11 февраля 1955
Ольга Пикассо умирает в Каннах.
Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images
Выставка «Пикассо & Хохлова» продлится с 20 ноября 2018 по 3 февраля 2019 в ГМИИ им. А.С.Пушкина в Москве. После завершения в Москве выставка пройдет в Музее Пикассо в Малаге (с 25 февраля по 2 июня 2019 года) и в Культурном центре Кайша Форум в Мадриде (с 18 июня по 22 сентября 2019 года).
Кураторы: Эмилия Филиппо, хранитель Национального музея Пикассо (Париж); Жоаким Писсарро, историк искусства, директор галерей Хантер-колледжа; Бернар Руис-Пикассо, сооснователь и сопредседатель Фонда поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо (FABA) (Мадрид); Алексей Петухов, старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX—XX вв.еков ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Русский балет
Пабло Пикассо «Занавес к балету Парад»
В сентябре 1916 года писатель-сценарист Жан Кокто и композитор Эрик Сати уговаривают Пикассо соучаствовать в постановке новаторского «сюрреалистического» балета «Парад» для «Русского балета» Сергея Дягилева. Пикассо не на шутку увлекается идеей этого балета, втягивается в работу, и в содружестве с Сати полностью переделывает и сценарий, и сценографию. Месяцем позднее он уезжает вместе со всей труппой Русских балетов на два месяца в Рим, где выполняет декорации, костюмы, знакомится с балетмейстером «Парада» Леонидом Мясиным и многими балетными артистами русской труппы. Вступительный манифест к спектаклю «Парад», «…более правдивому, чем сама правда», весной 1917 года написал Гийом Аполлинер, заранее объявив его провозвестником «Нового духа» в искусстве. Дягилев сознательно делал ставку на большую провокацию и готовил её всеми доступными средствами. Произошло именно так, как он намечал. Грандиозный скандал 18 мая 1917 года, состоявшийся на премьере (и единственном представлении) этого балета в театре Шатле, немало способствовал подъёму популярности Пикассо в широких кругах парижского бомонда. Публика в зале едва не сорвала спектакль криками «Русские боши, долой русских, Сати и Пикассо боши! » Дело дошло даже до потасовки. Печать неистовствовала, критики объявили «Русский балет» едва ли не предателями, деморализующими французское общество в тылу во время тяжёлой и неудачной войны. Вот только одна из показательных по своему тону рецензий, вышедших на следующий день после премьеры «Парада». Между прочим, автором этой статьи был вовсе не какой-то маргинальный критик, а вполне респектабельный Лео Польдес, владелец картинной галереи «Клуб де Фобур»…
— Leo Poldes, «La Grimasse», 19 мая 1917
Дягилев остался чрезвычайно доволен произведённым эффектом. Сотрудничество Пикассо с Русскими балетами активно продолжилось и после «Парада» (декорации и костюмы для «Треуголки» Мануэля де Фальи, 1919). Новая форма деятельности, яркие сценические образы и крупные объекты воскрешают в нём интерес к декоративизму и театральности сюжетов.
Во время римской подготовки «Парада» Пикассо познакомился с балериной Ольгой Хохловой, которая стала его первой женой. 12 февраля 1918 года они заключают брак в русской церкви в Париже, свидетелями на их свадьбе были Жан Кокто, Макс Жакоб и Гийом Аполлинер. У них рождается сын Пауло (4 февраля 1921 года).
Эйфорическая и консервативная атмосфера послевоенного Парижа, женитьба Пикассо на Ольге Хохловой, успех художника в обществе — всё это отчасти объясняет возврат к фигуративности, временный и притом относительный, поскольку Пикассо продолжает писать в то время ярко выраженные кубистические натюрморты («Мандолина и гитара», 1924).
«Импровизируйте!»
Постепенно Нина стала не просто танцевать для себя, а участвовать в репетициях: заменять кого-нибудь из актёров, кто заболел или куда-нибудь уехал, так ей и предложили полноценную роль.
«В последнее время почему-то вспоминаю себя девчонкой и думаю: «Я же танцевала, я любила импровизировать дома перед мамой и папой». Потом это как-то забылось, потерялось. А сейчас опять эта девочка говорит мне: «Нина, ты же можешь!» Так здорово снова почувствовать себя ребёнком, но голову отключить всё равно не получается. Если честно, мне до сих пор сложно. Могу выполнить тот творческий рисунок, который даёт мне Владимир Николаевич, но когда он говорит: «Импровизируйте!» — у меня начинается ступор, — говорит Нина Румынина и добавляет: — Пока. Пока я не могу открыться. Но хотела бы и дальше заниматься. Это мой внутренний скомканный зажатый мир, но он всё же немножко раскрывается благодаря танцу».
Статья по теме
Почему мольеровские персонажи вечны? Театральный режиссёр — о роли комедии
Интересно, что многие «иноходцы», наоборот, говорят, что их любимая часть танца — импровизация.
«Вот! — поднимает вверх указательный палец Нина. — Наши дети совсем другие! Их невозможно ни в какие рамки, ни под какие правила загнать. У меня с Олесей каждый поход куда-нибудь — это как экзамен, она всегда раскрепощённая: услышав на улице музыку, может начать танцевать. Настолько открыта миру, что мне, взрослому человеку, явно есть чему у неё поучиться».
1925−1926 гг.
В 1925 году Пикассо начинает осознавать, что их счастливый брак с Ольгой близится к концу. В апреле они вместе отправляются в Монте-Карло, где встречаются с Дягилевым. Пабло увлеченно рисует танцующих балерин. Несомненно, это обостряет горечь Ольги, вызванную вынужденным отказом от продолжения балетной карьеры за несколько лет до этого. Однако именно в образе балерины Пикассо решил представить ее в своей большой картине «Танец» (галерея Тейт Модерн, Лондон). Упрощенные, примитивистские формы и резкие цветовые контрасты этого полотна позволяют считать его первым проявлением перемен во взгляде художника на свою жену.
Succession Picasso 2018
Пабло Пикассо Художник и модель. Париж, 1926. Национальный музей Пикассо, Париж
Ольга, зримо присутствующая в портретах «неоклассического» периода, сохраняет заметное место в его творчестве и после 1925 года, хотя узнать ее на картинах становится нелегко. Идеализированный меланхоличный образ молодой женщины уступает место безжалостно деформированным фигурам, принимающим угрожающе агрессивные позы. Ольга ощутимо преследует живопись Пикассо, проникая и в неприступное убежище художника — мастерскую. Она оборачивается жутким чудовищем с заостренным, будто кинжал, носом и торчащими наружу зубами. В нескольких картинах и рисунках ее образ даже перекрывает профильный автопортрет Пикассо, указывая тем самым на сохраняемую ею власть над мужем — как художником, так и человеком.
Кубизм
В 1907-1914 Пикассо работает в таком тесном сотрудничестве с Браком, что не всегда возможно установить его вклад на разных этапах кубистической революции
После периода сезаннизма, завершившегося портретом Кловиса Саго (весна 1909, Гамбург, Кунстхалле), Пикассо уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки, рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам художник считает твердым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины («Портрет Канвейлера», 1910, Художественный институт). Перспектива исчезает, палитра тяготеет к монохромности, картины Пикассо зачастую сводятся к непонятным ребусам
Собственно кубистический период в творчестве Пикассо заканчивается вскоре после начала Первой мировой войны, разделившей его с Браком. Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приемы вплоть до 1923 года (Женщины, бегущие по берегу, 1922, Нью-Йорк, Музей современного искусства).
Портрет Амбруаза Воллара — владельца галереи, коллекционера, знатока искусства, друга художников — выполнен в формах аналитического кубизма. Портрет был приобретен И. А. Морозовым 1913 у самого Воллара. Эйфорическая и консервативная атмосфера послевоенного Парижа, женитьба Пикассо на Ольге Хохловой, успех художника в обществе — все это отчасти объясняет этот возврат к фигуративности, относительный и временный, поскольку Пикассо продолжает писать в то время ярко выраженные кубистические натюрморты.
«Окунулись» во внимание
Самому маленькому «иноходцу» в театре — семь лет, самой старшей такой актрисе — тридцать, но все они зовут режиссёра исключительно по имени отчеству. Он не делает им поблажек, спрашивает с каждого строго — как с профессионального актёра.
«Сейчас в нашем театре шесть таких артистов, иногда ещё кто-то приходит, кто-то уходит. Как в жизни — не все могут танцевать. Я ставлю им задачу, и они знают, что сами её будут выполнять
Мне важно, чтобы они полностью погружались в танец, чувствовали, что отвечают за все свои движения, несут ответственность и перед партнёрами, которые работают с ними в спектакле, и перед зрителем», — говорит основатель театра
Главными зрителями на таких особых спектаклях до сих пор остаются родители, друзья, близкие «иноходцев», но аудиторию, как считает Владимир Лопаев, нужно расширять.
«Мы надеемся, что зритель, в первый раз увидев такой танец, переосмыслит свои проблемы, отношение к жизни, пофантазирует. Хочется, чтобы люди знали: есть ещё и такие актёры. Мы очень хотим показывать это искусство школьникам, студентам. Доступная среда ведь не только в пандусах, она — в головах, в возможности заниматься творчеством и кому-то его показывать».
Вопреки стереотипам, внимание зрителей «иноходцам» очень нравится. Как говорит режиссёр, они однажды «окунулись» в него и теперь всегда чувствуют в этом потребность
Благодаря искусству у артистов появляются новые друзья, они стали много путешествовать, показывая свои спектакли не только в городе на Ангаре, но и на фестивалях по всей России.
Статья по теме
Писательство не прокормит. Почему духовно богатому человеку легче жить?
«До танца многие даже не выезжали из Иркутска, а тут раз! — и их география резко расширилась», — отмечает основатель театра.
Кубизм
Первая стадия кубизма получила впоследствии название «аналитической». С 1909 года она постепенно перерождалась, и в 1913 году появилась «синтетическая» стадия, для которой характерны большая цветность форм, стремление к плоскостной трактовке объектов. Начинают преобладать натюрморты, преимущественно с музыкальными инструментами, трубками и коробками из-под табака, нотами, бутылками с вином и т. п. — атрибуты, присущие образу жизни художественной богемы начала века.
В композициях появляется «кубистическая тайнопись»: зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имен возлюбленных, названий улиц, кабачков. Пикассо использовал коллаж — вклеивание в холст реклам, этикеток и вырезок из газет; со временем объем инородного материала в картине увеличивался (присыпки песком, вмонтирование кусочков дерева и металла, осколков стекла, использование гипса и т. п.). В «синтетический» период появляется также стремление к гармонизации колорита, уравновешенным композициями, которые временами вписываются в овал. В дальнейшем увлечение кубизмом сходит на нет, однако отдельные его черты продолжают сохраняться в картинах до конца жизни художника («Три музыканта», 1921, Музей современного искусства, Нью-Йорк).Вкус к резкой, разрушительной деформации оказался знаменем нового века.
В 1908-1909 годах Пикассо совместно с французским живописцем Жоржем Браком, влияя друг на друга, разработали новый стиль — кубизм, ставший радикальным поворотом от поисков художественного эквивалента реальности к ее полному пересозданию. Использовались нейтральные, преимущественно охристые, серые, коричневые и зеленоватые тона, характерные для живописи Сезанна, но заметно «утяжеленные», помутнелые; они комбинировались в геометрические формулы, обнажая некие изначальные «прототипы» человеческих фигур, вещей и мира природы («Королева Изабо», «Дама с веером», обе 1909; «Портрет Амброаза Воллара», 1910, все в Музее изобразительных искусств, Москва; «Дриада», «Фермерша», «Три женщины», ряд натюрмортов, 1909-1910, Эрмитаж). (Амброаз Воллар — французский коллекционер и меценат, один из тех, кто не только открыл, но и популяризировал творчество Сезанна, Ван Гога и других художников. В 1901 году в галерее Воллара в Париже состоялась первая выставка произведений Пикассо).
В 1907 года Пабло Пикассо создал композицию «Авиньонские девицы» (Музей современного искусства, Нью-Йорк) — большое панно, персонажи которого — посетители и девицы публичного дома в барселонском квартале Авиньон (так полагал поэт А. Сальмон, давший название произведению) — предстают бесполыми существами, некими устрашающими идолами. В произведении сочетаются разные стилистические манеры: розовые фигуры персонажей геометризированы, лики отдельных из них написаны в штриховой манере, имитирующей приемы африканских скульпторов. «Авиньонские девицы» произвели сенсацию, картина положила начало многим экспериментам.
Классический период
Наряду с циклом великанш и купальщиц, картины, вдохновленные «помпейским» стилем («Женщина в белом», 1923, Нью-Йорк, Музей современного искусства), многочисленные портреты жены («Портрет Ольги», пастель, 1923, частное собрание) и сына («Поль в костюме Арлекина», Париж, музей Пикассо) являют собой одни из самых пленительных произведений, когда-либо написанных художником, даже при том, что своей слегка классической направленностью и пародийностью они несколько озадачили авангард того времени.
В этих работах Пикассо впервые обнаруживается настроение, которое проявилось с особой силой уже позже и которое было присуще многим художникам в период между двумя войнами: интерес к стилям прошлого, ставшим культурным «архивом», и необыкновенная виртуозность в их переложении на современный язык.
Февраль 1917
В России происходит революция. Император Николай II отрекается от престола, формируется временное правительство. На три послереволюционных года Ольга потеряет связь с родными.
Тогда же Пабло Пикассо и Жан Кокто приезжают в Рим для работы над постановкой балета «Парад» с труппой Сергея Дягилева. Премьера проходит 18 мая в парижском театре Шатле.
В Риме 25-летняя Ольга знакомится с Пикассо, и осенью он едет вместе с ее труппой в Барселону. Там художник пишет один из первых портретов Ольги — «Ольга Хохлова в мантилье». Значимой деталью ее наряда была как раз мантилья — атрибут традиционного испанского костюма, для имитации которого Пикассо использовал скатерть.
Succession Picasso 2018
Пабло Пикассо. Ольга Хохлова в мантилье, лето-осень 1917. Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид
«Портрет Ольги в кресле», написанный несколько недель спустя с постановочной фотографии, обозначил полноправное вступление Ольги в творчество будущего мужа, увлеченного в это время переосмыслением неоклассицизма Жана-Огюста-Доминика Энгра.
Succession Picasso 2018
Пабло Пикассо. Портрет Ольги в кресле. Монруж, весна 1918. Национальный музей Пикассо, Париж
Во время гастролей Пикассо знакомит Ольгу с матерью. Мария Пикассо говорит ей о том, что ее сын не создан для семейной жизни, что с ним невозможно быть счастливой.
«Где-то лет 37 назад танцевала»
«В Москве выступали, в Красноярске выступали, в Улан-Удэ – тоже», — загибает пальцы на руке актриса Олеся Чудновская, которая танцует уже пятый год. Она отмечает: перед премьерой «Приюта комедиантов» волновалась, но не сильно. А вот её мама Нина Румынина заметно переживала, ведь ей предстоял театральный дебют: 13 декабря она впервые в жизни вышла на сцену в качестве актрисы. Иркутянка рассказывает: если бы ей лет пять назад сказали, что она будет танцевать в спектакле, ни за что не поверила бы.
«Перед премьерой мы с Олесей смеялись, я говорила: «Ну где-то лет 37 назад танцевала на дискотеке -и всё». А началось всё с того, что дочка захотела заниматься творчеством. И в один прекрасный момент мы нашли театр Владимира Лопаева. Так совпало, что он как раз только начал заниматься с такими детьми, как Олеся. Мы пришли сюда, но, если честно, я не верила в то, что она будет здесь танцевать: у дочки были проблемы с координацией движения и с тем, чтобы повторять за педагогом. Однако после первого занятия я увидела маленькое чудо: Владимир Николаевич работал с ней буквально час, и Олеся показала нам практически готовый номер. Я стала провожать её сюда несколько раз в неделю, и режиссёр как-то предложил: «Родители, приезжайте с формой и тоже занимайтесь», — рассказывает иркутянка.
Она говорит, что приняла приглашение. Сначала просто подумала, что танцы полезны для здоровья, а потом поняла, что творческие занятия — это больше чем фитнес, это как раз те часы, которые она может проводить вместе с дочерью.
«Мы, взрослые, вечно в суете — и в итоге: я весь день — отдельно, Олеся — отдельно, встречались только вечером. Но наше общение изменилось, нам есть, о чём поговорить: общие занятия, общие темы, общие эмоции. Дочка, конечно, за эти годы сильно изменилась — невозможно было не измениться. Я бы не сказала, что у нас очень много мест, где таких людей принимают. Школа, в которую ходила Олеся, разные ПТУ — всё равно идёт упор, что в них учатся дети с ограниченными возможностями. Здесь такого нет: мы на равных. Это просто счастье какое-то: ей не делают поблажек, с ней не сюсюкаются, к ней относятся как к обычному человеку, артистке», — рассказывает женщина.