Секреты картины пикассо «любительница абсента»

Голубые танцовщицы (1898)

Небольшой квадратный лист бумаги превратился в настоящий шедевр под искусной рукой Дега. Волшебство, очарование этой картины неоспоримо. Изящество балерин, изысканный голубой цвет делает работу узнаваемой и необычайно эстетичной.

Балерины и балет были для Дега одной из любимых тем. Он рисовал девушек в самых различных позах, ракурсах, как будто выхватывал из ленты времени маленький фрагмент движений балерин. Эта картина, скорее всего, похожа на современную фотографию. У неё необычный ракурс — вид сверху. Зритель видит только изящные шеи, плечи и талии танцовщиц. Каждая балерина занята своим делом: одна поправляет бретельку платья, другая — проверяет, как сидит танцевальный костюм на её прекрасных плечах, третья пытается рассмотреть через плечо свои ноги, а у четвертой зритель видит только затылок и часть спины — видно, что балерина нагнулась завязать бант на пуантах.

Особенность творчества Эдгара Дега

“Погода была серой, но в этом сером было больше перламутра, чем шифера”, — писал как-то художник в одном из посланий другу. Дега обладал удивительной способностью показать “перламутр” там, где другие видели лишь “шифер”. Художник находил прекрасное в самом непритязательном, одухотворяя любое проявление жизни. Поэтому любовью к человеку, истинным гуманизмом, высочайшим художественным совершенством проникнуто каждое его произведение.

Конечно в нашей статье мы не рассказали о многих картинах Эдгара Дега. Его творчество такое широкое и многогранное! Предлагаем посмотреть другие знаменитые картины художника:

Эдгар Дега. Хлопковая контора в Новом Орлеане.1873 г.Эдгар Дега.Две танцовщицы выходят на сцену.1878 г.Эдгар Дега.Танцевальный класс.1874 г.Эдгар Дега.Четыре танцовщицы.1902 г.Эдгар Дега.Танцовщица и тамбурин.1897 г.Эдгар Дега.Танцовщицы за кулисами. 1901 г.Эдгар Дега.Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо.1879 г.Эдгар Дега. Причёсывающаяся женщина.1885 г.Эдгар Дега.Ванна.1886 г.Эдгар Дега.Женщины на террасе кафе.1877 г.Эдгар Дега.В кафе.1877 г.Эдгар Дега.Модистки.1882 г.Эдгар Дега.У модистки.1883 г.Эдгар Дега.Пейзаж у моря.1898 г.

Творческие личности и влияние на них Абсента

«После первого стакана абсента видишь мир таким, каким хотел бы его видеть. После второго видишь несуществующий мир. И наконец ты видишь мир в точности таким, каков он есть, а хуже этого ничего не бывает» Оскар Уайльд

Первыми открывателями и ценителями стали писатели, поэты и художники – типичные представители парижской интеллигенции. Абсент не просто пили по праздникам и значительным датам, его обоготворяли, ему посвящали стихи, поэмы, писали картины.

Поэты «проклятого поколения» были уверены, что он дает им силу для творчества, вдохновения, помогает раскрыть сущность бытия, познать границы реального и воображаемого. Однако все эти убеждения были лишь плодом воображения и фантазии. Все это объясняется тем, что абсент обладает некоторыми галлюциногенными свойствами, а после и привыканием организма.

Ниже вашему вниманию представлен список самых знаменитых «абсентистов», изменивших мир литературы и искусства.

1. Винсент Ван Гог (1853-1890)


Пожалуй, Ван Гог является самым знаменитым «абсентистом». Доктора проводят прямую параллель между употреблением абсента и присутствующей желтой гамме на большинстве картин художника. Как долго он его пил – никто не знает, но существуют исторические факты, что его могли видеть с бокалом абсента, прогуливавшегося по улицам Парижа. Возможно, его психические расстройства, которыми он страдал, напрямую зависят от его алкоголизма.

2. Поль Мари Верлен (1844-1896) Поэт богемы и интеллигенции. Слава Верлена была очень большой, а вот репутацию он заслужил нехорошую: гениальный поэт, который пьет алкоголь и проводит время с проститутками. Постоянные спутники Верлена – поэт Рембо и абсент.

В 1895 он пишет «Исповедь», где упоминает про этот напиток: «…источник безумия и преступлений, идиотизма и позора». Он просит запретить его производство, так как чувствовал, что у него вырабатывается привычка пить его и днем и ночью. Из-за его пагубного влияния он не раз подвергал свою семью опасности, нападая на жену и пытаясь ее поджечь. Как оказывается, это было не единственным случаем: в припадке он стрелял в своего верного друга Рембо.

3. Чарльз Кросс (1842-1888) Кросс – выдающийся человек своей эпохи. Он занимал по праву достойную вершину в области химии и физики. Был как художником, так и музыкантом. Большое разочарование пришло к нему тогда, когда он не смог по финансовым вопросам получить патент на свое изобретение (1877 год, проигрыватель). Однако он был известен и как изобретатель телеграфа и цветной фотографии.

Интересен тот факт, что Кросс был завсегдатаем так называемых «абсент-кафе» в Париже и мог выпивать до двадцати порций абсента в день.

4. Алистер Кроули (1875-1947)

Кто еще так не будет защищать абсент как Кроули?

Он ему, можно сказать, поклонялся. Большинство его произведений посвящено именно абсенту. В своем эссе «Зеленая богиня» он пишет: «С абсентом связаны не только особые пороки и опасности, но и милости и добродетели, которых не даст никакой другой напиток».

5. Эрнест Хемингуэй (1899-1961) Не обошел стороной этот напиток и такого писателя как Хемингуэя. Он пил его даже после того, как абсент был запрещен во многих странах. Следы «зеленого зелья» мы можем обнаружить в таких его произведениях как «По ком звенит колокол» и «Смерть в полдень».

6. Пабло Пикассо (1881-1973)

Пикассо застал абсент в самый разгар его популярности.

В 1901 году он создает свои знаменитые работы: • «Любительница абсента», • «Пьющая абсент», • «Абсент».

Считая, что напиток помогает ему мыслить иначе и создавать тем самым «шедевры», он не прекращал его пить и созидать.

В 1914 году он заканчивает свою работу «Бокал абсента». Это произведение рвет некоторые шаблоны в области скульптуры. Художник так это комментирует: Меня заинтересовало отношение между настоящей ложкой и ненастоящим бокалом. Они сталкиваются друг с другом».

Было сделано шесть бронзовых копий, которые сам Пикассо расписал по-разному. Каждая работа была уникальной и признана обществом как произведение искусства.

Это далеко не весь список выдающихся писателей и художников, создававших свои шедевры под воздействием абсента… • Эдуард Мане – картина «Любитель абсента», • Эдгар Дега – полотно «Абсент», Бодлер, Тулуз-Лотрек, Гюго и другие.

Что изображено?

Женщина неопределенного возраста проводит время за столиком недорогого кафе с рюмкой абсента. К напитку подан только сифон с холодной водой, предположительно для разбавления. Она никуда не торопится, «мягкий» прием волшебного спиртного героиня совмещает с длительными раздумьями.

Южная внешность: темные глаза, черные брови и волосы, собранные в пучок, выдают тоску художника по родной Испании. Мужественное лицо, с широкими скулами, ровным ртом и узкими губами не передает каких-либо эмоций.

Левой рукой героиня поддерживает подбородок. Правой обхватывает левое плечо. Втянутая в плечи шея, фигура, сжавшаяся в комок, создает ощущение беспомощности и беззащитности. Замкнутость линий не оставляет какого-либо свободного пространства. О несломленном духе говорит осанка – ровная спина.

Отход от реализма к экспрессионизму позволяет нарушить пропорции тела, изобразить неестественную позу для передачи чувств и настроения девушки. Она полностью закрылась от окружающего мира.

Взгляд прищуренных глаз направлен в одну точку. Сквозь всех присутствующих она смотрит в себя, погруженная в собственные мысли и переживания. Признаки «абсентизма» в виде расслабленных мышц лица и широко открытых глаз отсутствуют. Употребление абсента дамой контролируется ею самой.

Ее столик размещен в углу темного зала, о чем свидетельствуют линии стыка стен и панелей. Женщина загнана в угол в прямом и переносном смысле.

Висящее рядом зеркало изображает ее иллюзии. Темный синий цвет в отражении представлен бесформенным пятном. По композиции видно, что он отступил перед светлыми тонами на задний план.

Четкие линии просматриваются только в фигуре

Художник слегка растушевал остальные контуры, создавая атмосферу малой важности обстановки

В композиции неоднократно изображены перекрещенные линии:

  • руки героини;
  • геометрическая фигура в отражении зеркала;
  • линии на стене;
  • крышка сифона.

Эти своеобразные знаки могут говорить об окончании важного жизненного периода

О́скар Уа́йльд (Oscar Wilde) 1854-1900

Известный своим удивительным остроумием и скандальным образом жизни, Уайльд был великим эстетом, прославляющим красоту ради красоты в серии сверкающих пьес, стихов, сказок и очерков.

В своем единственном романе «Портрет Дориана Грея» молодой человек испорчен чувственной снисходительностью и моральным безразличием.

Образ жизни Уайльда стал слишком возмутительным для чувств викторианцев, и в 1895 году он был заключен в тюрьму за гомосексуальные отношения с лордом Альфредом Дугласом.

Два великих стихотворения «Баллада о чтении в тюрьме» и «Де Профундис» были вдохновлены его тюремным опытом.

Оскар Уайльд часто упоминается как ярый любитель абсента. Однако нет достоверных фактов того, что он пил много абсента.

Никаких ссылок на абсент нельзя найти ни в одном из его произведений или писем. Знаменитые цитаты об абсенте, часто приписываемые Уайльду, были написаны другими авторами, якобы «цитирующими» Уайльда.

Эрне́ст Хемингуэ́й (Ernest Hemingway) 1899-1961

Самый известный широкому кругу людей любитель абсента.

В своей книге «Смерть после полудня» есть такие слова «С возрастом было всё сложнее выходить на ринг, не выпив три или четыре абсента, который, распаляя мою храбрость, несколько расстраивал рефлексы». Также в своём романе «По ком звонит колокол» Хемингуэй наделил главного героя Роберта Джордана привычкой пить абсент по вечерам своеобразным способом, приведённым выше.

В романе «Райский сад» Хемингуэй рекомендует на бокал с абсентом ставить стакан со льдом и маленькой дырочкой внизу, чтобы вода капала постепенно.

Писатель даже придумал коктейль «Смерть после полудня» для сборника о любимых напитках знаменитостей. «Налейте одну рюмку абсента в бокал для шампанского. Добавьте ледяное шампанское, немного взболтайте, пока оно не достигнет опалового помутнения. Пейте медленно от трёх до пяти бокалов этого коктейля».

Хемингуэй был большим «поклонником» напитка, он пил абсент еще задолго до его запрета.

Хемингуэй также несколько раз посещал Кубу, где также производили абсент, и более чем вероятно, что он привозил запрещенные бутылки с собой во Флориду.

Хемингуэй покончил с собой в 1961 году.

Актуальность: 06.10.2019

Метки: Абсент

Неклассический импрессионист

Термин «Импрессионизм» возник только в 1874 году после нашумевшей парижской выставки. Толчком стала картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (impression с фр. – впечатление). Но принципы направления формировались с 60-х годов XIX века, сторонники в эти годы уже группировались в кружки.

Дега не был типичным импрессионистом, в отличие от них он:

  • предпочитал закрытые пространства (хореографический класс, театр, кафе) и студийную работу,
  • не писал пейзажей, его излюбленными темами были балерины, прачки и скачки,
  • ставил превыше всего чёткий рисунок главного на картине, ничего не высветляя искусственно для придания ощущения праздничности,
  • не избегал чёрного цвета, его в работах предостаточно.

Но непринятием академизма и классицизма, а более всего своей удивительной и оригинальной передачей «впечатления» от увиденного, часто совершенно обыденного, Эдгар Дега безусловно импрессионист. Ощущение жеста и динамики – его конёк: неожиданные и даже неудобные для глаза «кадры», асимметрия объектов, персонажи, не подозревающие о художнике. К примеру, «Оркестр оперы» (1870): музыканты к зрителю спиной и в профиль, головы балерин на сцене просто «не поместились», основной цвет картины чёрный. Или «Звезда балета» (1876-1878), где прорисована только главная героиня, остальные частично видны из-за кулис и весьма расплывчато. Конечно, художник не импровизирует, композиции в его произведениях продуманы до мелочей. Впрочем, самому Эдгару Дега не нравилось стремление общества непременно причислить любого художника к определённому направлению в искусстве, с возрастом он старался соблюдать дистанцию от всех – был ярким и своеобразным индивидуалистом.

Кабаре и дно жизни в картинах Дега

Дега воплотил в своих произведениях не только любимый мир классического балета, но и мир дешевых парижских эстрад и кабаре. Портреты певиц и посетителей увеселительных заведений порой трагичны по характеристике, но человечны. Ночной Париж, увиденный глазами городского человека и запечатленный в произведениях Дега стал новой страницей в мировой живописи.

Эдгар Дега.Певица с перчаткой.1878 г.Эдгар Дега.Кафе-концерт в Амбассадоре.1877 г.

Картина “Абсент”

В картинах на темы жизни “дна” Дега остается сторонним свидетелем. У него нет горькой насмешки или иронии. Лишь в одном произведении он отступил от обычной беспристрастности. Опустошенность, безысходность, падение, страшное ощущение одиночества двух людей, сидящих вместе, но потерявших интерес друг к другу и ко всему окружающему, пронизывают ее. Сочетания перламутровых, желтовато-серых, розовых и глубоких коричневых тонов выявляют скрытый драматизм произведения. “Абсент” — назвал эту работу Дега.

Эдгар Дега.В кафе (Абсент).1876 г.

«Голубые танцовщицы». Картины Дега

Рассуждая о своем творчестве, Дега говорил, что когда художник пишет с натуры, то всегда отвлекается на детали, его глаз перестает замечать основное. Другое дело, когда он делает это по памяти — тогда через линию все выкристаллизовывается в одну общую идею. Натурщицы Дега, как правило, занимались повседневными делами: стирали, купались, расчесывали волосы. А он, расставив в мастерской лестницы и развесив зеркала, внимательно наблюдал за ними, запоминая невиданные до этого ракурсы. Когда женщины уходили, Дега начинал творить.

В начале 70-х годов XIX века художник увлекся балетом. На своих полотнах он не хотел изображать балерин как зритель, его больше интересовали движения, одежда, наконец, что-то личное в каждой из танцовщиц. Именно балет, в котором Дега видел не только изящество, грациозность, волшебство, но и изнурительный ежедневный труд, принес ему невиданный успех.

Наблюдая за балеринами на репетициях, художник не делал зарисовок, понимая, что это будет отвлекать «натурщиц». Он запоминал. В личных документах Дега были обнаружены негативы одной-единственной балерины в различных ракурсах. Существует мнение, что именно по ним была создана одна из лучших композиций художника «Голубые танцовщицы».

Голубые танцовщицы, 1897 год. (wikipedia.org)

Другую серию картин Дега посвятил совсем иным женщинам — прачкам, гладильщицам, модисткам. Но одно в его работах осталось неизменно: женщины, занимаясь монотонным, тяжелым трудом, отдают часть себя, чтобы сделать жизнь других людей красивее и чище.

На многих полотнах Эдгара Дега главные действующие лица — купальщицы. Другие живописцы, изображая обнаженных женщин, любуются их телами, подчеркивают достоинства своих натурщиц. На картинах Дега женщины не позируют. Они даже не подозревают, что за ними наблюдают. Принимая ванну или отдыхая, они всегда естественны и непринужденны.

Юность Дега

Дега родился в Париже 19 июля 1834 года в аристократической семье. Его отец- крупный банкир и человек широко образованный- рано познакомил сына с искусством, сокровищами Лувра, ввел в круг художников и знаменитых парижских коллекционеров. Это конечно не означало, что Дега готовили к карьере художника. Знакомство с искусством было обязательной частью светского образования. А самого Эдгара, как это подобало выходцу из аристократического семейства, определили в юридическую школу. Но надо было обладать смелостью и решительностью, чтобы нарушить традицию, непреложную для людей его круга. Молодой человек сумел остаться верным призванию: он покидает юридическую школу ради Школы изящных искусств.

Интересные факты

С произведением связаны несколько небольших, но интересных фактов.

Холст

Для новой композиции «Любительница абсента» молодому Пикассо нужен был холст, купить который он не мог себе позволить. Жизнь между Барселоной и Парижем изматывала художника и лишала средств к существованию.

Чтобы выйти из положения, он взял одну из своих прежних работ, предположительно, 1900 года с изображением танцующих канкан и закрасил изображение беспорядочными движениями. Под мазками полусухой кисти  случайно осталась видна голова танцовщицы с рыжими волосами.

Такой холст в грунтовке не нуждался. Новый сюжет он изобразил на обратной стороне, предварительно проклеив ее. Вынужденная технология создала редкий живописный эффект. Холст имеет особую матовость с сохранением «зерна».

Подрамник

Для прежней работы он был сколочен наспех из легких планок. Для нового произведения пригодился тот же непрофессионально выполненный подрамник. Шедевр с мировой известностью до сегодняшнего дня находится на этой основе.

Название

В архиве французского галериста Канвейлера полотно называлось «Женщина с бокалом абсента» («La femme au verre d`abssinthe» – фр.) Он приобрел его у мастера в 1909 году.

Московский купец и коллекционер  Сергей Иванович Щукин, выкупив шедевр у Канвейлера, дал ей название «Пьяница». Смена названия была связана с начавшимся в 1905 году запретом абсента в Европе.

После эмиграции Щукина (1918) коллекция была национализирована. Произведение попало в Эрмитаж. Нынешнее название появилось после изучения архивов Канвейлера. Второе название шедевра – «Аперитив» менее известно.

Портрет души

По мнению некоторых искусствоведов, в обличии любительницы художник изобразил портрет своей души в трудный для него период жизни.

В картине «Любительница абсента», как и в других своих работах, художник не критикует социальные порядки. Он поднимает вопросы о месте человека в мире, об отношении к себе и другим.

Абсент (1893)

Перед зрителем разворачивается довольно интересный сюжет. В кафе за столиком сидит странная пара — трезвый мужчина с трубкой и выпившая женщина. Перед ней стоит бокал с абсентом. Поза женщины расслаблена, она бесцеремонно выдвинула вперёд ноги, опустила плечи. Её веки отяжелели и чуть прикрывают глаза. Она пьяна и абсолютно безразлична к окружающему миру. Мужчина, по всей видимости, не является спутником дамы. Он смотрит в окно с безучастным видом.

На картине изображено утро, о чём свидетельствует утренняя газета в руках господина, чьими глазами мы наблюдаем эту сценку. У дамы и у мужчины, видимо, была бурная ночь.

Действие абсента имеет определённый эффект на человека. Изрядно выпившие люди становятся равнодушными ко всему на свете, отчуждёнными. Дега смотрит на эту пару трезвым взглядом и подчёркивает пагубность этой привычки. А ведь пристрастие к абсенту было бичом XIX века.

7

Абсент (1893)

Перед зрителем разворачивается довольно интересный сюжет. В кафе за столиком сидит странная пара — трезвый мужчина с трубкой и выпившая женщина. Перед ней стоит бокал с абсентом. Поза женщины расслаблена, она бесцеремонно выдвинула вперёд ноги, опустила плечи. Её веки отяжелели и чуть прикрывают глаза. Она пьяна и абсолютно безразлична к окружающему миру. Мужчина, по всей видимости, не является спутником дамы. Он смотрит в окно с безучастным видом.

На картине изображено утро, о чём свидетельствует утренняя газета в руках господина, чьими глазами мы наблюдаем эту сценку. У дамы и у мужчины, видимо, была бурная ночь.

Действие абсента имеет определённый эффект на человека. Изрядно выпившие люди становятся равнодушными ко всему на свете, отчуждёнными. Дега смотрит на эту пару трезвым взглядом и подчёркивает пагубность этой привычки. А ведь пристрастие к абсенту было бичом XIX века.

7

Почему абсент?

Обращение к «вульгарному» реализму было характерно для многих художников этого периода. В произведениях изображалось не просто пьянство, как социальный порок общества. Мастерами кисти был запечатлен исторический факт «проклятия» Франции, отразившийся во всеобщем увлечении «благородным» напитком – абсентом.

Крепкая настойка на горькой полыни и анисе на рубеже веков во Франции оказалась на пике популярности, как у бедняков, так и у интеллектуалов. Высокое содержание туйона, приправленное хорошим градусом обеспечивало легкое возбуждение и эйфорию. Видения в оригинальных формах и необычных цветах, полученные вместе с абсентом, вызывали творческий всплеск. Общественность воспринимала его не как «угарное зелье», а как напиток творческих личностей. Слегка измененное под его влиянием сознание помогало найти ускользнувшую музу.

Попав в Париж, Пабло не стал исключением. Он стал такой же любитель абсента, как и другие художники в его окружении.

Через призму событий, происходящих в обществе того времени, сюжет сложно назвать оригинальным. Тему одиночества и опустошения многие художники неоднократно поднимали в своих произведениях. И все, как правило, изображали людей со стеклянным взглядом за столиком в кафе.

Однако у Пикассо в его произведении «Любительница абсента» есть особенности, на которые следует обратить внимание

Танцовщица в своей гримерной.

Эдгар Дега. Танцовщица в своей гримерной. 1881 г. Художественный музей Цинциннати, Огайо, США.

Дега, пожалуй, чаще изображал танцовщиц не на сцене, за прямым их занятием, а в совершенно обыденных обстоятельствах.

Так, у него есть несколько картин танцовщиц, занятых своим туалетом в гримёрных. Вместе с художником мы как бы подглядываем за закулисной жизнью артисток. И здесь нет места постановке: вещи на полу и столике лежат в легком беспорядке. Эту неряшливость подчёркивают небрежные мазки синей и чёрной краски.

Еще об одной необычной картине с балеринами читайте в статье “Танцовщицы Дега. История спасения одной картины”.

А́вгуст Стри́ндберг (August Strindberg) 1849-1912

Шведский драматург, писатель и автор коротких рассказов.

Объединил психологию и натурализм в новой европейской драме, которая превратилась в драму экспрессионистов.

Его пьеса «Мисс Джули» (1888) сегодня остается наиболее концентрированным примером первого шага в развитии современной драмы, потому что она разбила старые иллюзии о значении и ценности человеческого существования, а также предположения 19-го века о том, как существование могло быть представлено в театре.

Во время своего пребывания в Париже в 1880-х годах он сталкивался с абсентом, как и все остальные люди во Франции того времени.

Абсент упомянут в нескольких работах автора.

Наперекор правилам

Глядя на «Голубых танцовщиц», можно подумать, что Дега сумел изобразить девушек в тот миг, когда они и не подозревали чужого присутствия. Согласитесь, для художника, пишущего картину по меньшей мере несколько часов, остаться незамеченным крайне сложно.

Исследователи не исключают, что свою знаменитую картину Дега создал по фотокарточке. На это могут указывать и обрезанные края (у одной из балерин чуть обрезана макушка). Фотографу сделать свою работу исподтишка гораздо проще. А если так, то Дега использует виртуозный приём. Мы словно наблюдаем за действующими лицами картины, причём они нас не видят. Это напоминает подглядывание в замочную скважину. Кстати, подобный приём Дега использует в картинах с купальщицами.

На картинах художника балерины далеко не всегда изящныЭдгар Дега «Танцовщица в своей гримерной», 1880 годМестонахождение: Фонд Оскара Рейарта, Винтертурец, Швейцария

Хочу отметить, что Дега был равнодушен к женщинам, которых писал. Именно поэтому балерины далеко не всегда изящны на его картинах, а иногда даже предстают в не самом выгодном свете. Художник стремился показать не парадную картинку, какую видит зритель в театрах, а настоящую жизнь, суть работы тех же балерин.

Изящество появляется на сцене, а вот предшествует ему тяжёлый труд. Но почему-то в «Голубых танцовщицах» Эдгар Дега решил отойти от привычных своих принципов. Здесь наперекор всему балерины выглядят крайне грациозными и обворожительными. Но почему так? Это так и останется загадкой живописца.

Композиция «Голубые танцовщицы» в исполнении хореографического коллектива «Кабриоль» / balakirev.arts.mos.ru

Картина «Голубые танцовщицы» была достойно оценена ещё при жизни автора – её приобрели за 60 тысяч франков. Увы, деньги эти не принесли счастья Эдгару Дега. До конца своих дней он так и оставался отшельником, живущим в одиночестве в своём “странном” доме. Однако именно «Голубые танцовщицы» стали воплощением мастерства и гения этого необыкновенного человека.

Звезда (1876-1877)

Дега обожал балет, это видно, с какими любовью и трепетом он изображал своих балерин. Волшебный мир театра привлекал Художника со всех сторон — со стороны сцены, стороны кулис, балетных классов. Его интересовал весь процесс подготовки к балету. Именно пастель смогла вознести балерин Дега на уровень небожительниц. Изысканные мягкие тона, нежность, воздушность и прозрачность делают его работы превосходными. Центральная фигура картины — балерина, которая парит в воздухе, касаясь сцены кончиком пуантов. Она белоснежная, вся светится изнутри.

На заднем плане декорации и кулисы. Из-за декорации видна фигура респектабельного человека, мецената, роль которого в жизни примы неоднозначна. Эта фигура возвращает зрителя из волшебной страны эльфов в суровую земную жизнь.

5

Стиль демократизма в картинах Дега

Более всего Дега ненавидел “модную красоту” в живописи и в лицах, уничтожавшую все неповторимое, не соответствующее светскому вкусу. Не без иронии признается он в одном из сонетов (Дега оставил несколько десятков прекрасных стихотворений) в “испорченности собственного вкуса”. Приветствуя молодую балерину, он написал: “Но пусть не зная бед, и в золотых дворцах она хранит хоть след (увы, таков мой вкус!) от уличного детства”.

В исторических картинах, созданных под воздействием академических традиций, он изображал античных героинь с лицами девчонок из парижских предместий (”Спартанские девушки вызывают на состязание юношей”). Но ни о какой отвлеченности и идеальности не могло быть и речи в портретах современников.

Эдгар Дега.Спартанские девушки вызывают на состязание юношей. 1860 г.

Демократизм искусства Дега, обусловленный вниманием к жизни разных слоев французского общества, стал его озознанной художнической позицией. Слащавой красивости салонной живописи он противопоставлял красоту, присущую будничным явлениям жизни

Поиски характерного привели Дега к отказу от статичности композиций, к попыткам через ассиметрию построения, неожиданность ракурсов передать живое ощущение реальности.

Остановленное мгновение, характерное для картин импрессионистов, присуще и живописи Дега. Стремительность движения персонажей в картине “Площадь согласия” напоминает кинокадр. Недаром один из величайших кинорежиссеров 20-го века , С.Эйзенштейн, вспоминал в своей работе “История крупного плана” о “несравненных композициях Эдгара Дега”.

Эдгар Дега.Площадь Согласия.1875 г.

Гладильщицы (1884–1886)

Фигура гладильщицы, зевающей от своей однотонной, утомительной работы, стала символом работницы XIX века. Женщина решила передохнуть и выпить немного вина. Её поза и весь внешний вид говорит о том, как у неё ноет спина, болят руки. Рядом с ней вторая гладильщица продолжает отутюживать ткань тяжёлым чугунным утюгом. Её усталость видно в напряжённой позе, когда она, опустив голову, пытается со всех сил давить на утюг обеими руками. Это тот Париж, который скрывается за яркими витринами и вывесками богатых магазинов и отелей. Повседневная тяжёлая безысходность работниц делает их жизнь невыносимой.

Дега отработал новую технику, когда грубый холст и грубые мазки создают на картине эффект пастели. Гуманизм картины как раз кроется в этой жёсткой живописи. Зрителю становится невыносимо жаль этих тружениц. И если это так, то Дега смог сдвинуть огромную глыбу проблем женского труда в Европе XIX века.

2

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: