В 1439 г. казанский хан Улу-Мухаммед явился к Москве. Трижды его войска приступали к стенам Кремля. Результат тот же — ушли, не взяв города. И совсем уже бесславно окончился поход ордынского царевича Мазовши. В июне 1451 г. он подошёл к стенам, начал готовиться к решительному штурму, но после ночной вылазки москвичей бежал, побросав всё награбленное.


А. М. Васнецов. «Оборона Москвы от хана Тохтамыша. XIV век». 1918 г.

Единственная осечка произошла в 1382 г. Хан Тохтамыш всё-таки вошёл в Кремль. Но как? Все приступы татар были отбиты с большим для них уроном. И тогда хан дал слово: «Ничего иного от вас царь не требует, только выйдите к нему навстречу с почестями и дарами, так как хочет он увидеть город этот, и в него войти, и в нём побывать, а вам дарует мир и любовь свою, а вы ему ворота городские отворите».

«Татарину не верь, бабе не верь, непьющему не верь» — эта пословица родилась на Руси неспроста. Слово Тохтамыша не стоило ничего — войдя в город, он учинил резню и сжёг Москву дотла.

Короче говоря, белокаменный Кремль ни разу не был взят силой. А значит, со своей функцией справился целиком и полностью.

Статья по теме

Огненный апокалипсис. Семь крупнейших пожаров Москвы

Сочинения по картинам 5-9 класс

  • Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина
    (512)

    Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью…

  • Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина
    (430)

    Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать…

  • Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина
    (515)

    Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки,…

  • Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина
    (472)

    Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них…

  • Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»
    (888)

    Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее…

  • Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь
    (483)

    И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на…

  • Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»
    (424)

    Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он…

  • Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”
    (545)

    Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают…

  • Сочинение по картине «Май 1945» А. и С. Ткачёвых
    (741)

    Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значи­тельную известность ещё в середине прошлого века.

    Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период.
    Военная тема занимает…

  • Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»
    (473)

    Судьба талантливой художницы Зинаиды Васи­льевны Серебряковой сложилась счастливо и одно­временно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантли­вых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не свя­занного с искусством. Счастливое детство, юность,…

История создания

Картина «Московский Кремль при Иване Калите» написана в 1921 году. К этому времени художник стал не только признанным мастером живописи, но уважаемым в научных кругах знатоком истории столицы.

Еще в начале XX века, книгоиздателем и меценатом И.Н. Кнобелем было основано Общество наглядных пособий. Среди популярных изданий, которые оно выпускало, выделяется серия из 50 брошюр, посвященных истории средневековой России, в ней один из разделов целиком посвящен Москве. Издания выполнены в форме пособий для школьников с иллюстрациями. К их написанию привлекли лучших российских художников – братьев А. и В. Васнецовых, С. Иванова, Б. Кустодиева. Специфика печатного издания предъявляет свои требования художникам, отсюда лаконичность и четкая прорисовка деталей оригинала.

Конечно, даже такой знаток Москвы, как А. Васнецов не смог бы воссоздать на полотне точный вид Кремля конца XIII века – это невозможно. Но художник и не ставил перед собой такую задачу. Главное, изобразить тот тип и характер зданий, которые были характерны для конца XIII века. При этом обязательно учесть строительный материал построек и научно подтвержденные места их расположения. Васнецов справился с этой задачей блестяще.

Сближение с археологами

В 1891 году, создавая иллюстрации к юбилейному изданию М. Лермонтова, художник близко знакомится с историками и археологами. После поездки за границу, во Францию, Италию, Германию в 1898 годы, углубляется его интерес к истории Москвы. В 1900 году художника принимают в Комиссию по сохранению московских древних памятников. С 1901 он 17 лет возглавляет пейзажный класс, который вел умерший И. Левитан. В 1906 году такие историки, как В. Ключевский, И. Забелин, единогласно избирают художника действительным членом МАО.

К этому времени он в 1903 году создал семью с Татьяной Ивановной Одоевцевой.

Детство Аполлинария

В семье приходского священника Вятской губернии Михаила Васильевича и его жены Аполлинарии Ивановны родилось 6 детей. Младшим был Аполлинарий, который появился на свет в 1856 году, 25 июля. Село Рябово, где он родился и рос, было окружено хвойными девственными могучими лесами и стояло на речке Рябовке. Характеры двух братьев, будущих художников, были сформированы не только суровой вятской природой, но укладом жизни земляков, которые хранили древние сказания и поверья, старинные былины и песни.

В семье соседствовали деревенский и городской уклад. Отец старался дать детям образование. Дома много читали вслух, рисовали карандашом и акварелью. Для учебы он направил сыновей в Вятское духовное училище, а затем – в семинарию, которая обладала обширной библиотекой и незаурядными преподавателями. Однако Аполлинарий Васнецов рано стал сиротой. Когда ему было 10 лет, умерла матушка, а в 14 лет он потерял и отца.


Поддержкой стал брат Виктор, который был на 8 лет старше и в это время находился в Москве. Брат, зная о художественных способностях подростка, посоветовал ему заниматься рисованием. Его учителем стал польский ссыльный художник Эдвиро Андриоли. В 16 лет Аполлинарий закончил духовное училище и переехал в Петербург.

«Московский Кремль при Иване 111»

На холме — стройные громады каменных дворцов и храмов. Как хороши Набережные палаты! Вместо глухого подклета легкие белые аркады, по-русски «кружала». Округлые стены вновь отстроенных храмов -Благовещенского, пятиглавого Успенского, нарядного Архангельского собора — он снова в лесах. Художник смотрит на Кремль с другого берега Москвы- реки, из Замоскворечья. Кремль как на ладони, белый, золотистый, красный — вот теперь его цвета. Кирпичные стены и башни блещут новизной.

Об этом Кремле Васнецов знает, пожалуй, все.

Заезжие иностранцы не раз рисовали виды поразившего их города, составляли подробнейшие планы. Да к тому же кремлевские храмы, стены и башни как были построены в 15 веке, так и строят, на тех самых местах — великие памятники русской старины. Москвичам оказался по душе новый Кремль, сооруженный итальянскими мастерами. Все было в нем крепко построено и по-русски красиво отделано. А деревянным частоколом все-таки москвичи окружили каменную твердыню. Васнецов в своем рисунке не преминул это отметить. Глаз художника зорок, цепок. Дождь окропляет Кремль, белые облака осветляют холм. Черные предгрозовые тучи, набегая, тревожно оттеняют уверенную мощь исполина. Строительство в Кремле продолжается.

Кружок Саввы Мамонтова

С 1882 года Аполлинарий Васнецов вместе с братом вошел в круг художников, которые определяли развитие русского искусства (В. Суриков, В. Серов, К. Коровин, В. Поленов, М. Врубель, М. Нестеров). Он написал свой первый значительный пейзаж «Серенький день» в 1883 году. Его приобрел В. Третьяков. Но художник не был доволен собой. Эпические черты, которыми будут сильны картины А. Васнецова, проявляются еще мимолетно в полотнах «Родина» и «Сумерки» (1889 год).


Сам художник считал, что более всего ему удались «Сумерки», где он изобразил большую одинокую сосну на фоне стремительно покрывающегося ночной мглой неба и одинокого путника. Он виден зрителю только со спины, а в дальней деревушке, куда он направляется, уже появился первый огонек. Дерево нам показывает краткость нашей жизни, над ним пролетели века. Вот тот первый эпический, а не сиюминутный момент, который появился в работе начинающего художника.

«Основание Москвы»

В его картине «Основание Москвы» изображено введение на Боровицком холме деревянного тына будущего города. Он огораживал небольшое пространство всего 300 шагов из конца в конец. Но в нем художнику удалось досконально изобразить все знания, полученные им из исторических источников. Отсюда мы видим достоверность изображения одежды, предметов быта того времени. Прорисовывая все детали городской застройки — крепостных стен, домов, лабазов и используя художественную особенность — высокую линию горизонта, позволило художнику вместить в малое пространство листа множество подробностей, как архитектурного, так и бытового плана. Его особенность манеры исполнения этой картины — акварельные краски нанесены фиксированного угольного или карандашного рисунка. Поэтому звучная яркость цвета, его плотность делает картину очень эмоциональной.

… Год 1147-й, когда суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий писал своему союзнику и другу Новгород — северскому князю Святославу Олеговичу: «Приди ко мне, брате , в Москов, » навсегда вошел в русскую историю -это год первого летописного упоминания о Москве.

Через 9 лет, в 1156 году Юрий построил первый Московский Кремль «Князь Юрий, — свидетельствует летопись, — взыда на гору и обозре с нее очима своима семо и овамо по обе стороны Москвы — реки и за Неглиною, возлюби села оные и повеле вскоре сделати град мал, деревяни нарече его Москва- град.» Кто бы мог подумать тогда, что эта маленькая сторожевая крепость вставшая на пути из Суздаля в Киев, станет огромным городом, лицей могучего государства.

«Московский Кремль при Дмитрии Донском»

Следующий гордый взлет- Кремль при внуке Ивана Даниловича Калиты, великом князе Дмитрии Донском.

В то время Московский Кремль много значил не только для москвичей и жителей, окрестных сел. Услышав о приближении врага, люди из ближних и дальних городов, из Можайска, Звенигорода со сем своим имуществом и живностью укрывались за его могучими стенами. На акварели А.М. Васнецова изображен как раз такой эпизод: «Взято время перед нашествием Тохтамыша, — писал, объясняя свой рисунок, художник — на ладьях и парусных лодках население Коломны, Рязани и других местностей на юге Москвы стремится укрыться в «осадное сиденье » под защиту крепких каменных стен Кремля. Время дня — к вечеру, август месяц, собираются грозовые тучи, символизируя для Москвы приближающиеся грозу татарских полчищ.

Не красота и изящество, а мощь и крепость присущи Кремлю на акварели А.М.Васнецова. Массивные угловые башни с бойницами, высокие стены нового Кремля — символ возросшего могущества русского государства. Но как же выглядели стены и башни Кремля в то время? Мастера каменного дела были собраны отовсюду. Если работали, руководили каменотесы с севера, псковские или новгородские, то их и приемы известны. Строгие, простые, белые стены и башни — «герои» этой картины.

Белоснежные церкви на холме, белые паруса, уютные домики, зелень травы, синь воды — все говорит о мире, гостеприимстве. Но сам облик Кремля строг, суров, неприступен.

Каменный Кремль стал героем картины Васнецова.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: